Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 12 Июл 2017, 22:00 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7096
Статус: Offline
| ОЛЕГ ПОГУДИН. ОТ ИМЕНИ ЛЮБВИ.
В концертном зале у Финляндского вокзала состоялось выступление Олега Погудина. По счастливой случайности, отправившись 6 июля на программу «Любовь останется», зрители попали на «Русский романс». Но ни одного вздоха разочарования, ведь петербуржцы уже были наслышаны от москвичей про прошедший 4 июля «Русский романс» на подмостках Дома музыки. Поэтому данную замену сочли редкой удачей. И хотя большинство зрителей принадлежало к «старой гвардии» поклонников, знающих наизусть репертуар певца, все равно возможность вновь послушать знакомые романсы в исполнении одного из лучших теноров современности пришлась всем по душе.
Романс — жанр филигранный, требующий искусного мастерства и осторожности. Это ведь не просто песня о любви, но повествование об очень личном и важном, происходящем в человеке вопреки драматичным жизненным обстоятельствам. Нежность вопреки боли и ужасам той непростой эпохи, что породила романс. Душевная стойкость наперекор повседневным переменам, что подчас корежат душу и судьбу. Вы скажете — простых времен не бывает. И наше нынешнее, как наждак, но эпоха расцвета русского романса — это период исторического разлома, а потому петь романс правдиво может лишь человек, чувствующий ту эпоху, понимающий, что романсы, это не просто песни о душевных привязанностях — взаимных и невзаимных, счастливых и не очень — но, более всего, драматические истории о человеческих характерах. Показать их в песне может лишь очень хороший артист, причем не ремесленник, владеющий отработанными приемами проживания, а эмпатик, впускающий песенный материал в себя.
Еще романс требует терпеливого труда — душевного и физического. Ведь очень часто необходимо проследить историю рождения песни, биографические перипетии судьбы самого автора, его написавшего. Довольно часто возникает ситуация, когда на одну и ту же мелодию существует несколько текстовых вариантов, и Артисту необходимо уточнить, какой ближе всего к оригиналу, точнее выражает основную мысль и насколько созвучен ему самому. Это почти исследовательская работа.
В Олеге Погудине удачно сошлись все компоненты, необходимые для правдивого существования в романсе: классическое гуманитарное образование, широкий кругозор, понимание причинно-следственных связей, как между культурно-историческими событиями, так и в поведении людей, трудолюбие, умение определять доминанту песни, облекать ее в визуально точное выразительное решение (его пластика на всем протяжении исполнения песни очень точна, ничего лишнего или чужеродного). Собственное совпадение с эмоциональной и ментальной атмосферой эпохи романса, а именно, Серебряного века, что тоже немаловажно. И, наконец, природный тембр голоса, чистый тенор, наиболее импонирующий романсу. Так все сошлось в одном человеке. Когда подобное происходит, возникает гармония настолько неоспоримая, что сила ее воздействия кажется волшебством.
В отношении Олега Погудина неприменимо понятие имидж, наличие искусственно-придуманной модели поведения. Он не заботится о конвертируемости собственного образа, напротив… Те, кто ходят на его концерты давно, знают — его трудно заподозрить в лукавстве.
Как профессионал, он понимает, малейшая фальшь мгновенно вызовет отторжение зала. Его драматическое образование помогает телу совладать с эмоциями, создавая выразительный и достоверный образ лирического героя. Лирического героя, уж, коли мы говорим о романсе, эпохи Серебряного века, — утонченного, чувствующего и чувствительного, уязвимого, благородного, но вместе с тем отважного, готового на любой акт рыцарства ради прекрасной «незнакомки». Возникшее чувство ведет его то над пропастью прошлого, то в тенистые сады, где воздух пропитан запахом осенних хризантем, то на поле битвы, где даже смерть физическая не способна разрушить любовную очарованность любимой женщиной.
Романс — художественное выражение той эпохи, в которой сквозь нежные драпировки, французские кружева и «высокий штиль» проступает невиданная по силе, почти детская оголенность чувств, укрощаемая лишь принятыми в ту пору морально-нравственными ритуалами. И это тоже созвучно самому Олегу Евгеньевичу — вера в любовь безграничную, не знающую сословных ограничений. Он выходит на сцену, словно путешественник во времени, — русский дворянин, одетый по моде той поры в вечерне-парадный костюм — черный фрак, кипельно-белая рубашка, бабочка, — предельно собранный, подтянутый, с красиво уложенными русыми волосами. Серьезный молодой человек, в которого невозможно не влюбиться. У него благородные манеры, четкая артикуляция, финальные слова песни проговариваются ясно — буква к букве. Внешне он сдержанный, но огонь в глазах и балетная пластика рук выдают искреннюю силу чувств. Голос — глаза — руки, вот его основные инструменты, помогающие выстроить драматургию песни. О чем бы Погудин ни пел, он погружается в тело песни полностью — в ее сюжет, вроде непритязательный, но столь пронзительный, что захватывает сразу. И невозможно остаться равнодушным. Слова вступают в эмоциональную реакцию с музыкой, а сценический фон, будто специально, имитирующий звездное небо, порождает идею о любви, как о движущей силе Вселенной. Так и стоит Артист — в центре — простой человеческой истории, эпохи, нами утраченной, — в классическом черно-белом костюме, подчеркивающем одновременно и простоту, и сложность нашего бытия, в котором черное и белое, добро и зло уже много столетий сливаются в воинствующих объятьях.
Олег Погудин в свой программе «Русский романс» говорит не об общих понятиях, а о живых людях, живших честно, иногда стремительно, со всей полнотой чувств, на которые способна русская душа. Война, политика и любовь — больше у них ничего не было, — вот три кита, на которых держалась социально-личная жизнь этих людей. Не было интернета, соцсетей, различных приманок и соблазнов, да и путешествовали они не столь часто и обширно, сколь мы можем себе это позволить сегодня, хотя бы по той причине, что карта мира в те времена была, мягко говоря, несколько иной.
Самым главным «китом» для этих людей была любовь. Но чтобы понимать любовь и жить в ней, надо иметь богатый душевный фундамент. Как невозможно понять ход мировой истории, не взяв в руки труды греческих мыслителей, так и любовь требует умственного и чувственного наполнения. Для большинства современных певцов, работающих в жанре романса, романс — всего лишь вязь сентиментальных слов, положенных на соответствующую музыку. Для Олега Погудина — это собрание редких ценностей, сокровищница человеческих душ.
Есть в романсе еще один немаловажный нюанс. Говоря о социальных «китах» XIX века, мы на первое место поставили войну. Да, увы, войн в то время хватало, но, как известно, именно в обстоятельствах тяжелых испытаний чувства обостряются, приобретая смысл почти спасительный, очищающий, а подчас и охранительный. И мы тоже живем в военную пору, вернее сказать, в период внутренних и внешних конфликтов — с мировыми державами, своим историческим прошлым, с самими собой и общественной средой. Но каждый раз, во время своих выступлений, Олег Погудин дает понять, что любой конфликт для человека православного должно попытаться разрешить мирным путем. Сегодня, когда противостояние «личность — общество» как никогда актуально, Артист говорит нам, что для того, чтобы выиграть войну, иногда достаточно таланта, хорошего образования, профессиональной честности. Сам он, выходя на сцену, выигрывает битвы одну за другой — каждая его концертная программа, будь-то «Русский романс», «Надежды маленький оркестрик», «La serenata”, “Любовь останется», «Звезда любви» или «Вертинский» — это, своего рода, противостояние современной примитивности, бездарности, равнодушию, необразованности. Вкрапляя в тело концерта небольшие монологи, Олег Евгеньевич дает в них понять зрителю, что сочувствие, любовь и умение быть живым — непроходные вещи, они необходимы для всей русской культуры в целом, и для каждого из нас в отдельности.
Вот и получается, что романс в его исполнении не просто песня, но честная борьба с обстоятельствами, противостояние несправедливости, умение делать это с достоинством и должным упорством.
Наглядный пример из жизни. Через день после концерта в Петербурге Олег Евгеньевич был заявлен как ведущий артист на благотворительном фестивале в подмосковном Царь-Граде, что в Пущино.
Идея благородная — в декорациях живописных пейзажей на импровизированную сцену должны были выйти яркие представители классической оперной и не только оперной сцены.
Предполагалось, что это будет настоящий праздник. Но погода внесла свои коррективы, — с утра зарядил нудный дождь, и не грибной, скорый, вызывающий радугу на небосводе, но унылый, упорный, не желающий сдавать позиции. Намокли зрительские лавочки, тент над сценой блестел и прогибался под мощными струями воды. Не помогала артистам и температура воздуха +12, менее всего напоминавшая «знойное лето», о котором опрометчиво написали организаторы в рекламном буклете фестиваля. Погудин вышел в концертном костюме, как всегда, безупречный и строгий. В качестве согревающего элемента одежды — лишь элегантный длинный шарф, которым он изредка, при особо яростных порывах ветра, прикрывал грудь.
Вежливо поздоровался с присутствующими. Запел, и показалось — выглянуло солнце, постепенно зрители забыли, что надо кутаться в дождевики, сутулость плеч распрямилась. Зябкость фигур сменилась распахнутыми улыбками и щедрыми аплодисментами в финале каждой песни. Он исполнил 12 лучших образцов классического романса — «Троечка», «На заре ты ее не буди», «Ночь светла», «Только раз бывают в жизни встречи», «Утро туманное», «Звезды на небе», «Не пробуждай», «Ночные цветы», «Кончилось счастье», «Караван», «Эх, друг гитара», «Гори, гори, моя звезда».
На одной из песен микрофон в руках певца начал издавать угрожающие звуки, говорящие о возможном замыкании в его электрической системе. У Погудина на лице не дрогнул ни один мускул. Допел спокойно, с чувством собственного достоинства, встретил улыбкой зрителей, подбежавших к высокому краю сцены и закинувших на нее цветы — дотянуться, чтобы отдать их в руки певца, не было возможности.
А дождь то стихал, то бушевал с прежней силой, но со стороны Артиста так и не возникло никаких сетований по этому поводу, как и желания сократить программу, а то и вовсе ее отменить. Одним словом, романс по плечу людям сильным.
Но есть еще кое-что, о чем нужно сказать. Несмотря на фантастический размах возможностей для самопознания и самореализации, мы утрачиваем изначальную подлинность, национальную и духовную. Раньше она прививалась через русскую литературу, сегодня мало кто способен одолеть произведения Достоевского, Гоголя, Толстого, Пушкина. Главный завет произведений этих авторов — умение и стремление любить. Ну, уж, коли мы отказываемся читать, так можем хотя бы слушать… Вот тут опять на помощь приходит романс — лаконичная заповедь любви. И Олег Погудин через романс говорит от ее имени, имея на то полное моральное и профессиональное право. /Фото Дарья Мутлова. Раиль Кадыров/
Кристина Французова-Януш Фото Раиля Кадырова
http://дворцы-сады-парки.рф/oleg-pogudin-ot-imeni-lyubvi
|
|
| |