ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 22 Мар 2021, 15:05 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7031
Статус: Offline
| ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА В центральном здании Гос. музея истории российской литературы им. В.И. Даля на Зубовском бульваре, 15 открывается новый отдел - Музей истории литературы XX в.
![](/_fr/42/3319091.jpg) Новый музей существенным образом отличается от домов-музеев и музеев-квартир, в течение долгих лет и десятилетий работающих в составе ГМИРЛИ им. В.И. Даля. Все ныне действующие музеи рассказывают о жизни и творчестве одного конкретного писателя (Лермонтов, Достоевский, Чехов) или литературной школы (Серебряный век). Героем музея на Зубовском является вся русская литература прошлого столетия, со всеми ее парадоксами и противоречиями.
Динамичный комплекс музейных экспозиций призван воссоздать достоверную историю русской литературы «советского времени». Со временем в экспозиции будут представлены как свободно издававшиеся авторы (В.Маяковский, А.Луначарский), так и те, на кого обрушились цензурные либо политические репрессии (А.Платонов, М.Булгаков, О.Мандельштам), а также литераторы, оказавшиеся в эмиграции (А.Вертинский, А.Ремизов). Литературно-мемориальный комплекс дополняет экспозиция «Зубовский, 15: дом науки, литературы, искусства», которая рассказывает о судьбах реальных жильцов дома, среди которых известные писатели, художники и мыслители (В. Вересаев, Д.Кардовский, С. Булгаков и др.) Заложенные в концепцию музея мобильность и непрерывное развитие продиктованы поставленной задачей: описать литературу ХХ в. как историю ещё не завершенного, не прожитого, не осмысленного до конца прошлого.
График работы: Пн, вт, пт, сб, вс - 10:30–18:15 Ср, чт - 10:30–20:45 https://www.goslitmuz.ru/projects/172/12583/
Экспозиция «УЛИЦА МАНДЕЛЬШТАМА: ОСИП И НАДЕЖДА» 16 марта 2021 г. открылась 1-ая экспозиция Музея истории литературы XX в., состоящая из 3-х частей: комнаты Осипа Эмильевича, комнаты Надежды Яковлевны и ведущего к ним коридора, оформленного плакатами и афишами 1900–1930-х годов.
![](/_fr/42/4146337.jpg) В силу известных трагических событий сохранилось очень небольшое количество мемориальных вещей и материалов великого русского поэта. Экспозиция построена на контрасте скудости материального быта и богатства творческих проявлений Осипа и Надежды Мандельштамов, чьи судьбы представлены в неразрывном прижизненном и посмертном единстве. В экспозиции представлены подлинные предметы из собраний ГМИРЛИ им. В.И. Даля, Мандельштамовского общества и частных коллекций, дополненные мультимедийными проектами. Среди них - масштабная обновляемая информационная база сведений о писателях 1-ой половины XX в. и уникальная реконструкция работы Мандельштама над рукописями, демонстрирующая движение творческой мысли поэта. Специально для экспозиции отреставрированы 11 архивных аудиозаписей из собрания ГМИРЛИ им. В. И. Даля: некоторые записи голоса Мандельштама будут обнародованы впервые. Экспозицию сопровождают тематические экскурсии, лекции, книжные презентации и кинопоказы. К ее работе будут приурочены выставки одного экспоната, которые позволят расширить и дополнить ее основные сюжеты и темы. Проект «Улица Мандельштама: Осип и Надежда» реализован при поддержке Российского еврейского конгресса. https://www.goslitmuz.ru/visitor....84
![](/_fr/42/7556865.png) 15 октября - 27 марта 2022.
Уникальное собрание музея насчитывает более полумиллиона реликвий, представляющих несколько столетий истории российской литературы, книжности и культуры чтения. Создание и пополнение фондовых коллекций - ключ к описанию и пониманию логики развития флагманского лит/ музея России, - именно эта мысль легла в основу концепции юбилейной выставки ГМИРЛИ им/ В.И. Даля.
В 1920-е годы было положено начало формированию самых первых персональных собраний музея, посвященных А.П. Чехову и Ф.М. Достоевскому; в начале 1930-х большой вклад в развитие концепции музея внес видный гос. деятель и ученый В.Д. Бонч-Бруевич. В выставочной экспозиции отражены драматичные события истории музея, относящиеся к концу 1930-х - 1940-м годам. Наиболее обширные разделы выставки посвящены последним периодам жизни музея: эпохе создания сети мемориальных домов-музеев (1960–1990-е годы) и времени возвращения к синтетической концепции главного лит. музея страны, разработанной В.Бонч-Бруевичем (2000-2010-е годы).
Выставка знакомит с самыми яркими предметами из наиболее значимых и интересных музейных коллекций. Рукописи Гоголя, Тургенева, Островского, Блока, Есенина; прижизненные издания классиков отечественной словесности; легендарный перстень Д. Веневитинова, кольца В.Маяковского и Л.Брик, браслеты М.Цветаевой и др. личные вещи известных литераторов; рисунки К. Батюшкова и М.Ю. Лермонтова, один из первых вариантов «Чёрного квадрата» К.Малевича, работы Н.Альтмана, Б. Кустодиева, С.Судейкина, А.Тышлера - вот лишь малая часть того, что ожидает посетителей выставки.В последнем зале показаны новые, никогда прежде не экспонировавшиеся поступления в музейную коллекцию. https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/current/13798/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 09 Окт 2022, 16:50 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7031
Статус: Offline
| К 100-летнему юбилею музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»
![](/_fr/42/0324556.png) Название выставки отсылает к фразе из письма тяжело больного писателя, который мысленно прощается со своим родовым гнездом. Спасское сконцентрировало в себе самое дорогое и сокровенное для писателя, сыграло важную роль в становлении его личности и в творческой судьбе. Здесь Тургенев переживал романтические увлечения, тосковал по П.Виардо, возможно, поэтому усадьба стала основным местом действия многих тургеневских произведений. Здесь написаны романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». В родовом имении писателя перебывал почти весь цвет русской литературы, его друзья и знакомые: Л.Толстой, К. Леонтьев, М.Щепкин, А.Фет, И.Аксаков, П.Киреевский, Д.Григорович, С.Боткин, А.Дружинин.
Выставка знакомит как с историей усадьбы, так и с историей музея-заповедника. Особое внимание уделяется судьбе тургеневского наследия и коллекции его мемориальных вещей. Экспозиция состоит из 3-х разделов, пролога и эпилога. Пролог посвящён истории усадьбы, 1- раздел - истории рода, 2-й расскажет о жизни усадьбы при Тургеневе, 3-й - о гибели и возрождении усадьбы. В эпилоге речь пойдёт о работе музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» в наши дни. В числе экспонатов - первые издания тургеневских произведений, фамильные портреты и фотографии Тургеневых и их усадьбы, личные вещи писателя, иллюстрации к его произведениям, письма, живописные этюды. Экспозицию дополняют аудиоинсталляции из фрагментов воспоминаний, писем, лит. произведений. Мультимедийная часть выставки представляет 100-летнюю историю музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»..
Участники выставки: Музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» Орловский объединенный лит. музей И С. Тургенева Дом-музей И.С. Тургенева, филиал Госу. музея А. С. Пушкина https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/opening_soon/15903/
К 130-летию со дня рождения Выставка «О РАЗНЫХ МАЯКОВСКИХ» 20 июля - 14 января 2024
![](/_fr/42/0985818.png) Юбилейный выставочный проект создан музеем истории российской литературы им. В.И. Даля в творческом содружестве с музеем В. Маяковского и объединил 2 ценнейшие коллекции, связанные с жизнью и творчеством В.Маяковского, легендарной фигуры в русской литературе XX в. Название выставки отсылает к одноимённой статье «О разных Маяковских» 1915 г., где поэт провоцирует читателя, называя себя нахалом, циником, извозчиком, рекламистом. Создатели выставки задались целью уйти от штампов и анахронизмов, представить современное многогранное видение жизни и творчества русского поэта и художника. Личность В.Маяковского, его жизненные и эстетические принципы не допускают узкого взгляда, диктуют необходимость учитывать всю полноту фактов и контекстов, которые в советское время зачастую оставались за кадром.
Выставка предлагает взглянуть на его личность сквозь призму образов, характерных для его лит. и изобразительных произведений. Пространство выставки организуют 9 образов-тем, развернутых в хронологической последовательности - от «нахала в жёлтой кофте» (1911–1914) до «непонятного массам» (конец 1920-х). «Человек в облаках», «будетлянский силач и Новый Ной», «не для денег родившийся», «человек большого РОСТА», «людогусь», «щен», «вырабатывающий счастье» - эти образы получают материальное воплощение благодаря уникальным экспонатам, текстам самого поэта. Отношение к личности и поэзии Маяковского на протяжении ХХ в. было не просто разным - контрастным. Универсальный талант Маяковского - поэта, художника, публициста, дизайнера, драматурга - показан во всём многообразии. В состав выставки включено около 300 уникальных предметов, которые раскрывают его личность и талант в новых ракурсах. Большую часть экспонатов составляют изобразительные материалы: «Окна РОСТА», афиши выступлений, эскизы костюмов и декораций к «Мистерии-буфф», которые впервые будут показаны в полном объёме. Рукописи, фотографии и портреты, книги, личные вещи представят поэта как уникальное явление авангардной культуры ХХ в., актуальное в современном мире.
Особого внимания заслуживают золотые кольца-печатки В.Маяковского и Л.Брик и записные книжки поэта, в которых рядом с его рисунками, адресами и телефонами друзей содержатся неотредактированные тексты стихов, записи рифм. В свои 13- Маяковский не устарел: его по-прежнему читают, слушают, поют, увлекаясь мощной энергией, драйвом, которые есть в его поэзии. О чем поэта можно было бы спросить сегодня, кем представить? У посетителей выставки будет такая возможность, и диалог с Маяковским на выставке 2-х музеев, устроенной в его честь, состоится. https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/opening_soon/17695/
ЭКСКУРСИЯ ПО ЭКСПОЗИЦИИ «ДНЕВНИК МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ...» 20 июля, 19:00 «Тишина - это великая вещь, дар богов и рай - это есть тишина. А между тем дверь у меня всего одна (равно, как и комната) и выходит эта дверь непосредственно в коридор...», - писал М.Булгаков в «Трактате о жилище».
![](/_fr/42/2007741.png) Булгаковский зал в пространстве писательской коммуналки на Зубовском, 15 отсылает к квартире писателя в Нащокинском пер., где он жил вместе со своей женой Е.Булгаковой - прототипом Маргариты из «закатного романа» мастера и, впоследствии, хранительницей его архива. Экскурсия по экспозиции «Дневник Мастера и Маргариты. Михаил и Елена Булгаковы» покажет, как на страницах романа трансформировались реальные отношения этих людей. Их диалог станет смыслообразующим центром рассказа. Проследив долгий путь «Мастера и Маргариты» от первых набросков до публикации в «Москве» и дальнейшего сценического воплощения, посетители не только погрузятся в более чем десятилетний период работы Булгакова над текстом, но и смогут оценить вклад Елены Сергеевны в дело издания романа. Фокусируясь на романе, экскурсия, тем не менее, ставит целью нарисовать многогранный образ М.Булгакова: драматурга, фельетониста и серьезного прозаика. А главное - автора с непростой судьбой. Ведущая: Анастасия Баркова https://goslitmuz.ru/poster/17667/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 20 Сен 2023, 17:00 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7031
Статус: Offline
| К 225-летию А.С. Пушкина Выставка "НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ" 23 сентября - 18 февраля 2024
Выставка приурочена к трем юбилейным датам: 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина, 220-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева и 200-летию со дня рождения И. С. Аксакова. Встреча 3-х классиков в едином экспозиционном пространстве дает возможность по-новому взглянуть на их творческое наследие и факты биографии. Творческие и жизненные пути Пушкина, Тютчева и Аксакова не раз пересекались. Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 г., после публикации цикла стихов в пушкинском «Современнике». В 1837 г. Федор Иванович напишет стихотворение на смерть Пушкина, заканчивающееся фразой «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!».
![](/_fr/42/7314854.png) Спустя 43 года этими строками Аксаков начнет свою речь на открытии памятника Пушкина на Тверском бульваре. Иван Сергеевич - муж А.Ф. Тютчевой, дочери Федора Ивановича, и, кроме того, первый его биограф. Смысловая структура экспозиции опирается на значимые для ХIХ в. и для каждого из писателей категории: национальная история, народность, вера. Славянская тема - объединяющая для героев выставки. Время Пушкина - это пробуждение интереса к южнославянским этнокультурным традициям. Тютчев и Аксаков не только пишут стихи, посвященные славянскому освободительному движению, но и принимают непосредственное участие в полит. событиях.
Еще одна тематическая линия, «поэзия и служба», на примерах Пушкина, Тютчева, Аксакова позволяет увидеть три разные жизненные траектории. Пушкин всю жизнь отстаивает самостоятельность и независимость профессии литератора. Тютчев жестко разделяет сферы службы и поэзии, в первой - делает карьеру, а во второй - становится великим поэтом, не относясь при этом к поэзии как профессиональному труду. «Стихотворец и чиновник» Аксаков пытается совмещать поэзию и службу, но все-таки выбирает литературу: уходит в отставку и становится издателем. Завершающий выставку раздел «Диалог поэтических миров» иллюстрирует перекличку 3-х поэтов в рамках разнообразных поэтических тем: «времена года», «море», «любовь», «бессонница», «безумие», «будущее».
![](/_fr/42/2266144.png) Визитная туфля Н.Н. Пушкиной. Печатка А.С. Пушкина
На выставке представлены подлинные живописные и графические портреты, фотографии, рукописи, письма, личные вещи писателей. https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/opening_soon/18186/
![](/_fr/42/8495241.jpg) Выставка рассказывает о том, как развивались традиции книжного дела, а также о роли издателей в жизни писателей. История о традиции книжного дела проходит пунктиром. Акцент сделан на таких именах, связанных с развитием печатного дела, как Новиков, Смирдин, Сытин. "Если бы у Достоевского не появился издатель в лице Некрасова, то никто об этом юном гении не узнал. Одним словом, литература – это писатель, издатель, книгопродавец, типограф, только тогда получается то, что мы называем литературой", – отметил директор музея Дм.Бак.
В XVI в. книгами, в основном рукописными, торговали рядом с Красной пл. в иконном, бумажном, овощном рядах. Вот книжные лавочки на Спасском мосту на автолитографии А.Васнецова. У него же на Никольской ул. Печатный двор. Основанный в 1553-м, он стал центром книжной торговли. А это "Апостол" И.Федорова 1564 г. – первая датированная русская книга. Считается, что именно с нее началась история российского книгопечатания. Широта распространения книги – это её тираж. Если в пушкинское время он составлял 120, 240 или 360 экз., то во 2-й половине XIX в. возможности книгоиздателей резко увеличились, появились книготорговые каталоги. В начале XX в. имя И.Сытина знала вся страна. У человека, который миллионными тиражами издавал популярные книги и сам их продавал, была обширнейшая сеть распространителей. Афиши и плакаты: агитационные, рекламные, так или иначе связанные с книгой. Их выпускали различные ведомства и издательства. Например, детские книжки ГИЗа. Это издательство, в котором были объединены несколько крупных издательств, в том числе и те, которые занимались изданием детской литературы. В это время (а это 29-й год), популярны книги Жидкова, "Республика ШКИД", Белых и Пантелеева, Олейникова, Маршака – все то, что читают дети до сих пор.
Отдельный зал посвящен книжному магазину №100, больше известному как "Москва". Его знает и любит не одно поколение москвичей. Открытый 5 ноября 1958-го на ул. Горького, в этом году он празднует свой 65-й день рождения. Последние 30 лет им руководит М.Каменева. На эту должность она пришла в 91-м, когда магазину нужно было непросто выжить, но и сохранить традиции. И сегодня он остается точкой притяжения для книголюбов и одним из важных центров книжной торговли столицы. Выставка работает до 18 февраля 2024. Марина Трофимова https://smotrim.ru/article/3643628
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 19 Май 2024, 09:25 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7031
Статус: Offline
| Выставка «АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ: ПРООБРАЗ МУЗЕЯ»
![](/_fr/42/3510839.jpg) 21 мая откроется масштабный выставочный проект посвящен знаменитому русскому артисту, поэту, певцу, композитору и мемуаристу. Творчество Вертинского придало особое звучание культуре России ХХ столетия, созданный им образ «грустного Пьеро» стал одним из наиболее значимых символов Серебряного века.
Выставка отличается широтой и разнообразием тем. Она затронет значимые моменты жизни Вертинского: начало пути, первые сценические образы, участие в Первой мировой войне, первые гастроли и первые роли в немом кино; годы эмиграции, странствий и турне по Европе и Америке; жизнь в Китае и возвращение в СССР. В центре внимания - история семьи и творческой династии, жизни и работы на родине. Проект, созданный в сотрудничестве с Анастасией Вертинской, основан на материалах обширной коллекции А.Н. Вертинского в собрании ГМИРЛИ им. В.И. Даля. Коллекция включает около двух тысяч музейных предметов, большинство из которых переданы в музей семьей артиста. Среди них - рукописи, фотографии, пластинки и нотные издания, а также живописные и скульптурные произведения, мебель, личные вещи.
Сердце выставки - реконструкция кабинета Вертинского в его последней квартире на ул. Горького (Тверская), 12, стр. 2. Бόльшую часть мебели Вертинский выбрал сам - он обожал красивые вещи. Звучащий голос артиста и кадры из кинофильмов с участием Вертинского-актера перенесут посетителя в атмосферу прошлого. Будут представлены уникальные звукозаписи дореволюционных лет, периода эмиграции и времени возвращения в СССР.
Название выставки является заявкой на уже внесенное в перспективные планы музея создание постоянной экспозиции А.Н. Вертинского, которая разместится в Музее Серебряного века. Это уникальное пространство, представляющее все лит. течения и направления эпохи конца XIX - 1-й трети XX в., множество имен поэтов, писателей, художников-живописцев и графиков, издателей, публицистов, философов. Новая экспозиция привнесет в музей музыку и голос Вертинского, что позволит отчетливее подчеркнуть синтетическую природу культуры Серебряного века. https://goslitmuz.ru/exhibitions/opening_soon/19583/
|
|
| |