КРАСНОЕ СЕЛО, ШКОЛА № 270. ВСТРЕЧА СО ШКОЛЬНИКАМИ
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 07 Янв 2013, 22:20 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| Красное Село, школа № 270
Через два дня я еду в Петербург – на концерт Олега «Петербургский романс». Во время моего пребывания там мы с Леной обязательно должны съездить в Красное Село, чтобы передать Александру Ефимовичу обещанные материалы. Ещё во время нашей прошлой встречи с учителем, он попросил нас выступить перед учащимися старших классов с рассказом об их знаменитом земляке и приурочить это выступление ко Дню города. Однако, тогда мы приехать не смогли, а теперь праздник уже прошёл, так что, скорее всего, обойдется без выступлений.
Последние дни перед поездкой были крайне насыщенными, ведь мне нужно было подготовить материалы для школы, причем составить их так, чтобы школьникам было интересно читать. А это, скажу вам, дело весьма непростое... Но, слава Богу, я все успела, хотя потрудиться пришлось изрядно И вот, буквально за день до отъезда, я получаю письмо от Лены, где она сообщает, что Александр Ефимович не только ждёт нас, но и надеется на наше выступление перед ребятами. Вот это да... я-то думала, что мы просто передадим для школы подборку материалов. И что теперь делать? Я совершенно не была готова к такому раскладу... Но размышлять на эту тему было уже некогда, и потому, положась на русское «авось» (как-нибудь сложится), я уехала в Петербург.
Созвонившись с Александром Ефимовичем, мы договорились встретиться в школе 2 октября в 12.30. На вопрос об аппаратуре учитель ответил, что в школе есть музыкальный центр, поэтому мы сможем дать ребятам послушать голос Олега.
В назначенное мы входили в красносельскую школу: Александр Ефимович, в праздничном костюме, ждал нас в вестибюле. Учительница географии, Татьяна Фёдоровна Капустина, которая тоже учила Олега и хорошо его помнит, с удовольствием отдала свой классный час под наше выступление. Будет три 11-х класса.
Кабинет географии, предназначенный для нашей встречи со школьникам, был довольно просторным и светлым. Около окна уже стоял музыкальный центр, а рядом с ним сидел юноша, предоставленный нам в помощь для того, чтобы в определенные моменты включать запись нужного романса. И вот уже в класс веселой гурьбой вбегают школьники и шумно рассаживаются по местам, с любопытством поглядывая на нас. Пора начинать…
В.: Здравствуйте ребята! По приглашению вашего учителя, Александра Ефимовича Березанского, мы приехали к вам в гости, чтобы рассказать о вашем земляке, который учился здесь, и которого помнят еще многие ваши учителя. Он так же, как и вы сейчас, ходил по этими коридорам, сидел за этими партами. Речь пойдет о «Серебряном голосе России» - Олеге Погудине.
Звучит романс «Динь-динь-динь»
Татьяна Фёдоровна просит нас сразу показать портрет Олега: возможно, что, кто-нибудь из ребят мог видеть его по телевизору или на афишах.
Показываем портрет, и ребята с интересом его рассматривают…
Татьяна Федоровна поясняет: Это Олег Погудин. Может быть, кто-нибудь из вас и видел его на афишах.
А.Е.: Время идет, и потом вы будете гордиться, что знаете и слышали Олега Погудина.
В.: Мы привезли много материалов об этом артисте: у вас в школе будет создан уголок, посвященный творчеству Олега Погудина, где будут журналы, кассеты, диски – все то, что дает наиболее полную информацию о нем. И если впоследствии у вас возникнут вопросы, то пожалуйста, обращайтесь, спрашивайте, не стесняйтесь – мы ответим на них.
И прежде чем начать наш рассказ об этом удивительном и талантливом певце, хочу сказать вам вот что: сейчас вы очень молоды, и, наверное, в большинстве своем, вы интересуетесь совсем другой музыкой – все это мы понимаем. К сожалению, в основном, то, что преподносят вам сейчас и телевидение, и радио - музыкой назвать трудно… И через несколько лет, повзрослев, вы забудете про нее. А вот этот голос останется навсегда, поверьте… Олег Погудин – это слава и гордость российской культуры, и это не мои слова: это говорят люди, чьими именами мы давно и по праву гордимся.
А сегодня вы просто послушайте наш рассказ, и может быть, что-то и отложится в вашей памяти…
Звучит романс «Нищая»…
В.: Бывшему ученику вашей школы, сейчас тридцать семь, и он в полном расцвете творческих сил. И каждый его концерт – это море признательности, любви и уважения многих тысяч людей не только по всей России, но и далеко за ее пределами. Это Германия и Италия, Швеция и Прибалтика... И везде, где бы ни проходили его выступления – они всегда проходят с огромным успехом.
Сколько было уже концертов, и сколько раз целые залы, стоя – стоя! – ему аплодировали. Я слушала Олега Погудина во многих городах, и всегда – счастливые лица людей, которые, благодаря ему, соприкоснулись с чем-то очень настоящим и искренним…
Ну, теперь я расскажу вам его биографию…
Я смотрю на лица ребят… серьезные, внимательные…
Олег Погудин родился 22 декабря 1968 года в семье инженеров, окончивших Бауманский институт. Семья была гостеприимная: в доме часто собирались друзья и чтобы маленький Олег не плакал, родители часто ставили ему в колыбельку магнитофон, откуда звучали песни Булата Окуджавы.
По словам Олега, он запел раньше, чем заговорил. Мальчик часто болел и, оставаясь один на один с собой, много читал. У родителей сохранились записи его голоса еще с 3-летнего возраста.
Учился он хорошо, но вот об этом лучше нас могут рассказать ваши учителя.
В одном из интервью Олег так вспоминал о своих школьных годах:
«Школа – а я проучился в одной и той же красносельской школе – была очень хорошая, с учителями самого высокого уровня. Гуманитарная часть была там поставлена очень высоко. Я имею в виду литературу, язык, историю. Подготовка была настолько серьезной, что потом, уже в институте, я позволял себе манкировать лекции по советской истории и философии, сдавая экзамены по ним на «отлично». И это, разумеется, благодаря школе. Хотя педагоги, снова скажу, и там, и там были очень серьезные, и люди замечательные, и преподаватели отменные. Я и сейчас могу сказать, что учили нас замечательно…»
Видя незаурядные способности сына, мама везет его на прослушивание в Петербург, в Детский хор радио и телевидения, куда его сразу принимают и в 9-летнем возрасте Олег становится его солистом. Частые гастроли, выступления на самых серьезных площадках многому научили его. Как вспоминал сам Олег: первый свой гонорар – около 9 рублей - он получил, будучи солистом Детского хора.
Рассказывая о Детском хоре, ставим запись голоса совсем юного Олега:
«Цепи якорей гремят в порту…»
Окончив школу, он решает поступать в консерваторию, но в 16 лет еще рано и ему советуют придти года через два.
Ждать Олег не стал и в 1985 году поступает в Театральный институт. На экзаменах, когда он предстал перед приемной комиссией, в зале вдруг погас свет, и его попросили спеть прямо в темноте. Вот этот романс и прозвучал тогда…
Звучит «Гори, гори, моя звезда…»
Он был принят сразу. В 1990 Олег заканчивает институт с красным дипломом и сразу получает приглашение в БДТ, одного из главных театров России. Проработав там три года, понимает, что главное для него - петь и уходит из театра.
В одном интервью Олег так говорил о своем решении:
«В театре получил я очень важное для молодого артиста: отношение к профессии - это дорогого стоит. Мне довелось посмотреть на работу великих актеров, слышать, как они говорят, видеть, как они действуют. Это великое благо для профессии. Но еще большее благо то, что я ушел из театра: совмещать пение и театр оказалось очень сложным».
Его первый сольный афишный концерт состоялся в знаменитом клубе авторской песни «Восток» в 1987 году, где его и услышали приехавшие в Петербург из Швеции делегация учителей. Голос молодого певца настолько понравился им, что они тут же предложили ему выступить с серией концертов в Швеции. Буквально через месяц приходит приглашение и Олег уезжает. Его выступления проходят с неизменным успехом. Потом были выступления на многих известных сценических площадках не только России, и далеко за ее пределами.
Первый альбом Олега Погудина — виниловый диск-гигант «Звезда любви» — увидел свет в 1991 году. За годы активной творческой деятельности певец записал 15 лазерных дисков и аудиокассет, а на канале «Россия» вышло десять музыкальных фильмов с участием артиста, шесть из которых были посвящены непосредственно его творчеству.
В репертуар певца входит свыше шестисот песен и романсов, составляющих ряд концертных программ, основная тематика которых — классический русский романс, русский старинный и городской романс, народная песня, песни о войне, советская лирическая песня, камерные вокальные произведения зарубежных авторов.
Награды, которых удостоился Олег Погудин - удивительные, и мало у кого из современных артистов они есть: «Глас Ангельский России», «Ангел Трубящий», Царскосельская художественная премия «За постижение души русского романса», «Хрустальная роза» – премия Виктора Розова за вклад в отечественную культуру, Орден Св. Благоверного Великого князя Александра Невского – за возрождение традиции русского романса и духовного пения, многолетнюю просветительскую и патриотическую деятельность… Все награды перечислить трудно. В 2004 году Указом Президента РФ Олегу Погудину было присвоено звание «Заслуженный артист России».
Я хочу вам рассказать о своем знакомстве с творчеством Олега Погудина: однажды по телевизору - это было лет 15 назад - Олегу в это время было чуть больше двадцати, я услышала голос… Взглянув на экран, я увидела юношу: милое, умное лицо, очень выразительные глаза… Всего несколько секунд – и передача закончилась… Кто это был? И диктор объявляет: «Пел Олег Погудин». И в тот момент мне подумалось: лет через пять Москва будет стоя аплодировать этому юноше….
Шли годы… Я больше не слышала этого голоса, но в памяти крепко запало это имя. И вот однажды, идя по Тверской мимо Концертного зала имени Чайковского я увидела афишу: «Поет Олег Погудин». Как же я обрадовалась: ну, все - вот с этого момента и начнется его звездный путь… Так оно и случилось. Сейчас Олег Погудин выступает в самых престижных залах столицы. Звучит романс «Пара гнедых»…
Мы живем в такое время, когда нередко деньги решают все. Вложив определенные средства, можно раскрутить кого угодно, пусть даже этот человек не обладает ни голосом, ни талантом…
Олег Погудин работает без рекламы. В Москве - это практически невозможно. Одному артисту два часа держать полуторатысячный зал – это, надо вам сказать, очень серьезно… Когда я впервые попала на его концерт - помню, это было в Центральном клубе железнодорожников, то была поражена: вечер еще и не начался – сцена пуста, а на ней уже стоит корзина цветов, лежат букеты, письма… Такого раньше мне видеть никогда не приходилось. И вообще, как это возможно в наше время, практически без рекламы, собирать полные залы? Олег Погудин не просто прекрасный артист, но и еще широко образованный человек, говорящий на нескольких языках. А какой у него прекрасный русский!.. Помню, в Петербурге, на одном из концертов, в театре Эстрады, рядом со мной сидела женщина – профессор филологии. Олег пел, она слушала и тихонько шептала: «Боже мой, какой русский… какой великолепный русский язык!» А ведь мы, к сожалению, все больше и больше забываем его. Олег же владеет им безукоризненно: ведь у него были серьезные учителя.
Эдуард Хиль – возможно, вы слышали это имя? Был такой известный певец в советское время. Потом он еще и преподавал в Театральном институте – на торжественном вечере в честь присуждения Олегу Погудину звания «Заслуженного артиста России», он сказал: «Олег Погудин – это явление XX века». И это - на самом деле так.
Чтобы не быть голословной, приведу несколько высказываний: «... по искренности и элегантности исполнения и какому-то трепетному отношению к тому, что испытывают герои исполняемых произведений, Олегу Погудину нет и, наверное, не было равных» –это газета «Невские зори» от 1998 года.
А вот «Санкт-Петербургские ведомости»: «Чистый, удивительно легкий голос певца всегда собирает полные залы. На вопрос, что нравится в певце, отвечают: красивый голос, музыкальность, сценическое обаяние, интересный репертуар. Но все, словно сговорившись, восклицают: «За душу берет!» Эта особая душевность стала отличительным, «фирменным знаком» творчества артиста...»
У Олега множество интересных и разнообразных программ. Давайте еще раз послушаем этот голос…
Звучит романс «Динь-динь- динь».
Класс притих…«И как голос?» - улыбаясь, спросила Татьяна Федоровна. «Нравится?» - спросил Александр Ефимович. И многие ребята ответили, что «да, нравится».
В.: И вот еще что – фонограмма и Олег Погудин – понятия несовместимые. Каждый концерт – это только живое звучание голоса. И при его не очень крепком здоровье – работоспособность просто фантастическая. Мы сегодня привезли вам журнал «Русская элегия», первый номер которого посвящен Олегу. Здесь есть несколько его интервью, интервью музыкантов, работающих с ним. Этот журнал останется у вас, и при желании каждый сможет прочитать его.
Не так давно в городе Обнинске был его концерт, которого здесь ждали года три. Обнинск – наукоград, город атомщиков, город, где находится множество различных НИИ. Концерт проходил в Доме ученых, и после его окончания весь зал стоя аплодировал артисту. На сцену вышла директор Дома ученых и сказала, что если бы их город имел право присуждать звания, то они бы присудили Олегу Погудину звание «Национальное достояние России».
Всего, чего добился Олег Погудин в этой жизни, он добился собственным трудом. Он помогает восстанавливать храмы, помогает заповедникам, оказывает спонсорскую помощь в издательстве книг - и делает это от сердца... И таких примеров не счесть. Бесконечно любимый им Александр Сергеевич Пушкин… В Пушкинских Горах каждый год Олег Погудин дает там бесплатный концерт, оказывает немалую материальную помощь этому заповеднику.
В День Победы, отдавая дань уважения тем, кто отстоял нашу Родину, в память о тех, кто отдал свои жизни, защищая ее, он поет песни Великой войны.
Я знаю людей, которые, благодаря Олегу, его голосу, в какие-то критические моменты своей жизни, выстояли. У кого-то в жизни случилась трагедия: ушел из жизни близкий человек… Я знаю женщину, у которой год назад погибла дочь. Она выжила только благодаря его голосу. Она плакала и слушала его – и она выдержала... Олег дает силы жить.
Он – Звезда с большой буквы: звезда настоящая, которая будет гореть еще очень долго – и что ценно и очень не часто бывает – в нем нет этого вируса звездности. В общении он очень внимательный и деликатный человек. Человек, глубоко верующий и в своей мирской жизни, живущей по правде, по христианским заповедям.
Рассказывать об этом удивительном артисте можно еще очень долго и, наверное, я закончу наш сегодняшний рассказ строками из одной публикации о нем:
«На концерты Олега Погудина бегут, спасаясь, как в непогоду от сырости и слякоти, от невыносимой пошлости «старых песен о главном», от кликушества и бессмыслицы, инфантильности чувств, подающихся, как, Бог знает, какое откровение. Погудин возвращает искусство романса, городской песни от слезливой чувствительности, вычурности к внутренней строгости, благородной простоте и сильному переживанию... Погудин обращается не к толпе, а к отдельному человеку, к его глазам, слуху, душе. По такому обращению теперь заскучали...»
Думаю, что вам будет интересно послушать еще и стихи, посвященные вашему земляку. Их автор перед вами: Елена Юрьевна Федорова сейчас прочтет несколько стихотворений.
И мы будем очень рады, если когда-нибудь, увидя афишу «Поет Олег Погудин», вы не пройдете мимо и придете его послушать. Значит наша встреча не прошла даром. Ну, а теперь стихи.
Т.Ф.: Перед тем, как вы услышите стихи, я вам, ребята, вот что хочу сказать: вот скоро по литературе вы будете изучать произведение «Отцы и дети». (Ребята: «Уже изучаем».) Когда отцы не понимают детей, а дети не понимают родителей. Вы поймите одну вещь: каждое поколение проживает свою жизнь. И если человек неблагодарный, то он никогда не будет уважать ни одно из поколений. Вы – те, кто учится в той школе, в которой учился и Олег Погудин, который сейчас является спонсором. Он сейчас вкладывает деньги во что-то и зарабатывает их не под фонограмму. Если убрать у него микрофон, то он и тогда, без него, прекрасно споет в зале. А вы попробуйте убрать микрофон у любого современного вашего певца – он шепотом будет вам говорить, он не умеет петь. За него поет вот эта машина. И поэтому, когда вам говорят о творчестве, которое признали при жизни, что редко в нашем мире бывает… Вот у нас умирает человек – вот тот же Высоцкий, теперь поют ему дифирамбы. Опять кого-то убили там – поют после смерти. Ой, как его возвеличивают!
Этот человек в свои 37 лет, он эту славу заслужил собственным трудом, и я вам могу сказать… смешно, но я скажу… Вот здесь бабули торгуют молочком, или, там, носочками, или еще чем-нибудь. И я случайно разговорилась с одной из них, и она мне сказала: «Да я наторгую – мне нужно билет на Олега Погудина купить». У меня и дар речи пропал: «Как на Олега?» А она мне: «Да вы хоть раз сходите к нему на концерт!»
Вы понимаете, что это? Вот она стоит: пенсии нету, ну, маленькая пенсия. А ей надо подработать, чтобы купить билет на Олега Погудина. И я могу сказать, что уходят оттуда со слезами.
Ваша душа сейчас не открыта этим высоким чувствам, и, может быть, нам до вас сейчас не достучаться. И будут у вас дети, которые и вас будут не понимать. И вы так же будете возмущаться. И это идет проблема детей и взрослых. И когда сейчас поют романсы, именно поют романсы – это очень тонкое искусство, понимаете? И вот сейчас посвятят стихи этому человеку: может быть, он и не знает, что о нем пишут стихи…
В.: Знает.
Т.Ф.: Потому, что он не зазнался, вы понимаете. У него нет… (обращается ко мне) Как вы красиво сказали?
В.: Вируса звездности…
Т.Ф.: Да, вот правильно – нет у него этого вируса звездности. Вы посмотрите вокруг: кто-то только-только куда-то выйдет, он все – уже звезда, которая быстро гаснет. Эта Звезда очень долго будет гореть… Даже когда вы войдете в другой возраст – он будет гореть… но не сгорать. А будет гореть.
Вот сейчас вы что-то воспринимаете, что-то нет, но пройдет время, и вы переоцените все это. (А.Е. добавляет: «А сейчас вам надо только научиться слушать и слышать…») И надо сказать спасибо человеку, который приехал из Москвы, чтобы в этой школе, где он учился, рассказать о нем его однокашникам, одношкольникам.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 07 Янв 2013, 22:29 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| К столу выходит Лена: «Я не стану вас сильно нагружать стихами, я прочитаю только одно. Хочу сказать, что я, действительно, из тех людей, кому Олег помог именно в трудный момент жизни. Прежде, честно скажу, я романсы не любила и не слушала никогда. Я даже радио выключала, если их передавали. И так совпало, что, когда у меня трагически погиб друг, мне попалась кассета Олега Погудина. И там был романс, который подходил к ситуации, к моему настроению. Этот романс я слушала вечерами и плакала…
Первым моим концертом был концерт к 300-летию Петербурга, назывался он «Петербургский романс». Я впервые попала – очень хотела, но долго не могла попасть – на Олега. И это был, скажу я вам, самый лучший подарок городу к его 300-летию. Там была вся история Петербурга – в песнях, стихах. Эта программа была безупречно выстроена, и в ней было столько любви к городу, столько признания, столько гордости за то, что он родился и живет в этом городе! Вот после этого я Олегу поверила.
У него не только романсы: у него есть военная песня, народная, песни Окуджавы. Вот Окуджава – наш современник. Мы очень боялись, как после самого Окуджавы, его исполнит Олег. Он выполнил, он справился и с этим заданием. Я думаю, что Булат Окуджава был бы ему – единственному! – благодарен за то, как он его поет. У Окуджавы ведь не было голоса, у него просто очень хорошие стихи, очень сильный смысл, но из-за слабого исполнения не каждый понимал этот смысл. А Олег сумел этот смысл раскрыть и донести до людей так, что с этого концерта уходишь, действительно, с другими мыслями.
Вчера был концерт, который тоже назывался «Петербургский романс». Он уже не был таким большим, как три года назад, но тем не менее. Олега очень долго в городе не было – он не выступал несколько месяцев. Приехал и решил, видно, своим землякам показать «Петербургский романс». Он пел о городе. И вот в одной песне были слова, что я всегда остаюсь петроградцем, ленинградцем – всегда и везде, где бы ни был. И мое стихотворение именно о том, что Олег является петербуржцем.
В одном из своих интервью Олег сказал: «Когда я выхожу на сцену, за мной стоит Петербург». И он очень любит исполнять песню, которую я бы назвала «Гимном Петербургу». Текст написала, правда, москвичка – Белла Ахмадулина.
«Я этим городом храним, И провиниться перед ним Не дай мне Бог, Не дай мне Бог, Не дай мне Бог вовеки!» –это эпиграф.
Он переполненные залы Заставил слушать, не дыша. В нём ленинградское начало И петербургская душа.
Волшебник музыки и слова, Он сердцу стал необходим: Заворожив однажды, снова Колдует голосом своим.
Он в городах больших и малых Любим до трепета, до слёз. Обычно ветреная, слава К нему относится всерьёз.
Пока далёкие столицы Внимают голосу его, Скучает, ждёт и им гордится Великий город над Невой.
Словам случайным зная цену, Он ЭТИ произнёс не вдруг: «Когда я выхожу на сцену, За мной стоит мой Петербург».
Взвалив прекрасный груз на плечи Предназначением своим, Он, этим городом храним, Не упадёт, покуда вечный Санкт-Петербург стоит за ним.
Тишина… А потом вдруг такие горячие аплодисменты! И учителя - школьникам: «Ну, ведь здорово, ребята, ну ведь, правда?» И просьба почитать еще…
Л.: Когда была программа «Военные песни»… Программа была потрясающей, я тоже слышала ее в первый раз. Но особенно потрясла песня «Журавли». Олег вышел. Он был в рубашке с широкими белыми рукавами, и, когда он пел, он как-то поднял руки, и сложилось впечатление, что он сам – тот журавлик, который улетает. Стихотворение посвящено этому моменту.
Звучала песня «Журавли» – Летели птицы, звуки таяли, Всё удаляясь от земли, От тех, кого внизу оставили.
Печали полные слова Сливались с криком журавлиным, И руки в белых рукавах Уже почти что стали крыльями –
Как будто пел и тосковал Журавлик, от своих отставший… И замер в ожиданье зал, И за певца вдруг стало страшно.
– Не улетай, – его молю, – Пожалуйста, останься с нами! Тот промежуток в том строю, Поверь, не для тебя оставлен.
Пусть клин усталый вдаль летит – И грустен путь его, и труден. Спасённый мир за этих птиц, Пока живёт, молиться будет…
…Последний звук, последний взмах – И зал овацией взорвался! Блестели слёзы на глазах У тех, кто на земле остался.
И опять аплодисменты – настоящие, искренние. Татьяна Федоровна, совершенно очарованная стихами Лены, просит еще: «Бог любит Троицу!»
Л.: Поскольку Олег у нас всё-таки выступает теперь редко – действительно, в Москве ему проще, да и… То он в Сибири, то он в Поволжье, и нам остается только его ждать. Поэтому несколько стихов у меня написано об ожидании.
Как он грустил, наш город, как скучал! Он хмурил облака, он тихо плакал Серебряным дождём по вечерам… Вздымал ночами к небу руки-крылья Своих мостов – с надеждой и мольбою, Их опуская только на рассвете И забываясь чутким сном тревожным…
Вы были далеко. Но ведь разлука Когда-нибудь кончается свиданьем?
На днях проснулся с солнечной улыбкой Наш город – вдруг приснилось Петербургу В чудесном сне: Вы – дома… дома. Дома!.. И вот сегодня в городе салют. Он соткан из цветов, улыбок, солнца, Приветствующих Вас аплодисментов, Биения сердец, что Вам навстречу Раскрылись, ожиданьем истомившись. В нём стольких душ любовь, тепло и трепет…
Салют невидим для непосвящённых, И мне их жаль – без Праздника живущих.
Но Вы его почувствуете сердцем – Он в Вашу честь.
Аплодисменты… и вопрос к Лене - публикует ли она свои стихи? К сожалению, нет.
В.: И завершает вечер, посвященный творчеству вашего земляка, конечно же, романс…
Кто-то хочет услышать «Журавли», кто-то спрашивает «Калитку».
В.: Ребята, у нас есть все программы, которые исполняет Олег, и многие мы сегодня уже привезли. Я надеюсь, что это наша не последняя встреча, и в следующий раз мы привезем еще несколько записей. А сейчас звучит романс «Капризная, упрямая…».
Честно говоря, мы совсем не знали, как воспримут наш рассказ ребята? Сможем ли мы их заинтересовать, не будет ли им скучно? И уже в самом конце вечера с радостью отметили, что ребята даже где-то прониклись голосом Олега. Девчата хотели послушать романсы, мальчишкам же были интересны военные песни…
А.Е.: Пел Олег Погудин. Он несколько лет назад приезжал к нам и это была великолепная встреча. (Обращаясь к нам) Мы благодарим вас за то, что вы приехали к нам, спасибо…
Потом мы зашли в учительскую и еще довольно долго разговаривали с Александром Ефимовичем и Татьяной Федоровной о школьных делах.
Т.Ф.: Пятнадцать лет у нас музыки не было вообще – ни музыки, ни рисования: откуда мы можем воспитывать? Кто у нас возит детей в консерваторию или в театры? Никто. Никогда Олег не был шумным, он всегда был уравновешенным, скромным. Он был ровным, никогда не бегал по школе – я не помню его бегающим. Он всегда ходил. Он всегда был дисциплинированный, он такой и вырос. Как-то я прочитала в одном его интервью, что он стажировался в Америке, но он всегда был предан родному Петербургу. И поэтому, сколько его там заманивали, переманивали – он все равно остался петербуржцем.
В.: Олег и в Москве петербуржец.
Т.Ф.: Я коренная петербурженка – родилась на Васильевском острове и прожила здесь всю жизнь, за редким исключением. Я вернулась сюда. Когда меня в школе учили, что ты ленинградка и должна вести себя, как ленинградка - это вдолбилось. Я помню, как нас учили: если ты знаешь, где – доведи, проведи. Вот так нас воспитывали в школе.
В.: Я часто бываю в Петербурге, и всегда смотрю на лица, и невольно сравниваю: московские и петербургские.
Т.Ф.: Интеллект у нас повышенный. У меня на географии Олег сидел за второй партой. Вот почему мы приходим после школы, и мы спим? Потому что они – вампиры, и мы работаем практически на отдачу. И если вдруг придется вам увидеть Олега в ближайшее время, скажите так: от Капустиной – географички – ему привет. Лично от меня. И скажите ему, что я боготворю его, как личность, и слушаю его романсы.
В.: Я думаю, что Олегу очень приятно будет увидеть лица своих учителей…
Я прошу разрешения сфотографировать их на память. Татьяна Федоровна смеется, говорит, что сегодня не в форме.
Т.Ф.: Дайте хоть расчешусь. А когда-то я была – волосы вьющиеся, не седые…
И вот оба учителя садятся за парту, за которой когда-то сидел Олег.
Т.Ф.: Вы, главное, ему напомните, что это я – Капустина.
Честно говоря, мы тоже не удержались и сфотографировались за партой Олега.
В.: Вот если когда-нибудь вы соберетесь в Москву, то обязательно дайте мне знать, и я вас приглашу домой. И вы столько нового узнаете об Олеге: по материалам, по фотографиям.
Т.Ф.: А вы знаете, сколько людей, которые потом делают из своей квартиры музей? В Петербурге есть музей Ахматовой, например.
В.: Совсем недавно, будучи в Рязани, я узнала одну очень радостную, можно сказать, счастливую новость. Олег принимал непосредственное участие в издании книги, посвященной Сергею Есенину. Только благодаря его спонсорской поддержке она и вышла.
Т.Ф.: Дело все в том, что он и Есенина бы пел хорошо.
В.: Так он и поет, но к сожалению, очень редко.
Т.Ф.: Вот в этом ваш минус: мы бы и его сейчас послушали!
В.: Но мы ведь в первый раз, и все сразу охватить невозможно…
А.Е.: А вы обязательно приезжайте еще!
Т.Ф.: Пожалуйста, я всегда отдам на это свой классный час. Я очень рада, что мы сегодня столько узнали об Олеге и что я снова услышала его голос. Но очень жалко, что не прозвучала его детская песня «Крейсер «Аврора». Пожалуйста, найдите ее. Я помню, как однажды пришла: «Олег, я тебя сегодня по радио услышала в 8 утра!» А он говорит: «Татьяна Федоровна, это была запись». – «Очень хорошо, но я все равно тебя слышала!» Ну, вот и здрасьте: значит, он же записывает, а утром это гнали в передаче «Воскресное утро».
В.: Когда последний раз Вы видели его здесь?
Т.Ф.: Я давно не видела его. После выпускного вечера ни разу.
А.Е.: Нет, он был у меня на шестидесятилетии.
Л.: В прошлом году было 50-летие Детского хора, и Олег там был, и пел с Детским хором ту же песню, которую вы сегодня услышали. И еще - «Однозвучно гремит колокольчик».
Т.Ф.: Мне очень нравится «Калитка»!
А.Е.: Мы можем договориться и провести классный вечер «Поет Олег Погудин».
Т.Ф.: Да, это было бы хорошо. Выстроить программу так, чтобы все этапы его творчества соответствовали его песням. И тогда его талант проявится еще более многогранно. Мы вас хотели бы пригласить и на праздник «День России», который будет в ноябре. Мы поем русские песни, мы танцуем русские танцы, мы поем русские частушки!
В.: А это где? В театре «Данко»?
Т.Ф.: (смеется): Я от «Данко» отделилась. Мы уже 4 года этот праздник отмечаем. Мы в национальных костюмах, у нас и коробейники торгуют. В Москву я отослала целую разработку и получила грамоту от нашего министерства. Мне эти грамоты… Главное, чтобы дети были заняты.
Татьяна Федоровна диктует нам свой телефон: Я всегда рада помочь, если потребуется. Математику у Олега вела Людмила Борисовна, Клавдия Андреевна – русский язык. Сколько лет тому назад это было?
Мы собираемся и благодарим учителей.
Т.Ф.: Я очень была рада нашей встрече, и, вы знаете, действительно… немножко так всколыхнулось прошлое… Ну, молодость была.
В.: Ну, еще бы: «… а прошлое кажется сном».
Мы находимся в учительской, и Александр Ефимович вынимает из шкафа пожелтевшие альбомы. Перелистываем страницы и видим множество фотографий, запечатлевших целые классы. Но Олега на них нет.
Татьяна Федоровна прощается с нами: Не обижайтесь, если что. Вот он (А.Е.) придет – ругает-ругает, мы с ним разругаемся в пух и прах, а через 15 минут мы опять нормально. Я вроде у него как замом теперь считаюсь. Я не знаю, когда у вас будет такая возможность: у нас есть праздник, даже два. Мы 23 февраля отмечаем: у нас проходит спортивный парад, то есть мы делаем соревнования. Девчонок 8 марта мы поздравляем тоже здесь. У нас есть такая патриотическая песня, то есть «Смотр патриотической песни», вот. Или к 9 мая.
В.: 9 мая мы не сможем. У нас в этот день будет в Москве концерт Олега…
Т.Ф.: Ну, вот можно к этому дню сделать его программу. Классный час: программа «Песни войны».
В.: Мы можем привезти видеозапись этого концерта, чтобы ребята не только услышали, но и посмотрели бы его.
Т.Ф.: Великолепно! А видеомагнитофон у нас есть. И вот вам, пожалуйста: опять вы рассказываете и включаете запись Олега.
В.: На концертах Олег еще и разговаривает с залом, и это дорогого стОит…
Т.Ф.: Прекрасно. И, наряду с его монологом, мы можем послушать конкурс наших чтецов и сделать монтаж. Вот вам, пожалуйста. Ефимыч, ну-ка, скажи, какая твоя любимая фраза, которую я терпеть не могу! (Александр Ефимович только вздыхает…) «Для нас преемственность традиций необходимее, чем хлеб!»
Учитель смеется и, вслед за Татьяной Федоровной, повторяет эту фразу. Все вместе мы обсуждаем, как можно выстроить эту программу.
Т.Ф.: Три-четыре чтеца – не надо много. С разговором плюс монтаж видеоматериала – вот вам классный час, и не надо больше. Перебор нельзя – детское внимание, оно такое… оно рассеяное. 45 минут… 20 минут урока проходят нормально. Меняй работу, тогда все будет хорошо. (Обращаясь ко мне) А где вы остановились?
В.: В Петербурге я всегда живу у Лены. Это через мост, напротив Лавры.
Т.Ф.: Я и в Лавру детей вожу…
Л.: Там тоже иногда Олег выступает…
Т.Ф.: У меня ученик там служит, представляете? Из военной семьи: очень был глубокий человек, очень любил философию и после военного училища ушел туда. Отец Дмитрий.
В.: А вот у вас здесь Троицкая церковь реставрируется, как я читала, лет десять?
Т.Ф.: Нет, поменьше.
В.: У вас здесь так хорошо и даже соловьи поют во дворах. А на Нагорной какой красивый дом стоит!..
Т.Ф.: У нас здесь вообще, понимаете, свой микроклимат. Красное Село – это один из самых экологически чистых районов.
В.: Можно представить, каким ваш город был лет двадцать назад, когда не было этого количества машин. Наверное, это был такой оазис…
Т.Ф.: Вы знаете, да. Но зато работали промышленные предприятия. У нас ведь благоустройства особого никакого нет. У нас только недавно открыли магазин «Пятерочка», а так вот у нас, как было, так и осталось. Когда-то здесь были театры, здесь были скачки. Здесь же у нас были и Пушкин, и Лермонтов. Поэтому нам есть, чем гордиться. Дудергофские высоты, озера – это все ледничок сделал. И горки тоже ледникового происхождения. Вообще, у нас много чего хорошего. А памятник у нас авроровцам находится в Можайском, вот здесь, как раз на высотке… сняты были орудия.. они стреляли и все погибли В парке есть памятник погибшим. Мы с ребятами, из моего первого выпуска, красили там ограду, звездочки красили… Мы участвовали в патриотическом воспитании.
В.: Мне понравились лица ребят: умные, хорошие. Мы ведь когда сюда ехали – в первый ведь раз, тоже не знали, с чем столкнемся, как у нас все получится?
А.Е.: Все получилось, все очень хорошо получилось!
Т.Ф.: Да и мы рады, что вы приехали. Все-таки немного всколыхнули нас. (Обращается к Лене) А какие чудные стихи у вас! Вам надо обязательно печататься. Слова-то какие пронизывающие!..
А.Е.: Когда я был молод, то много писал стихов.
Т.Ф.: Вот у него столько стихов, сколько его уговаривали…
Мы просим Александра Ефимовича прочитать что-нибудь, но он отнекивается, говоря, что они «интимно-личные».
Т.Ф (улыбаясь): Да прямо… «Девушка из Красного Села».
А.Е. тоже улыбается: Да? Ну ладно.
Т.Ф. смеется: Мы ее поем (напевает несколько слов и обращается к А.Е.) Хоть бы спел! Спой!
А.Е.: Эх! Была – не была!
Татьяна Федоровна, очень довольная, заразительно смеется. Александр Ефимович негромко поет:
В Ленинграде двадцать лет Прожил я, но все же нет Девушки, что б очень увлекла. Только раз беда стряслась – В мое сердце пробралась Девушка из Красного Села.
Всех в мире скромнее и строже, И красавицам первым под стать. И теперь мне, любимая, кажется, тоже Красноселом захочется стать.
Я гуляю медленно по проспекту Ленина – Неужели обмануть могла? Пять минут, как час, прождешь, Только ты уже идешь, Девушка из Красного Села!
Жду тебя уверенно, Ведь любовь проверена: Не пришла, так, значит, есть дела. Значит завтра, в тот же час, Жду в шестьсот четвертый раз Девушку из Красного Села.
А на днях решился я, С милой объяснился я – Очень мне с любовью повезло! Я на свадьбу буду рад Пригласить весь Ленинград И, конечно, Красное Село.
Вот такая песня…
Т.Ф.: Мы ее все поем под аккордеон. Радюмов, его друг, он вот так его раскинет – и все, душа развернулась и свернулась. Это чудо! Ну, в общем говоря, мы живем! (Обращается к нам) Вы-то свои координаты оставьте. На русские праздники я вас приглашу и блинов обещаю. Ефимыч вам сообщит, когда начнется праздник. Мы с ним распределили: на литературном вечере я буду играть Кабаниху.
В.: Ох, ничего себе! Кабаниха будет еще та! Я даже наяву ее вижу.
Т.Ф.: Да, у меня хорошая Кабаниха получается. Мой 10-а будет ставить сценку, а Кабаниху буду играть я.
В.: А Катерину кто?
Т.Ф.: Катерину и Тихона – кто-то из детей. Вот пять классов – пять сценок.
В.: Одного спектакля?
Т.Ф.: Нет, разных. Мы берем из «Грозы», кто-то берет из другого произведения. Одеваемся в литературных героев, учим слова…
В.: А костюмы кто шьет?
Т.Ф.: А мы или сами, или в ДК возьмем.
А.Е.: Когда это было дешевле, мы делали такие балы, когда гвардейские офицеры танцуют с дамами.
Т.Ф.: Вот это даже я не застала. Если уж я сколько лет работаю… Но я совершенно без голоса: репетируешь без музыки, обычно на уроке.
Все, нам пора: уроки еще не закончились, и мы прощаемся с Татьяной Федоровной. Вместе с Александром Ефимовичем мы спускаемся по лестнице и он приглашает нас в то же кафе, где мы были в предыдущий раз. Выходим на улицу, и там наша беседа продолжилась. Учитель показывает нам дом, где жила семья Погудиных.
Александр Ефимович, как и прежде – галантный кавалер, собирающийся угостить нас на славу. Но сегодня его праздник – День учителя, и мы решительно берем инициативу в свои руки. Он, как может, сопротивляется, но мы непреклонны. Тем не менее, видно, что ему очень приятно наше внимание, и Александр Ефимович, шутливо улыбаясь, грозиться «отомстить» нам в следующий раз. Вызов с удовольствием принят...
Мы очень тепло попрощались, договорившись, что обязательно приедем на какой-нибудь школьный праздник, и, очень довольные, уехали… В этот раз мы добирались до Петербурга автобусом. Когда спало то напряжение, которое не отпускало нас в течение нескольких дней, мы сразу почувствовали невероятную усталость. Да, как же нелегко выступать перед людьми, особенно тогда, когда это неожиданно и когда ты это делаешь в первый раз...
2 октября 2006г.
P.S.: Моя особая благодарность Эмилии за присланные фотографии. Я свой диск с ними так и не нашла. Ага, это у меня называется - подальше положишь, поближе возьмешь....
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 07 Янв 2013, 22:34 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| Евгения П.
Валентина! Какие же Вы с Леной молодцы! И стихи у Лены очень хорошие - искренние, трогательные и умные.
- Знаете, я сколько лет читаю их, столько и восхищаюсь ими.
А с Александром Ефимовичем все эти годы мы поддерживаем очень теплые и дружеские отношения. Несколько раз мы все вместе бывали на концертах Олега в Петербурге. Когда получалось, то ездили в Красное Село специально навестить его и поздравить с Днем Победы. А уж если в такой знаменательный день у Олега получалось позвонить своему учителю - то этой радости ему хватало потом очень надолго...
Сейчас к сожалению, у Александра Ефимовича со здоровьем очень неважно. Он почти не выходит из дома и даже по квартире передвигается с трудом. И вот в свой последний приезд в Петербург мы созвонились с ним и договорились, что при первой моей возможности, мы обязательно приедем к нему в гости. Но теперь у меня с мамой аналогичные проблемы, поэтому пока никак не получается... Так что я сейчас даже спектаклями Юры не могу заниматься...
Евгения П.
Валюша, от всей души желаю, по возможности, скорого и понолго выздоровления Вашей маме и Александру Ефимовичу! Лене Фёдоровой хочется пожелать, всё-таки, издать сборник её стихотворений! А пока, может быть, сделать подборку её стихов здесь, на этом сайте? Мне бы очень хотелось почитать их побольше. Где-то на этом форуме мне уже попадались её чУдные стихи, но здесь такое обилие разнообразного материала (очень, кстати, интересного и неожиданного), и чтобы снова найти их, нужно потратить немало времени, потому что обязательно на чём-нибудь да застрянешь, заинтересовавшись. А так-как к компьютеру обычно садишься вечером, то не остаётся ни сил, ни времени на долгие поиски.
- Евгения, я бы с удовольствием сделала подбоку стихотворений Лены, но, все же лучше, если она это сделает сама. Знаете, без согласия автора, мне это делать не очень удобно... А идея замечательная...
|
|
| |