ПОСЕЛОК ПИСАТЕЛЕЙ "ПЕРЕДЕЛКИНО"
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 20 Янв 2020, 13:55 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
| Живая творческая лаборатория, легендарный городок писателей появился рядом с Москвой в 30-х годах прошлого столетия. Здесь жили и работали самые значительные литераторы ХХ в., в том числе Б.Пастернак, К.Чуковский, К.Паустовский, Л.Леонов, Б.Окуджава, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, И.Бабель и многие многие другие. Воздух Переделкино по-прежнему вдохновляет: сюда приезжают гулять по тропинкам Дома Творчества Писателей, посетить мемориальные дома-музеи и переделкинский некрополь... http://pro-peredelkino.org/
В ПЕРЕДЕЛКИНЕ ОТРЕСТАВРИРУЮТ ДАЧУ БОРИСА ПАСТЕРНАКА Здание приведут в порядок и приспособят к современному использованию в ближайшее время
В знаменитом посёлке писателей располагается объект культурного наследия федерального значения – «Дом, где жил и работал Б.Л. Пастернак». Здесь (с перерывом на эвакуацию) с 1939 по 1960 год проживал классик. В ближайшее время будут проведены работы по реставрации здания. «Борис Леонидович переехал в дом №3 по ул. Павленко в 1939 г. Прежде дача принадлежала писателю А.Малышкину и несколько лет пустовала. Гости сравнивали большой светлый дом и с башнями замка, и с кораблём. Музей появился здесь не так давно: долгие годы в доме жили потомки писателя, затем дом был без хозяев – предметы обстановки и личные вещи Пастернака сохраняли друзья и близкие. При этом и сейчас создаётся полное ощущение того, что писатель до сих пор здесь живёт и мы не встречаем его лишь потому, что он отправился на прогулку. Чтобы сохранить этот дух, для грядущей реставрации необходимо разработать качественный проект и чёткий план работ», – рассказал руководитель Мосгорнаследия А.Емельянов. В этом доме Б.Пастернак написал две последние книги стихов, создал свой главный роман – «Доктор Живаго», работал над многочисленными переводами произведений Гёте, Шиллера, Шекспира, Китса, грузинских поэтов. Из этого дома писателя провожали в последний путь. 03.06. 2020. Литературная газета https://lgz.ru/article/-22-6739-03-06-2020/dukh-prisutstviya/ Как доехать и время работы музея: https://choose-best.ru/muzei/dom-muzej-borisa-pasternaka.html
ГОД ПАСТЕРНАКА В ПЕРЕДЕЛКИНЕ К 130-летию со дня рождения поэта
Проект основан на архивных материалах Госмузея истории российской литературы имени В.И. Даля, а также документах и фотографиях из архива семьи. Выставочный проект включает пять выставок, каждая посвящена своего рода «рифмам судьбы» Б.Пастернака - тем местам, которые были для Пастернака значимы, как Москва и Переделкино, и тем, в которые не раз и не случайно приводили его обстоятельства жизни: Германия, Урал, Грузия. Выставка работает до 1 марта 2020. https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/current/11144/
ЗАБРОШЕННОЕ КЛАДБИЩЕ В ПЕРЕДЕЛКИНЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕМОРИАЛЬНЫМ С таким предложением Народный артист СССР, депутат Госдумы, Почетный гражданин Москвы выступил в эфире Радио «Комсомольская правда»
Певец и политик, многолетний (еще с 1960-х годов) друг «КП» И.Кобзон практически не обращается к нам с просьбами и какими-то советами, чаще - мы к Иосифу Давыдовичу. И вот на днях, во время одного из интервью, у нас состоялся такой разговор...
- У меня к вам такая просьба есть, - начал Кобзон. - После того, как я стал читать в СМИ, в том числе и в «Комсомолке», материалы об арабской Пальмире (древний город в Сирии, в непосредственной близости от которого располагаются некрополи, мавзолеи, это место называют Долиной Гробниц. - А.Г.), я подумал о том, что и у нас рядом, в Москве, находится своя Пальмира.
- Что вы имеете ввиду? - Переделкинское кладбище, где покоятся люди, которые при жизни являлись гордостью, совестью и честью Советского Союза, имена которых и сегодня, в наши дни, составляют Славу России.
ИЗ ДОСЬЕ «КП» Переделкинское кладбище - Литературный некрополь, находится вблизи платформы "Переделкино". Расположено на высоком берегу р. Сетунь. Исстари это кладбище считалось подмосковным, но в 2012 г., с расширением Москвы, оказалось на территории столицы. Точный адрес: г. Москва, Новомосковский административный округ, поселение Внуковское, поселок Переделкино, ул. 5-я Лазенки.
- Да, прежде Переделкино и эта территория административно относились к Московской обл., теперь это - Новая Москва. И, надеюсь, что сейчас появилось больше возможностей для того, чтобы сберечь эту сокровищницу для грядущих поколений. И вот я просто хочу призвать к этому и руководство Москвы, и руководство страны. Не мешало бы подключиться также и Минкультуры России. Хорошо было бы восстановить заброшенное сельское кладбище в Переделкине.
- Иосиф Давыдович, вы имеете ввиду, что кладбище надо благоустроить, как-то облагородить? Чтобы оно и правда - не выглядело заброшенным, сельским... - Не то, что облагородить... (Кстати, и сельские кладбища бывают очень ухоженными.) Хотя бы элементарно проложить здесь асфальтовые дорожки. Там покоятся Б.Пастернак, Е.Евтушенко.
- В апреле 2017-го я был на похоронах Е.А. Евтушенко, видел это кладбище, старые памятники и кресты... - Вы посмотрите, где покоится Р.Рождественский вместе со своей супругой, журналистской А. Киреевой. Заброшенное место. На этом кладбище похоронены К.Чуковский, Л.Кассиль...
- Согласен с вами - внешне Переделкинское не похоже на мемориальное. Порядок там наводить надо. Спасибо вам за это интервью и за подсказку. Думаю, к вашим предложениям обязательно прислушаются - и в Москве, и в Минкультуре, и в Кремле. - Я могу перечислять бесконечно эти святые имена. Я вам пришлю список - посмотрите внимательно на него. В принципе, этот список хорошо известен. На Переделкинском кладбище покоятся писатель - сатирик С.Нариньяни, писатель и политик Ю.Щекочихин, которые в разное время были журналистами нашей газеты, составляли и составляют славу «Комсомольской правды». Александр Гамов 27.02. 2018. КП
КТО ПОКОИТСЯ НА ПЕРЕДЕЛКИНСКОМ КЛАДБИЩЕ: Авдеенко, Александр Остапович - писатель Агаджанова, Нина Фердинандовна (1889-1974) - участница револ. движения, киносценарист Алексеев, Михаил Николаевич - писатель Алигер, Маргарита Иосифовна - поэтесса, переводчица Асмус, Валентин Фердинандович - философ
Бахнов, Владлен Ефимович (1924-1994) - поэт, журналист, драматург, сценарист. Бахшуни, Абрам (1914-2002) - армянский поэт Благой, Дмитрий Дмитриевич - литературовед-пушкинист, член-корреспондент АН СССР Богатырев, Константин Петрович - поэт-переводчик Боков, Виктор Федорович - поэт
Вирта, Николай Евгеньевич - писатель Владимов, Георгий Николаевич - писатель Волконский, Михаил Петрович, князь - русский певец, баритон
Геллер, Ефим Петрович - гроссмейстер Геркен-Баратынский, Евгений Георгиевич (1886-1962) - поэт, переводчик, правнук Е. А. Баратынского Глушкова, Татьяна Михайловна - поэтесса Голенищев-Кутузов Илья Николаевич - поэт, филолог Голосовкер, Яков Эммануилович - прозаик Гребнев, Наум Исаевич - поэт-переводчик
Давыдов, Зиновий Самойлович - писатель Давыдов, Юрий Владимирович - писатель Державин, Владимир Васильевич - поэт, переводчик Доризо, Николай Константинович - поэт Евтушенко, Евгений Александрович - поэт, прозаик, режиссёр
Зак, Авенир Григорьевич - драматург Зверев, Илья Юрьевич - писатель Звягинцева, Вера Клавдиевна - поэтесса Зелинский Корнелий Люцианович - советский литературовед, литературный критик Ивинская, Ольга Всеволодовна - писательница, переводчица, подруга и муза Б.Пастернака Исаев, Егор Александрович - поэт и публицист
Караганов, Александр Васильевич - литературовед, кинокритик Карпеко, Владимир Кириллович - поэт Карякин, Юрий Федорович - литературовед, публицист, общественный деятель Катушева, Марита Викторовна - советская волейболистка, заслуженный мастер спорта Кобенков, Анатолий Иванович - поэт Кожевников, Вадим Михайлович - писатель Колчицкий Галикс - актёр Комзин, Иван Васильевич - гидростроитель, генерал-майор-инженер, профессор Косицын, Александр Павлович - юрист, генерал-майор, профессор Костюковский, Борис Александрович (1914-1992) - писатель
Леонов, Александр Андреевич (Илья Чернев) - писатель, переводчик Лещенко-Сухомлина, Татьяна Ивановна - певица, литератор, переводчица Липкин, Семён Израилевич - поэт, переводчик Лифшиц, Владимир Александрович - поэт
Мартынов, Алексей Петрович - военный лётчик Межиров, Александр Петрович - поэт Микаэлян, Маргарита Исааковна (1927-2004) - театральный и кинорежиссёр, сценарист Морозова, Нелли Александровна (1924-2015) - киносценарист, редактор, мемуарист. Нариньяни, Семён Давыдович - писатель-сатирик
Панченко, Николай Васильевич (1924-2005) - поэт. Пастернак, Борис Леонидович - поэт, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Пастернак, Евгений Борисович - литературовед, сын Б. Л.Пастернака Перовская, Ольга Васильевна - писательница Поженян, Григорий Михайлович - поэт Поляновский, Макс Леонидович - писатель Прилежаева, Мария Павловна - писательница Примеров, Борис Терентьевич - поэт Раевский, Иосиф Моисеевич - актёр, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР Рождественский, Роберт Иванович - поэт
Сартаков, Сергей Венедиктович - писатель, один из высших руководителей СП СССР Сахнин, Аркадий Яковлевич (1910-1999) - прозаик, публицист, очеркист, предполагаемый автор 1 части трилогии Л. И. Брежнева - «Малая Земля». Серебрякова, Галина Иосифовна - писательница Сидур, Вадим Абрамович - скульптор, поэт Соколов, Кирилл Константинович - художник
Тарковский, Арсений Александрович - поэт Тельпугов, Виктор Петрович - писатель Тихомиров, Александр Борисович - поэт Ткаченко, Александр Петрович - поэт, гендиректор Русского ПЕН-центра (1994-2007). Тоом, Леон Валентинович - поэт, переводчик Устинов, Валентин Алексеевич - поэт, Президент Академии поэзии (1998-2015).
Чуковская, Лидия Корнеевна - писательница Чуковская, Елена Цезаревна - химик и литературовед Чуковский, Корней Иванович - писатель Шток, Исидор Владимирович - драматург Щекочихин, Юрий Петрович - журналист https://www.kp.ru/daily/26800/3835075/
В ПЕРЕДЕЛКИНЕ ПОЯВИЛСЯ ПАМЯТНИК БЕЗЗАВЕТНОЙ ЛЮБВИ Студенты Литинститута дали имя дому, где было написано самое знаменитое стихотворение военных лет, - «Дом. Жди меня…» и установили памятную доску.
Именно здесь, на даче друга Л.Кассиля, Симонову пришло в голову написать гениальное стихотворное «Жди меня, и я вернусь…». Переделкинские сосны, деревянные заборы. Тут чуть не за каждой калиткой гаснут следы каких-то литературно-исторических событий, произошедших, но не увековеченных и поэтому забытых. Раньше мимо дома №7 по ул. Серафимовича экскурсионные группы проходили, почти не задерживаясь. Буквально два слова про «Здесь жил Кассиль», «здесь было написано» и пошли дальше. А теперь, даже несмотря на карантин, какие-то подростки делают селфи на фоне большой памятной доски, где напечатано целиком стихотворение «Жди меня», сказано об авторе и его музее. Они разместят фото у себя на страничках, а там прочтут и их друзья… - «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…» - надрывно читает одна из девчонок на камеру подружки. - А что это за стихи? – задаю провокационный вопрос, останавливаясь и аплодируя. - Ну вот же написано: Си-мо-нов… - Не знаете такого поэта? - Не-а… Хорошие, кстати, стихи! Радостно хмыкаю, наверное, в унисон с Константином Михайловичем. Он написал это великое стихотворение, а мы с сокурсниками и учителем сделали так, чтобы его еще и еще раз читали даже случайные прохожие, не близкие литературе. Оно того стоит! Кстати, я сама только год назад поняла всю глубину истории, стоящей за этим произведением. И стала относить его не столько к войне, сколько к стихам о любви. Причем о любви безответной, но такой сильной, что все равно спасающей от смерти! А изменил мое отношение тот волшебный семинар в Переделкино, на который я пришла прошлой сенью, едва поступив в Лит...
А началось все с того, что руководитель нашего курса - писатель Фарит Нагимов - в честь своего дня рождения решил провести занятия не в институте, а в городке писателей Переделкино. - В этом старинном доме жил Л.Кассиль, Я.Голованов, Е.Винокуров, сюда приходил в гости А.Райкин, а может, и сам Пастернак… – рассказывает мастер, запуская нас в калитку д. 7 по уд. Серафимовича. - Но лично для меня гораздо важнее то, что здесь последние двадцать лет жил мой учитель Н.Алипов. Так что это не музей, а именно Дом. Живой, жилой, полный литературных призраков. А еще здесь живет эхо огромного и, увы, неразделенного чувства. Такое мощное, что мне кажется, я иногда его слышу и поэтому про себя зову это место Домом любви.
Мы идем по тропинке, погружаясь в сосново-кленовые джунгли двора, где уютно зеленеет старая двухэтажная писательская дача прошлого века. Такой робкий домик, по сравнению с пластиковыми бизнес-коттеджами, все больше заполоняющими Переделкино. Будто бы извиняющийся. Деревянные, трогательно шершавые от потрескавшейся краски стены; пристройка с газовым агрегатом, похожим на мрачного чугунного бегемота; каминная труба над чердачным окошком, за которым, кажется, маячат те самые призраки; сам древний, кирпичный камин, дышащий огнем, тени, пляшущие на старом паркете; скрипло говорящие двери; гулкая, круто взлетающая под крышу лестница; высокие потолки в трещинах, будто изрезанный коньками лед над головой; плотные, местами провисшие, словно старая кожа, обои… Дом и правда кажется живым. Умным молчаливым зверем с толстой морщинистой шкурой. Эдаким литературным мамонтом.
- Вот оно, то самое эхо любви - Фарит прикасается к столбику, соединяющему перила и крышу крыльца. Там несколькими слоями скотча примотана пожелтевшая, книжная страничка со стихотворением К.Симонова «Жди меня, и я вернусь…» - Эта страница одного из первых сборников, в котором было опубликовано стихотворение. Она висит здесь с незапамятных времен, потому что именно в этом доме летом 1941-го Симонов написал свои знаменитые строки, посвященные В.Серовой. А вот как именно это произошло, при каких обстоятельствах? С чего вдруг, сидя на даче друга - Симонову пришло в голову написать гениальное стихотворное послание любимой женщине, с которой они тогда еще не были вместе?
Фарит рассказывает, а я вспоминаю знаменитую историю любви поэта и актрисы. Серова не любила Симонова, а он ее боготворил. Ходил на все ее спектакли, писал для нее пьесы, оставил ради нее семью, прощал ветреность, прощал и то, что она в открытую говорила ему, что не любит, даже когда уже была близка с ним… Об этой связи широкой публике стало известно как раз в 1941-м. Но когда и как именно начался их роман, не известно.
- Конечно же, знать такие детали доподлинно могут только двое – продолжает наш учитель. – Но можно предполагать... Есть несколько «вечных историй», которые повторяются из века в век, из поколения в поколение. Одна из них – дача друга, на которой встречаются влюбленные, которые хотят оставить свой роман в тайне. И очень может быть, что с Симоновым и Серовой на этой даче произошла именно такая история. В июне-июле 1941-го Симонов, как военкор, был на Западном фронте и чуть не погиб под Могилевом – трагичная и одновременно романтичная деталь, которая часто служит катализатором отношений, ведь женщины любят героев. А после вышедшего в «Известиях» 20 июля сенсационного репортажа с поля боя имя Симонова прогремело. Да как! В свете самых важных для всей страны событий; на фоне подбитых вражеских танков; с горьким, но таким будоражащим женское сердце привкусом риска и крови! И вот именно тогда он целую неделю жил на даче в Переделкине, куда его временно пустил Л.Кассиль. При этом, хозяин дачи приезжал только в выходные, а все остальное время поэт был предоставлен саму себе и мог встречаться с кем хотел. Серова тоже в то время была в Москве, отправив в эвакуацию только мать и сына. И вот тут что-то произошло такое, после чего Симонов в один присест сел и написал «Жди меня». Причем, печатать стихотворение сначала не собирался, ибо считал его «слишком личным» и читал только «самым близким». И очень возможно, что тем самым «близким», которому он впервые прочел и отдал это стихотворение, была именно Валентина, подарившая ему – талантливому влюбленному, которого не сегодня-завтра могут убить, его мечту и любовь – себя...
Руководитель курса Фарит Нагимов, вдохновивший студентов дать дому имя
Уже потом Серова на несколько месяцев рассталась с Симоновым, потому что влюбилась в Рокоссовского. Но разразился скандал, ведь маршал был женат, и Сталин одной фразой разрушил этот роман, буквально запретив им встречаться. Только тогда Серова вышла замуж за Симонова, и даже родила ему дочь, но так и не полюбила. До самого последнего дня он ждал ее любви, «как никто другой» и молил о ней в своих стихах. Но сердце Валентины, видимо, погасло и она медленно, но верно спивалась, пока не умерла.
Но это все потом, потом… А тогда, в июле 1941-го, возможно, именно на этой даче были сказаны какие-то бесконечно важные слова, произнесены какие-то особенно сильные «заклинания», которые вызвали к жизни знаменитое стихотворение и помогли сохранить на войне жизнь не только военкора Симонова, но и десятки тысячи жизней тех, кто носил вырезку с этим стихотворением в кармане гимнастерки, у сердца. Кстати, в стенах этой писательской дачи было написано еще нимало знаменитых произведений. Тот же «Кондуит и Швамбрания» Л.Кассиля. То же «Сережка с малой Бронной и Витька с Моховой» Е.Винокурова. И сам наш преподаватель вспомнил, что его карьера драматурга с международным именем началась именно там, в Переделкине. (Гостя у своего учителя, и ни разу до этого не писав пьес, он внезапно для самого себя создал «Крик Слона», который, спустя 1,5 года, поставил в Германии знаменитый режиссер Армин Петрас). И все же стихотворение «Жди меня» занимает в этом списке какое-то особое, священное место.
- Я помню, что еще в детстве читал его с трепетом, и, думаю, дело в том, что оно не только о войне, и даже не столько о войне, сколько о вере в то, что где-то тебя непременно ждут – объяснял наш мастер. – О нужности кому-то! О надежде возвращения туда, где ждут. Именно поэтому это стихотворение волшебным образом было актуально и в начале войны, когда солдаты только уходили на фронт. И в конце, когда многие из них уже не вернулись. И осталось актуально даже сейчас, в мирное время. Потому что всем нам важно быть нужными кому-то. Жизненно необходимыми. В этом и состоит суть счастья. Основа любви!
Это был особенный семинар, больше напоминающий священнодействие, в результате которого у исторического дома появилось Имя. Мы решили, что книжная страничка, приклеенная к стене скотчем – романтично, конечно, но сталь надежнее. И сами напечатали стихотворение и его историю на стальном листе. Теперь ворота дома украшает памятная доска: «Дом Жди меня». А историю, тайну, или даже, говоря профессиональным языком, «исходное событие» произведения, по-прежнему надежно хранят его молчаливые стены. И насколько эта тайна глубока, можно судить по тому, что перед своей смертью Симонов уничтожил все письма, фото и записи, которые свидетельствовали о его мучительной любви. Их общей дочери Маше он сказал: «То, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни… И самым большим горем».Скончался Симонов 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах его был развеян над Буйничским полем под Могилевом. Почему именно там? Конечно же, прежде всего потому, что тот бой стал самым большим переживанием в его жизни. Но возможно еще и потому, что, если бы не смерть, коснувшаяся его в Могилеве, не случилось бы чего-то очень важного в его личной жизни. Возможно, той единственной ночи в Переделкино, когда Валентина его действительно любила, потому что осознала, что провожает на смерть. Не было бы надежды у той великой любви, а значит, не было бы и этого великого стихотворения. Соня Павлова 09.05. 2020. КП https://www.msk.kp.ru/daily/27128/4214064/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 07 Янв 2021, 16:17 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
| «СВОЮ МИССИЮ Я ВИЖУ В ТОМ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ПЕРЕДЕЛКИНО» Пожалуй, нет другого такого места на земле, где на небольшом пространстве уместилось бы столько литературных имен, где сконцентрировалась история советской литературы, начиная с конца 30-х годов ХХ в., со всеми ее страстями и трагедиями. С каждым годом, отделяющим нас от ушедшей эпохи, все острее встает необходимость сохранения этого уникального писательского поселка. И тем отраднее наблюдать, как буквально на глазах Переделкино возрождается. Восстанавливается Дом творчества, начинают работать творческие резиденции талантливой молодежи, возникает диалог поколений. О текущих задачах и планах по возрождению этого легендарного места мы беседуем с руководителем общественной организации «Городок Писателей Переделкино» писателем М.В. Кудимовой.
– Марина Владимировна, в альманахе «Литературное Переделкино» вы интересно описываете свое первое появление здесь в 1976–1977 г. и встречу с Е.Евтушенко, а с июля 1992 г. ваша жизнь уже неразрывно связана с Переделкиным. Как менялось ваше восприятие этого места сквозь годы? – На моих глазах переделкинская жизнь только угасала. Когда я здесь поселилась, еще были живы классики, писатели-шестидесятники. Конечно, и сегодня Переделкино остается писательским. В нем сохраняются дух, атмосфера, созданные почти 90-летним проживанием совершенно особой человеческой группы – писателей, которые, несмотря ни на какие перемены, являются центром духовной культуры России. Концентрация гениев на одном квадратном метре здесь, конечно, многие годы оставалась очень высокой.
Немного истории. В 30-е годы Сталин определил это место для компактного проживания писателей. И оно почти сразу было отмечено пятном трагедии. Многие писатели были репрессированы, их увозили на черных воронках именно отсюда. Тем не менее при советской власти многие писатели жили прекрасно, процветали. Соцпакет, который они получали, ни с чем не сравним, аналогов в мире нет. Писатели имели огромное количество преференций, некоторые из них и дачу в Переделкине, фактически бесплатно. В советские годы СП СССР и все его подразделения располагали огромными средствами. В книге писателя-фронтовика В.Карпова, последнего руководителя СП СССР, приводятся интересные факты о Переделкине, в том числе выясняется, что доход СП был выше дохода «Уралмаша». А что удивительного? В распоряжении СП находилась периодическая печать (больше 100 названий), типографии, которые их обслуживали, – издавались огромные тиражи книг, с которых в Литфонд отчислялись 10 %, немало домов творчества, поликлиники, больницы, детские сады и прочее. Это было своего рода министерство литературы, которое, сверх того, получало гигантские госдотации.
Конечно, у писателей судьбы складывались по-разному. У А.Фадеева, генерала советской литературы, я бы даже сказала – генералиссимуса, оказалась трагическая судьба человека, не справившегося с той ролью, которую уготовило ему государство. Он покончил с собой на своей переделкинской даче, а как писатель погиб еще раньше своей физической кончины. Судьба К.И. Чуковского сложилась иначе. Это личность эпохи Возрождения, – более образованного и доброжелательного к миру человека трудно найти.
– Многие традиции Переделкина заложил именно К.Чуковский: хождение друг к другу в гости, литературные гостиные, праздники-костры «Здравствуй, лето!», «Здравствуй, осень!». – Совершенно верно. Многие традиции общественной жизни писателей заложил Корней Иванович. Слава богу, он сам не подвергался никакому насилию, чего нельзя сказать о его дочери. Б.Пастернак получил дачу в первой пятерке. После гибели Маяковского его метили на поэта №1. Вспомним его знаменитые стихи: Напрасно в дни великого совета, де высшей страсти отданы места, Оставлена вакансия поэта: Она опасна, если не пуста. Он знал, о чем писал. К счастью, Борис Леонидович не оправдал ожидания вождей, пошел своей дорогой. И дорога эта привела его к Нобелевской премии, а потом – к страшным скандалам, травле и к ранней смерти. В Переделкине написаны, без всякого преувеличения, одни из лучших произведений советской литературы XX в. Сюда на 3 дня с фронта приехал К.Симонов, поселился на пустой даче Л.Кассиля и написал величайшее стихотворение XX в. «Жди меня». Это гражданская молитва, которую даже солдаты-атеисты держали возле сердца.
Я мечтаю о книжной серии «Переделкино», в которой будут изданы все великие книги, стихи, публицистика, написанные здесь. Начиная с совершенно забытого, на мой взгляд, очень крупного писателя В.Зазубрина, которого в 1937 г. увезли вместе с женой с переделкинской дачи и расстреляли. Вскоре здесь поселился А.Фадеев. По совершенно роковому стечению обстоятельств эта дача стоит заброшенная и погибает. Сейчас нужно найти способ для ее возрождения. Почему? Я уверена, что именно на этом месте должен находиться музей советской литературы, именно на даче Фадеева.
– Не за горами 90-летие писательского городка. И буквально на наших глазах Переделкино начинает возрождаться, восстанавливается Дом творчества. – В 90-е годы государство пустило нас всех в свободное плавание. И выяснилась, что те, кто ратовал за свободы и реформы, оказались абсолютно беспомощными в социальной части, которая требовала денег. Финансирование Переделкина прекратилось. В руководстве Литфондом появились новые люди, не вложившие в это место ни одного рубля. В результате, когда в 2017 г. пришла наша общественная организация «Городок Писателей Переделкино», мы застали руины прошлого великолепия. 65 лет в земле лежат водопроводные трубы, требующие срочной замены. Нашему городку без инвестиций по самым оптимистическим подсчетам осталось максимум два года жизни. А затем все закроется по естественным причинам, просто перестанет течь вода. Мы сидели без копейки и не знали, чем заплатить за газ. Но, как сказано в Священном Писании, «претерпевший же до конца спасется». Значит, претерпели. В момент почти полного отчаяния к нам подоспела спонсорская помощь: на самом высоком уровне был принят ряд важных решений, касающихся Городка писателей.
Свою миссию я вижу в том, чтобы сохранить, не дать погибнуть Переделкину. Начать решили с восстановления Дома творчества, пришедшего в полный упадок. На ускоренный ремонт были брошены колоссальные силы. Центральное здание, построенное в 1955 г., было восстановлено. Предстоит восстановить еще по крайней мере 11 спроектированных Самойловым объектов, построенных в 30-е годы. Я мечтаю установить мемориальную доску памяти первого архитектора городка.
– Марина Владимировна, а какие именно дома были построены первыми? – Начиная с ул. Тренева: дача Погодина, напротив дача Пильняка, дальше дача, на которой сейчас живет И.П. Золотусский, и еще одна дача. Три дома на ул. Павленко, включая дом Пастернака. Ряд строений на ул. Серафимовича. Кому это интересно, может приехать на экскурсию. Все расскажем и покажем.
– Удивительно, как в такие короткие сроки удалось восстановить центральное здание Дома творчества. Открылась библиотека, появились новые уютные пространства для прослушивания аудио, аудитории для встреч и семинаров. – Сейчас заканчивается ремонт большого киноконцертного зала. Будет еще небольшой кинозал для экспериментальных фильмов, документалистики, артхауса, который заведомо не для широкой публики. Мы будем снимать и показывать фильмы о Переделкине и о переделкинцах. Есть договоренность с документальной студией. Трудно поверить, но работы по обустройству Дома творчества Переделкино после ремонта осуществляются волонтерами. А писатели порой задают странные вопросы: «Кто эти люди? Они хотят у нас все отнять?» Нет - это студенты, студийцы, которых интересует все, чем живет Переделкино. Наконец, это поколение интернета, которое читает наш сайт, наши страницы в «Фейсбуке» и в «Инстаграме».
– Как прошла первая творческая резиденция? Кто из писателей, переводчиков в ней участвовал?
– В день открытия Дома творчества, 15 августа, мы пригласили большинство переделкинских жителей. Собрались писатели, переводчики, художники, музыканты. Просто соседи. Надеюсь, всех вкусно накормили. Показали отремонтированный дом, устроили импровизированный концерт. А потом на неделю мы предоставили эту площадку молодым людям (их было 80 чел.) и тем, кто связан с новыми формами искусств: современным литераторам, поэтам, переводчикам, художникам, звуковым экспериментаторам. Почему мы это сделали? Нет другого пути вливания новых сил и осуществления преемственности поколений. Не надо забывать, что население городка писателей стремительно стареет: многим перевалило за 80 лет. Молодежи мы пока можем дать временный приют, интересные встречи и знания.
- И приобщить к творчеству? – Совершенно верно. Выросло поколение интернета. Эти молодые люди поняли, что в Переделкине их ждет что-то новое. Они стремятся в это, как они выражаются, «модное» место, куда можно приходить, тусоваться и знакомиться с писателями.На следующий день к ним пришел профессор Дм.Бак, директор Гос. музея истории российской литературы им. В. И. Даля. Он рассказывал о своем любимом поэте А.Тарковском, многие годы жившем в Переделкине и похороненном на Переделкинском кладбище. Дмитрий Петрович читал его стихи, и это так увлекло ребят, что они ночью пошли на могилу поэта. На следующий день перед ними выступал поэт, литературовед и ведущий популярной литературной телевизионной программы «Игра в бисер» И.Волгин. А еще через день ребята увлеченно слушали писателя С.Шаргунова, который прочитал лекцию о В.Катаеве. Они открыли для себя этого писателя. После этого все соцсети раструбили: «Переделкино ожило», «Переделкино работает». Этого мы и добиваемся. Это единственное правильное решение – привлечь сюда творческую молодежь. Они уже не расстанутся с Переделкиным. Они собираются снимать фильмы, хотят писать книги, рисовать и приезжать сюда на пленэры. И мы будем вместе с ними оживать.
– А что в дальнейших планах, какие программы? – Совсем недавно прошла «Автограф-сессия». Собрались писатели и поэты, которые живут и работают здесь: И.Волгин, В.Отрошенко, С.Шаргунов, О.Николаева, К.Ковалев-Случевский. Они рассказали о своих книгах, о том, как они здесь живут и работают. Диалоги с писателями вели молодые поклонники док. театра. Мы хотим посадить за общий стол разные поколения, чтобы они учились разговаривать и задавать вопросы.
Встреча с писателем Владиславом Отрошенко
– Нужно налаживать диалог с молодежью. – Да. Сегодняшняя ситуация мне напоминает рассказ Л.Н. Толстого «Филиппок». Мы должны научить их читать. Мы хотим показать им литературную школу писателей, даже, может быть, несколько литературных школ. Вот они уже видели Шаргунова и Волгина, на них они придут обязательно. Но мы хотим представить С.Шаргунова и как гл. редактора «Юности». Хотим пригласить С.И. Чупринина, чтобы он презентовал журнал «Знамя», П.Крючкова – для представления «Нового мира». Это будет первый опыт сотрудничества с «толстыми» журналами. Хотим привлечь и так называемые провинциальные журналы, которые подчас интереснее московских, если честно: например, «Сибирские огни», «Алтай», «Волга», «Байкал», «Урал». При нынешних технических возможностях мы можем проводить онлайн-конференции, и пусть участники говорят напрямую с гл. редакторами этих журналов. Чрезвычайно важно, чтобы этот разговор проходил в режиме диалога.
– Планируются ли литературные мастерские, литературные студии? – Конечно, будут и литературные мастерские. Мы даже думали о театральной школе. Честно скажу, я не хочу здесь чистого театра. Я хочу, чтобы люди театра учили молодежь читать, размораживали невероятную молчаливость гаджетной эпохи. Сегодня абсолютно потеряна традиция чтения вслух. В наших планах возродить школу чтения. Нынешние дети, подростки зажаты и не привыкли к этому. Мы хотим, чтобы они читали вслух: начинать будет артист или руководитель студии, а потом ребята подхватят. Пусть они ошибаются и запинаются, я знаю это все по своим внукам. Но в итоге они втягиваются так, что не остановишь. Это будет не чисто театральный формат, а смежный с литературой, как школа режиссера П.Фоменко.
– Очень интересен проект, который вот уже 20 лет реализует С.Филатов – форум молодых писателей. Может, его тоже стоит привлечь? – Конечно. Это уже следующий шаг. Пока мы только в начале пути. Мы хотим, чтобы наши резиденты обрели свой дом. Не просто пришли и ушли, а продолжили утром разговоры за чаем, за кофе. Нигде в ближнем Подмосковье нет такого места. Возможности Дома творчества как площадки практически безграничны. Это публичное пространство, и оно должно принадлежать всем. Сегодня искусство, как в древние времена, тяготеет к синкретизму, это очевидно. Разные жанры встречаются на одной сцене: тут балет, тут – цирк, а тут должны книгу читать…
– И от этой синергии выигрывает каждый вид искусства… – Конечно. И эта синергия привлечет гораздо больше людей творческих профессий. Пусть здесь будут музыканты, поэты, переводчики, молодая богема.
– Наверное, и свой YouTube-канал будет? – Мы уже думаем об этом, вся работа только начинается. И сайт нужно разрабатывать. В идеале я хотела бы создать большой портал «Переделкино», возможно, интернет-телевидение, возможно, просто многофункциональный портал. Посмотрим, что из этого выйдет.
– Вы упомянули и об издательских планах? – Мы хотим наладить взаимодействие с издательствами. Не буду скрывать: хотим создать издательство «Переделкино». Хочу, чтобы крупнейшие издатели и самые опытные книжные менеджеры проводили здесь серии семинаров. Полагаю, большой круг тем предложат наши молодые резиденты. Они хотят глубокого погружения, что меня на самом деле удивляет и радует. Мы привыкли считать это IT-поколение несколько поверхностным. Это не так, что показал уже первый вечер О.Николаевой, которая привела сюда своих студентов. Мы хотим сделать серию таких вечеров: «Учителя и ученики». Помните, с чего началась великая русская литература? Жуковский написал: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Большего благородства, большей высоты духа я не знаю. Сегодня эта важная цепочка учитель-ученик почти разрушена, а в литературе она очень важна. У каждого должен быть учитель – то есть человек, который для тебя является авторитетом, которого ты слышишь, слушаешь и делаешь определенные выводы. И как раз переделкинские старики, к которым я и себя отношу – пусть никто не обижается, – могут многое дать в этом смысле.
– На территории Переделкина создано 5 федеральных музеев. Планируется ли еще какие-то дома отводить под музеи? – Для меня это очень сложный вопрос. Я против музеефикации городка писателей. Это путь к консервации. Я хочу, чтобы здесь была жизнь, а не консервы. Существующие музеи будут развиваться. На них на всех, уверяю вас, будут выделяться средства, они будут модернизироваться. У нас есть интересный проект «История моего дома», и он мне представляется очень перспективным. Наверное, он будет связан с будущими туристическими направлениями. Я мечтаю снабдить табличками с хорошим текстом каждый дом каждого писателя. Везде обозначим, кто здесь жил, когда, что написал. Заиграет городок, оживет.
Туристический кластер можно начинать от платформы Переделкино. Сама эта платформа историческая, воспетая в стихах и прозе. Моя мечта совместно с РЖД оформить платформу «Переделкино» стендами, историческими фотографиями. Многие приезжают в резиденцию Патриарха. Разве плохо, если они попутно прикоснутся к литературе? Я бы хотела, чтобы там стоял памятник, который бы символизировал городок писателей. И человек, проезжающий мимо и глядящий в окно, спросит: «А что это тут?» Новое вокзальное здание архитектурно будет воспроизводить то старое, времен Пастернака, описанное в книге «На ранних поездах», ажурное, воздушное, только из современных материалов.
– Планируются ли аудиоэкскурсии? – Будут и аудиогиды, и живые экскурсии по нескольким маршрутам. У человека должен быть выбор, да и поселок наш довольно разбросанный, не все такой путь одолеют целиком. Самое главное преимущество этого места – компактность. Когда откроется усадьба Самариных конца XVIII в., мы воссоздадим в одном месте историю XIX, XX и XXI вв. Уверена, что такого места нет больше на земле, потерять его и упустить возможность восстановления будет преступлением. Тут вспоминаются слова одного знаменитого госдеятеля: «Это больше, чем преступление, это ошибка».
Сейчас нужно построить всю работу по восстановлению Переделкина, закончить ремонт и провести реконструкцию помещений. Я хочу иметь право сказать, как Высоцкий: «Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, чем оправдаться перед Ним». Я надеюсь, что Переделкино я все-таки спасла. Это, может быть, прозвучит смешно и самонадеянно. Конечно, без огромного количества людей и помощников, благотворителей я никогда бы в жизни не справилась. Но для себя, в своей душе, я его уже спасла. И я знаю, что можно будет предъявить потом.
– Да, в Переделкине жизнь кипит, на глазах возрождается это легендарное место. Марина Владимировна, спасибо за все, что вы делаете! 17.11. 2020. журнал "Книжная индустрия" https://www.bookind.ru/categories/dialog/10540/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 20 Фев 2021, 18:43 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
| УРОКИ СЧАСТЬЯ или О чём не ведают в музее Пастернака
Это по меньшей мере странно, а по большей – несправедливо. В музее Пастернака в Переделкине посетителей целый час водят по четырём небольшим комнатам и говорят о чём угодно: об отце-художнике и матери пианистке, о «Докторе Живаго» и Нобелевской премии, о конторке, за которой писал, и сапогах, в которых ходил, – обо всём, кроме Ивинской. А ведь О.Ивинская была не только возлюбленной Пастернака – она была его музой, Ларой его романа.
Несколько лет назад Б.Мансуров, автор книги «Лара моего романа», провёл меня по «ивинским местам», и теперь я знаю, где то, о чём не знают – и знать не хотят! – работники музея Пастернака: «кузьмичёвская дача», мостик через Самаринский пруд, могила.
Когда Ивинская, отсидев «за Пастернака» 4 года (по статье «Близость к лицам, подозреваемым в шпионаже»), вернулась из лагеря, Пастернак снял ей полдома – комнату и террасу – в деревне Измалково, близ Переделкина, у некоего Сергея Кузьмича. Сама Ольга Всеволодовна называет 4 года, прожитых на «кузьмичёвской даче», «подлинным счастьем». Лучшим это время было и для Пастернака: время страстной, с новой силой вспыхнувшей любви, напряжённой работы над «Доктором Живаго», ослепительных стихов цикла «Когда разгуляется»:
Недотрога, тихоня в быту, Ты сейчас вся огонь, вся горенье. Дай запру я твою красоту В тесном тереме стихотворенья.
Посмотри, как преображена Огневой кожурой абажура Конура, край стены, край окна, Наши тени и наши фигуры.
«Кузьмичёвская дача» («конура») стала настоящим, в отличие от «Большой дачи» на ул. Павленко, домом. Здесь было пережито и счастье – любовь, друзья, «творчество и чудотворство», и горе – страшные дни травли после присуждения Нобелевской премии. Измалковский пруд навечно, как муха в янтарь, впечатан в стихотворение «Нобелевская премия»:
Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет.
Тёмный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, всё равно.
Б.Мансуров в своё время показал мне «кузьмичёвскую дачу» со стороны. А прошлым летом я позвонила в дверь калитки. Оказалось, что сейчас здесь живёт Вера Павловна, вдова внука Кузьмича. Она дала мне телефон другой Веры – Ивановны («Верочки» из книги Ивинской «Годы с Пастернаком»), внучки Кузьмича. - Какой была Ивинская? - Красивой! - А Пастернак? - Молодым! - А ещё? - Простым и… щедрым. Приносил Кузьмичу бутылку, а мне, девочке, конфеты. А как-то подарил платье и серебряную ложку. Ходил Пастернак в Измалково по деревянному мостику: там местные жители, в основном алкаши, его каждый день в определённый час и поджидали. А он приносил пряники, бублики, деньги. И вот Ольга Всеволодовна однажды говорит: «Боря, мост такой ветхий, лучше иди в обход!» А Пастернак отвечает: «Что ты, Лелюша! Там ведь люди ждут!..» В этом – весь Пастернак, сказавший:
Я льнул когда-то к беднякам Не из возвышенного взгляда, А потому, что только там Шла жизнь без помпы и парада.
Когда при мне говорят о том, что поэзия и поэт никого ничему не учат, я пожимаю плечами и думаю: «Просто вы не умеете учиться!» Разве не даёт урока великий Пастернак, умевший быть счастливым в «конуре», обретавший рай в «шалаше»? И разве не актуально это в наши дни, когда люди, по словам старца Зосимы, «вещей накопили больше, а радости стало меньше»?»… Я включила «кузьмичёвскую дачу» в маршрут, которым вожу экскурсантов по Переделкину. Приезжайте – будем учиться быть счастливыми. И не бойтесь потерять время: счастливые часов не наблюдают, ведь это для них:… дольше века длится день, И не кончается объятье. Инна Кабыш 27.01. 2021. Литературная газета https://lgz.ru/article/4-6769-27-01-2021/uroki-schastya/
Выставка «“ОСТАНЕТСЯ - НАВЕРНЯКА…” ПЕРЕДЕЛКИНО» (21 февраля - 10 декабря 2021 г.)
Первое письмо из Переделкина было написано Б.Пастернаком в 1936 г. 85 лет спустя верхняя веранда его Дома-музея, откуда до недавнего времени открывался вид на несколько знаковых мест переделкинского ландшафта, станет отправной точкой на пути к возращению к тому пейзажу, о котором Пастернак писал:
«Я мог бы зарабатывать больше. Я мог бы меньше дичать, меньше отрываться от города, меньше времени тратить на лес и на реку. А если бы я меньше занимался заготовкой хвороста на зиму, меньше отдавал бы времени воздуху и природе (октябрь, по утрам заморозки, а я все еще купаюсь) …я, может быть, не мог бы и работать».
Основными экспонатами выставки станут фотоальбом, наполненный фотографиями Переделкина периода 1920–1980-х годов, и круглая веранда, которая послужит для посетителя своеобразным компасом. Вернуться к Переделкину Б.Пастернака, К.Чуковского, В.Шаламова, Н.Заболоцкого, семьи Ивановых, Г.Шпаликова и др. позволят не только фотографии. Весь год выставку будет сопровождать цикл экскурсий «Городок писателей. Имена» и «Городок писателей. Дом с историей». Так, в разговорах о судьбах переделкинских писателей зазвучат их голоса, воспоминания, дневники.
