[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ОЛЕГ ПОГУДИН. ДВА ГОЛОСА ЗВУЧАЛИ КАК ОДИН...
Валентина_КочероваДата: Среда, 27 Июн 2018, 22:20 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
ОЛЕГ ПОГУДИН. ДВА ГОЛОСА ЗВУЧАЛИ КАК ОДИН...



"... Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны…» (И.С. Тургенев. «Певцы» из цикла «Записки охотника»)

Это описание выступления Якова Турка из рассказа Ивана Тургенева "Певцы" напомнило те ощущения, что возникают, когда слышишь Олега Погудина. Особенно радостно осознавать, что времена, в которые жил классик русской литературы, не канули в лету, голос Тургенева звучит поныне, - со страниц его произведений, и не только. В его родовой усадьбе в Спасском-Лутовинове ежегодно проводится Всероссийский праздник "Дворянских гнезд заветные аллеи". Нынешний год не станет исключением. 30 июня в рамках этого события состоится концерт Олега Погудина.

Дружба Олега Евгеньевича с хранителями тургеневской усадьбы – давняя, длится уже более десяти лет. Ему приходилось здесь выступать и в полном составе - со своим оркестром, и камерно – только вместе с гитаристом Михаилом Радюкевичем. В любую погоду – в бурю, под шум дождя и при щедром солнце, но всегда неизменной оставалась атмосфера этого удивительного места, «дворянское гнездо» рода Тургеневых всегда встречало артиста с любовью. Именно здесь вспоминается самое ценное, то, что с годами концентрируется в своеобразные «духовные копи», что побуждает умного и честного человека осознавать свою неразрывную, прекрасную связь с родиной – и совершенно очевидно, что связь эта происходит через язык.

Язык Тургенева – очень русский, фольклорный, мятежный и ласковый одновременно, в нем чувствуется сопротивление тогдашней беде России – крепостному праву, и в то же время – неисчерпаемая любовь к своему отечеству, природе милого сердцу края, незлобивость, миролюбие. Именно в Спасском-Лутовинове понимаешь, как схожи художественные голоса Ивана Сергеевича Тургенева и Олега Евгеньевича Погудина – литературно-поэтический и вокальный. Роднит их та целебная живость чувств, что поднимается «со дна встревоженного сердца» их обоих. Оба они и духом крепки, по-мужски основательны, как творцы, и в то же время, есть в них молитвенное смирение перед высшей волей, - особого рода мудрость, которая приходит от глубокого познания основ жизни.

Еще Тургенева и Погудина роднит редко встречающееся сегодня бережное отношение к слову, почти священное, схожее лишь с тем, как благодарные дети, уже повзрослев и многое осознав, относятся с почтением к своим родителям. Ведь именно через слово рождалось и формировалось то особое, национальное отношение к жизни, именуемое мировоззрением. Именно богатое русское слово заключает в себе весь многовековой национальный исторический пласт русского сознания; именно через слово мы выражаем душевный трепет, "девятый вал" чувств, смирение, неуклонное стремление к прекрасному идеалу в любви и творчестве. Отчаяние и любовь владеют нами через слово, нежность к родовым корням и сопричастность вековому мощному родному духу, в котором и гнев русского мужика, и милостивое сибаритство барина, и воодушевляющее богатство души человека образованного, крепко вписанного во всемирную картину культурного логоса.

В один из своих приездов в усадьбу Олег Евгеньевич, сказал: «Роман «Вешние воды», который я в этом году взял с полки перечитывать, - потому что читал его давно в первый раз, - вот этот роман оживает совершенно понятными картинами, и поражаешься, насколько великий, могучий и свободный русский язык соединяет собой столетия культуры. Понимаешь, что, в общем-то, ты, милостью Божией, такой же, как те герои, о которых ты читаешь, со всеми их благородными порывами, со всеми их сложностями, со всеми их странностями, и со всей их такой настоящей тёплой и до сих пор очень живой русской душой…».

Предполагается, что программу нынешнего концерта Погудина составят романсы, издавна считающиеся классикой, созвучные эпохе Ивана Сергеевича и близкие самому артисту – не только стилистикой, стихотворной гармонией, но и той исконно-русской душевностью, лиризмом, через который себя выражает любовь.

В Тургеневе – гражданине и писателе, человеке тонкого художественного вкуса и энциклопедических знаний, - за годы творчества сформировалась та редкая, полноводная, могучая любовь, с которой и жить трудно и без нее никак – здесь и мучительно-желанное чувство к французской певице Полине Виардо, - «жизнь на краю чужого гнезда»: и всеобъемлющее, непреодолимое единение с тем, что составляло для него образ отчизны – со всеми ее чудностями, пережитками, грубостями и ценностями. Любовь-страдание, любовь-упоение, любовь-постижение истинной сути жизни.

Вслед Тургеневу Олег Погудин - редчайший и яркий пример человека, для которого любовь естественная среда обитания. Любовь, базирующаяся на тех духовных ориентирах, что находили воплощение в сочинениях наших предшественников, но сегодня с трудом подтверждаются на деле. Эта любовь «старинной выделки» - скорее духовная, нежели чувственная, выражающаяся через сострадание к ближнему своему, миролюбие и снисхождение к тревожащейся, беспокойной человеческой сущности. Нет ценнее любви, чем та, что проникает в саму глубину человеческого сердца, а не плавает на поверхности подобно легкому кораблику на безмятежной глади вод. Только при возникновении любви происходит превращение - хаотичные импульсы чувств, противоречащие друг другу, достигают согласия, становясь мирной энергией.

Классическое русское искусство ценно высокой концентрацией любви, облаченной в гармоничные художественные формы. Наиболее всего это чувствуется в романсе. В романсе строгом и чувственном, лиричном и полном драматизма. Очень точно о классике сказал Олег Евгеньевич во время выступления в Спасском-Лутовинове в 2014 году. «Классика абсолютно понятна, классика совершенно не скучна, но она не суетна, она требует – теперь особенно требует - до себя дотягиваться. Если вдруг ты встанешь на цыпочки и попробуешь до этого слова дотянуться, оно не просто обогащает, оно оживляет тебя, и уж, конечно, тургеневский язык в этом смысле - сплошное наслаждение. Помню, кто-то однажды писал о Собинове в западных изданиях - когда жемчуг сыплется на серебряное блюдо. Вот ради этого стоит всегда сюда возвращаться, в первую очередь, а не только ради успеха, не только ради счастья встречи, но ради этого звука жемчуга, падающего на серебряное блюдо, очень русского…».

30 июня, 16.30, Спасское-Лутовиново. Концерт Олега Погудина

Кристина Французова-Януш
Фото: Ольги М.


http://www.proza.ru/2018/06/27/123
Прикрепления: 5126712.jpg (28.5 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: