[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Возвращаясь к напечатанному... » ЗВЕЗДЫ, КОТОРЫЕ СВЕТЯТ (28. 03. 2007. газета "Курская правда")
ЗВЕЗДЫ, КОТОРЫЕ СВЕТЯТ
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 01 Сен 2013, 19:39 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6942
Статус: Offline


ЗВЕЗДЫ, КОТОРЫЕ СВЕТЯТ

В один и тот же день, в субботу, но на разных каналах многократно произносилось слово «артист» в приложении к певцам эстрады. На Первом в телефильме «Шальная звезда Ирины Аллегровой» по заведённым стандартам телевизионной шоу-рекламы нам рассказали о трудной судьбе певицы в личной жизни и не менее трудном её пути на вершину славы. На телеканале «Культура» в фильме Александра Шувикова «Русский Пьеро. Александр Вертинский» средствами выразительного документального кинематографа авторы поведали нам о создателе неповторимого сценического образа, органично соединившего в своём творчестве уникальный дар певца, актёра, поэта, композитора, собиравшего восторженные залы за границей и в России на протяжении более сорока лет артистической жизни и до сих пор вызывающего у ценителей радость от соприкосновения с его искусством.

Казалось бы, полвека прошло со дня его смерти, но как по-прежнему всё близко в нашем мире! Сохранились фильмы 50-х годов с его участием (в том числе «Заговор обречённых», за который он, бывший эмигрант, получил Сталинскую премию, и известная экранизация чеховского рассказа «Анна на шее», где он блеснул в роли князя). Сцены из этих лент, органично включённые в телефильм, дают представление о врождённом аристократизме Вертинского, о благородстве его облика, глубочайшем артистизме, красоте и выразительности голоса, благодаря которым одно только появление его в кадре создавало необходимую атмосферу времени и действия. Сохранились, восстановлены, разошлись миллионными тиражами на пластинках и дисках и до сих пор востребованы записи его удивительных песен-ариеток, песен-новелл, песен-акварелей, песен-спектаклей, которыми он пленял публику уже на первых успешных выступлениях в середине 10-х годов прошлого века, затем в эмиграции, а позже — во время напряжённых гастролей во многих краях и городах СССР, где за 14 лет он дал более четырёх тысяч концертов!

Многие из этих песен причудливыми фонограммными мирами оживают на телеэкране, очень точно иллюстрируемые старой хроникой, фотографиями, свидетельствами близких. В Курске, кстати, живы и другие свидетели – те счастливчики, которым довелось побывать на единственном концерте Вертинского в 1956 году в зале старого драматического театра, где он предстал в блеске своего зрелого таланта под аккомпанемент неизменного партнёра Михаила Брохеса.

На самом деле не так много времени утекло с тех пор. И вот перед нами сидит внук великого певца – Степан Михалков, хотя и родившийся после смерти деда, но вобравший в себя так много его характерных черт. И вот перед нами выступает умный, интеллигентный, талантливый исполнитель Олег Погудин, не пытающийся копировать неповторимую манеру Вертинского, но по-своему интерпретирующий его песни, которые не только не устарели, но по-новому свежо и пленительно живут в нас своими чудесными и вечными смыслами и мелодиями.

К сожалению, редкие кадры хроники, семейные фотографии, снимки, запечатлевшие артистический облик Александра Николаевича, не могут передать и тысячной доли его уникальной сценической манеры, поразительного пластического мастерства. По словам очевидцев, он мог одним движением руки показать всего человека, «сыграть» рукой множество чувств и состояний – гнев, презрение, гордость, мечтательность, восхищение, покорность судьбе. Он умел, будто шутя, играть сменой настроений, быть одновременно грустным и ироничным, мечтательным и насмешливым, легко балансируя между позой, театральностью манеры и естественностью, подлинностью проживания. И, по свидетельству современников, «даже самых искушённых слушателей Вертинский восхищал законченностью отделки каждой песни, виртуозностью и элегантной лаконичностью её интонационной и пластической партитуры».

Вот бы сегодняшним эстрадным певцам и певицам, при жизни названным «звёздами», награждаемым эпитетами превосходных степеней и получающим немыслимые гонорары, немного поучиться у кумиров прошлого – не только интеллигентности и благородству, но и элементарному мастерству. В самом деле: это же смешно представлять кричащую исполнительскую манеру Ирины Аллегровой («с фирменной хрипотцой») в качестве свежего слова отечественной эстрады и нового этапа творческого пути певицы! Впрочем, она сама признаётся в том, что её жанр «подразумевает не чистое красивое вокальное пение, а чтобы это брало за душу», но при этом считает, что её хрипотца богата… обертонами!

Человеку, хотя бы раз слышавшему богатейшие модуляции голоса Вертинского, восхищавшемуся широчайшей палитрой интонационных красок, филигранной фразировкой, наиточнейшим образом передающей смысл и настроение поэтического текста, — такому человеку всерьёз воспринимать куцые рассуждения примадонн современной эстрады просто неловко. И уж тем более неловко слышать утверждения авторов телефильма, что каждая песня Ирины Аллегровой — «это маленькая пьеса».

Я честно попытался зафиксировать слова очередной такой «пьесы», которую певица записывает в своей домашней студии для очередного альбома. У меня получилась полнейшая несуразица с большими претензиями на поэзию:


Улетали принципы под откос,
Их остановить было некогда.
Два лица в туннель
твоих волос –
Отвести глаза
просто некуда
.

И вот эта плохо срифмованная, корявая абракадабра, положенная на банальную мелодию, должна «брать за душу»?!

Достал из шкафа старые грампластинки с записями Вертинского. И вновь восхитился глубиной текстов его неповторимых песенных миниатюр. И неудивительно: ведь он превращал в песни стихи лучших русских поэтов – Александра Блока, Анны Ахматовой, Георгия Иванова, Иннокентия Анненского, Сергея Есенина! Да и сам писал удивительно поэтичные тексты (достаточно вспомнить «Чужие города», «Доченьки», «В синем и далёком океане» и др.). Увы, сейчас на нашей эстраде в качестве поэтов фигурируют любые более или менее грамотные сочинители, умеющие кое-как рифмовать тривиальные словосочетания и набившие оскомину красивости. Это же относится и к современным сочинителям музыкальный попсы. Куда уж идти дальше, если авторы телефильма утверждают, что Аллегровой повезло работать с лучшими (!) композиторами страны: Игорем Николаевым, Виктором Чайкой, Аркадием Укупником! А кто ж тогда композиторы «похуже»?

Справедливости ради надо отметить, что создатели телефильма «Шальная звезда Ирины Аллегровой» не собирались всерьёз размышлять о творчестве своей героини, а уж тем более об уровне современной отечественной эстрады. Для них уровень Аллегровой – это некая вершина, от которой они и пляшут. Дорвавшись до личной жизни певицы, они пошли по привычному пути десятков подобных скучных и банальных рассказов о том, как девочка с голосом и амбициями приезжает в столицу и добивается всенародной славы. Разница лишь в названиях коллективов, через которые она прошла, в именах мужей, с которыми она рассталась, и в интерьерах богатых особняков, которые она построила на свои гонорары.

Наверное, Ирина Аллегрова неплохой человек. Но пусть простят меня её поклонники — к высокому званию артиста классики жанра приучили меня относиться всерьёз. И потому для меня светят совсем другие «звёзды» нашей эстрады…


http://www.kpravda.ru/article/culture/004093/
Прикрепления: 4749621.gif (8.4 Kb)
 

Форум » Размышления » Возвращаясь к напечатанному... » ЗВЕЗДЫ, КОТОРЫЕ СВЕТЯТ (28. 03. 2007. газета "Курская правда")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: