Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 27 Дек 2012, 21:05 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7099
Статус: Offline
| ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Корреспондент «РФГ» беседует с известным певцом, заслуженным артистом России Олегом ПОГУДИНЫМ
- Олег Евгеньевич, вы являетесь, наверное, одним из самых компетентны пециалистов в области романса, хотелось бы поговорить об этом уникальном жанре. Это локальное, чисто русское или общечеловеческое явление?
– По происхождению, несомненно, русское, а по востребованности, популярности – конечно, мировое явление. Правда, и русским его можно назвать достаточно условно, поскольку романс принадлежит всему культурному пространству, которое было присуще Российской империи. Например, среди авторов романсов немало поляков. Одна из самых больших типографий, выпускавших нотные сборники этого жанра, находилась в Варшаве. После 1917 года русский романс с эмигрантской волной выплеснулся в Европу, дошел до Америки. Но, как и многое, что попадает на Запад извне, остался некоей экзотикой, связанной с русским культурным пространством. Само же рождение романса как жанра было вдохновлено французской чувственной музыкой и немецкими песнями, в частности, Шуберта, которые нашли гармоничное сочетание с русской национальной мелодикой и народной песней. В общем-то, вся отечественная культура в высших ее проявлениях, как и судьба России в целом, это синтез творческого опыта самых разных стран. Когда подобный синтез естественный, гармоничный и морально оправданный, то рождаются такие прекрасные феномены, как отечественная культура девятнадцатого столетия. Если же данный синтез искусственно навязан, односторонен, бездуховен, возникают чудовищные перекосы и страшные страдания для многих людей. Что мы и видим сегодня, когда на российскую духовную, культурную, экономическую и прочую почву механически переносятся западные кальки.
– Как вы считаете, почему романс столь популярен сегодня?
– Романс – демократичный жанр. Не в нынешнем (политизированном) понимании этого определения, а в том, что и для исполняющего, и для слушающего никогда не было необходимости принадлежать к какому-то сословию. Для бедных и богатых, для образованных и не очень романс одинаково доступен, интересен. Словом, он востребован во всех слоях общества.
– Есть ли авторы, которые сегодня пишут романсы?
– Конечно. Но если это не заданная стилизация под старину, то речь нужно вести все-таки о современной лирической песне, базирующейся на традициях романса. Сам жанр русского городского и классического романса завершен в своем развитии. Так же как, например, жанр классической оперы. Но это же не значит, что опера отменена или умерла. Просто ничего лучшего, чем было написано, уже не создается. Но пользоваться тем, что сделано предшественниками, мы будем еще не одно столетие.
– На кого рассчитано ваше творчество – молодежь, пожилые люди?
– Для меня не важно, какого возраста человек пришел на концерт. Важнее, для чего он пришел и с чем ушел. А общаться мне легко и с молодыми, и с пожилыми людьми. Сам нахожусь в том возрасте, когда достаточно пережито и прочувствовано для того, чтобы иметь право на равных разговаривать с теми, кто умудрен жизненным опытом. Но еще не так далеко ушел от ощущений и переживаний юности, чтобы не уметь устанавливать контакт с молодежью. Хотя должен признаться, что с современными подростками и молодыми людьми разговаривать все сложнее, потому что общий уровень культуры очень сильно упал. Их культурный багаж создан через телевидение, а там происходят просто катастрофические явления, которые, с точки зрения культуры, иначе, чем безумием и развратом, не назовешь.
– Действительно, уж во всяком случае, романс с «голубого экрана» звучать практически перестал.
– В принципе обязанность государства – поддерживать и популяризировать то, что составляет национальное достояние. Но ругать нынешнее государство бессмысленно – оно соответствует нашей общей нравственности. К тому же история России свидетельствует и о худших временах. При Николае Первом физически уничтожили Пушкина! А это пострашнее, чем отлучение романса от «голубого экрана». Хотя, конечно, тем, кто руководит страной, нужно задуматься о том, к чему неизбежно приводит экспансия безнравственности. Конечно, каждый человек сам обязан трудиться над своей нравственностью постоянно. Романс или какое-либо другое прекрасное явление искусства – не щит от жизненной грязи.
– Тем не менее хорошая музыка способствует развитию прекрасного в людях, а скверная – опускает человека. Не так ли?
– Безусловно. В этом и заключается противоположность целей искусства и антиискусства. В частности, романс возвышает человека, а, скажем, попса – это просто бизнес, да еще и, перефразируя Островского, довольно низкого сорта.
– Вы затронули тему бизнеса в искусстве. Романс – явление явно не рыночное. Вы не опасаетесь, что рыночный Молох может уничтожить нишу вашего творчества?
– Опасаюсь, но больше опасаюсь не просто за искусство, а вообще за человечество. Потому что когда человека называют потребителем, то для нравственности остается очень мало места. Рынок регламентирует все, даже отношения в семье, пр этом для жертвенности, милосердия просто не остается места. Но человечество не может существовать по принципу «хлеба и зрелищ». Оно или погибнет, или сбросит с себя грязь.
– Сейчас многие деятели искусства занялись публичной политикой, идут во власть, называют себя элитой – ваше отношение к этому?
– Вопрос политичности или аполитичности для меня сводится к обращению со сцены к человеческой совести. В первуюочередь, конечно, к своей, а потом уже к совести тех, кто пришел меня послушать. А совестью, по счастью, не обделен ни один человек, ни один народ. Только находится она в разной степени развития. Беда в том, что многие разучились слушать друг друга и голос совести в себе. За грохотом пушек, шумом телевизоров, звоном монет некоторые перестают вообще что-либо слышать. Для меня лично драгоценно то, что было создано многими поколениями Российского государ- ства. Для меня личная трагедия – двадцатый век нашего Отечества и особенно то, что случилось при его окончании. Для меня личная трагедия – то, что границы проходят таким образом, что родные для меня места (мои предки частью из Украины, частью из Беларуси) становятся малодоступными, а кто-то все ведет к тому, чтобы они вообще стали недоступными.
Я считаю это самым мерзким бандитизмом. Но ожесточать взаимоотношения в обществе, по моему убеждению, в наше время значит – еще более усугубить ситуацию. Нужно свидетельствовать о правде и отстаивать ее. Это иной раз труднее, чем воевать на полях сражений. Обращение к совести многие считают занятием не современным, но без этого нет достойного будущего.
Беседу вел Сергей ТУРЧЕНКО
http://www.philgazeta.ru/pdf/2007/2007_01.pdf
|
|
| |