[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Интервью и публикации » В ОЖИДАНИИ "ЗОЛОТОГО ВЕКА"
В ОЖИДАНИИ "ЗОЛОТОГО ВЕКА"
Валентина_КочероваДата: Среда, 15 Сен 2021, 17:17 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6563
Статус: Offline
В ОЖИДАНИИ "ЗОЛОТОГО ВЕКА"
Олег Погудин: «Я артист литературный»



В начале театрального сезона-2021/22 на вопросы отвечает давний друг «ЛГ» Народный артист России Олег Погудин.

– Что нового ждёт ваших зрителей в этом сезоне?
– Во-первых, я надеюсь, что всех нас ждёт окончание пандемии, а следовательно, и снятие ограничений для посещения театров и концертных залов. А наших зрителей ждёт прежде всего большая премьера – концерт-спектакль «Золотой век». Он пройдёт 7 октября в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге и 22 декабря на сцене Государственного Кремлёвского дворца .После «Серебряного века», премьера которого состоялась в 2019 г., мы обратились к золотому веку русской культуры. Вы знаете, у Блока есть довольно пугающие строки:

И у тех, кто не знал,
что прошедшее есть,
Что грядущего ночь не пуста, –
Затуманила сердце усталость и месть,
Отвращенье скривило уста...

Вот они о том, как важно знать, что прошедшее есть. Тот же Блок обращался к Пушкину: «Дай нам руку в непогоду.» И сейчас то время, когда нам просто необходима классика. При этом литература и музыка нашего «Золотого века» светлые, радостные, возвышенные. Они как глоток свежего воздуха. Даже как кислородный коктейль. И я очень рад, что все мои коллеги, которые примут участие в спектакле, – это мои единомышленники, люди, глубоко преданные нашей культуре.
В спектакле прозвучат и романсы, и арии из опер в исполнении неподражаемых Олеси Петровой и Оксаны Шиловой, за постановку оригинальных балетных номеров взялся Дмитрий Антипов – один из самых ярких молодых балетмейстеров. Арфист Александр Болдачев давно обладает международной известностью, московский актёр Данил Можаев поможет нам вести диалоги с Пушкиным. И конечно, вместе со мной на сцену выйдут музыканты нашего театра, с которыми мы уже больше 20 лет вместе, и пианист-виртуоз Олег Вайнштейн.

– Вы, наверное, один из самых «литературных» исполнителей на нашей сцене. Это было «навязано» жанром или, наоборот, вы выбирали жанр исходя из своих литературных предпочтений?
– Это очень сложный вопрос, ведь в молодости часто выбираешь интуитивно. С одной стороны, романс, с которым я творчески связан всю свою жизнь, идеально совпадает с моей психофизикой. С другой – тексты там не всегда «великие». Даже такой безусловный классик, как Чайковский, писал романсы на стихи далеко не великих поэтов.  Но ещё в институте я делал работу по стихам Николая Гумилёва, литературно-музыкальные композиции по стихам Дениса Давыдова, стихам, прозе и песням Окуджавы, выпускался с моноспектаклем «Я – артист!», посвящённым Вертинскому, на материале его песен, писем и воспоминаний, то есть тут уже предпочтения начали обозначаться...Потом на протяжении десятилетий было тесное плодотворное сотрудничество с ведущими, вернее, почти со всеми литературными музеями-заповедниками страны. Но полностью сценически-«литературным», как вы сказали, я, наверное, осознал себя после «Трагического тенора эпохи». А в «Серебряный век», в «Литературное кабаре», в программу «Царскосельские лебеди», да и в «Золотой век» поэзия вошла очень уверенно, иногда даже на правах хозяина.

– Спустя почти 30 лет после работы в БДТ вы вышли на театральную сцену...
– Это произошло из-за совпадения трёх обстоятельств. Появившегося из-за карантинных ограничений свободного времени, моей любви к греческой песне и доброму расположению Елены Антоновны Камбуровой, которая предложила мне сыграть этот спектакль на сцене её театра.

– И снова о литературе. К спектаклю «Мелодия рассвета» вы сделали поэтические переложения текстов звучащих там песен. Для многих стало открытием, что греческая песня не такая весёлая, как нам кажется из мелодий. Вообще этот спектакль стал открытием. Говорят, что билеты на него расходятся за несколько часов. Это правда?
– Да, это правда. Скажу справедливости ради, что зал в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой небольшой, но отмечу также, что в нашем художественном делании не всё определяется размерами зала. Есть поставленный на небольшой театральной сцене именно для неё (а это очень важно для театра, это не концерт) спектакль, и есть зритель, который хочет видеть именно это и именно в этом месте и потому за два-три часа, а то и за несколько минут после появления на сайте театра объявления о спектакле раскупает билеты. Мы каждый раз думаем, что следовало бы дать какую-нибудь рекламу, и каждый раз в ней просто нет необходимости. Что же касается переложений, то да, я артист литературный. Делал их с огромной радостью и очень рад, что их высоко оценили и зрители, и специалисты.

– Вы работаете на огромных концертных площадках, как в ГКД, на небольших театральных сценах, таких как Театр Камбуровой или «Приют комедианта», за время пандемии вы дали 13 онлайн-концертов. Но это всё разные жанры, разная художественная реальность. Как вам удаётся совмещать?
– Это владение профессией. Но тут вот что ещё важно. Есть такое понятие, как «большая тема». И вот все эти работы в разных жанрах и на разных площадках связаны с одной и той же большой темой. Судьба человека на переломе эпох. Это есть и в «Вертинском», и в «Окуджаве», и в «Трагическом теноре эпохе», и в «Серебряном веке», и в «Мелодии рассвета».

– Вы выступали практически во всех европейских странах, в Азии и Америке. Как там воспринимают русскую камерную музыку?
– Воспринимают прежде всего артиста, и это главное отличие камерной музыки от оперы. Процитирую Бориса Покровского: «Пикассо спросили, что важнее – что или как. Пикассо подумал и ответил – кто».

– Насколько для вас значимы концерты в музеях-усадьбах?
– Концерты в усадьбах я очень люблю. В августе мы побывали и у Некрасова Николая Алексеевича, и у Толстого Льва Николаевича. Это же совершенно особая атмосфера, там до сих пор живёт гений места. В последнее время у меня сложилась дружба с музеем-квартирой Александра Блока в Санкт-Петербурге, которую я очень ценю. А тридцатилетняя дружба с Михайловским и вовсе во многом сформировала мою творческую манеру. Я убеждён, что отечественная культура прежде всего словесна и литературные музеи – это её клады и кладези.

– Вернёмся к премьере сезона. Вы определяете жанр «Золотого века» как концерт-спектакль ?
– Вообще-то спектакль отличается от концерта прежде всего целостностью и чаще всего непрерывностью повествования. Спектакль базируется на пьесе, и даже если в нём есть вставные музыкальные или балетные номера, их порядок нельзя изменить, поскольку он подчинён развитию сюжета. Именно так и будет на «Золотом веке». Мы средствами музыки, романса, оперы, балета расскажем зрителю некую историю.

– На вашем официальном сайте написано, что вы являетесь поклонником оперы. Не могли бы рассказать о самых ярких оперных впечатлениях прошедшего года?
– Хотел бы, но не могу. Боюсь кого-нибудь пропустить, забыть, а потом я расстроюсь, а может, и люди расстроятся. Кроме того, и выбор спектаклей был обусловлен во многом пандемическими реалиями. Впечатлений тем не менее очень много, потому что в этом году из-за отмены большей части гастролей появилось время посмотреть те спектакли, на посещение которых раньше не хватало времени. Но вообще у меня есть любимые композиторы: Моцарт, Пуччини, Чайковский, Верди. И вот в рамках этих пристрастий я с огромным интересом смотрю на разные режиссёрские и дирижёрские версии «Пиковой дамы» или «Богемы».

– Если бы вам предложили написать книгу, о чём бы она была?
– Однозначно о судьбе человека.

– Быть знаменитым некрасиво?
– Если ни единой долькой не отступаешься от лица, то нет.
Беседу вёл Дмитрий Глебов
15.09. 2021 Литературная газета

https://lgz.ru/article/37-6800-15-09-2021/v-ozhidanii-zolotogo-veka/
Прикрепления: 5521952.jpg(11.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 15 Дек 2021, 17:46 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6563
Статус: Offline
ЭТО СЕЙЧАС МЕЖДУ МОСКВОЙ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ МЕНЬШЕ ЧЕТЫРЕХ ЧАСОВ НА «САПСАНЕ»



А в Золотом веке это были разные миры. Барочный, ампирный, холодный и чиновный Петербург и древняя, и одновременно отстроенная заново после пожара 1812 г. Осипом Бове Москва. В Петербурге дворцы, в Москве - особнячки, в которых даже львы перед подъездом похожи на котов. В Петербурге – проспекты и перспективы, в Москве – извилистые улочки.

В Петербурге быстро пьют кофе, в Москве гоняют чаи. В Петербурге служат, в Москве вольнодумствуют. В Петербурге – западники, в Москве –славянофилы.  Удивительно, но первый раз показанный в Петербурге концерт-спектакль Народного артиста России Олега Погудина «Золотой век» - очень московская программа. Пушкин, Лермонтов, Гурилев, Варламов, Булахов - москвичи. А на всех московских есть особый отпечаток.

И поэтому "Золотой век", столичная премьера которого состоится в ГКД 22 декабря, в день рождения артиста, будет не только блестящим и роскошным, но еще и по-московски теплым, нарядным, ярким, праздничным, как коробка с новогодними игрушками, которую так хочется открыть.  В «Золотом веке» вместе с Олегом Погудиным на сцену выйдут оперные звезды Олеся Петрова и Оксана Шилова, участник театральных проектов Мастерской П.Фоменко Данил Можаев, балерина Галина Гармаш, арфист Александр Болдачев, пианист-виртуоз Олег Вайнштейн. Оригинальные хореографические номера поставлены известным балетмейстером Дмитрием Антиповым. Как написали рецензенты после петербургской премьеры: «Спектакль показал жизненность традиционной особенности нашей культуры, когда один талант собирает вокруг множество талантов, подвигая их к совместному творчеству». Петербуржцы это уже видели. Москвичам предстоит в этом убедиться.
Светлана Юрьева.
15.12. 2021. интернет портал "Культура двух столиц"

http://www.russcult.ru/article.php?id=3650

Георгий Рзаев:

https://vk.com/search?....78_6354
Прикрепления: 8654248.jpg(17.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 22 Дек 2021, 13:53 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6563
Статус: Offline
В КРЕМЛЕ «РАСПОГУДИТСЯ»
22 декабря отмечает свой день рождения добрый друг «ЛГ» Народный артист России Олег Погудин. Мы поздравили певца и попросили его ответить на несколько   вопросов.



– Как будете встречать свой день рождения?
– 22 декабря на сцене Государственного Кремлёвского дворца состоится московская премьера моего концерта-спектакля «Золотой век». Осенью мы показали этот спектакль на сцене БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге и вот теперь в Москве. Вообще - это актёрское счастье – встречать день рождения в компании единомышленников, соратников, друзей на сцене главного зала страны и иметь возможность пригласить туда несколько тысяч гостей.

– Олег Евгеньевич, уходящий год был для вас богат на премьеры. А есть какие-то планы на год 2022-й?
– Конечно. И они связаны с «Золотым веком». Сначала к своему 50-летию я задумал концерт-спектакль «Серебряный век», мы показали его практически всей России, проехали с большим гастрольным туром по 40 городам. Потом возник замысел «Золотого века». А сейчас становится понятно, что для художественной полноты и целостности нам нужна третья часть. Как в сонате. Серебряный век – allegro, Золотой – moderato… А то, что я пока не хочу называть из актёрского суеверия, – presto. Но то, что это будет настоящее presto – могу гарантировать.Так что я надеюсь, что в 2022 году у нас состоится новая большая премьера.

– Что бы вы пожелали нашим читателям в преддверии Нового года?
– Прежде всего здоровья. А ещё тепла, света, любви, свободы и творчества и возможности (в том числе и материальной) путешествовать, ходить в театры, концертные залы и музеи.
22.12. 2021. Литературная газета
https://lgz.ru/article/-51-6814-22-12-2021/v-kremle-raspoguditsya/
Прикрепления: 3836232.jpg(10.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 25 Дек 2021, 19:08 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 6563
Статус: Offline
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» В КРЕМЛЕ ОТ СЕРЕБРЯНОГО ГОЛОСА РОССИИ
«Серебряный голос» России - именно таким титулом обладает непревзойденный Олег Погудин, презентовавший в Кремлевском Дворце необычную программу «Золотой век».


Московская премьера «Золотого века» должна была состояться в 2020 г., но помешали ковидные ограничения. И вот в день рождения артиста премьера все-таки состоялась. Зал был полон (насколько это возможно с учетом требований пандемийного времени), артист в очередной раз поразил искренностью и проникновенностью серебряного голоса, публика овациями встречала и провожала каждый номер концертной программы.


В кремлевском спектакле, а по-другому программу «Золотой век» и назвать нельзя, принимали участие Народный артист России Олег Погудин, солистка Мариинского театра Оксана Шилова, приглашенная солистка Большого театра Олеся Петрова, балерина Галина Гармаш, актер театра и кино Данил Можаев, арфист Александр Болдачёв (он прилетел на концерт из Сирии, где выступал в Пальмире). Балетмейстером-постановщиком концерта стал Дмитрий Антипов.

В зале было много публичных персон и деятелей искусства, в том числе народный артист СССР Михаил Лавровский, народный артист СССР Борис Акимов, народная артистка РФ, прима «Кремлевского балета» Наталья Балахничева, главный редактор журнала «Балет» Валерия Иосифовна Уральская. Такой интерес балетного сообщества обусловлен во многом экспериментальным характером концерта-спектакля. Если в опере балет присутствует давно (собственно говоря, рождение «белого балета» произошло на премьере оперы «Роберт-дьявол»), то органично соединить балет с камерной музыкой, с романсом, да так, чтобы это стало единым и целостным художественным высказыванием, в полной мере удалось впервые. И это - несомненная творческая победа Олега Погудина как режиссера и пример его полного взаимопонимания с балетмейстером.


Также впервые на сцене масштаба ГКД прозвучал выполненный М.Цветаевой перевод на французский язык стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и двуязычная русско-французская версия знаменитого романса «Пара гнедых». Еще одним эксклюзивным номером от Маэстро Олега Погудина стало исполнение арии Quella fiamma che m’accende итальянского композитора Бенедетто Марчелло – а это, между прочим, барочный стиль, что для артиста совсем новый вызов.


Как и все номера, аплодисментами встретил зал и хореографическую фантазию Дмитрия Антипова на музыку каприса Паганини, исполненного Александром Болдачёвым на арфе.На бис Олеся Петрова, Оксана Шилова, Олег Погудин и Данил Можаев исполнили романс «Я встретил Вас». Кремлевский зал, стоя, десятиминутными овациями провожал артистов.
Светлана Юрьева
25.12. 2021. газета "Московская правда"
Фото пресс-службы организаторов концерта
https://mospravda.ru/2021/12/25/307221/
Прикрепления: 0087419.jpg(25.7 Kb) · 3664307.jpg(9.2 Kb) · 1426348.png(130.3 Kb) · 0748677.jpg(31.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 27 Дек 2021, 15:39 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 6563
Статус: Offline
Мария Словянская:
Один драгоценный осколок "Золотого века" Олега Погудина - "Сияла ночь" дало мне счастье представить только немного весь спектакль Золотой век! Еще программа дает только отдаленное представление волшебства этого дивного концерта. Божественно красиво!
Красив замысел, прекрасны изумительные романсы и музыкальные композиции! И, конечно, А.С. Пушкин, в нем наше все! Боже, как я соскучилась по такому родному и всегда прекрасному Русскому языку.
Право же, это - как глоток воды в пустыне. Кто не жил вдали от Родины, тому не понять. Жаль, что на спектакль не смогли попасть из-за ковидных ограничений не все истинные ценители и поклонники творчества Олег Погудина.
Этот спектакль, как и Серебряный век, войдет в Золотую копилку нашей эпохи. Теплится надежда, что он записан на канале "Культура" и тогда станет доступен широкому кругу зрителей!
Спасибо, Богу, и, конечно, всем участникам спектакля, что, несмотря на трудные времена, концерт состоялся! Еще раз спасибо Олегу Погудину за радость и красоту!
https://vk.com/search?....0260_49


https://www.facebook.com/dmitry.antipov.14/posts/2453099098158213
Прикрепления: 1909822.jpg(37.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 19 Июн 2022, 11:56 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 6563
Статус: Offline


Олег Погудин:
В день рождения Александра Сергеевича особенно радостно думать, что июль пройдет у нас под знаком "Золотого века".
5 июля мы показываем "Золотой век" в Царском селе,
11 июля в Ясной Поляне и 23 июля в Михайловском.
Все эти спектакли будут разными, ведь у каждого этого места свой genius loci, и ни один полностью не повторит программ в БКЗ и ГКД.
Премьерные показы «Золотого века» состояли из трех частей: салон, деревня, театр.
Теперь же, на новых сценах, мы хотим уделить отдельное внимание каждой из них.

Царское село - аристократический салон. Вообще в нашем сознании слова "Золотой Век" и "Царское село" связаны неразрывно: славное правление Екатерины Великой, имена Чевакинского, Растрелли и Кваренги, Лицей и Академия Художеств, создание русской оперы, открытие первого русского театра… Все это - золотой век отечественной культуры. А еще Царское село – это красный камзол, башмаки золотые, белый парик, рукава в кружевах... В общем – салон, раут, дамы и кавалеры, изысканные манеры и светские разговоры.

Ясная Поляна - усадьба, деревня (и вторая часть «Золотого века»). «Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит через прихожую и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своем кабинете», - писал Александр Сергеевич.
Но Ясная Поляна - так же и место, в котором была написана «Война и мир» и в котором постоянно звучала музыка. Вот и в яснополянском «Золотом веке» обязательно прозвучат и русские, и так любимые Львом Толстым цыганские романсы, арии из опер и соединяющее все воедино пушкинское слово, о котором Толстой писал, что «в стихах Пушкина каждый может найти что-нибудь такое, что пережил и сам».

И, конечно, "Золотой век" не мог не появиться в "Михайловском». Там у нас будет возможность сосредоточиться на театральной части нашего проекта. И потому, что сцена в Михайловском для этого наиболее приспособлена, и потому, что именно там Пушкин написал «Бориса Годунова», работал над «Сценами из рыцарских времен» и «Египетскими ночами». Пушкин писал из Михайловского о «Борисе Годунове», что пьеса эта «…будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы». И продолжал: «дух века требует перемен и на сцене драматической… Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах – вот чего требует ум наш от драматического писателя».
Александр Сергеевич, мы очень старались чтобы в нашем «Золотом веке» были и истина страстей, и правдоподобие чувствований. И рады будем это показать.
До встречи,дорогие зрители!
https://vk.com/id71043....0%2Frev
Прикрепления: 4876757.png(64.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 13 Июл 2022, 14:01 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 6563
Статус: Offline
И СЛОВО В МУЗЫКУ ВЕРНИСЬ
Путешествие «Золотого века» Олега Погудина



Когда мы встречались в начале театрального сезона – 2021/22 с давним другом и героем «ЛГ» Народным артистом России Олегом Погудиным, то говорили о планируемой им большой премьере – концерте-спектакле «Золотой век». Премьера с успехом прошла, «Золотой век» зажил своей интересной сценической жизнью. А мы вновь встречаемся с любимым артистом.

- Олег Евгеньевич, «Золотой век» начал своё путешествие по стране…
- У нас в июле три спектакля-концерта «Золотой век» в 3-х музеях. Царское Село, Ясная Поляна и Михайловское. Очень отрадно, что это происходит при поддержке Минкультуры. Вообще надо сказать, что концерты в музеях я даю уже много лет. А вот играть концерт-спектакль мне пока приходилось только один раз. Это был «Эдемский вечер», который мы показывали в Ясной Поляне. И вот теперь получается такая музейная трилогия. Начинаем мы с Царского Села (мы же все помним, что «Отечество нам – Царское Село»), потом оказываемся в Ясной Поляне и завершаем свой тур в Михайловском.

- Эти спектакли будут разными?
- Конечно, ведь у каждого этого места свой genius loci. Премьерные показы «Золотого века» состояли из 3-х частей: салон, деревня, театр. Теперь же на новых сценах мы хотим уделить отдельное внимание каждой из них. Царское Село – аристократический салон. В нашем сознании слова «золотой век» и «Царское Село» связаны неразрывно, кроме того, для Пушкина и его современников золотым веком было именно правление Екатерины. Вообще, Царское Село – это уже некий топос нашей культуры. Вспомним Анненского: 

Скажите: «Царское Село» –
И улыбнёмся мы сквозь слёзы. 

Или Мандельштама: 

Поедем в Царское Село!
Свободны, ветрены и пьяны…

 Анна Андреевна называла этот мир призрачным, но мы-то теперь знаем, что он самый что ни на есть настоящий. Ясная Поляна – усадьба, деревня (и вторая часть «Золотого века»).
«Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит через прихожую и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своём кабинете», – писал Александр Сергеевич.
В яснополянском «Золотом веке» обязательно прозвучат и русские, и так любимые Л.Толстым цыганские романсы. И, конечно, «Золотой век» не мог не появиться в Михайловском. Там у нас будет возможность сосредоточиться на театральной части нашего проекта. И потому, что сцена в Михайловском для этого наиболее приспособлена, и потому, что именно там Пушкин написал «Бориса Годунова», работал над «Сценами из рыцарских времён» и «Египетскими ночами».

- Вы много лет в своём творчестве обращаетесь к классике. И как актёр, и теперь как режиссёр. Что отличает режиссёрский почерк Олега Погудина?
- То же, что в первую очередь определяет и мою актёрскую индивидуальность, – внимательное отношение к авторскому тексту. В нынешних модных режиссёрских подходах нередко отходит в тень само слово писателя или поэта. Больше внимания уделяется постановочным средствам. У нас же на первом плане «великое русское слово». Помните, как у Мандельштама: и слово в музыку вернись. При этом я никогда не был сторонником онтологических экспериментов. Мне кажется, что не стоит использовать декорации ради декораций и постановочные эффекты ради эффектов. За спиной 35 лет работы в том жанре, в котором первичен текст, поэтому, ставя свои концерты-спектакли (кстати, первым это определение использовал Станиславский, вторым – Таиров), я не занимаюсь поиском или выдумыванием смыслов, которые материал не предлагает, не предполагает и не предоставляет. Я бы даже сказал, что у меня нет желания заявить о своей режиссёрской субъектности и стать глашатаем каких-нибудь новых театральных практик или пуститься в плавание на волнах своего подсознания. Я – ученик в русской школе психологического театра.

- В этом году мы отмечаем 200-летие Аполлона Григорьева, сказавшего: «Пушкин – наше всё».
- Да, это значительная дата, потому что Григорьев не только сказал эти прекрасные слова, но и был замечательным поэтом, одним из первых театральных критиков, а ещё, что очень важно для меня, внёс свой вклад в формирование поэтики русского городского романса – жанра, которым я занимаюсь всю жизнь.

- В предыдущем интервью мы говорили, что вы один из самых «литературных» исполнителей на нашей сцене. Но вот, говоря об Аполлоне Григорьеве, хочется вспомнить, что вы занимаетесь и научной деятельностью…
- Я ни в коей мере не считаю себя учёным, но тем не менее для меня очень важно принимать участие в конференциях, посвящённых А.Блоку или уже упоминаемому А.Григорьеву. Это связано с несколькими причинами. Первая состоит в моём желании институциализовать жанр романса. Привлечь к нему внимание научного сообщества. Вторая очень эгоистическая – это усталость от общего потока бездоказательных заявлений, концепций, теорий, которые просто валятся на нас из некоторых СМИ, соцсетей и тому подобного. Наука в этой ситуации – оазис, в котором нет места этому информационному белому шуму, где нельзя заявить: «А вот мне говорили, что Александр Блок…» или сослаться на «открытые источники». Всё должно быть чётко и ясно: кто, что, где, когда, номер страницы, единица хранения в фонде и т. д. И при этом научное сообщество готово обсуждать различные точки зрения. В наше время это дорогого стоит.

- Вы подготовили первую в наших СМИ часовую программу о Владимире Сабинине…
- Да, я очень рад, что у меня получилось подробно поговорить об этой личности. Ведь если вспомнить о Первой мировой, то в музыке самыми значительными её памятниками являются «Всенощное бдение» Рахманинова и романс «Гори, гори, моя звезда», которому этот певец дал вторую жизнь.

- Доводилось вам слышать, что Пушкин устарел?
- Конечно. И Пушкин, и Лермонтов, и Чайковский, и Глинка, и романс. Устарело всё. Меня лет тридцать журналисты спрашивают: почему вы выбрали романс, а не рок, ведь романс устарел. В молодости я даже терялся, объяснял про свою актёрскую психофизику, про природу жанра. Сейчас удивляюсь. Что странного в том, что русский артист в России выступает с исконно русским репертуаром? Ну я понимаю, меня бы спрашивали, почему я пою программы, в которых нет ни одного русского слова – на французском и итальянском языках, я и о них рассказал бы с удовольствием. Но вообще мне кажется, что нынешняя ситуация заставила очень многих, уверенно рассуждавших о том, что у нас в культуре устарело, понять, что именно это и есть наши великие и вечные ценности, которые необходимо беречь

- Вам интересны работы коллег?
- Да. Очень.

Читаете критические статьи о себе?
- Читал бы с радостью и даже подчёркивал бы некоторые места, если бы эти статьи были. У нас довольно-таки критическое положение с театральной критикой, простите мне этот каламбур. Она нередко политизирована, замкнута на себя, ориентирована на узкий круг людей. А ведь театр – одно из самых демократических искусств. Я часто вспоминаю слова Гоголя: «Театр – это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». Так вот, об этой стороне театра как-то говорится печально мало. А результатом становится потеря читающей публикой интереса к жанру и, как следствие, снижение качества публикаций о театре вообще. М.Кузмин писал: «Театральный критик – астроном художественной жизни. Он открывает её явления «в виде групп созвездий или отдельными яркими звёздами». В современной ситуации я не вижу почти ничего похожего. Но хочу сказать, что «Золотому веку» и «Мелодии рассвета» (спектаклю по греческим песням ребетика) в этом смысле повезло: было несколько хороших и полезных «критик».

А что о вас пишут в соцсетях, читаете?
- Нет. И не рекомендую это делать своим коллегам.

- У «Золотого века» будет продолжение?
- Обязательно. В феврале 2023 г. приглашаем всех в БКЗ «Октябрьский» на премьеру третьей, завершающей части нашей трилогии – «Ар-деко».
Беседу вёл Дмитрий Глебов
Фото: Елена Мартынюк
13.07. 2022. Литературная газета

https://lgz.ru/article/-28-6842-13-07-2022/-i-slovo-v-muzyku-vernis/
Прикрепления: 3523173.png(31.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 05 Авг 2022, 22:34 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 6563
Статус: Offline
"ЗОЛОТОЙ ВЕК" В ПРОСТРАНСТВЕ ЛИТЕРАТУРЫ

- Олег Евгеньевич, только что завершилось путешествие «Золотого века» в Царское Село, Ясную Поляну и Михайловское. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями…
- Если говорить одним словом, то счастье… у нас получилось свободное, красивое художественное высказывание. При этом - отличное от тех концертов спектаклей, которые мы играли на огромных площадках БКЗ «Октябрьский» и ГКД.

- Но ведь площадки в Ясной Поляне и в Михайловском тоже были совсем не маленькие…
- Да, продюсер сказал бы «тысячники», но это другие площадки, погруженные в пространство русской литературы. Станиславскому принадлежит уже затертая фраза «Театр начинается с вешалки», но на самом деле он начинается гораздо раньше. Примерно за два квартала от театрального здания. Вот когда я выхожу из Большого театра, вижу Театральную площадь, фонтан, купола Заиконоспасского монастыря, эта прекрасная картина - еще продолжение увиденного. Так же и с нашим «Золотым веком» в усадьбах – их пространство и начало, и продолжение спектакля. И в нашем случае люди ехали не только к нам, но и к Александру Сергеевичу, и ко Льву Николаевичу, скорее даже к Александру Сергеевичу и ко Льву Николаевичу, а уж потом к нам.

- Насколько к вашим спектаклям применим такой термин, как period eye (взгляд эпохи)?
- Книге Майкла Баксендолла, в которой появился этот термин, уже 50 лет, и сами слова «взгляд эпохи» уже стали стимулом для огромного количества исследований. Баксендолл пишет, что люди прошлого очень многое видели по-другому, что стиль эпохи неразрывно связан с ее духовной жизнью. И вот тут возникает новый вопрос: поймем ли мы духовную жизнь эпохи, погрузившись в ее стиль, насколько схожими будут герои нашего «Золотого века» в Царском Селе, где все полно памятью о победах екатерининского времени, в Ясной Поляне, где писалась «Война и мир», в Михайловском, где Пушкин писал «в глуши, во мраке заточенья»? Могу сказать, что герои были разными. Вообще, само по себе музейное пространство в чем-то пространство мифа. Но в этом пространстве происходит то, что описано Шекспиром: "Что он Гекубе? Что ему Гекуба? А он рыдает." И мы пытались бесстрашно протянуть нить от «Золотого века» в двадцать первый, предвидя который Баратынский написал «век шествует путем своим железным».

Надо еще отметить, что спектакль в «Царском селе» кардинально отличался от двух последующих тем, что был поставлен не в усадьбе, не в поместье, а в дворцовом павильоне. Царскосельское пространство устроено совсем по другим законам, оно одновременно возвращает нас в XVIII век (Золотой век для Пушкина) и в век Серебряный. Там сразу возникает головокружительное количество аллюзий, подтекстов, коннотаций…Отмечу и еще одну важную для меня вещь: в Царском Селе в «Зале на Острову» прекрасная акустика, поэтому там концерт прошел без микрофонов – практически аутентично пушкинскому времени – это тоже очень ценный опыт. Говоря же про Ясную Поляну и Михайловское, хочу вспомнить три книги «Старые усадьбы» Н.Н. Врангеля, «Венок усадьбам» А.Н.Греча и «Художественные сады» А.Э.Регеля. В них с огромной любовью описываются «дворянских гнезд заветные аллеи», сады, парки, статуи, беседки…но все эти описания пронизаны грустью по уходящей эпохе. Авторам кажется, что все ушло в прошлое и стало просто частью истории.

Дворцов и замков свет, дворцов и замков,
цветник кирпичных роз, зимой расцветших,
какой родной пейзаж утрат внезапных…


Но когда мы сейчас приезжаем в Михайловское, Ясную Поляну, Тарханы, Воробьёвку, то с радостью видим, что усадьбы живы. Это не застывшее заархивированное пространство, нет. Там идет своя интересная, наполненная жизнь. Туда приезжают гости, бывает, что ведется хозяйство, ставятся спектакли, звучит симфоническая музыка, поются романсы…

- И при этом надо сказать, что русский романс удивительным образом вписывается в любые музейные пространства…
- Естественно. Этот жанр открыт и красив. Следовательно, будет уместен и органичен в любом интерьере. К тому же, как я уже говорил в интервью журналу «Музей», бОльшая часть текстов и мелодий русского романса написана людьми с гимназическим ( то есть классическим гуманитарным) образованием, которые помнили все великие сюжеты о любви, ревности, возвращении на родину и тоске по ней, судьбе и роке, и это еще одно объяснение и его органичности в любом музейном интерьере, и архетипичности, и современности при этом. Петр Вайль написал когда-то о попытках понять ушедшую эпоху: «Бах тот же. Мы - другие»

-Удивительно, что он написал это в эссе об Иннокентии Анненском
- Да, о стихотворении «Среди миров», ставшем одним из прекраснейших романсов. Но хотя мы и другие вера, надежда, любовь, прощение и милосердие те же. «Золотой век» весь, собственно, об этом. И я очень хочу поблагодарить моих дорогих коллег: Дмитрия Антипова, Данила Можаева, Галину Гармаш, Оксану Шилову, Екатерину Сергееву, Ирину Шабалову, Анастасию Вечеркину, моих дорогих музыкантов, сотрудников музеев Царское Село, Ясная Поляна, Михайловское, Росконцерт, Министерство культуры и всех, кто помог состояться этому проекту.

- «Золотой век» - вторая часть задуманного Вами проекта. «Серебряный век» - «Золотой век» - «Ар-деко». Что ждет зрителей в третьей финальной части?
- В третьей финальной части зрителей ждет погружение в мир Ар-деко – последнего большого стиля в искусстве. Вообще мне очень нравится одно из определений этого периода, гласящее, что Ар- Деко «состоит больше из вкуса, чем из стиля». И тут важно отметить вот какую вещь. Когда мы говорим про Ар-деко, перед нами в первую очередь встают визуальные образы: небоскребы, работы Эрте, Сони Делоне, Тамары Лемпицка. Дмитрий Чипаруса. К ним можно добавить книги Фицджеральда, Хемингуэя, Вудхауса… но мы собираемся говорить о музыке этого стиля: танго, фокстротах, романсах, а об этом пока очень мало сказано. 

- Не планируете ли Вы соединить потом все три проекта в трилогию?
- И показывать потом три вечера подряд? Да, это было бы интересно, а будущее покажет – возможно ли.
Интервью подготовлено пресс-службой артиста.
04.08. 2022.

https://www.pogudin.ru/news/news_111.html
 

Форум » Размышления » Интервью и публикации » В ОЖИДАНИИ "ЗОЛОТОГО ВЕКА"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: