[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Возвращаясь к напечатанному... » АЛЕКСЕЙ БАЕВ: «ЛЮБОЙ ИНСТРУМЕНТ ТРЕБУЕТ ВНИМАНИЯ И ВРЕМЕНИ» (19.02.2008.)
АЛЕКСЕЙ БАЕВ: «ЛЮБОЙ ИНСТРУМЕНТ ТРЕБУЕТ ВНИМАНИЯ И ВРЕМЕНИ»
Валентина_КочероваДата: Суббота, 29 Дек 2012, 00:54 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6947
Статус: Offline
АЛЕКСЕЙ БАЕВ: «Любой инструмент требует внимания и времени»


фото - Анастасии

Так случилось, что после концерта поговорить с Алексеем нам так и не удалось – дела, и поэтому мы решили встретиться завтра, в более спокойной обстановке. Вечером ребята уезжали в Белгород, и пара часов до отхода поезда у нас была.

- Леша, вот ты из области тех музыкантов, которые, помимо того, что они талантливы, так они еще и великолепно смотрятся на сцене. Многих музыкантов можно просто слушать по радио – тебя же надо не только слушать, но и видеть, потому что, как мне кажется, у тебя есть редкостное сочетание таланта музыканта с известной долей артистизма. Очень интересная подача материала, умение держать себя на сцене с этаким легким изяществом, серьезность – и в тоже время очень обаятельная улыбка… Все это, конечно, не может ни притягивать к тебе зрительскую аудиторию. И поэтому в начале нашей беседы такой вопрос: скажи, а почему все-таки скрипка? Вот, когда видишь тебя на сцене, то создается ощущение, что ты и скрипка – это одно целое.

- Спасибо за комплимент…

- Это не комплимент, это правда. Как я понимаю, скрипка – это наиболее сложный инструмент, который требует почти ежедневных репетиций.

- Любой инструмент требует внимания и времени. Скрипка в моей жизни появилась случайно для меня, но не случайно для моего папы, который в детстве учился в музыкальной школе – как раз по классу скрипки. Закончив ее, музыкантом решил не становиться. Стал медиком. И, может быть, какие-то свои нереализованные мечты или желания он попытался воплотить во мне – взяв меня однажды за руку и отведя на экзамен в музыкальную школу, куда меня и приняли, потому что слух был хороший. Вот так и появилась скрипка.

- Многие родители отдают своих детей в музыкальные школы, как правило, для общего развития. У тебя же занятие музыкой стало профессией. А вот когда ты понял, что это настолько твое, что ты решил этому посвятить всю свою жизнь?

- Понял я это уже, наверное, в более сознательном возрасте, потому что в детстве шло как-то так: ну, учишься и учишься – все вроде как по накатанным рельсам… по инерции. Надо ходить в школу, надо заниматься. Надо то, надо это… перед тобой ставят те или иные задачи. Первоначально со мной занимался папа, беря сам в руки инструмент, и мы вместе, в две скрипки, разучивали какие-то вещи. И это, конечно, было интересней, чем самому. Все это длилось год или два, а потом материал стал несколько сложнее для папы, и он потихоньку (улыбается) перестал со мной заниматься. Но он ходил со мной в школу на все концерты, и можно сказать, что держал надо мной шефство.

- Ты ведь закончил Петербургскую консерваторию?

- Да.

- А как произошла твоя первая встреча с Олегом?

- Совершенно случайно. Меня с Олегом познакомил Михаил Радюкевич, с которым мы были к тому времени уже очень давно знакомы и даже несколько раз вместе играли, разучивали программы. И, как-то, Миша сказал мне, что Олег очень хотел бы в свою программу ввести скрипку и поэтому хочет со мной познакомиться. И однажды это произошло…

- Это была какая-то встреча?

- Да, встретились, познакомились, можно сказать, воочию увидели друг друга, пообщались и потом еще где-то год-полтора, не виделись. Олег очень долго привыкает…

- 3 марта вашему замечательному коллективу исполняется восемь лет. А вот как было дальше – после того, как вы расстались? Олег потом сам позвонил?

- Да, он позвонил, и мы начали репетировать, подбирать материал, и вот первый концерт как раз и состоялся 3 марта 2000 года в БКЗ «Октябрьский».

- Все прошло хорошо?

- Да, все прошло очень хорошо, и после этого Олег стал все чаще меня приглашать, и потом, насколько я помню, с романсовой программой мы поехали в Ригу.

- Вы хорошо понимаете его?

- Да: и Олега, и вообще друг друга.

- Я знаю, что в недавнем интервью Олег очень тепло и хорошо говорил о том, что вы существуете, как одна семья.

- (улыбается) Это, действительно, так.

- На самом деле, такая слаженность, такая дружба и товарищество в музыкальном коллективе встречаются не так уж и часто. Гастроли, поездки – все это постоянное невольное общение все 24 часа в сутки – наверное, непростое испытание, и, как правило, люди от этого устают, и вот отсюда и могут начинаться проблемы: появляется чувство усталости, раздражения… Помимо сцены, я неоднократно видела вас вне ее, уже не в качестве артистов: это было и в Питере, и в Пушкинских Горах, и в Спасском-Лутовинове. Играете в футбол, купаетесь… Если в Петербурге у вас с Мишей концерт, то я уже знала, что в зрительном зале обязательно увижу Рому с Юрой. А уж как вы встречаете их у входа: смотришь на ваши радостные, улыбающиеся лица, и создаётся такое ощущение, что вы так соскучились, словно давно не виделись… Вот как это получается? Вы настолько уже притерлись друг к другу, или?..

- Нет, мы просто объединены общим делом…

- Но это же еще не все…

- Почему не все? Просто так сложилось, что все мы, в общем- то, покладистые и терпеливые. Да, вот, так получается…

- Я думаю, что вам, в этом смысле, очень повезло.

- (с улыбкой) Я думаю – да, повезло…

- «Полжизни в воздухе, полжизни в поезде…»: постоянные переезды, гастроли – все это безумно тяжело. Скажи, это что – уже образ жизни? Вы к этому привыкли, втянулись в ритм вот такой кочевой жизни? – Ведь домой вы приезжаете, как в гости. А если еще и семья, где часто необходимо присутствие мужской руки… Наверное, вашим близким тоже непросто жить в постоянном ожидании? Вот сейчас, когда появилась семья, родилась дочка, – тебя не стала напрягать вот эта, почти цыганская, жизнь?

- Да нет. У меня семья относится к этому с пониманием: ведь это же не только концерты, но еще и хлеб насущный. А сидя на одном месте, много не заработаешь, поэтому… Все равно, любая дорога на гастроли – она начинается из дома, и эта дорога именно домой. Когда ты выходишь за порог – ты понимаешь, что ты уже начал возвращение назад. Я не помню, кто это сказал,– это не моя мудрость: этим словам уже очень много лет.

- Ты скучаешь по дому?

- Конечно, скучаю. Тем более, сейчас скучаю, потому что дочь маленькая, и она очень быстро растет, и буквально на глазах появляется что-то новое. А когда приезжаешь, то видишь, что ты уже что-то упустил (улыбается очень тепло), что что-то произошло такое, но без тебя… Конечно, об этом немножко сожалеешь.

- А вот трудно в себе одновременно совмещать артиста, мужа и отца?

- Да пока молодой – силы, слава Богу, хватает.

- Но я имею в виду даже не физические силы, а в большей степени моральный аспект?

- Когда смотришь, как тебе улыбается любимая дочь, – невозможно ни о чем думать (на этих словах я просто залюбовалась Лешей…). Поэтому не думаешь, что ты устал, вымотался, недоспал…

- Леш, как мы радовались, узнав, что у тебя родилась дочь!

- А уж как я радовался!

- Помимо музыки, какие есть пристрастия и увлечения у музыканта Алексея Баева? Вот чем хочется заняться в свободное время, если такое вообще бывает?

- Иногда бывает. Читаю.

- Что именно?

- Ну, много чего: и классическую литературу, и современную. С удовольствием читаю Айтматова. Сейчас вот Достоевского «Бесы». Почему-то в юности Достоевский не доходил никак, а сейчас вдруг начал, и вроде бы…

- А ты обычно в поезде читаешь?

- Да, с КПК удобно.

- Но это же совсем не то…

- Да, трудно, но знаешь, почему? Потому что (смеется) уж очень много грамматических ошибок!.. Но в этом есть только один плюс: можно взять с собою десяток вот таких вот толстых книг: ты же не будешь их повсюду таскать с собою.

- Но ведь от такого чтения и ощущение совсем другое…

- Другое, но все равно – есть возможность в свободное время что-то почитать.

- Твой любимый поэт?

- Пушкин.

- Это даже не банально, это как само собой разумеющееся…

- Это, действительно не банально… Да, Пушкин.

- С каким чувством ты приезжаешь в Пушкинские Горы?

- С чувством воли и простора… свободы.

- А как ты себя там ощущаешь? Вот есть какой-то отрыв от всего того, в чем ты обычно существуешь?

- Россия… российский пейзаж – вот так у меня складывается в душе, потому что в Питере или, например, в Москве, такого не увидишь: простора, раздолья…

- Скажи, а вот, бывая в Рязани, – вы заезжали в Константиново?

- Мы планируем заехать.

- Когда?

- Вероятнее всего летом.

- Почему Олег так редко поет Есенина?

- Не знаю, это надо спрашивать у него. Мы – только за!

- А вот если бы не скрипка – кем бы ты мог стать?

- Не знаю… наборщиком нот. Мне нравится набирать ноты.

- А как это – набирать ноты?

- Есть текстовой редактор, а есть – нотный редактор. Мне нравится набирать ноты, делать партитуры, разбивать по партиям.

- Если так нравится – нельзя ли этим заниматься параллельно?

- Нет, на это надо очень много времени. Это я делаю только для себя или для своих друзей.

- Ну, и последний вопрос. Ты удивительно разноплановый музыкант: с одинаковым успехом ты играешь классику, современные пьесы и даже джаз. Вот как это в тебе сочетается? То есть, я так поняла, что ты не работаешь строго в определенном жанре, а в любом из них ты ищешь для себя какие-то интересные произведения? И вот именно из этого ты исходишь?

- Да, я делаю то, что мне нравится.

- Ну, а все-таки – почему такая разноплановость?

- Потому что… Бывает, что устаешь от классического репертуара – просто морально. И хочется чего-то нового, каких-то других эмоций, переживаний.

- А вот такой широкий профиль часто встречается у музыкантов?

- В основном, нет. В основном, люди «узкопрофильные», хотя прецеденты есть. Есть один американский скрипач, Найджел Кеннеди, который одинаково хорошо играет и классику и джаз.

- Леша, а вот что в планах?

- В планах, наконец-то, в студии записать диск с Мишей.

- А Миша еще вроде и свой сольный диск хочет выпустить?

- Да, он тоже собирался записывать и даже начинал, но как-то не сложилось.

- А в чем трудности, помимо нехватки свободного времени?

- Когда приходишь в студию – ты наиболее требователен к себе, и это усложняет процесс записи. С одной стороны, ты приходишь, и можно совершенно свободно оперировать временем…

- А с другой стороны, каждый час – это деньги?

- Нет. У нас есть своя студия, которую оборудовал Олег.

- Это на Моховой, в вашем офисе, где вы обычно репетируете?

- Да.

- Хорошая студия?

- Хорошая.

- То есть, вы можете приходить туда и спокойно работать?

- Можем.

- Тогда я, наверное, чего-то не понимаю…

- Когда ты не ограничен во времени, получается парадокс. Ты работаешь долго-долго- долго – хочется сделать лучше, а в итоге… ничего не записал.

- Мы так ждем новых программ…

- Недавно мы записывались с Олегом. Записали несколько танго, диск сейчас в работе.

- То есть, диск все-таки пишется?

- Да.

- Когда мы его дождемся?

- (смеется) Года через три – как в знаменитой поговорке. Да, нет, нет: будем надеяться, что скоро.

- Почему-то в вашем гастрольном графике я не вижу Пушкинских Гор?

- Да, в планах пока нету.

- Леша, мне очень приятно было беседовать с тобой, и я от всей души желаю тебе успеха, терпения, здоровья – потому что в вашей кочевой жизни это крайне необходимо. А остальное все приложится: талантом, трудолюбием, мастерством вы наделены в полной мере.

- Спасибо.

Беседовала В.Кочерова
Прикрепления: 4084219.jpg (217.1 Kb)
 

Форум » Размышления » Возвращаясь к напечатанному... » АЛЕКСЕЙ БАЕВ: «ЛЮБОЙ ИНСТРУМЕНТ ТРЕБУЕТ ВНИМАНИЯ И ВРЕМЕНИ» (19.02.2008.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: