[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ФЕДОР ВОЛКОВ - ОСНОВАТЕЛЬ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 09 Ноя 2014, 11:55 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ ВОЛКОВ - ОСНОВАТЕЛЬ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА


худ. А.П. Лосенко. 1760 г.

Родился в Костроме, от тамошнего купца Григорья Волкова 1729 года, февраля 9 дня. По смерти его отца вышла мать его за ярославского купца Ф.Полушкина, почему и дети его переехали с нею на житье в Ярославль, в дом своего вотчима. Сей Полушкин был заводчик селитренных и серных заводов. Он, увидя остроту старшего своего пасынка, отослал его в Москву для обучения музыке и немецкому языку, на котором он потом говорил, как природный немец. Прочие дарования сего острого человека начали оказываться еще в его юности. Он не имел никакой склонности к промыслам своего вотчима, но пристрастно прилежал к познанию наук и художеств. Живописи обучился он сам собою еще в ребячестве, непрестанно рисуя и срисовывая всякие виды. Таким образом упражнялся он и в резном искусстве, чему осталися доказательством и поныне в приходской их церкви резные царские двери, на которых Тайная Вечеря весьма изрядно выработана, а в рассуждении живописи оставил он множество картин своей выдумки работы. В протчем, главная его склонность была к театру: с самых юных лет начал он упражняться в театральных представлениях с некоторыми приказными служителями. Из первых игранных им комедий были сочиненные св. Дм. Ростовским. Склонность сия, так как и к прочим наукам и художествам, возрастала в нем по мере его во оных упражнения, а проницательный и острый его разум поспешествовал ему без всякого, можно сказать, предводителя доходить во оных до возможного совершенства.

В 1746 году отправлен он был вотчимом своим в Санкт-Петербург для некоторых дел по его промыслу, но он по приезде в сию резиденцию, исправя наперед порученное ему дело, дал полную свободу стремлению и любопытству своих склонностей. Познакомясь с живописцами, музыкантами и другими художниками, бывшими тогда при Императорском итальянском театре, не упустил ни одной редкости, которую бы не осмотрел и не постарался узнать обстоятельно. Более всего прилепился он к театру, и по случаю знакомства, несколько раз видя представление итальянской оперы, почувствовал желание сделать и у себя в Ярославле театр, дабы представлять в нем самому русские театральные сочинения. Сего ради ходил он несколько раз на театр, чтобы обстоятельнее рассмотреть оного архитектуру, махины и прочие украшения; и как острый его разум все понимать быть способен, то сделал он всему чертежи, рисунки и модели. Оставалось только получить ему понятие о театральной игре. В сем случае имел он прибежище к итальянским актерам, которые хотя и сами не весьма были далеки в актерской должности, но г.Волков дошел, наконец, до познания ее красот и тонкостей остротою своего разума и врожденной к театру способности. По возвращении своем в Ярославль, и давши отчет в своей посылке, начал он помышлять о исполнении своего намерения, и напоследок, по многих в том трудах, сделал он небольшой театр в своей комнате, и приговоря к себе братьев своих и других нескольких молодых людей, начал в нем играть. Вотчим его был отчасти доволен, что мог повеселить своих гостей невиданною ими редкостию, а паче потому, что мог хвалиться иметь в своем доме то, о чем в других и понятия не имели; в протчем, упражнение своего пасынка почитал он детскими игрушками; но сии игрушки скоро переменили свой вид, и положили некоторое основание российскому театру.

Г.Волков умел заставить восчувствовать пользу и забавы, происходящие от театра, и самых тех, которые ни знания, ни вкуса во оном не имели. Вскоре маленький театр стал тесен для умножающегося числа зрителей. Надлежало его распространить, или сделать совсем новый. Но как вотчим его не столь был тароват, чтобы покупать такие забавы, к которым он не весьма был страстен, толь дорогою ценою, то Федор Григорьевич возымел прибежище к зрителям. Они уже столько к театру им были приучены, что не захотели лишиться сей забавы. Каждый из них согласился дать по некоторому числу денег на построение нового театра, который старанием г.Волкова и построен, и столь был пространен, что мог помещать в себе до 1000 человек. При строении сего театра был он сам архитектором, живописцем и машинистом, а когда приведен был оный ко окончанию, то сделался он на сем театре и главным директором и первым актером. На сем новом театре начал он с протчими представлять оперы: Титово милосердие, Евдоксию венчанную и другие драмы, переведенные на российский язык. Сделано было приличное к тому платье и прочее, чему всему сам он был изобретатель. Слух о сем театре дошел, наконец, до императорского двора. В сие время об основании российского театра имели уже попечение, и сочиненные первым основателем российского театра Сумароковым трагедии были играны на комнатном придворном театре благородными особами. По причине сего-то слуха и потребован был ко двору по именному указу сей г. Волков в 1752 году.

По приезде его в Петербург в сей самый год со всеми актерами, бывшими при его театре, был он представлен ее величеству и получил повеление играть трагедии Сумарокова на комнатном театре. Посему и представили они Хорева, Синава и Трувора, Гамлета и драму Грешника. Искусные и знающие люди увидели превеликие способности в сем г.Волкове и прочих его сотоварищах, хотя игра и была только природная и не весьма украшенная искусством. Ее величество указала всех их отдать в Кадетский корпус для обучения приличным знанию их наукам, почему и отосланы они были тогда все. Что ж касается самого г.Волкова, то он, будучи уже обучен, упражнялся более в чтении полезных книг для его искусства, в рисованье, музыке и в просвещении своего знания всем тем, чего ему еще не доставало. Там же в свободное от наук время сделал он сам маленький театр, состоящий из кукол, искусно им самим сделанных; но он не имел удовольствия сего своего предприятия довесть до окончания. Одним словом, в бытность свою в Кадетском корпусе употреблял он все старания выйти из оного просвещеннейшим, в чем и успел совершенно. Наконец, в 1756 году учрежден был российский театр, и директором оного пожалован был Сумароков. Федор Григорьевич был во оный назначен первым актером, а протчим его товарищам даны были роли по их способностям. Тогда Волков показал свои даровании в полном уже сиянии, и тогда-то увидели в нем великого актера, и слава его подтверждена была и иностранцами: словом, он упражнялся в сей должности до конца своей жизни с превеликою о себе похвалою. В сие время сочинил он многие мелкие стихотворения, наконец, начал писать похвальную оду Петру Великому, расположа ее в 40 куплетов, но сочинил оной только 15 строф, отвлечен был от окончания оной разными обстоятельствами.

В 1759 году послан был Волков в Москву для учреждения российского театра, который установя совершенно, возвратился он в том же году обратно в Петербург. В 1762 году, по благополучном восшествии на всероссийский престол Екатерины Великия, пожалован он был за оказанные им отличные услуги российским дворянином и деревнями. Сие новое достоинство нимало не уменьшило склонность его к театру, однако ж после сего удалось ему сыграть один только раз в трагедии Семире роль Оскольда в Москве, чем и окончал игру свою и жизнь. Смерти его было причиною следующее обстоятельство: он получил повеление вымыслить публичный маскерад для увеселения народного, который он и сочинил под именем Торжествующей Минервы. По приготовлении ко оному платья и машин, по предписанию его, представлен был сей маскерад публичным шествием генваря 30, февраля 1 и 2 дня 1763 года. Волков, желая, чтобы наблюден был во оном везде порядок, ездил верхом и надсматривал над всеми его частями, от чего и получил сильную простуду, а потом вскоре горячку, наконец, сделался у него в животе антонов огонь, от чего и скончался 1763 года, апреля 4 дня, на 35 году от рождения, к великому и общему всех сожалению. Тело его с великолепною и богатою церемониею погребено в присутствии знатнейших придворных кавалеров и великого множества людей различного состояния в Андрониеве монастыре.

Сей муж был великого, обымчивого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг. Театральное искусство знал он в вышнем степене, при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант, на многих инструментах, посредственный скульптор, и одним словом, человек многих знаний в довольном степене. С первого взгляда казался он несколько суров и угрюм, но сие исчезало, когда находился он с хорошими своими приятелями, с которыми умел он обходиться и услаждать беседу разумными и острыми шутками. Жития был трезвого и строгой добродетели: друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, бескорыстный и любящий вспомоществовать. Сочинения его весьма много имеют остроты, а особливо ода Петре Великому великой достойна похвалы и которая так же, как почти и все протчие сочинения, по смерти его утратились. Из его сочинений остались известными мне только две песни: «Ты проходишь мимо кельи, дорогая», «Станем братцы петь старую песню» - и одна эпиграмма. Изобретенный им маскерад напечатан в Москве 1763 года, который довольно показывает обширность его знания, искусства и учености. Притом осталось по нем несколько картин, им написанных, грудная статуя ПЕТРА ВЕЛИКОГО, им сделанная, и другие некоторые знаки разума его и прилежания. Г.Сумароков о смерти его написал следующую элегию.

Элегия
к Дмитревскому на смерть Волкова

Пролей со мной поток, о Мелпомена, слезный:
Восплачь и возрыдай и растрепли власы!
Преставился мой друг; прости мой друг любезный!
Навеки Волкова пресеклися часы!

Мой весь мятется дух, тоска меня терзает,
Пегасов предо мной источник замерзает.
Расинов я театр явил о, Россы, вам:
Богиня! а тебе поставил пышный храм:

В небытие теперь сей храм перенесется,
И основание его уже трясется.
Се смысла целого прилежность и труды!
Что, Дмитревский, зачнем мы с сей теперь судьбою!

Расстался Волков наш со мною и с тобою,
И с музами навек: возри на гроб его:
Оплачь, оплачь со мной ты друга своего,
Которого как нас потомство не забудет:

Переломи кинжал, Котурна уж не будет:
Простись с отторженным от драмы и от нас:
Простися с Волковым уже в последний раз,
В последнем как ты с ним игрании прощался.

И молви как тогда Оскольду извещался,
Пустив днесь горькие струи из смутных глаз:
Коликим горестям подвластны человеки:
Прости, любезный друг, прости, мой друг, навеки.

Известная эпиграмма сочинения Волкова, которая хотя малое подаст понятие о его стихотворстве тем, которые его сочинении не читывали.

Эпиграма
Всадника хвалят: хорош молодец!
Хвалят другие: хорош жеребец!
Полно, не спорьте: и конь, и детина,
Оба красивы, да оба скотина.


P.S.: Текст приведен в соответствие с нормами современного правописания, но для сохранения звучания речи XVIII века отдельные слова оставлены в характерном написании той эпохи.
http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12799&ob_no=14513

Фёдор Григорьевич Волков
(9.02.1729 - 4.04.1763)
Выдающийся русский актер, театральный деятель, основатель русского национального театра.
Универсальный человек XVIII столетия – был архитектором, поэтом, живописцем, скульптором, резчиком по дереву, музыкантом, собирателем книжных редкостей, машинистом сцены, директором, режиссером и первым актером, основателем актерской профессии в России. В 1750 году, в Ярославле, купеческий сын Ф.Г. Волков основал общедоступный театр, впервые в России став его организатором и содержателем, вложив собственные капиталы в театральное дело. Труппа, собранная Волковым, пестра по социальному составу. Люди купеческого звания, служащие провинциальной канцелярии, бывшие семинаристы, «из церковников», посадские люди, ремесленники, выходцы из Малороссии. Вот их имена: братья Григорий и Гавриил Волковы, И. Дмитревский, И.Иконников, Я.Попов, С.Куклин, А.Попов, С.Скочков, Демьян Галик, Я.Шумский. Сенатский экзекутор Игнатьев, приехавший в Ярославль по делам, застает регулярно действующий публичный театр, чем он был немало поражен. По всей вероятности, на графа произвел впечатление уровень не только актерской игры, превышавший любительский, но и всего театрального дела в Ярославле. Он докладывает о «таком невиданном доселе нигде» феномене в Петербург. Отзыв высокопоставленного сенатского чиновника возбудил интерес в столице. Во всех документах подчеркивается срочность и скорость доставки ярославских комедиантов. Это дело первостепенной важности.

Высочайший именной Указ, написанный 3 января, спущенный в Сенат 4-го, отправленный с Дашковым 5-го - был оглашен в Ярославле 12 января. Дорога от Санкт-Петербурга до Ярославля заняла у подпоручика Дашкова неделю. Волков был призван в Ярославскую провинциальную канцелярию, где собрались все главные лица города во главе с воеводой Михайлой Бобрищевым-Пушкиным. Срок на сборы – 24 часа. Отъезд… Одиннадцать актеров-ярославцев, двенадцатый – Дашков, девятнадцать подвод, нагруженных театральным скарбом, шестеры сани-болковни - теплые кибитки для актеров, в лютую январскую стужу в долгий путь снаряженных… Это был настоящий санный поезд. Театр уезжал не на временные гастроли, отныне он менял место своего пребывания. С берегов Волги ярославцы уезжали на берега Невы. 20 января 1752 года ярославские комедианты въезжали в Петербург. Почему в столичный град Петров были приглашены для играния комедий и трагедий именно ярославцы, а не «охочие комедианты» из Москвы или Петербурга? Причин несколько.

Содержатель театра в Ярославле - это профессия, а содержание театра  - собственное «дело», а не забава, не прихоть. Не разовые - от случая к случаю - постановки, а обширный, пополняющийся репертуар. Настоящий творческий и финансовый лидер - Ф.Волков, обладающий многосторонними дарованиями. Постоянный состав труппы. Все это и послужило причиной вызова ярославцев в столицу по именному указу императрицы Елизаветы Петровны. Императрица повелела обучать ярославцев в Придворном Шляхетном кадетском корпусе - привилегированном высшем учебном заведении того времени. Из 11 актеров волковской труппы к обучению определили четверых — Федора и Григория Волковых, И.Дмитревского и А.Попова. Остальные могли уезжать снова в Ярославль или устраивать свою жизнь по желанию в столичном Питере. Гаврила Волков было вернулся в Ярославль, но потом уехал к братьям и впоследствии успешно играл в театре. Я.Шумский обучался самостоятельно, приглядываясь к товарищам, которых не оставлял. И стал выдающимся комическим актером русского театра, другом самого Фонвизина. Так же, как и Дмитревский, для которого Фонвизин специально писал роль Стародума в комедии «Недоросль».

В 1786 году, спустя почти четверть века после смерти Федора Волкова, Иван Дмитревский приехал в Ярославль и играл Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор». При рождении русского театра возникло тесное взаимодействие провинциальной и столичной театральной культуры, это стало важным фактором всего культурно-исторического процесса. Именно ярославцы, получив в Петербурге образование, составили ядро первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра, учрежденного в 1756 году. С именем Ф.Волкова связано становление русской актерской национальной школы.


Став преемником Волкова, ярославец И.Дмитревский впервые основал в Петербурге русскую театральную школу и воспитал несколько поколений актеров, развивая в своих учениках сочетание «искусства с естеством. Волковым были заложены особенности русской школы театральной игры. Они отразились во «вдохновении» Я.Шумского, «необыкновенной простоте» В.Померанцева, «чувствительности», «натуральности» «пламенного» А.Яковлева, «одушевлении и непринужденности» К.Семеновой, в «молниях, вылетавших из глаз» П.Мочалова, «лиризме» М.Щепкина. До сих пор утверждает себя в мире традиция русской актерской школы, заложенная Ф.Волковым.
http://www.volkovteatr.ru/theatre/history/fedor-volkov/

Изображения перенесены в архив. Анастасия. 03.01.19
Прикрепления: 4778114.jpg (10.1 Kb) · 8596676.jpg (11.9 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: