Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 26 Янв 2019, 20:21 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Online
| ПРЕКРАСНАЯ ЭПОХА ОЛЕГА ПОГУДИНА
В рамках юбилейного концерта-спектакля, который состоялся 22 декабря 2018 года на сцене Государственного кремлевского дворца, Олег Погудин – и это огромная редкость для представлений подобного жанра – говорил со сцены не о себе, но о героях Серебряного века. И гостям своим не позволил произносить панегирики, преподносить подарки, и всячески славословить в его честь. Напротив, предпочел выйти к зрителю с размышлениями о главном парадоксе этого сложного культурно-исторического периода, когда за красивыми художественными образами и душевной утонченностью проступают слезы и сердечные шрамы.
Серебряный век – это время боли и счастья, время безудержной любви, закованной в «испанский сапожок» революции 1917 года. Открытые раны молодого государства, его переломы и сабельные удары гибельным эхом отозвались в стихотворных строчках и мелодиях песен той поры. На бритвенном острие новой эпохи творили Александр Вертинский, Юрий Морфесси, Федор Шаляпин, Леонид Собинов и не только…
Именно стремление посвятить себя любви в контексте искусства стали для Олега Погудина идейной доминантой, давшей ему возможность «говорить сердцем». Он вошел в Серебряный век, как входят в большие воды океана. Его слияние с этим историческим культурным периодом было естественным, никаких противоречий. Искренность вокальных интонаций, сдержанная манера поведения на сцене, такая же манера изъясняться в интервью, словно по написанному им раз и навсегда кодексу чести, который он сам для себя каллиграфическим почерком вывел на гербовой бумаге и с той поры неукоснительно ему следует. Образ сценический вторил образу жизненному, перед нами возникла личность классической огранки: верующий, образованный, воспитанный, тактичный, миролюбивый, всепрощающий, бесспорно талантливый, ответственный.
Смысловая идейность концерта была обусловлена рамками конкретной эпохи, - в «Серебряном веке» их несколько - XIX век (представленный творчеством Ф.Шопена, П.И.Чайковского, Ж.Оффенбаха, И.Байера, И.Кальмана, К.Сен-Санса, Ф.Шуберта, М.Глинки, А.Пушкина), пограничный Серебряный век (отразившийся в судьбах и творчестве почти всех авторов романсов той поры, а также поэтов Н.Гумилева, И.Северянина, И.Анненского, А.Блока, С.Есенина, Г.Адамовича), время советское (песни «Мне нравится», «Любовь и разлука», «Мелодия») и, безусловно, современность, из которой направлен пытливый взгляд Олега Погудина и его друзей в наше незабываемое прошлое.
Каждая из этих эпох обладает своей стилистикой и идеями. Историческая канва времени обуславливает особенности существования в ней характеров, поэтических метафор, музыкальных жанров. Выйти из одной эпохи и войти в другую всегда непросто, а свести все эпохи в одном пространстве под силу лишь самым мудрым и чутким.
Олег Погудин делает немыслимое – за 3,5 часа ему удается породнить противоречивые, подчас противоположные друг другу временные потоки, создать мелодически единое и образно точное художественное произведение, в котором нет грубых монтажных склеек, каждый переход от истории к истории плавно смикширован его артистическими этюдами. Объединив все эти элементы судьбой своего лирического героя, путешествующего по эпохам, Погудин создает повествование о людях, временах и свершениях. Четыре времени переплетаются, четыре бурных метафизических потока, нашедших выражение в образах искусства, становятся единым целым.
На спектакле «Серебряный век» перед зрителями предстает драматургическая панорама замысла. Олег Погудин и его коллеги работают на всех уровнях сцены, - на авансцене, просцениуме, в середине, и в глубинном пространстве, которые фактически отражают далекую старину, приближенное к нам прошлое и день нынешний. Основная линия сюжета дополняется тематически соответствующими иллюстрациями на проекционном экране в центре сцены. Костюмы, декорации, музыкальные инструменты. Тона и полутона, чувства явные и затаенные. Проявления души на языке песенном, поэтическом и балетном. Стихотворные отточия в исполнении артиста Владимира Кошевого – важный связующий элемент спектакля.
Олег Погудин ни на секунду не выпадает из пространственно-временной структуры повествования. Исполнив романс, он не подходит, как обычно на концерте, к авансцене, чтобы взять цветы, но сохраняя эмоциональную погруженность в действие, переходит от мизансцены к мизансцене, сохраняя связь между ними через смысловые паузы, или с помощью «внутреннего монолога» его героя. И именно в контексте данного спектакля раскрывается главная кода артиста, - он единственный из всех современных эстрадных исполнителей поднимает романс до значения драматургического произведения.
Первое отделение, или вернее сказать, акт спектакля более всего посвящен русскому Серебряному веку. Звучат лучшие классические и городские романсы («Гори, гори, моя звезда», «Звезды на небе», «Я помню вальса звук прелестный», «Только раз», «Ночь светла», «Не уходи», «Две розы», «Капризная, упрямая», «Динь-динь, динь»,) в переплетении с поэтическими произведениями Н.Гумилева и А.Блока.
Переходом от Серебряного века к времени советскому становится романс из фильма «Дни Турбиных» - «Белой акации гроздья душистые» в исполнении Зары. С него в концерте-спектакле начинается тема советской романсовой лирики: «Мне нравится» (М.Цветаевой и МТаривердиева), «Любовь и разлука» (Б.Окуджавы и И.Шварца), «Мелодия» (Н.Добронравова и А.Пахмутовой).
Отражением трагической сути Серебряного века становится романс на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая». Эта поэтическая элегия, написанная 29-летним поэтом за год до своей гибели, стала пророческим предчувствием его конца. Но Олег Погудин поет не о финале отдельно взятой человеческой судьбы, в есенинских строках сквозит мотив завершения целой эпохи, и зная судьбу поэта, сегодня мы понимаем, что его гибель и гибель Серебряного века были смертями насильственными. Как и смерть Николая Гумилева, одного из ярчайших литературных корифеев той поры, чьи стихи на всем протяжении концерта-спектакля задавали тон каждой последующей картине.
Но главное, что представляло сложность, и требовало самой большой крови – организация естественного течения сквозного действия, формирование идеи, на которую работали все выразительные элементы и участники спектакля: стихотворные вставки в исполнении Владимира Кошевого, блистательный аккомпанемент и сольные выступления пианиста Олега Вайнштейна, арфиста Александра Болдачева.
Декорации, напоминавшие собой роскошный лайнер с двумя палубами – верхней и нижней, как два уровня сценического пространства – «поднебесье» и «земля». В «поднебесье» расположились музыканты ансамбля Погудина, откуда на нижний уровень вели две боковые лестницы, внизу сияли белый рояль – вотчина Олега Вайнштейна, арфа Александра Болдачева. Позже во втором отделении на «нижней палубе» появились столики парижского кафе, когда зазвучали музыкальные мотивы европейской жизни, и французская Belle Epoque органично соединилась с русским Серебряным веком.
Замысел юбилейного концерта Погудина понятен: артист задумал вывести художественную формулу Серебряного века. Для реализации ему потребовалась помощь талантливых единомышленников. Из зрительного зала это выглядело так, будто к нему на бал съехалось множество гостей из числа его друзей, тех, кто близок ему по духу - вокалисты классической оперы (Ирина Долженко, Динара Алиева, Анна Нечаева), артисты балета (Юлия Степанова, Анастасия Денисова, студенты Академии русского балета им. А.Я. Вагановой), эстрадные вокалисты – Зара, Елена Коробейникова, группа «Кватро», и даже маленькие участники телевизионного конкурса «Синяя птица», чьи таланты и серьезность вызывают восхищение, - все они приняли участие в смелой задумке юбиляра, став полноценными и яркими элементами этого музыкального спектакля.
Тематически во втором отделении спектакля на смену русскому Серебряному веку приходит европейская Прекрасная эпоха. Те же хронологические границы, но совсем иной стиль повествования. Если русский и городской романс это чувственно-сдержанный дух аристократизма, в котором звенит струна любовной тоски, то европейская Belle Epoque ближе к мотивам народным, особенно неаполитанская «Non ti scordar di me» («Не забывай меня»), аргентинская «La Cumparsita» и французский шансон – «Милорд», «Падам, падам». Здесь «правит бал» страсть, качественно иное чувство, оно не излучает лунное свечение, как любовь Серебряного века, не струится подобно свету церковных свечей, но переливается через край, бурлит, как Ниагарский водопад, прорывает плотины и рыдает без стеснения.
Но Серебряный век проступает и здесь - сквозь европейское полноводье чувств возникают экзотические картины далекого мира, чуждого русскому человеку той поры, в актерском этюде Владимира Кошевого и Зары звучит изысканный «Жираф» Николая Гумилева, эмоциональное эхо пребывания поэта в сказочной стране - Африке, которой сам поэт, будучи страстным путешественником, был очарован. После следует феерическое по мощи любовного чувства музыкально-поэтическое слияние мужского и женского «Une vie d’amou» в исполнении Олега Погудина и Зары, ничуть не уступающее по эмоциональной и вокальной выразительности знаменитому дуэту Шарля Азнавура и Мирей Матье.
Олег Погудин всю свою артистическую жизнь идет траекторией восхождения - от лирического к философскому, от сострадательной метафизики русского художника к мировой традиции культурного милосердия, когда через рассказанную песню можно выразить наиглавнейшие христианские стремления: миролюбие, прощение, смирение, терпение, признание в любви к ближнему, сохранение благих сердечных намерений. И в своем юбилейном концерте он со свойственным ему тактом и художественным вкусом на смену Серебряному веку приводит Прекрасную эпоху, не уже знакомую нам европейскую Belle Epouqe, но эпоху новую, всеобъемлющую, прекрасную тем, что она не отвергает драматичное прошлое, любит настоящее и верит в будущее.
Кристина Французова-Януш 24.10. 2019.
https://geometria.ru/blogs....1HdOOA9
|
|
| |