ВЫСТАВКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ Л.Н. ТОЛСТОГО
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 05 Ноя 2019, 09:31 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| 2018 год: ТОЛСТОЙ - ТУРГЕНЕВ - ДОСТОЕВСКИЙ - ДРАМА ОТНОШЕНИЙ
О непростых отношениях, сложившихся между писателями, рассказывает выставка, открывшаяся в Толстовском центре на Пятницкой. Писательство - штука беспощадная. Судьбы крупных писателей сами по себе достойны романа. А чего стоит разобраться в отношениях внутри литературного мира! Дружбы, ссоры, взаимное притяжение и неприязнь - сложное переплетение творчества и личных отношений заслуживает отдельного исследования. Не всегда при этом литературного. Летом 2018 г. в Толстовском центре открылась интереснейшая выставка, посвященная взаимоотношениям 2-х крупнейших писателей XIX в. - И.Тургенева и Л.Толстого. Приуроченная к 190-летнему юбилею Толстого и 200-летнему юбилею Тургенева, она рассказывает о непростых отношениях, сложившихся между писателями, вводит всех заинтересованных в лит. атмосферу 2-й половины XIX в. Так что эта экспозиция - тоже своего рода исследование. Что же выяснилось в результате? Об этом рассказывает завотделом "Толстовский центр на Пятницкой-12″ Гос. музея Л.Н. Толстого О.Голованова.
- Ольга Викторовна, выставка предварена строками Тургенева:"Нам суждено любить друг друга издали", между тем, насколько я помню, начинались отношения Тургенева и Толстого с самой пылкой дружбы... - Скажу больше: Тургенев начал разыскивать Толстого за несколько лет до их очного знакомства. Дело в том, что в журнале "Современник", которым руководил тогда Некрасов и где Тургенев был "козырным" автором, в 1852 г. за подписью "Л.Н." была опубликована первая повесть Толстого, "Детство". Толстой служил тогда на Кавказе, и никто поначалу не знал, кто скрывается за этим псевдонимом. Критики заговорили о новом лит. таланте, по словам И.Панаева, даже несколько оробели перед ним. Все старались узнать имя нового автора, а наиболее всех, как писала тетушка Толстого, был этим заинтересован Тургенев, расспрашивая соседей по имению, нет ли у сестры Толстого, Марии Николаевны, на Кавказе брата, который пробовал бы себя в литературе. Но на Кавказе служили тогда 2 брата Толстых - Лев и Николай. Последний тоже определенно имел лит. дарование и не стал писателем лишь потому, что не имел тех необходимых писателю недостатков, без которых писательство невозможно: он был начисто лишен честолюбия, сознания особой писательской миссии, желания все поверять бумаге.
В 1854 г. Толстой отправил в "Современник" первую часть будущих "Севастопольских рассказов" - "Севастополь в декабре 1854 г.", - который был опубликован и вызвал восторженную реакцию публики и даже молодого императора Александра II, просившего беречь "талантливого офицера". Тургенев, уже зная, кто является автором "Детства", написал Толстому письмо, уговаривая его не испытывать судьбу, а уезжать из Севастополя, не подвергая себя опасности. Осенью 1855-го, когда с падением Севастополя Крымская война фактически закончилась, Толстой был отправлен курьером в Петербург. К тому времени он был уже известным автором, тяготился военной службой и мечтал о карьере писателя. Поэтому по приезде своем в столицу он отправляется к Тургеневу, который с восторгом принимает его и вводит в круг авторов "Современника"...
- Толстой ведь даже поселился на квартире у Тургенева. Но это совместное бытование длилось недолго. Тургенев был лит. "генерал", пользовался неоспоримым авторитетом, а Толстой - он и в молодые годы был ершист и склонен к ниспровержению авторитетов. В этом смысле лит. опека Тургенева быстро должна была ему надоесть... - Да, первый, "восторженный" период отношений Тургенева и Толстого длился недолго. Но он был. В ноябре 1855 г., через 2 недели после приезда Толстого в Петербург, Тургенев сообщает критику Анненкову: "Вообразите: вот уже более 2-х недель как у меня живет Толстой - и что бы я дал, чтобы увидать вас обоих вместе! Вы не можете себе представить, что это за милый и замечательный человек, хотя он за дикую рьяность и упорство буйволообразное получил от меня название Троглодита! Я его полюбил каким-то странным чувством, похожим на отеческое..."
Тургенев, который был на 10 лет старше Толстого, поначалу пытался не то чтобы опекать Толстого, но, по крайней мере, "вживить" его в ту лит. среду, к которой принадлежал сам. Отчасти это удается ему. Некрасов полон благоговения перед новым автором и прочит ему великое будущее, называя его надеждой русской литературы. Но Толстой не склонен упиваться этими похвалами. Дело в том, что лит. окружение Некрасова, которое выросло из кружка Белинского - Гончаров, Панаев, Григорович, Дружинин, Соллогуб, - было квинтэссенцией либеральной интеллигенции со всеми вытекающими плюсами и минусами. Здесь поругивали власть, говорили о своей любви к народу и возмутительности крепостного права, вообще, собираясь, говорили много и красно, чего Толстой терпеть не мог. Уже в ноябре 1855 г. он пишет сестре Марии Николаевне, что хотя ему и нравится умная беседа с писателями и удобства жизни, которые он нашел в Петербурге, но," к несчастью, я чувствую, что я уж слишком отстал от них, - в гостиной, мне хочется развалиться, снять штаны и сморкаться в руку, а в умной беседе хочется соврать глупость".
Доходило до случаев комичных: однажды на квартире у Некрасова Толстой заспорил о чем-то с Тургеневым, тот, не выдержав спора, тонким голосом закричал, что не может спорить, что у него бронхит, и стал метаться по комнатам. Григорович вспоминал, что в ответ Толстой саркастически обронил: бронхит! Бронхит - это выдуманная болезнь! И вообще - бронхит - это металл!". У хозяина - Некрасова - душа замирает: он боится упустить и Тургенева и Толстого, в котором чует капитальную опору "Современника", и приходится лавировать. В предупреждение катастрофы подхожу к дивану и говорю: "Голубчик Толстой, не волнуйтесь! Вы не знаете, как он [Тургенев] вас ценит и любит!" - Я не позволю ему ничего делать мне назло! Это вот он нарочно теперь ходит взад и вперед мимо меня и виляет своими демократическими ляжками!" - говорит с раздувающимися ноздрями Толстой,
Но не всегда дело заканчивалось так безобидно. Первая серьезная размолвка с авторами "Современника" произошла у Толстого в феврале 1856 г. из-за Ж.Санд. Писатели обедали у Некрасова. Речь зашла о новом романе Ж.Санд, который все нахваливали. Толстой молчал -молчал, но под конец не выдержал и, объявив себя ненавистником французской писательницы, сказал, что "героинь ее романов, если бы они существовали в действительности, следовало бы... привязывать к позорной колеснице и возить по петербургским улицам. Ж.Санд была, как известно, ярой сторонницей женской эмансипации. Щекотливость момента заключалась в том, что среди присутствующих как минимум двое - Тургенев и Некрасов - состояли в любовных отношениях с такими эмансипантками. Тургенев - с П.Виардо, с которой, кстати, Ж.Санд писала главную героиню своего романа "Консуэло", а Некрасов - с Авдотьей, женой своего друга и соиздателя "Современника" И.Панаева...
- Это после этого случая у Толстого с Тургеневым дело дошло чуть ли не до дуэли? - Нет, на этот раз резкие слова Толстого были ему прощены и дело забылось. Толстой продолжал печататься в "Современнике", где наконец обрел полное лит. имя: напечатанный в 1-м номере 1856 г. "Севастополь в августе 1855 г." он впервые подписал: "граф Л.Н. Толстой". Тогда же он посвятил Тургеневу свой рассказ "Рубка леса", что очень Ивана Сергеевича растрогало. Он признался, что ничто еще в его лит. карьере так не льстило его самолюбию. Вообще, расхождение Толстого с Тургеневым, да и со всем кругом "Современника", подготовлялось исподволь, и главной причиной было неодолимое несходство характеров. "Сердечно сблизиться с Толстым я не могу. Он слишком иначе построен, чем я. Все, что я люблю, он не любит и наоборот. Мне с ним неловко и ему, также, вероятно, со мною. Но из него выйдет человек замечательный и я первый буду любоваться и рукоплескать издали". - писал Тургенев Анненкову.
- Толстой сам постоянно пишет, что он то поссорился с Тургеневым, то вроде вновь сошелся. Это тянется добрых 2 года. Но все-таки во время первого своего заграничного путешествия, оказавшись в 1857-м в Париже, Толстой направляется к кому? К Тургеневу. - Да. И Тургенев вновь берет его под свое отеческое крыло: знакомит с Парижем, вновь пытается ввести в круг своей европейской жизни и интересов. Все-таки Тургенев был известен как мастер европейской литературы, они с П.Виардо держали лит. салон, где постоянными гостями были Флобер, Доде, Гонкур, Золя. Но Толстого эта жизнь по большому счету не интересует. Он весь в российской проблематике. Кроме того, Толстого не может не коробить жизнь Тургенева "на краю чужого гнезда" в семье Виардо. Жизнь втроем для него неприемлема. Для Толстого семья - святыня; раз созданные семейные отношения должны быть нерушимыми. Он в связи с этим верно подмечает, что Тургенев не любит, а любит любить. Отсюда, наверное, несчастная душевная судьба всех тургеневских героинь - их любовь, их порыв никогда не достигают цели. Чувство так ни во что и не воплощается. Ибо "любить любить" - значит оставаться вечным влюбленным, вечным женихом.
В парижском дневнике Толстого много справедливых и много несправедливых упреков Тургеневу, но заканчивается дневник такой записью: "Заехал к Тургеневу. Оба раза, прощаясь с ним, я, уйдя от него, плакал о чем-то. Я его очень люблю. Он сделал и делает из меня другого человека". Тургенев по-своему откликается на появление в Париже Толстого: "Толстой... поумнел очень, но все еще неловко ему с самим собою. Но я радуюсь, глядя на него: это, говоря по совести, единственная надежда нашей литературы". И вот странно, что и из этих слез, из этих надежд родилась история, которая чуть не привел Толстого и Тургенева к дуэли. Весной 1861 г. Тургенев вернулся в Россию, где жил наездами и тут же написал письмо Толстому о желании повидаться. Решили, что лучше всего сделать это у общего друга А.Фета, который незадолго до того приобрел имение Степановку, которое ни Тургенев, ни Толстой еще не видели. Толстой приезжает к Тургеневу в Спасское-Лутовиново. Оттуда Тургенев сообщает Фету, что они вместе с Толстым едут к нему. Происходит очень радушная встреча. Потом обед. За обедом Тургенев вдруг очень подробно начинает рассказывать историю своей дочери Полинет-Пелагеи, в молодости прижитой им от белошвейки Дуняши, и в конце концов им признанной. Он, очень гордясь, рассказал, что гувернантка-англичанка требует с него каждую неделю определенную сумму, которую Полинетт должна раздать бедным, а в последнее время придумала для нее еще и такую благотворительность: собирать рваную одежду бедняков и чинить ее для них. Толстой, нетерпимый к любой искусственности и ненатуральности, сказал, что "разряженная девушка, держащая на коленях грязные и зловонные лохмотья, играет неискреннюю, театральную сцену". - Я вас прошу этого не говорить! - воскликнул Тургенев с раздувающимися ноздрями. - Отчего же мне не говорить того, в чем я убежден, - отвечал Толстой...". Фет крикнул Тургеневу: "Перестаньте" - но тот, бледный от злобы, выпалил в лицо Толстому: "А ежели вы будете так говорить, то я вам в рожу дам!"
Наверное, никто и никогда не говорил графу Толстому таких слов. Тургенев выбежал из комнаты, потом ворвался вновь с извинениями, но все уже было скомкано. И он спешно уехал в Спасское, Толстой поехал в Новоселки к зятю Фета Борисову. И там написал Тургеневу письмо, в котором требовал извинений и для себя, и для Фета. Все-таки сцена была безобразная. Ответ Толстой попросил доставить ему на почтовую ст. Богослово. Тургенев ответ написал, но отправил его в Новоселки, откуда Толстой уже уехал. Так начинается история с письмами. Дело в том, что второе и третье письмо Толстого Тургенев уничтожил. Во втором, по позднейшим записям С.А. Толстой, так и не получивший пока письма с извинениями, предлагал Тургеневу встретиться на опушке леса у Богослово с ружьями. В третьем письме, - получив наконец тургеневские извинения, - Толстой, вроде бы, написал: "Вы меня боитесь, а я вас презираю". Отношения были разорваны. Конечно, только на очень поверхностный взгляд они поссорились из-за гувернантки, з-за пустяка. В этом коротком споре были затронуты очень важные вещи и для того, и для другого. Их взгляды на мир оказались диаметрально противоположны. Не случайно в своем дневнике по поводу ссоры с Тургеневым Толстой записал: "он подлец совершенный, но я думаю, что со временем не выдержу и прощу его". Но для примирения потребовалось 17 лет...
- Толстой, и Достоевский перешагнули границы своего времени. Для современной образованной публики они остаются актуальным чтением. А вот Тургенев остался в границах своего времени. Сегодня, чтобы читать его, нужно специальное время найти да отыскать"очки с диоптриями", нацеленными на XIX в. Тургенев ощущал это? - Безусловно, ощущал. Он сам себя еще в 50-е годы называл "писателем междуцарствия" - то есть между Гоголем и "будущим главою". По этим меркам и предлагал судить все тогдашнее поколение литераторов.
- Другое дело, что он этого будущего главу поначалу не разглядел ни в Достоевском, ни в Толстом. И в этом смысле хотелось бы узнать, как складывались отношения Тургенева и Достоевского. - Как ни странно, история их отношений очень похожа на толстовскую - сначала бурная дружба, восхищение и попытки сблизить "молодое дарование" с кружком Белинского-Некрасова, а потом насмешки, придирки и в результате - ссора. Собственно, Достоевского, 2 года как вышедшего в отставку после окончания Инженерного училища, открыл Григорович, который некоторое время снимал одну с ним квартиру. Он первый прочитал дебютный роман Достоевского, "Бедные люди", пришел в восхищение. Передал роман Некрасову, а тот уже, прочитав роман Белинскому, прокричал: "Новый Гоголь явился!" Покуда Достоевский работал над текстом романа для публикации его в некрасовском "Петербургском сборнике" - некрасовского "Современника" тогда еще не было - в кружке Белинского говорят, что автор - гений. Ему едва ли не поклоняются. И вот роман в 1846 г. выходит. Однако для Достоевского триумф продолжается недолго. Было что-то неумолимо гаденькое в лит. окружении Некрасова: во всяком случае, А.Панаева, бывшая свидетельницей разных лит. историй, пишет в мемуарах, что как Толстого подначивали в 1856 г., так же в 1846 г. подначивали и Достоевского. Могли придраться к одной фразе, к выражению лица, к манере говорить. И, что интересно, первым зачинщиком всех этих подначек и насмешек был в обоих случаях один и тот же человек - Тургенев. Но если Толстого Тургеневу так ни разу и не удалось вывести из себя, то Достоевскому, как человеку нервному и ранимому, пришлось хуже. Почувствовав эту ранимость, Тургенев доводил Достоевского до бешенства, что Ивана Сергеевича как раз и веселило. Кончилось тем, что Некрасов с Тургеневым сочинили на Достоевского стишок:
Рыцарь горестной фигуры, Достоевский, милый пыщ, На носу литературы Рдеешь ты, как новый прыщ..
- Если это и шутка, то очень дурного тона. Но каково: за один год из "гения" и "нового Гоголя" превратиться в "пыща" и "прыщ"... - Достоевский был взбешен. Он кинулся к Некрасову, кричал, что запрещает тому публиковать рецензии на его сочинения. К тому же и великий Виссарион сменил милость на гнев: он раскритиковал новую повесть Достоевского, "Двойник", - ее новаторство в полной мере было оценено только в ХХ в., чем дал повод критикам натуральной школы писать о Достоевском с сарказмом, как о непризнанном гении. Разрыв с "Современником" стал неизбежен. В дальнейшем до ареста Достоевский печатался в "Отечественных записках" Краевского, а после каторги и службы рядовым - так и вовсе в "Русском вестнике" Каткова, где, кстати, печатали свои лучшие произведения и Тургенев, и Толстой. Однако, вернувшись после государева помилования в 1859 г. в Петербург, Достоевский, продолжавший интенсивно работать, пришел в себя, обрел новую уверенность и возобновил свои отношения с Тургеневым. Их переписка 1860–1865 гг. может быть даже названа дружеской: их интересовало мнение друг друга. Тургеневу понравились "Записки из Мертвого дома" Достоевского, тот, в свою очередь, оценил "Дворянское гнездо" и один из немногих - "Отцов и детей". Тургенев даже писал Достоевскому, что он один верно понял образ Базарова.
- Но развела их все та же литература. - Да. Дело в том, что из каторги и ссылки Достоевский вернулся глубоко религиозным человеком, для которого был один идеал - Христос. В идейном плане он был убежденным почвенником, в полит. - убежденным монархистом. Тургенев был атеист, раскованный либерал-западник, для которого было очевидно, что никакого собого, а тем более мессианского пути у России быть не может, а что это просто отсталая страна, плохо еще усвоившая уроки цивилизации Запада. Со всей резкостью это сфокусировалось в новом тургеневском романе, "Дым". Когда роман вышел, Достоевский был в Баден-Бадене. Здесь же на Villa Tourgueneff проживал Тургенев, переехавший в Германию из Франции вслед за Виардо, поскольку муж Полины был противником правящего во Франции императора Наполеона III. Достоевский был очень задет "Дымом", который, по его словам, "подлежал сожжению от руки палача" и решил пойти к Тургеневу, чтобы выяснить отношения. Этот эпизод он описывает в своем письме А.Майкову: "...Я, хоть и откладывал заходить к Тургеневу, решился наконец ему сделать визит. Я пошел утром в 12 часов и застал его за завтраком. Откровенно Вам скажу: я и прежде не любил этого человека лично. Не люблю тоже его аристократически-фарисейское объятие, с которым он лезет целоваться, но подставляет Вам свою щеку. Генеральство ужасное; а главное, его книга "Дым" меня раздражила. Он сам говорил мне, что главная мысль, основная точка его книги состоит в фразе: "Если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве..." С этим Достоевский согласиться никак не мог. Между писателями произошел окончательный разрыв.
В следующий раз Тургенев и Достоевский встретились только в 1880 г. в Благородном собрании в Москве, где Федор Михайлович, уже тяжело больной, выступал со своей знаменитой Пушкинской речью по поводу открытия памятника Пушкину. Говорят, когда среди истинно русских женских характеров Достоевский, наряду с пушкинской Татьяной и толстовской Наташей Ростовой, назвал Лизу Калитину из "Дворянского гнезда", зал взорвался аплодисментами - Тургенев еще не изжил своей популярности. Иван Сергеевич был искренне тронут. Он со слезами на глазах бросился обнимать Достоевского. Однако прочитанная им, в свою очередь, речь, которую Достоевский расценил как заигрывание с революционной молодежью, была во всех идейных предпосылках противоположна речи Федора Михайловича. Больше писатели никогда не встречались. Достоевский умер в самом начале 1881 г., Тургенев ненадолго пережил своего оппонента - его не стало в сентябре 1883-го...
- А как относился к Достоевскому Толстой? Ведь они не были даже знакомы. Но писательская интуиция не может подвести в отношении сосуществующего рядом с тобой мощного писательского дарования. Толстой должен был чувствовать Достоевского, следить за его творчеством... - Разумеется, у Толстого, как и у всех критиков и писателей того времени, много претензий к Достоевскому по качеству торопливого письма, "ненатуральных" диалогов, в которых все персонажи говорят языком автора. Но это очень поверхностный уровень. Толстой очень ценил Достоевского за его нравственные искания, за поиск Христовой искры в человеке. Толстой на протяжении нескольких лет спорил в письмах с религиозным мыслителем Страховым, питавшим острую неприязнь к Достоевскому как к художнику и мыслителю. Страхов пишет в 1892 г.: "Достоевский, создавая свои лица по своему образу и подобию, написал множество полупомешанных и больных людей и был твердо уверен, что списывает с действительности и что такова именно душа человеческая". Что ж, отвечает Толстой, может, вы и правы, но только "результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее".
И, конечно, к числу самых потрясающих документов, свидетельствующих об отношении Толстого к Достоевскому, относится письмо Страхову Толстого, написанное им вскоре после смерти Федора Михайловича. В нем Толстой признается, что воспринял эту смерть как потерю самого близкого, самого дорогого друга: "...Я никогда не видал этого человека и никогда не имел прямых отношений с ним, и вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый, самый близкий дорогой, нужный мне человек. Опора какая-то отскочила от меня. Я растерялся, а потом стало ясно, как он мне был дорог, и я плакал и теперь плачу". Замечательное письмо! Вот Тургенев так и не смог переварить Достоевского и в одной из посмертных публикаций даже назвал того русским маркизом де Садом.
- С Тургеневым Толстой тоже в конце концов примирился... - С годами Толстой стал мудрее и спокойнее. Он понимает, что ему, с его взглядами на искусство и на жизнь, с Тургеневым идейно не примириться никогда. И все же в 1878 г. он делает первый шаг к восстановлению разорванных отношений с Тургеневым. В том же году Тургенев дважды побывал в Ясной Поляне; писатели мило провели время, вспоминая о былом и в то же время избегая говорить о чем-то серьезном. То же нежелание углубляться в принципиальные вопросы сквозит и в переписке писателей. Толстой тогда находился в эпицентре своих религиозных исканий, только что написал "Исповедь", и, как атеист, Тургенев просто не смог бы понять его. И не понял. Но для Толстого это, в принципе, не важно. Он пишет тому же Страхову, который не любил и Достоевского, и Тургенева: "...Зачем вы сердитесь на Тургенева? Он играет в жизнь, и с ним надо играть. И игра его невинная и не неприятная, если в малых дозах". Толстой склонен прощать современникам их маленькие слабости. Но смерть Тургенева потрясла Толстого до глубины души. Весь сентябрь он читает Тургенева. В дневниках, в письмах Софье Андреевне - одно: читал Тургенева. Позднее, в письме академику А. Пыпину, Толстой говорит, что всегда любил Тургенева, но только после смерти оценил его по-настоящему. И расшифровывает: "Тургенев прекрасный человек (не очень глубокий, очень слабый, но добрый, хороший человек), который хорошо говорит всегда то, самое то, что он думает и чувствует, и потому воздействие Тургенева на нашу литературу было самое хорошее и плодотворное..." Конечно, ничего однозначного в отношениях Тургенева, Толстого и Достоевского нет. Но так устроена жизнь: в ней все меняется, переплетается, в ней все непросто. А как бы вы хотели, если речь идет о самых гениальных людях в русской литературе вообще? Иначе не бывает... Андрей Юзжалин 01.08. 2018. журнал "Русский мир" https://rusmir.media/2018/08/01/drama
2019 год:
На первый взгляд, Пушкина и Толстого мало что связывает: они никогда не встречались и были современниками всего 8 лет. Тем не менее, их объединяло и семейное родство, и принадлежность к одному культурному миру. В кругу, где вырос Толстой, читали и любили Пушкина, Толстому рассказывали о поэте друзья. На выставке посетители смогут изучить подробное «семейное древо», указывающее на все пересечения и связи между Пушкиным и Толстым. «Многому я учусь у Пушкина, он мой отец, и у него надо учиться». - записала слова Толстого его жена, Софья Андреевна, На присутствие пушкинского контекста указывают не только высказывания Толстого, но и произведения, имеющие у писателей одинаковое название - «Метель» и «Кавказский пленник». В творческих поисках и открытиях Толстого образы семьи, среды и лит. преемственности находились в постоянном сопряжении с худ. мыслью Пушкина.
Посетители смогут увидеть книги А.С. Пушкина из яснополянской библиотеки Толстого с пометками писателя на полях. В романе «Война и мир» Толстой обратился к тому времени, в котором жил Пушкин. Как известно, Пушкин был очевидцем событий 1812 г. Приметы и проявления жизни, запечатленные в его прозе, стихах и романе «Евгений Онегин», стали для Толстого неисчерпаемым источником не только вдохновения, но и представления о подробностях быта, переживаниях и исканиях людей той эпохи. Благодаря Пушкину возник и замысел другого романа - «Анны Карениной». Возможно, поэтому он и считается «пушкинским», но, может быть, и потому, что обнаруживается сопряжение любовных историй «Евгения Онегина» и «Анны Карениной», поиска героями счастья и представлений о нем их авторов. На выставке представлены более 150 экспонатов из фондов музея А.С. Пушкина, музея Л.Н. Толстого, Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и Литературного музея. Выставка продлится до 15 марта 2020 года. Адрес музея: Пречистенка, 11/8. м "Кропоткинская" Режим работы: вт, чт - с 12.00 до 20.00; ср, пт, сб, вс - с 10.00 до 18.00 https://tolstoymuseum.ru/news/2019/11/03/59210/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 27 Фев 2022, 15:47 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| СТРОЙКА ВОЗЛЕ УСАДЬБЫ Л.Н. ТОЛСТОГО Музей-усадьба Л.Н. Толстого и жители Хамовников делали все, чтобы остановить стройку стеклянного куба бизнес-центра в непосредственной близости от дома и сада писателя. Им удалось это сделать. Но теперь поблизости собираются реализовать новый проект, также угрожающий важному для Москвы историческому месту.
Проект новых зданий, вплотную примыкающих к музею-усадьбе Толстого (она отмечена кружком).
Строительство, которое в прошлом году развернули в 25 м. от входа в музей, действительно угрожало дому, который построен фактически без фундамента. - Исследования и изыскания, проведенные во время экспертизы, были недостаточными. Письма о том, что мы против строительства в непосредственной близости от музея, направлены в Мосгорнаследие, Минкультуру и Мосгордуму, - говорил директор музея-усадьбы Л.Н. Толстого в Хамовниках С.Архангелов. После публикации в СМИ, репортажей на ТВ, в том числе, на федеральных каналах, стройку бизнес-центра удалось остановить. Его планировали возвести на месте шелковой фабрики Клода-Мари Жиро. Она служила фоном для усадьбы с конца XIX в., но была разрушена в прошлом году.
Стройку стеклянного куба заморозили, но теперь с другой стороны усадьбе угрожают масштабные строения. Гор. комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы рекомендовала утвердить проект строительства комплекса многоэтажных зданий общей площадью более 24 тыс. кв. м. по границе усадьбы. Согласно документации, инициатором проекта является Сеченовский университет, планирующий разместить на территории общежития. Общественные слушания по вопросу строительства рядом с музеем-усадьбой Толстого состоялись в конце прошлого года.
- С музеем Толстого эти планы не были согласованы, - говорила в декабре о новом строительстве Н.Зубкова, хранитель мемориального дома музея-усадьбы Л.Н. Толстого.По действующему законодательству такая стройка рядом с памятником истории культуры и садового-паркового искусства невозможна. Местные жители считают, что помимо общежитий на этой территории собираются вести строительство и коммерческих площадей. Как и в прошлом году, жители Хамовников пытаются остановить очередное масштабное строительство рядом с домом, который 140 лет назад, в 1882 г., Толстой приобрел для семьи. Семья прожила здесь 19 лет. А музей в Хамовниках был организован уже в 1921 г. Постепенно усадьба утратила свое историческое окружение. Теперь из-за высотного строительства она может оказаться, как говорят в музее, "в колодце". А отсутствие света грозит гибелью саду.
Когда Толстой впервые приехал смотреть усадьбу, были уже сумерки. Хозяин с досадой сказал: "Лев Николаевич, вы ничего не увидите". - Не надо дом, я вижу сад! - ответил он. Сотрудники музея и жители Хамовников хотят, чтобы новые поколения тоже видели сад, а не новые высотные постройки, которыми и так застроен город, и намерены добиваться отмены очередного проекта строительства рядом с музеем-усадьбой Толстого. Артем Локалов 19.02. 2022. журнал "Родина" https://rg.ru/2022....go.html
МУЗЕЮ-УСАДЬБЕ ЛЬВА ТОЛСТОГО УГРОЖАЕТ КРУПНАЯ СТРОЙКА Одна из немногих старинных усадеб в центре Москвы, мемориальный дом Льва Толстого, может оказаться под угрозой
На ул. Россолимо вплотную к зданию лит. музея планируют построить общежитие МГМУ им. Сеченова. Жители Хамовников, москвоведы и представители учреждения культуры опасаются, что вибрация от стройки грозит бедой писательскому дому. Усадьба полностью деревянная, таких построек в столице остались единицы.
"Наш комплекс полностью деревянный, фактически все строилось без фундамента. Кроме того, высотные дома, которые здесь должны появиться, могут перекрыть солнечный свет старинному саду - важнейшей части усадьбы. В нашей коллекции тысячи подлинных писем Льва Николаевича. На фонографе записан его голос"". - рассказал гендиректор музея Л.Н. Толстого С.Архангелов Москва, как и знаменитая Ясная Поляна, - один из главных адресов в наследии Л.Н. Толстого. Здесь происходила значительная часть действия "Войны и мира", здесь создавались другие произведения классика. Например, "Крейцерова соната", "Воскресение" - все это родом из старого московского района Хамовники, где Толстой в конце XIX в. приобрел небольшую усадьбу с садом. Теперь это одно из немногих мест в России, где хранятся подлинные предметы быта писателя. Можно увидеть велосипед, на котором писатель начал кататься в 67-летнем возрасте. Парадную гостиную, куда приглашались выдающиеся музыканты того времени. Рабочий стол писателя и даже пюпитр, к которому он подходил и трудился стоя, - абсолютно все настоящее.
Толстой, переехав в этот дом, писал, что живет в окружении фабрик. Сегодня усадьбу осадила коммерческая высотная застройка, в которой не сразу и отыщешь дом классика.
"Проблемы у музея начались, когда по соседству начали рыть строительный котлован под бизнес-центр. По старинному зданию пошли трещины". - отметил, активист-градозащитник А.Дружинин. Замгендиректора музея по научной работе Л.Калюжная вспоминает, что была повреждена часть основного дома, где жила семья Толстого: "У нас упали одна старинная картина и многие экспонаты". Этот котлован минувшим летом рыли буквально в 16 м. от усадебного забора на противоположной стороне ул. Л.Толстого под новый бизнес-центр делового квартала "Красная роза". "Тогда с помощью специалистов Мосгорнаследия нам удалось добиться, чтобы работы приостановили. Сейчас строительство не ведется, территория огорожена серым забором". - говорит директор музея.
Не успело музейное руководство отойти от этих тревог, как в ноябре на портале "Активный гражданин" стартовало общественное обсуждение изменений в Правила землепользования и застройки по участку, вплотную примыкающему к саду во дворе лит. музея. Суть обсуждений в том, чтобы разрешить строительство студенческого общежития МГМУ им. Сеченова. В ПЗЗ земли, примыкающие к музею, обозначены литерой "Ф" - участки "с фактическим видом использования". Это зонирование предполагает сохранение уже существующих строений. А если на участке вообще ничего нет, то, значит, и строить ничего нельзя. Правда, можно изменить вид разрешенного использования. Гор. комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки предлагает разрешить на ул. Россолимо строительство студенческого общежития. Как именно оно будет выглядеть, неясно. Проект здания - это следующая часть работы. Сначала нужно сменить вид использования участка. Для этого одной из базовых процедур является публичное обсуждение. Через "Активный гражданин" местные жители могли прислать свои мнения по этому вопросу.
"Мы направили обращение с просьбой остановить дальнейшее обсуждение проекта. Ведь любое кап. строительство вблизи нашего участка может серьезно повредить музейному комплексу".- рассказывает С.Архангелов, Для опасений есть основания. В год 100-летия музея были проведены работы по оценке состояния построек и сада.
Получившаяся проектно-сметная документация уже прошла одобрение, и вскоре музей сможет приступить к поиску подрядчика для реконструкции объектов старины. Реставрационные работы необходимы как минимум в связи с возрастом построек - усадьба возведена в 1805 г., пережила пожар Наполеона и ВОВ: тогда Хамовники постоянно бомбили фашисты, и сотрудники музея дневали и ночевали в усадьбе, гася пожары от бомб. Новое испытание стройкой, какой бы по масштабам она ни была, деревянный ансамбль может не пережить. Вторая проблема - грунтовые воды, которые из-за строек вокруг подтапливают старый сад, который сам по себе является памятником культуры регионального значения и, соответственно, должен охраняться. В случае стройки он превратится просто в болото.
Публичное обсуждение проекта стройки вблизи музея уже завершено. Окончательное заключение комиссии с учетом предложений от градозащитников и др. местных жителей на "Активном гражданине" обещают опубликовать до 23 декабря. Не дожидаясь официальной публикации, музей обратился за помощью к советнику президента, праправнуку писателя В.Толстому. Такое же обращение планируется направить в Мосгорнаследие: музей намерен оспорить сам факт обсуждения любой гипотетической стройки в охранной зоне объекта культурного наследия.
П.Басинский, писатель, журналист, автор книг о Л.Н. Толстом: Усадьба в Хамовниках - это культурно-историческая жемчужина Старой Москвы и второе после Ясной Поляны по значению место, связанное с жизнью и творчеством Л.Толстого. Без хамовнической усадьбы также невозможно представить себе жизнь семьи Толстых с начала 80-х годов XIX в., как и без Ясной Поляны. Но до Ясной Поляны еще надо доехать, а усадьба в Хамовниках находится почти в центре Москвы, в 10 мин. пешей прогулки от м. "Парк культуры". И в то же время это маленький оазис тишины и той атмосферы, которую Л.Толстому с его привычкой к деревенской жизни удалось создать в фабричном районе столицы. 14 июля 1882 г. он покупает в Долго-Хамовническом пер. за 27 тыс. руб. дом № 15 коллежского секретаря А.А. Арнаутова для того, чтобы семья в осенне-зимний период могла проживать в Москве, где в частной гимназии Поливанова учились сыновья Толстых. Одной из главных причин выбора дома был большой по меркам города сад, о котором писал Толстому дядя его жены К.А. Иславин: "Роз больше, чем в садах Гафиза, клубники и крыжовника бездна. Яблонь дерев с десять, вишен будет штук 30, 2-3 сливы, много кустов малины и даже несколько барбариса. Вода - тут же, чуть ли не лучше мытищенской! А воздух, а тишина! И это посреди столичного столпотворения. Нельзя не купить".
Но Толстой не просто купил этот дом с садом. Он его к переезду всей семьи серьезно перестроил и полностью отремонтировал, проявив в этом и архитектурный, и дизайнерский талант. Так что этот дом - такое же "произведение" Толстого, как "Анна Каренина" и "Война и мир". Не сохранить его в целости и в том виде, как его создал Толстой, - это культурное преступление. В России не так много домов и усадеб, связанных с жизнью великих личностей, которые не являются "новоделами", но сохранились в первозданном виде. Увы, и Михайловское, и Спасское-Лутовиново, и Шахматово - это "новоделы", их "оригиналы" сгорели во время войн и революций. Ясная Поляна и Хамовники выжили. Побывать в них - значит вдохнуть тот воздух, которым дышал Толстой, увидеть вещи и мебель, которыми он пользовался, почувствовать себя в подлинной обстановке, в которой жил он и его семья. Не будем же давать лишнего повода говорить, что Россия - страна варваров. Сергей Бабкин 14.12. 2021 г. РГ https://rg.ru/2021....ka.html
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 13 Янв 2023, 21:02 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
|
Толстые и Лопухины - два древних дворянских рода, имеющих тысячелетнюю историю. Род Толстых дал русской культуре немало славных имен, венчающихся именем гениального писателя. Род Лопухиных, древний и разветвленный, тоже богат личностями яркими, неординарными, на протяжении веков верно служившими Отечеству.
худ. В.Боровиковский. Светлейший князь П.В. Лопухин
1022 год – год легендарного поединка князей Редеди и Мстислава, описанного в «Повести временных лет». От этой даты Лопухины ведут отсчет существования рода, в 2022 г. приблизившегося к тысячелетнему юбилею. Разделяя с Россией ее судьбу, Толстые и Лопухины не раз оказывались в эпицентре исторических событий. Пути и судьбы их пересекались. Точки этих пересечений кажутся неслучайными, важными, способными открыть нам что-то новое в нашем общем историческом прошлом и настоящем. Имена Лопухиных появляются на страницах произведений Л.Н. Толстого. Со многими представителями рода писатель общался лично, переписывался с ними. Семьи Лопухиных и Толстых связывает не только дружеское общение, но и родственные узы.
А.Л. и О.М. Толстые с детьми. США. XX в.
Лит. экспозиция гос. музея Л.Н. Толстого расположена в главном доме городской усадьбы А.В. Лопухина – поэта и переводчика, творчество которого высоко ценили В.А. Жуковский и Н.М. Карамзин. Московские улицы хранят память о Лопухиных. С их именами связан не только особняк А.В. Лопухина на Пречистенке, но и Лопухинские палаты в нынешнем Малом Знаменском пер., храм Равноапостольных Петра и Павла в Ясеневе, храм Михаила Архангела в Спасо-Андрониковом монастыре, Красные палаты на стрелке Пречистенки и Остоженки, храм во имя Святой Троицы в Хохловке, Лопухинские палаты и Лопухинская башня Новодевичьего монастыря. Почти все эти адреса имеют отношение к скрещенью судеб Толстых и Лопухиных, к общему их пути сквозь время.
М.Л. Толстой в группе учащихся лицея. Конец 1890 г.
Выставка приглашает проследить этот путь. На выставке представлены материалы из фондов музея Л.Н. Толстого: рукописи, документы, письма, фотографии, книги, отрывки из воспоминаний, а также материалы из семейного архива Лопухиных, переданные на выставку Н.В. Александровой.Музей благодарит РАЖ, ваяния и зодчества И.Глазунова за предоставленные живописные работы. Выставка работает до 12 февраля 2023 г. https://tolstoymuseum.ru/news/2022/10/27/67032/
(18 января - 19 декабря 2023 г.)
На выставке представлена обстановка кабинета и рабочей комнаты писателя из московского дома в Хамовниках. В московском кабинете Толстым было написано более 100 произведений, такие как роман «Воскресение», драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Холстомер», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат» и мн. др. https://tolstoymuseum.ru/news/2023/01/18/67427/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 23 Мар 2023, 11:27 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| ДОМ ТОЛСТОГО В ХАМОВНИКАХ ЗАКРЫВАЕТСЯ НА РЕМОНТ
- Сергей Александрович, всем известно, что музей - чрезвычайно консервативная организация, любые перемены воспринимает с трудом, - Музей - это вообще один из самых консервативных институтов, он стоит на 3-х китах - собирать, хранить и популяризировать, и музеи больше собирают и хранят. Но сейчас мы встретились с новым вызовом - дом Толстого в Хамовниках, один из самых притягательных наших объектов, закрылся на ремонт, который продлится 3 года.
- Дом ждет серьезная реконструкция? - Ни в коем случае. Мы подходим к этому вопросу очень скрупулезно. Сохраняем все детали - оконные шпингалеты, крюки для качелей, на которых катался Ванечка Толстой, последний, 13-й ребенок в семье, родившийся в хамовническом доме. Оставляем пол, по которому ходил Лев Николаевич, - наши реставраторы по дереву изобрели спец. мастику, и пол прекрасно сохранился. Ну и, естественно, обои - у нас сохранились образцы, по которым их можно воссоздать. До XXI в. в хамовническом доме не было электричества, только керосиновые лампы. В 1882 г., когда коллежский секретарь Арнаутов, продававший усадьбу, показывал ее Льву Николаевичу, - она понравилась Толстому не домом, а прежде всего садом. «Пойдемте в дом, Лев Николаевич, скоро стемнеет», - звал его владелец дома. Толстой отвечал: «Да зачем мне дом, я уже видел сад». Летом 1882 г. усадьба была приобретена Толстыми и перестроена под нужды большой семьи.
- Вы и сад будете восстанавливать? - По саду мы тоже подготовили проект. Там же есть 10 деревьев, которые помнят Льва Николаевича. Мы и сейчас подсаживаем там липы, яблони. У нас был меценат, который дарил нам яблоньки. А еще мы обменялись подарками с Ясной Поляной. У Е.А. Толстой, директора музея-заповедника, был день рождения, она говорит: «Только не дарите мне цветов. Подарите что-нибудь из сада». И мы отправили в Ясную Поляну сирень, которой всегда славился дом в Хамовниках. А она нам в ответ прислала 2 яблоньки из яснополянского сада. И вот 3 года у нас не будет дома в Хамовниках. Мы надеемся, что даже рассказ о том, что мы обнаружим при проведении ремонтных работ, будет интересен почитателям Льва Николаевича, мы обязательно будем давать отчет о ходе ремонта, но из культурного оборота хамовнический дом выпадет.
- Сколько всего объектов у музея Л. Н. Толстого?
- Основная лит. экспозиция располагается в старинном особняке на Пречистенке, построенном архитектором А.Григорьевым, который вместе с Бове и Жилярди отстраивал Москву после пожара 1812 г. Здание деревянное, оштукатуренное, представляет собой блестящий образец зрелого московского ампира: внутри строения - анфилада парадных залов с плафонной живописью, фасад украшают белые колонны и барельефы.
Увидев впервые «этот чудный ампирный особняк», организатор и хранитель Толстовского музея, последний секретарь Толстого В.Булгаков принял решение: «Вот достойное помещение для музея Л.Н. Толстого». Это произошло в 1920 г., и с тех пор здание на Пречистенке неотделимо от имени писателя. Во флигеле особняка находится наше фондохранилище - около четырехсот тысяч единиц хранения, но самое примечательное в них - рукописи Толстого, которые бережно хранятся в несгораемой «стальной комнате» в здании АХ. В 1939 г. было решено сосредоточить все пушкинские рукописи в Пушкинском Доме, рукописи Горького - в ИМЛИ, а толстовские - в нашем музее. У нас в Москве, помимо хамовнической усадьбы, есть еще одна примечательная площадка - Толстовский центр на Пятницкой, 12. Это здание входило в ряд строений, одно из которых в 1857-1858 гг. снимал молодой Толстой, вернувшийся с Крымской войны. К этому времени он уже был известным писателем. Здесь, на Пятницкой, у него бывали в гостях Салтыков-Щедрин и братья Аксаковы, здесь он работал над «Казаками».
В музее есть 2 филиала - дом начальника станции Астапово (Липецкая обл.), где умер Толстой. После смерти писателя здесь сразу же был создан музей, но позже было решено включить в музейную зону еще несколько зданий, когда-то прилегавших к станции: Троицкую церковь, водонапорные башни, мастерские. Всё это надо приводить в порядок и музеефицировать. У нас есть такой проект, мы заключили договор с туристическими организациями Липецка, договорились с РЖД, чтобы на ст. Астапово останавливались поезда. Одно время толстовский комплекс был отрезан от ж/д сообщения, но сейчас остановки в Астапово будут восстанавливать.
Второй филиал музея - в Железноводске. Это бывшая станция почтовых дилижансов, которую Лев Николаевич посещал, когда приехал с братом на Кавказ. Наш музей восстановил станцию и открыл в ней толстовский центр. Там тоже проводятся выставки и экскурсии, и мы хотим к 200-летнему юбилею Толстого, к 2028 году, расширить возможности филиала - построить здесь здание экскурсионного бюро. Наш музей вошел в ассоциацию Литературных музеев, созданную 3 года назад - здесь объединяются люди, связанные лит. идеей, выполняются интересные проекты.
- Какие проекты ждут нас в ближайшее время? - К 180-летию прекрасной художницы Е.Бём мы открываем выставку «Благодарен вам за прекрасные ваши картинки». Елизавета Меркурьевна участвовала в работе издательства «Посредник», созданного Толстым и Чертковым для простого народа. К этой работе ее привлек Толстой, с которым она познакомилась в 1885 г. Через общую знакомую она передала писателю тетради с портретами, которые она выполняла в технике силуэта. Толстому они понравились, он написал Бём: «Очень благодарен вам за прекрасные ваши картинки. Я уже давно их знаю и любуюсь ими». На выставке будет представлена их переписка, а также худ. работы для книг «Посредника». В 1887 г. она подготовила иллюстрации для «Власти тьмы», которые нравились Толстому. Кроме того, Бём принадлежат 3 портрета толстовских героинь: Анны Карениной, Кити и Катюши Масловой, которые тоже будут на выставке.
- А как вы относитесь к Толстому? Многие люди, которые ценят его как писателя, не принимают некоторые особенности его личности. -Яя не имею ничего сказать плохого, потому что моя двоюродная бабка носила фамилию Страхова. Федор Алексеевич был единомышленником и близким другом Толстого, и я еще мальчишкой застал рассказы и воспоминания тети Наташи, его дочери. Она, конечно, отсидела в красноярских лагерях 20 лет за толстовство, сына ее расстреляли, потому что он не хотел брать в руки оружие. Здесь, в фондах, есть бабушкины письма, поэтому объективно судить мне трудно. Мне лишь кажется, что это удивительное явление - из помещика средней руки в глубине России появляется худ. гений и мыслитель мирового масштаба. И его слова о доброте, о чувствах, о земле, о народе не могут не тронуть каждого, кто откроет его книги. Татьяна Филиппова, 14.03. 2023. газета "Культура" https://portal-kultura.ru/article....olstogo
Письмо Л.Н. Толстого Софье Андреевне от 14 сентября 1862 г. Предложение руки и сердца
Софья Андреевна! Мне становится невыносимо. Три недели я каждый день говорю: нынче все скажу, и ухожу с той же тоской, раскаяньем, страхом и счастьем в душе. И каждую ночь, как и теперь, я перебираю прошлое, мучаюсь и говорю: зачем я не сказал, и как, и что бы я сказал. Я беру с собой это письмо, чтобы отдать его вам, ежели опять мне нельзя или не достанет духу сказать вам все.
Еще тогда я бы мог оборвать все и опять пойти в свой монастырь одинокого труда и увлеченья делом. Теперь я ничего не могу, а чувствую, что я напутал у вас в семействе, что простые, дорогие отношения с вами, как с другом, честным человеком - потеряны. А я не могу уехать и не смею остаться. Вы, честный человек, руку на сердце, - не торопясь, ради Бога не торопясь, скажите, что мне делать. Чему посмеешься, тому поработаешь. Я бы помер со смеху, ежели бы месяц тому назад мне сказали, что можно мучаться так, как я мучаюсь, и счастливо мучаюсь, это время. Скажите, как честный человек, - хотите ли вы быть моей женой? Только ежели от всей души, смело вы можете сказать да, а то лучше скажите нет, ежели есть в вас тень сомненья в себе. Ради Бога спросите себя хорошо. Мне страшно будет услышать нет, но я его предвижу и найду в себе силы снести; но ежели никогда мужем я не буду любимым так, как я люблю, это будет ужасней.
https://vk.com/tolstoymuseum?w=wall-26960808_2324
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 17 Мар 2024, 19:05 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| Выставка "ОНИ РАЗРЫВАЮТ МЕНЯ НА ЧАСТИ" Выставка посвящена двум юбилейным датам: исполняется 180 лет со дня рождения С.А. Толстой и 170 лет со дня рождения В.Г. Черткова. Кем были для Льва Николаевича эти два сильных, ярких и талантливых человека? С чем связан конфликт между ними, принесший столько страданий писателю в последние годы его жизни и приведший к важнейшему шагу, совершенному Толстым на пути к смерти и бессмертию: уходу из Ясной Поляны?
Отвечая на эти вопросы, экспозиция выставки познакомит ее посетителей с хранящимися в фондах музея фотографиями, письмами, документами, живописными, скульптурными и графическими работами. Название выставки определено строками из дневника Л.Н. Толстого от 24 сентября 1910 г.: «От Черткова письмо с упреками и обличениями. Они разрывают меня на части. Иногда думается: уйти ото всех».
С.А. Толстая и В.Г. Чертков – два самых близких писателю человека, связанных с ним теснейшими узами. Их противостояние – тяжкий крест для Толстого, считавшего, что самое важное в жизни дело – дело любви к людям. Обращаясь к Черткову 2 августа 1909 г., он писал: «…тут на каждом шагу дилеммы, и во имя любви: исполнишь одно требование любви, нарушишь другое. Одно спасение: жить только в настоящем, нести крест на каждый день, час, минуту».
В последнее время появилось множество публикаций, в которых авторы, рассказывая о конфликте Софьи Андреевны и В.Г Черткова, смешивают факты подлинные и вымышленные, интерпретируя их некорректно и создавая в массовом сознании нечто вроде бульварного романа. Авторы выставки поставили задачу раскрыть эту тему максимально объективно, опираясь на документы и источники. Письма, документы, фотографии и дневниковые записи, представленные на выставке, не только расскажут о переживаниях, чувствах и отношениях ее героев, но и помогут понять, какой огромный вклад внесли Софья Андреевна и Владимир Григорьевич в дело сохранения рукописей Л.Н.Толстого, издания его произведений и создания фотолетописи жизни писателя. Своеобразным камертоном выставки могут служить строки из дневника Черткова, сравнившего течение жизни с сонатами Бетховена: «Противоположные, даже враждебные мотивы встречаются и, вместо столкновения, распри и вражды, они убеждают друг друга с такою любовью, с таким напряженным и настойчивым желанием соглашения, что… согласие выжимается из первоначально несогласных звуков». Выставка работает до 12 мая
В московском музее Л.Н. Толстого открылась выставка с драм. цитатой в названии: «Они разрывают меня на части». Кто эти «они»?
Ясная Поляна, 1908. фото Карла Буллы
Собственноручная запись Льва Николаевича в его дневнике от 24 сентября 1910 г. проливает только половину света на данную загадку. «От Ч. письмо с упреками и обличениями. Они разрывают меня на части. Иногда думается: уйти ото всех».
Л.Н. Толстой и В.Г. Чертков. Ясная Поляна, 1909.
Специалисты поясняют: «Ч.» – это В.Г. Чертков, книжный издатель, соратник Толстого, его главный последователь, «духовный душеприказчик» и, по определению сына писателя, «непорядочный друг». Кто же второй? (А точнее - вторая). Это – супруга писателя Софья Андреевна, которая с Чертковым ссорилась..При этом картина складывалась, как в сцене из фильма «Кавказская пленница», где Труса его напарники Балбес и Бывалый на автодороге примерно также «разрывали», но не тянули в разные стороны, а держали на пути несущегося навстречу автомобиля. И так же, как герой Вицина в финале сник, так и великий писатель исполнил свое намерение уйти и покинул родовое имение.
В приведенной выше цитате слово «они» может означать не двоих близких Толстому людей, а упреки Черткова (перечитайте внимательно запись), но театральный ход организаторов выставки прекрасен. Половину зала старинного особняка на Пречистенке они посвятили Софье Андреевне, показав посетителям, в том числе, принадлежавшие ей вещи (например, веер и заварочный чайник), свидетельство о браке между супругами, прожившими вместе 48 лет, семейные фотографии. И такой скорбный документ, как список выживших и умерших детей великой четы.
М.Нестеров. Портрет В.Г. Черткова. 1890.
Вторая половина зала отражает кипучую деятельность и собственно фигуру Черткова, который, как боялась Софья Андреевна, пытался отнять в пользу народа у жены и детей авторские права на наследие Толстого. Здесь - изданные Чертковым книги Толстого и о Толстом, списки произведений классика, запрещенных в Российской империи светской и церковной цензурой – и выпущенных им на Западе в обход ограничений, рабочий план будущего собрания сочинений. И опять-таки – множество архивных фотоснимков (самый говорящий – Чертков и Толстой играют в шахматы), портрет Владимира Григорьевича работы Нестерова. Правда, судя по подписям к рукописям и основным историческим бумагам (как, скажем, к Завещанию 1910 г., утвержденному Тульским окруженным судом, нотариальной доверенности на имя С.Т.), все они – копии.
- Почему посетители не могут видеть оригиналы? Ю.Прокопчук, зав. экскурсионно-методической службой музея: - Если речь о рукописных материалах, как правило, на выставках представляются копии, - сейчас их делают так качественно, что не отличишь от исходника. А подлинники требуют особых условий хранения. Они находятся в отделе рукописей: у нас их свыше 300 тыс. рукописей самого писателя, людей из его окружения и последователей-«толстовцев».
- Чертков составил целую брошюру, представляющую собой список запрещенных цензурой текстов Толстого. Неужели их было так много? - Издательство «Свободное слово» было основано Чертковым в конце XIX в.в Лондоне, где он находился в изгнании. В 1897 г. он был выслан за границу, обосновался в Британии и там выпускал книги, запрещенные в Российской Империи. Эти сочинения пользовались большой популярностью за рубежом, но иногда проникали и в Россию. А многое из того, что запрещалось цензурой до послаблений, вызванных революцией 1905-1907 гг., распространялось нелегально: произведения гектографировались, литографировались, печатались иными способами или переписывались вручную.
- Что именно из наследия попало в «стоп-лист»? - Его религиозно-философские тексты: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Соединение и перевод четырех Евангелий» - все, что касается вопросов религии и отрицания Толстым христианских догматов. Это шло вразрез с представлениями РПЦ и запрещалось и духовной, и светской цензурой. Что касается прозы – если брать крупные произведения, то роман «Воскресение» публиковался впервые в журнале «Нива» с изъятиями – лишь 25 глав не претерпели изменений, некоторые главы были убраны полностью, как, например, насмешливо описывающая таинство причащения глава 39.
.- Но ценители творчества при желании могли ознакомиться с полной версией, выпущенной за рубежом и тайно привезенной в российское государство? - Были способы найти эти издания, но широкому читателю они были недоступны.
- В чем суть спора между Чертковым и Софьей Андреевной? - Есть кратко, Лев Николаевич считал несправедливым брать авторский гонорар за свои произведения. Но у него была большая семья - и ее нужно было содержать Чертков на этот счет придерживался идеализированных альтруистических взглядов. Полностью отказаться от авторского права и получения вознаграждения за публикации Толстой не мог и он пошел на компромисс. В 1891 г. опубликовав в газетах объявление, что каждый желающий может без каких-либо отчислений печатать его тексты, написанные после 1881 г. Таким образом, более ранние произведения приносили семье доход. Впоследствии, уже осознавая, что жизненный путь подходит к концу, Толстой, посоветовавшись с юристами, подписал завещание: он полностью отказывался от авторских прав и предоставлял возможность издавать книги всем желающим. Исполнительницей его воли стала младшая дочь Александра Львовна, а в случае ее смерти душеприказчицей становилась старшая дочь Татьяна. Окончательный текст завещания был подписан в июле 1910 г. Черткову же Толстой доверил разобрать оставшиеся рукописи – значительную их часть Софья Андреевна отдала в Исторический музей, что-то хранилось у Владимира Григорьевича, что-то – в Ясной Поляне.
- Что вышло в свет после смерти автора «Войны и мира»? - Повесть «Хаджи-Мурат».
- В одной из витрин размещено «пенсионное удостоверение» Черткова уже советских времен – получается, он остался в СССР и был полезен новой власти? - Он уже был пожилым человеком и мог претендовать на пенсию, как другие граждане.Чертков был знаком с Бонч-Бруевичем, Луначарским и др. партийными деятелями. Главный проект, осуществленный им – это издание Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого в 90 томах. Чтобы добиться осуществления проекта, Чертков встречался с Лениным и Сталиным. В 1928 г., в год 100-летия со дня рождения Льва Николаевича, начали выходить первые тома. В 1936 г. Черткова не стало - на тот момент были подготовлены 72 тома, а издание завершилось только в 1958 г. То, что нам теперь доступны многие черновые редакции, письма, дневники Толстого – это личная заслуга Черткова. Иван Волосюк 07.03. 2024. МК https://www.mk.ru/culture....go.html https://tolstoymuseum.ru/news/2030/11/20/71469/
|
|
| |