Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 15 Май 2020, 21:48 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| 26 мая, 18:00 ОЛЕГ ПОГУДИН. I ОНЛАЙН-КОНЦЕРТ Лучшее, любимое и то, что еще не звучало со сцены, в первом онлайн-концерте Народного артиста России Олега Погудина
Оформить заказ: https://ticketscloud.com/v1....1d6&s=1
Олег Грабко: После 5 смен на Петербургской студии грамзаписи (режиссёр Кира Малевская) в режиме самоизоляции, Олег решился на первый в своей творческой биографии онлайн концерт! Я надеюсь, он будет и последним, так как пора уже заканчивать с просиживанием домашних диванов! Но это не от нас зависит. Зато от нас с вами зависит успех этого мероприятия! Покупайте билеты заранее, их число ограничено. И в вашем распоряжении будет не только прекрасный вечер вторника 26 мая, когда всей семьёй и с соседями можно будет посмотреть концерт Олега Погудина, пообщаться в чате, пожелать музыкантам всего доброго и хорошего, но и на память останется только для вас вся эта видеосъёмка концерта с прекрасным звуком и светом. Не откладывайте приобретение до самого концерта, здесь иная история, в отличие от концертного зала - все билеты являются эксклюзивными, в ВИП ложу ваших собственных апартаментов! Увидимся на концерте! Онлайн, конечно! Спасибо! https://vk.com/grabko?w=wall2135382_41232%2Fall
Олег Погудин:
Дорогие друзья, отвечая на ваши вопросы о предстоящем онлайн-концерте, сообщаем следующее: это – не трансляция из дома, концерт будет проходить в специально оборудованной студии. Запись будут вести 5 видеокамер, она будет передаваться на пульт режиссера, монтироваться и транслироваться в реальном времени. Звук будет стереофоническим, с созданием эффекта «звуковой перспективы». Приобретенный доступ к показу будет действителен в течение суток после начала трансляции, то есть до 18:00 27 мая. Во время концерта будет возможен просмотр только прямой трансляции, а сразу после окончания программы в течение суток на этом канале по вашему билету будет доступна запись. Но, несмотря на все технические новшества, петь мы будем о том же, о чем поём всегда и о чем так легко и привычно говорить языком романса, - о вере, надежде и любви. http://www.pogudin.ru/news/news_55.htm
25 июня, 19:00 II ОНЛАЙН-КОНЦЕРТ Олег Погудин:
В 1881 г. в Париже открылось знаменитое кабаре «Le Chat noir». В 1901 начало работать первое немецкое кабаре Buntes Theater «Überbrettl».Название «Überbrettl» создатели кабаре придумали специально, добавив к слову «Brettl» (подмостки, сцена) приставку über- (сверх). Они считали, что кабаре по сравнению с оперой или академическим театром стало сверхискусством, искусством будущего. Осенью 1905 г. открылось польское литературное кабаре -«Zielony Balonik». Потом театры-кабаре пришли в Россию. Первой возникла в 1908 г. «Летучая мышь», а в 1912 г. в Москве и Санкт-Петербурге работало уже больше 125 кабаре и театров миниатюр. Кабаре открывались в Одессе, Владивостоке, Киеве, Баку, Харькове, Ростове/ Одно из них называлось "Трагический балаган". Это – точное описание жанра: смех, слезы, моментальная реакция на все, отсутствие рампы между зрителями и актером и его работа на разрыв аорты. Но российское кабаре Серебряного века было еще и литературным. С кабаре так или иначе были связаны почти все поэты того времени: от Мандельштама и Ахматовой до Маяковского и Хлебникова. А еще кабаре – это и Вертинский, и Лещенко, и танго.
Вертинский первым начал петь танго в московском кабаре Мамонтова. П.Лещенко практически сделал русское танго отдельным жанром. Отдельным, потому что русское танго - это почти русская рулетка, ведь именно в русском языке рифмуются слова «любовь» и «кровь». Стихи поэтов Серебряного века и печальные песенки А.Вертинского, французский шансон, русское танго, страстные, трогательные и нежные песни на итальянском, испанском и польском языках прозвучат в новой программе Олега Погудина«Вертинский +. Литературное кабаре» Георгий Иванов писал:
Все, кто блистал в тринадцатом году, - Лишь призраки на петербургском льду.
Но искусству под силу их воскресить, ведь рукописи не горят и есть музыка над нами.
В 1918 г. А.Блок писал: "Я много лет слежу за театрами миниатюр, которые занимают огромное место в жизни города; здесь давно есть свои приемы, свои отношения, свои ранги, свои любимцы, свои звезды и звездочки… Тут есть острое, стройное, оригинальное, свежее…Таково, по моему мнению, требование самой жизни, которая дышит где хочет, и дыхание которой всегда свежо". А театральный критик и создатель театра "Кривое зеркало" А.Кугель утверждал: «Это самое ответственное, но в то же время и независимое искусство... Ему (кабаре) не нужен ансамбль, - ему нужна лишь артистическая индивидуальность. И потому все, кому тесно в условиях жизни современного театра, где зависишь от репертуара, ... кто дорожит вольницей духа, в особенности же те, кто одновременно обладает и лит/ и артистическим дарованием, - худо ли, хорошо ли, - здесь, в закопченных залах кабаре, находят свою свободу».
Сколько танго написал и исполнял А.Вертинский? Четыре можно назвать точно: «Магнолия», «Над розовым морем», «Палестинское танго» и «Желтый ангел»/ Отчасти похожи на танго «Чужие города» и «Злые духи». Но есть еще одно танго, об исполнителях и авторах которого спорят до сих пор. Это «Журавли». То, что за основу взяты стихи А.Жемчужникова, написанные в 1871 г., известно всем. А кто их переделал? Ведь у Жемчужникова нет «чужого неба». Его стихи начинаются так:
Сквозь вечерний туман мне, под небом стемневшим, Слышен крик журавлей всё ясней и ясней… Сердце к ним понеслось, издалёка летевшим, Из холодной страны, с обнаженных степей.
А.Баянова утверждала, что это сделал Вертинский. Доказательств этого она не оставила, однако историки обращают внимание на то, что строка «здесь, под небом чужим…», напоминает о книге Н.Гумилева «Чужое небо». (Гумилев был одним из любимых Вертинским поэтов. Да и одну из первых положительных рецензий Вертинский получил от друга Гумилева – С.Городецкого). Еще можно добавить, что стихотворный размер, в котором написаны «Осенние журавли», встречается у Вертинского очень часто: «Принцесса Мален», «Концерт Сарасате», «Сумасшедший шарманщик», «Шанхай» . А уж сколько раз Александр Николаевич упоминает разных птиц: улетающих, возвращающихся, плачущих по-французски, поющих на кладбище, и не сосчитать. На пластинку Вертинский «Журавлей» не записал и в СССР никогда не пел. Но руку к созданию этого всенародно любимого танго, похоже, приложил.
Как определить границы Серебряного века? Многие литературоведы считают его началом речь Достоевского о Пушкине, произнесенную 140 лет назад, в июне 1880 г., а завершением - речь А.Блока «О назначении поэта». Да и само понятие «Серебряный век» раскрывается лишь в сопоставлении с веком Золотым - временем Пушкина и Лермонтова. Ведь не зря в знаменитой «Бродячей собаке» не только смеялись и шутили, но и читали научные литературоведческие лекции о судьбах классики и современного искусства. В.Пяст вспоминал, что многочисленнейшая публика, «наполовину состоящая из «фрачников» и декольтированных дам», слушала их не шелохнувшись. Вообще, тема «Пушкин и Серебряный век» неисчерпаема, поэтому просто дадим слово Анне Андреевне:
Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ногу ножкой называть?..
Для того, чтобы на исполнителя обратили внимание, ему нужна песня. Для того, чтобы публика обратила внимание на песню, ей нужен исполнитель. В 1928 г. О.Строк побывал на парижском концерте К.Гарделя. И решил написать танго. Слова он попросил сочинить своего хорошего знакомого – А.Перфильева. Перфильев – бывший казачий офицер – печатался в эти годы в Риге под тремя псевдонимами – Шерри-Бренди, Александр Ли и Л.Гантимуров. Танго было написано очень быстро и в 1929 г. "Черные глаза" вышли на пластинке фирмы "His Master's Voice" в исполнении Марека Белорусова (Б.Байкалова, Марка Левина и т.д. По моде того времени у артиста было много псевдонимов) в сопровождении берлинского оркестра Марека Вебера. Танго в то время в Латвии и Польше писали много. И это не особо запомнилось.
В 1931 г. распался известный рижский танцевальный дуэт Жени (Зинаиды) Закитт и П.Лещенко. В их семье родился сын Игорь и Закитт перестала выступать. Петр в поисках заработка попросил Строка дать ему спеть уже записанные «Черные глаза». А после этого записал «Синюю рапсодию», «Скажите, почему» и множество новых танго О.Строка. Начиная с 1931 г. пластинки Лещенко издаются огромными тиражами фирмами «Parlophon», «Columbia», «Electrecord, «Bellaccord». Так началась слава певца П.Лещенко и танго-композитора О.Строка. Перед Первой Мировой войной танго стало не просто танцем, а стилем европейской жизни. Повсюду продавались платки, галстуки, перчатки, сумки, зонты и даже чулки цвета «танго» (оранжевого с красным оттенком). Эта музыка постоянно звучала в кафе, ресторанах и фойе кинотеатров. После Первой Мировой Европу захлестнула мода на танго-песню. Кроме достоинств музыки этому помог и научно- технический прогресс. В начала ХХ в. в нашу жизнь вошли радиопередачи, грамзапись и звуковое кино. А певцы начали петь в микрофон. Передачи и выпускающиеся огромными тиражами пластинки донесли танго до самых отдаленных уголков. А вот грамзапись с одной стороны помогала сделать артистов популярными, а с другой – поставила их перед новыми проблемами. Теперь певец уже не обязан был иметь сильный голос. Но зато был обязан уметь решать худ. задачи только с его помощью: без мимики, без костюма и подтанцовки.
Шаляпин писал: «Люблю граммофонные записи. Меня волнует и творчески будоражит мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей». И хотя некоторые критики называли «новых» артистов, таких как Вертинский или Лещенко, «пластиночными», публика с нетерпением ждала каждой их новой записи, а продюсеры искали исполнителей с похожими тембром и манерой. Например, в Польше были и «польский Лещенко» - Ежи Семенов, и «польский Вертинский» - Тадеуш Фалишевский, исполнявший репертуар Вертинского в переводах на польский Станислава Ратольд-Задарновского, Юлиана Тувима. Ну а 15(!!!) пластинок с лучшими песнями Вертинского и аккомпанементом Ежи Петербурского, выпущенные польской фирмой «Syrena Electro» в 1932 г., стали самым полным собранием творчества Александра Николаевича того периода.
Когда 21 июня 1915 г., отдыхая на даче в Кунцево, К.Малевич решил поэкспериментировать с цветом и нарисовал черный квадрат, он вряд ли думал о том, что эта картина станет «ЧЕРНЫМ КВАДРАТОМ» и перевернет все представления о живописи и искусстве в целом. 17-летний вольноопределяющийся Донского Седьмого казачьего полка П.Лещенко о развитии искусства в этот день вообще не думал. 21 июня 1915 г. главком Главком Юго-Западного фронта генерал Иванов в своем приказе по фронту объяснил ему причины поражения в Галиции: «Не искусство маневров, не боевые качества солдат противника, а только одно превосходство артиллерийского огня, вызывающего громадные потери и потрясающего моральные силы бойцов, могло сломить стойкость и упорство доблестных наших войск… К сожалению, мы не можем ответить ему тем же вследствие недостатка у нас ружейных и легких патронов».Стихов о том, что
Нет, нам не было грустно, нам не было жаль, Несмотря на дождливую даль Это - ясная, твердая, верная сталь, И нужна ли ей наша печаль? Эта жалость - ее заглушает пожар, Гром орудий и топот коней. Грусть - ее застилает отравленный пар С галицийских кровавых полей...
Он тоже не читал. И о том, что воюющий на соседнем участке фронта унтер-офицер Гумилев смог удержать во время наступления противника позиции до подхода пехоты, за что был награжден Георгиевским крестом 3-ей степени, не знал и не узнал никогда. До того, как Лещенко станет европейски известным артистом, чьи диски буду выходить фантастическими тиражами, оставалось чуть больше 15 лет. До того времени, когда ученые начнут изучать русский авангард, кино, театр, поэзию и музыку того времени, как единый процесс, не делящийся по направлениям, жанрам и месту жительства ее создателей – около 70-ти. Ахматова в 1914 г. написала стихи:
Чернеет дорога приморского сада, Желты и свежи фонари. Я очень спокойная. Только не надо Со мною о нем говорить.
Ты милый и верный, мы будем друзьями… Гулять, целоваться, стареть… И легкие месяцы будут над нами, Как снежные звезды лететь.
А.Вертинский превратил эти стихи в «ариетку»:
Темнеет дорога приморского сада, Желты до утра фонари. Я очень спокойный, но только не надо Со мной о любви говорить!
Я нежный и верный, мы будем друзьями… Гулять, целоваться, стареть… И легкие месяцы будут над нами, Как снежные звезды лететь…
Темнеет дорога уснувшего сада, Еще далеко до зари… Я очень спокойный, но только не надо Со мной о любви говорить!
Анна Андреевна (хотя тогда еще просто Анна) была далеко не в восторге. Мало того, что её стихи от мужского лица «поют в концертах», так Вертинский еще и не увидел, как важно для неё сочетание черного и желтого. И правда, в ранних стихах Ахматовой сочетание этих цветов встречается нередко. Черные поля, грядки, набережная, сон. А рядом-желтое : желтый луч, желтая лампа, желтая пыль, желтая муть, желтое пламя. Вертинский же, ничтоже сумняшеся, превратил черную дорогу в темную! К «Сероглазому королю» и «Её простому желанию»( Мне бы вот частушки задорно выкликать…) Ахматова отнеслась уже спокойнее. Теперь же оказалось, что более востребованных произведений на её стихи в этом жанре нет. Да и слова «прототип песенного текста» искусствоведы в двадцать первом веке вполне освоили.
23 декабря 1932 г. в берлинском театре «Großes Schauspielhaus» (который мы помним, как Friedrichstadt-Palast) состоялась премьера оперетты Пала Абрахама «Бал в Савойе», в которой звучали фокстроты, пасадобли и танго.Так танго пришло на «большую» сцену. То, что танго зазвучало в оперетте – примета времени. Конец 20-х – 30-е годы – время больших оркестров – сделали его неслыханно популярным. Имена Марека Вебера, Генри Холла, Джека Хилтона, Томми Дорси, Берта Амброуза, Артура Голда были известны практически всем, а записи танцевальных оркестров под их руководством расходились немыслимыми тиражами. Скромный танец, написанный для бандонеона, к которому добавлялись гитара и скрипка, превратился в «богатое» симфоническое произведение. Фирмы грамзаписи могли себе позволить пригласить для работы над пластинкой знаменитых музыкантов и даже заказать им произведение. Так австрийский издатель Вайнер Бохем предложил Ежи Петербурскому 3000 шиллингов за право записать знаменитое танго «Донна Клара». Пластинки того времени были недолговечны, но и недороги. Упакованные в сероватый конверт с круглым отверстием, в которое была видна черная поверхность пластинки, они напоминали картину Малевича «Черный круг» - такое же порождение эпохи, как танго и грамзапись. Ещё один «бэкрекорд», последний в серии. 25 июня в 19:00 будем представлять часть нашей новой работы альбом «Русское танго» на 2-м онлайн концерте. (и даже сам диск продемонстрируем) 25 июня мы приглашаем зрителей на онлайн-концерт "Вертинский+. Литературное кабаре" c презентацией нового диска «Русское танго» Ссылка на продажу билетов: https://ticketscloud.com/v1....R11WAWo https://www.facebook.com/oleg.pogudin.1
Мастерская Образов:
Олег Грабко: Мы с Олегом Погудиным закончили запись 2-х альбомов и 25 июня в 19.00 всех приглашаем на очередной онлайн концерт, билеты здесь: https://ticketscloud.com/v1/widgets/common?token=eyJ0.. Очень надеюсь выпустить к этой дате его новый альбом из 20 песен "РУССКОЕ ТАНГО", да не простой, а в новаторском оформлении с Дополненной реальностью с помощью приложения : https://arleap.ru/
То есть у всех, кто приобретёт этот легальный компакт-диск от Bomba-Piter inc. сам Олег Погудин будет эксклюзивно для каждого индивидуально представлять свой новый альбом. Если это вам понравится, мы и все следующие диски будем сопровождать подобными приложениями. А впереди ещё следующие альбомы: "Французские песни", "Русский романс", "Пётр Чайковский" и пара проектов пока в обсуждении. Благодаря пандемии нам удалось найти достаточно времени для работы в студии, так что пишем на будущее. Мы обязательно запишем альбом песен А.Н. Вертинского, но издать его пока не представится возможным без финансовой помощи со стороны. Будем искать спонсоров. https://vk.com/bomba_piter?_smt=search%3A1
III и IV ОНЛАЙН-КОНЦЕРТЫ 15 июля, 19:00 "РУССКИЙ РОМАНС" 29 июля, 19:00 "ПЕСНИ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ"
Олег Погудин сделал городской романс академическим жанром, превратив то, что было любимо Рахманиновым и Блоком, в достояние современной культуры и напомнив, что эти простые "песенки" спасли великую традицию русской литературы, все время обращавшейся к лучшему, что хранится в глубине человеческого сердца. Атмосфера одновременно высокого искусства, доступности и подлинного со-переживания О.Погудиным всего, происходящего на сцене, делает все концерты артиста, и романсовые в том числе, единственными, неповторимыми и так необходимыми слушателям. Билеты по ссылке: https://ticketscloud.com/v1....pNW_6fg https://www.facebook.com/oleg.pogudin.1
Олег Погудин: В принципе, это видео из #карантинныесказки, оказались в этих записях и романсы, что очень кстати- можно анонсировать ближайший концерт (онлайн концерт, конечно, ведь для искусства карантин не отменяют). К чему спорить из-за вкусов и из-за вкусиков, Пусть одному нравлюсь я, а другому Кусиков, - написал в 1918 г. В Маяковский. Написал, конечно, с издевкой, но Кусиков обрадовался и всем эти строчки показывал. Вообще-то он был совсем не Кусиков, а Кусикьянц, но любил называть себя черкесом, ходить в черкеске и танцевать лезгинку. Современники вспоминали, что мог станцевать на накрытом столе, не задев ни одной тарелки. В Первую мировую был драгуном, в гражданскую – командиром красного кавалерийского дивизиона. В 1919 г. вместе с Есениным, Мариенгофом и Шершеневичем создал «Орден имажинистов». После того, как им заинтересовалась ЧК, Кусиков уехал за границу, издал там несколько сборников стихов. Один из них - «Птица безымянная» - оформил знаменитый Эль Лисицкий. Когда Есенин, будучи в Париже, задумал «Москву кабацкую», то посвятил ее Кусикову. Кусиков дружил с Бальмонтом, создал в Париже общество «Друзья России». В 1924 г. выпустил там свой последний сборник «Песочные часы».
Идут... идут...За днями дни идут, Идут горбатые, идут безгорбые, Верблюды белые идут... идут... идут... И только след, безмолвием надорванный, Покорно стелется на новую беду...
Больше до своей смерти в 1977 г. стихов не писал. В 20 лет А.Кусиков написал романс «Обидно, досадно...», а в 25 – знаменитые «Бубенцы». В нашем 3-м онлайн концерте «Бубенцы» вполне вероятны. Даже интерьер помещения, в котором мы будем в этот раз работать, отсылает ко времени создания и невероятной популярности этого романса. Впрочем, в этот раз мы не станем уделять столько внимания знакомству с создателями и исполнителями романсов, которые известны и любимы до сих пор и повсеместно. Уделяя время этого концерта исключительно исполнению наиболее востребованных и любимых произведений из нашего обширного репертуара, позволим себе на этой странице вспомнить и рассказать о некоторых интересных судьбах авторов и исполнителей прославленного жанра.
В этом году у Я.Ф. Пригожего, пианиста, композитора, дирижера и аранжировщика, юбилей. Ему исполняется 180 лет. «Коробейники», «Когда я на почте служил ямщиком», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Окрасился месяц багрянцем», «Мой костер в тумане светит», «Не для меня придет весна», «Ночь светла», «Пара гнедых» - все эти романсы мы знаем благодаря Я.Пригожему: он либо их композитор, либо аранжировщик. Его романсы пели В.Панина, А.Вяльцева, Н.Плевицкая, Ф.Шаляпин, С.Давыдов. Вяльцеву он буквально вывел на сцену. Жена его брата Адольфа, звезда оперетты Серафима Бельская, услышав пение горничной, убиравшей ее гостиничный номер, посоветовала девушке учиться и познакомила со знаменитым импресарио.
Пригожий обладал способностью дать всем зрителям то, что им понравится. Долгие годы он гастролировал по России с певцами Н.Северским и С.Садовниковым и гармонистом П.Невским. Невский – бывший сапожник – радовал публику виртуозной игрой и куплетами о своих заграничных гастролях «Обойди хоть целый свет, а России лучше нет». С.Садовников пел русские песни, а Н.Северский не только выступал в цыганском репертуаре, но и поражал слушателей романсами на стихи модных поэтов – например, пел романс на стихи Бальмонта «Хочу быть дерзким, хочу быть смелым». Если добавить к этому, что Невский написал учебник игры на гармони, Садовников был пропагандистом псовой охоты и признанным авторитетом в этой области, а Северский - одним из первых русских летчиков (11-м, если точно), то видно – какое у Пригожего было чутье на ярких неординарных людей. Много лет он был концертмейстером знаменитого цыганского хора в Яре и практически создал «цыганский романс» как жанр. О том, какое впечатление производили эти романсы на публику, мы все помним из «Живого трупа». А.Ф. Кони вспоминал, что нередки были случаи, когда слушатели застревали среди цыган так надолго, что их искали с полицией.
Про цыганские хоры и звезд романса того времени мы знаем очень много. А вот о самом Я.Пригожем - почти ничего – даже дата рождения точно неизвестна – только год. А его портрет, который нам предлагает интернет, где он такой красивый с большим шелковым бантом, на самом деле портрет польского поэта Владислава Сырокомли – автора слов к песне «Когда я на почте служил ямщиком». Скорее всего, он был караимом из Евпатории (хотя некоторые исследователи пишут, что евреем из Вильно), в Москве оказался в 70-е -80-е годы позапрошлого века, а умер уже после революции – в 1920 г. Вот и вся информация, зато нам осталось от него более 200 романсов и песен. В нашем 3-ем онлайн концерте романс «Ночь светла» наверняка прозвучит, ведь это возможно, самый известный романс Я.Пригожего. А всех, кто любит романс, приглашаем на концерт:
Театралы Серебряного века говорили, что на театре блещут три Давыдовых: Горелов, Карапетян и Левенсон. В.Давыдов (И.Горелов) был знаменитым актером Александринского театра, прославившимся в пьесах Островского и Чехова. Саша Давыдов (Арсен Карапетян) был звездой оперетты, и потрясал публику романсами «Пара гнедых» и «Нищая». А А. Давыдов (Израиль Левенсон) пел в Мариинском театре Германа, Ленского, Хозе и Отелло. Он родился в местечке Кобеляки, сбежал из дома в Одессу, работал там грузчиком за 90 коп. в день. Четыре копейки платил за ночлежку и чай с хлебом, остальное откладывал на уроки вокала. Дебютировал в Мариинском театре в партии Германа и сразу стал соперником, а потом и преемником знаменитого Фигнера. К 1914 г. у него была любовь слушателей, власти и критики – случай небывалый. Но случайная простуда переросла в воспаление легких, а осложнением болезни стала глухота. Певец потерял слух практически полностью – он не слышал оркестр и петь в опере больше не мог. Но мог выступать с камерным репертуаром, поскольку, положив руку на рояль, чувствовал вибрацию.Уже скоро его стали называть королем жестокого романса. В его репертуаре были романсы А.Алябьева, Н.Бакалейникова, В.Врангеля, Я.Пригожего, Н.Зубова, М.Штейнберга...
Он и сам писал романсы. Самые известные - «Отойди, не гляди» и «Зачем?» («Тебя не вырвут у меня»). М.Медведев – первый исполнитель партии Ленского и выдающийся педагог, у которого учились не только многие оперные певцы, но и Л.Русланова, писал: «Только высокоодаренные люди могут себе позволить разнообразить жанры. Когда Давыдов поет романс Рауля из «Гугенотов», затем романс Чайковского «Отчего» и после них цыганскую песню, он приближает цыганскую песню к тому, что ей предшествовало». Александр Михайлович увлекался техническими новинками и даже одно время был руководителем русского отделения компании «Кинетофон Эдисона». Под его руководством вышло 37 фильмов этой фирмы, в основном это были отрывки из опер. А в 1907 г. благодаря ему была сделана первая практически полная запись «Пиковой дамы» одним составом артистов – как цельное произведение, а не как набор отдельных номеров. Романсы, входившие в репертуар Давыдовых, тоже прозвучат на нашем 3-ем онлайн концерте. https://www.facebook.com/oleg.pogudin.1
Олег Погудин: "ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА" ( РОМАН О РОМАНСЕ)
Часть первая: 110 лет назад петербургский театр на Литейном поражал слушателей пестротой своего репертуара: комедии, гиньоли, обозрения, пародии и обязательный концерт в финале. В программках это называлось «разнохарактерным дивертисментом». Открывали дивертисмент куплетисты - Сурин-Арсиков, Айдаров, Убейко, обычно наряженные в «гороховый» сюртук и клетчатые панталоны. Выступали они в так называемом «рваном жанре», который вошел в моду после постановки пьесы М.Горького «На дне». Васька Пепел так понравился публике, что эта маска или, если угодно, сценическая личность была сразу же перенесена на эстраду. В этом образе артисты пели куплеты, танцевали кекуок, матчиш и «танго смерти» и даже декламировали стихи Брюсова «Каменщик, каменщик в фартуке белом». В общем, там творилось такое, что появление за одним из столиков кота, закусывающего водку соленым огурцом, в компании коня, одетого в приличествующую погоде одежду, никого бы не удивило. Однако, одним из осенних вечеров 1910 г. на сцену Литейного театра вышел аккуратно одетый и скромно причесанный незнакомец, который тихо, но уверенно сказал, что исполнит романс. Это был В.Сабинин. Он сел за рояль и запел: Дитя, не тянися весною за розой… Часть публики не поняла, всерьез ли он. А другая очень удивилась, что никому не известный артист исполняет романс М.Кузмина, ученика Римского-Корсакова и автора музыки к поставленному Мейерхольдом блоковскому «Балаганчику». Довольно скоро выяснилось, что молодой человек уже пел в провинциальной оперетте и владеет огромным репертуаром. А владельцы звукозаписывающих фирм быстро увидели, что он обладает «граммофонным» (то есть приятно звучащим на пластинках) голосом. Сабинин записывал романсы Гурилева, Пригожего, Глиэра, свои «интимные песенки» и быстро стал очень популярен. Но популярность - это еще не слава. Слава была впереди: впереди был август 1914 г.
Часть вторая: Петроградское небо мутилось дождем, на войну уходил эшелон. Так и хочется написать «петербургское», но Санкт-Петербурга больше нет – есть Петроград. И В.Сабинина нет. Есть вольноопределяющийся Александрийского 5-го гусарского полка В.Собакин, мечтавший примерить мундир черных гусар в партии Германа и надевший его на поле боя. В годы Первой мировой Сабинин записывает 3 песни, сделавшие его имя известным всем. Собственно говоря, чисто его одна – «Оружьем на солнце сверкая» - гимн черных гусар.«Благослови оружие, Господь» написали композитор Ю.Рик и поэт М.Ярон. А романс «Гори, гори, моя звезда» отличался от «классического» варианта Булахова-Чуевского аранжировкой и одним куплетом. Но – и это пример того, насколько в романсе значим исполнитель: все 3 песни несут отпечаток его личности, они его по эмоциям и переживаниям. У нас нет документов о том, почему гусара Собакина отозвали с фронта. Можно предположить, что для съемок пропагандистского фильма «Оружьем на солнце сверкая…». Если бы не октябрь 1917, Сабинин мог бы жить оставшуюся жизнь в том статусе, в котором пребывали Богословский или Фатьянов в СССР. Но Россия не стала победителем в Первой мировой…
В ноябре 1917 Сабинин уезжает на Украину, там мать и сестры. Служил ли он в Белой армии? Видимо, да. Исходя из того, как часто переезжал из города в город, и как мало документов оставил. И про службу в Красной никогда не говорил. В 1920-м он оказывается на юге России, видит эвакуацию и остается. Не смог уехать? Не захотел? Не знаем. Все 20-е он буквально мечется по стране. Поет в провинциальных театрах: в Харькове, Киеве, Свердловске, Баку. Везде с огромным успехом. В Свердловске Сабинин станет первым исполнителем партии Дженарро в "Ожерелье мадонны" Э.Вольфа-Феррари и Калафа в "Турандот" Дж. Пуччини. В разных городах он будет блистать в партиях Германа, графа Альмавивы, Пинкертона, Хозе, Гофмана в "Сказках Гофмана" Оффенбаха, Ленского, индийского гостя, Альфреда в «Травиате». Его имя на афише – залог успеха спектакля и сборов. Все критики отмечают легкость, блеск, даже шик, увы «чуждый» пролетарскому искусству. Да и сам псевдоним, наводящий на мысль об опере «Жизнь за царя», какой-то несозвучный… Он пытается «перековаться» и не может – природа дара не позволяет. Выбирает для песни стихи Д.Бедного, но не классово-бодрые, а 1912 г. Про Ленский расстрел.
Когда журнал «Жизнь искусства» в 1925 г. разворачивает дискуссию о «мерзости запустения» отечественной эстрады и называет Сабинина «певцом интимных настроений, пользовавшимся незаурядным успехом у специфической аудитории эстрады», он отвечает: «Когда я пел «Лулу» и «Мурочку», я работал по 8 недель сряду, а с революционным репертуаром я за 2 месяца имел 2 дня работы...». Романс «Гори, гори, моя звезда» запрещен как белогвардейский. Его авторами называют разных «злейших врагов советской власти»: Колчака, Гумилева, Бунина. При этом слава исполнителя контрреволюционного романса и певца Первой мировой идет за Сабининым по пятам. В июне 1929 г. на Первой Всероссийской муз. конференции романс как жанр будет запрещен. В постановлении сказано: «На народной музыке влияние буржуазной культуры и искусства сказывается за последнее время очень сильно. Беря самое ценное от народного творчества, подчас исключительно питая его животворящими соками свое искусство, буржуазия систематически отравляла народную песню своим разнузданным влиянием. Как результат этого влияния в народной песне можно отметить тенденции деклассироваться и выродиться с одной стороны, по линии городского романса, с другой - в сторону церковно-мещанского эстетизма …наряду с религией, водкой и контрреволюционной агитацией музыка этого типа, заражая рабочего нездоровыми эмоциями, играет не последнюю роль в борьбе против социалистического переустройства общества». В результате этого постановления романс нельзя исполнять на больших сценах и передавать по радио. А когда к травле подключилась РАПП, обрушившаяся на издательства, которые «ориентируются исключительно на обывателя, …издают всевозможные "Танго смерти", модненькие фокстроты, "цыганские" и "салонные" романсики», авторы и исполнители романсов лишились последнего источника дохода
В начале 1930 г. Сабинин приезжает в Ленинград. Видимо, к сестре Екатерине, работавшей тогда в МАЛЕГОТЕ, там еще идет старая «Пиковая дама» с декорациями Бенуа. Сабинина вводят в спектакль. Что происходит потом, мы точно не знаем. 12 мая 1930 г. он кончает с собой в финале оперы. Через пару дней после сообщения о его смерти появляется еще одно: в результате чистки из эстрадной секции Всероскомдрама исключены, Сабинин и его бывшие коллеги по выступлениям в петербургских кабаре Савояров и Гибшман. Он свободен! Ушедший из жизни на месяц раньше него противник его репертуара и оппонент в спорах молодости В.Маяковский написал: ...должен стоять, стою за всех, за всех расплачусь, за всех расплАчусь…
Эпилог: Русский романс начинается с того, что «звезда с звездою говорит…» Потом будет еще одна звезда, у А.Григорьева: Вон там звезда одна горит Так ярко и мучительно, Лучами сердце шевелит, Дразня его язвительно, - перлом русской лирики назвал это стихотворение А.Блок. И символист Анненский тоже написал про звезду: «…одной Звезды я повторяю имя…». Так что романс П.Булахова и В.Чуевского был до Сабинина просто одним из многих хороших романсов, написанных в великой традиции. Хорошим, но не очень популярным. Что же изменил Сабинин? Он несколько изменил мелодию, сделал другую аранжировку и чуть поменял слова. Было: Звезда надежды благодатная Звезда любви волшебных дней, Ты будешь вечно незакатная В душе тоскующей моей! Стало: Звезда любви, звезда волшебная, Звезда прошедших лучших дней, Ты будешь вечно незабвенная В душе измученной моей. (Чуть позже появился вариант «ты будешь вечно неизменная».)
На первый взгляд изменилось немного, но слова Чуевского были практически молитвенными. В середине XIX в. каждый понимал, что такое незакатная звезда.Сабинин снизил этот молитвенный пафос, упростил стихотворение, но при этом и приблизил его к слушателям, перевел людям, которые моложе Чуевского почти на 3 поколения, романс на их язык. На язык Серебряного века. Звезда Чуевского стала звездой А.Блока и Н.Гумилева. И романс сразу стал не просто популярным: он стал любимым. Его издавали на пластинках, переписывали в тетрадки, присылали в письмах с фронта (как присылали в письмах с Великой отечественной «Жди меня»). Видимо, Сабинин гениально понял, что сейчас нужно людям. Конец 1914 – весна 1915 г. были для русской армии и для русского общества катастрофическими. «Весна 1915 г. останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия русской армии - отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость - физическая и моральная; то робкие надежды, то беспросветная жуть…», - писал Деникин. А фирмы грамзаписи и журналисты бодро тиражировали бодрые песни о победах. Масштаб разворачивавшейся трагедии почувствовали немногие: Блок, Гумилев, Ахматова…
А вблизи - всё пусто и немо, В смертном сне - враги и друзья. И горит звезда Вифлеема Так светло, как любовь моя, - напишет Блок. Ахматова подхватит: Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.
И сабининская «Звезда» стала и заклинанием, и утешением и безыскусной и нецерковной, но все же молитвой простого человека о близких и о Родине и осталась таковой, даже когда молиться запретили, а имя автора оказалось в списке нежелательных к упоминанию. Но есть еще одна вещь: романс (и любое худ. произвед
|
|
| |