Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 09 Июл 2021, 17:18 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| ДВОРЯНСКИХ ГНЕЗД ЗАВЕТНЫЕ АЛЛЕИ...
До нашей премьеры «Золотого века» осталось три месяца и работа в самом разгаре. И я хочу немного рассказать о том, каким будет этот спектакль. В нем будет несколько частей, несколько разных смысловых блоков, один из которых будет связан с русской усадьбой, ведь это – один из символов культуры Золотого века. И о нем мне хочется поговорить сегодня.
- Усадьба - символ русской культуры Золотого века, но наш образ усадьбы сложился в веке Серебряном... - Вы правы, во времена Пушкина и Лермонтова там жили, в Серебряном веке начали изучать. Но еще Николай Львов и его сподвижники добились того, что в нашей усадьбе стало два центра - храм и господский дом, дополняющие и уравновешивающие друг друга. Еще в конце XVIII в/ сложилось русское палладианство, а это не просто стиль, это - история о нашей мечте о классическом идеале. Но мы все-таки будем рассказывать более позднюю историю, историю о доме с колоннами и мезонином, который выстоял под метелями, вьюгами и бурями судьбы жестокой.
- И вот в этом доме с мезонином музицировали, сочиняли романсы, пели, писали стихи барышням в альбом... - Да, да... Помещики-аматёры играют на клавикордах, виолончели, скрипке, арфе. В каждой усадьбе появляется фортепиано, потом гитара. Там пели романсы Виельгорского, Титова, Алябьева, Глинки, Варламова, Гурилева, Булахова. Гурилев жил в усадьбе Семеновское-Отрада. Булахов в Кускове. Мы много выступаем в музеях-усадьбах, и я могу сказать, что русская усадьба и русский романс – вещи, даже если угодно, субстанции неотделимые друг от друга. Недаром Грабарь писал: «еще вопрос, в чем больше русского духа, в башнях ли кремлевских стен или в классических «домах с мезонинами» и колоннах дворянских гнезд». У Александра Сергеевича в усадьбе пели «Приди в чертог ко мне златой». У Ивана Алексеевича, который, наверное, за всех нас попрощался с усадебной жизнью, читают Фета и поют романс на стихи Семена Раича, учителя Лермонтова и Стромилова – автора народной песни «То не ветер ветку клонит»:
- Что ты замолк и сидишь одиноко, Дума лежит на угрюмом челе? Иль ты не видишь бокал на столе? Иль ты не видишь бокал на столе?
- Но как это камерное музицирование перенести на огромную сцену? - Это не так трудно, как кажется. Мы уже знаем, что и классический и городской романс прекрасно себя чувствуют на больших площадках. У романса легкое и сильное дыхание, потому что там, несмотря на всю камерность именно салонного музицирования, большие эмоции, сильные чувства. Но давайте вернемся к веку Серебряному. Конечно, мы смотрим на усадьбу, и будем смотреть на спектакле уже глазами тех, кто ее сто лет назад изучал и исследовал, и то, что мы хотим показать, через музыку и слово – это художественный образ. Это летняя ночь (помните, Наташу Ростову), это осень и утро туманное, это звон бубенцов.
- Как у Бальмонта? Дворянских гнезд заветные аллеи. Забытый сад. Полузаросший пруд…
- Или у ироничного Георгия Иванова... А еще недавно было все, что надо, - Липы и дорожки векового сада, Там грустил Тургенев... Было все, что надо, Белые колонны, кабинет и зала - Там грустил Тургенев... И ему казалась Жизнь стихотвореньем, музыкой, пастелью, Где не грея, светит мировая слава, Где еще не скоро сменится метелью Золотая осень крепостного права.
Кстати, в этом году 200 лет Полине Виардо...
- Это как-то найдет отражение в спектакле? - Посмотрим. В этом году много юбилеев и какое-то отражение в спектакле они найдут. Но мы не музейщики, не ученые, мы, говоря о Золотом веке, создаем художественные образы, и смотрим на усадьбу глазами человека современного, и взглядом, во многом сформированным в Серебряном веке, да еще и опирающимся на работы Греча, Лихачева, Лотмана. Но лучше все-таки будет не читать про это, а на это смотреть и слушать. Добро пожаловать! https://clck.ru/VKHpf
Интервью подготовлено пресс-службой артиста. https://www.pogudin.ru/news/news_88.html
|
|
| |