Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 07 Янв 2013, 22:08 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| Встреча с Заслуженным учителем России, почетным Гражданином Красного Села, Александром Ефимовичем Березанским.
Я знала, что обязательно вернусь сюда, но не знала, что это случится так скоро…
Совершенно неожиданно у меня оказалась неделя отпуска, и, не раздумывая, я уехала в Петербург – с надеждой на то, что, все-таки, решусь и созвонюсь с Александром Ефимовичем, и попрошу его поделиться своими воспоминаниями о школьных годах Олега.
И вот, решив не откладывать эту встречу надолго, я позвонила ему в воскресенье, 6 августа. Телефон молчал, и я было подумала, что в выходной день он вполне мог быть и на даче. Но, буквально через полчаса он перезвонил сам – на его телефоне стоял автоответчик, который и зафиксировал мой номер. Выслушав причину моего звонка, он предложил мне рассказать, что помнит, по телефону. Но этого было явно недостаточно: мне нужно было увидеть этого человека, составить о нем свое впечатление, да и при личной встрече наша беседа, возможно будет более плодотворной.
К моей радости, он согласился с моими доводами, и наша встреча была назначена у школы на 14.00. И вот мы с Леной, захватив два журнала «Русская элегия» (один на всякий случай), отправились на Балтийский вокзал. Ближайший поезд отходил в 1.05: мы едва успели, ведь очень неудобно заставлять человека ждать.
Сказать, насколько мне было страшно разговаривать с учителем Олега - это не сказать ровным счетом ничего. Я от страха дрожала, как осиновый лист... но раз уж решилась, приложив к этому столько усилий, то обратной дороги нет... Причем, никакого заранее подготовленного плана нашего разговора с учителем, у нас, естественно не было. Все будет, как будет...
Погода была на редкость теплая и солнечная. Около школы прохаживался невысокий пожилой человек – это и был Александр Ефимович. Извинившись за небольшое – на пару минут – опоздание, мы более конкретно объяснили цель нашего приезда. И, поскольку времени у него было не так много, то он сразу предложил поискать тихое место для беседы. В скверике, почти напротив школы, мы нашли лавочку в тени деревьев, где и решили остановиться.
Надо сказать, что внешность учителя меня приятно удивила: для своих 72 лет он выглядел просто замечательно. Загорелое, почти без морщин, приветливое, умное лицо, совсем молодые глаза. Человек как-то сразу располагал к себе…
- Александр Ефимович, Вы сейчас общаетесь с Олегом?
- Раньше это было возможно. Сейчас его просто не достать – он очень занятый человек. Вообще, он был скромным, умным мальчиком. Ну, будем так говорить – даже не широко общительный был в школе. К нему все хорошо относились, и никто не знал, что он будет артистом – это можно точно сказать. Вы, наверное, знаете, что он учился в музыкальной школе?
- Да, конечно. А Вы знаете, в Москве Олега очень любят и тому количеству цветов, которые он получает каждый концерт, может позавидовать любой знаменитый артист.
- ( А.Е. улыбается) Он изумительный – да. И самое главное – скромный. При всем, при том, в нем нет этого показного артистизма, нет – ну, что ли, честолюбия такого явного, как у многих актеров. Он - скромнейший человек, он таким и остался.
- Вы бываете на его концертах?
- Был, конечно. Но я не всегда подхожу к нему, потому, что это не очень удобно.
- В одном интервью Олег очень тепло отзывался о своих школьных годах, о своих замечательных учителях, и говорил, что с таким запасом знаний ему потом легко было учиться в театральном институте.
- Действительно, учителя были хорошие, и я должен это подтвердить. Да, годы идут и мы уже в таком возрасте, что постепенно выходим в тираж.
- И вот почему так ценно и так дорого каждое слово людей, которые были непосредственно рядом с Олегом, знали его и не через какие-то там третьи руки, понимаете? Вот Ваши воспоминания – ведь Вы учили его?
- Мы его очень любим все. Я скажу, что даже на уроках – я преподаю эстетику, основу искусства, я вот… (А.Е. достает маленький сверток)
- А это что такое?
- Это его кассета. Нет, это он не дарил. Я ее приобрел, не буду хвастаться. Я это к тому говорю, что рассказывая ребятам о театре, эстраде – говорю им, что одним из лучших представителей ее является Олег Погудин. Вы понимаете… вот сейчас – какая у нас культура, к сожалению…
- А вот приходишь на концерт Олега и, слушая его голос, душой отдыхаешь… И вообще – услышав его однажды, понимаешь, что от него уже не уйдешь. Вот именно поэтому, столько людей годами ходят на все его концерты.
- Ну, я вам приведу примеры, как бы нашей личной жизни: для меня было, конечно, очень счастливым моментом на моем 60-летие появление Олега.
- Для Вас это была неожиданность или Вы сами его пригласили?
- Ну, конечно, я пригласил. Это было в школе и афишировать мне не очень было удобно, но, в тоже время хотелось сделать подарок всем, кто пришел на мой юбилей.
- Да уж, подарок, действительно, царский.
- Он приехал ко мне с гитарой и исполнил несколько песен, а потом очень скромно сидел среди большого количества выпускников, которые тоже в этот день приехали меня поздравить – я в школе почти 50 лет.
Все это торжество проходило в актовом зале нашей школы. Зал совсем небольшой. Ну, среди моих учеников есть артисты Большого Драматического театра, где три года отработал и Олег. Это Тамара Лебедева, потом ее сын – артист Жора Антонов, который учился у Толубеева. Олега очень хорошо принимали – он был самым настоящим украшением моего юбилея. Он покорил буквально всех своим обаянием и скромностью.
- Александр Ефимович, мы привезли Вам журнал «Русская элегия», первый выпуск которого почти целиком посвящен творчеству Олега.
(А.Е. перелистывает журнал) Ой, какая прелесть! Очень хорошо.
- Вот Олег школьник. Каким он пришел в первый класс? И с какого класса он учился у Вас?
- Опять-таки, боюсь вам сказать, потому, что в школе было пять первых классов и кроме них.(проходящая мимо женщина с большим уважением поздоровалась с Александром Ефимовичем) еще тридцать, поэтому вспомнить, каким был в первом классе Олег – я не смогу. Я учил его с пятого по одиннадцатый – но столько с тех пор времени прошло, что точно сказать я боюсь. Только знаю точно, что я его учил. (смеется)
- А что Вы тогда преподавали?
- Я преподавал эстетику и основы искусства.
- Основы искусства?
- Ну – виды искусства, будем так говорить. Потом была еще этика и психология семейной жизни – и такой был предмет. А Олег был тогда обыкновенным мальчиком: хорошим, добрым и довольно скромным.
- А как он учился?
- Нормально учился. Я не смотрел его дневник, но знаю, что с ним по учебе никогда не было проблем. Никогда о нем не вставал вопрос ни в плане учебы, ни в плане поведения. Он был… ну, как бы это сказать… таким же школьником, как и все. Не выделялся ничем, хотя ведь пел, обладал хорошим голосом, но никогда не демонстрировал свои способности. У них был очень хороший классный руководитель – Тамара Ильинична Малкова, ветеран войны и труда. Она очень хорошо относилась в Олегу, и он вместе с ней, по-моему, даже ездил выступать – когда они ездили по стране.
- А как складывались его отношения со сверстниками?
- Нормально. Ребята к нему хорошо относились.
- Как-то в одном из интервью Олег говорил, что он очень любил уединение: бродить по пустырям, скверам...
- Он… как бы это сказать? Не очень общителен был, но не в силу плохого характера – так ведь бывает? Ребята к нему хорошо относились, но он был предоставлен как бы самому себе, и это у него хорошо получалось. И вот в Красном Селе все, кто его знают, очень по-теплому о нем отзываются.
- Знаете, мне сейчас вспомнилось лицо той женщины, с которой я разговаривала в школе, что на улице Лермонтова. Как только она услышала это имя, то сразу повернулась ко мне, и лицо ее просто засияло: «А я ведь учила Олега Погудина…» - А вот с этого момента, пожалуйста, поподробней…
(И как я тогда додумалась приехать сюда без диктофона и сейчас не пойму? Ну разве с первого раза я могла ожидать такого везения?)
- А кто это был?
- Вот, к сожалению, растерявшись от такой неожиданности, я даже не спросила ее имени. Как я поняла – она или директор школы, или завуч. А тогда она преподавала литературу и рассказала мне о Вас – что именно Вы можете рассказать об Олеге гораздо больше, чем она. Но, что меня в тот момент особенно поразило - так это выражение ее лица. Я никогда еще не видела, что бы так, в одну секунду, менялось лицо человека. С жесткого, властного на совершенно милое и очень доброе. Передо мной стояли совершенно два разных человека и такое невероятное перевоплощение произошло только из-за того, что я произнесла лишь всего одно имя...
- Конечно, за те пятьдесят лет вокруг меня так много было преподавателей, что всех и не вспомнить. Вот сейчас одноклассница Олега – Ольга Геннадиевна Пометько тоже преподает в нашей школе. Но она вряд ли больше меня может что-то рассказать о нем, поскольку сразу окунулась в учебу, в пединститут, потом в семью, и я не думаю, чтобы они близко общались, хотя отношения между ними остались добрыми. Все эти годы я вел еще театр «Данко» и ему уже тоже пятьдесят лет.
- Это школьный театр?
- Да, но он вышел за ее пределы. Сейчас это городской красносельский театр, и Олег, наверное, знает о нем. Но мне тогда как-то неудобно было тащить его в этот театр, зная, что он занимается в музыкальной школе. В свое время это был довольно знаменитый театр, сейчас мы гораздо проще, скромнее, как и все в нашей сегодняшней жизни.
- Слава Богу, что он вообще существует.
- Да, но только кто придет на смену? - вот это меня очень волнует. Мои ученики не только играют сейчас в разных театрах, но некоторые из них снимаются и в кино. Эрик Федяшко, Захар Ронжин – очень талантливые актеры.
- Это все Ваши выпускники?
- Да. Они начинали у меня, в театре «Данко» и ими я горжусь. А Олег был с нами вместе, но он не играл, он занимался музыкой – ну что ж его тащить? У него другая стезя… А нам всегда было приятно общаться с ним.
- А к каким предметам Олег больше тяготел, как Вы думаете?
- Я, конечно, боюсь утверждать, но, судя по всему, больше к гуманитарным. Не думаю, чтобы он увлекался физикой или химией. Он – человек гуманитарный: начитанный, умный,талантливый. Он и сейчас не показной человек и таким он был и в школе.
- А какие-нибудь интересные случаи из школьной жизни Вы можете вспомнить?
- Он всегда внимательно слушал на уроках, я помню его серьезные глаза… Не знаю - нравился, не нравился ему предмет – этого сказать я не могу. Обаятельный парень, и когда мы потом встречались… Я маму его встречал. И брат его потом учился у меня.
(Насколько я знаю – именно Игорь приезжал на 70-летний юбилей к своему учителю – В.)
- Единственное – после того, как он приехал ко мне, через месяц примерно… Я встретил их в вестибюле метро: он шел вместе с братом и мамой. Я подошел, поцеловал ей руку и сказал: «У Вас замечательный сын». Все это получилось, конечно, очень быстро: я не стал много говорить, а просто сказал, что мы всегда будем очень рады видеть всех вас в Красном Селе. Вот такой был момент.
- А на школьных вечерах Олег пел, выступал когда-нибудь?
- Нет, этого не было. Мне кажется, что он вообще не рассказывал о том, что занимается в Детском хоре. Мы знали, что он занимается в музыкальной школе: у нас треть учеников училась там – очень хорошая музыкальная школа у нас. Там совершенно изумительный директор – Виктор Гаврилович. Я думаю, что он тоже помнит Олега.
- Он и сейчас работает там?
- По-моему, да.
- А фамилия его как?
- Вот склероз… Но я постараюсь вспомнить. В крайнем случае, вы дадите свой телефон – я вам позвоню и скажу. А может быть, я еще чего-нибудь вспомню. Вы же не завтра уезжаете?(А.Е. пытается, все-таки, вспомнить фамилию). Знаете, когда надо, забываешь мысль. Мы с музыкальной школой очень дружим.
- А родители Олега часто бывали в школе?
- Я знаю только маму. Мы ведь… как бы это сказать?.. Во-первых, занятые люди, во-вторых (смеется), замотанные учителя. Поэтому, если с учениками нет проблем, то с родителями мы и не общались. Я даже никогда не был у них дома. Ну жили они, вот где-то в этих красных домах… В свое время для меня был очень важен театр: я был руководителем методобъединения детских театральных коллективов новых форм. Когда-то у меня была агитбригада – вам понятно, что это?
- Да, конечно.
- Было такое политическое объединение: мы ставили спектакли о Красном Селе, о войне, о Санкт-Петербурге – тогда еще Ленинграде…
- У Вас удивительный городок: такой милый, приятный, такой лесной. У вас тут даже соловьи во дворах поют.
- Да, мы ведь к тому же находимся на уровне Исаакиевского собора, мы высоко…
- А какая богатая у вас история… Здесь ведь были Суворов, Лермонтов, а какие архитекторы здесь творили!
- Совершенно верно. И история богатая: здесь была построена первая бумажная фабрика, здесь были хорошие институты, а один из них готовил для космоса…
- Ну, правильно: Бауманка… Вот, наверное, почему здесь оказались родители Олега…
- Второй ВНИИТ – это телевидение. Они строили телевизионную башню. А директором этого института – теперь он называется завод «Экран» - тоже наш ученик. И очень много наших учеников стали достаточно интересными людьми. Много Заслуженных учителей, а в руководстве города у нас зампредседателя Комитета по образованию – Заслуженный учитель, кандидат наук, Геннадий Андреевич Соколенко – тоже вот такой мой близкий ученик, поскольку я педагог, и он теперь педагог. Мы в детстве дружили, и о нем бы я мог больше рассказать: он учился в классе, где было 30 девчонок и один мальчик. Помню, что как-то встретил его: он шел и прямо держал руки. Оказывается, он испек пирог на 8 марта девочкам.
(Издалека Александра Ефимовича окликает женщина и, улыбаясь, здоровается с ним.)
- Добрый день. Ой, да это же Тамара Лебедева! Томочка, можно тебя на минуточку?
(Женщина подходит и приветливо здоровается с нами. Вот как-то сразу почувствовалось, что это – человек церковный. Александр Ефимович с удовольствием представляет ее нам:)
- Это актриса БДТ – Тамара Лебедева.
Т.Л.: Ой, это было в другой жизни…
(Мы настолько поражены этой встречей… кто бы мог представить, что нам выпадет такая неожиданная удача, на которую мы даже и рассчитывать не могли).
- Понимаешь, я вот сейчас тоже говорю про другую жизнь.
- Тамара Николаевна, мы не будем долго объяснять цель нашего визита, а просто покажем Вам один журнал и Вам сразу станет все понятно.
(Мы даем ей журнал: какие мы, все-таки, с Леной молодцы, что взяли второй экземпляр на всякий пожарный... и ее лицо сразу озаряется доброй улыбкой.)
- Ты с Олегом не была в театре в то время, когда он работал там?
Т.Н.: Да, он работал тогда у нас.
- Вот и расскажи нам об этом, пожалуйста.
Т.Н.: Ну, мне особо и нечего рассказывать. А Олег… он очень хороший.
- (А.Е. улыбаясь, перебивает ее) А вот это – самое главное…
Т.Н.: Он мне родной, потому, что он – брат во Христе, потому, что он – верующий человек. Это вы можете записать красными буквами на первой полосе. У него батюшка замечательный в Лавре…
(Александр Ефимович спрашивает Тамару, не собирается ли она вернуться БДТ?)
Т.Н.: Нет, ну зачем же туда сейчас идти? Сейчас времена лукавые.(смеется)
(Мы с удовольствием дарим ей журнал и она с радостью принимает его.)
Т.Н.: Ой, спасибо! Спаси Господи! Что я хочу сказать… Что такое верующий человек? Вы же его творчество знаете?
- Ну, еще бы…
(Видимо, Александру Ефимовичу очень понравилось такое мое утверждение и он, довольный, смеется…)
Т.Н.: Ну вот, поэтому вы знаете все слова, которые он произносит со сцены. Вы знаете, с какой он это ревностью делает!
- Ну вот, видите, сколько она уже сказала!
Т.Н.: (продолжает) Потому, что он – истинно верующий человек. Он, значит, знает свое предназначение: он кроткий, скромный, смиренный. Он знает свое предназначение – Богом данный ему талант, и он его полностью расходует.
А Александр Ефимович тем временем никак не нарадуется вот таким замечательным словам об Олеге и очень довольный, говорит Тамаре: «Томочка, какая ты прелесть!»
Т.Н.: (продолжает) И он служит Богу, а Тот дает ему (особенно подчеркнуто!) этот ДАР бесконечно: ОН его насыщает – его голос, его ум, его сердце. Понимаете?
- Понимаем…
Т.Н.: (улыбаясь своим мыслям…) Эта связь… ну, вы все понимаете… связь удивительная… Ну, про Олега я вам сказала истинное свое горение. И вот так театр можно даже оставить: писать сочинение, что нет смысла в жизни, кроме этой профессии, и потом оставить…
Ну вот, у Олега, я думаю, было много попыток… ему это открылось. Но, наверное, есть еще руки, в которые он попадает по Божьей воле. Появляются батюшки, которые говорят: «Нет, оставайся. Ты должен петь народу, ты должен проповедовать через сцену». И такие артисты есть. А кто-то не может… вот устроение разное – как сказал мне батюшка один замечательный. Есть монашеское устроение души, когда мы хотим быть одни, хотя мы понимаем, что готовы бежать от этого мира и тогда выживаем. А есть другое… есть послушание.
Вот у Олега, наверняка, послушание… У него послушание ПЕТЬ, он поэтому… Я просто знаю эти крылья, это желание, с которым он все делает – это ТОЛЬКО по послушанию. Потому что... вы прочтите книги или вам скажет любой верующий, очень сильно верующий: когда послушание – все так легко…
Бабушки еле ползают, но по послушанию они такое делают… И в алтаре целый день работают, и на грядках. Мне вчера женщина одна рассказывала – Надежда с того храма, как она ездила в Казань, и как она там у одного батюшки работала ТАК… Она сама такая… ну чего она мне объясняет – я знаю. С молитвой, по благословению там даются такие еще и силы невероятные: ее не видно эту энергию, но она дается…
У Олега тоже самое: он по послушанию творит, делает все и поэтому он летает… Он просто с крыльями: одно крыло его, а другое Божье… Передайте обязательно ему от нас поклон.
- Знаете, Тамара Николаевна, - это даже не для публикации. Это пойдет потом людям… Ведь, как очень точно не так давно сказал Эдуард Хиль: «Олег Погудин - это явление XX века». Эти слова им были сказаны в Театре эстрады, на вручении Олегу звания «Заслуженного артиста России».
Т.Н.: Я хочу сказать…
- (А.Е. перебивает Тамару) А я вот про Томочку хочу сказать: когда она училась у меня литературе в 9 классе, я дал ей задание написать сочинение «Кем ты хочешь быть?» Так вот, Тамара написала целую тетрадку: «Хочу быть актрисой». И когда было 20-летие театра «Данко», она привезла всех своих друзей: Толубеева, Малеванную, Бедова. Все были на сцене и как могли нас развлекали. А я ей тогда вернул эту тетрадку – публично. Моя любимая, вот и она уже ушла из театра…
Т.Н.: Это была невероятная чистота в профессии – я к ней так же и отношусь, хоть и оставила ее сама… Я к ней так же и отношусь, потому что, в идеале, в идее…
Вот сейчас был вечер Николая Бурляева, его 60-летие. И он сказал, что до конца еще не понял, грешна ли эта профессия? Я, в свое время, начиталась замечательных духовных батюшек: Гермогена Тобольского, Иоанна Златоуста, которые призывали не сидеть на седалище губительно – это театр не для дальновидных, то есть, это не про духовную жизнь имеется в виду – что она вечна, а театр – это развлечение мира сего… Короче говоря, он сказал, что еще не разгадал, как быть… Ну, потому что «Во всяком месте Владычество[/size]» - есть такая молитва в храме, что Господь – Он везде. В нас, в дереве, в газете, в бумаге. Он везде и поэтому, наверное, Он нам позволяет быть. Вот мне – побыть в театре, чтобы все испытать СПОЛНА. Все: и любовь, и радость и подножки крутые, и много-много чего…
- И никогда она ни о ком плохого слова не сказала – ни об одном человеке.
Т.Н.: Я их всех очень люблю и благодарю Бога, что он изъял меня оттуда. Он меня вывел из той среды. Он сам меня вывел, потому, что были такие обстоятельства невероятные, когда я уже поняла, что ухожу, а все равно переживаю сердцем: «А как я вот в этом спектакле? Мне же надо замену». А в это время – 1 сентября было – в театре мы собирались на сбор труппы. Кирилл Юрьевич Лавров был на сцене и объявлял репертуар, а со мной сидела девочка такая – Аня, она сейчас в «Леси Украинки» работает. Она в «Дворянском собрании» главную героиню играла, а я – ее няню. И вот без нас ничего быть не могло – так мы друг друга чувствовали. И как бы по воле… по моему расположению, по моему желанию, она тоже ушла в монастырь. По Божьему желанию. И вдруг она мне тихо говорит: «Тамара Николаевна, Вы знаете, сейчас Кирилл Юрьевич скажет и я Вам признаюсь, что у нас спектакля этого больше не будет…» То есть, вот так у меня начинался сезон, когда я уже была готова уходить. Уходить с этого спектакля, с этого… а они сами и уходили. Вот поэтому, мне так легко было уходить: я никого не подводила.
- А вот это очень важно…
Т.Н.: Ну вот, такое чудо и я считаю, что это милость Божья, и поэтому я их люблю по-прежнему и очень люблю – это не просто слова: мы, расставаясь, плакали…
Кирилл Юрьевич Лавров… Вы можете поехать в Вырицу – он стоит в храме Казанской иконы периодически с Машей, своей дочерью.(На тот момент Кирилл Лавров был еще жив… -В.) А время сейчас такое: некоторые батюшки сейчас хотят писать книги об артистах. С ними чего-то произошло, что им Господь открывается, то есть, не просто, а по-настоящему, как в прежние времена.
- Девчонки, Бедова сюда приезжала, они в гостях у меня были…
(Я прошу разрешения сфотографировать Александра Ефимовича и Тамару Николаевну на память, с обещание подарить эти фотографии Олегу. Эту просьбу я выполнила…- В.)
Мы тепло прощаемся с Тамарой Николаевной, а на душе осталось очень светлое чувство от встречи с этим человеком и за это знакомство мы благодарим учителя…
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 07 Янв 2013, 22:09 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| С начала нашей беседы прошло уже часа полтора, не меньше, а завершать нашу встречу Александр Ефимович совсем не торопится, хотя изначально нам было сказано, что у него на все про все есть минут сорок… И вот как-то так незаметно наш разговор перешел уже больше на театральные темы…
- Тамара была у меня в театре ведущей актрисой, и я следил потом за ее судьбой. Опять же, такая скромность… Играла лошадку с ТЮЗе, а потом ее пригласили в БДТ – увидели, все-таки…. А что такое БДТ в то время? Практически, первый театр страны. Товстоногов… Она и в кино снималась. Скромнейший человек. Таня Бедова сюда приезжала, они были у меня в гостях: мы сидели, разговаривали… Ну, в школе у нас как-то принято, что мы никого на руках не носим. Мы просто уважаем, благодарим… ((А.Е. наконец-то вспоминает фамилию директора музыкальной школы) Виктор Гаврилович Бондарев – Заслуженный работник культуры. Я на тему Олега никогда с ним не говорил – ну, не было случая. Но я знаю, что Олега и там уважали, то есть, к нему все хорошо относились.
- А Тамара с ним в одном классе училась?
- Нет, с ним училась другая девочка, которая стала учительницей, а Тамара… я думаю, что они учились даже не в одно время, она была постарше. Ей уже 50 лет. А вот в театре они вполне могли общаться. Как хорошо она об Олеге сказала…
- Знаете, мы хотели привезти Вам диски с записями концертов Олега, но не знали, есть ли у Вас соответствующая аппаратура, чтобы слушать их?
- Ну, это можно найти. А на уроках я часто пользуюсь его записями, когда рассказываю. Я считаю, что ребята должны знать, что такое русская песня и русский романс, ведь сейчас совсем другая культура: даже телевидение смотришь, а там – сплошные убийства и один разврат – страшное это дело…
- Ну, мы даже и говорить про это не будем…
- А ведь ребята смотрят… Я считаю, что НТВ надо закрыть – это страшный канал. Когда все это выходит на первый план – это очень страшно. Мы стараемся, чтобы у нас в школе… Но ведь они потом выходят за ворота и окунаются во все это…
Вы знаете, я горжусь тем, что за 50 лет в моем театре никто не совершил преступление, никто не нарушил заповедей. Все мои ученики выросли и стали хорошими людьми – и это главное. И не надо всем быть артистами: пусть они любят театр, пусть они будут хорошими зрителями и хорошими людьми, прежде всего. Мы стараемся и у нас есть девиз: «Для нас преемственность традиций необходимее, чем хлеб». По традиции, дух такого доброго товарищества мы и несем.
- А ведь все это заложено и в Олеге. Вы знаете, скольким людям, скольким храмам, скольким заповедникам, музеям он помогает негласно?
- Я не могу сказать, что все идет у него от школы. Думаю, что во многом это зависит лично от него самого. Но одно то, что в школе, в общем, были добрые учителя и хорошая атмосфера – вот это, наверное, тоже в чем-то сыграло свою роль. Вы ему обязательно передайте привет и нашу благодарность: мне было очень приятно, что он приехал на мое 60-летие, а Игорь был уже на моем 70-летие – и это тоже очень приятно.
- Александр Ефимович, вы прекрасно выглядите. Совершенно нельзя подумать, что Вам уже за 70. Ну никак не ожидала…
- (А.Е. улыбается) Стараюсь. Понимаете, я буквально живу в школе… мне неудобно про себя говорить…
- Нет, пожалуйста, расскажите – нам ведь очень интересно. А что Вы заканчивали?
- Герцена и режиссерский.
- Это в Петербурге?
- Нет, в Москве. Тогда был пединститут имени Герцена: я был вынужден поступать – у меня мама была учительницей. Я с 14 лет пошел на работу, на стройку и все институты заканчивал заочно.
- А родились Вы где?
- (А.Е. улыбается) Родился и умер в Ленинграде, на улице Пестеля, напротив дома Советской армии. А здесь я живу с 55 года. Вот сколько лет уже получается…
- Получается 51 год.
- Я приехал сначала режиссером в Дом Культуры, а напротив стояла школа, и я стал работать одновременно и в ней. Но потом школа полностью захватила меня и я ушел. Но театр остался… и надо сказать, что в Красносельском районе он единственный. Раньше были самодеятельные театры: сначала это была агитбригада, которая постепенно стала театром малых форм.
- Что такое «малых форм»?
- Малых форм – это небольшие спектакли, концертные программы – это специально написанные сценарии. Спектакль… как сказать… не по пьесе, а специальному сценарию. Ну вот, допустим: «Есть под Ленинградом городок зеленый» - такой вот был спектакль; «Мы – красносельцы» - это все о нас.
Каждый год, в «День Красного Села», мы участвуем в этом спектакле – у нас даже фотографии сохранились. Раньше у меня занималось около 100 старшеклассников, потом вдвое меньше, а сейчас человек 40 – но это уже ребята младшего возраста, потому, что старшие все учатся в Ленинграде. В два часа дня заканчиваются уроки, а им надо потом сесть на автобус и успеть на курсы.
- А как Вы относитесь к антрепризе?
- Она редко бывает серьезной. Я вспоминаю антрепризу с Костей Райкиным – это было давно, и это был очень хороший спектакль. А сейчас это обыкновеное зарабатывание денег. Вот когда я ездил в Москву, то обязательно ходил в МХАТ.
- А в какой – Чехова и Горького?
- Есть только один МХАТ – Чехова. При всем уважении к Татьяне Дорониной – это уже другой театр. У нее работал когда-то ученик моей мамы. И когда, в начале войны, в школе собрались все ее бывшие ученики, то он там великолепно читал. Тогда руководителем МХАТА был Вениамин Захарович Радомышленский.
В Доме учителя у нас был театральный коллектив, потом его руководитель ушел в театр «Творчество юных» - Дубровин Матвей Григорьевич. Это был гениальный режиссер: он выучил Льва Додина.
Была еще такая актриса – Маргарита Володина. Мы в детстве вместе росли, вместе учились, а потом она уехала в Москву и там поступила в студию МХАТа. Не так давно вышла ее книга: я случайно увидел ее на книжной выставке. Володина сейчас живет во Франции. Она одинока, но у нее есть дочь и внучка. Она всегда была… Есть такое – отрицательное обаяние. Она холодная. Она писала хорошие стихи, очень хорошо играла главную роль в «Снежной королеве». Потом она снималась на «Мосфильме» и как это часто бывает – вышла замуж за режиссера. Когда она получила «Народную», то решила уйти от него. Больше сниматься ее никто не приглашал... Вот и в своей книге она не много добрых слов сказала о своих партнерах по съемкам. Когда я ее читаю, то вот прямо вижу Маргариту. Жалко ее… Она ушла и ее уже почти никто не помнит. А жизнь проходит…
- Александр Ефимович, я вот смотрю на Вас, и мне кажется, что Вас должны очень любить ребята?
- (улыбается) У меня много друзей. Вот директор завода «Экран» к 50-летию нашего театра выделил под эти торжества не только сцену, но и сделал памятные значки и афиши. Да, друзей много, единственное, что… я не могу им дать столько, сколько они дали мне…
- Но ведь Вы за всю свою жизнь им столько хорошего дали, что сейчас это их благодарность Вам.
- Мне дали звание «Почетный гражданин Красного Села и Красносельского района». Думаю, что это и есть та благодарность… Я «Заслуженный учитель России» уже 25 лет.
- Вы - счастливый человек?
- (смеется) Счастливый. Я счастлив друзьями. Жалко, времени мало осталось…
- Так сколько за свою жизнь Вы успели сделать, скольких научить доброму, светлому, хорошему?
- Я стараюсь, чтобы мои ученики ходили в театр. Я дружу с ТЮЗом и очень благодарен им за то, что они присылают нам билеты. На 50-летие нашего театра поздравить нас приехало очень много известных артистов: ну, например – руководитель театра им. Пушкина, второй режиссер – у него учился Коля Буров – Николай Витальевич, теперь он зав. культурой Петербурга.
- Кстати, Николай Буров и вручал Олегу «Заслуженного».
- Он молодец. Он вел у нас 50-летие нашей школы, и мы с ним встречаемся по роду деятельности. Судьба одаривала меня встречами с замечательными людьми: дело в том, что когда я родился, мама дружила с сестрой Бориса Чиркова. Но я к нему никогда не обращался: мы дружили, как бы издалека… Матвей Григорьевич Дубровин, Лев Додин, Веня Фельштинский. Потом я приходил в ТЮЗ и смотрел, как они работают с Тамарой Лебедевой – вот такая связь поколений…
- Одна из учениц Олега – Елена Коробейникова, уже второй год успешно работает у Дорониной.
- Доронина – хорошая актриса, но что-то там у них не все ладно… Ну, не идет.
- Почти всегда полупустой зал.
- Понимаете, в чем дело: мне кажется, что у нее проблема с режиссерами. Я ей очень сочувствую: талантливейшая актриса, но вот не складывается, к сожалению…
- Вы думаете, вся причина только в режиссуре? Может быть, в чем-то, она сама допускает какие-то ошибки?
- Я думаю, что и она где-то не права… Есть люди категоричные, живущие как бы в себе…
- Судя по всему, женщина она властная.
- Переоценка. Ведь вот, будем так говорить: Ефремов совершил страшную ошибку, когда разделил МХАТ, - нельзя было этого делать. Надо было просто дать актерам возможность перейти в другие театры, кого-то сократить – там же была огромная труппа. И вот посмотрите – у нее сейчас в театре нет почти ни одного громкого имени. Но я должен вам сказать, что где-то и пресса на нее ополчилась: о ней ведь почти ничего не пишут. И ей, как мне кажется, тоже не очень сладко с ее сильным, волевым характером. Она честолюбива, она очень переживает, но ей бы хорошо объединится с талантливым режиссером – ведь пришел же в Пушкинский Фокин. Криков много, жалоб много – он категоричен, резок, на него обижаются, но он старается сделать театр. Думаю, что, все-таки, у него получится.
- А где Вы жили в Москве?
- Жил я на набережной, в квартире сестры Бориса Чиркова. Но я не все время жил там, а только во время сессии – я учился заочно. Старался не наседать (смеется) на близких и родственников, но воспоминания о том времени остались очень приятные. У Чиркова была уже новая семья: он же сначала жил у нас в Ленинграде, и был женат на Народной артисте Уваровой, но потом они разошлись и он уехал в Москву и там снова женился. Сейчас уже его дочь играет в театре. Да, время летит…
Я в детстве жил на Невском, 88. Рядом находился Дворец искусств, и каждый вечер половина двенадцатого приходил туда и стоял у входа. И меня, как экспериментального ребенка бесплатно пропускали в зал. И это так было здорово! Я был на всех творческих вечерах. И Алиса Коонен… она была изумительна.
- Да, но какая у нее трагическая судьба…
- Ужасная. И ей было на что обижаться… Мне всегда очень нравился Владимиров, Алиса Фрейндлих.
- Она и до сих пор в прекрасной форме.
- Когда я стал руководителем театра «Данко», она приезжала к нам. Мы поднимали бокалы шампанского в ее честь, но потом немного отдалились. А уже через много лет она приезжала сюда со своим спектаклем и мы встретились. Мне было приятно, что она меня вспомнила. Алиса – очень интересный и талантливый человек. Это – актриса.
- А Ефим Копелян?
- Это было чудо, что такое! Как было его жалко… Потом, Павел Луспекаев – мы совершенно не знали о его болезни. Сколько имен… Владислав Стржельчик, Юрий Толубеев…
- На своем веку Вы видели много талантливых и даже гениальных актеров. А сейчас Вы наблюдаете современный театр и актеров уже другого поколения. Что Вы можете сказать о них?
- Есть хороший актер Константин Хабенский – ну, наверное есть, хотя, на сцене я его не видел.
- Я видела его в «Калигуле» - очень достойно. Честно говоря, такой глубины проникновения в роль я от него не ожидала. Это очень тяжелый спектакль, к которому, по его словам, он начинал готовиться за три дня до выхода на сцену. И надо сказать, что выкладывался он на все сто...
- Когда-то в Москве шел спектакль «Пушкин» по пьесе Глобы.
- В театре Ермоловой?
- Совершенно верно.
- А то, что сейчас с Пушкиным сделал Безруков-старший…
- Плохо, да?
- На мой взгляд – это даже смотреть неприлично. Я была на его премьере: в зале полно школьников, а то, что происходило на сцене совсем было не для их глаз…
- Был один актер, Народный артист… и мне так хотелось попасть на его спектакль - они тогда играли в «Выборгском». Я стоял у метро и кричал: «У кого есть лишний билет? Кто хочет пригласить меня в театр?». И вот там я увидел настоящего Пушкина. Это было потрясающе! К сожалению, многие уже ушли из жизни…
- Да, но какая тогда была школа, какие были учителя!
- Вот почему нет хорошего руководителя в БДТ? Есть Товстоногов, то есть, был…
- А Кирилл Лавров не тянет?
- Да что вы… Он хороший талантливый актер, он умный, порядочный человек, но он не режиссер. Сам он не ставит. Тут вот какое дело: ни один режиссер не смог оставить после себя продолжателей своей работы. Вот Станиславский, Вахтангов… Нет режиссеров, нет учеников. Они не могли даже в силу своих данных повторить его – это неповторимо… Вот нет того, кто бы после себя оставил приемников… Когда-то были очень талантливые режиссеры, но они уходили, а замены им не было. В Пушкинском то же самое. Были актеры: Черкасов, Толубеев, Симонов. Это были люди одной школы, одного поколения, а теперь их нет… В том-то и беда, что сегодня мы часто видим знаменитых, но редко талантливых…
- Да, это совершенно разные вещи. Сегодня с деньгами раскрутить можно кого угодно: и безголосых, и не талантливых…
- Да, вы правы. Вот Тамара – она никогда и ни с кем не портила отношений. Но более наглые, пробивные брали ее роли…
- Ну, а нравах театрального закулисья я имею некоторое представление. Как правило – это всегда очень сложные и непростые отношения.
- Увы, к сожалению. Вы понимаете, в чем дело: Товстоногов в юности ходил в Москве на спектакли и рисовал мизансцены. И когда он поставил уже свой, то кто-то, из видевшись мхатовские спектакли, сказал, что они очень похожи. То есть, он не срисовал его целиком, а просто взял за основу: он нашел там для себя то, что ему было нужно. Но он – Товстоногов. Но, все-таки, к сожалению, это было видно, все же это была переадресация из МХАТа: ну, талантливая, ну, гениальная… Но надо сказать, что все товстоноговские спектакли мне очень нравятся.
- Да. Я была на нескольких, и мне показалось, что там еще и до сих пор сохранилась его школа. Да его «Хануму» я пересматривала уже раз двадцать!
- А вообще, мне всегда хочется, чтобы артист был не только талантливым в профессии, но и к тому же просто хорошим и порядочным человеком.
- Вот именно о таком артисте мы сегодня с Вами и разговариваем.
- Недавно Олег пел песни военных лет – так как за сердце брало…
- В декабре у него будет концерт в Центре Галины Вишневской. Она очень тепло относится к Олегу.
- Женщина с характером, но она молодец. Знаете, мне очень приятно общаться с вами, потому, что вы знаете и любите театр и еще вы любите Олега…
- Да как же возможно его не любить?
- Дай Бог, чтобы впереди у него было так же солнечно, тем более, что жизнь артиста в России совсем нелегка. Но, что мне нравится: он независим. Вы согласны со мной?
- В общем-то да, но вот полностью независимым, наверное, в этой профессии быть все равно невозможно. Да и такая независимость, как у Олега, она ведь не просто так легко дается…
- Я прекрасно это понимаю. Вот – Эдуард Хиль. Я его хорошо помню в Красном Селе, когда он даже был нашим депутатам. Ну, вот нет у меня к нему такого преклонения, как перед Олегом.
- Так это ж очень понятно. А когда у вас тут День города?
- Ориентировочно – 12. На площади есть трибуна – около церкви: это бывший Дом культуры. Начало праздникам обычно в полдень. Не знаю, как это будет в этом году: все зависит от того, кто будет режиссером. Если не из Красного Села, то он будет делать все по-своему. Но нам не обидно: мы уже все это прожили в фотографиях. Я вот раньше никогда этим не занимался, а сейчас, когда чувствую, что скоро уйду на пенсию совсем, то начну собирать архив. Вот пытаюсь припомнить… нет, там Олега нет нигде.
- Мы обязательно приедем еще раз, может быть, к этому времени Вы вспомните еще что-нибудь интересное? А помимо журналов, привезем кассеты и диски, чтобы и Вы, слушая голос Олега, смогли бы, как и все мы, тоже получать огромное удовольствие. Да и своим ученикам тоже дадите послушать..
- А я вам буду очень благодарен, если вы снова приедете к нам.
- Александр Ефимович, признаюсь, что сегодня от общения с Вами мы получили огромное удовольствие. Все-таки, невольно вспоминается вот та теплота в словах Олега, когда он рассказывал о своих учителях, о своей школе.
- Вот вы ему передайте, что я, действительно, низко склоняю перед ним голову. Мне ведь много не надо, но вот он приехал – и мне было так приятно, так трогательно легко…
(После этих слов - пауза… Ну разве нужно сейчас еще какие-то слова…)
- Знаете, Москва с огромной любовью и уважением относится к Олегу. И скольким людям в трудные моменты жизни он помог, быть может, сам того не ведая... Своим голосом, своими словами о любви, о милосердии, о вере – он помог, вернул к жизни. С его концертов люди выходят с просветленными лицами, да после них просто хочется жить…
- А вот это очень и очень важно. Мы поговорим между собой: с Тамарой Ильиничной и с Олей – может быть, мы вместе что-то вспомним еще. Слава богу, что нам ни одного слова прятать не надо, потому что об Олеге – только добрые, только замечательные слова...
- А о нем по-другому и не скажешь, по-другому, просто и быть не может…
- 1 сентября я приду в школу и обязательно покажу этот журнал нашим учителям. А можно сделать так, чтобы вы рассказали нашим ребятам об Олеге?
(Вот это, конечно было, совершенно неожиданное предложение: на тот момент мы в этой роли совсем себя не представляли. Но и отказываться от такого предложения было уже неудобно...)
- ... Ну, можно, наверное попробовать...
- Давайте сделаем такую встречу, ведь новое поколение об Олеге ничего ведь не знает. Мы договоримся и созвонимся с вами. Я буду этому очень рад.
Я люблю Москву, хотя многие говорят, что Ленинград лучше. Я думаю, что это два родных брата, совсем не похожих друг на друга. Отрицать, что Москва великолепна – нельзя. Там есть такие замечательные места… Но я всегда говорю, что я родился и умер в Ленинграде.
- А сколько хорошего Олег делает для Пушкинских Гор? Он член благотворительного совета Заповедника и каждый год дает концерты в пользу Пушкиногорья.
- Да? Он делает то, что нужно не для показухи, а для своей души. Как правильно сказала Тамара: «Для успокоения души своей…»
Я благодарен вам за то, что вы мне столько много рассказали об Олеге, ведь я его сейчас вижу, в основном, в концертном зале или по телевизору.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 07 Янв 2013, 22:10 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| Мы еще раз благодарим Александра Ефимовича за беседу и все вместе фотографируемся на память.
Пора прощаться, ведь с момента нашей встречи прошло уже больше двух часов, а мы все еще наговорится никак не можем… Где-то поблизости находится автобусная остановка, вот оттуда мы и уедем в Петербург. Идем по скверику и наш разговор продолжается…
- Я очень люблю поэзию, но больше люблю читать, чем заучивать наизусть. Очень люблю Евтушенко: недавно смотрел его творческий вечер. Люблю Вознесенского: он никого и ничего не боится.
- А Окуджава?
- Ну, конечно. Иногда я задумываюсь: как, все-таки, обидно, что многие актеры у нас нищие. А те, которые уходят на пенсию, получают гроши. Я по себе это знаю – у меня пенсия меньше трех тысяч. Это хорошо, что я пока еще работаю. Как можно прожить на эти деньги? Человек трудился всю свою жизнь и на склоне лет остается почти нищим. Я думаю, что и Олегу обязательно нужно думать о себе…
Вот я прожил жизнь и не накопил ничего. А хотелось бы… чтобы не просить. Я, конечно, никогда не буду просить милостыню. Но хотелось бы, чтобы человек был заранее готов к старости. Вот знаменитый артист, который в старости уже никому не нужен и ему не на что жить…
- А какая трагическая судьба у Валерия Ободзинского?
- Да, это все очень больно.
- А классный руководитель Олега еще работает в школе?
- Нет, она ведет домашнее обучение учеников. Ей скоро 80. Какое же у меня по счету поколение учеников? Первые давно уже стали бабушками и дедушками.
Александр Ефимович провожает нас… Надо же, вот как бывает: два часа, которые мы провели вместе, сблизили нас настолько, что мы даже и забыли, что вообще-то приехали разговаривать с человеком, который много лет назад учил Олега. Незаметно наша первая попытка такого общения переросла в дружескую беседу, и Александр Ефимович даже перестал следить за каждым своим словом, опасаясь нам сказать что-нибудь лишнее… Да и нам разговаривать с ним постепенно стало так легко и радостно. Да к тому же такая удача, на которую, право же, мы никак рассчитывать не могли: встреча с актрисой БДТ, Тамарой Николаевной Лебедевой, которая помнит Олега по тому короткому времени пребывания его в стенах этого прославленного театра.
Все получилось очень удачно, и мы уже совсем было собрались попрощаться с Александром Ефимовичем, но видимо и ему теперь не очень хотелось расставаться с нами – ведь мы в лице друг друга нашли для себя единомышленника… И он, совершенно по-рыцарски и очень галантно приглашает нас в самое лучшее кафе города. Ну разве от такого предложения возможно отказаться?
Я давно уже приметила, что в Красном Селе уважение к этому учителю совершенно невероятное. Все, кто бы не проходил мимо нас с необыкновенным почтением здоровались с ним – и это очень бросалось в глаза. И в кафе было точно так же…
А обед получился просто восхитительным: мы пили легкое вино, смеялись, разговаривали, и всем нам было очень хорошо друг с другом. Надо сказать, что и здешняя кухня приятно удивила меня. Александр Ефимович рассказывал о своей семье, о супруге, добавив, что она сейчас, наверняка волнуется за него, ведь он сказал, что через час вернется.
Вот так иногда счастливо встречаются люди…
А потом мы, совершенно счастливые, бродили по красносельскому парку, обошли все озера города и даже чуть-чуть поплескались в теплой воде. Напились из колодца родниковой водички и решились на отчаянную попытку достичь Дудергофских высот: оттуда, как нам сказали, виден весь Петербург. Ну разве можно было упустить такую возможность – увидеть любимый город с такой высоты? К сожалению, нам не совсем правильно указали дорогу, и мы больше часа, словно по серпантину, добирались туда – от подножия горы до ее вершины.
Широты открылись нам совершенно необозримые, но Петербурга мы так и не увидели. Наверное, это возможно зимой или же ранней весной, когда деревья стоят еще голые, а сейчас густая листва закрывала нам весь обзор.
Вокзальчик на станции «Можайское» был совершенно очаровательный: старинной постройки, очень небольшой и необыкновенно милый. И как мне показалось, что он служит больше, как старинный экспонат ушедших веков, нежели по своему прямому назначению…
Вечерело… В вагоне электрички стоял аромат цветов и яблок: люди возвращались с дач. А на сердце было несказанно тепло и очень радостно, и мыслями я невольно возвращалась к сегодняшней встрече с удивительно светлым и добрым человеком – Учителем по призванию – Александром Ефимовичем Березанским…
6 августа 2006 года. Красное Село – Санкт-Петербург – Москва.
|
|
| |