[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Возвращаясь к напечатанному... » ПО ТУРГЕНЕВСКИМ МЕСТАМ (Фаина Раневская кланялась Спасскому...)
ПО ТУРГЕНЕВСКИМ МЕСТАМ
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 13 Июл 2014, 18:13 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6951
Статус: Offline
По тургеневским местам

Александр Кожухов географ, ветеран труда



Директором музея Спасское-Лутовиново в 1949-1958 годах была моя родная тетка Евгения Кожухова, и мне посчастливилось провести в Спасском свое детство и даже встречать нескольких спасских старожилов, которые видели Тургенева. В тургеневское время они были детьми, и даже через 70 лет помнили, как писатель угощал их конфетами и печеньями. Они называли его уважительно барином. Это были сторожиха бабка Грызлова и дед Яков Пасынков, чей дом до сих пор цел на Поповке (так называли местные деревенскую застройку, что напротив парка).

С моих детских заповедных лет прошло более полувека, и вот в 2012 году я вновь приехал в родные места.
Сейчас усадьба отличается от той, которую я видел в 50-е годы. Она значительно увеличилась, ибо чья-то умная голова и умелые руки прирастили к ней часть фруктового сада и окрестности источника Варнавицы, где, по преданию, по ночам появляется белая тень старика Лутовинова, который был похоронен в склепе на бывшем в те времена кладбище напротив входа в парк.

В заповеднике стараются сохранять тот вид, что был при жизни писателя, и если бы Тургенев сейчас прошел по нему, то, как и в свое время, спустился бы по аллее - змейке к любимому пруду и вдоль его берега поднялся на аллею изгнанника, заканчивающуюся у флигеля, где временно он жил и плодотворно работал.

В 1976 году по старому кирпичному фундаменту восстановлен дом. В последние годы отреставрированы церковь и сторожка, баня и флигель, а также каретный двор. Парк, который так любил Тургенев, по-прежнему очаровывает посетителей своей красотой. Примыкающая к заповеднику территория, или как на деревне тогда называли — выгон, стала ныне заповедной. Здесь уже не увидишь стаек гусей и мирно пасущегося теленка, так хорошо нарисованных московским художником Борисом Щербаковым в те послевоенные годы, которые я помню.

Я помню и тех, кто ухаживал тогда за тургеневским имением. Среди них были тогда 18-летние Паня Козлова, Нина и Валя Фетисовы, Марина Пасынкова, Таня Аленичева и Тоня из поселка Передовик. У них из «техники» были лишь лошадь Лисичка и собака Томик. И до сих пор я как будто слышу девичий веселый смех и незлобливые шутки. Мне самому, тогда мальчишке, иногда приходилось показывать парк запоздалым посетителям.

Запомнилась актриса Фаина Раневская. Она ехала с родственниками на юг и заехала “к Тургеневу”. Но она приехала после 17 часов, рабочий день экскурсоводов уже закончился, и я провел для нее экскурсию. А потом мы сидели возле домика изгнанника. Она называла меня ласково — голубчик. С тех пор как я живу в Москве, я часто бываю на ее могиле на «новом» Донском кладбище, которое примыкает к территории Донского монастыря.
Герой-партизан Вершигора (автор книги о партизанах «Люди с чистой совестью») угостил меня за экскурсию персиками, их я впервые тогда увидел и попробовал.

В то время сюда часто приезжал летом Николай Пузин, работавший в Ясной Поляне хранителем, а также сотрудники Бородинского музея (мой отец в 1935 - 1952 годах был директором этого музея в Московской области).
А разве можно забыть праздник, который проводился в заповеднике ежегодно в начале лета! Это было открытие туристического сезона. Как называли местные - «открытие парка». На выгоне было много машин из Мценска, Орла и Тулы, а также шли сюда из соседних деревень, чтобы увидеть выступления самодеятельных и профессиональных артистов и коллективов. На помосте, который ставился каждый раз на Поляне, - так называли площадку напротив дома писателя, играл оркестр, торговали буфеты и народ гулял по парку, разъезжаясь только к вечеру. А мы, дети, радовались — мороженое привезли!

У меня дома сохранились фотографии открытия парка в июне 1954 года, где столько радости и веселья видно на лицах гостей и местных жителей, попавших в объектив. Есть на них деревенские ребятишки в картузах, которых я знал и дружил с ними.
Когда моя нынешняя поездка в Спасское завершалась, я с местным жителем Николаем Крюковым (он работает в Спасской школе) побывал за поселком Передовик на месте старой усадьбы помещика Лутовинова, которую он перенес после в Спасское. Потом мы спустились в залесенную балку, в верхней части ее левого склона находится «Кобылий верх», упоминающийся в одном из рассказов знаменитых «Записок охотника». Окружающая нас природа в этот день была так хороша, что мой спутник не выдержал и с грустью сказал: «Нас не будет, а эта красота останется». А я в этот момент вспомнил, что Тургенев свой роман «Отцы и дети», действие которого происходит и в этих местах, заканчивает мыслью торжества жизни над смертью. Поэтому, уезжая из Спасского, я знал, что не прощаюсь с ним. Пусть пройдет еще полвека, но сюда приедут те, кто любит свою историю, и также будут ходить по парку, любоваться аллеями и прудом, радоваться встрече с домом и флигелем писателя.

http://epressa.su/news/culture/po_turgenevskim_mestam/

Спасское - Лутовиново

Последняя суббота июля обещает быть по настоящему жарким днем.

Не успевшее растерять за ночь свой жар, распаренное солнце медленно выкатывается из-за верхушек деревьев, чтобы избавиться от излишков тепла, раздав его каждой травинке и цветку, а заодно напомнить людям, что все они в его власти.

Поняв предупреждение правильно, запасаемся водой, чаем и мандаринами, потому что дорога предстоит опять неблизкая. Едем в Орловскую область, где недалеко от Мценска будет тургеневский праздник «Дворянских гнезд заветные аллеи…», о котором слышали много восторженных отзывов.

Мы уже в курсе, что там будут тенистые липовые аллеи, большой пруд с плотиной, деревянный дом с верандой, на которой сначала актеры Тульского драматического театра разыграют комедию «Нахлебник», а потом даст концерт Олег Погудин. Обещаны также выступления фольклорных и классических коллективов.

Но одно дело знать, а другое, увидеть все своими глазами.

Знакомство начинается с яблоневого сада при въезде, где организаторы праздника устроили стоянку для машин, скосив предусмотрительно траву. Машин очень много, так много, что я даже пугаюсь, что будет не комфортно из-за такого наплыва людей, но позже выяснилось, что усадьба слишком хороша, чтобы обращать внимание на такие мелочи.

По пути заглядываем в торговые ряды с сувенирами и поделками из бересты. Я мгновенно нахожу, чем пополнить коллекцию котов. Но при таком изобилии одной фигуркой я не ограничилась. К весьма упитанному котику с глазами сироты докупаю еще какую-то кошачью мелочь в виде магнитика на холодильник. Супруг в это время рассматривает модель мотоцикла, собранного их разного металлического мусора, но с ювелирной точностью и так искусно, что мотоцикл присоединяется к нашим котам.

Возле входа в усадьбу играет классическое оркестр и что-то нежное поет певица в длинном платье, но на солнцепеке стоять невозможно, и мы, купив входные билеты, устремляемся к обещанным липовым аллеям, что спасут нас от жары.

Чуть отдышавшись, осматриваемся.

Справа от входа расположился Храм Спаса Преображения, одно из самых старинных зданий усадьбы, здесь Иван Сергеевич любил слушать певчих и когда-то венчались его родители. Чуть в стороне за большой поляной сказочным теремом стоит в светло-лиловых тонах деревянный дом с мезонином и белыми резными узорчатыми верандами.

Я узнаю его. Точно такой, только в черно-белом исполнении, был в моей книжке из детства, что называлась «Рассказы о русских писателях». Не очень интересуясь сухой информацией о писателях, я тогда просто рассматривала рисунки и фотографии, особенно дома и обстановку в комнатах.

Ухоженные клумбы сияют июльским разноцветьем — из знакомых мне цветов лишь розы, петуньи и анютины глазки. Вокруг пышных кустарников кружат подстриженные газоны, по которым бегают дети, радуясь хорошей погоде и новым впечатлениям.

Нагулявшись вволю по тенистым аллеям, что уступами спускаются к пруду, здесь нежная прохлада чередуется с солнечными лужайками, а ажурные мостики уводят все дальше, туда, где тайные тропки и птичий щебет, возвращаемся к дому, чтобы не пропустить самое главное — концерт русского романса, что завершит праздник.

Поляна перед домом постепенно заполняется людьми. Но на деревянных лавочках давно уже нет свободных мест, хотя солнце палит нещадно. По краям, там, где еще сохраняется тень от деревьев, устраиваются остальные, постелив на траву прихваченные с собой покрывала и пледы, что создает атмосферу домашнего праздника.

Мы тоже следуем их примеру.

Публика вокруг интеллигентная. Тихо переговариваются пожилые дамы, которых для себя я назвала «тургеневскими бабушками» по аналогии с «тургеневскими девушками», в глазах их сохранилась чистота, а в манерах благородство. Молодежь развлекается с помощью телефонов и планшетников, снимая все подряд и себя на фоне этого всего, чтобы потом похвастаться наиболее удачными картинками, выкладывая их на сайты и порталы. Немногочисленные мужчины, непривычные к состоянию умиротворенности, осторожно улыбаются.

И вдруг все стихло.

По боковой дорожке идет худенький мужчина в белой рубашке и черных брюках, перекрестившись, он поднимается на веранду-сцену, где уже заняли свои места музыканты. Скрипка, две домры, гитара, виолончель, баян, контрабас и потрясающий голос Олега Погудина волшебным образом заполняют собой все пространство, рождая в душах светлую легкую печаль и даруя надежду.

Ни единого дуновения ветерка, все замерло от восторга.

Тот редкий случай, когда миром правит гармония, а знакомые слова русского романса приобретают совсем другой смысл, напитываясь поэзией старой усадьбы и уникальной энергией певца.

Прозвучал последний романс, но уходить не хочется. От избытка чувств делаем еще один круг по аллеям, наблюдая, как тишина постепенно возвращается в усадьбу, в которой течение времени замедляется и можно одним глазком заглянуть в вечность.

Все. Теперь домой.

Переполненные эмоциями в машине почти не разговариваем, и вдруг попадаем в такую мощную грозу, что потоки воды заставляют нас остановиться на обочине — дальше ехать просто невозможно.

Природа любит равновесие. Было вам счастье, будет и гроза.

Лада Радеева, 2013г.

http://www.proza.ru/2013/10/25/549
Прикрепления: 1558060.jpg (29.6 Kb)
 

Форум » Размышления » Возвращаясь к напечатанному... » ПО ТУРГЕНЕВСКИМ МЕСТАМ (Фаина Раневская кланялась Спасскому...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: