Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 21 Июн 2017, 11:34 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
| ОЛЕГ ПОГУДИН: «РОМАНС — ЭТО ИНЪЕКЦИЯ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ ВИТАМИНОВ»
В среду, 13 января, в театре Rialto в Лимассоле состоится концерт блистательного исполнителя романсов и лирических песен — «Серебряного голоса России» Олега Погудина. Кипр для заслуженного артиста РФ давно уже стал в каком-то смысле родным — здесь он провел в общей сложности больше года, здесь он восстанавливается, здесь у него есть друзья — чудесные люди.
Оксана АВСИТИДИЙСКАЯ
КИПР — МЕСТО СОВЕРШЕННО ЧУДЕСНОЕ
— Это не первый ваш визит на Кипр…
— Я на Кипре уже раз двадцатый. Первый раз был здесь в 1997 году. Представляете, сколько лет в моей жизни Кипр уже существует? В общей сложности я провел здесь, наверно, уже больше года. Кипр я люблю. Это земля, которая имеет определенную личную ценность в моей судьбе. Она мне дорога.
У меня здесь есть друзья, с которыми я общаюсь много лет. Они знают мою профессию и знают меня как исполнителя. Спасибо этим чудесным людям. Это Федор Васильевич Лавриков и его сестра Катя. Мы с ними дружим. Я их бесконечно люблю. И поэтому Кипр в каком-то смысле уже стал для меня родным. Я приезжаю на Кипр восстанавливаться. Это место при моей работе совершенно чудесное.
Я редко бываю на Кипре в high season. Особенно, когда здесь соотечественники в огромном количестве приезжают на майские праздники. Но опять-таки не из снобизма, просто я люблю более тихое время. Это первая половина или середина апреля либо конец октября или начало ноября. Я не был здесь только в феврале и в июле-августе. Помню свой визит в марте, когда на острове фантастическое цветение.
ВО ДНИ ТЯГОСТНЫХ РАЗДУМИЙ О СУДЬБАХ РОДИНЫ
— С 2012 года вы входите в Совет по культуре и искусству при президенте России. Какие темы там обсуждаются? Каков эффект от вашего участия в нем?
— Темы, которые там поднимаются, касаются вопросов сохранения и развития отечественной культуры. Это самое общее определение, но в этом и заключена суть нашей работы. Мое участие могло бы быть и более эффективным, если бы не гастрольная жизнь. Я принимаю участие в тех собраниях, которые обязательны. Может быть, в текущей плотной работе, в которой заняты другие члены совета, мне не удается принять участие в той степени, в которой это было бы необходимо.
Дело в том, что Совет при президенте — это именно совет. Это совещательный орган. В ходе его работы могут даваться какие-то предложения, могут обсуждаться какие-то предложения. А как к ним отнесется власть, это уже вопрос власти.
Я счастлив, что мне удается там встретиться с масштабными фигурами. Я получаю колоссальное наслаждение в компании ведущих деятелей культуры и искусства. Есть определенная радость и даже счастье, что тебя окружают единомышленники.
Те вопросы, которые там обсуждаются и по которым идет работа, лежат на поверхности. Это болевые точки отечественной культуры. Они открыты. И в какой-то мере их можно назвать кровоточащими. Есть вещи, которые нужно делать стремительно, срочно. Они касаются не парадных сторон.
Это вопросы культурного воспитания детей. Это вещи, без которых не существует культуры, — библиотеки и районные дома культуры, которые находятся в тяжелом, а иногда даже в катастрофическом состоянии. Это люди, которые работают в культуре, посвящая ей всю свою жизнь. Это преподаватели музыкальных школ, библиотекари, сотрудники, которые на одном энтузиазме ведут кружки и занимаются с детьми. Те, кто занимается культурным воспитанием детей и тем, что называется самоидентификацией.
В любом государстве культура финансируется по остаточному принципу. И от этого никуда не денешься. Я уверен, что власти прислушиваются к рекомендациям, которые предлагает наш совет. Но реакцию властей нельзя назвать моментальной и очевидной, хотя отношение неформальное и внимательное. Есть многие позиции, по которым деятели культуры согласны с властью, а свое несогласие или разные позиции выражают в своем творчестве. Это самодостаточные люди.
— Принимаются ли решения, затрагивающие судьбы отдельных людей? Или рекомендации касаются только общих вопросов? К примеру, всех библиотек России?
— Иногда решения принимаются на уровне одной судьбы. Например, при определении имен талантливых номинантов на президентские гранты. И тогда затрагиваются судьбы конкретных людей.
В целом же меня беспокоит состояние отечественной культуры. Иногда приходится защищать вещи, которые совершенно очевидны, как это ни грустно. Прежде всего, это касается русского языка. То, что русскому языку и литературе теперь в школах уделяется больше внимания, в школьном расписании для них выделено больше часов, — в этом есть и заслуга Совета при президенте. Этим надо заниматься.
Вспомним Ивана Тургенева, его стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» И сейчас я себя чувствую именно так. У меня и в планшете, и дома на стенке это высказывание висит. Это в каком-то смысле отчасти и философский девиз того, что я делаю.
МУЗЫКА, КОТОРАЯ ГОВОРИТ С ДУШОЙ СЛУШАТЕЛЯ
— Как вы думаете, что можно делать для того, чтобы подростки любили романсы? И нужно ли это делать? Что может сделать для этого старшее поколение?
— Ничего обязательного делать не нужно. В обязательном порядке нужно развивать художественный вкус ребенка. В общем корпусе знаний об отечественной культуре романс занимает свое место. Если всерьез отнестись к воспитанию молодого человека, то и романс не пройдет мимо него. Поразительно, но на этот вопрос я уже отвечал несколько лет назад. И сейчас я отвечаю на него точно так же.
Что обязательно нужно делать и, может, даже прилагать определенные усилия, — так это погружать детей в мир русской литературы. Вот это совершенно необходимо. И если ребенок будет знаком с этим всерьез, если русская литература, в особенности ее XIX век не будет для него чужим, то и романс он будет любить, если будет интересоваться песней.
— Случается ли так, что из приезжающего мимо автомобиля, за рулем которого молодой человек или девушка, вы слышите «Любовь и разлуку» или какой-то другой из романсов в вашем исполнении?
— Нет. Почти никогда, хотя я на машине езжу много. Дело в том, что музыка, которую я исполняю, — она интимная. Это не та музыка, которую даже при закрытых окнах ты услышишь с грохотом и боем басов. Это та музыка, которая ориентирована на человека слушающего. Она неагрессивная. Это та музыка, которая говорит с душой слушателя.
МИР КИПРА И ГРЕЦИИ ВОЛНУЕТ И ВОСХИЩАЕТ
— В программе вашего концерта на Кипре заявлены песни на греческом языке.
— Греческие песни — чудесные. Это та городская песня рембетико, лайкос. Эти песни очень схожи с российской традицией. И этому есть фактические объяснения. Северное Причерноморье было населено греками. Они там живут и до сих пор, а во времена Российской империи это была огромная диаспора. И у нее были песни, которые повлияли и на городскую песню в России, и, отчасти, на романс.
Можно вспомнить песни Юрия Морфесси начала XX века. Это человек невероятной популярности, громадной. Он — этнический грек, одессит. Если послушать его песенки, — романсами их трудно назвать, — то можно услышать очень много сходного с песнями Греции начала и середины XX века. Они мелодичны. Они красивы. Они оригинальны в смысле характера. Можно почувствовать себя причастным к этому миру, миру Кипра и Греции. Этот мир мне очень близок, он меня волнует, восхищает и вызывает симпатию.
Если говорить откровенно, то «раскрутки» я избегаю сознательно. Для меня принципиально важно оставаться самим собой и на сцене, и в жизни. Несмотря на то, что я актер по образованию, придумывать себе какие-то образы не хочу.
— Когда вы впервые вышли на сцену?
— Мне было 10 лет. Родители привели меня в детский хор Ленинградского радио и телевидения. Спустя некоторое время я стал его солистом. Еще ребенком выступал в больших престижных залах. А первый сольный концерт дал в 1987 году, будучи студентом Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени Николая Черкасова.
— Что заставляет вас, молодого человека, обращаться к романсам прошлого века?
— Молодость — понятие относительное. Первый сольный концерт у меня был в 17 лет. И уже тогда программа в основном состояла из романсов. Жанр этот на самом деле не возрастной. Авторы романсов сплошь и рядом — весьма молодые люди. Многие широко известные ныне произведения написаны еще гимназистами, подавляющее большинство — моими ровесниками. Пушкинское «любви все возрасты покорны» очень точно определяет суть жанра. Романс — всегда песня о любви. А любит человек, и когда ему два-три года, и когда 90, и, уж конечно, в молодости.
— Как бы вы сами объяснили, за счет чего вам удалось пробиться? На телевидении ведь уже много лет, как всё куплено попсой.
—Да я и не пробивался никогда! Милостью божьей не приходилось кривить душой. Так случилось, что в какой-то момент я вовремя ушел из театра, уехал в Швецию, и там все заработанные деньги потратил на то, чтобы не машину себе купить, а выпустить компакт-диск. В 1993 году это было уникально для отечественного артиста, да еще начинающего. Затем было случайное приглашение в петербургскую редакцию РТР, в результате которого они сняли восемь фильмов, я стал известен по всей стране, не заплатив ни копейки за рекламу. Ныне канал «Культура» снимает и показывает мои концерты.
— Жанр романса сегодня далеко не самый модный и коммерчески успешный. Не боитесь, что он уйдет в историю вместе с тем поколением слушателей, которое на нем выросло?
— Романс по природе своей красив, а потому не может устареть. Как писал любимый мною Достоевский: «Красота спасет мир». А для русского человека одним из таких «спасительных средств» может оказаться романс. Мне кажется, в сегодняшних катастрофических условиях российской действительности романс для людей — это инъекция жизненно необходимых витаминов или сыворотка после укуса ядовитой змеи. С другой стороны, выступая с концертами в Америке, Швеции, Италии, Германии, Франции и других странах, мне удавалось добиваться того, что в зале плакали даже те, кто не знает русского языка.
https://evropakipr.com/novosti....taminov
|
|
| |