Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 13 Апр 2017, 22:07 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| Александр Федорович Артемьев
МУЗЫКАНТ, СООРУДИВШИЙ ИЗ ДУШИ МОЕЙ КОСТЕР...
Об Олеге Погудине
Сколько помню себя, еще со школьных лет всегда что-нибудь напевал, дома слушал пластинки с песнями Гелены Великановой, Майи Кристалинской, Сергея Лемешева, Татьяны Дорониной, Клавдии Шульженко. Старался подражать и петь голосами этих исполнителей, а, самое главное, легко запоминал тексты – они как-то сами собой вспоминались при пении. Когда чуть подрос, уже стал слушать певцов советской эстрады по телевизору: Пугачеву, Леонтьева, Ротару, Лещенко, Пьеху, Кобзона, Магомаева. Старался копировать и их исполнение, петь как они, но почему-то не получалось, тексты песен не запоминались, мелодию слышал, но воспроизвести ее почему-то не мог. Тогда я по-детски думал, что эти исполнители для меня очень сложные, поскольку талантливые и профессиональные и вряд ли я на своем уровне дорасту до их исполнительского мастерства.
А в старших классах заинтересовался песенным творчеством Булата Окуджавы, Анны Герман, Людмилы Сенчиной и, самое интересное, что их песни пел легко, на одном дыхании, не только запоминал мелодию, но и слова как «от зубов отскакивали». Тогда тоже думал, что у меня получается петь как они, поскольку эти исполнители были в вокальном плане несколько проще.
Прозрение пришло ко мне довольно поздно, уже в зрелые годы. Постсоветскую российскую эстраду с ее многочисленным многоголосьем, а, большей частью безголосьем новомодных исполнителей - (перечислять можно десятки певцов), не считая бесчисленных групп и ВИА вообще не воспринимал и даже не слушал. Казалось, выключи микрофон, отключи все звуковое сопровождение, шумовые эффекты, свет и исполнителя не услышишь вообще. Душа требовала чего-другого, высокого, красивого, но российская эстрада этого не давала. Лучшие образцы западной попсовой культуры исполняли и копировали «звезды» российского шоу-бизнеса, воспитывая у слушателя безвкусицу, пошлость и только одно желание – подергаться под эту примитивную музыку в пьяном угаре свадеб или застолий.
Об украинской эстраде вообще молчу и говорить ничего не буду, а российский канал «Культура» мой TV не ловил, поэтому ничего не знал, что же происходит в культурной жизни России.
Но Господь все-таки услышал и мою мольбу, и мольбу всех крымчан - вернулись мы на свою историческую Родину – в Россию! Стали восстанавливаться утраченные родственные связи. Первым моим путешествием стала поездка в ноябре 2016 года в Москву (пригласили родственники). Поездка была замечательной, новые впечатления, новые знакомства, русская природа, русская зима, Красная площадь, Храм Христа Спасителя, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГИМ – всего не опишешь.
И надо же было так случиться, что в Москве у меня произошло заочное знакомство с Олегом Погудиным. Обычно я подолгу засиживался в читальном зале Российской государственной библиотеки, работая над справочно-библиографическим аппаратом будущей авторской книги. В тот день опять засиделся, как обычно толком не обедал, поэтому торопился к родственникам на ужин. Вышел из библиотеки и по привычке направился к станции метро, но зачем-то на полпути развернулся и направился в обратную сторону, спустился в подземный переход, там великолепно играл на контрабасе музыкант, невольно заслушался, даже голод прошел, поэтому решил пройтись по Александровскому саду.
Проходя мимо касс Государственного Кремлевского дворца, обратил внимание на электронное табло, на котором, сменяя друг друга, высвечивались театральные афиши с именами эстрадных исполнителей, концерты которых должны пройти в ГКД. Когда появилась афиша с именем Олега Погудина, невольно взгляд остановился на фотографии артиста в фраке с бабочкой, и я спросил себя: «А почему мне это имя совершенно не знакомо?». И сам себе ответил: «Видимо это какой-то оперный певец, поэтому я его и не знаю», хотя некоторое сомнение и было: «А почему тогда он выступает на сцене ГКД?», а, скажем, не в опере, но имя я запомнил.
Когда я приехал в свою родную Керчь, решил прочитать информацию об этом исполнителе в Интернете и каково же было мое удивление, когда я узнал, что Олег Погудин поет романсы и лирические песни – тот жанр, который мне так знаком, любим и приятен. И я стал слушать в аудио и видеозаписях его песни, концерты, интервью, читать статьи о его творчестве.
Я был просто необычайно очарован красотой его изумительного, уникального голоса. Ничего подобного я раньше ни на советской, ни на постсоветской эстраде не слышал. Для меня это было такое событие, которое в буквальном смысле перевернуло всю мою жизнь и, надо признаться, даже несколько нарушило мои творческие планы.
С тех пор прошло уже несколько месяцев, а я по-прежнему открываю для себя Олега Погудина, и вместе с ним путешествую в Интернете с его концертами и песнями. Для меня в одночасье рухнула вся привычная моему взору и слуху российская эстрада со всеми ее исполнителями. Я перестал слушать даже своих любимых исполнителей: Гвердцители и Дятлова, я слушаю теперь, а, самое главное, слышу только Олега Погудина. Я просто в нем растворился и даже как-то потерялся – это такая огромная и глубокая Вселенная, это такой большой и одухотворенный Мир, это такая мощная позитивная Энергетика, это такой уникальный и поразительный Божественный Голос.
Уже который месяц я разучиваю репертуар своего Кумира, слушаю и вместе с ним пою романсы и лирические песни. И только сейчас я понял, почему в детстве, а потом и в юности песни одних исполнителей я мог петь, а других, как ни старался, не получалось. Почему пел Окуджаву, Герман, Сенчину, Шульженко, а Пугачеву, Ротару, Леонтьева не получалось и песни их не запоминались. А все потому, что первые проникали в душу, в сердце, поэтому пел я их песни не голосом, а душой. А вторые – в душу и сердце не проникали, никаких струн внутри души не затрагивали, поэтому голосом вроде бы выходило, а вот душа моя совсем не пела, потому что не мои песни они пели, не мой жанр – романса и лирической песни.
В 1990-2000 годы я вообще ничего не пел, на песню не тянуло, читал только стихи, открывая для себя новых талантливых молодых поэтов. Одним из моих открытий стал юный поэт керчанин Александр Григорьев. Как-то по долгу службы довелось присутствовать на литературном мероприятии, где свои стихи читали учащиеся городских школ. Но я их не слушал, думал о своем, но вот свои юношеские стихи стал читать Саша и просто прошибла слеза, так поэтически, так зрело по-мастерски, так глубоко философски и в тоже время музыкально. Как будто Сергей Есенин в свои 16 лет зашел в аудиторию и покорил слушателей своей очаровательной поэзией. А когда я подошел к нему по окончании вечера спросить, как это у него в таком юном возрасте получается, я чуть не утонул в его глубоких как океан синих глазах – взгляд у мальчика был просто божественный, такой чистый, открытый. А через три месяца состоялась презентация первого поэтического сборника Александра Григорьева. Он подарил мне один экземпляр с удивительно трогательной надписью, которая мне очень дорога: «Федору Федоровичу, без которого не было бы этой книжки». А я был всего лишь издателем этого авторского сборника стихов, а как глубоко сказано – «Без которого не было бы…». Тогда я понял, в чем состоит человеческое счастье – оставаться самим собой и быть нужным людям.
А музыка всегда оставалась в моей душе,ее струны просто дремали и их некому было разбудить. И вот в моей жизни появился Музыкант, который своим искренним, неповторимым пением разбудил мой дремлющий голос, затронул струны моей души. Музыкант, соорудивший из души моей костер, который разгорается с каждым разом все сильнее и сильнее и, видимо, не потухнет уже никогда.
Я безумно благодарен, что Судьба подарила мне такое, пусть даже заочное знакомство, с Олегом Погудиным – тонким, очаровательным, одухотворенным исполнителем Романса и лирической Песни, чье проникновенное и искреннее певческое творчество лечит истосковавшуюся по высокому искусству и музыкальной гармонии Душу.
Как представлю себе, что мог, выйдя из библиотеки, пойти привычной дорогой до метро, сесть в поезд и уехать… И не было бы того подземного перехода, где повстречался контрабасист, не прошел бы мимо касс ГКД с электронной афишей и анонсом концертов, не задержал бы взгляд на периодически меняющиеся афиши концертных исполнителей, не увидел бы плакат с Олегом Погудиным. После этого я понял окончательно – Господь есть и божье провидение тоже и именно оно направило меня и заставило идти в ту сторону.
Жалею только об одном, что встретил родственную Душу лишь на пятом десятке лет, хотя искал всю жизнь. Думал, что уже в земной жизни и не встречу такого умного, тонкого, чувственного, обаятельного Лирика, который своим творчеством заполнит те пустоты, что появились в результате длительного, в четверть века отчуждения от русской культуры. Ведь проживал я до недавнего времени, пока Крым не вернулся в Россию, в чужой моему сердцу и душе стране, где вся история и культура преподносится в ужасном уродливом националистическом духе. Не знаю, почему Бог лишил украинский народ разума, раз он даже не сопротивляется преступной нацистской власти.
Свято верю в высокое духовное предназначение России и Русский народ как носителя уникальной духовной Православной культуры. И в этом контексте та миссия, которую выполняет Олег Погудин по популяризации исконно русского песенного жанра – жанра русского классического романса – является исторической! В наше бездуховное время, когда российскому народу (не люблю этот официальный космополитический термин, мне более привычно как историку сказать - Русскому народу) средства массовой информации навязывают враждебную его духовной природе массовую попсовую культуру, музыкальное творчество Олега Погудина противодействует деградации и распаду Русской национальной культуры, оно несет Свет и Духовность, а его высокое Искусство очищает затерянные русские души от скверны и ржавчины, которой они успели покрыться.
Уверен, что, как и мне до недавнего времени, имя Олега Погудина большинству керчан не известно (могу судить об этом по собственным опросам), но в России это имя хорошо известно (с 2004 года – Заслуженный артист России, с 2015 года – Народный артист России). На его концерты билетов не достать, залы всегда полны, и публика приходит особая, питерская, интеллигентная.
Слушателей разных возрастов привлекает в этом изящном исполнителе в первую очередь то, что он несет людям высокое искусство, то, о чем так истосковалась душа современного человека – красоту, душевность, искренность. Талантливый музыкант открывает в их душах что-то такое, что не востребовано в обыденной жизни. Публика разных музыкальных пристрастий на его концертах просто получает эстетическое удовольствие, потому что Олег Евгеньевич очень профессионально и красиво поет (давно уже признан «серебряным голосом» России), хорошо держится, танцует, вальсирует, импровизирует. Каждая его песня – это моно-спектакль. Олег – большой артист, даже если он исполняет песню на иностранном языке, по мимике лица, выражению лучезарных глаз, изящным движениям рук, походке на сцене зритель улавливает ее содержание.
Олег элегантен и доброжелателен. При внешней мягкости, даже незащищенности Олег очень тверд в своих убеждениях и необыкновенно серьезно относится к своему творчеству. Разговаривать с Олегом, по рассказам слушателей, легко и приятно, он открыт и честен. Самое главное – в нем чувствуется внутренняя сила, внутренняя направленность, и в этом еще один секрет любви к нему слушателей: ему есть что сказать людям, есть, о чем спеть. Господь подарил нам редкого человека, которому часто бывало и бесконечно одиноко, и мучительно больно, как любому мыслящему человеку, которого многое мучит и жжет. Но ясно понимая, что прожить свою единственную жизнь он должен на нашей грешной многострадальной земле, он создал свой, личный мир, созвучный его внутренним душевным и духовным устремлениям… И он дарит нам его, открывает двери и впускает всех нас.
Олег Погудин стал настоящей русской сценической звездой, принципиально лишенной звездно-богемных признаков, характерных для нынешней доктрины «успеха», овладевшей нетвердыми умами многих обитателей и нашей страны, и западного мира.
Носитель яркой самобытной русской культуры, деятель и сподвижник русского музыкального искусства, Олег Евгеньевич Погудин, несомненно, войдет в историю русской национальной культуры как исполнитель русского классического и современного городского романса, его имя обязательно появится во всех учебниках по истории русской музыкальной культуры.
Песенное творчество Олега Погудина – национальное достояние России, а он - хранитель ее самобытной национальной музыкальной культуры. Творчество Олега Погудина надо изучать, это глубокий духовный Русский мир, это мощный пласт Русской культуры, это наше прошлое, настоящее и будущее, это та духовная культура, которую мы передадим нашим наследникам. И начинать эту работу нужно уже сейчас с учебных заведений, знакомя учащихся с его песенным творчеством на уроках не только музыки и эстетики, но и истории и литературы.
Александр Федорович Артемьев (Федор Федорович Савчук). Родился 18 апреля 1962 года в г. Керчи. Историк-краевед.
Вечерняя Керчь. 2017. 9 марта. № 10.
http://proza.ru/2017/04/11/853
|
|
| |