[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Интервью и публикации » ПРОСТАЯ ПЕСЕНКА БУЛАТА
ПРОСТАЯ ПЕСЕНКА БУЛАТА
Валентина_КочероваДата: Вторник, 25 Дек 2012, 21:17 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6950
Статус: Offline
ПРОСТАЯ ПЕСЕНКА БУЛАТА

А сегодня мы представим новое имя среди наиболее интересных исполнителей знаменитого репертуара - Олег Погудина. 'Простая песенка Булата', по точной характеристике Евтушенко, была и остается чрезвычайно хрупким созданием. Большинству бравшихся за нее профессиональных исполнителей не повредило б стандартное - 'не кантовать'. И не внемля написанному предупреждению, маститые профессионалы из эстрадного вокала терпели с Окуджавой полное фиаско. Шапка оказывалась не по Сеньке, сомбреро - не по Хуану, а тулупчик - явно с чужого плеча. Песенка Окуджавы если и не рассыпалась в цепких пальцах, то выскальзывала из них, долгое время признавая лишь единственное исполнение - авторское.

Среди прочих эстрадных толкований она, скорее, поддавалась весьма умеренной и тактичной театрализации. Потому-то лучшими интерпретаторами окуджавского песенного репертуара оказывались опять же лучшие актеры-вокалисты - Елена Камбурова или Дмитрий Межевич, и близкие автору композиторы - Исаак Шварц и Сергей Никитин.
Как бы соглашаясь с этим, Окуджава не уставал повторять, что он-де всего лишь литератор, не профессиональный композитор, случайный человек на эстраде и вообще не актер. Когда же с годами это утверждение, не без лукавства говоренное, было отыграно, Булат Шалвович уже всерьез и не без горечи как-то признался, что, появись его незатейливые песенки нынче, их бы никто не услышал.
Услышали, Булат Шалвович!

В Санкт-Петербурге сольный концерт 'Памяти Булата Окуджавы' дал молодой актер и певец Олег Погудин.

После первого своего окуджавского концерта в начале 1998-го Погудин выступил с песнями Окуджавы на телеэкране в мае того же года в телевизионном фильме 'Посвящение' - 'Чем выше музыка любви, тем громче музыка печали' режиссера Галины Гамзелевой.
Фильм был снят на студии 'Петербург - 5 канал' и демонстрировался по каналу 'Культура'.
С первого же появления на телевизионном экране обращали на себя внимание замечательные внешние данные актера, его несомненные киногеничность, благородство лица, неброская красота и манера исполнения. В фильме Погудин представил три песни Окуджавы - 'Опустите, пожалуйста, синие шторыю', 'Московского муравья' ('Мне нужно на кого-нибудь молиться') и 'Песенку о дальней дороге'. Но и этого было достаточно, чтобы уже в них проявился, иначе не скажешь, состав души молодого исполнителя - его внутренняя культура, врожденная интеллигентность, удивительная гармоничность присущего ему певческого дара. Того дара, что как и вкус, - либо есть, либо ему неоткуда взяться. Причем с первого же звука погудинский дар являл собою неоспоримое сродство с певческим даром самого Булата Окуджавы.

Для своего сольного концерта артист отобрал около трех десятков авторских песен Булата Окуджавы, и тематически, и стилистически близких романсовой традиции. В его исполнении не только 'Арбатский романс' или 'Еще один романс' естественно ей подлежали. Но едва ль не впервые ловишь себя на мысли, что и 'Заезжий музыкант' ('Вариации на тему 'Чудесного вальса'), и 'Прощание с новогодней елкой' впрямую сопрягаются с традицией романса.
Погудинский концерт вообще оставлял ощущение необычайной цельности. Эта цельность сохранялась как в композиционном единстве обоих отделений, так и в трактовке исполнителем каждой песни.

По отношению к автору всяческая интерпретация была на редкость деликатной и трепетной. Это, кстати, соответствует русской вокальной традиции: в исполнении классической вещи трактовка здесь исключает какую бы то ни было барочность, но всегда ориентирована на внутреннюю насыщенность и содержательность самого произведения.

Потому-то слушать Окуджаву в исполнении Олега Погудина, его 'серебряного' голоса' - наслаждение необычайное и совершенно чарующее. Завораживает не только не сравнимый ни с кем погудинский вокал, изумляет мастерство его гитарного сопровождения. В концерте традиционно принимал участие блистательный аккомпаниатор-гитарист Михаил Радюкевич, однако изрядно большую часть концерта Олег Погудин аккомпанировал себе сам. Его гитара в 'Еще одном романсе', в частности, каким-то образом, чуть ли не визуально, одним лишь перебором струн передавала скрытый драматизм романса, внутреннюю смятенность героя, горечь несбывшегося.

После погудинского концерта, посвященного Окуджаве, продолжать былые разговоры о том, композитор ли Окуджава или дилетант от музыки, - разговоры и прежде-то праздные, - сейчас дело совсем уж бесперспективное и беспочвенное.

Вспоминается, как в начале девяностых годов Булат Шалвович, вернувшись с очередного календарного юбилея, был заметно раздражен бесконечными на нем разговорами о гибели русской культуры, о ее нынешнем закате. 'Они не могут взять в толк, что культура не умирает, не может погибнуть и русская культура, - с запальчивостью продолжал Окуджава спор уже в отсутствии своих оппонентов. - Просто мы еще не знаем тех, кто приходит на смену. Пока не знаем!

Когда в Москве говорились эти слова, в Санкт-Петербурге начинал концертировать Олег Погудин, мало кому известный тогда юный актер и певец, которому, несомненно, суждено нести русскую певческую культуру за границу уходящего века.


В Босенко

- Для меня Окуджава самый значительный русский поэт конца ХХ века, во всяком случае, в моем личном, в том числе художественном воспитании. Сочетание простоты и изящества, нежности и мужества, главное же счастливый дар любви, который позволяет человеку парить над землею, даже если война, ложь и предательство, алчность и подлость готовы поглотить его чуть не ежеминутно.

Олег Погудин
 

Форум » Размышления » Интервью и публикации » ПРОСТАЯ ПЕСЕНКА БУЛАТА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: