ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 22 Мар 2021, 15:05 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА В центральном здании Гос. музея истории российской литературы им. В.И. Даля на Зубовском бульваре, 15 открывается новый отдел - Музей истории литературы XX в.
Новый музей существенным образом отличается от домов-музеев и музеев-квартир, в течение долгих лет и десятилетий работающих в составе ГМИРЛИ им. В.И. Даля. Все ныне действующие музеи рассказывают о жизни и творчестве одного конкретного писателя (Лермонтов, Достоевский, Чехов) или литературной школы (Серебряный век). Героем музея на Зубовском является вся русская литература прошлого столетия, со всеми ее парадоксами и противоречиями.
Динамичный комплекс музейных экспозиций призван воссоздать достоверную историю русской литературы «советского времени». Со временем в экспозиции будут представлены как свободно издававшиеся авторы (В.Маяковский, А.Луначарский), так и те, на кого обрушились цензурные либо политические репрессии (А.Платонов, М.Булгаков, О.Мандельштам), а также литераторы, оказавшиеся в эмиграции (А.Вертинский, А.Ремизов). Литературно-мемориальный комплекс дополняет экспозиция «Зубовский, 15: дом науки, литературы, искусства», которая рассказывает о судьбах реальных жильцов дома, среди которых известные писатели, художники и мыслители (В. Вересаев, Д.Кардовский, С. Булгаков и др.) Заложенные в концепцию музея мобильность и непрерывное развитие продиктованы поставленной задачей: описать литературу ХХ в. как историю ещё не завершенного, не прожитого, не осмысленного до конца прошлого.
График работы: Пн, вт, пт, сб, вс - 10:30–18:15 Ср, чт - 10:30–20:45 https://www.goslitmuz.ru/projects/172/12583/
Экспозиция «УЛИЦА МАНДЕЛЬШТАМА: ОСИП И НАДЕЖДА» 16 марта 2021 г. открылась 1-ая экспозиция Музея истории литературы XX в., состоящая из 3-х частей: комнаты Осипа Эмильевича, комнаты Надежды Яковлевны и ведущего к ним коридора, оформленного плакатами и афишами 1900–1930-х годов.
В силу известных трагических событий сохранилось очень небольшое количество мемориальных вещей и материалов великого русского поэта. Экспозиция построена на контрасте скудости материального быта и богатства творческих проявлений Осипа и Надежды Мандельштамов, чьи судьбы представлены в неразрывном прижизненном и посмертном единстве. В экспозиции представлены подлинные предметы из собраний ГМИРЛИ им. В.И. Даля, Мандельштамовского общества и частных коллекций, дополненные мультимедийными проектами. Среди них - масштабная обновляемая информационная база сведений о писателях 1-ой половины XX в. и уникальная реконструкция работы Мандельштама над рукописями, демонстрирующая движение творческой мысли поэта. Специально для экспозиции отреставрированы 11 архивных аудиозаписей из собрания ГМИРЛИ им. В. И. Даля: некоторые записи голоса Мандельштама будут обнародованы впервые. Экспозицию сопровождают тематические экскурсии, лекции, книжные презентации и кинопоказы. К ее работе будут приурочены выставки одного экспоната, которые позволят расширить и дополнить ее основные сюжеты и темы. Проект «Улица Мандельштама: Осип и Надежда» реализован при поддержке Российского еврейского конгресса. https://www.goslitmuz.ru/visitor....84
15 октября - 27 марта 2022.
Уникальное собрание музея насчитывает более полумиллиона реликвий, представляющих несколько столетий истории российской литературы, книжности и культуры чтения. Создание и пополнение фондовых коллекций - ключ к описанию и пониманию логики развития флагманского лит/ музея России, - именно эта мысль легла в основу концепции юбилейной выставки ГМИРЛИ им/ В.И. Даля.
В 1920-е годы было положено начало формированию самых первых персональных собраний музея, посвященных А.П. Чехову и Ф.М. Достоевскому; в начале 1930-х большой вклад в развитие концепции музея внес видный гос. деятель и ученый В.Д. Бонч-Бруевич. В выставочной экспозиции отражены драматичные события истории музея, относящиеся к концу 1930-х - 1940-м годам. Наиболее обширные разделы выставки посвящены последним периодам жизни музея: эпохе создания сети мемориальных домов-музеев (1960–1990-е годы) и времени возвращения к синтетической концепции главного лит. музея страны, разработанной В.Бонч-Бруевичем (2000-2010-е годы).
Выставка знакомит с самыми яркими предметами из наиболее значимых и интересных музейных коллекций. Рукописи Гоголя, Тургенева, Островского, Блока, Есенина; прижизненные издания классиков отечественной словесности; легендарный перстень Д. Веневитинова, кольца В.Маяковского и Л.Брик, браслеты М.Цветаевой и др. личные вещи известных литераторов; рисунки К. Батюшкова и М.Ю. Лермонтова, один из первых вариантов «Чёрного квадрата» К.Малевича, работы Н.Альтмана, Б. Кустодиева, С.Судейкина, А.Тышлера - вот лишь малая часть того, что ожидает посетителей выставки.В последнем зале показаны новые, никогда прежде не экспонировавшиеся поступления в музейную коллекцию. https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/current/13798/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 09 Окт 2022, 16:50 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| К 100-летнему юбилею музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»
Название выставки отсылает к фразе из письма тяжело больного писателя, который мысленно прощается со своим родовым гнездом. Спасское сконцентрировало в себе самое дорогое и сокровенное для писателя, сыграло важную роль в становлении его личности и в творческой судьбе. Здесь Тургенев переживал романтические увлечения, тосковал по П.Виардо, возможно, поэтому усадьба стала основным местом действия многих тургеневских произведений. Здесь написаны романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». В родовом имении писателя перебывал почти весь цвет русской литературы, его друзья и знакомые: Л.Толстой, К. Леонтьев, М.Щепкин, А.Фет, И.Аксаков, П.Киреевский, Д.Григорович, С.Боткин, А.Дружинин.
Выставка знакомит как с историей усадьбы, так и с историей музея-заповедника. Особое внимание уделяется судьбе тургеневского наследия и коллекции его мемориальных вещей. Экспозиция состоит из 3-х разделов, пролога и эпилога. Пролог посвящён истории усадьбы, 1- раздел - истории рода, 2-й расскажет о жизни усадьбы при Тургеневе, 3-й - о гибели и возрождении усадьбы. В эпилоге речь пойдёт о работе музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» в наши дни. В числе экспонатов - первые издания тургеневских произведений, фамильные портреты и фотографии Тургеневых и их усадьбы, личные вещи писателя, иллюстрации к его произведениям, письма, живописные этюды. Экспозицию дополняют аудиоинсталляции из фрагментов воспоминаний, писем, лит. произведений. Мультимедийная часть выставки представляет 100-летнюю историю музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»..
Участники выставки: Музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» Орловский объединенный лит. музей И С. Тургенева Дом-музей И.С. Тургенева, филиал Госу. музея А. С. Пушкина https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/opening_soon/15903/
К 130-летию со дня рождения Выставка «О РАЗНЫХ МАЯКОВСКИХ» 20 июля - 14 января 2024
Юбилейный выставочный проект создан музеем истории российской литературы им. В.И. Даля в творческом содружестве с музеем В. Маяковского и объединил 2 ценнейшие коллекции, связанные с жизнью и творчеством В.Маяковского, легендарной фигуры в русской литературе XX в. Название выставки отсылает к одноимённой статье «О разных Маяковских» 1915 г., где поэт провоцирует читателя, называя себя нахалом, циником, извозчиком, рекламистом. Создатели выставки задались целью уйти от штампов и анахронизмов, представить современное многогранное видение жизни и творчества русского поэта и художника. Личность В.Маяковского, его жизненные и эстетические принципы не допускают узкого взгляда, диктуют необходимость учитывать всю полноту фактов и контекстов, которые в советское время зачастую оставались за кадром.
Выставка предлагает взглянуть на его личность сквозь призму образов, характерных для его лит. и изобразительных произведений. Пространство выставки организуют 9 образов-тем, развернутых в хронологической последовательности - от «нахала в жёлтой кофте» (1911–1914) до «непонятного массам» (конец 1920-х). «Человек в облаках», «будетлянский силач и Новый Ной», «не для денег родившийся», «человек большого РОСТА», «людогусь», «щен», «вырабатывающий счастье» - эти образы получают материальное воплощение благодаря уникальным экспонатам, текстам самого поэта. Отношение к личности и поэзии Маяковского на протяжении ХХ в. было не просто разным - контрастным. Универсальный талант Маяковского - поэта, художника, публициста, дизайнера, драматурга - показан во всём многообразии. В состав выставки включено около 300 уникальных предметов, которые раскрывают его личность и талант в новых ракурсах. Большую часть экспонатов составляют изобразительные материалы: «Окна РОСТА», афиши выступлений, эскизы костюмов и декораций к «Мистерии-буфф», которые впервые будут показаны в полном объёме. Рукописи, фотографии и портреты, книги, личные вещи представят поэта как уникальное явление авангардной культуры ХХ в., актуальное в современном мире.
Особого внимания заслуживают золотые кольца-печатки В.Маяковского и Л.Брик и записные книжки поэта, в которых рядом с его рисунками, адресами и телефонами друзей содержатся неотредактированные тексты стихов, записи рифм. В свои 13- Маяковский не устарел: его по-прежнему читают, слушают, поют, увлекаясь мощной энергией, драйвом, которые есть в его поэзии. О чем поэта можно было бы спросить сегодня, кем представить? У посетителей выставки будет такая возможность, и диалог с Маяковским на выставке 2-х музеев, устроенной в его честь, состоится. https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/opening_soon/17695/
ЭКСКУРСИЯ ПО ЭКСПОЗИЦИИ «ДНЕВНИК МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ...» 20 июля, 19:00 «Тишина - это великая вещь, дар богов и рай - это есть тишина. А между тем дверь у меня всего одна (равно, как и комната) и выходит эта дверь непосредственно в коридор...», - писал М.Булгаков в «Трактате о жилище».
Булгаковский зал в пространстве писательской коммуналки на Зубовском, 15 отсылает к квартире писателя в Нащокинском пер., где он жил вместе со своей женой Е.Булгаковой - прототипом Маргариты из «закатного романа» мастера и, впоследствии, хранительницей его архива. Экскурсия по экспозиции «Дневник Мастера и Маргариты. Михаил и Елена Булгаковы» покажет, как на страницах романа трансформировались реальные отношения этих людей. Их диалог станет смыслообразующим центром рассказа. Проследив долгий путь «Мастера и Маргариты» от первых набросков до публикации в «Москве» и дальнейшего сценического воплощения, посетители не только погрузятся в более чем десятилетний период работы Булгакова над текстом, но и смогут оценить вклад Елены Сергеевны в дело издания романа. Фокусируясь на романе, экскурсия, тем не менее, ставит целью нарисовать многогранный образ М.Булгакова: драматурга, фельетониста и серьезного прозаика. А главное - автора с непростой судьбой. Ведущая: Анастасия Баркова https://goslitmuz.ru/poster/17667/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 20 Сен 2023, 17:00 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| К 225-летию А.С. Пушкина Выставка "НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ" 23 сентября - 18 февраля 2024
Выставка приурочена к трем юбилейным датам: 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина, 220-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева и 200-летию со дня рождения И. С. Аксакова. Встреча 3-х классиков в едином экспозиционном пространстве дает возможность по-новому взглянуть на их творческое наследие и факты биографии. Творческие и жизненные пути Пушкина, Тютчева и Аксакова не раз пересекались. Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 г., после публикации цикла стихов в пушкинском «Современнике». В 1837 г. Федор Иванович напишет стихотворение на смерть Пушкина, заканчивающееся фразой «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!».
Спустя 43 года этими строками Аксаков начнет свою речь на открытии памятника Пушкина на Тверском бульваре. Иван Сергеевич - муж А.Ф. Тютчевой, дочери Федора Ивановича, и, кроме того, первый его биограф. Смысловая структура экспозиции опирается на значимые для ХIХ в. и для каждого из писателей категории: национальная история, народность, вера. Славянская тема - объединяющая для героев выставки. Время Пушкина - это пробуждение интереса к южнославянским этнокультурным традициям. Тютчев и Аксаков не только пишут стихи, посвященные славянскому освободительному движению, но и принимают непосредственное участие в полит. событиях.
Еще одна тематическая линия, «поэзия и служба», на примерах Пушкина, Тютчева, Аксакова позволяет увидеть три разные жизненные траектории. Пушкин всю жизнь отстаивает самостоятельность и независимость профессии литератора. Тютчев жестко разделяет сферы службы и поэзии, в первой - делает карьеру, а во второй - становится великим поэтом, не относясь при этом к поэзии как профессиональному труду. «Стихотворец и чиновник» Аксаков пытается совмещать поэзию и службу, но все-таки выбирает литературу: уходит в отставку и становится издателем. Завершающий выставку раздел «Диалог поэтических миров» иллюстрирует перекличку 3-х поэтов в рамках разнообразных поэтических тем: «времена года», «море», «любовь», «бессонница», «безумие», «будущее».
Визитная туфля Н.Н. Пушкиной. Печатка А.С. Пушкина
На выставке представлены подлинные живописные и графические портреты, фотографии, рукописи, письма, личные вещи писателей. https://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/opening_soon/18186/
Выставка рассказывает о том, как развивались традиции книжного дела, а также о роли издателей в жизни писателей. История о традиции книжного дела проходит пунктиром. Акцент сделан на таких именах, связанных с развитием печатного дела, как Новиков, Смирдин, Сытин. "Если бы у Достоевского не появился издатель в лице Некрасова, то никто об этом юном гении не узнал. Одним словом, литература – это писатель, издатель, книгопродавец, типограф, только тогда получается то, что мы называем литературой", – отметил директор музея Дм.Бак.
В XVI в. книгами, в основном рукописными, торговали рядом с Красной пл. в иконном, бумажном, овощном рядах. Вот книжные лавочки на Спасском мосту на автолитографии А.Васнецова. У него же на Никольской ул. Печатный двор. Основанный в 1553-м, он стал центром книжной торговли. А это "Апостол" И.Федорова 1564 г. – первая датированная русская книга. Считается, что именно с нее началась история российского книгопечатания. Широта распространения книги – это её тираж. Если в пушкинское время он составлял 120, 240 или 360 экз., то во 2-й половине XIX в. возможности книгоиздателей резко увеличились, появились книготорговые каталоги. В начале XX в. имя И.Сытина знала вся страна. У человека, который миллионными тиражами издавал популярные книги и сам их продавал, была обширнейшая сеть распространителей. Афиши и плакаты: агитационные, рекламные, так или иначе связанные с книгой. Их выпускали различные ведомства и издательства. Например, детские книжки ГИЗа. Это издательство, в котором были объединены несколько крупных издательств, в том числе и те, которые занимались изданием детской литературы. В это время (а это 29-й год), популярны книги Жидкова, "Республика ШКИД", Белых и Пантелеева, Олейникова, Маршака – все то, что читают дети до сих пор.
Отдельный зал посвящен книжному магазину №100, больше известному как "Москва". Его знает и любит не одно поколение москвичей. Открытый 5 ноября 1958-го на ул. Горького, в этом году он празднует свой 65-й день рождения. Последние 30 лет им руководит М.Каменева. На эту должность она пришла в 91-м, когда магазину нужно было непросто выжить, но и сохранить традиции. И сегодня он остается точкой притяжения для книголюбов и одним из важных центров книжной торговли столицы. Выставка работает до 18 февраля 2024. Марина Трофимова https://smotrim.ru/article/3643628
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 19 Май 2024, 09:25 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| Выставка «АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ: ПРООБРАЗ МУЗЕЯ»
21 мая откроется масштабный выставочный проект посвящен знаменитому русскому артисту, поэту, певцу, композитору и мемуаристу. Творчество Вертинского придало особое звучание культуре России ХХ столетия, созданный им образ «грустного Пьеро» стал одним из наиболее значимых символов Серебряного века.
Выставка отличается широтой и разнообразием тем. Она затронет значимые моменты жизни Вертинского: начало пути, первые сценические образы, участие в Первой мировой войне, первые гастроли и первые роли в немом кино; годы эмиграции, странствий и турне по Европе и Америке; жизнь в Китае и возвращение в СССР. В центре внимания - история семьи и творческой династии, жизни и работы на родине. Проект, созданный в сотрудничестве с Анастасией Вертинской, основан на материалах обширной коллекции А.Н. Вертинского в собрании ГМИРЛИ им. В.И. Даля. Коллекция включает около двух тысяч музейных предметов, большинство из которых переданы в музей семьей артиста. Среди них - рукописи, фотографии, пластинки и нотные издания, а также живописные и скульптурные произведения, мебель, личные вещи.
Сердце выставки - реконструкция кабинета Вертинского в его последней квартире на ул. Горького (Тверская), 12, стр. 2. Бόльшую часть мебели Вертинский выбрал сам - он обожал красивые вещи. Звучащий голос артиста и кадры из кинофильмов с участием Вертинского-актера перенесут посетителя в атмосферу прошлого. Будут представлены уникальные звукозаписи дореволюционных лет, периода эмиграции и времени возвращения в СССР.
Название выставки является заявкой на уже внесенное в перспективные планы музея создание постоянной экспозиции А.Н. Вертинского, которая разместится в Музее Серебряного века. Это уникальное пространство, представляющее все лит. течения и направления эпохи конца XIX - 1-й трети XX в., множество имен поэтов, писателей, художников-живописцев и графиков, издателей, публицистов, философов. Новая экспозиция привнесет в музей музыку и голос Вертинского, что позволит отчетливее подчеркнуть синтетическую природу культуры Серебряного века. https://goslitmuz.ru/exhibitions/opening_soon/19583/
|
|
| |