Основные экспонаты выставки - архив фотографий семьи Пастернаков, предоставленный П.Е. Пастернаком, архивные кадры из фондов музея истории российской литературы им. В.Даля, фото из семейных архивов И.И. Емельяновой и С.Ю. Неклюдова. Выставка имеет интерактивную составляющую и в течение года сможет пополняться фотографиями Переделкина из семейных архивов посетителей. https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/opening_soon/12568/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 14 Июл 2021, 20:32 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
| «В ПЕРЕДЕЛКИНЕ ЕСТЬ ПОЛЕЗНАЯ ТРАДИЦИЯ - НЕ ХОДИТЬ ПО ГОСТЯМ БЕЗ ДЕЛА, ДА И С ДЕЛОМ ТОЖЕ» Как Анатолий Ким собирает в Переделкине грибы, почему жизнь Гоголя фантасмагоричнее самого смелого вымысла и в чем состоит главный сюжет писательской жизни? Первые материалы нашего переделкинского спецпроекта посвящены беседам со старожилами городка, а теперь Е.Щечина поговорила с перебравшимся туда уже в наше время Владиславом Отрошенко - автором книг «Тайная история творений», «Гоголиана и другие истории», биографии Сухово-Кобылина и др.
- Как вы познакомились с Переделкином и какое впечатление тогда произвело на вас это место? - Я бывал здесь время от времени по служебной необходимости. В Переделкине проходили организационные мероприятия Союза российских писателей. У меня не было каких-то особенных впечатлений от Дома творчества и окружающей его усадьбы: их облик в общем-то укладывался в представление о большом стиле советских подмосковных пансионатов. Умом, конечно, я понимал, что это место - знаковое для истории отечественной литературы. Но прочувствовать эту знаковость мне было сложно. Для этого нужно было проникнуться жизнью обитавших здесь в то время литераторов. А на писательских дачах я тогда не бывал. Да и сейчас я могу сказать, что заходил в гости на одну-две писательские дачи, не больше. И это хорошо. В Переделкине среди писателей-резидентов есть добрая и очень полезная традиция — не ходить по гостям без дела, да и с делом тоже.
- С кем из мэтров вы успели познакомиться? - В каком смысле? Познакомился здесь или успел познакомиться за писательскую жизнь?.. Задолго до того, как я впервые приехал в Переделкино, я был знаком практически со всеми известными авторами из тех, кто здесь обитает, - с А.Кимом, Н.Ивановой, И. Золотусским, Е.Рейном, И.Волгиным, Ю.Кублановским. В моей судьбе не было ни одного писателя, с которым бы я познакомился в Переделкине. Хотя звучало бы, наверное, поэтично: мы познакомились в Переделкине... Шучу.
- Поэт Ю.Кублановский в одном из интервью отметил, что Переделкино - не райский заповедный уголок, а земля, несущая в себе весь драматизм русской жизни. Каковы, на ваш взгляд, дух этого городка и главный сюжет переделкинской жизни? - Поэт абсолютно прав. Я не был знаком с Переделкином в драматические времена. Но было бы наивным полагать, что это место могло защитить кого-то из акторов русской литературы советского периода от репрессий, гонений, остракизма - напротив, в Переделкине каждый получивший дачу писатель был на виду и на счету. И если вдруг оказывался на плохом счету, мог лишиться и дачи, и доступа к читателям, а то и свободы, что также случалось. В этом смысле дух этого городка никогда принципиально не отличался от духа писательской жизни как таковой - в разные времена, в любые времена. А главный сюжет писательской жизни - работать, писать, несмотря ни на какие особенности времен. И это одновременно неизбывный «сюжет Переделкина».
- Изменилось ли ваше восприятие Переделкина после того, как вы стали его жителем? Воздействует ли этот топос каким-то специальным образом на писательское воображение? - На мое воображение никак не воздействует. Реальный городок Переделкино может дать писателю искомое одиночество, покой и возможность свободного выбора. Хочешь - замкнись в своем доме, читай, пиши. Хочешь - ищи общения, дружбы, коллективной жизни. Или попробуй найти баланс между тем и другим.
- Вы однажды сказали, что для вас как для эссеиста важно умение находить в самой действительности нечто такое, что выглядит как вымысел. Если применить такую оптику к истории Переделкина или к судьбам связанных с ним людей, можно ли обнаружить в них нечто фантасмагорическое? - Самой впечатляющей фантасмагорией является то, что городок Переделкино не рассосался, не растворился в окружающем его мощном и безжалостном мегаполисе, каким стала Москва. Что он остался несмотря на все повороты отечественной истории именно писательским городком. Этот невероятно. И говорит о многом. Выжившее уже самим фактом своего выживания завоевало право на поддержку. В литературной жизни России есть 3 институции, которые, на мой взгляд, подлежат безоговорочному сохранению в силу своей уникальности и феноменальности: это толстые литературные журналы, Литературный институт и городок писателей Переделкино.
- Один из переделкинских старожилов - уже упоминавшийся вами А.Ким. В 2003 г. вы получили премию «Ясная Поляна» за сборник рассказов «Двор прадеда Гриши»: председателем жюри был тогда как раз Анатолий Андреевич, вы с ним какое-то время сотрудничали. Каким он оказался человеком и что вы думаете о его творчестве? - Проза Кима духовно сюжетна. Что это значит? Сюжеты его вещей - таких как «Белка», «Отец лес», «Сбор грибов под музыку Баха», «Онлирия», «Остров Ионы» и других - находятся и развиваются в области духа. Мистическое внутреннее движение событий определяет внешний мир. Ким внес неоценимый вклад в отечественную словесность, соединив в своих писаниях восточную мудрость с русским, глубоко христианским мироощущением. Я не случайно употребил слово «писания» по отношению к его прозе. Каждый его роман — это не просто текст. Это подвижнический труд. Он духовно живет и развивается со своей литературой. Цель писаний - преобразить себя и окружающих. И в этом смысле Ким наследует толстовской традиции. Он писатель-учитель. При этом в своих романах он исследует, исповедует и проповедует общечеловеческие ценности. Именно поэтому его проза активно переводится в разных странах мира. Это сильная и глубокая проза — как по языку, так и по содержанию.С Кимом меня связывает очень давняя писательская дружба, которая в общем-то не имеет отношения к Переделкину. Но если говорить о его частной жизни, то слова «каким он оказался человеком» не уместны. В Киме никогда не было циничной двойственности, иногда присущей людям искусства. Он всегда остается самим собой - писателем, учителем, философом. Я вижу, как он рубит дрова, гуляет, что-то мастерит или собирает грибы на своем участке, погруженный в себя, и думаю, что можно было бы снять это без комментариев: получился бы отменный и завораживающий док. фильм...
- Вы автор книги «Гоголиана и другие истории» - доводилось ли вам общаться с И.Золотусским, крупным исследователем жизни и творчества Гоголя? - С Золотусским мы много лет работали вместе в жюри премии «Ясная Поляна». Говорили в те времена на самые разные темы. В том числе и о Гоголе, конечно. Он читал мою «Гоголиану», что меня, разумеется, радует. Потому что Игорь Петрович - автор самых серьезных исследований о Гоголе. Я с большим интересом слушал его недавнее выступление в переделкинском Доме творчества - это было публичное интервью, которое вела Ф.Толстая. Я восхищаюсь тем благоговением и горением, с которыми он говорит о Гоголе.
- Чем вообще обусловлен ваш интерес к Гоголю и какую задачу вы ставили перед собой в «Гоголиане», учитывая то, что о нем написано огромное количество самых разных работ? - Хотя «Гоголиана» полностью основана на письмах, документах, мемуарах, но по интонации, сюжетному построению и внутреннему духу это худ. вещь. Она не имеет отношения (по крайней мере, прямого) к литературоведению. Гоголь - творец персонажей и в то же время - персонаж Творца. Ни один писатель не смог бы выдумать и написать такую жизнь. Эту судьбу написало само Небо. Абсолютно подлинные эпизоды жизни Гоголя кажутся даже не фантасмагорическими или невероятными, но просто-напросто невозможными, вымышленными. «Гоголиана» почти целиком состоит из таких невымышленных «вымышленных» эпизодов. Но все же главное в ней - 2 тайны, сожжение 2-го тома «Мертвых душ» и смерть Гоголя. Эссе-новеллы «Гоголь и второй том» и «Гоголь и смерть» посвящены этим тайнам. В других вещах корпуса исследуются тайны личности Гоголя в целом.
- Есть ли вопросы, связанные с судьбой и произведениями Гоголя, которые вам не удалось разрешить? - Их миллион. 08.07. 2021. Горький Медиа https://gorky.media/context....lnkMI1U
ПЕРЕДЕЛКИНСКИЕ ЭКСКУРСИИ 17, 24 июля, суббота 13.00 Прогулка по старому Переделкину Экскурсовод Любовь Петрунина В ходе прогулки вы узнаете все подробности о том, как появился городок писателей, о легендах и мифах поселка.
18 июля, воскресенье 14.00 Прогулка по "улице шестидесятников" к домам Е.Евтушенко, Б.Окуджавы, Б.Ахмадулиной, Р.Казаковой и др. поэтов и писателей середины ХХ в.. Экскурсовод Наталья Казанцева
25 июля, воскресенье 14.00 Прогулка по старому Переделкину Экскурсовод Инна Воронова В ходе прогулки вы узнаете все подробности о том, как появился городок писателей, о легендах и мифах поселка.
31 июля, суббота 13.00 Прогулка по старому Переделкину Экскурсовод Ольга Бешлиу В ходе прогулки вы узнаете все подробности о том, как появился городок писателей, о легендах и мифах поселка.
Экскурсии начинаются в Доме творчества Стоимость взрослого билета: 900 руб. Стоимость детского билета (для детей до 14 лет): 200 руб. Оплата на кассе Дома творчества https://pro-peredelkino.org/tpost/v8e0amjse1-ekskursii-v-iyule
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 12 Авг 2023, 22:06 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
| ЖУРАВЛИ НАД ПЕРЕДЕЛКИНО НАВСЕГДА СВЯЗАЛИ НИКОЛАЯ ЗАБОЛОЦКОГО И КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО Спешу поделиться письмом, которое я получил на днях. Обратный адрес на конверте: "Переделкино, ул. Серафимовича-3".
"Дорогой Дмитрий Геннадьевич! Мы, хранители переделкинского дома-музея К.Чуковского, с волнением прочитали майскую публикацию "Молчаливый странник", посвященную 120-летию со дня рождения Н.Заболоцкого, и Ваш давний разговор с сыном поэта, его биографом - Никитой Николаевичем. Обитатели Переделкина знают, что по возвращении из ссылки во 2-й половине 1940-х годов Н.Заболоцкий некоторое время жил в нашем поселке - сначала на даче писателя В.Ильенкова, а затем - у Кавериных. Вениамин Александрович обрел свой домик на гонорар за роман "Два капитана".
Мы помним, что именно здесь, в Переделкино, Заболоцкий вернулся к поэзии, поэтому в дни его юбилея мы открыли выставку, назвав ее строчкой из одного удивительного письма К.Чуковского. Это письмо было написано после того, как поэт уже перебрался в Москву и навестил Корнея Ивановича, подарив ему свой новый (как оказалось, последний, вышедший при жизни) сборник стихов. Выставка называется Подлинно великий поэт".
Невестка Чуковского, Марина Николаевна, вспоминала о том летнем дне и визите Заболоцкого: "Помню, в 1957 г. он приехал в Переделкино к Корнею Ивановичу. Непроницаемый, замкнутый, весь в черном, он церемонно вручил Корнею Ивановичу только что вышедшую книжечку стихов. Церемонно просидел, сколько положено, и уехал. А мы стали читать - и не могли оторваться... Когда прочитали "Журавли", Корней Иванович заплакал..."
Переписываю для Вас отрывок из письма Чуковского - Заболоцкому. "Дорогой Николай Алексеевич. Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор "Журавлей", "Уступи мне, скворец, уголок", "Утра", "Человеческих лиц", "Лесного озера", "Слепого", "Я не ищу гармонии в природе" - подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть, даже против воли) придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим 70-летним читательским опытом..."
Корней Иванович знал Николая Заболоцкого еще с 1920-х годов; после ареста поэта безуспешно хлопотал о его освобождении, встречался с прокурорами, постоянно "будоражил", по его словам, главного писательского начальника - А.Фадеева. "Я знаю, как Вам тягостно. Верьте, что я ни на один день не забываю о Николае Алексеевиче..." - сообщал он осенью 1939 г. жене поэта Екатерине Васильевне.
Рядом с книгами Н.Заболоцкого, подаренными им в разные годы членам семьи Чуковского, мы поместили на выставке и том избранных сочинений поэта, составленный и прокомментированный его сыном в начале 1990-х. На обороте титула Никита Николаевич написал: "...с памятью о Корнее Ивановиче, который многое делал для того, чтобы добиться освобождения Николая Алексеевича в 1939-1940 гг. Не вина этих мужественных людей, что хлопоты были напрасны (а может, и не совсем напрасны)".
Судя по дате, эта надпись была сделана в тот самый год, когда биография поэта, написанная Никитой Заболоцким, только-только вышла из печати. Переделкинский период жизни Заболоцкого драгоценен для русской поэзии. Знаменитое стихотворение "В этой роще березовой", которое сопровождает Вашу публикацию, было написано именно здесь, неподалеку от дома Чуковского, на ул. Серафимовича. Некоторые из тех берез, которыми любовался поэт, глядя в окошко на втором этаже приютившей его дачи, - представьте, все еще живы... Павел Крючков и все сотрудники переделкинского Дома-музея К.И. Чуковского
ЖУРАВЛИ Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели, Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод, Вел вожак в долину изобилья Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь, Черное зияющее дуло Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величья С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя, Обняли холодную волну, И, рыданью горестному вторя, Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила, В искупленье собственного зла Им природа снова возвратила То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье, Волю непреклонную к борьбе - Все, что от былого поколенья Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно, И заря над ним образовала Золотого зарева пятно. 1948
Дмитрий Шеваров 02.08. 2023. РГ https://rg.ru/2023/08/02/zhuravli-nad-peredelkino.html
К 120-летию со дня рождения... МОЛЧАЛИВЫЙ СТРАННИК Почему сын поэта взялся писать биографию отца
Весной 1998 г. мне довелось беседовать с Никитой Заболоцким, сыном гениального русского поэта.Тогда впервые на русском языке вышла его книга "Жизнь Н.А. Заболоцкого" (первое издание было в 1994 г. в Лондоне на анг. яз.).
Н.Заболоцкий дома с сыном Никитой. Февраль 1955 г. Снимала дочь поэта Наташа
Никита Николаевич - степенный и застенчивый, с седой профессорской бородкой - очень располагал к себе. И книга его об отце написана столь же обстоятельно и скромно. Никита Николаевич не был филологом, но был ученым. Окончил Тимирязевку. Посвятил себя агрохимии. Та наша короткая беседа нигде не печаталась, поэтому позволю себе привести ее полностью.
- Что было для вас самым большим открытием в работе над книгой? - Я очень многого не знал. Отец был скрытным человеком. Дневники не вел, черновики уничтожал, мемуаров не оставил. Тому были причины. Его "Историю моего заключения" я прочитал только после смерти папы. То, что там описано - допросы, избиения, больница для умалишенных, этап на Дальний Восток, уголовники, общие работы - это потрясло меня. Я нашел отцовского товарища по заключению Гургена Георгиевича Татосова. Он рассказал мне, как они познакомились в бараке и решили держаться вместе.
- После этого вы и взялись за книгу об отце? - Я решился на это, когда в печати стали появляться ложные факты о нем. Они кочевали из одного издания в другое, и я понял, что биографию отца надо привести в порядок. Меня поддержали И.Томашевская и Б.Слуцкий. Они мне все время говорили: "Ты должен записать, что помнишь". В 1976 г. я написал первую статью о папе. Слуцкий прочитал и отнес ее в журнал "Вопросы литературы", где она и появилась. Отец бы удивился, узнав, что я пишу о его творчестве. Он же был очень доволен, что я продолжаю дело деда-агронома, что я далек от литературы.
- Почему он этому так радовался? - Папа считал, что ни поэтом, ни литератором мне не надо быть. Опасно.
- Какие стихотворения Николая Алексеевича вам особенно дороги? - Мне очень нравятся стихи, которые отец написал в 1946 г. после возвращения из лагеря - "Гроза", "Бетховен", "Читайте, деревья, стихи Гезиода...", "Слепой", "В этой роще березовой"
- Когда я слышу или читаю "В этой роще березовой", я дышать перестаю от волнения. Для меня это главное стихотворение в русской поэзии. - Первоначально оно называлось "Иволга". Вообще-то после всего с ним случившегося отец думал заниматься только переводами, не хотел писать стихи. Но поэзия оказалась сильнее.
Из книги Никиты Заболоцкого "Жизнь Н.А. Заболоцкого": Вечер 13 октября 1958 г. вся семья провела вместе. По телевизору смотрели "Летят журавли". Николай Алексеевич лежал на тахте, чувствовал себя неплохо. Сын Никита, в то время аспирант, жил отдельно в снимаемой отцом комнате. Когда он уходил в тот вечер, Заболоцкий дал ему хозяйственное поручение и, уже одевшегося и стоявшего в дверях, проводил долгим прощальным взглядом...
Когда-то Заболоцкий писал: ..И если знаешь ты, Как смотрят люди в день своей кончины, Ты взгляд реки поймешь. Уже до середины Смертельно почерневшая вода Чешуйками подергивалась льда.
Сын не знал и не понял. А Николай Алексеевич понимал, что наступают его последние часы. Утром 14 октября его не стало. На письменном столе остался чистый лист бумаги с начатым планом новой поэмы: "1. Пастухи, животные, ангелы..." Второй пункт заполнить он не успел. И хочется думать, что не случайно провидение остановило его руку после слова "ангелы"
В ЭТОЙ РОЩЕ БЕРЕЗОВОЙ В этой роще березовой, Вдалеке от страданий и бед, Где колеблется розовый Немигающий утренний свет, Где прозрачной лавиною Льются листья с высоких ветвей, - Спой мне, иволга, песню пустынную, Песню жизни моей.
Пролетев над поляною И людей увидав с высоты, Избрала деревянную Неприметную дудочку ты, Чтобы в свежести утренней, Посетив человечье жилье, Целомудренно бедной заутреней Встретить утро мое.
Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума Содрогаются атомы, Белым вихрем взметая дома. Как безумные мельницы, Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга леса отшельница? Что ты смолкла, мой друг? Окруженная взрывами, Над рекой, где чернеет камыш, Ты летишь над обрывами, Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница, Ты меня провожаешь на бой, И смертельное облако тянется Над твоей головой. За великими реками Встанет солнце, и в утренней мгле С опаленными веками Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном, Весь дрожа, замолчит пулемет. И тогда в моем сердце разорванном Голос твой запоет.
И над рощей березовой, Над березовой рощей моей, Где лавиною розовой Льются листья с высоких ветвей, Где под каплей божественной Холодеет кусочек цветка, - Встанет утро победы торжественной На века.
7 мая 1903 г. в семье агронома на земской ферме близ Казани родился поэт Н.А. Заболоцкий. Дмитрий Шеваров 17.05. 2023. РГ https://rg.ru/2023/05/17/molchalivyj-strannik.html
Выставка "ПОДЛИННО ВЕЛИКИЙ ПОЭТ"
Корней Чуковский и Николай Заболоцкий были знакомы с конца 1920-х годов. В те времена в Ленинградском отделе Детиздата, возглавляемым Маршаком, работала старшая дочь Корнея Ивановича - Лидия (1907 - 1996); через её заботливые редакторские руки проходили и рукописи поэтов, некоторые из которых работали в издательстве.
На выставке представлена копия редкой книги молодого Заболоцкого «Красные и синие» (1929), надписанная в характерном для автора стиле: «…хорошему детскому писателю от плохого» (в 1928 г. под псевдонимом А.Углов у Чуковской вышел её первый рассказ для детей «Ленинград — Одесса»). Знаменитый лирико-гротесковый сборник Н.Заболоцкого «Столбцы» (1929) Чуковский оценил в поздние годы, но уже к середине 1930-х он числил Заболоцкого среди значительных литераторов своего времени. Хлопоча перед войной за арестованного поэта, Чуковский помогал не только частному человеку и собрату по цеху, но и спасал талант. После возвращения из заключения, поэт некоторое время жил в Переделкине и общался с семьёй Чуковских (в то время он дружил с семьёй сына Чуковского - Николая), наносил визиты и дарил книги Чуковским-старшим. Выставка работает в Доме-музее К.И. Чуковсого до 10 января 2024 . https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/current/17548/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 10 Сен 2023, 19:01 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
| Выставка "ХРОНИКИ ПЕРЕДЕЛКИНА" Когда первое очарование от знакомства с Городком писателей Переделкино уступает место любопытству, каждый из нас становится исследователем. Тогда звучит главный переделкинский вопрос: «А кто тут жил?». Удивительно, что на него не так-то просто ответить. Отрывочные сведения, не подкреплённые документами, «испорченный телефон» поверхностных знаний, забывчивость некоторых авторов мемуаристки, потерянные архивы, стертые имена - все это мешает восстановить достоверную картину. Все меньше остается свидетелей времени: поколение, знавшее Переделкино в расцвет местного писательского сообщества, уходит стремительно, безвозвратно. Попытка восстановить хронологию жизни переделкинских домов стала настоящим расследованием. Взялись за эту непростую работу специалисты экскурсионного бюро Дома творчества Переделкино. Работая в архивах, встречаясь с наследниками писателей, собирая письма, газетные вырезки и воспоминания, они начали документировать хронологию городка писателей. Первая часть этой большой работы представлена этой на выставке: 10 комнат Исторического корпуса - это 10 домов, в которых жили писатели с очень разными судьбами. Множество историй сплелись в одном пространстве, формируя и общую судьбу дома. Перелистывая исследовательские тетради, можно проследить за этой судьбой.
Дома в Переделкине до сих принято называть по имени главных поселенцев, но выставка расскажет и о самых первых насельниках городка, чьи имена стерты волной репрессий, а также о тех, кто жил там после. Каждая комната показывает сплетенные одним пространством судьбы, и образ дома, сложившийся из этих разных историй. Посетители выставки смогут побывать в оранжерее Л.Леонова, увидеть «дом рассыпающихся надежд», попасть в заброшенный дом Фадеева, послушать у камина рассказы переделкинцев, представить, как бы выглядели современные афиши пьес переделкинских драматургов, а также открыть много интересных и незаслуженно забытых имен.
Перелистывая исследовательские тетради, можно будет проследить за судьбой дома и его жителей - и главное, добавить свои свидетельства, воспоминания и фотографии. Вместе с открытием выставки Дом творчества Переделкино объявляет сбор материала для переделкинского архива. Для всех, кто хочет внести вклад, готов рабочий стол и комната для интервью.
Дарья Беглова, руководитель Дома творчества: «Мы делаем важнейший шаг в истории феноменального явления, которым является городок писателей Переделкино. Наша выставка не просто красивый собирательный образ, а конкретный результат большого исследования. И эта работа только начинается. Мы ждем всех, у кого сохранились документы, фотографии, воспоминания о тех, кто тут жил, чтобы поделиться ими с нами. Так мы сможем собрать максимально полный переделкинский архив».
История дома Льва Кассиля
Выставка работает в Историческом корпусе Дома творчества Переделкино со вт. по вск. с 12:00 -18:00 https://pro-peredelkino.org/peredelkino-chronicles
16 ноября, 20:05 17 ноября, 12:45 "ПЕРЕДЕЛКИНО. ПОВЕРХ ЗАБОРОВ" Книга журналиста и писателя А.Нилина - это "роман частной жизни". Основа - детские воспоминания о Переделкине и его обитателях. Классики советской литературы - Катаев, Симонов, Пастернак, Фадеев - те, кого Александру Павловичу довелось наблюдать в повседневном быту, с кем посчастливилось общаться. https://tv.yandex.ru/213....7452125
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 08 Мар 2024, 18:37 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
|
Выставка о деревьях, которые можно встретить в Переделкине. Идея этого худ. исследования родилась во время тематической резиденции Nature Writing (осень 2022 г.). Одним из результатов сотрудничества между двумя ее участницами - художником Н. Алаторцевой и редактором А.Захаровой - стала выставка визуальных историй о деревьях.
Жизнь растительная часто воспринимается лишь обстоятельством жизни животных и человека, но в Переделкино, где городок писателей вписан в лес, особенно чувствуется, что это не так. Основное внимание на выставке будет уделено местным деревьям, чьи истории - самые достоверные, поскольку рассказаны ими самими. Портреты частей деревьев на бумаге (акварель, сухая игла, смешанные техники) будут сопровождаться текстовой интерпретацией формы ствола, особенностей кроны и тех событий, которые отразились в структуре. У посетителей выставки будет возможность сложить всё это в своего рода толковый словарь деревьев и использовать его на будущих прогулках по городку писателей и не только. В подписи к каждой работе будут указаны адрес и координаты места, где можно это дерево встретить. Вход свободный https://pro-peredelkino.org/events....revyami
С середины 80-х годов прошлого века начался процесс по возвращению забытых (или замалчиваемых) имен в отечественную литературу. Переиздаются книги, многие произведение печатаются впервые, выходят исследовательские работы. Не остались в стороне и диафильмы: уже на закате собственной эры выпускаются ленты о «неблагонадежных» авторах.
Фильмы о великих русских поэтессах М.Цветаевой и А.Ахматовой появляются с разницей в год: в 1988 и 1989 соответственно. Автор обоих диафильмов – Л.А. Шилов, филолог, знаменитый собиратель аудиозаписей русских писателей, инициатор создания дома-музея Б.Окуджавы, долгое время возглавлял дом-музей К.И. Чуковского в Переделкине.
10 марта, 15:00, Актовый зал . Вход свободный, необходима регистрация.
«Марина Цветаева», 1988 «Анна Ахматова», 1989
Показ проходит при поддержке Российской гос. детской библиотеки и виртуального музея Диафильм.Онлайн. Диафильм.Онлайн - это виртуальный музей студии Диафильм, развитием которого занимается РГДБ. Его сердце - просмотровый зал, где хранятся более 4500 диафильмов студии. Кроме него: выставка диапроекторов и фильмоскопов, многочисленные выдержки о диафильмах из советской прессы, каталоги и пособия, галерея выдающихся художников, архив с историей студии. https://pro-peredelkino.org/events/tpost/l5y4rr5m21-lampovie-vstrechi
ПЕРЕДЕЛКИНСКИЕ ЭКСКУРСИИ: https://pro-peredelkino.org/tours
|
|
| |