[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Интервью и публикации » "ОЧАРОВАНИЕ РОМАНСА" (01.03. 2003. газета "Гудок")
"ОЧАРОВАНИЕ РОМАНСА"
Валентина_КочероваДата: Среда, 12 Ноя 2014, 22:23 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6950
Статус: Offline
Пока Олег на гастролях, перелистаем страницы старых газет...
Это интервью мне знакомо с давних пор, но поскольку на нашем форуме его не оказалось, то вот сейчас и наверстаем недостающее...



Очарование романса



Он из лучших современных теноров. Олег Погудин продолжает традиции Сергея Лемешева и Вадима Козина. В его репертуаре свыше пятисот романсов и народных песен. В Москве и родном Санкт-Петербурге он собирает огромные залы. С успехом прошли концерты певца на кинофестивале «Золотой Витязь» и на Международном фестивале искусств «Славянский базар», гастроли в Швеции и Германии. Недавно Погудин удостоен звания «Глас Ангельский России», награды «Ангел Трубящий» и Царскосельской художественной премии. После недавнего концерта в Зале Чайковского состоялась эта беседа.

– Олег, как вы, выпускник театрального института, обратились к романсу и русской песне?

– Пел я, сколько себя помню, с детских лет. Первый профессиональный опыт приобрел в детском хоре Ленинградского радио и телевидения. Тогда мы выступали в больших залах с очень серьезной музыкой. Студентом театрального выступил с первым сольным концертом.

– В отзывах на ваши концерты можно услышать, что людей привлекает высокая культура исполнения. Мне кажется, романс возвышенностью и мечтательностью спасает русскую душу от меркантильности нашего времени.

– И это не преувеличение. Романс пришел в Россию из европейских стран, гениальные певцы России привнесли глубину, душевность в эту музыкальную новеллу. Сколько русских гениев в сокровенных поэтических строках и проникновенной музыке старались передать свои чувства! И ныне, когда из зарубежья к нам идет агрессивная, роковая волна, мы отстаиваем себя в романсе и им же очаровываем Европу.

– В последнее десятилетие многие исполнители и артисты ищут применение своим силам и таланту там, где больше платят.

– Я три года жил в Европе, потом в США. Одно время работал в Швеции и Германии, но уже через неделю-другую начинал скучать по дому. Мысль оставить Родину не приходила мне даже в самые тяжелые времена. Сейчас зарубежные гастроли не так часты, да и то в основном в ближнем соседстве, перед соотечественниками. Последние несколько лет стараюсь выступать в старых русских городах, в российской провинции. Эти поездки дороги мне.

– Меня очень тронуло то, что наряду с популярными и редко исполняемыми романсами вы поете и русские народные песни «Как в дали, при долине» и эпически широкую «Липу вековую».

– Куда уйдешь от народности, если гены говорят! Хотя сам я питерец, но родители из крестьян. В роду есть украинцы и белорусы, но больше всего русских из лесной Вятской губернии. Да ведь и романс два века назад зародился из народной песни. И за прошедшие столетия в романсе отразились целые пласты народной жизни. В этой лирической новелле и объяснение в любви, и исповедь, любование пейзажем, русским привольем, и глубокие патриотические чувства. А народные песни зачастую подлинные жемчужины фольклора, причем рождались они в разных сословиях, и в них отражены особенности национального характера. Меня вдохновляет эпическая мощь народной песни.

– На нескольких концертах я слышал в вашем исполнении полную горечи и душевного надрыва «Канареечку». Видимо, многих мужчин задевает за живое:

Меня теща бранит, издевается,
Мое сердце болит, разрывается.


Вам лично пришлось испытать то, что вы так искренне и глубоко передаете в песне?

– О личной жизни в отличие от многих артистов не рассказываю, считая это глубоко сокровенным. В то же время на многих концертах и в записях люди слышали, как я исполняю «Вечерний звон» и другие духовные песни и романсы, в которых отражены наши идеалы и библейские заповеди. Православие – основа национальной культуры. Истинное искусство призвано поддерживать тягу к прекрасному, истине и добру, будить их в человеческих душах.

– Мне нравится, как вы исполняете «Элегию» на слова Баратынского, не многие ныне обращаются к наследию классиков.

– Классическое наследие для меня драгоценно, без него не понять своеобразия культуры Петербурга, которая по стилю и характеру отличалась всегда от культуры Москвы. В Политехническом музее я пел возвышенный пушкинский романс «Я вас любил», и печальный «Зимний вечер», и игристый «Заздравный кубок». А также лермонтовские «Ангел» и «Портрет», на слова Фета «На заре ты ее не буди» и Полонского «В одной знакомой улице». По реакции зала чувствовал, как слушатели всей душой принимают эти шедевры песенного наследия. А если душа впитала в себя идеально прекрасное, она будет отторгать ущербное и маловыразительное, что, к сожалению, преобладает на современной эстраде. Меня иногда упрекают, что я исполняю больше грустных и печальных песен и романсов. Ну, во-первых, мы умеем печалиться, а во-вторых, народ сейчас живет трудно и Россия переживает тяжелые времена. Певец не должен быть в диссонансе с душевным настроением народа.

– На концерте в День Победы в зале Чайковского вы исполняли популярные и полузабытые песни военных лет. Знаю, у вас записана аудиокассета «О моей негасимой любви». Песни Великой войны»...

– Прежде всего это низкий поклон тем, кто отстоял нашу страну, нет такой семьи в России, где бы кто-то не воевал, не был ранен или не погиб в боях за Отчизну. Много таких и среди моих родных. Долги надо отдавать, в том числе и творчеством. Не только ветераны были растроганы до слез, когда я исполнял полную неизъяснимой нежности «Темную ночь», пронзительную «Враги сожгли родную хату» на слова Исаковского, песню «В землянке» и возвратил из забвения когда-то популярную «Лизавету». Я видел слезы на глазах людей среднего поколения и даже молодежи. И меня до глубины души тронуло то, как долго аплодировали слушатели, как просили повторить дорогие для них песни.

– На этом концерте звучала на итальянском одна из известных песен Сопротивления, а среди партизан там было немало и русских. Великолепно исполняете вы песни на французском, украинском, грузинском языках.

– У меня есть потребность освоить какую-то часть музыкального наследия. Я свободно говорю по-английски и по-шведски, на французском и испанском читаю, а итальянским и немецким владею меньше. В какой-то степени это говорит о «всемирной отзывчивости русской души», как писал Достоевский. Много раз выступал перед русскими людьми в Латвии, были концерты в Таллине и Нарве. Соотечественники не по своей воле оказались оторванными от России, а Нарва – вообще русский город. Я чувствовал, как скучают русские по своему искусству.

А какой горячий прием уже в который раз мне был оказан летом в Севастополе! И не случайно исполняю на концертах «Севастопольский вальс». А «Расцветай под солнцем, Грузия моя» исполнял на русском и грузинском как для грузин, сотнями тысяч бежавших в Россию от нынешней нищеты своей родины, так и для русских, которые были вытеснены оттуда еще раньше и для которых, кстати, эта земля тоже была родной, и не в одном поколении.

– Поражает ваш широчайший репертуар: на каждом концерте возвращаете из забвения все новые песни и романсы.

– Хочется донести до людей как можно больше из нашей песенной сокровищницы, и я не перестаю удивляться тому, насколько мы богаты. Грех скрывать это богатство, надо возвращать его народу, насколько позволяют силы, а я пока молод, мне тридцать с небольшим. Часто даю концерты в русской глубинке: раз пять выступал в Вологде, много раз в Твери, Калуге, Курске, Орле, Липецке, Туле, Пскове и Карелии. Красота наших просторов и душевная отзывчивость людей не перестают удивлять, хотя проблем у людей сейчас очень много.

– Олег, вы виртуозно играете на гитаре, а на последнем концерте так недоставало вашего гитарного сопровождения...

– Спасибо за добрые слова, я действительно многие годы не расставался с гитарой. Раньше мне помогал прекрасный гитарист Михаил Радюкевич, на последних концертах в Москве к нему присоединились скрипач Алексей Баев и талантливый баянист Юрий Молотилов. Они не только великолепно аккомпанируют, но и, давая мне возможность отдыхать, радуют публику оркестровыми пьесами. Я же сосредоточил все силы на вокале, все-таки для меня это главное, хотя к гитаре я привык и мне самому порой ее не хватает.

Валентин СУХОВСКИЙ

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=766990

P.S.: Валентин Суховский - автор 15 книг и полусотни песен, Лауреат литературных премий имени Фадеева, Некрасова, Кедрина, "Традиция".

Член Союза писателей России, Член-корреспондент Академии поэзии и Академии Российской словестности. Много лет был членом бюро поэтов и правления Московской писательской организации. Окончил Литературный институт, в молодости работал в вологодских газетах: в Сямже, Кириллове, Великом Устюге, в Вологодском бюро пропоганды художественной литературы, в таком же по Коми республике и Архангельской области.

http://www.stihi.ru/avtor/89670837599
Прикрепления: 6769457.gif (5.2 Kb) · 4333267.jpg (11.0 Kb)
 

Форум » Размышления » Интервью и публикации » "ОЧАРОВАНИЕ РОМАНСА" (01.03. 2003. газета "Гудок")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: