[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЛЮБВИ
Валентина_КочероваДата: Вторник, 22 Фев 2022, 11:56 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЛЮБВИ



Шестидесятники были блестящими. Яркими, талантливыми, эпатирующими, громогласными."...может быть, нелепо, спотыкаясь, ошибаясь, но все-таки именно эти люди создали ту, пока еще не очень благополучную свободу, которую мы имеем.", - сказал Булат Шалвович в одном из интервью о своем поколении. Но с годами в их великолепном хоре все слышнее тихий голос Окуджавы, потому что чем громче музыка печали, тем выше музыка любви..Поэзия и проза Окуджавы - это глоток свободы, и пример глубокой внутренней связи со всей нашей великой литературой. Недаром в посвященном ему стихотворении А.Вознесенского сразу возникает отсылка к Пушкину.

Поэт не имеет опалы,
спокоен к награде любой.
Звезда не имеет оправы
ни черной, ни золотой.

Звезду не убить каменюгами,
ни точным прицелом наград.
Он примет удар камер-юнкерства,
посетует, что маловат.

Важны ни хула или слава,
а есть в нем музыка иль нет.
Опальны земные державы,
когда отвернется поэт.
У поэта соперников нету,
- откликнутся стихи Булата.

Об этом и еще об очень многом в онлайн-концерте Олега Погудина «Надежды маленький оркестрик» 1 марта, ведь

На этом береге туманном,
где память пахнет океаном
И смерти нет, и свет в окне,
все влюблены и все крылаты,
И все поют стихи Булата..
.

20.02. 2022. "Культура двух столиц"
http://russcult.ru/articles.php?cat=6

ПРИГЛАШЕНИЕ ОТ НАШИХ ДРУЗЕЙ



В первый день весны онлайн-концерт Олега Погудина «Надежды маленький оркестрик»
Последний символист, так нередко исследователи называют Булата Окуджаву, в эпоху которого происходило " второе открытие" Александра Блока, что в определенной степени стало актом личностного и творческого самоопределения поэтов периода " оттепели".

Именно в стихах Окуджавы в это время снова появляется Прекрасная Дама, более того, он вновь вводит в лирический обиход слово "женщина" и возвращает героине статус Вечной Женственности. Французский критик Маррон отмечал: "Ваше величество женщина" – это блоковская незнакомка нынешнего лирического поэта, его Прекрасная Дама". Герой Окуджавы утверждается как рыцарь-поэт. И проявляется невероятное: вера в возможность воплощения идеала в реальности, какой бы постыдной и тяжелой она ни была. Прекрасная дама видна во многих стихах Окуджавы. Например, в стихотворении "За столом семи морей", на подспудном, интертекстуальном уровне, на присутствие блоковской "Незнакомки" указывают и морские ассоциации, и синий цвет глаз, и сравнение героини с "близким берегом". Пространство блоковского ресторана расширяется до образа фантастического застолья "за столом семи морей", которое в стихотворении "Письмо Антокольскому" превращается в карту морей, над которой Блоку " просиживать, не поднимая глаз". Именно Блок становится у Окуджавы штурманом " корабля поэтов". А герой, оставаясь простым земным человеком, может "носить на крыльях" свой идеал, беречь его и рыцарски защищать.

Еще одна параллель с Блоком связана с образом розы. В стихотворении «Я пишу исторический роман» блоковскую «Черную розу в бокале золотого, как небо, аи» заменяет красная роза в склянке темного стекла. Казалось бы, высокая эстетика модерна заменена на грубый быт, но роза (она же поэзия, она же душа) хорошо чувствует себя и там, потому что пространство ее бытия все равно овеяно творчеством. Это – рассуждения литературные. А есть еще и факты биографии Окуджавы.

В Тбилисском университете, где Окуджава учился с 1945 по 1950 год, читал лекции профессор Владимир Эльснер, когда-то бывший шафером на свадьбе Гумилёва и Ахматовой, там жил поэт Рюрик Ивнев. Они оба руководили семинаром поэтов-фронтовиков, в котором занимался студент Окуджава. С начала 1947 года Окуджава был членом кружка молодых поэтов, который вели В. Эльснер и Г. Крейтан, живший в молодости в Санкт-Петербурге и входивший в объединение акмеистов. Однако и без этих фактов любому вдумчивому слушателю-читателю Окуджавы видна его тесная связь и с Серебряным веком, и с великой русской литературной традицией в целом.

Имя Олега Погудина более 30 лет неразрывно связано со звучащим словом в любой его ипостаси – от русского городского и классического романса, до песен Окуджавы и Вертинского.
Как пишет критика, Олег Погудин упорно, кропотливо и талантливо складывает осколки прошлого в одну цельную картину нашей культуры, в которой на равных присутствуют великая поэзия, оперная и симфоническая музыка, русский романс и песни Окуджавы – поэта, продолжившего и развившего сложившуюся в Серебряном веке традицию прямого и искреннего разговора с читателем и зрителем. На вопрос «можно ли и нужно ли петь Окуджаву после Окуджавы» Олег Погудин отвечает просто: Окуджава был поэтом звучащего слова. Пушкин или Блок читали свои стихи нечасто, а вот он всю свою творческую жизнь выступал перед людьми. И это значит, что слово Булата должно звучать с подмостков и дальше. Звучать по-разному: и под самый простой гитарный аккомпанемент, и под оркестр.
1 марта слушатели вновь смогут соприкоснуться с творчеством Окуджавы и убедиться, что «эти песни не горят, они в воздухе парят...»
Купить билеты: https://ticketscloud.com/v1....d70&r=1

21.02. 2022. Материал подготовлен Музеем-квартирой А. А. Блока совместно с пресс-службой Олега Погудина
https://vk.com/search?....71_9267
Прикрепления: 7026747.jpg (18.6 Kb) · 0869362.jpg (19.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 28 Фев 2022, 18:21 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЛЮБВИ

- Олег Евгеньевич, в августе 2022 г. будет 35 лет Вашей концертной деятельности. И в самом первом своем «взрослом» концерте Вы пели песни Окуджавы? О том, что Вы выпускались из ЛГИТМИКа с дипломом, посвященным Александру Вертинскому, говорилось много раз. Но ведь точно так же вся Ваша творческая жизнь связана и с именем Окуджавы…
- С именем Окуджавы связана не только моя творческая жизнь. Я недаром написал в предисловии к альбому с песнями Булата Шалвовича «наставнику моей юности». Эти песни я слышал с детства, их пели и слушали мои родители. И если я уже не раз рассказывал (поэтому и не хочу на этом останавливаться подробно), как творчество Вертинского мне буквально «навязали» мои мастера в театральном институте и только потом возникла любовь, то тут было наоборот. С самого начала была любовь, были детские воспоминания, было ощущение, что эти песни были всегда.

- Изменился ли со временем Ваш взгляд на творчество Окуджавы?
- Несомненно. Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю масштаб его творчества и необходимость присутствия стихов Булата Шалвовича и я бы даже сказал его вИдения мира в нашей жизни.

- Как только не называли Окуджаву. Сначала это был «Вертинский для недоучившихся студентов», теперь же литературоведы называют его «последним символистом» и пишут о его связи с Александром Блоком…
- И литературоведы абсолютно правы. Есть связь с Блоком, есть влияние Иванова. Вообще ведь «второе открытие» Блока, позднее творчество Ахматовой, появление  «Доктора Живаго» Пастернака – это время начала писательской карьеры Окуджавы. Литературоведы уже написали и о том, что он возвращает в поэзию образ прекрасной дамы и даже нашли параллели между блоковской розой и розами Окуджавы. Он вообще любил цветы: «…являются мне не впервые, как будто из чащи густой, то флаги любви роковые, то знаки надежды пустой, то пепел, то кровь, а то слезы - житейская наша река. Лишь редкие красные розы ее украшают слегка».
А если вспомнить, что в Тбилисском университете, в котором учился Окуджава, читал лекции профессор Владимир Эльснер, когда-то бывший шафером на свадьбе Гумилёва и Ахматовой, а Рюрик Ивнев руководил семинаром поэтов-фронтовиков, то генезис его творчества просматривается довольно ясно. Но любому вдумчивому слушателю-читателю Окуджавы и без этих фактов видна его тесная связь и с Серебряным веком, и с великой русской литературной традицией в целом. Но я бы добавил к этим прекрасным литературоведческим изысканиям еще вот что. Окуджава не был певцом «кавалергардов» и «юнкеров», отрешенным от современности. Его роза стоит в самой простой склянке, а не в бокале аи, а еще он с заледеневшей  розою в руке проходит по Арбату…В строчке цитируемого стихотворения трижды повторено слово «всматриваюсь». Не «смотрю». Это очень важно для Окуджавы. Его взгляд всегда внимательный,  всегда заинтересованный, неравнодушный и очень актуальный. Можно просто перечислить, кому из современников он посвящал стихи. Этот список ясно демонстрирует, что Окуджава все время был в гуще культурной жизни.  Его стихи и песни посвящены Евгению Рейну, Иосифу Бродскому, Евгению Евтушенко, Юрию Трифонову, Юрию Левитанскому, Юлию Киму, Белле Ахмадулиной, Агнешке Осецкой, Василию Аксенову и многим другим. Все они таланты, все они красавцы, все они поэты…

- Окуджава говорил, что из поэтов на него больше всего повлияли Ахматова и Мандельштам, Вы тоже называете их в числе своих любимых поэтов…
- О любимых поэтах Булата я узнал намного позже, чем начал петь его песни. И это узнавание было очень счастливым. Так бывает в любви. Сначала увидел и сердце откликнулось, а потом уже со временем, ближе узнавая, обнаруживаешь, сколько у нас общего, и радуешься этому.  Вот и Мандельштам описывает свои впечатления от старых уже знакомых стихов, неожиданно оказавшихся очень близкими, как чувство встречи. И примерно такое же «чувство встречи» это и стихи Окуджавы, и погружение в их контекст, историю их создания.

- В концерте-спектакле «Серебряный век. Вариации. Петербург» прозвучало «Прощание с новогодней елкой» и это было абсолютно естественно…
- Если вспоминать о «Прощании с новогодней ёлкой» опять скажу: выбор этой песни произошел так же, как в любви, где  что часто выбираешь не  думая, а руководствуясь душевным порывом. Первый  взгляд - это то, что решает все в любви и в художественном делании. Когда я включал «Прощание с новогодней ёлкой» в петербургский Серебряный век, то отталкивался от слов «Словно Спас-на-крови», то есть от признака топографического, а сравнениях этих стихов с ахматовскимю

Все мы немного у жизни в гостях,
Жить - это только привычка.
Чудится мне на воздушных путях
Двух голосов перекличка.

Двух? А еще у восточной стены,
В зарослях крепкой малины,
Темная, свежая ветвь бузины...
Это - письмо от Марины.


- прочитал потом. И стало уже и на уровне литературоведения понятно, что эта песня абсолютно правильно вошла в «Серебряный век», ведь Окуджава отталкивается не просто от ахматовских стихов, а от тех, в которых Анна Андреевна вспоминает Цветаеву, Мандельшама и Пастернака. Надо еще сказать и то, что Окуджава был знаком с Ахматовой и даже пел ей. Историки литературы, нередко спорят: это был один раз, два, три раза. Некоторые полагают, что они общались только по телефону. Но нам это не так важно. Важнее другое: поэтическая встреча двух поэтов состоялась. Вообще, говоря об Окуджаве, мы слишком часто говорим о его простоте, доступности и музыкальности. Но это другая простота, та о которой Ахматова писала «Я научилась просто, мудро жить»
На самом деле Окуджава - поэт очень непростой. Ведь и любовь во всех ее проявлениях, о которой он писал и пел – очень непростое чувство. Разве можно понять что-нибудь в любви. Но надо очень верить…И очень хочется поговорить об этом языком песен Окуджавы на ближайшем концерте. Добро пожаловать: https://clck.ru/asNKt
Интервью подготовлено пресс-службой артиста.
https://www.pogudin.ru/news/news_104.html
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: