[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ОЛЕГ ПОГУДИН. ПОЧУВСТВОВАТЬ ВЕРТИНСКОГО
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 11 Фев 2019, 00:05 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Online
ОЛЕГ ПОГУДИН. ПОЧУВСТВОВАТЬ ВЕРТИНСКОГО

3 февраля 2019 года на сцене концертного зала Мариинского театра в исполнении Олега Погудина и пианиста Олега Вайнштейна прозвучала программа «Песни Вертинского». Так, более тридцати лет, Олег Евгеньевич ведет незримый диалог с великим русским артистом и шансонье Александром Николаевичем Вертинским. Но каждый раз музыкально-поэтические нюансы этой беседы задевают самые тайные струны зрительских душ, создавая ощущение изящного волшебства, которое невозможно понять, но можно только почувствовать.

В парфюмерии есть понятие «ольфакторная пирамида». Это описание фаз воздействия ароматов на человеческое обоняние. Три фазы воздействия. Вершина пирамиды — группа компонентов, именуемая «верхние ноты», то явное, с чего все начинается, но что быстро растворяется. Далее идут «ноты сердца» — ароматы длительные, более устойчивые, самые вкусные. И, наконец, ноты базовые – пролонгированные, относящиеся к понятию послевкусия, «ароматический шлейф» духов. Искусство Вертинского подобно этой пирамиде. В нем были все три динамических составляющих.

Но не перед каждым зрителем его художественная палитра открывалась полностью. Кто-то считывал лишь первый уровень и удивлялся: «Что вы нашли в этом в жеманном типе…?». Вычурность и манерность – это то, что в Вертинском отталкивало более всего, если зритель останавливался на этом этапе, и не попадал на «уровень сердца», артист оставался для него непознанным. А ведь было в нем это сердечное вибрато, дрожь глубины, когда и голос, и некрасивое лицо, и пластично-выразительные руки артиста – завораживали.

Поймать вторую фазу «артистического аромата» Вертинского и предъявить ее зрителю очень сложно. Но именно это уже много лет удается Олегу Погудину. Вертинский вошел в его жизнь еще в пору учебы в театральном институте. Сначала, как вспоминал Олег Евгеньевич, возникло отторжение. Лишь потом, постепенно, в процессе знакомства с творчеством шансонье пришло понимание ценности артиста. Из дипломного спектакля по произведениям Вертинского родилась целая концертная программа.

В программе «Песни Вертинского» Олег Погудин минует напыление «верхних нот» Вертинского, закрепляясь сразу на «нотах сердца». Причем делает это так, что зритель – потрясенный, удивленный, ошеломленный от такого погружения в материал, говорит: «…это другой Вертинский, какого мы не знали…».

Выстраивая программу, Погудин создает биографический срез судьбы Александра Николаевича через песни, сообразно всем его творческим периодам. «Доэмиграционный период (до 1920 года) — «За кулисами», «Лиловый негр», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Маленький креольчик», «Бал Господен», «Попугай Флобер», «Юнкера» («То, что я должен сказать»), «Снежная колыбельная», «Панихиды хрустальные». «Европейский» период (1921-1933 гг.) — «Сумасшедший шарманщик», «Мадам, уже падают листья», «В степи молдаванской», «Злые духи». Песни 1934-1942 годов (Америка и Китай) — «Чужие города», «Прощальный ужин». И, наконец, «Доченьки» — время СССР (1943-1957 гг.), когда Вертинский вернулся на родину.

Олег Евгеньевич относится к каждой из исполняемых песен, как к жизненному свидетельству, так, если бы каждая из них была хрупким экспонатом под стеклом музея им. А.Н.Вертинского. Ему известно множество историй, связанных с их рождением, историй, которые свидетельствовали о том, о чем так образно сказал в свое время Толкиен, создатель «Властелина колец»: «Эта книга написана кровью моего сердца…большего я не могу…». Точно так же — «кровью сердца» — Александр Вертинский создавал свою жизнь — тяжело, мужественно, с неимоверным сопротивлением, с сомнениями и верой, отчаянием и надеждой на то, что правда искусства окажется сильнее «пыли времен». Все это ощущается, когда читаешь его воспоминания «Дорогой длинною…». В каждой строке этой книги виден этот редкий, необычной формовки человек, — настолько неформатный для того времени, в котором жил, что даже удивляешься, как выжил, как не оказался перемолот жерновами тоталитарной машины той поры.

Во время концерта за текстом и музыкой, слитыми в единый поток, ощущается слияние душ двух мастеров, между которыми — почти век разницы. Несмотря на существенные профессиональные различия, их роднит редкий феномен — подобно Александру Николаевичу, Олег Погудин, вставая к микрофону, совершенно преображается, хотя изначально, в отличие от Вертинского, природа наделила его лицом романтического героя, но сцена словно подсвечивает его изнутри, многократно усиливая исходную притягательность натуры. То, что открывается зрителю через него во время выступления, сродни тому таинственному заповедному свету, на который герои бажовских сказок выходили к счастливому финалу.

Олег Погудин тонко подобранным репертуаром, акцентированно властной голосовой и визуальной подачей утверждает совершенно иного Вертинского, не такого, каким представляет его себе большинство из нас – жеманно-приторного, картавого, поющего о голубых далях, плачущих по-французски попугаях, экзальтированных дамах в «голубых пижама», и еще, Бог знает о чем, не имеющем ничего общего с жизнью реальной. Вертинский Олега Погудина – сильный, цельный человек, честный художник, достойно отстаивающий профессиональные принципы, патриот своей страны, трепетный отец, но более всего – Артист в священном своем значении.

Концерт 3 февраля Олег Погудин и его коллега, партнер по сцене, блистательный пианист Олег Вайнштейн посвятили памяти большого музыканта, аккомпаниатора Погудина в прошлом - Игоря Урьяша (он ушел из жизни ровно пять лет назад – 3 февраля 2014 года), с которым, как сказал Олег Евгеньевич, «эта программа родилась, состоялась и прожила жизнь красивую и богатую…».

Олега Погудина и Игоря Урьяша связывало многолетнее со-творчество, их созвучие было настолько абсолютным, они так чувствовали друг друга на сцене, как бывает лишь в самых счастливых случаях. В свое время повезло и Вертинскому с его аккомпаниатором Михаилом Брохесом. Завершающим аккордом концерта, «песней памяти» в честь Игоря Урьяша прозвучала редко исполняемая Олегом Евгеньевичем композиция «Панихиды хрустальные».

«…В таких простых песенках  - «ариетках Пьеро», как их называл Вертинский в начале своей карьеры, — много сокровенного. Кажется, в них нет ничего фундаментального, это не опера, не балет, не симфонический концерт, этот материал не подавляет величием, — даже в прекрасном смысле не подавляет величием, - но в нем очень точно слышно дыхание живого человека. В нем слышно биение сердца, пульс слышен, и иногда это самое драгоценное, потому что каждый из нас хочет тепла и нежности, понимания, любви, веры…». (Из монолога Олега Погудина на концерте «Песни Вертинского», 3 февраля 2019, КЗ Мариинского театра).

Кристина Французова-Януш

http://xn-----7kcbgld8ar8aphgi7e0de.xn--p1ai/oleg-po....w1T0.vk
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: