[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Интервью и публикации » ИНТЕРВЬЮ ОЛЕГА ПОГУДИНА ЖУРНАЛУ "МУЗЕЙ" (16.11. 2020. журнал "Музей")
ИНТЕРВЬЮ ОЛЕГА ПОГУДИНА ЖУРНАЛУ "МУЗЕЙ"
Валентина_КочероваДата: Вторник, 17 Ноя 2020, 12:12 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6947
Статус: Offline


МУЗЫКА В МУЗЕЕ
Музыкой в музее уже никого не удивишь (даже если это не профильный музей). Попытки объединить музейное пространство с концертной площадкой в поисках новых смыслов стали происходить в отечественной музейной практике десятки лет назад. Нынешнее музейно-концертное затишье - отличный повод поразмышлять на заданную тему. Мы очень рады, что нашему журналу дал интервью замечательный артист и частый музейный гость ОЛЕГ ПОГУДИН. Надеюсь, вы найдете в его словах важное для себя!

- Что такое для вас выступление в музейном пространстве (вызов, приятное событие, обычный концерт)?
- Я бы начал отвечать на этот вопрос с конца. Что значит «обычный концерт»? В творческой деятельности в идеале не должно быть рутины. Значит каждый концерт «необычный». Но с другой стороны это такая же работа, как и любое другое выступление, следовательно, она требует такой же подготовки, такой же ответственности. Но, конечно, это для меня и приятное событие. Я очень люблю музеи: и художественные, и музеи-усадьбы. Помните, как у Вайля? «Связь человека с местом его обитания загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде реальность, которая не проходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии». И вот когда оказываешься в Михайловском или в Карабихе, то попадаешь в эту новую реальность. Для артиста это очень важный опыт, а для меня лично еще и важное переживание.
Теперь о вызовах. Каждый концерт в определенном смысле - вызов. «Гул затих, я вышел на подмостки…» Ну а если рассматривать слово «вызов» более прозаически, то появляются и другие вызовы - организационные, материальные. Вот, например, в Карабиху мы с музыкантами без президентского гранта на создание цикла концертных программ «Русскому гению» в литературных музеях-заповедниках вряд ли смогли бы доехать - огромные расходы на транспорт.

- Чем отличается выступление в музее от концертной площадки?
- Я бы разделил этот вопрос на две части. Есть выступления в литературных музеях-усадьбах: Михайловское, Спасское-Лутовиново, Тарханы и тому подобное…И есть собственно музеи: Русский музей, Третьяковская галерея. Если мы выступаем в музеях-усадьбах, это опен-эйр со всеми плюсами и минусами. Например, огромное количество народа - это плюс, а то, что не все люди готовы вести себя, так скажем, филармонически - минус. Открытая часто ветру и дождю площадка - минус. Но дух этого места, пейзажи, шум деревьев, все то, что создает совершенно особенную атмосферу, конечно, плюс. Мы же сейчас еще очень оторваны от природы. И поэтому - одно дело - читать про зеленый шум в концертном зале, а другое, когда вот он – прямо перед тобой. И «Зимний вечер» пушкинский в Михайловском другой. Там и буря реальнее и одиночество понятнее. Да и вообще это возможность увидеть своими глазами почти то же, что видели Пушкин, Лермонтов, Тургенев. При этом и зрители попадают, говоря научным языком, в другое дискурсивное поле. Важно и то, что многие приезжают издалека, они совершают путешествие, в некотором смысле паломничество, к любимому писателю. И очень важно не разочаровать их, сделать так, чтобы у них не возникло когнитивного диссонанса между атмосферой усадьбы и выступлением.

Что касается художественных музеев, то там нет собственно сцены, расстояние между исполнителем и зрителями небольшое и в этом тоже есть своя специфика. Да и публики часто меньше, чем в больших залах. И посетители этого концерта тоже попадают в иную реальность – художественную. Вот это очень интересно – в литературном музее воссоздается подлинная историческая атмосфера, а в художественном музее моделируется своя художественная реальность. А артист должен быть правдив и убедителен и в том, и в другом случае. Но это вещи технические, мне кажется, вашим читателям будет интереснее другое. Это – выбор репертуара для концерта в музеях.

Понятно, что если мы выступаем в усадьбах, то это и ограничивает, и помогает. Концерт в Михайловском, естественно, будет связан с поэзией Александра Сергеевича, в Тарханах с Михаилом Юрьевичем. А вот в Спасском как быть? На слова Тургенева написан один романс – «Утро туманное». Значит надо строить программу исходя из стилистического единства с этим местом, из эстетических представлений Тургенева. В общем-то, термин period eye предложили почти 50 лет назад, и вот им и приходится руководствоваться, реконструируя, например, культурный контекст конца девятнадцатого-начала двадцатого века для концерта в Ясной Поляне или в Спасском. А когда мы работаем собственно в музеях, задача выбора репертуара становится еще интереснее.

Например, я очень люблю концерты в Екатерининском дворце в Царском Селе. Но это же второе рококо Парадной лестницы, барокко Большого зала. Золото-золото-еще золото. И много зеркал. Я пою всего три барочные арии, поэтому мы туда привозим обычно русские романсы. Казалось бы, мощная завеса нас отделяет от другого мира; глубокими морщинами волнуя, меж ним и нами занавес лежит. Но что он Гекубе? Что ему Гекуба? А он рыдает. И русский романс оказывается там абсолютно уместным и органичным по простой причине - этот жанр лиричен, диалогичен и красив. Это с эмоциональной точки зрения.

Но есть и другая, историко-культурная. Русский романс – неотъемлемая часть культуры Серебряного века, для которого интерес к восемнадцатому веку – ее важная составляющая. Вспомнить хотя бы художников «Мира искусства». Да и собственно второе рококо, которое мы упомянули, говоря о лестнице, – это стиль того же периода, в который появилось много популярных романсов. То есть романс оказывается во вполне «знакомом» ему пространстве. А если мы еще вспомним, что бОльшая часть текстов и мелодий русского романса написана людьми с гимназическим (то есть классическим гуманитарным) образованием, которые знали все великие сюжеты о любви, ревности, возвращении на родину и тоске по ней, судьбе и роке, то получим еще одно объяснение и органичности романса в любом музейном интерьере (который часто сам – пространство мифа), и архетипичности, и современности при этом.

Чисто художественно в музейных пространствах возникают иногда очень интересные контексты и аллюзии. Вот если говорить о Екатерининском дворце, в его Большом зале, в котором в восемнадцатом веке устраивались маскарады, то там и Вертинский будет органичен с его образом Пьеро, и «Бокал» Высоцкого заставит вспомнить и Моцарта и Сальери, как исторических персонажей, и «Моцарта и Сальери» Пушкина. Вот мне было бы интересно спеть, например, Вертинского в Третьяковке под врубелевским панно – то есть полностью в атмосфере Серебряного века. У нас во время изоляции был такой опыт. Онлайн-концерт из гранд-отеля Европа со сцены под витражом Леонтия Бенуа в двух шагах от «Бродячей собаки». И, в общем, это особые условия художественного делания.

- Есть ли какая-то специфика у публики, которая приходит на концерт именно в музей?
- Конечно. В музеях-усадьбах публика моложе, чем в концертных залах, туда чаще приезжают семьями, с детьми и даже с домашними питомцами. И вот я уже говорил, но повторю еще раз – для приехавшей туда публики это - путешествие во времени и путешествие в мир хозяина усадьбы. Обычно это люди, интересующиеся историей, краеведением, творчеством писателя и артист должен их ожиданием соответствовать – ну хотя бы уметь носить фрак. А в художественных музеях это могут быть люди с музеем тесно связанные – например, члены клуба друзей Русского музея. Или же это будут люди, пришедшие на конкретную выставку и купившие билет на концерт в рамках культурной программы к выставке. Они обычно бывают полностью в периоде, но если продолжать начатую уже тему о плюсах и минусах, то части этой публики привычнее и психологически комфортнее смотреть, а не слушать, и это надо иметь в виду, работая с такой аудиторией.

- Сейчас достаточно много музеев проводят концерты на своих площадках. Как вы относитесь к такой практике? Стоит ли музеям заниматься такой работой? Каждый ли музей может провести у себя концерт?
- Я к любой творческой и просветительской деятельности отношусь с большим уважением. Если это делается умно, нравится людям, дает возможность артистам решать какие-то художественные задачи – это прекрасно. К тому же мы сейчас переживаем «музейный бум». Публика перестала воспринимать музеи как набор «мертвых» артефактов. В моем детстве в музей ходили СМОТРЕТЬ, но сейчас мы живём в эпоху визуального взрыва и постоянно на что-то смотрим. При этом философы пишут, что в пространстве культуры происходит "освобождение" из-под власти слова и мир начинает восприниматься не как текст, а как образ. Понятно, что и роль музеев, и само понятие "выставки" при этом меняются. Меняются и запросы к музейному пространству. От него ждут новых смыслов, контекстов и прочего. Но дело в том, что идея возникновения новых смыслов из контекста, возникшая как монтаж в кино и прекрасно выполнимая в концертных программах, в музейных рамках не всегда реализуема.

В кино режиссер монтирует собственный материал, артист сам создает программу, а музеи работают с существующими в единственном экземпляре ценностями, которые требуют бережного к себе отношения. К тому же традиционно одной из  главных функцией музея была образовательная и концерты в музейных пространствах не планировались. В музеях-усадьбах большая часть пространства занята мемориальными помещениями, в художественных музеях есть уже сложившаяся развеска картин и новые контексты там создавать довольно трудно. А вот концерт позволяет это сделать, он подталкивает посмотреть на уже привычные экспонаты свежим взглядом. Концерты в музеях позволяют «оживить» музейные пространства, начать вести диалог часто на более понятном современному посетителю языке.

Мне нравится практика сопровождения концертами и лекциями тематических выставок в музеях, как это делает, например, Пушкинский музей. Ну и, конечно, есть музеи, в которых без концертов нельзя – например, связанные с музыкой – Российский национальный музей музыки, дом-музей Петра Ильича Чайковского в Клину и так далее. А насчет того, каждый ли музей может провести концерт, ну тут, видимо, надо соразмерять возможности музея с «масштабом» концерта. Во многих литературных музеях, например, есть неплохие рояли – вот и идеальная площадка для выступлений молодых музыкантов, для каких-то экспериментов, которые даже опытный артист не готов сразу вынести на большую сцену. А вот устраивать опен-эйры без должной подготовки, заставлять  артистов и публику мокнуть и мерзнуть не стоит. Но вообще все, сделанное обдуманно и с любовью, всегда радует.
Вопросы задавал Алексей Яковлев.
https://panor.ru/magazines/muzey.html
https://www.pogudin.ru/news/news_68.html
Прикрепления: 5718537.jpg (18.0 Kb)
 

Форум » Размышления » Интервью и публикации » ИНТЕРВЬЮ ОЛЕГА ПОГУДИНА ЖУРНАЛУ "МУЗЕЙ" (16.11. 2020. журнал "Музей")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: