Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 29 Дек 2012, 15:06 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7072
Статус: Offline
| 25 октября 2008 г. Культурный центр П.И. Чайковского
Концерт без «бабочек»
Желание добавить в дуэт гитары и скрипки виолончель, т.е. включить с состав нашего звездного дуэта Михаила Радюкевича и Алексея Баева Андрея Иванова, – было давним, но, по тем или иным причинам, все как-то не складывалось. Но вот однажды, встретившись все вместе, мы и задумали провести вот такой совместный концерт. А когда Андрей, совершенно очаровав меня своим французским, сказал, что он может сыграть не только на виолончели, – сама собой возникла идея программы, которую, в сущности можно охарактеризовать всего одной фразой Костика из «Покровских ворот»:
– Время от времени артист обязан переодеваться…
Вот именно на это я и делала ставку – ведь ребята настолько талантливы и интересны, и их музыкальный и творческий потенциал так велик, но вот показать его более широко, более объемно, быть может, в несколько необычной классической манере, можно только в отдельной программе.
На том и порешили. Единственная трудность – в определенный день собрать их вместе, поскольку у каждого из них есть свой график выступлений: это как сольные концерты, так и участие в различных музыкальных коллективах.
На стадии переговоров мне очень понравился Лешин энтузиазм – чувствовалось, что данная направленность программы пришлась ему явно по душе, и он был переполнен всевозможными идеями. В частности – основную мысль концерта он облек вот в такое симпатичное название:
- «Концерт без «бабочек». Ведь здорово, правда?
Ну вот, все готово: музыканты отрепетировали, еще немного – и первые зрители войдут в зал. Вообще интересно получается: человек, подготовивший этот концерт, наряду со зрителями совершенно не знает, что он сейчас увидит, – по каким-то отдельным репетиционным моментам представить это все равно довольно-таки сложно.
С весьма серьезным видом, под аплодисменты, на сцене появляется Андрей:
– Из рецензии на концерт: «Билет стоил один рубль, сам концерт не стоил ничего». (улыбки и смех в зале)
Ребята начинают играть, и сразу чувствуется, насколько музыканты слышат друг друга, насколько они сыграны. Все-таки, как же игра виолончели украшает, обогащает музыкальное произведение!
На сцене остается Андрей и, при взгляде на него, до меня вдруг доходит, что музыканты только что были в бабочках. Так: они что – забыли про название программы? Андрей, словно прочтя мои мысли, что-то говорит по-итальянски и одновременно начинает снимать с себя бабочку. Наконец, справившись с этой нелегкой задачей, оглядевшись по сторонам и не придумав ничего другого, он решает, что лучше всего отдать ее на время в руки сидящей в первом ряду девушки: по крайней мере, бабочка никуда не затеряется на этой, заставленной всевозможными предметами, сцене. Приготовившись, объявляет: «Касадо. Это автор».
Потом идет следующий номер:
- Маленький анонс произведения, которое прозвучит сейчас. Так как мы находимся в концертном зале Культурного центра Петра Ильича Чайковского, хотелось бы упомянуть его имя обязательно в этих стенах. Сейчас прозвучит «Размышление» Массне. О своем знакомстве с Массне Чайковский в одном из своих дневников пишет следующим образом:
– 4 января. Ознакомился с клавиром Массне. Все-таки слащав Массне. – 5 января. Посмотрел этот клавир снова. Все-таки он приторно-сладок. – 6 января. Все-таки, Массне тошнотворно приторно-сладок, но самое ужасное в этом то, что я что-то родственное для себя в этом чувствую. (смех в зале) – «Размышление» Массне.
На сцене появляются Леша с Мишей: Андрей, галантно пропуская их, скрывается за дверью артистической.
На репетиции я спросила у Алексея: как называлось произведение, прозвучавшее на «Городском романсе»? То, где так волшебно солировала его скрипка? И как хотелось бы сегодня вновь его услышать…
И вот оно звучит… Когда играют наши музыканты, ощущение прекрасного приходит само, и без цветов тут никак уж не обойтись... Миша настраивает гитару: видно, что настроение у него замечательное. Кстати, и он уже без бабочки…
– Современный кубинский композитор Лео Брауэр – «Один день в ноябре».
Каким красивым и грустным, наверное, был этот день. Медленно и бесшумно падающие листья… Немного тепла, немного солнца, которое, внезапно появляясь, приносило с собой мгновение радости и через несколько минут, мигнув на прощанье, так же внезапно скрывалось за серыми облаками. Вот такие видения навеяла на меня эта мелодия.
– И еще одна пьеса Лео Брауэра – «Танец горного плоскогорья». (улыбаясь, добавляет: «Танец индейцев»).
Интересная мелодия: наверное, только виртуозная игра Михаила Радюкевича способна так ярко раскрыть все ее напевы – а они так быстро сменяют друг друга по настроению. Замечательно! На сцене появляются Леша с Андреем, всячески подшучивая над Мишей:
Леша: «… Горного плоскогорья танец. Он пропустил слово – индейцев».
Андрей делает ему замечание:
- Так, кстати, сегодня концерт без «бабочек». Ты не мог за кулисами отстегнуть бабочку?
Леша пытается отстегнуть ее, но что-то это у него никак не получается.
Все эти действия идут под непрекращающийся смех в зале: атмосфера настолько непринужденна, что обе стороны явно получают удовольствие от сегодняшнего вечера. Наконец, освободившись от бабочки и отдав ее на хранение зрителю, Леша, продолжая прерванную беседу, обращается к Андрею:
– Андрей, а ты знаешь, какой самый последний секрет мастерства?
Андрей: (с серьезным лицом) «А у меня много последних. А какой у тебя последний?»
- Это сохранить в секрете, что мастерства уже нет…
Андрей садится за рояль и, учтиво обращаясь к публике, объявляет следующее произведение:
– Элгар. «Привет любви».
Зал сразу заволновался: все старались запечатлеть на пленку вот эти редкие моменты, ведь на обычном концерте мы вряд ли увидим нашего виолончелиста за роялем. И, конечно, цветы и «Браво!». Вот так – с букетами цветов, довольные и сияющие – музыканты в одни голос и прокричали: «Антракт!»
Второе отделение начинается многообещающе...
Андрей, с початой бутылкой коньяка, выходит на сцену, садится на стул, аккуратно поставив около него драгоценную жидкость, и начинает рассказывать байки. Наверное, чтобы уже до конца освободиться от лишних деталей костюма, он, так, между прочим, снимает с себя концертный пояс:
– В драматическом театре во время первого акта молодой актер очень волновался перед своим выходом на сцену, трясся и с ужасом думал, что ему сейчас придется говорить: «Кушать подано». К нему подошел опытный пожилой актер, положил руку на плечо: «Молодой человек, что вы так волнуетесь?» – Ну, Вы понимаете, в первом акте у меня, вот, первая реплика, а потом я сразу должен играть пьяного, в стельку пьяного. Я так волнуюсь, что боюсь, что все мои нервы не дадут мне… сыграть расслабленного напившегося молодого человека. Опытный актер: «Ну, что вы, молодой человек, ну, для первого раза вы можете поступить так. Буфет у нас замечательный, Клавдия Ивановна вам нальет – значит, вы можете вполне не играючи расслабиться на сцене». – Видите ли, проблема в том, что во втором-то акте я должен быть абсолютно трезвым. – А-а-а, а вот это сыграть надо...
Зал от души смеется и аплодирует.
– Акт второй.
Звучит только виолончель. На сцене вырисовывается просто замечательная картина: бутылочка коньяка, рядом брошенные нотные листы и музыкант, виртуозно играющей на виолончели.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 29 Дек 2012, 15:39 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7072
Статус: Offline
|
– Получилось!
Андрей, раскланиваясь, принимает цветы:
– Сыграл.
Появляются Леша с Мишей. Положив скрипку на рояль, Леша рассказывает очередную байку. Следуя примеру Андрея, ребята тоже освобождаются от поясов: конечно же, сделать это в артистической они как-то забыли…
– Паганини опаздывал на концерт. Нанял извозчика и приказал побыстрее ехать в театр. Он спросил: « Сколько же будет стоить моя поездка?» Извозчик ему говорит: – Десять франков. – Почему так дорого? – Ну, вы же берете с каждого слушателя по десять франков за вашу игру на одной струне. – Хорошо, – сказал Паганини, – я заплачу вам десять франков, если вы доедете на одном колесе. «Кантабиле» Паганини.
Ну, это произведение нам знакомо – мы не раз слышали его на концертах Олега. Андрей, как всегда, с серьезным выражением лица:
- Пора заканчивать с Паганини. Паганини к финалу.
Трио музыкантов играет старинную пьесу, как нельзя лучше подходящую для торжественных дворцовых приемов. На сцене остаются Андрей с Мишей. Судя по всему, наш виолончелист взял на себя сегодня еще и роль ведущего. Вот и сейчас, снимая с себя пиджак, он в непринужденной форме ведет концерт дальше:
– Был в Петербурге до недавнего времени, можно сказать, единственный конкурент квартету Бородина: квартет имени выдающегося ученика Чайковского (я все время сегодня возвращаюсь к нему) – квартет имени Сергея Ивановича Танеева. И однажды, еще в советские времена, они подавали по телефону данные о себе в какой-то очень далекий-далекий поселок, в который их направил Комитет по культуре. И их спросили, как называется квартет? – Квартет имени Танеева. – Что вы играете? – Ну, мы все играем: от классики до джаза. Ну, они и успокоились, не сомневаясь, что афиши и программки будут составлены правильно. Каково же было их удивление, когда, приехав в этот поселок, они прочитали на афишах: «Джаз-квартет под управлением Танеева»…
Миша в это время деловито перебирает нотные листки, перекладывая их с места на место. Потом тоже снимает пиджак. Звучит дуэт гитары и виолончели.
Потом на сцене собралась вся наша замечательная троица: что-то они все никак не могут разобраться с нотами: меняются, передавая их друг другу. Нет, так не получается: все равно что-то не то. В руках у Миши виолончель: он в недоумении смотрит на нее, явно не понимая, что с ней делать? Андрей забирает у него инструмент, примеряя его на себя. В сомнении… Леша указывает ему на рояль – может, туда?
Андрею явно нравится это предложение, и он решительно берет стул и направляется к роялю. Миша, глядя на такое дело, берет пример с Андрея. Оба садятся к инструменту. Леша в это время настраивает скрипку. Андрей, внимательно оглядывая Лешу, несколько ехидно спрашивает:
– Ничего, что мы без пиджаков?
У Леши в костюме отсутствует только бабочка, тогда как остальные участники действия давно уже в белых рубашках. Ну, как же можно тут не проявить солидарность с друзьями, когда тебе к тому же так явно намекают на это?
Сюжет дня: за роялем виолончелист Андрей Иванов, нотную партитуру переворачивает гитарист Михаил Радюкевич. Да, на это стоило посмотреть: народ фотографировал всем, чем только возможно…
В зале смех практически не смолкает: такую музыкально-комедийную композицию от наших виртуозов никто не ожидал. Сегодня у нас премьера! Леша, скептически поглядывая на двух довольных друзей у рояля, решил тоже не остаться в долгу…
– Скрипач Джордже Энеску был еще очень неплохим пианистом. И вот, как-то раз, один его знакомый, посредственный скрипач, попросил аккомпанировать ему на концерте. И Энеску идет на концерт и по дороге встречает своего друга, очень известного пианиста, и со смехом ему рассказывает о том, что он сейчас идет играть концерт, где аккомпанирует вот этому неудачному скрипачу. И предлагает этому пианисту тоже пойти с ним. – Что же я там буду делать? – Ну, например, переворачивать ноты...
И Леша с определенной улыбочкой поглядывает на Мишу. В зале смех.
- Так все и произошло. На следующий день появились рецензии в газетах, где было сказано: – Странный концерт мы вчера слушали. Тот, кто должен был играть на скрипке, – играл на рояле. Тот, кто должен был играть на рояле, – переворачивал ноты. А тот, кто должен был переворачивать ноты, – играл на скрипке.
Так, ничья: один-один...
А сейчас будет гвоздь программы: вот, честное слово – про это ни рассказать, ни пером описать. Тут надо бы все поподробнее… Андрюша с виолончелью уходит в самую глубь сцены, садится в уголок и начинает негромко играть… Леша, держа в руках скрипку, точно гитару, и тихонько подыгрывая Андрею, неожиданно (для нас, разумеется) запел…
Ты С высоты Красоты своей меня не замечаешь. Но, все равно, будет ночь, и ты меня еще узнаешь…
Сказать, что зал онемел от восторга, – ровным счетом ничего не сказать!!! Нисколько не ошибусь, если скажу, что уже на второй минуте исполнения вся женская часть публики сразу и безоговорочно влюбилась в Алексея. Ох, как же хорош сегодня наш любимый скрипач, как импозантен! А голос-то!.. Причем, заметьте – без всякого микрофона… Ну, Леша… сразил всех наповал… Нет, я ожидала, что ребята со всей «серьезностью» подойдут к делу, но что бы настолько… Класс! Андрей аккомпанировал новоявленному певцу то на виолончели, то на рояле… В зале от восторга творилось нечто невообразимое: крики «браво» были слышны, наверное, и на улице! Мы не успела даже придти в себя, так вслед еще один сюрприз: игра на гитаре в четыре руки…
Чтобы это представить, надо было присутствовать на концерте! Такие экспромты на словах не передать! Уж чего они там играли – не знаю, но, вот уж точно, это был эксклюзив от питерских виртуозов! Под занавес была легкая пьеса…
Отпускать ребят очень не хотелось. Все были счастливы, а музыкантов просто завалили цветами!..
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 29 Дек 2012, 15:47 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7072
Статус: Offline
|
Нет, все-таки, какие наши ребята молодцы: про талант я даже и не говорю! Так серьезно подойти к делу, так замечательно все продумать, срежиссировать! Ведь в сущности, на самом деле, это была музыкально-театральная программа, и артисты просто блестяще справились со своей задачей. Даже я так далеко не заходила в своих представлениях об этом концерте. Премьера удалась на славу, но ребята обещали не останавливаться на достигнутом! Мы обязательно покажем ее еще и еще раз, и опять без сюрпризов не обойдется…
Пока же, 29 ноября, в этом же зале, Алексей Баев собирается познакомить нас со своим джаз-квартетом. И по его словам – скучно не будет: надеюсь, что наш скрипач будет не только играть... А Алексею можно верить.
P.S. Фото с концерта - О. Горбенко
|
|
| |