[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Интервью и публикации » О.ПОГУДИН: "КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДЛЯ МЕНЯ ДРАГОЦЕННО" (11. 2003. журнал "ДЭ")
О.ПОГУДИН: "КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДЛЯ МЕНЯ ДРАГОЦЕННО"
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 06 Апр 2014, 19:49 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6948
Статус: Offline
ОЛЕГ ПОГУДИН: «Классическое наследие для меня драгоценно»

Один из лучших современных теноров Олег Погудин продолжает традиции Сергея Лемешева и Вадима Козина. В родном Санкт-Петербурге он собирает огромные залы любителей романса. Певец часто приезжает в Москву. На его концертах в зале Чайковского и в Политехническом музее, в Театре Эстрады и в ДК «Москвич» свободных мест нет. Успех сопутствовал артисту в концертной программе кинофестиваля «Золотой Витязь» и на Международном фестивале искусств «Славянский базар». В Москве Олег Погудин удостоен звания «Глас Ангельский России» и награды «Ангел Трубящий», а в Санкт-Петербурге Царскосельской художественной премии. Страстный поклонник русских классиков, Олег желанный гость в музеях-заповедниках «Михайловское», «Ясная Поляна», «Хмелита».

В его репертуаре более пятисот романсов и народных песен, а творчество артиста отражено в восьми телефильмах.
Красивый голос певца записан на двух десятках дисков и магнитофонных альбомов, вышедших в России, Швеции и Германии. В последние годы по приглашению русской диаспоры Олег Погудин дает концерты в Латвии, Эстонии, а также в Крыму.

После концерта в Зале Чайковского в Москве состоялась эта беседа.


— Олег, как Вы, выпускник театрального института, обратились к романсу и русской песне?

— Пел я, сколько себя помню, с детских лет. Первый профессиональный опыт приобрёл в детском хоре Ленинградского радио и телевидения. Тогда мы выступали в больших залах часто с программой, включавшей классическую музыку. Еще студентом театрального дал в родном городе, в клубе "Восток" свой первый сольный концерт. В программе преобладали романсы, которые начал петь с юности. Они больше совпадают с моим духовным миром, хотя по образованию я драматический актер и три года работал в БДТ имени Товстоногова.

— В отзывах о концертах можно услышать, что людей прежде всего привлекает Ваша высокая культура исполнения. И сам я не раз убеждался в этом. Мне кажется, люди соскучились по классике, заповедной атмосфере истинного искусства. Создается впечатление, что романс возвышенностью и мечтательностью спасает русскую душу от меркантильности и приземленности нашего времени.

— И это не преувеличение. Романс, как известно, пришёл в Россию из европейских стран. В то время и на Западе еще пели прекрасно, светло, возвышенно. Россия, ее гениальные певцы дали больше глубины, душевности этой музыкальной новелле. Сколько русских гениев в сокровенных поэтических строках и проникновенной музыке старались передать свои чувства! Ныне же, когда из зарубежья к нам чаще всего идёт агрессивная роковая волна, мы спасаемся, отстаиваем себя в романсе. И им же очеловечиваем Европу.

— В последнее десятилетие многие исполнители и артисты ищут применение своим силам и таланту там, где больше платят.

— Я три года жил в Европе, некоторое время в США. Работал в Швеции и Германии, но уже через неделю-другую начинал скучать по дому. Мысль оставить родину не приходила мне даже в самые тяжёлые времена. Ныне зарубежные гастроли бывают не так часто, да и то в ближнем соседстве, в землях, веками входивших в состав России. Выступаю перед соотечественниками, которые сильно ущемлены властями новых государств в первую очередь, в своей национальной культуре. Последние несколько лет часто даю концерты в старинных русских городах российской провинции. Это ближе и дороже душе, поскольку там, где живы традиции, не только всплеск аплодисментов — сама атмосфера в залах возвращает певцу стократ те силы, которые он отдаёт на концертах.

— Меня очень тронуло то, что наряду с популярными и редко исполняемыми романсами Вы поёте и русские народные песни «Как в дали, при долине» и эпически широкую «Липу вековую». Это тоже грани характера?

— Куда уйдёшь от народности, если гены говорят. Хотя сам я питерский, но родители из крестьян. В роду есть украинцы и белорусы, но больше всего русских из лесной Вятской губернии. Да ведь и романс два века назад зародился из народной песни. И за прошедшие столетия в романсе отразились целые пласты народной жизни. В этой лирической новелле и объяснение в любви, и исповедь и любование пейзажем, русским привольем и глубокие патриотические чувства. Вот и народные песни - это зачастую подлинные жемчужины фольклора, причём рождались они в разных сословиях и в них отражены особенности национального характера. Мне духовно близок лирический герой многих романсов, а также эпическая мощь народной песни.

— На концертах я слышал в Вашем исполнении полную горечи и душевного надрыва «Канареечку». Видимо, многих мужчин задевает за живое, судя по реакции зала:

Меня тёща бранит, издевается,
Моё сердце болит, разрывается
.

Вам лично пришлось испытать то, что Вы так искренне и глубоко передаёте в песне?

— Я сказал о близости лирического героя, но не стоит искать прямых аналогий со мной. О личной жизни, любви и вере, в отличие от многих артистов, не рассказываю, считая это глубоко сокровенным. В то же время на концертах и в записях многие слышали, как я исполняю «Вечерний звон» и другие духовные песни, и романсы, в которых отражены наши идеалы и библейские заповеди. Православие - основа национальной культуры. Истинное искусство призвано поддерживать тягу к прекрасному, истине и добру, будить их в человеческих душах.

— Мне нравится, как Вы исполняете «Элегию» на слова Баратынского. Редко можно услышать другую элегию: «Когда душа просилась ты...» Немногие ныне обращаются как Вы к наследию Пушкина и Лермонтова.

— Классическое наследие для меня драгоценно, ведь оно - основа литературы и искусства. Без этого нельзя понять своеобразие культуры Петербурга, которая по стилю и характеру всегда отличалась от культуры Москвы. И в этом многообразие русской культуры.

В Политехническом музее я пел и возвышенный пушкинский романс «Я Вас любил», и печальный «Зимний вечер» и игристый «Заздравный кубок», а также лермонтовские «Ангел» и «Портрет», на слова Фета «На заре ты её не буди», «В одной знакомой улице» Полонского. По реакции зала чувствовал, как слушатели всей душой принимают эти шедевры песенного наследия. А если душа впитала в себя идеально прекрасное, она будет отторгать ущербное и маловыразительное, что, к сожалению, преобладает на современной эстраде.

Меня иногда упрекают, что я исполняю больше грустных и печальных песен и романсов. Ну, во-первых - это одна из национальных черт русского народа, а во-вторых - народ сейчас живёт трудно, и Россия переживает тяжёлые времена. Певец не должен входить в диссонанс с душевным настроением большинства, иначе он просто не будет им понят и принят.

— От грустного легче всего отходить душой на природе. Как Вы отдыхаете после концертов и гастролей?

— В детстве и отрочестве, наверное, как многие мальчишки, любил рыбалку. Недалеко от Питера есть красивые озёра и чистые реки, живописные места. Сейчас не всегда можно выкроить время, но если удаётся, беру у друзей или знакомых удочку. В приморских городах на Балтике и в Крыму я часто выступал перед рыбаками и моряками, нередко меня угощали рыбой, свежей ухой. Не столько то, что организм требует или, как говорят, для памяти полезен фосфор (а мне необходимо держать в уме сотни песен и романсов), сколько то, что в генах, глубоко в душе, в чувствах, как привычный уклад, привычная и одновременно вкусная и полезная пища - рыба редко приедается. Кстати, в поездах и городском транспорте, особенно ближе к выходным, во время отпусков народ часто и чуть ли не в любое время года спешит на реки и озёра с удочками, спиннингами. Увидишь, вспомнишь давнее увлечение, почувствуешь порыв души, но времени, к сожалению, всё меньше для такого мужского отдыха.

— На одном из праздничных концертов в День Победы в зале Чайковского Вы исполняли и популярные, и полузабытые песни военных лет. Вы записали аудиокассету «О моей негасимой любви. Песни Великой войны». Это шаг навстречу значительной части Вашей аудитории или Вы таким образом хотите поднять дух победителей, оказавшихся ныне среди обездоленной части народа?

— Прежде всего - это дань уважения и низкий поклон тем, кто отстоял нашу страну ценой самопожертвования. У меня развито чувство долга. Нет и такой семьи в России, в которой кто-то не воевал бы, не был ранен или не погиб в боях за Отчизну. Много таких и среди моих родных. Долги надо отдавать, в том числе и собственным творчеством. Не только ветераны были растроганы до слёз, когда я исполнял полную неизъяснимой нежности «Тёмную ночь», пронзительную «Враги сожгли родную хату» на слова Исаковского, сурковскую раздумчивую «В землянке» и возвратил из забвения когда-то популярную «Лизавету». Я видел слёзы на глазах слушателей среднего возраста и даже молодёжи. И меня до глубины души тронуло то, как долго аплодировали люди, как просили повторить дорогие для них песни.

— На том концерте на итальянском языке прозвучала одна из известных песен Сопротивления, а среди партизан там было немало и русских, бежавших из фашистких концлагерей. Вы великолепно исполняете песни на французском, английском, украинском, грузинском языках. Это объясняется широтой русской души?

— Объясняю это потребностью освоить какую-то часть мирового музыкального наследия. Я свободно говорю по-английски и по-шведски, на французском и испанском читаю, а итальянским и немецким владею меньше. В какой-то степени это говорит о «всемирной отзывчивости русской души», как писал Достоевский. Много раз выступал перед русскими людьми в Латвии, были концерты в Таллине и Нарве.

Соотечественники не по своей воле оказались оторванными от России, а Нарва - вообще русский город. Я чувствовал, как скучают русские люди по родному искусству. А какой горячий приём, уже в который раз, мне был оказан летом в Севастополе! И не случайно исполняю на концертах «Севастопольский вальс». А «Расцветай под солнцем, Грузия моя» исполняю на русском и на грузинском - как для грузин, сотнями тысяч бежавших в Россию от нынешней нищеты своей родины, так и для русских, которые были вытеснены оттуда ещё раньше и для которых, кстати, эта земля тоже была родной, и не в одном поколении.

— С первых встреч с Вами, Олег, я поражен Вашим широчайшим концертным репертуаром. Вы возвращаете из забвения всё новые песни и романсы. Вероятно, это требует большой работы и между гастролями?

— Конечно, я постоянно в работе. Хочется донести до людей как можно больше из нашей песенной сокровищницы. И я не перестаю удивляться тому, насколько мы богаты! Грех скрывать это богатство, надо возвращать его народу, насколько позволяют силы, а я пока еще молод, мне тридцать с небольшим.

Часто даю концерты в русской глубинке: раз пять выступал в Вологде, много раз в Твери, Калуге, Курске, Орле, Липецке, Туле, Пскове и Карелии. Красота наших просторов и душевная отзывчивость людей не перестают удивлять и радовать, хотя проблем у людей сейчас очень много.

— На концертах я наслаждаюсь не только Вашим красивым голосом и манерой исполнения, но и виртуозной игрой на гитаре, а на последнем концерте мне этого гитарного сопровождения как бы не хватало...

— Спасибо за добрые слова. Действительно, многие годы я не расставался с гитарой. Раньше мне помогал прекрасный гитарист Михаил Радюкевич, в последнее время на концертах в Москве к нему присоединились скрипач Алексей Баев и талантливый баянист Юрий Молотилов. Они не только великолепно аккомпанируют, но и давая мне возможность отдыхать, радуют публику оркестровыми пьесами. Я же сосредоточил все свои силы на вокале - это всё-таки для меня главное, хотя к гитаре я так привык и мне порой самому её остро не хватает.

Старинные романсы «Белой акации гроздья душистые», «Зачем сидишь ты до полночи», «Осенний вальс», «Снился мне сад» Олег Погудин поет проникновенно, мягко, задушевно, а «Спи, мое бедное сердце» и другие произведения из репертуара незабвенного Вадима Козина - просто чарующе. Особенно долго не смолкали аплодисменты после «Последнего танго».

В обеих столицах и многих российских городах всерьез и надолго полюбили по-юношески стройного, симпатичного певца с застенчивой улыбкой. Успехов Вам, Олег!


Валентин Суховский
(Журнальный вариант)
 

Форум » Размышления » Интервью и публикации » О.ПОГУДИН: "КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДЛЯ МЕНЯ ДРАГОЦЕННО" (11. 2003. журнал "ДЭ")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: