Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 09 Дек 2020, 17:33 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТМЕТИЛИ 200-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ А.ФЕТА На юбилее поэта в музее-усадьбе выступил Народный артист России Олег Погудин
В минувшую субботу, 5 декабря, в Воробьёвке был большой праздник. Именно в этот день 200 лет назад родился великий поэт А.А. Фет. Кроме того, исполнилось 5 лет с момента открытия музея-усадьбы после реставрации. До 2009 г. в Воробьёвке находилась средняя школа, где учились сельские дети и проводились знаменитые фетовские чтения. В 2010 г. имение передали на баланс Курскому краеведческому музею, тогда решили начать реконструкцию усадьбы, сделать её памятником культуры. Из областного бюджета на эти цели дали 45 млн. руб. Первая очередь восстановленной усадьбы поэта была торжественно открыта в 2015 г. Экспозиция второго этажа представляла рабочий кабинет, библиотеку, бильярдную и гостевые комнаты. Сотрудники музея воссоздали максимально приближенную к тому времени среду: была приобретена антикварная и отреставрирована старинная мебель, предметы домашней обстановки, изготовлены копии имевшихся в доме картин и портретов, реконструирован интерьер залов усадьбы. В 2016 г. приступили к реставрации первого этажа дома.
- В 2009 г., когда закрыли школу, Валерий Вячеславович Рудской стал инициатором восстановления этого места. И буквально в течение 5 лет эту усадьбу восстановили. Был открыт второй этаж, жилой дом поэта был реставрирован. Постройки, которые можно увидеть на территории усадьбы, относятся ко второй половине XVIII в/, если дом реставрировался, то каретная, главная конюшня, гостевой флигель были отремонтированы. Из подлинных вещей у нас пока два экспоната – пресс-папье в виде Июльской колонны и чайная фасовочная тара Боткиных, родственники Марии Петровны привозили сюда чай. – рассказала Антонина Яковлева, заведующая музеем. Восстановление имения продолжится. Появятся фонтан в парке, ротонда, ипподром. В планах – развитие инфраструктуры: нужна стоянка, кафе для посетителей.
Воробьёвку Фет купил уже в зрелые годы, будучи состоятельным человеком. Причём своё состояние ему пришлось зарабатывать самостоятельно. Так получилось, что родители обвенчались по православному канону только после его рождения. История стала известна, когда будущему поэту исполнилось 14. Из-за этого он был лишён потомственного дворянства и отцовской фамилии – Шеншин. Жизненные обстоятельства повлияли и на то, что поэт на долгие годы оставил творчество и занялся хозяйством, хотя литературный дар пробудился у него ещё в юности. В Воробьёвке же Фет передал хозяйственные вопросы в ведение управляющего, а сам занялся творчеством. В итоге воробьёвский период стал одним из самых плодотворных. Здесь был написан сборник «Вечерние огни», здесь же он занимался переводами латинских поэтов. За перевод Горация Фет был награждён Пушкинской премией, что для него особенно много значило. И как раз в те годы ему вернули родовую фамилию – Шеншин.
Сама усадьба, которую поэт купил в очень запущенном состоянии, очень быстро стала культурным центром. Современники называли имение маленькой Швейцарией – настолько хорошо оно было. Особую атмосферу усадьбы удалось сохранить работникам музея.
- Второй этаж, полностью северная сторона, был переделан для того, чтоб встречать гостей. Здание было одноэтажным, комнат было очень мало. У Фета же бывало очень много гостей, он решил надстроить второй этаж и полностью северную сторону второго этажа переделать под гостевые комнаты. Гостевой флигель полностью переоборудовали, чтобы встречать гостей. Фет был очень гостеприимным, хлебосольным хозяином. – рассказала Т.Яковлева, научный сотрудник музея-усадьбы Фета. Среди гостей именитого поэта числился и Пётр Чайковский. Он положил музыку на пять стихотворений Фета. А в день его 200-летия можно было услышать романсы на его стихи.
Эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы в празднование юбилея знаменитого лирика. Основная часть мероприятий прошла в онлайн-формате. Но главный концерт состоялся в усадьбе поэта, где вновь собрались его гости, как это было когда-то давно. Стихотворения А.Фета исполнили актёр Курского драмтеатра им. А.С. Пушкина Андрей Колобинин, поэт, член СП Москвы Роман Рубанов, артистка КТЦ «Звёздный» Инна Шанина, мастер художественного слова Курской филармонии Алина Воронюк. А народный артист России Олег Погудин исполнил романсы XIX в., в том числе и на стихи Фета. Со сцены прозвучали такие известные романсы на стихи поэта, как «На заре ты её не буди», «Отвори потихоньку калитку», «Сияла ночь» и др. Артист приехал к нам по приглашению Курской областной филармонии и дал камерный концерт в усадьбе Фета перед выступлением 6 декабря в «Свиридовском».
– Не могу быть уверенным, что эти слова Афанасий Фет написал здесь, но как бы хотелось, чтобы это было так. Начинать, вернее, продолжать сегодняшний вечер словами хозяина усадьбы – это особая радость, – признался Народный артист. – Здесь я впервые сегодня, для меня это колоссальная радость, что я сумел наконец-то сюда приехать. Безусловно, буду рассказывать об этом месте и призывать людей навещать его, чтобы живительным, светлым дуновением проветривать свои мысли и чувства.
Олег Погудин отметил, что, хотя произведений XIX в. в его репертуаре несколько сотен, он исполняет не так много романсов на стихи Фета. И большинство из них прозвучало на юбилейном вечере. Также он признался, что его самый любимый романс по сочетанию стихов и музыки – «Сияла ночь». По мнению артиста, в нём очень чётко, очень красиво, могуче представлен лирический герой в плане мелодии, а не только текста.
– Есть легенды, вплоть до каких-то готических историй, связанных с романсом «На заре ты её не буди». На самом деле это легенды, но даже то, что они родились, – это самая волшебная сила искусства. Романс «На заре ты её не буди» буквально пела вся Россия, все, кто умел музицировать, петь, напевать, они этот романс знали, и с этим романсом выросло целое поколение, может быть, даже не одно. Это своего рода популярная музыка того времени, известная каждому хоть сколько-то образованному жителю империи.
Сейчас стихи Афанасия Фета знают и любят многие наши современники. И благодаря литературному музею в усадьбе знаменитого поэта очень легко погрузиться в атмосферу, в которой они были созданы.
Справка: Олег Погудин более 25 лет связан с классикой вокальной лирики и русского романса: от классического (Глинки, Чайковского, Рахманинова) до городского. В настоящее время Олег Погудин -единственный исполнитель с таким всеобъемлющим романсовым репертуаром: он исполняет произведения, созданные в нашей стране на протяжении почти полутора столетий: с начала XIX в. до второй половины XX. Юлия Голубчикова 07.12. 2020. "Курский известия" https://kursk-izvestia.ru/news/164213/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 09 Дек 2020, 18:20 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ОЛЕГ ПОГУДИН: "У НАС НА САМОМ ДЕЛЕ МАССА ОСНОВАНИЙ, ЧТОБЫ УСТРОИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ КРАСИВО И МУДРО" Известный исполнитель романсов дал концерт в курской усадьбе Фета
- Есть ли у вас любимое произведение Фета? - Кажется, Страхов написал, что у Фета поразительно ясная поэзия. У него как раз все очень трезво, очень светло в плане изложения человеческих чувств, человеческих сюжетов. Не так много романсов на стихи Фета я на самом деле исполняю. Наверное, самый мне близкий по сочетанию музыки и слов - "Сияла ночь". Это прекрасный романс. Музыка написана к нему в конце XIX столетия. Хотя еще в воспоминаниях о Ясной Поляне сестры Софьи Андреевны мы находим целую главу, посвященную этому тексту и в частности этому романсу. Я не музыковед, и не могу отвечать за слова в полной мере, что имеется ввиду именно этот романс. Но тот романс, который мы исполняем, обладал колоссальной популярностью. Его в начале XX века уж точно знал всякий, интересующийся музыкой и пением в России человек. И ноты этого романса расходились громадным тиражом. Для меня он самый близкий, самый родной, потому что в нем еще и очень четко, красиво, ясно представлен лирический мотив в плане мелодии, а не только текста.
- Каждый автор пишет о том, что переживает лично. Вы, как человек, который работает с текстами, написанными Фетом, как думаете, какие переживания и чувства вносил в свое творчество поэт? - В моем репертуаре несколько сотен романсов, которые относятся по времени написания к XIX столетию. Вы очень точно сказали, что каждый поэт является лирическим героем своих произведений. Поэтому личность автора на эти произведения оказывает основное влияние. Когда работаешь всерьез над репертуаром, необходимо художественно погружаться. Нужно хорошо знать обстоятельства жизни автора, существенные события, которые были катализаторами серьезных эмоциональных переживаний. В лирической поэзии изложение переживания - это самое главное. Романс же еще и подчеркивает эти лирические качества замечательными мелодиями. Поэзия, насквозь пронизанная лирическими образами Афанасия Фета, это, наверное, самый замечательный материал для романса. В этом смысле мы работаем со стихами Фета вдумчиво, серьезно, пытаясь понять какие-то даже истории, легенды, которые связаны с текстами. Есть самые разнообразные легенды, вплоть до готических историй, связанных, например, с романсом "На заре ты ее не буди". Это, конечно, легенды, но уже то, что они родились - та самая волшебная сила искусства. Романс "На заре ты ее не буди" пела в буквальном смысле вся Россия - все, кто умел музицировать, петь и даже просто напевать, этот романс знали, и с ним выросло целое поколение. Это своего рода популярная музыка того времени, известная каждому хоть сколько-нибудь образованному жителю империи.
- Вам приходилось исполнять во взрослом возрасте песню про море, которую вы пели еще в детстве? - Я счастливый человек в том смысле, что я не только люблю петь и люблю песни, но я и выбираю исключительно сам, что буду петь. У меня нет ни худсоветов, ни дирекции. Я сам по себе и поэтому я выбираю репертуар, который хочу петь и который люблю. Песня, о которой вы говорите - одна из лучших для детей. Она написана к кинофильму, исполнялась в кино и стала таким образом популярной. Она просто очень красивая. В каком-то смысле она глубокая, романтическая. Несмотря на свое фрилансерство, мне судьба подарила счастье работать с профессионалами очень высокого уровня. Я и сам себя к ним отношу и по школе, и по опыту. Но и музыканты, с которыми я работаю, они не только замечательные исполнители и преподаватели в консерватории в Санкт-Петербурге, в музучилищах. Это люди, которые всерьез занимаются не только музыкой сценического представления, но и историей музыки, и, если хотите, даже научной деятельностью в этом направлении музыковедческом.
- Каково исполнять романсы в стенах усадьбы Фета? Я бы хотел отметить, в каком чудесном состоянии сейчас музей. Не только материальном - это очевидно, мы можем это оценить, увидев экспонаты. Но главное даже не это, главное, каким духом все пронизано - такой всеобъемлющей любовью к хозяевам, к поэту. И нас проводят по этому дому так, как бы хотелось бы самому Афанасию Афанасьевичу. И, может быть, он так бы себя и вел, когда здесь жительствовал. Мы видим прекрасного рачительного хозяина, у которого имение процветает. Но главное то, что в этом имении можно отдохнуть и обогатиться душой, можно услышать и участвовать в мудрых беседах. Можно проводить время с пользой для ума, для сердца, и можно облагораживаться. Нам это сейчас не просто нужно, а необходимо.
Счастье, что в нашем Отечестве существует множество литературных музеев и в частности музеи-усадьбы. Есть громадные литературные музеи, как Михайловское, Пушкинский заповедник, Тарханы в Пензенской области, Ясная Поляна. Но не менее важны, а в какой-то степени более даже пленительны, вот такие небольшие уголки, где все содержится с такой невероятной любовью к хозяину поместья. И самое главное, мы можем понять здесь, что он не какой-то персонаж исторический, он - живой. Мы можем понять, что так жили наши предки, так они могли жить и так они умели жить и что у нас на самом деле есть масса оснований, чтобы устроить свою жизнь красиво и мудро. 09.12. 2020. КП https://www.kursk.kp.ru/daily/21712097/4335597/ (фото взято: https://kursk-izvestia.ru/news/164213/)
|
|
| |