[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
О.ПОГУДИН: «Я ГОТОВ ОТВЕЧАТЬ ТОЛЬКО НА СЕРЬЕЗНЫЕ ВОПРОСЫ…»
Валентина_КочероваДата: Вторник, 24 Мар 2015, 21:16 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline


ОЛЕГ ПОГУДИН: «Я готов отвечать только на серьезные вопросы…»

Олег Евгеньевич Погудин. Родился в 1968 году в Ленинграде. Выдающийся российский музыкант. Исполнитель романсов и духовной музыки. Заслуженный артист России. Преподаватель Санкт-Петербургской Академии театральных искусств.

Интервью с Олегом Погудиным, как это часто бывает в журналистской практике, случилось достаточно неожиданно. В программе его визита в наш город оно никак не было запланировано – трудная дорога, жесткий рабочий график и так далее. В кабинете директора Тамбовского областного драматического театра Петра Куликова звезда появилась «тютелька в тютельку» - буквально за пару минут до начала предконцертной разминки-репетиции. Куликов делал мне за спиной Погудина «страшные глаза» и выразительные жесты – чего, мол, замешкался? Другого такого шанса в обозримом будущем уже не представится! Ну же!

Я шагнул вперед, поздоровался и попросил Погудина уделить всего несколько минуток для тамбовской прессы. Мельком взглянув на часы, мэтр вежливо и грустно улыбнулся: «Вообще-то уже репетиция. Ну, если всего несколько минут. Мы же вроде не планировали?»

Директор театра, мастерски сотворив на лице выражение полной невинности и непонимания ситуации, моментально сориентировался и предложил Погудину чашку кофе, изящно прервав его нерешительные колебания вопросом: «Вам, наверное, покрепче?».
(Какой же все-таки хитрый и классный мужик этот наш Куликов – интервью затянулось минут на сорок!)

- Да. Большое Вам спасибо! Так о чем Вы хотели меня спросить? Тема и название моего сегодняшнего концерта очень серьезная и особенная – «Молитва». Я готов отвечать только на серьезные вопросы.

- Я постараюсь. Олег Евгеньевич, как Вы считаете, настоящий талант - это бесценный подарок свыше или одновременно еще и тяжелый жизненный крест?

- Настоящий талант - это всегда дар Божий! Какой бы величины он ни был: большой, не самый большой, может быть, даже и не талант, а просто выдающиеся творческие способности – это всегда только от Бога. Вспомните известную истину, замечательно определяющую все наше существование: талант не дарится просто так, ни за что. И чем он больше и значительнее, тем большую цену за него придется, в конечном счете, заплатить.

Самому же исполнителю, а я ведь не автор, я именно исполнитель, нужно о своем таланте быть меньшего мнения, относиться к нему спокойнее, быть скромнее. Талант – это большая ответственность и даже некая такая обязанность. Для меня лично талант - это не совсем даже крест, а напротив, может, особая помощь на жизненном пути.

Но, подчеркиваю, это касается лично меня. У разных людей - разный духовный жизненный путь. Каждый из нас идет своей дорогой и платит за свой талант только свою личную цену, порой весьма трагическую. У меня, слава Богу, вопрос цены за талант не стоит так страшно.

Апостолы говорили, что дары-то различны. Так и в нашем случае. Муки творчества конкретного художника – очень разные. Кто-то полностью и «собственноручно» создает то, чего раньше в искусстве и не было, а кто-то «оживляет» то, что уже было кем-то раньше создано. Я своим творчеством «оживляю» то, что уже ранее существовало. И в моем случае есть определенные, порой очень существенные ограничения – певец в жизни не свободен! Он обязан соблюдать четкие и совершенно необходимые правила буквально каждый день. В дни выступлений эти правила ужесточаются. Условно – это, возможно, позволительно будет отнести к понятию «крест», или, вернее сказать, страх за то, будешь ли ты в нужной форме в час, когда тебе предстоит работать. Это характерно для любого исполнителя, музыканта, актера, танцора. Нужно всегда соответствовать тому, чего от тебя ждет зритель. Это, конечно, во многом определяет наш быт и, естественно, зачастую его осложняет.

Но человек, который по-настоящему трудится, а не трудиться просто нельзя – в праздном состоянии можно легко впасть и в уныние, и в духовные, душевные проблемы, и в другие грехи, - должен работать в полную силу, с полной отдачей, все время усложняя свою творческую задачу.
Для артиста, давайте вспомним, что хотя у роз есть и шипы – та самая плата за талант, счастье проживания на сцене какой-то особо духовной, красивой жизни, счастье единения и взаимопонимания с залом, счастье творчества - это и есть то, ради чего он и существует.

- В последние годы такой жанр, как романс, не становится ли постепенно жанром несколько особо «элитарным», неким искусством для «избранных», хорошо подготовленных слушателей?

- Нет, в целом не становится. Давайте сразу определимся, что жанры с названием «романс» бывают очень разными. Есть романсы классические: Чайковского, Рахманинова, Мусоргского – это действительно элитарный жанр. Наверное, даже, более элитарный, чем, например, опера. В опере все-таки существует и театральный момент действия, присутствуют декорации, режиссерские замыслы и находки, которые можно отдельно оценить. А вот с камерной музыкой все значительно труднее. Там должна быть очень серьезная концентрация мысли, чувства и профессии исполнителя. Этот жанр музыки требует определенного культурного уровня слушателя.

Что касается романса «городского», того, который чаще всего я сам исполняю, то он как раз жанр и счастливый, и несчастный одновременно. Счастливый потому, что он доступен абсолютно. Слова в нем, даже если это тексты великих авторов: Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Гете, Байрона, Верлена, - как правило, лирические тексты о любви, которые человеку в принципе очень понятны. И когда о любви говорят красиво, то любому нормальному, душевно здоровому человеку это близко, понятно и приятно, что самое главное. Ты таким жанром уже сразу располагаешь к себе слушателя.
Дальше есть еще определенные обязанности артиста. Романс городской, бытовой, к сожалению, это жанр, который довольно легко профанировать, который в силу некоторой не особенной изощренности музыки не требует ни очень мощной профессиональной подготовки, ни очень требовательного внимания от публики. Этот жанр часто сам по себе очень «прост». Такая музыка очень чувственна, она проходит в сердце моментально. И если исполнитель не ставит сам себе каких-то серьезных цензов, границ устремлений, то подобная музыка довольно легко может стать просто развлекательной или даже разбудить в человеке какие-то негативные, порой низменные чувства.
В этом смысле романс – жанр и благодатный, и опасный. Тут очень многое зависит от конкретного исполнителя.

Возвращаясь к вопросу «элитарности» жанра, подчеркиваю, что ни городской, ни бытовой романсы никогда и не были к этому призваны. В каком-то смысле они, может быть, порой и становятся отчасти элитарными, поскольку все равно требуют определенной чистоты души, чистоты сердца, чистоты чувств, но…

Сегодня даже в «высокой» музыке, если, к примеру, говорить о той же опере, о симфонической музыке, определенно существует проблема «скатывания» ее в область коммерции, развлечений. Это реальная, невыдуманная проблема! А уж романса это касается в первую очередь.
Но вот совсем недавно я выступал в Москве на большом сборном концерте, и там были совершенно разные исполнители, в том числе и те, которые пели так называемую «попсу». И эти самые исполнители иногда переходили на советские, светлые и лирические песни. Так вот что удивительно – насколько публика оживала и оживлялась, когда звучали эти песни с очень простыми мелодиями, но с хорошими, добрыми, лирическими словами! Вот это было наблюдать одновременно и грустно, и удивительно, и… радостно!

Настоящая красота и духовность, даже если они обличены в простую, доступную, в чем-то даже незатейливую форму - это всегда настоящая ценность. Именно поэтому, я думаю, и городской бытовой романс не умрет никогда в России, просто в силу того, что слова и музыка в нем такие душевные и искренние.
Спасибо Вам огромное за понимание. Я уже, кажется, опоздал просто катастрофически! Пора бежать. Извините!

- Спасибо Вам!

Мое «спасибо» Олег Погудин, уверен, уже не услышал, фантастически мгновенно «испарившись» из кабинета. Интересно, за что он напоследок извинился? Не за то ли, что отнял у меня так много драгоценного времени?

Петр Куликов устало и чуть надменно возлежал в своем кресле с видом человека, которому раз плюнуть, дабы организовать хоть трехчасовое интервью с самим Папой Римским. Уверен – у него этот трюк с легкостью получился бы. Спасибо и Вам, Петр Иванович! Искреннее. От всех наших читателей.

* * *
О самом концерте... нет! Вернее сказать, о вокальной исповеди Олега Погудина написать что-либо «вразумительно-значимое» очень сложно. Слишком сильные и ослепительно откровенные эмоции переполняли весь зрительный зал. Погудин исполнял в основном философски-глубокие духовные произведения, спел песню Булата Окуджавы, несколько известных романсов. Много пел без оркестра только под одну гитару, много доверительно и просто общался с публикой.

Необыкновенно чистый и светлый магнетизм его личности просто завораживал зал. Когда Мастер изредка делал паузы, чтобы чуть подстроить инструмент, зрители просто замирали, как манекены, опасаясь невольным движением или шорохом нарушить тишину, необходимую в эти секунды музыканту. Зато какой шквал аплодисментов обрушивался на сцену после исполнения очередного шедевра Погудина! Рукоплескали стоя. Некоторые украдкой от соседей смахивали набежавшие слезы.

* * *
Все, даже самые чудесные сказки когда-нибудь да заканчиваются. Закончилась и эта.
Остается в самых последних строчках статьи честно признаться вам, уважаемые читатели, в своем страшном грехе – лично я совсем не принадлежу к ярым поклонникам классического романса. Так уж вышло – не повезло, и все тут! Но сам Олег Погудин, его личность, его отношение к окружающему миру и нам, простым грешным слушателям его невероятных, божественных произведений, просто по-человечески покорили меня. Как и большинство присутствовавших на этом чудесном вечере, я выходил из здания нашего драматического театра с полным ощущением того, что побывал не на простом концерте замечательного талантливого исполнителя, а на настоящей праздничной службе в храме. Да простит меня Господь за такое сравнение.

Альберт Зверев

http://www.tmbtk.ru/culture/5898/
Прикрепления: 4730234.png (13.5 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: