[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Возвращаясь к напечатанному... » «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ...« (31.05. 2003. ТВЦ, "Православная энциклопедия")
«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ...«
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 12 Янв 2014, 13:04 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6965
Статус: Offline
«Люблю тебя, Петра творенье…» (комментарий в свете веры)



Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой эфир на ТВЦ 31 мая 2003 года)


Н.И. Державин: Доброе утро, в прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня наша программа посвящена Санкт-Петербургу. Вы увидите репортаж из Северной столицы, услышите «Серебряный голос России» – так называют петербуржцы Олега Погудина, известного певца и исполнителя русских романсов.
Ну, и конечно вопрос викторины тоже будет связан с этим городом. Он звучит так: «В день какого православного праздника был основан Санкт-Петербург?»
Ждем от вас правильных ответов на пейджер. Победитель получит том «Православной энциклопедии». А сейчас о главной новости православной жизни на этой неделе.



Андреевский собор в Санкт-Петербурге

Видеосюжет «Мощи Андрея Первозванного»:

25 мая в Санкт-Петербург из греческого города Фессалоники были доставлены для поклонения мощи св. апостола Андрея Первозванного, его честная стопа. О таком подарке к 300-летию Санкт-Петербурга верующие города могли только мечтать.
Святой Андрей считается первым проповедником христианства на Руси и одним из небесных покровителей Северной столицы, наряду со святым первоверховным апостолом Петром.

Согласно преданию, водружая деревянный крест на Заячьем острове при основании Санкт-Петербурга в мае 1703 года, Петр I следовал примеру святого Андрея Первозванного, который установил крест на берегу Днепра, где позднее возник Киев. Кроме того, существует историческое свидетельство, что при закладке Петропавловской крепости Петром Великим в ее основание был помещен золотой ковчег с частицей мощей святого Андрея.
По прибытии в Петербург мощи были помещены в кафедральном Казанском соборе. 27 мая, в день рождения города, мощи пребывали в Исаакиевском соборе, а потом – на Васильевском острове, в соборе во имя св. Андрея Первозванного. Сейчас святыня находится в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, при закладке которого в его основание тоже была вложена частица мощей св. апостола Андрея. 3 июня мощи отправятся на Валаам. Местное предание говорит о том, что первый из учеников Христовых, просвещая скифские и славянские земли, пришел на Валаам, разрушил здесь языческие капища и воздвиг каменный крест.


(Андрей Павлович, Игорь Жоров «Православная студия Петербурга» специально для программы «Православная энциклопедия»)

Н.И. Державин: По случаю 300-летия Санкт-Петербурга Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил специальное послание, которое было оглашено 27 мая по окончании богослужения в Исаакиевском соборе.
Сколько существуют Москва и Петербург, их всегда сравнивают. Москва – златоглавая, богомольная, по-купечески щедрая, уютная. А Петербург – Северная Пальмира, град величественный, холодный и по-европейски строгий. Но почему-то многие забывают, что Петербург строился как столица огромной и мощной православной империи, которая всегда поражала иностранцев, в том числе, и своими храмами.


Видеосюжет «Русская Православная Церковь на рубеже веков»:

Как-то в середине XIX века в Санкт-Петербурге побывал известный французский писатель Теофиль Готье. И вот каким ему открылся город: «Медленно вставал прекрасный силуэт Санкт-Петербурга. Золото куполов и шпилей сияло на самой богатой, самой изумительной диадеме, которую когда-либо мог нести город на своем челе. Вот и похожий на тиару Исаакиевский собор меж четырех колоколен вознес свой золотой купол, а далее засверкало металлическими отблесками множество колоколен».
Конечно, по сравнению с Москвой, в Петербурге было немного приходских храмов – на начало 1917 года их насчитывалось всего 60. Зато богатые горожане имели домовые церкви, и таких существовало множество. Храмы имелись также при ведомствах и учреждениях, больницах и учебных заведениях. Даже после 1917 года, несмотря на жестокую борьбу новой власти с религией, уцелевшие храмы все равно оставались центрами духовной жизни.
Так вышло и с Иоанновским монастырем на речке Карповке. Эта обитель – одна из самых главных святынь Петербурга. В 1900 году ее основал св. Иоанн Кронштадтский, который пользовался огромным почитанием в народе. Вскоре после революции Иоанновский монастырь был закрыт, усыпальница Иоанна Кронштадтского замурована, а в здании устроены общежития. Но верующие высекли крест в стене, где находилась гробница пастыря, и с тех пор поток паломников к этому месту не иссякал. Пятнадцать лет назад отец Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых, а чуть позже обитель вернули верующим. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по случаю 10-летия возвращения Иоанновского монастыря Русской Православной Церкви сказал: «Милостью Божией возрождаются обители, возрождаются храмы Божии, возрождается церковная жизнь, и все больше и больше людей находят дорогу к Богу и к храму Божию».


Н.И. Державин: Один французский журналист как-то заметил: «Здоровое общество перенесет даже нездоровую критику». Это утверждение обнадеживает, а главное – оно так приходится кстати, когда читаешь статьи о Православной Церкви в светской прессе. Давайте послушаем мнение Александра Журавского о том, что писали в последние дни наши газеты.

А.В. Журавский: На этой неделе многие публикации начинались и заканчивались петербургскими мотивами. Вот и в газете «Россия» от 27 мая помещен материал Леонида Малаховского «Потом были буквы» – о Днях славянской письменности и культуры в Воронеже. Как оказывается, 300-летие Петербурга связано с воронежскими торжествами, в связи с тем, что Петр I основал Северную столицу по благословению своего духовного отца святителя Митрофания Воронежского.
Переводы на китайский язык сочинений русских религиозных философов, воссоздание инфраструктуры Китайской Автономной Церкви, рост числа публикаций о Православии и православных святых… Чем обусловлен такой интерес китайцев к Православию и каково будущее христианства в Китае? Об этом вы узнаете, заглянув на сайт «Православие.Ru», из интервью с настоятелем православного прихода в Гонконге священником Дионисием Поздняевым.
В последнее время светская пресса проявляет ажиотажный интерес к Русской Православной Церкви. Из всего обилия публикаций мы предлагаем либо наиболее типичные, либо наиболее заметные. В «Еженедельном журнале» – статья Алексея Макаркина «Патриархальные нравы». Отношения Московского Патриархата и Ватикана, кадровые перестановки минувшего месяца и возможные кандидаты в Патриархи – весь спектр проблем уместился в одной статье. Главный вывод автора таков: несмотря на недомогание, Патриарх Алексий контролирует положение церковных дел – как в кадровых вопросах, так и вопросе о папском визите.
26 мая в «Известиях» – комментарий Александра Архангельского «Не так сели», как раз посвященный публичному и бестактному обсуждению в СМИ вопроса о возможном преемнике Патриарха. По мнению комментатора, «За напряженным журналистским интересом к фигуре возможного преемника Алексия II на патриаршем «посту» слишком явно… грубо и пошло проглядывает шкурный интерес разных чиновно-олигархических групп. Никого не волнует личная судьба и церковное служение митрополитов Мефодия, Сергия, Кирилла. Интересуют ставки в игре, сделанные помимо них… Будто бы речь идет не о Патриаршем престоле при живом Патриархе, а о каком-то правлении или совете директоров».
На этом – все. Надеюсь, что следующая неделя принесет нам больше положительных новостей и публикаций.


Н.И. Державин: Я рад приветствовать в нашей студии гостя из Петербурга, певца и исполнителя русских романсов Олега Погудина. Его называют «Серебренным голосом России», он удостоен звания «Глас ангельский России». Олег – обладатель многих премий, в том числе – и престижной премии «Триумф». Позавчера он выступал в Петербурге, вчера в Москве, поздно вечером окончился его сольный концерт в зале им. Чайковского. А сегодня, ранним утром, Олег пришел к нам в студию. Доброе утро, Олег!

Олег Погудин: Доброе утро!

Н.И. Державин: Спасибо, что нашли время и возможность прийти к нам в столь ранний час. Позвольте Вас поздравить с 300-летием вашего родного города. Давайте поговорим о Вашем пути к Православию. В одном из своих интервью Вы сказали, что приняли Крещение уже взрослым в Александро-Невской Лавре Петербурга. Сколько вам тогда было лет и почему именно в Лавре?

О. Погудин: Вокруг жизни каждого артиста очень много неточностей и легенд. Это нормальная ситуация. Я, действительно, принял Таинство Святого Крещения во взрослом возрасте, что было обычным для конца 1980-х годов. Мне тогда было всего 20 лет, то есть я уже не был ребенком, но и не мог считаться зрелым человеком. Крестился я, как говорится, по вдохновению. Это произошло в Спасо-Преображенском соборе в Петербурге, просто потому, что я учился неподалеку от него. Моя сколь-нибудь серьезная церковная жизнь началась значительно позже, спустя шесть лет после этого, и она, действительно, связана с Александро-Невской Лаврой, и в первую очередь – с Санкт-Петербургской Духовной академией.

Н.И. Державин: Верующий человек осознает, что слава – вещь проходящая. К Вам же популярность пришла очень рано. Скажите, не мешает ли Вашему творчеству, концертной деятельности Ваше воцерковление?

О. Погудин: Я стараюсь не смешивать эти сферы. Возможно, я впервые всерьез задумываюсь над этим благодаря нашему разговору. В целом, моя позиция такова: если совесть и сердце в согласии с тем, что ты делаешь, то никакое земное поприще не может мешать церковной жизни, а наше спасение – в первую очередь, дело Божие. Конечно, и от нас требуется определенное старание. Репертуар, с которым, по милости Божией, мне приходиться работать, в обстоятельствах нынешнего времени всегда заставляет думать о душе, о вечном, настоящем, чистом. Поэтому я думаю, что церковная жизнь все-таки помогает моему творчеству.

Н.И. Державин: Давайте дадим возможность нашим зрителем послушать один из ваших романсов. В студию поступил звонок от телезрителей.

Телезрительница: Алло! Добрый день!

Н.И. Державин: Здравствуйте, доброе утро!

Телезрительница: Я хочу задать вопрос Вашему гостю. Вы –верующий человек, а исполняете романсы. Они ведь такие чувственные! Вы поете о человеческих чувствах, о страстях. Вы не видите в этом противоречия со своей верой?

О. Погудин: Понимаете, человек ведь создан таким, что не чувствовать он не может. Мало того, нет противоречия в способности человека чувствовать и при этом пытаться хоть как-то идти к Богу и хотя бы немного следовать нормам и правилам веры. Страстность препятствует человеческому спасению и мешает, на самом деле, даже земному счастью – я могу свидетельствовать об этом даже по-своему маленькому жизненному опыту. Но все же ни один человек не проходит свою жизнь без страстей. Поэтому я хочу оправдать романс и человеческую способность чувствовать. Ведь Господь так произволяет, что, в конечном итоге, наши чувства, как и все наши потенции и энергии не только могут, но и обязаны служить нашему спасению.

Н.И. Державин: В одном из Ваших интервью я читал о Вашем посещении Святой Земли и Афона. Что Вам дают такие паломнические поездки?

О. Погудин: Мне очень трудно рассуждать на эту тему здесь, в студии, ведь всякий публично высказанный духовный опыт в каком-то смысле внутренне обесценивается… Когда человеку необходимо поделиться с другими своей радостью или счастьем, тогда это может быть уместно.
Отвечая на Ваш вопрос, могу сказать, что для всякого культурного русского человека (не только для православного) абсолютно необходимо хоть когда-то выходить на свежий воздух святых мест из душной и очень плотной атмосферы нашей жизни, особенно – столичных городов. Это душевная потребность, подобная той, какую испытывают люди, стремясь за город, чтобы просто надышаться чистым воздухом.


Н.И. Державин: Вы даете много концертов. Где и когда Вас можно будет услышать в ближайшее время?

О. Погудин: Наверно самый ближайший концерт – это закрытие сезона в Москве, которое состоится 25 июня в Большом зале Консерватории. Кстати, концерт будет посвящен русскому романсу.

Н.И. Державин: Спасибо Вам большое за участие в нашей программе! Спасибо за то, что Вы так живо и эмоционально говорите о том, что переполняет Вашу душу и сердце.

О. Погудин: Спаси Господи!

Н.И. Державин: Мало кто знает, что где-то в бескрайнем космосе по неведомой нам орбите вращается маленькая планета номер 2006 – «Полонская», а где-то между Сатурном и Ураном несется в пространстве поезд астероидов названный «Поясом Казимирчак-Полонской». Так светские ученые прославили выдающегося астронома Елену Казамирчак-Полонскую. А она своим главным трудом считала книгу «О действии благодати Божией в современном мире».

Видеосюжет «Елена Казимирчак-Полонская»:

Современники удивлялись, как Елена Полонская сочетает серьезную научную работу и веру в Бога. А для нее такая жизнь была вполне естественной. Еще в 1920-е годы она училась во Львовском университете на физико-математическом факультете и участвовала в Русском студенческом христианском движении. Работая над диссертацией, Елена Ивановна параллельно училась в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Насыщенная духовная жизнь только помогала ей в работе. А ее открытия со временем заставили весь астрономический мир иначе взглянуть на гипотезу о происхождении комет.
Где бы ни жила Елена Казимирчак-Полонская – во Львове, в Париже, в Варшаве, ее все время тянуло в Россию. Но вернуться на Родину удалось только во время Великой Отечественной войны. Потеряв мужа, с больной матерью и маленьким сыном она поселилась в Херсоне. Но беда не приходит одна: вскоре от менингита умер ее сын Сережа. Затем умирает ее мать. А в конце 40-х ее арестовывают по ложному доносу и восемь месяцев держат в Бутырской тюрьме. Несмотря на пытки и многочасовые допросы, она не только никого не оговорила, но даже сумела обратить к Богу следователя, который вел ее дело. Случилось невероятное: Казимирчак-Полонскую полностью оправдали, а некогда грозный следователь сам отнес чемодан своей духовной наставницы к поезду, идущему в Ленинград. В Ленинграде, работая в Пулковской обсерватории, Елена Ивановна, как прежде, продолжала совмещать научные исследования с духовной жизнью. В 1968 году она защитила докторскую диссертацию. С 1970 года стала вести религиозные кружки для детей и взрослых, а во второй половине 80-х, наконец, приняла монашеский постриг. К тому времени мать Елена потеряла зрение, но это не мешало ей наизусть читать богословские лекции в Ленинградской Духовной академии.
Умерла инокиня Елена в 1992 году. Ее похоронили на кладбище астрономов. Размышляя о жизни ученой и монахини Елены Казимирчак-Полонской, вдруг замечаешь, что купол обсерватории так напоминает купол храма.


Н.И. Державин: Вопрос сегодняшней викторины звучал так: в день какого православного праздника был основан Санкт-Петербург? На пейджер пришло много ответов, но правильно ответили не все. Первой дозвонилась Алла Федоровна Щербакова, пенсионерка из Балашихи Московской области. Алла Федоровна, мы Вас поздравляем: Вы получите том «Православной энциклопедии». А сейчас посмотрите наш видеосюжет с ответом на вопрос.

Видеосюжет:

Петербург был основан в день Святой Троицы. В старинной рукописи XVIII века записано: «16 мая, в день Пятидесятницы, после совершения Божественной литургии, царь Петр изволил шествовать на судах рекою Невой и по прибытию на остров прочел молитву на основание города, взял заступ и первый начал копать ров». Потом Петр перешел через протоку по плотам и заложил Троицкую церковь. Пресвятая Троица с тех пор считается покровительницей Санкт-Петербурга. Почти 30 лет главным кафедральным собором города был Троицкий. Именно в этом храме торжественно отмечали победу в Полтавской битве. Здесь в 1721 году Петр Великий принял титул императора. В тридцатые годы XX века этот уникальный исторический и архитектурный памятник был уничтожен. И даже Троицкую площадь переименовали в Площадь революции. А 28 мая этого года в память о первом храме Санкт-Петербурга была открыта часовня во имя Святой Троицы.

http://www.sedmitza.ru/text/396864.html
Прикрепления: 3381153.jpg (52.2 Kb) · 2624966.jpg (32.9 Kb)
 

Форум » Размышления » Возвращаясь к напечатанному... » «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ...« (31.05. 2003. ТВЦ, "Православная энциклопедия")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: