[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Новости и объявления » ПОСЕЛОК ПИСАТЕЛЕЙ "ПЕРЕДЕЛКИНО"
ПОСЕЛОК ПИСАТЕЛЕЙ "ПЕРЕДЕЛКИНО"
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 20 Янв 2020, 13:55 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6063
Статус: Offline

Живая творческая лаборатория, легендарный городок писателей появился рядом с Москвой в 30-х годах прошлого столетия. Здесь жили и работали самые значительные литераторы ХХ в., в том числе Б.Пастернак, К.Чуковский, К.Паустовский, Л.Леонов, Б.Окуджава, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, И.Бабель и многие многие другие. Воздух Переделкино по-прежнему вдохновляет: сюда приезжают гулять по тропинкам Дома Творчества Писателей, посетить мемориальные дома-музеи и переделкинский некрополь...
http://pro-peredelkino.org/

В ПЕРЕДЕЛКИНЕ ОТРЕСТАВРИРУЮТ ДАЧУ БОРИСА ПАСТЕРНАКА
Здание приведут в порядок и приспособят к современному использованию в ближайшее время


В знаменитом посёлке писателей располагается объект культурного наследия федерального значения – «Дом, где жил и работал Б.Л. Пастернак». Здесь (с перерывом на эвакуацию) с 1939 по 1960 год проживал классик. В ближайшее время будут проведены работы по реставрации здания.
«Борис Леонидович переехал в дом №3 по ул. Павленко в 1939 г. Прежде дача принадлежала писателю А.Малышкину и несколько лет пустовала. Гости сравнивали большой светлый дом и с башнями замка, и с кораблём. Музей появился здесь не так давно: долгие годы в доме жили потомки писателя, затем дом был без хозяев – предметы обстановки и личные вещи Пастернака сохраняли друзья и близкие. При этом и сейчас создаётся полное ощущение того, что писатель до сих пор здесь живёт и мы не встречаем его лишь потому, что он отправился на прогулку. Чтобы сохранить этот дух, для грядущей реставрации необходимо разработать качественный проект и чёткий план работ», – рассказал руководитель Мосгорнаследия А.Емельянов. В этом доме Б.Пастернак написал две последние книги стихов, создал свой главный роман – «Доктор Живаго», работал над многочисленными переводами произведений Гёте, Шиллера, Шекспира, Китса, грузинских поэтов. Из этого дома писателя провожали в последний путь.
03.06. 2020. Литературная газета
https://lgz.ru/article/-22-6739-03-06-2020/dukh-prisutstviya/
Как доехать и время работы музея: https://choose-best.ru/muzei/dom-muzej-borisa-pasternaka.html

ГОД ПАСТЕРНАКА В ПЕРЕДЕЛКИНЕ
К 130-летию со дня рождения поэта


Проект основан на архивных материалах Госмузея истории российской литературы имени В.И. Даля, а также документах и фотографиях из архива семьи. Выставочный проект включает пять выставок, каждая посвящена своего рода «рифмам судьбы» Б.Пастернака - тем местам, которые были для Пастернака значимы, как Москва и Переделкино, и тем, в которые не раз и не случайно приводили его обстоятельства жизни: Германия, Урал, Грузия.
Выставка работает до 1 марта 2020.
https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/current/11144/

ЗАБРОШЕННОЕ КЛАДБИЩЕ В ПЕРЕДЕЛКИНЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕМОРИАЛЬНЫМ
С таким предложением Народный артист СССР, депутат Госдумы, Почетный гражданин Москвы выступил в эфире Радио «Комсомольская правда»


Певец и политик, многолетний (еще с 1960-х годов) друг «КП» И.Кобзон практически не обращается к нам с просьбами и какими-то советами, чаще - мы к Иосифу Давыдовичу. И вот на днях, во время одного из интервью, у нас состоялся такой разговор...

- У меня к вам такая просьба есть, - начал Кобзон. - После того, как я стал читать в СМИ, в том числе и в «Комсомолке», материалы об арабской Пальмире (древний город в Сирии, в непосредственной близости от которого располагаются некрополи, мавзолеи, это место называют Долиной Гробниц. - А.Г.), я подумал о том, что и у нас рядом, в Москве, находится своя Пальмира.

- Что вы имеете ввиду?
- Переделкинское кладбище, где покоятся люди, которые при жизни являлись гордостью, совестью и честью Советского Союза, имена которых и сегодня, в наши дни, составляют Славу России.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Переделкинское кладбище - Литературный некрополь, находится вблизи платформы "Переделкино". Расположено на высоком берегу р. Сетунь. Исстари это кладбище считалось подмосковным, но в 2012 г., с расширением Москвы, оказалось на территории столицы.
Точный адрес: г. Москва, Новомосковский административный округ, поселение Внуковское, поселок Переделкино, ул. 5-я Лазенки.

- Да, прежде Переделкино и эта территория административно относились к Московской обл., теперь это - Новая Москва. И, надеюсь, что сейчас появилось больше возможностей для того, чтобы сберечь эту сокровищницу для грядущих поколений. И вот я просто хочу призвать к этому и руководство Москвы, и руководство страны. Не мешало бы подключиться также и Минкультуры России. Хорошо было бы восстановить заброшенное сельское кладбище в Переделкине.

- Иосиф Давыдович, вы имеете ввиду, что кладбище надо благоустроить, как-то облагородить? Чтобы оно и правда - не выглядело заброшенным, сельским...
- Не то, что облагородить... (Кстати, и сельские кладбища бывают очень ухоженными.) Хотя бы элементарно проложить здесь асфальтовые дорожки. Там покоятся Б.Пастернак, Е.Евтушенко.

- В апреле 2017-го я был на похоронах Е.А. Евтушенко, видел это кладбище, старые памятники и кресты...
- Вы посмотрите, где покоится Р.Рождественский вместе со своей супругой, журналистской А. Киреевой. Заброшенное место. На этом кладбище похоронены К.Чуковский, Л.Кассиль...

- Согласен с вами - внешне Переделкинское не похоже на мемориальное. Порядок там наводить надо. Спасибо вам за это интервью и за подсказку. Думаю, к вашим предложениям обязательно прислушаются - и в Москве, и в Минкультуре, и в Кремле.
- Я могу перечислять бесконечно эти святые имена. Я вам пришлю список - посмотрите внимательно на него.
В принципе, этот список хорошо известен. На Переделкинском кладбище покоятся писатель - сатирик С.Нариньяни, писатель и политик Ю.Щекочихин, которые в разное время были журналистами нашей газеты, составляли и составляют славу «Комсомольской правды».
Александр Гамов
27.02. 2018. КП


КТО ПОКОИТСЯ НА ПЕРЕДЕЛКИНСКОМ КЛАДБИЩЕ:
Авдеенко, Александр Остапович - писатель
Агаджанова, Нина Фердинандовна (1889-1974) - участница револ. движения, киносценарист
Алексеев, Михаил Николаевич - писатель
Алигер, Маргарита Иосифовна - поэтесса, переводчица
Асмус, Валентин Фердинандович - философ

Бахнов, Владлен Ефимович (1924-1994) - поэт, журналист, драматург, сценарист.
Бахшуни, Абрам (1914-2002) - армянский поэт
Благой, Дмитрий Дмитриевич - литературовед-пушкинист, член-корреспондент АН СССР
Богатырев, Константин Петрович - поэт-переводчик
Боков, Виктор Федорович - поэт

Вирта, Николай Евгеньевич - писатель
Владимов, Георгий Николаевич - писатель
Волконский, Михаил Петрович, князь - русский певец, баритон

Геллер, Ефим Петрович - гроссмейстер
Геркен-Баратынский, Евгений Георгиевич (1886-1962) - поэт, переводчик, правнук Е. А. Баратынского
Глушкова, Татьяна Михайловна - поэтесса
Голенищев-Кутузов Илья Николаевич - поэт, филолог
Голосовкер, Яков Эммануилович - прозаик
Гребнев, Наум Исаевич - поэт-переводчик

Давыдов, Зиновий Самойлович - писатель
Давыдов, Юрий Владимирович - писатель
Державин, Владимир Васильевич - поэт, переводчик
Доризо, Николай Константинович - поэт
Евтушенко, Евгений Александрович - поэт, прозаик, режиссёр

Зак, Авенир Григорьевич - драматург
Зверев, Илья Юрьевич - писатель
Звягинцева, Вера Клавдиевна - поэтесса
Зелинский Корнелий Люцианович - советский литературовед, литературный критик
Ивинская, Ольга Всеволодовна - писательница, переводчица, подруга и муза Б.Пастернака
Исаев, Егор Александрович - поэт и публицист

Караганов, Александр Васильевич - литературовед, кинокритик
Карпеко, Владимир Кириллович - поэт
Карякин, Юрий Федорович - литературовед, публицист, общественный деятель
Катушева, Марита Викторовна - советская волейболистка, заслуженный мастер спорта
Кобенков, Анатолий Иванович - поэт
Кожевников, Вадим Михайлович - писатель
Колчицкий Галикс - актёр
Комзин, Иван Васильевич - гидростроитель, генерал-майор-инженер, профессор
Косицын, Александр Павлович - юрист, генерал-майор, профессор
Костюковский, Борис Александрович (1914-1992) - писатель

Леонов, Александр Андреевич (Илья Чернев) - писатель, переводчик
Лещенко-Сухомлина, Татьяна Ивановна - певица, литератор, переводчица
Липкин, Семён Израилевич - поэт, переводчик
Лифшиц, Владимир Александрович - поэт

Мартынов, Алексей Петрович - военный лётчик
Межиров, Александр Петрович - поэт
Микаэлян, Маргарита Исааковна (1927-2004) - театральный и кинорежиссёр, сценарист
Морозова, Нелли Александровна (1924-2015) - киносценарист, редактор, мемуарист.
Нариньяни, Семён Давыдович - писатель-сатирик

Панченко, Николай Васильевич (1924-2005) - поэт.
Пастернак, Борис Леонидович - поэт, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе
Пастернак, Евгений Борисович - литературовед, сын Б. Л.Пастернака
Перовская, Ольга Васильевна - писательница
Поженян, Григорий Михайлович - поэт
Поляновский, Макс Леонидович - писатель
Прилежаева, Мария Павловна - писательница
Примеров, Борис Терентьевич - поэт
Раевский, Иосиф Моисеевич - актёр, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР
Рождественский, Роберт Иванович - поэт

Сартаков, Сергей Венедиктович - писатель, один из высших руководителей СП СССР
Сахнин, Аркадий Яковлевич (1910-1999) - прозаик, публицист, очеркист, предполагаемый автор 1 части трилогии Л. И. Брежнева - «Малая Земля».
Серебрякова, Галина Иосифовна - писательница
Сидур, Вадим Абрамович - скульптор, поэт
Соколов, Кирилл Константинович - художник

Тарковский, Арсений Александрович - поэт
Тельпугов, Виктор Петрович - писатель
Тихомиров, Александр Борисович - поэт
Ткаченко, Александр Петрович - поэт, гендиректор Русского ПЕН-центра (1994-2007).
Тоом, Леон Валентинович - поэт, переводчик
Устинов, Валентин Алексеевич - поэт, Президент Академии поэзии (1998-2015).

Чуковская, Лидия Корнеевна - писательница
Чуковская, Елена Цезаревна - химик и литературовед
Чуковский, Корней Иванович - писатель
Шток, Исидор Владимирович - драматург
Щекочихин, Юрий Петрович - журналист
https://www.kp.ru/daily/26800/3835075/

В ПЕРЕДЕЛКИНЕ ПОЯВИЛСЯ ПАМЯТНИК БЕЗЗАВЕТНОЙ ЛЮБВИ
Студенты Литинститута дали имя дому, где было написано самое знаменитое стихотворение военных лет, - «Дом. Жди меня…» и установили памятную доску.


Именно здесь, на даче друга Л.Кассиля, Симонову пришло в голову написать гениальное стихотворное «Жди меня, и я вернусь…». Переделкинские сосны, деревянные заборы. Тут чуть не за каждой калиткой гаснут следы каких-то литературно-исторических событий, произошедших, но не увековеченных и поэтому забытых. Раньше мимо дома №7 по ул. Серафимовича экскурсионные группы проходили, почти не задерживаясь. Буквально два слова про «Здесь жил Кассиль», «здесь было написано» и пошли дальше. А теперь, даже несмотря на карантин, какие-то подростки делают селфи на фоне большой памятной доски, где напечатано целиком стихотворение «Жди меня», сказано об авторе и его музее. Они разместят фото у себя на страничках, а там прочтут и их друзья…
«Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…» - надрывно читает одна из девчонок на камеру подружки.
- А что это за стихи? – задаю провокационный вопрос, останавливаясь и аплодируя.
- Ну вот же написано: Си-мо-нов…
- Не знаете такого поэта?
- Не-а… Хорошие, кстати, стихи!

Радостно хмыкаю, наверное, в унисон с Константином Михайловичем. Он написал это великое
стихотворение, а мы с сокурсниками и учителем сделали так, чтобы его еще и еще раз читали даже случайные прохожие, не близкие литературе. Оно того стоит! Кстати, я сама только год назад поняла всю глубину истории, стоящей за этим произведением. И стала относить его не столько к войне, сколько к стихам о любви. Причем о любви безответной, но такой сильной, что все равно спасающей от смерти! А изменил мое отношение тот волшебный семинар в Переделкино, на который я пришла прошлой сенью, едва поступив в Лит...


А началось все с того, что руководитель нашего курса - писатель Фарит Нагимов - в честь своего дня рождения решил провести занятия не в институте, а в городке писателей Переделкино.
- В этом старинном доме жил Л.Кассиль, Я.Голованов, Е.Винокуров, сюда приходил в гости А.Райкин, а может, и сам Пастернак… – рассказывает мастер, запуская нас в калитку д. 7 по уд. Серафимовича. - Но лично для меня гораздо важнее то, что здесь последние двадцать лет жил мой учитель Н.Алипов. Так что это не музей, а именно Дом. Живой, жилой, полный литературных призраков. А еще здесь живет эхо огромного и, увы, неразделенного чувства. Такое мощное, что мне кажется, я иногда его слышу и поэтому про себя зову это место Домом любви.

Мы идем по тропинке, погружаясь в сосново-кленовые джунгли двора, где уютно зеленеет старая двухэтажная писательская дача прошлого века. Такой робкий домик, по сравнению с пластиковыми бизнес-коттеджами, все больше заполоняющими Переделкино. Будто бы извиняющийся. Деревянные, трогательно шершавые от потрескавшейся краски стены; пристройка с газовым агрегатом, похожим на мрачного чугунного бегемота; каминная труба над чердачным окошком, за которым, кажется, маячат те самые призраки; сам древний, кирпичный камин, дышащий огнем, тени, пляшущие на старом паркете; скрипло говорящие двери; гулкая, круто взлетающая под крышу лестница; высокие потолки в трещинах, будто изрезанный коньками лед над головой; плотные, местами провисшие, словно старая кожа, обои… Дом и правда кажется живым. Умным молчаливым зверем с толстой морщинистой шкурой. Эдаким литературным мамонтом.


- Вот оно, то самое эхо любви - Фарит прикасается к столбику, соединяющему перила и крышу крыльца. Там несколькими слоями скотча примотана пожелтевшая, книжная страничка со стихотворением К.Симонова «Жди меня, и я вернусь…»
- Эта страница одного из первых сборников, в котором было опубликовано стихотворение. Она висит здесь с незапамятных времен, потому что именно в этом доме летом 1941-го Симонов написал свои знаменитые строки, посвященные В.Серовой. А вот как именно это произошло, при каких обстоятельствах? С чего вдруг, сидя на даче друга - Симонову пришло в голову написать гениальное стихотворное послание любимой женщине, с которой они тогда еще не были вместе?

Фарит рассказывает, а я вспоминаю знаменитую историю любви поэта и актрисы. Серова не любила Симонова, а он ее боготворил. Ходил на все ее спектакли, писал для нее пьесы, оставил ради нее семью, прощал ветреность, прощал и то, что она в открытую говорила ему, что не любит, даже когда уже была близка с ним… Об этой связи широкой публике стало известно как раз в 1941-м. Но когда и как именно начался их роман, не известно.

Конечно же, знать такие детали доподлинно могут только двое – продолжает наш учитель. – Но можно предполагать... Есть несколько «вечных историй», которые повторяются из века в век, из поколения в поколение. Одна из них – дача друга, на которой встречаются влюбленные, которые хотят оставить свой роман в тайне. И очень может быть, что с Симоновым и Серовой на этой даче произошла именно такая история. В июне-июле 1941-го Симонов, как военкор, был на Западном фронте и чуть не погиб под Могилевом – трагичная и одновременно романтичная деталь, которая часто служит катализатором отношений, ведь женщины любят героев. А после вышедшего в «Известиях» 20 июля сенсационного репортажа с поля боя имя Симонова прогремело. Да как! В свете самых важных для всей страны событий; на фоне подбитых вражеских танков; с горьким, но таким будоражащим женское сердце привкусом риска и крови! И вот именно тогда он целую неделю жил на даче в Переделкине, куда его временно пустил Л.Кассиль. При этом, хозяин дачи приезжал только в выходные, а все остальное время поэт был предоставлен саму себе и мог встречаться с кем хотел. Серова тоже в то время была в Москве, отправив в эвакуацию только мать и сына. И вот тут что-то произошло такое, после чего Симонов в один присест сел и написал «Жди меня». Причем, печатать стихотворение сначала не собирался, ибо считал его «слишком личным» и читал только «самым близким». И очень возможно, что тем самым «близким», которому он впервые прочел и отдал это стихотворение, была именно Валентина, подарившая ему – талантливому влюбленному, которого не сегодня-завтра могут убить, его мечту и любовь – себя...


Руководитель курса Фарит Нагимов, вдохновивший студентов дать дому имя

Уже потом Серова на несколько месяцев рассталась с Симоновым, потому что влюбилась в Рокоссовского. Но разразился скандал, ведь маршал был женат, и Сталин одной фразой разрушил этот роман, буквально запретив им встречаться. Только тогда Серова вышла замуж за Симонова, и даже родила ему дочь, но так и не полюбила. До самого последнего дня он ждал ее любви, «как никто другой» и молил о ней в своих стихах. Но сердце Валентины, видимо, погасло и она медленно, но верно спивалась, пока не умерла.

Но это все потом, потом… А тогда, в июле 1941-го, возможно, именно на этой даче были сказаны какие-то бесконечно важные слова, произнесены какие-то особенно сильные «заклинания», которые вызвали к жизни знаменитое стихотворение и помогли сохранить на войне жизнь не только военкора Симонова, но и десятки тысячи жизней тех, кто носил вырезку с этим стихотворением в кармане гимнастерки, у сердца. Кстати, в стенах этой писательской дачи было написано еще нимало знаменитых произведений. Тот же «Кондуит и Швамбрания» Л.Кассиля. То же «Сережка с малой Бронной и Витька с Моховой» Е.Винокурова. И сам наш преподаватель вспомнил, что его карьера драматурга с международным именем началась именно там, в Переделкине. (Гостя у своего учителя, и ни разу до этого не писав пьес, он внезапно для самого себя создал «Крик Слона», который, спустя 1,5 года, поставил в Германии знаменитый режиссер Армин Петрас). И все же стихотворение «Жди меня» занимает в этом списке какое-то особое, священное место.

- Я помню, что еще в детстве читал его с трепетом, и, думаю, дело в том, что оно не только о войне, и даже не столько о войне, сколько о вере в то, что где-то тебя непременно ждут – объяснял наш мастер. – О нужности кому-то! О надежде возвращения туда, где ждут. Именно поэтому это стихотворение волшебным образом было актуально и в начале войны, когда солдаты только уходили на фронт. И в конце, когда многие из них уже не вернулись. И осталось актуально даже сейчас, в мирное время. Потому что всем нам важно быть нужными кому-то. Жизненно необходимыми. В этом и состоит суть счастья. Основа любви!


Это был особенный семинар, больше напоминающий священнодействие, в результате которого у исторического дома появилось Имя. Мы решили, что книжная страничка, приклеенная к стене скотчем – романтично, конечно, но сталь надежнее. И сами напечатали стихотворение и его историю на стальном листе. Теперь ворота дома украшает памятная доска: «Дом Жди меня». А историю, тайну, или даже, говоря профессиональным языком, «исходное событие» произведения, по-прежнему надежно хранят его молчаливые стены. И насколько эта тайна глубока, можно судить по тому, что перед своей смертью Симонов уничтожил все письма, фото и записи, которые свидетельствовали о его мучительной любви. Их общей дочери Маше он сказал: «То, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни… И самым большим горем».Скончался Симонов 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах его был развеян над Буйничским полем под Могилевом. Почему именно там? Конечно же, прежде всего потому, что тот бой стал самым большим переживанием в его жизни. Но возможно еще и потому, что, если бы не смерть, коснувшаяся его в Могилеве, не случилось бы чего-то очень важного в его личной жизни. Возможно, той единственной ночи в Переделкино, когда Валентина его действительно любила, потому что осознала, что провожает на смерть. Не было бы надежды у той великой любви, а значит, не было бы и этого великого стихотворения.
Соня Павлова
09.05. 2020. КП

https://www.msk.kp.ru/daily/27128/4214064/

Прикрепления: 1226556.jpg(31.0 Kb) · 2390571.jpg(24.2 Kb) · 7220086.jpg(12.7 Kb) · 0554811.jpg(8.5 Kb) · 5784767.jpg(16.6 Kb) · 3551158.jpg(16.3 Kb) · 9735923.jpg(11.5 Kb) · 7966000.jpg(12.6 Kb) · 2135037.jpg(8.9 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 07 Янв 2021, 16:17 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6063
Статус: Offline
«СВОЮ МИССИЮ Я ВИЖУ В ТОМ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ПЕРЕДЕЛКИНО»
Пожалуй, нет другого такого места на земле, где на небольшом пространстве уместилось бы столько литературных имен, где сконцентрировалась  история советской литературы, начиная с конца 30-х годов ХХ в., со всеми ее страстями и трагедиями. С каждым годом, отделяющим нас от ушедшей эпохи, все острее встает необходимость сохранения этого уникального писательского поселка. И тем отраднее наблюдать, как буквально на глазах Переделкино возрождается. Восстанавливается Дом творчества, начинают работать творческие резиденции талантливой молодежи, возникает диалог поколений. О текущих задачах и планах по возрождению этого легендарного места мы беседуем с руководителем общественной организации «Городок Писателей Переделкино» писателем М.В.  Кудимовой.


– Марина Владимировна, в альманахе «Литературное Переделкино» вы интересно описываете свое первое появление здесь в 1976–1977 г. и встречу с Е.Евтушенко, а с июля 1992 г. ваша жизнь уже неразрывно связана с Переделкиным. Как менялось ваше восприятие этого места сквозь годы?
– На моих глазах переделкинская жизнь только угасала. Когда я здесь поселилась, еще были живы классики, писатели-шестидесятники. Конечно, и сегодня Переделкино остается писательским. В нем сохраняются дух, атмосфера, созданные почти 90-летним проживанием совершенно особой человеческой группы – писателей, которые, несмотря ни на какие перемены, являются центром духовной культуры России. Концентрация гениев на одном квадратном метре здесь, конечно, многие годы оставалась очень высокой. 

Немного истории. В 30-е годы Сталин определил это место для компактного проживания писателей. И оно почти сразу было отмечено пятном трагедии. Многие писатели были репрессированы, их увозили на черных воронках именно отсюда. Тем не менее при советской власти многие писатели жили прекрасно, процветали. Соцпакет, который они получали, ни с чем не сравним, аналогов в мире нет. Писатели имели огромное количество преференций, некоторые из них и дачу в Переделкине, фактически бесплатно. В советские годы СП СССР и все его подразделения располагали огромными средствами. В книге писателя-фронтовика В.Карпова, последнего руководителя СП СССР, приводятся интересные факты о Переделкине, в том числе выясняется, что доход СП был выше дохода «Уралмаша». А что удивительного? В распоряжении СП находилась периодическая печать (больше 100 названий), типографии, которые их обслуживали, – издавались огромные тиражи книг, с которых в Литфонд отчислялись 10 %, немало домов творчества, поликлиники, больницы, детские сады и прочее. Это было своего рода министерство литературы, которое, сверх того, получало гигантские госдотации.

Конечно, у писателей судьбы складывались по-разному. У А.Фадеева, генерала советской литературы, я бы даже сказала – генералиссимуса, оказалась трагическая судьба человека, не справившегося с той ролью, которую уготовило ему государство. Он покончил с собой на своей переделкинской даче, а как писатель погиб еще раньше своей физической кончины. Судьба К.И. Чуковского сложилась иначе. Это личность эпохи Возрождения, – более образованного и доброжелательного к миру человека трудно найти.

– Многие традиции Переделкина заложил именно К.Чуковский: хождение друг к другу в гости, литературные гостиные, праздники-костры «Здравствуй, лето!», «Здравствуй, осень!».
– Совершенно верно. Многие традиции общественной жизни писателей заложил Корней Иванович. Слава богу, он сам не подвергался никакому насилию, чего нельзя сказать о его дочери. Б.Пастернак получил дачу в первой пятерке. После гибели Маяковского его метили на поэта №1. Вспомним его знаменитые стихи:
Напрасно в дни великого совета, 
де высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста.

Он знал, о чем писал. К счастью, Борис Леонидович не оправдал ожидания вождей, пошел своей дорогой. И дорога эта привела его к Нобелевской премии, а потом – к страшным скандалам, травле и к ранней смерти. В Переделкине написаны, без всякого преувеличения, одни из лучших произведений советской литературы XX в. Сюда на 3 дня с фронта приехал К.Симонов, поселился на пустой даче Л.Кассиля и написал величайшее стихотворение XX в. «Жди меня». Это гражданская молитва, которую даже солдаты-атеисты держали возле сердца.

Я мечтаю о книжной серии «Переделкино», в которой будут изданы все великие книги, стихи, публицистика, написанные здесь. Начиная с совершенно забытого, на мой взгляд, очень крупного писателя В.Зазубрина, которого в 1937 г. увезли вместе с женой с переделкинской дачи и расстреляли. Вскоре здесь поселился А.Фадеев. По совершенно роковому стечению обстоятельств эта дача стоит заброшенная и погибает. Сейчас нужно найти способ для ее возрождения. Почему? Я уверена, что именно на этом месте должен находиться музей советской литературы, именно на даче Фадеева. 

– Не за горами 90-летие писательского городка. И буквально на наших глазах Переделкино начинает возрождаться, восстанавливается Дом творчества.
– В 90-е годы государство пустило нас всех в свободное плавание. И выяснилась, что те, кто ратовал за свободы и реформы, оказались абсолютно беспомощными в социальной части, которая требовала денег. Финансирование Переделкина прекратилось. В руководстве Литфондом появились новые люди, не вложившие в это место ни одного рубля. В результате, когда в 2017 г. пришла наша общественная организация «Городок Писателей Переделкино», мы застали руины прошлого великолепия. 65 лет в земле лежат водопроводные трубы, требующие срочной замены. Нашему городку без инвестиций по самым оптимистическим подсчетам осталось максимум два года жизни. А затем все закроется по естественным причинам, просто перестанет течь вода. Мы сидели без копейки и не знали, чем заплатить за газ. Но, как сказано в Священном Писании, «претерпевший же до конца спасется». Значит, претерпели. В момент почти полного отчаяния к нам подоспела спонсорская помощь: на самом высоком уровне был принят ряд важных решений, касающихся Городка писателей.

Свою миссию я вижу в том, чтобы сохранить, не дать погибнуть Переделкину. Начать решили с восстановления Дома творчества, пришедшего в полный упадок. На ускоренный ремонт были брошены колоссальные силы. Центральное здание, построенное в 1955 г., было восстановлено. Предстоит восстановить еще по крайней мере 11 спроектированных Самойловым объектов, построенных в 30-е годы.  Я мечтаю установить мемориальную доску памяти первого архитектора городка.

– Марина Владимировна, а какие именно дома были построены первыми?
– Начиная с ул. Тренева: дача Погодина, напротив дача Пильняка, дальше дача, на которой сейчас живет И.П. Золотусский, и еще одна дача. Три дома на ул. Павленко, включая дом Пастернака. Ряд строений на ул. Серафимовича. Кому это интересно, может приехать на экскурсию. Все расскажем и покажем. 


– Удивительно, как в такие короткие сроки удалось восстановить центральное здание Дома творчества. Открылась библиотека, появились новые уютные пространства для прослушивания аудио, аудитории для встреч и семинаров.
– Сейчас заканчивается ремонт большого киноконцертного зала. Будет еще небольшой кинозал для экспериментальных фильмов, документалистики, артхауса, который заведомо не для широкой публики. Мы будем снимать и показывать фильмы о Переделкине и о переделкинцах. Есть договоренность с документальной студией. Трудно поверить, но работы по обустройству Дома творчества Переделкино после ремонта осуществляются волонтерами. А писатели порой задают странные вопросы: «Кто эти люди? Они хотят у нас все отнять?» Нет - это студенты, студийцы, которых интересует все, чем живет Переделкино. Наконец, это поколение интернета, которое читает наш сайт, наши страницы в «Фейсбуке» и в «Инстаграме». 

– Как прошла первая творческая резиденция? Кто из писателей, переводчиков в ней участвовал? 

 
– В день открытия Дома творчества, 15 августа, мы пригласили большинство переделкинских жителей. Собрались писатели, переводчики, художники, музыканты. Просто соседи. Надеюсь, всех вкусно накормили. Показали отремонтированный дом, устроили импровизированный концерт. А потом на неделю мы предоставили эту площадку молодым людям (их было 80 чел.) и тем, кто связан с новыми формами искусств: современным литераторам, поэтам, переводчикам, художникам, звуковым экспериментаторам. Почему мы это сделали? Нет другого пути вливания новых сил и осуществления преемственности поколений. Не надо забывать, что население городка писателей стремительно стареет: многим перевалило за 80 лет. Молодежи мы пока можем дать временный приют, интересные встречи и знания.

- И приобщить к творчеству?
– Совершенно верно. Выросло поколение интернета. Эти молодые люди поняли, что в Переделкине их ждет что-то новое. Они стремятся в это, как они выражаются, «модное» место, куда можно приходить, тусоваться и знакомиться с писателями.На следующий день к ним пришел профессор Дм.Бак, директор Гос. музея истории российской литературы им. В. И. Даля. Он рассказывал о своем любимом поэте А.Тарковском, многие годы жившем в Переделкине и похороненном на Переделкинском кладбище. Дмитрий Петрович читал его стихи, и это так увлекло ребят, что они ночью пошли на могилу поэта. На следующий день перед ними выступал поэт, литературовед и ведущий популярной литературной телевизионной программы «Игра в бисер» И.Волгин. А еще через день ребята увлеченно слушали писателя С.Шаргунова, который прочитал лекцию о В.Катаеве. Они открыли для себя этого писателя. После этого все соцсети раструбили: «Переделкино ожило», «Переделкино работает». Этого мы и добиваемся. Это единственное правильное решение – привлечь сюда творческую молодежь. Они уже не расстанутся с Переделкиным. Они собираются снимать фильмы, хотят писать книги, рисовать и приезжать сюда на пленэры. И мы будем вместе с ними оживать.

– А что в дальнейших планах, какие программы?
– Совсем недавно прошла «Автограф-сессия». Собрались писатели и поэты, которые живут и работают здесь: И.Волгин, В.Отрошенко, С.Шаргунов, О.Николаева, К.Ковалев-Случевский. Они рассказали о своих книгах, о том, как они здесь живут и работают. Диалоги с писателями вели молодые поклонники док. театра. Мы хотим посадить за общий стол разные поколения, чтобы они учились разговаривать и задавать вопросы.


Встреча с писателем Владиславом Отрошенко

– Нужно налаживать диалог с молодежью.
– Да. Сегодняшняя ситуация мне напоминает рассказ Л.Н. Толстого «Филиппок». Мы должны научить их читать. Мы хотим показать им литературную школу писателей, даже, может быть, несколько литературных школ. Вот они уже видели Шаргунова и Волгина, на них они придут обязательно. Но мы хотим представить С.Шаргунова и как гл. редактора «Юности». Хотим пригласить С.И. Чупринина, чтобы он презентовал журнал «Знамя», П.Крючкова – для представления «Нового мира». Это будет первый опыт сотрудничества с «толстыми» журналами. Хотим привлечь и так называемые провинциальные журналы, которые подчас интереснее московских, если честно: например, «Сибирские огни», «Алтай», «Волга», «Байкал», «Урал». При нынешних технических возможностях мы можем проводить онлайн-конференции, и пусть участники говорят напрямую с гл. редакторами этих журналов. Чрезвычайно важно, чтобы этот разговор проходил в режиме диалога.

– Планируются ли литературные мастерские, литературные студии?
– Конечно, будут и литературные мастерские. Мы даже думали о театральной школе. Честно скажу, я не хочу здесь чистого театра. Я хочу, чтобы люди театра учили молодежь читать, размораживали невероятную молчаливость гаджетной эпохи. Сегодня абсолютно потеряна традиция чтения вслух. В наших планах возродить школу чтения. Нынешние дети, подростки зажаты и не привыкли к этому. Мы хотим, чтобы они читали вслух: начинать будет артист или руководитель студии, а потом ребята подхватят. Пусть они ошибаются и запинаются, я знаю это все по своим внукам. Но в итоге они втягиваются так, что не остановишь. Это будет не чисто театральный формат, а смежный с литературой, как школа режиссера П.Фоменко.

– Очень интересен проект, который вот уже 20 лет реализует С.Филатов – форум молодых писателей. Может, его тоже стоит привлечь?
– Конечно. Это уже следующий шаг. Пока мы только в начале пути. Мы хотим, чтобы наши резиденты обрели свой дом. Не просто пришли и ушли, а продолжили утром разговоры за чаем, за кофе. Нигде в ближнем Подмосковье нет такого места. Возможности Дома творчества как площадки практически безграничны. Это публичное пространство, и оно должно принадлежать всем. Сегодня искусство, как в древние времена, тяготеет к синкретизму, это очевидно. Разные жанры встречаются на одной сцене: тут балет, тут – цирк, а тут должны книгу читать…

– И от этой синергии выигрывает каждый вид искусства…
– Конечно. И эта синергия привлечет гораздо больше людей творческих профессий. Пусть здесь будут музыканты, поэты, переводчики, молодая богема.

– Наверное, и свой YouTube-канал будет?
– Мы уже думаем об этом, вся работа только начинается. И сайт нужно разрабатывать. В идеале я хотела бы создать большой портал «Переделкино», возможно, интернет-телевидение, возможно, просто многофункциональный портал. Посмотрим, что из этого выйдет. 

– Вы упомянули и об издательских планах? 
– Мы хотим наладить взаимодействие с издательствами. Не буду скрывать: хотим создать издательство «Переделкино». Хочу, чтобы крупнейшие издатели и самые опытные книжные менеджеры проводили здесь серии семинаров. Полагаю, большой круг тем предложат наши молодые резиденты. Они хотят глубокого погружения, что меня на самом деле удивляет и радует. Мы привыкли считать это IT-поколение несколько поверхностным. Это не так, что показал уже первый вечер О.Николаевой, которая привела сюда своих студентов. Мы хотим сделать серию таких вечеров: «Учителя и ученики». Помните, с чего началась великая русская литература? Жуковский написал: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Большего благородства, большей высоты духа я не знаю. Сегодня эта важная цепочка учитель-ученик почти разрушена, а в литературе она очень важна. У каждого должен быть учитель – то есть человек, который для тебя является авторитетом, которого ты слышишь, слушаешь и делаешь определенные выводы. И как раз переделкинские старики, к которым я и себя отношу – пусть никто не обижается, – могут многое дать в этом смысле. 

– На территории Переделкина создано 5 федеральных музеев. Планируется ли еще какие-то дома отводить под музеи?
– Для меня это очень сложный вопрос. Я против музеефикации городка писателей. Это путь к консервации. Я хочу, чтобы здесь была жизнь, а не консервы. Существующие музеи будут развиваться. На них на всех, уверяю вас, будут выделяться средства, они будут модернизироваться. У нас есть интересный проект «История моего дома», и он мне представляется очень перспективным. Наверное, он будет связан с будущими туристическими направлениями. Я мечтаю снабдить табличками с хорошим текстом каждый дом каждого писателя. Везде обозначим, кто здесь жил, когда, что написал. Заиграет городок, оживет. 

Туристический кластер можно начинать от платформы Переделкино. Сама эта платформа историческая, воспетая в стихах и прозе. Моя мечта совместно с РЖД оформить платформу «Переделкино» стендами, историческими фотографиями. Многие приезжают в резиденцию Патриарха. Разве плохо, если они попутно прикоснутся к литературе? Я бы хотела, чтобы там стоял памятник, который бы символизировал городок писателей. И человек, проезжающий мимо и глядящий в окно, спросит: «А что это тут?» Новое вокзальное здание архитектурно будет воспроизводить то старое, времен Пастернака, описанное в книге «На ранних поездах», ажурное, воздушное, только из современных материалов.

– Планируются ли аудиоэкскурсии?
– Будут и аудиогиды, и живые экскурсии по нескольким маршрутам. У человека должен быть выбор, да и поселок наш довольно разбросанный, не все такой путь одолеют целиком. Самое главное преимущество этого места – компактность. Когда откроется усадьба Самариных конца XVIII в., мы воссоздадим в одном месте историю XIX, XX и XXI вв. Уверена, что такого места нет больше на земле, потерять его и упустить возможность восстановления будет преступлением. Тут вспоминаются слова одного знаменитого госдеятеля: «Это больше, чем преступление, это ошибка».

Сейчас нужно построить всю работу по восстановлению Переделкина, закончить ремонт и провести реконструкцию помещений. Я хочу иметь право сказать, как Высоцкий: «Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, чем оправдаться перед Ним». Я надеюсь, что Переделкино я все-таки спасла. Это, может быть, прозвучит смешно и самонадеянно. Конечно, без огромного количества людей и помощников, благотворителей я никогда бы в жизни не справилась. Но для себя, в своей душе, я его уже спасла. И я знаю, что можно будет предъявить потом.

– Да, в Переделкине жизнь кипит, на глазах возрождается это легендарное место. Марина Владимировна, спасибо за все, что вы делаете!
17.11. 2020. журнал "Книжная индустрия"
https://www.bookind.ru/categories/dialog/10540/
Прикрепления: 8729012.png(42.1 Kb) · 3970444.png(77.8 Kb) · 8608729.png(65.4 Kb) · 8103600.png(69.5 Kb) · 0453897.png(80.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 20 Фев 2021, 18:43 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6063
Статус: Offline
УРОКИ СЧАСТЬЯ
или О чём не ведают в музее Пастернака

Это по меньшей мере странно, а по большей – несправедливо. В музее Пастернака в Переделкине посетителей целый час водят по четырём небольшим комнатам и говорят о чём угодно: об отце-художнике и матери пианистке, о «Докторе Живаго» и Нобелевской премии, о конторке, за которой писал, и сапогах, в которых ходил, – обо всём, кроме Ивинской. А ведь О.Ивинская была не только возлюбленной Пастернака – она была его музой, Ларой его романа. 


Несколько лет назад Б.Мансуров, автор книги «Лара моего романа», провёл меня по «ивинским местам», и теперь я знаю, где то, о чём не знают – и знать не хотят! – работники музея Пастернака: «кузьмичёвская дача», мостик через Самаринский пруд, могила.


Когда Ивинская, отсидев «за Пастернака» 4 года (по статье «Близость к лицам, подозреваемым в шпионаже»), вернулась из лагеря, Пастернак снял ей полдома – комнату и террасу – в деревне Измалково, близ Переделкина, у некоего Сергея Кузьмича. Сама Ольга Всеволодовна называет 4 года, прожитых на «кузьмичёвской даче», «подлинным счастьем». Лучшим это время было и для Пастернака: время страстной, с новой силой вспыхнувшей любви, напряжённой работы над «Доктором Живаго», ослепительных стихов цикла «Когда разгуляется»:

Недотрога, тихоня в быту,
Ты сейчас вся огонь, вся горенье.
Дай запру я твою красоту
В тесном тереме стихотворенья.

Посмотри, как преображена
Огневой кожурой абажура
Конура, край стены, край окна,
Наши тени и наши фигуры.


«Кузьмичёвская дача» («конура») стала настоящим, в отличие от «Большой  дачи» на ул. Павленко, домом. Здесь было пережито и счастье – любовь, друзья, «творчество и чудотворство», и горе – страшные дни травли после присуждения Нобелевской премии. Измалковский пруд навечно, как муха в янтарь, впечатан в стихотворение «Нобелевская премия»:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.

Б.Мансуров в своё время показал мне «кузьмичёвскую дачу» со стороны. А прошлым летом я позвонила в дверь калитки. Оказалось, что сейчас здесь живёт Вера Павловна, вдова внука Кузьмича. Она дала мне телефон другой Веры – Ивановны («Верочки» из книги Ивинской «Годы с Пастернаком»), внучки Кузьмича.
- Какой была Ивинская?
- Красивой!
- А Пастернак? 
- Молодым!
- А ещё?
- Простым и… щедрым. Приносил Кузьмичу бутылку, а мне, девочке, конфеты. А как-то подарил платье и серебряную ложку. Ходил Пастернак в Измалково по деревянному мостику: там местные жители, в основном алкаши, его каждый день в определённый час и поджидали. А он приносил пряники, бублики, деньги. И вот Ольга Всеволодовна однажды говорит: «Боря, мост такой ветхий, лучше иди в обход!» А Пастернак отвечает: «Что ты, Лелюша! Там ведь люди ждут!..» В этом – весь Пастернак, сказавший:

Я льнул когда-то к беднякам
Не из возвышенного взгляда,
А потому, что только там
Шла жизнь без помпы и парада.


Когда при мне говорят о том, что поэзия и поэт никого ничему не учат, я пожимаю плечами и думаю: «Просто вы не умеете учиться!» Разве не даёт урока великий Пастернак, умевший быть счастливым в «конуре», обретавший рай в «шалаше»? И разве не актуально это в наши дни, когда люди, по словам старца Зосимы, «вещей накопили больше, а радости стало меньше»?»…
Я включила «кузьмичёвскую дачу» в маршрут, которым вожу экскурсантов по Переделкину. Приезжайте – будем учиться быть счастливыми. И не бойтесь потерять время: счастливые часов не наблюдают, ведь это для них:
дольше века длится день,

И не кончается объятье.
Инна Кабыш
27.01. 2021. Литературная газета

https://lgz.ru/article/4-6769-27-01-2021/uroki-schastya/

Выставка «“ОСТАНЕТСЯ - НАВЕРНЯКА…” ПЕРЕДЕЛКИНО»
(21 февраля - 10 декабря 2021 г.)


Первое письмо из Переделкина было написано Б.Пастернаком в 1936 г. 85 лет спустя верхняя веранда его Дома-музея, откуда до недавнего времени открывался вид на несколько знаковых мест переделкинского ландшафта, станет отправной точкой на пути к возращению к тому пейзажу, о котором Пастернак писал:


«Я мог бы зарабатывать больше. Я мог бы меньше дичать, меньше отрываться от города, меньше времени тратить на лес и на реку. А если бы я меньше занимался заготовкой хвороста на зиму, меньше отдавал бы времени воздуху и природе (октябрь, по утрам заморозки, а я все еще купаюсь) …я, может быть, не мог бы и работать».


Основными экспонатами выставки станут фотоальбом, наполненный фотографиями Переделкина периода 1920–1980-х годов, и круглая веранда, которая послужит для посетителя своеобразным компасом. Вернуться к Переделкину Б.Пастернака, К.Чуковского, В.Шаламова, Н.Заболоцкого, семьи Ивановых, Г.Шпаликова и др. позволят не только фотографии. Весь год выставку будет сопровождать цикл экскурсий «Городок писателей. Имена» и «Городок писателей. Дом с историей». Так, в разговорах о судьбах переделкинских писателей зазвучат их голоса, воспоминания, дневники.

Основные экспонаты выставки - архив фотографий семьи Пастернаков, предоставленный П.Е. Пастернаком, архивные кадры из фондов музея истории российской литературы им. В.Даля, фото из семейных архивов И.И. Емельяновой и С.Ю. Неклюдова. Выставка имеет интерактивную составляющую и в течение года сможет пополняться фотографиями Переделкина из семейных архивов посетителей.
https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/opening_soon/12568/
Прикрепления: 1569888.jpg(13.5 Kb) · 5452787.jpg(19.8 Kb) · 9471494.jpg(17.2 Kb) · 0066327.jpg(16.6 Kb) · 2593439.jpg(17.8 Kb)
 

Форум » Размышления » Новости и объявления » ПОСЕЛОК ПИСАТЕЛЕЙ "ПЕРЕДЕЛКИНО"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: