[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "ГОРКИ ЛЕНИНСКИЕ"
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 25 Июн 2023, 21:11 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7017
Статус: Offline

Музей-заповедник «Горки Ленинские» в Подмосковье носит имя своего последнего обитателя. Однако здесь жили не только вождь мирового пролетариата с супругой, но и на 10 столетий раньше - племена вятичей, их курганы сохранились до сих пор. (спустя несколько веков они повлияли на формирование дворцово-паркового ансамбля) Один из владельцев поместья проложил главную аллею не из центра архитектурного ансамбля (как это было принято), а от северного флигеля. Именно это сохранило курганы нетронутыми.


Курганы вятичей

У этих земель в 12 км. от МКАД долгая история. Поместьем владели итальянский монах Сальватор, российские дворяне и купцы. Первым хозяином тут был И.Спасителев. Итальянский монах Сальватор (в переводе - «спаситель»), получивший у нас имя Ивана Спасителева, прибыл в свите невесты Ивана III. Вскоре он женился на русской девушке, приняв православие. Иван III подарил ему на свадьбу деревню - Вышние Горки. Потомки Спасителева владели ею до XVIII в., а затем усадьба переходила от одних дворянских семей к другим. В разные годы она принадлежала Трубецким, Бекетовым, Дурасовым, Писаревым, Лопухиным.


В 1909 г. усадьбу Горки купила З.Рейнбот (Морозова). Она получила миллионное наследство после смерти второго мужа С.Морозова, которого нашли мертвым в 1905 г. в отеле в Каннах. В номере была записка, в которой он просил никого не винить в его смерти. Но есть версия, что все это дело рук большевиков. Морозов давал им деньги до 1904 г., пока у него был роман с актрисой и революционеркой М. Андреевой. После расставания он прекратил материальную помощь, за что и поплатился. Новая хозяйка решила перестроить усадьбу. Пригласила архитекторов Ф.Шехтеля и Ф.Кольбе. У здания появились зимний сад и большая веранда в модном в то время стиле неоклассицизма, а также колоннада и 6-колонный портик. Двор украсили фонтаном и балюстрадой, в Нижнем парке проложили белокаменные дорожки, возвели рот, плотину и ротонды.


Поместье оборудовали по последнему слову техники. В главном здании были ванные комнаты с горячей и холодной водой, туалет с канализацией, свет и отопление. Заказали европейскую сантехнику. Еще одна особенность — телефонная связь. По одной из версий, Ленин выбрал Горки для отдыха, а затем и постоянного проживания именно из-за телефона и в целом из-за комфорта. Это был по тем временам «умный дом».


Внутреннее убранство не уступает дорогостоящей технической начинке: мебельные гарнитуры из карельской березы, диваны, картины (одна из которых - кисти Левитана), фарфоровая посуда, украшения. В женской ванной сохранился фарфоровый туалетный столик немецкой фирмы Meissen. У нас такой можно увидеть только здесь.

  
Кухня размещалась в соседнем хоз. дворе, блюда приносили по подземному ходу - сейчас он обозначен световыми окнами на поверхности земли. Реконструкция закончилась в 1914 г., а в 1918-ом З.Рейнбот навсегда покинула усадьбу. Она дожила до 1947 г: сначала в коммунальной квартире в Москве, а затем - в селе Ильинское в Подмосковье. МХАТ, меценатом которого был С.Морозов, платил ей небольшую пенсию. Одного их сына расстреляли, другого отправили в ГУЛАГ. Одну дочь к концу жизни признали психически нездоровой, другая эмигрировала вместе с мужем - предположительно, в Бразилию. После национализации в 1918 г. усадьбу Горки переделали в санаторий для высокопоставленных большевиков. Вскоре приехал Ленин. Ему понравилось, и он сюда зачастил. Поначалу глава государства жил и работал в северном флигеле. Там же останавливались посетители, в том числе Дзержинский, Сталин и др. партийные деятели.

 
После инсульта Ленин перебрался в главное здание. Не привыкший к роскоши, он аккуратно относился к дому и парку. Есть легенда, что за спиленное в парке дерево он лично устроил взбучку местным охранникам и смотрителям. В главном доме усадьбы находится то самое плетеное кресло, знакомое по фотографиям вождя.
Прикрепления: 9544478.jpg (46.8 Kb) · 6453149.png (140.9 Kb) · 7636368.png (24.5 Kb) · 8238636.png (126.8 Kb) · 1469063.png (115.8 Kb) · 2445698.png (101.4 Kb) · 4319583.png (162.6 Kb) · 5118506.png (158.9 Kb) · 1982645.png (157.3 Kb) · 4262516.png (55.9 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 26 Июн 2023, 12:24 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7017
Статус: Offline

Из Горок тело Ленина отправили траурным поездом на Павелецкий вокзал. Недалеко от усадьбы установлена скульптура С.Меркулова: 8 чел. несут тело вождя. Скульптура вызвала противоречивые отклики — это единственный памятник, где Ильич изображен почти без одежды. В 1949 г. в усадьбе открылся мемориальный дом-музей Ленина с личными вещами семьи Ульяновых. Дореволюционную обстановку скрыли чехлами и драпировкой. Сейчас же здесь главное - именно старинные интерьеры. На территории музея-заповедника в отдельном здании находится мемориальный кабинет Ленина. Тут представлены мебель и вещи из его квартиры и рабочего кабинета в Кремле.

  
В хоздворе рядом с усадьбой - гараж с автопарком вождя. При всей бытовой скромности Ильич любил быструю езду на дорогих авто. Несколько памятников, бюстов и скульптур Ленина - под открытым небом. Есть и канонические образы - например, с детьми или за работой. Особого внимания заслуживают кинодеревня и киногород. Это декорации, оставшиеся после съемок сериалов. И сейчас посетители делают здесь много интересных кадров. Парк - это луга с разнотравьем, аллеи с вековыми деревьями, пруды, леса, овраги. Предлагают даже конные прогулки. В общем, это место заслуживает посещения. Музей работает с 9:00 до 21:00.
Адрес: Московская обл., Ленинский гор. округ, рабочий посёлок Горки Ленинские, ул. Центральная, 1
Ирина Толстошеева
https://ria.ru/20200717/1574268851.html

Цветочная жизнь дам и барышень Серебряного века



Выставка по­свя­ще­на по­след­ней до­ре­во­лю­цион­ной вла­де­ли­це усадь­бы «Горки» З.Г. Мо­ро­зо­вой (1867–1947) и стар­шей из её до­че­рей – Ма­рии (1890–1934). Проект расскажет о жизни в подмосковной усадьбе, вкусах и привычках её обитательниц и, самое главное, об их любви к растениям – через живопись, предметы одежды, посуду и текстиль.

Ленинские горки до сих пор у многих ассоциируются с семьей Ульяновых. Однако подлинная хозяйка усадьбы в глазах истории, конечно, не Н.К. Крупская, а последняя дореволюционная владелица имения Зинаида Григорьевна, вдова знаменитого купца и мецената С.Морозова, представительница знаковой для русской культуры династии. И, поскольку это лёгкая летняя выставка, развлекательная и праздничная, то музей решил сосредоточиться не на перипетиях биографии Морозовой, а на том, что окружало её, а также её современниц в повседневной жизни.

   
Живые цветы, флоральные орнаменты, изысканные силуэты платьев создают атмосферу ускользающей красоты, последних мгновений нежного цветения материальной культуры перед налетающим холодным вихрем революции. С.Морозов владел мануфактурами, выпускавшими ткани с флористическими мотивами, Зинаида выращивала и продавала натуральные цветы в оранжереях своего поместья, а её дочь Мария обожала их рисовать и лепить.

«Для нашего музея эта выставка – первый большой рассказ о Зинаиде Морозовой – женщине неординарной, талантливой, яркой. Ее судьба так достойна киносценария: первое замужество в раннем возрасте, затем второй счастливый брак – с Саввой Тимофеевичем, «разлучница» Мария Андреева и загадочная смерть Саввы, а после – третий брак, с московским градоначальником А.Рейнботом, с которым она провела техническое преобразование усадьбы Горки, опередившее свое время. И главное, её всю жизнь окружали цветы: в своих оранжереях она создавала прекрасный мир, родственный флореальным темам эпохи модерна. Именно этому увлечению хозяйки усадьбы и посвятили мы нашу выставку», – рассказала директор музея-заповедника «Горки Ленинские» Алиса Бирюкова.

Посетители перенесутся в мир богатой и счастливой семьи одного из самых знаменитых купеческих родов России. Причем каждый раздел развернет собственное действие визуальной цветочной пьесы, посвященное взлету конкретного стиля, что позволит проследить метаморфозы цветочного орнамента в России в 1880–1910-х годах – от строгих «ботанических» иллюстраций и консервативной «английской розы» до завораживающих геометрических спиралей модерна и сказочных цветков абрамцевского «русского» стиля. Выставка расскажет о камерном женском мире последних предреволюционных десятилетий: как дамы и барышни использовали цветы для украшения своего дома и гардероба и как они сами уподоблялись цветам с помощью модных силуэтов и тонких оттенков. Живописи недостаточно, чтобы понять, насколько люди Серебряного века любили цветы, поэтому музей дополнил её предметами мебели, вазами, шалями, веерами и огромным количеством других изящных предметов, среди которых любая посетительница музея захотела бы жить и сегодня.

К открытию выставки на парадном дворе усадьбы будет разбит розарий с историческими сортами любимых цветов хозяйки. Также в рамках проекта состоятся концерты камерной музыки «Летние пьесы» с участием известной скрипачки Е.Ревич. Всего в экспозиции будет представлено 400 экспонатов: произведения живописи и графики М.Врубеля, К.Коровина, Василия и Елены Поленовых, М. Якунчиковой, К.Юона, а также фарфор, ткани, одежда и аксессуары из музейных и частных собраний.
Выставка работает до 22 октября
https://sammlung.ru/?p=62535
Прикрепления: 4769537.png (165.7 Kb) · 5615173.png (105.9 Kb) · 8836266.png (91.3 Kb) · 7239027.png (130.3 Kb) · 8440959.png (73.2 Kb) · 2870485.png (46.0 Kb) · 2357715.png (126.4 Kb) · 9858361.png (75.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 15 Май 2024, 18:27 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 7017
Статус: Offline

Экскурсия-прогулка начинается у северных ворот усадьбы Горки. Посетители узнают об истории усадьбы, первых владельцев, о парке. В мемориальной зоне осмотрят архитектурно-парковый ансамбль и хоз. комплекс в северной части. Присутствие в Горках В.И. Ленина определило судьбу усадьбы - посетители увидят траурную аллею, скульптурную композицию  «Похороны вождя».  Завершается экскурсия у памятника В.И.Ленина Б.Пинчука - рядом с музеем "Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле". 
Выбрать число и купить билеты: https://mgorki.ru/tickets/#/buy/event/377/2024-05-09


Тематическая экскурсия по подземному ходу старинной усадьбы, посвященная истории белого камня, который добывался в каменоломнях  недалеко от усадьбы "Горки"  и из которого выстроена белокаменная Москва и храмы Владимиро-Суздальской Руси. Там же, в конце подземного перехода, посетители увидят кухню, на которой готовили самые разнообразные блюда и подавали к столу в гостиной большого дома.  
Купить билет: https://mgorki.ru/tickets/#/buy/event/120/2024-04-06


В южном флигеле музея-усадьбы полумрак, на высоких черных тумбах в лучах света "оживают" вожди и поэты. Ленин спит, но продолжает о чем-то напряженно думать, а у Крупской будто бы до сих пор пульсирует вена на висках. 


Маски В.И. Ленина и Н.К. Крупской

Выставка не стремится шокировать публику и рассказывает не о смерти - о жизни. О жизни в искусстве С.Меркурова, одного из самых выдающихся скульпторов-монументалистов СССР. .На выставке показывают док. фильм о Меркурове - и его стоит посмотреть, чтобы понять, почему художнику удавалось так долго спорить со смертью - он автор 300 гипсовых слепков. Скульптор называл себя греком, но родился в Армении; учился в Швейцарии, но любоваться картинками Возрождения пешком ходил в Италию; обожал Париж, где одно время жил и увлекался скульптурами Родена, но навсегда решил прописаться в России.


Здесь он оказался востребованным и быстро прославился; когда умер Л.Толстой, именно Меркурова пригласили снять с писателя посмертную маску. И когда умер Ленин, в Горки тоже позвали его. Здесь сказалась их давняя дружба с вождем. Они познакомились в Цюрихе, молодой скульптор был сражен обаянием революционера, все взгляды которого полностью разделял. После революции он не раз просил Ильича попозировать ему - надо же наводнять города большевистской страны памятниками главного большевика, но вождь постоянно отнекивался. В документах сохранился любопытный сюжет на тему "власть и художник". Скульптор как-то заикнулся, что хотел бы возделывать землю, на следующий день Ленин прислал ему список из 75 конфискованных имений под Москвой - выбирай любое. Меркуров отказался под предлогом, что с такими угодьями не справится. Позже Ильич все-таки поможет ему с землей, подпишет ордер на участок в Измайлово - от этой резиденции сегодня осталась только гранитная плита. 

Подробности изготовления посмертной маски Ленина породили массу конспирологических теорий. Сам скульптор описал процесс так: "В комнате я нахожу все, что мне нужно для снятия маски. Подхожу к Владимиру Ильичу, хочу поправить голову - склонить немного набок. Беру ее осторожно с двух сторон: пальцы просовываю за уши, к затылку, чтобы удобнее взять за шею. Шея и затылок еще теплые. Ильич лежит на тюфяке и подушке. Но что же это такое?! Пульсируют сонные артерии! Не может быть! Артерии пульсируют!" 

На самом деле пульсировала не сонная артерия, а пальцы скульптора. Посмертная маска вождя мирового пролетариата, сделанная в Горках скульптором 22 января 1924 г., стала образцом для сотен тысяч памятников, первый из которых установили в Сергиевом Посаде. Ильич у Троицы входит в число лучших работ мастера наряду с памятниками Достоевскому в Москве, Толстому на Пречистенке, Сталину в "Музеоне".

Отдельная глава выставки - маски Маяковского и Есенина. В пантеоне вождей они не смотрятся лишними. Это продолжение все той же темы - власть и художники. На голове Есенина можно заметить вмятину, у него вообще самое скорбное выражение лица. Сохранил гипс и другую историю, антропологическую: голова Маяковского намного крупнее головы Есенина. Но при этом мозг Есенина был на 220 гр. тяжелее, чем у певца мировой революции.

Меркурова не стало в 1952 г., на его могиле на Новодевичьем кладбище установили им же сделанную символическую фигуру "Мысль", она примирила, наконец, художника со смертью и навсегда избавила искусствоведов от разговоров о секретах меркуровского мастерства - в посмертных масках он отражал не последнюю улыбку и не последнюю грусть, он пытался подслушать и зафиксировать последнюю мысль, то, о чем человек успевает подумать перед встречей с бездной.
Максим Васюнов
08.05. 2024. РГ

https://rg.ru/2024/05/08/master-pechalnogo-obraza.html
Прикрепления: 0241200.png (45.0 Kb) · 9287001.jpg (7.7 Kb) · 9188336.jpg (20.1 Kb) · 0928259.jpg (14.4 Kb) · 0587830.jpg (16.5 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: