[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ АНАТОЛИЯ СМЕЛЯНСКОГО
АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ АНАТОЛИЯ СМЕЛЯНСКОГО
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 24 Ноя 2014, 13:31 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
СМЕЛЯНСКИЙ АНАТОЛИЙ МИРОНОВИЧ


Историк театра, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Госпремии России. Ректор Школы-студии МХАТ. Родился 13 декабря 1942 года в Горьком. Окончил Горьковский пединститут. Работал завлитом Горьковского ТЮЗа. Одновременно начал выступать как театральный критик и историк театра. В 1975 году был приглашен в Москву завлитературной частью ЦАТСА. С 1980 года в Художественном театре - сначала как руководитель литотдела, затем - зам. худ.руководителя. С 1987 года проректор Школы-студии по научной работе. С 2000 года Ректор Школы-Студии, одним из первых начал исследовать творчество Булгакова. В 1986 году вышла его книга «Михаил Булгаков в Художественном театре». В 1994 году эта книга вышла на английском языке под названием "Is Comrad Bulgakow dead?. London. Methuen. New York. Routledge). С 1997 года активно cотрудничает с т/к «Культура».

Важнейшие циклы программ - «Тайны портретного фойе», «Михаил Булгаков. Черный снег», «Театральный лицей», «Предлагаемые обстоятельства», «Растущий смысл» (2006), «Сквозное действие» (2007). Автор многих книг и статей о русском театре. Среди них (помимо книги о Булгакове): «Наши собеседники», «Я понять тебя хочу», «Порядок слов», «Олег Ефремов. О театре и о себе», «Предлагаемые обстоятельства», «Уходящая натура», “The Russian Theatre after Stalin. Cambridge University Press”. Перу Смелянского принадлежат более 400 журнальных и газетных статей. В 2003 году вышел двухтомник его избранных работ: первый том «Междометия времени», второй том - «Уходящая натура». А.Смелянский - главный редактор нового собрания сочинений Станиславского в 9 томах. Под его редактурой вышли двухтомник «Московский Художественный театр. 100 лет», и много других книг, выпущенных издательством «Московский Художественный театр», которое Смелянский основал и возглавляет с середины 90-х годов.

Ведет обширную педагогическую деятельность в России и за рубежом. Преподавал в десятках стран и университетов мира, в том числе Гарвардском, Йельском, Сорбонне, Оксфорде и т.д. С начала 90-х преподает в Летней Школе Станиславского в США, а также руководит совместной аспирантской программой, созданной Школой-студией МХАТ и Американским репертуарным театром при Гарвардском университете. Награжден Орденом Почета, Орденом «За заслуги перед отечеством» 4-ой степени. В 2004 удостоен Госпремией России, в 2003 году стал лауреатом премии Международного фонда К.С. Станиславского. Национальная телевизионная премия ТЭФИ - за цикл «Предлагаемые обстоятельства».
http://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/30408/bio/

"ЧЕРНЫЙ СНЕГ" (2001г.)
1 серия:
Родина, место и родина, время - таков круг тем первой серии авторской программы А.Смелянского. Речь пойдет о Киеве, о доме Булгакова на Андреевском спуске, о событиях войны и революции, послуживших сюжетной канвой "Белой гвардии" и "Бега".


http://www.youtube.com/watch?v=6YK0lfppu-s

2 серия:
Булгаков на берегах Терека, во Владикавказе. Опыт сочинения первых "туземных" пьес, понимание того, что такое "революционная халтура".


http://www.youtube.com/watch?v=5SPZjwCPbC8

3 серия:
Москва начала 20-х годов. Борьба за выживание, первые сатирические повести, первое прямое столкновение с властью, арест булгаковских дневников и повести "Собачье сердце".


http://www.youtube.com/watch?v=c0KUfsj18kA

4 серия:
Первая встреча М.Булгакова с Художественным театром: недопечатанный роман "Белая гвардия" превращается в пьесу "Дни Турбиных".


http://www.youtube.com/watch?v=e90zidIkZF0

5 серия:
Премьера "Дней Турбиных" и кампания против драматурга и театра.


http://www.youtube.com/watch?v=X4hRu6PV5GE

6 серия:
"Булгаков взялся за НЭП", - так писали о премьере пьесы "Зойкина квартира" в Театре имени Вахтангова в 1926 году.


http://www.youtube.com/watch?v=QAfXbTDX3R0

7 серия:
Борьба вокруг "Бега" с участием Горького, Станиславского, Рыкова, Сталина и запрет пьесы.


http://www.youtube.com/watch?v=SpPf0qqOK7c

8 серия:
В декабре 1928 года, накануне "великого перелома" А.Таиров поставил "Багровый остров", но спектакль запретили. Вслед за этим в марте 1929 года из репертуара изъяли все пьесы М.Булгакова.


http://www.youtube.com/watch?v=p2D80zKPxDo
Прикрепления: 4470432.jpg(10.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 26 Дек 2014, 23:11 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
9 серия:
Сталин позвонил драматургу Булгакову. Это стало поворотным моментом в жизни запрещенного писателя и в истории советского театра.


http://www.youtube.com/watch?v=8s7nxM_thfs

10 серия:
В результате звонка Сталина Булгаков стал режиссером-ассистентом Художественного театра. Первая работа - инсценировка гоголевских "Мертвых душ".


http://www.youtube.com/watch?v=sI8NpXkU_vo

11 серия:
Пять лет работы над пьесой "Кабала святош", над пьесой о Мольере В.Немирович-Данченко назвал "сказкой театрального быта".


http://www.youtube.com/watch?v=S3w8n2egW74

12 серия:
Люди театра в России и во всем мире знакомы с "Театральным романом" Булгакова. Между тем, в рукописи эта незавершенная книга называлась "Записки покойника".


http://www.youtube.com/watch?v=gz4xRvWwY2w

13 серия:
Уже завершив роман "Мастер и Маргарита", Булгаков по просьбе МХАТ СССР им. Горького сочиняет пьесу "Батум", которую театр собирался поставить к 60-летию вождя. Но Сталин запрещает пьесу.


http://www.youtube.com/watch?v=tm6n4zZXl3U

14 серия:
О великой любви М.Булгакова и Е.С. Булгаковой, той самой, которая стала прообразом Маргариты.


http://www.youtube.com/watch?v=aO_UbydyXnQ

15 серия:
О великой любви М.Булгакова и Е.С. Булгаковой, той самой, которая стала прообразом Маргариты.


http://www.youtube.com/watch?v=zWl1eawABT4
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 20 Мар 2015, 21:22 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
МХАТЧИКИ (2012)
А.Смелянский "вводит" зрителя в Художественный театр через парадное пространство. Когда-то оно именовалось "нижним фойе" или променуаром. На первый взгляд, портретное фойе отдает музейной чинностью и вечным покоем. Сотни портретов окружают рассказчика, и кажется, что так было и будет всегда. Но это впечатление обманчиво. Пантеон российской славы полон скрытого драматизма. Каждый крутой поворот отечественной истории скрыто, а иногда и явно отражался на "нижнем фойе" Художественного театра.

1 серия:
"НИЖНЕЕ ФОЙЕ"
В советские времена портреты многих важнейших фигур МХАТа не раз убирались в далекие запасники по политическим причинам. Кто-то эмигрировал, кто-то становился персоной нон грата, кто-то оказывался "врагом народа". В этой галереи в течение многих лет не было портретов М.Булгакова, В. Мейерхольда, М.Прудкина, М.Чехова. Смелянский пытается вернуть их в живое восприятие нынешней публики.


http://www.youtube.com/watch?v=aeRty2uZPmY

2 серия:
"СБОРНАЯ СТРАНЫ"
О.Ефремова в юности прочили в спортсмены и тогда уже предсказали: годен для марафона. Он пришел в Художественный театр осенью 1970-го и вел свой театральный марафон почти 30 лет. До того как его представила огромной труппе МХАТ СССР им. Горького министр культуры Е.Фурцева, он встретился тайно на квартире М.Яншина с великими мхатовскими "стариками" и сговорился с ними. Без такого сговора в театр нельзя было войти. Ефремов начал реформу советского МХАТа, имея за душой опыт "Современника" и быстро понял, что ему нужна поддержка. Многие актеры "Современника" вскоре пришли за ним в Художественный театр. Но и они не сильно изменили ситуацию. Тогда Ефремов стал приглашать в труппу крупнейших актеров страны, близких ему по духу. Так возникла труппа, которую сами "мхатчики" иногда называли "сборной страны"...


http://www.youtube.com/watch?v=oqO_TJ5G8vQ

3 серия:

http://www.youtube.com/watch?v=cImaEb7j88o

4 серия:
"МЫШЕЛОВКА"
О кульминационном событии в истории спектакля "Так победим!". 2 марта 1982 года МХАТ посетили руководители партии и советского государства во главе с Л.Брежневым. Они прибыли с намерением подтвердить новый статус спектакля, только что разрешенного после запрета. Было принято политическое решение превратить мхатовскую постановку в демонстрацию торжества ленинских идей. Но в действительности все вышло совсем не так, как они предполагали. Власть в лице больного генсека оказалась перед судом театра и актеров. Примерно так, как это происходит в знаменитой сцене "мышеловки" в "Гамлете". Герои эпизода О.Ефремов, А.Калягин, Г. Бурков, а также Л.Брежнев, К.Черненко и другие свидетели этой уникальной истории.


http://www.youtube.com/watch?v=E36p4aNhwaw

5 серия:
"НЕ ОТ МИРА СЕГО"
В "сборной страны" по имени МХАТ постепенно определились несколько лидеров. Одним из них стал И.
Смоктуновский. Он пришел к Ефремову в 1976 году и прошел вместе с ним важнейшую часть его тридцатилетнего "марафона". Смелянский рассказывает о вершинных созданиях актера (чеховском Иванове, докторе Дорне, дяде Ване), но основной упор делается на самой личности мастера. Образ князя Мышкина, которого Смоктуновский сотворил в давней работе Г.Товстоногова и в мхатовские годы питал фантазию актера. Этот образ не был привычной маской: он диктовал специфические формы не просто актерского, но и человеческого поведения. Непредсказуемый в своих реакциях и спонтанных проявлениях, Смоктуновский меньше всего был похож на советскую звезду. Иногда казалось, что это человек "не от мира сего"


http://www.youtube.com/watch?v=9I7938Dt0gI

6 серия:
"ЧЕТВЕРТАЯ РАБОТА"
Программа посвящена линии из жизни "мхатчиков", которую можно было бы назвать "веселие пития". Или "четвертой работой", как иронически аттестовал эту сторону жизни С.Довлатов. Проблема, которая в годы гласности сделалась вполне обсуждаемой чаще всего в капустническом стиле, на самом деле несла в себе гораздо более важный культурный и социальный смысл. История советского театрального быта была бы неполной, а жизнь многих замечательных "мхатчиков" потеряла бы всякую достоверность, если бы не было рассказано об этой стороне их "жизни в искусстве".


http://www.youtube.com/watch?v=foKDI08Ga1I

7 серия:
"АРИТМИЯ"
В центре внимания - судьба О.Борисова. Он сыграл во МХАТе всего несколько ролей, пробыв в труппе недолгое время. Но его короткий роман с театром, разрыв с Ефремовым и уход полны не проясненного смысла. А.Смелянский впервые открывает завесу тайны во всей ее драматической наполненности. Речь пойдет о природе могучего дарования О.Борисова и о том, как это дарование вступило в непримиримый конфликт с самим устройством советского театра.


http://www.youtube.com/watch?v=ZCCfvUSxqgQ

8 серия:
"ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ"
Последняя часть "Мхатчиков" посвящена Е.Евстигнееву. Что произошло под занавес его жизни? Почему легендарный артист, который всегда шел вслед за Ефремовым и в огромной степени оправдывал его художественные замыслы, был отправлен на пенсию? Как и во всех остальных случаях, А.Смелянский выступает в этой сложной истории и как свидетель события, и как историк театра. Единичная судьба актера отражает неблагополучие в устройстве всей нашей театральной системы. "Случай Евстигнеева" оказывается частью "театра времён Олега Ефремова".


http://www.youtube.com/watch?v=qiKBkBQeoRI
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 14 Ноя 2015, 21:38 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
«СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ» (2008)
В сентябре 2008 года программа получила награду "Клуба телепрессы" за "глубокое проникновение в историю русского театра, в зеркале которого отразились жизнь и судьба трагических взаимоотношений государства и культуры".
В новом цикле А.Смелянский подробно и широко анализирует контекст российского театра в ХХ веке. Настоящими героями его передач становятся не только режиссеры, но и их спектакли, ставшие основными вехами в развитии русского театра. Путь от «Мистерии-буфф» и «Каина» до «Жизни и судьбы» фактически отражает всю историю русского театра с начала ХХ века и до сегодняшнего дня. Это путь русской культуры, русского искусства от кроваво-карнавальной мистерии революции, через бесчисленные запреты, сквозь оттепельное «можно» и застойное «нельзя», государственный и мировоззренческий крах 90-х годов к спектаклям наших дней, которые станут уже новыми точками отсчета. Вот что говорит об этом сам Смелянский: «История историей, но, как говорится, курсив мой. Кто-то другой возьмет иные «точки» и сотворит свою «проволочку».

1 серия:
«ОКАЯННЫЕ ГОДЫ»
В первой программе автор сопоставляет два спектакля эпохи гражданской войны: "Мистерия - буфф" В.Маяковского и В.Мейерхольда и мистерию "Каин" Дж.Байрона в режиссуре Станиславского. В этих работах были даны противоположные эстетические и этические оценки ситуации, возникшей после революции 1917 года.


http://www.youtube.com/watch?v=vjQzNLmCpYw

2 серия:
«Я ОПОЗДАЛ НА ПРАЗДНЕСТВО РАСИНА...»
Программа посвящена спектаклю "Федра" Ж.Расина, поставленном в Камерном театре А.Таировым с А.Коонен в главной роли и спектаклю "Принцесса Турандот" в режиссуре Е.Вахтангова. Премьеры этих двух спектаклей зимы 1922 года отделяли всего две недели. Оба они, каждый по-своему, ответили на выход страны из Гражданской войны.


http://www.youtube.com/watch?v=YJxl-Ucl7Ds

3 серия:
«РЕПЕРТУАРНАЯ ЛИНИЯ»
В середине 1920-х годов власти дали деятелям советского театра жесткие политические установки. Лозунг созвучия революции стали называть "репертуарной линией" - линией, по которой ведут театр партийные вожди. Выбраны два спектакля, по-разному ответившие перелому времени, - "Бронепоезд 14-69" по пьесе Вс.Иванова во МХАТе Первом и "Дело Сухово-Кобылина" во МХАТе Втором, руководимом тогда М.Чеховым.


http://www.youtube.com/watch?v=_fsgjKsZsTU

4 серия:
«ПРАВО НА ШЕПОТ»
История советского театра состоит из пьес поставленных и не поставленных, запрещенных, задушенных цензурой. Вот о таких двух пьесах конца 1920-х годов - "Бег" М.Булгакова и "Самоубийца" Н.Эрдмана пойдет речь в программе. Запрет этих двух пьес повернул в иное русло не только движение советской драмы, но и судьбу двух крупнейших театров, руководимых Станиславским и Мейерхольдом.


https://www.youtube.com/watch?v=HXos1ixg-LU

5 серия:
«СПИСОК БЛАГОДЕЯНИЙ»
В этой программе сталкиваются и сопоставляются два спектакля - "Список благодеяний" по пьесе Ю.Олеши, поставленный в 1931 году В.Мейерхольдом и "Страх" по пьесе А.Афиногенова, выпущенный в конце того же года Станиславским в Художественном театре. Речь идет о сложнейших процессах ассимиляции и адаптации художников театра к новым историческим и политическим условиям страны.


https://www.youtube.com/watch?v=VbOG0VZUMpo

6 серия:
«ПОЖАР СТРАСТИ»
1934 год А.Ахматова назвала "относительно вегетарианским". Советский театр откликается на короткую передышку разными спектаклями, в том числе совершенно неожиданной "Дамой с камелиями" (в театре Мейерхольда) и "Анной Карениной", которую в МХАТ СССР им. Горького начали репетировать в 1935, а премьеру подгадали к весне кровавого 1937 года Сопоставление этих двух работ В.Мейерхольда и В.Немировича-Данченко, а также двух ведущих актрис эпохи - А.Тарасовой и З.Райх - образует сюжет этой программы.


https://www.youtube.com/watch?v=Ngj41oQaAGg

7 серия:
«ОТТЕПЕЛЬ»
Смерть Сталина - перелом в жизни страны и в судьбе русской сцены. А.Смелянский выбрал для этой программы два спектакля - "Власть тьмы" Л.Толстого в Малом театре и "Идиот" Достоевского в БДТ им. Горького. Именно в этих двух работах Г.Товстоногова и Б.Равенских после долгого перерыва с необыкновенной художественной силой прозвучали этические мотивы великой русской классики. Для середины 1950-х годов тема убитой и растоптанной человеческой души, так же как тема "абсолютно прекрасного человека" оказалась на редкость актуальной. Особый акцент в этой серии делается на двух важнейших актерских свершениях: И.Ильинский в роли Акима в спектакле "Власть тьмы" и И.Смоктуновский в роли князя Мышкина в спектакле "Идиот".


http://www.youtube.com/watch?v=KLkUPavIt88

9 серия:
«ВСЕСИЛЬНЫЙ БОГ ДЕТАЛЕЙ»
Две пробы театрального грунта 1970-х годов - "Женитьба" по пьесе Гоголя в театре на Малой Бронной и "Взрослая дочь молодого человека" по пьесе Славкина в театре им. Станиславского. Два спектакля, поставленные выдающимися режиссерами разных поколений: А.Эфросом и А. Васильевым. Каким образом эти две работы выразили внутреннюю напряженность и человеческую сложность "эпохи застоя" рассказывается в этом выпуске программы.


http://www.youtube.com/watch?v=Szjk9ZTcFgc

10 серия:
«ОХОТА НА ВОЛКОВ»
Две премьеры, разделенные несколькими месяцами: "Владимир Высоцкий" Ю.Любимова в Театре на Таганке, "Юнона и Авось" на сцене Ленкома. В первом спектакле - театр отстоял свое право на память о своем замечательном актере и поэте. Во втором - М.Захаров вместе с А.Вознесенским и А. Рыбниковым создали первую советскую рок-оперу. Один спектакль подвергнут репрессии, режиссер изгнан из страны, второй, к изумлению его создателей, разрешен к показу не только в Москве, но даже в Париже и в Нью-Йорке. О причудах советской театральной политики на закате режима, об искусстве, которое оказывается "поверх барьеров", рассказывает А.Смелянский.


http://www.youtube.com/watch?v=hDmpK6cxyvw

11 серия:
«КОГДА НАЧАЛЬСТВО УШЛО»
1990-е годы. Путч. Смута. Развал Советского Союза. Уход лидеров прежней театральной эпохи. Распад театральных организмов: два МХАТа, две Таганки. Каким образом наш театр отвечает эпохе распада и надежд? Два спектакля этого времени: "Играем "Преступление" К.Гинкаса в ТЮЗе и "Без вины виноватые" П.Фоменко в театре им. Вахтангова. Об этих парадоксальных ответах художников на смену эпох идет речь в этом выпуске программы.


http://www.youtube.com/watch?v=PlwFrBrAmRA

12 серия:
«ПОСТСКРИПТУМ»
Спектакль "Жизнь и судьба", созданный Л.Додиным в Малом драматическом театре - Театре Европы в Санкт-Петербурге. Спектакль прямо продолжает такие работы режиссера, как "Братья и сестры", "Бесы", "Чевенгур". Репрессированная в свое время книга В.Гроссмана дала возможность театру проникнуть к коренным проблемам ушедшего века и российского театра. В сущности, спектакль становится своего рода прощальным поклоном тому лучшему, что сотворено российской сценой ХХ века.


http://www.youtube.com/watch?v=YEzQiG7ViI8
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 13 Май 2016, 22:27 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
«ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА» (2005)
Эта программа посвящена судьбе русского театра в предлагаемых обстоятельствах ХХ века, в предлагаемых обстоятельствах того, что теперь называют "советской цивилизацией".
«В этом словосочетании нет никакой особой загадки. Предлагаемые обстоятельства - это страна, в которой живем, город, в котором обитаем, люди, среди которых находимся. В общем, это жизнь, которая дается нам не по нашему выбору, не по нашей воле. А для людей театральных есть еще и добавочный смысл - из практики Станиславского, из системы анализа роли, поведения человека, тех сил, которые влекут его к тому или иному финальному результату». Так начинает свою программу А.Смелянский, стоя на сцене Художественного театра, а за ним - знаменитый и легендарный, населенный духами шехтелевский зал МХАТа.

1 серия:
«СВЕРХТЕАТР»


https://www.youtube.com/watch?v=XcunkC8JtR8

2 серия:
«БАРСУЧЬЯ НОРА»
Барсук, зарываясь в землю, сразу делает два выхода, на всякий случай. В этой программе автор ведет разговор о том, как выживали в советское время наши выдающиеся режиссеры. И не просто выживали, а как этот самый запасной выход умели использовать. Государство заказывало музыку и платило, но музыка звучала не та, или не совсем та, которую заказывали. А.Смелянский рассказывает историю, очень характерную для того времени, когда в кабинет министра культуры П.Демичева были приглашены ведущие актеры МХАТа во главе с О.Ефремовым на обсуждение пьесы «Перламутровая Зинаида», которую собирались ставить в Художественном театре.


https://www.youtube.com/watch?v=yBEYnONJBrg

3 серия:
«ВЫСОКОЕ ПОСЕЩЕНИЕ»
В жизни театров время от времени возникали моменты, когда их посещал руководители партии и государства. Эта программа посвящена визитам в Художественный театр двух генсеков - Брежнева в марте 1982 года и Горбачева в апреле 1985. Один визит закрывал советскую эпоху, другой - открывал новую страницу российской истории Л.Брежнев посетил спектакль "Так победим" и пытался общаться с Лениным на сцене, а М.Горбачев смотрел " Дядю Ваню". Автор также вспоминает о посещении МХАТа Сталиным.


https://www.youtube.com/watch?v=LlwrUxmVBSg

4 серия:
«ВСЕГО НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ»  (часть 1)
Эта программа посвящена очень сложным творческим и человеческим взаимоотношениям двух крупнейших режиссеров ХХ века - Ю.Любимова и А.Эфроса. У каждого из них - свой легендарный путь в искусстве, свой творческий почерк, но волею судьбы и обстоятельств они оказались во власти времени, которое ставило преграды на их пути. И судьбы их пересекались. Кодекс художественного поведения, этика, борьба самолюбий, искусство, власть - все сошлось в этом клубке.


https://www.youtube.com/watch?v=xgQVgVuzXjI

5 серия:
«ВСЕГО НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ» (часть 2)
О взаимоотношениях А.Эфроса и Ю.Любимова. Спектакль «Вишневый сад» в Театре на Таганке, реакция на него Любимова. Его уход из театра, лишение советского гражданства. Несколько лет главным режиссером Театра на Таганке был А.Эфрос. А в 1989 г. Любимов вновь возглавил родной театр. В программе использованы фрагменты телеспектакля «Несколько слов в защиту господина де Мольера», а также уникальные кино и фотоматериалы.


https://www.youtube.com/watch?v=GN7-R0JILDY

6 серия:
«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГАСТРОЛИ»
В системе советской театральной жизни был своего рода карнавальный элемент - гастроли. Разрешенный и хорошо организованный советский театральный карнавал: лето, отпуск, выход за пределы своего мирка, встречи с иной культурой, другими людьми, другими городами, республиками или странами, чувство относительной свободы, заработки, ироничная культура совместного театрального быта. Приезд Художественного театра - это всегда было культурно-политическое событие. В программе А.Смелянский подробно рассказывает о гастролях МХАТ в Среднюю Азию в 1981 году. В программе использованы фотоработы И.Александрова - фотографа музея МХАТ, материалы из Госархива Кинофотодокументов.


https://www.youtube.com/watch?v=9i0rn8GmTjk

7 серия:
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИССЕР»
В кабинете Г.А. Товстоногова в БДТ А.Смелянский размышляет о том, что здесь был один из главных островков советской театральной цивилизации, театр-государство, театр-страна, театр-дом, театр великих артистов, где было огромное количество прекрасных спектаклей. И было понятие - государственный режиссер, не иронически, не в кавычках, а в прямом смысле. 30 лет в этом доме беспартийный государственный режиссер Г.А. Товстоногов руководил уникальным театром.


https://www.youtube.com/watch?v=fdTmqfMS_us

9 серия:
«БРАТЬЯ И СЕСТРЫ»
Театр-дом или театр-семья чаще всего завязывается на какой-то общей работе, общем спектакле. На нее оглядываются, ей живут, питаются, причем это легенда и для самих актеров и для зрителей - об этом рассказывает А.Смелянский из кабинета Л.Додина - создателя и руководителя Малого драмтеатра - театра Европы. Почти два десятилетия тому назад, под занавес советского времени Додин и его актеры сотворили двухчасовую фреску по мотивам романа Ф.Абрамова «Братья и сестры». Этот спектакль и стал камертоном, началом истории Малого драматического театра.


https://www.youtube.com/watch?v=rF26i5j_1NU

10 серия:
«ДАЛЬШЕ ТИШИНА»
Есть несколько пьес в мировом репертуаре, которые по своей природе обречены быть движущимся зеркалом истории. Одной из таких пьес был и остается шекспировский «Гамлет». Программа посвящена интерпретациям этой пьесы в советском театре. В поле зрения: «Гамлет» М.Чехова, «Гамлет» Акимова, несыгранный «Гамлет» Б.Ливанова, «Гамлет» Охлопкова и Самойлова, «Гамлет» Любимова и Высоцкого, «Гамлет» Тарковского и Солоницына, «Гамлет» Смоктуновского и Козинцева, «Гамлет» Стуруа и Райкина, «Гамлет» Някрошюса.


https://www.youtube.com/watch?v=ZJlHjIK8fHw

11 серия:
«ЕСЛИ БЫ ЗНАТЬ»
В истории культуры, в истории театра бывают судьбы людей, художников, бывают судьбы идей, но бывают и судьбы пьес, которые прихотливо растут, изменяются вместе со временем и влияют на жизнь тех, кто пытается дать этим пьесам сценическую жизнь. А.Смелянский размышляет о пьесе А.Чехова «Три сестры» из дома писателя в Ялте. Программа посвящена нескольким интерпретациям этой пьесы, начиная со мхатовской постановки Немировича-Данченко 1939 года, через эфросовские «Три сестры» (1967), через любимовскую постановку (1981), и, наконец, Смелянский обращается к последнему спектаклю Ефремова (1997).


https://www.youtube.com/watch?v=Vuaxdchl0B8

12 серия:
«КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ»
Двенадцатая, заключительная программа цикла посвящена творчеству и жизни О.Ефремова, актера, режиссера, 30 лет руководившего МХАТом. Анатолий Смелянский обращается к одной из самых драматических страниц истории МХАТа - разделу труппы на две части и роли Ефремова в этом. «Вернуть имя Чехова Художественному театру оказалось делом нетрудным, а вернуть отлетевший от этого здания дух Художественного театра, оказалось делом практически невозможным».


https://www.youtube.com/watch?v=CZBukVFrBzE
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 16 Фев 2017, 20:58 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
МИХАИЛ ЧЕХОВ. ЧУВСТВО ЦЕЛОГО (2009)
1 серия:
«В ЕГО ГЛАЗАХ БЛЕСТИТ НЕРВОЗНОСТЬ»
Портрет отца и матери актера, многое определивших в самом характере дарования актера. Показ Константину Станиславскому в 1912 году. С этого момента начинается иная жизнь М.Чехова.


https://www.youtube.com/watch?v=DryN5XDptRo

2 серия:
«ПЕРВАЯ СТУДИЯ»
М.Чехов начинает заниматься п/р Станиславского, обретает духовного наставника - Леопольда Сулержицкого, и своего режиссера, тогда тоже студийца, Е.Вахтангова. В эти годы у актера психологический кризис, который ставит его на грань самоуничтожения.


https://www.youtube.com/watch?v=TjIiMWtYmcI

3 серия:
«КРИЗИС»
А.Смелянский исследует причины душевной болезни М.Чехова. Мы сталкиваемся со сложным комплексом проблем одаренного человека. Все это происходит на фоне Первой мировой войны и двух русских революций. Из этих кризисов - личного и социального - М.Чехов выходит с заново обретенным "чувством целого".


https://www.youtube.com/watch?v=ZeHOffMZqRE

4 серия:
«ВЫСШЕЕ Я»
Через театр, через студию молодых актеров, которую М.Чехов открыл у себя дома, он приходит к новому пониманию жизни. В это время он создает образы Мальволио, Эрика ХIV, Хлестакова. Актер погружается в учение знаменитого антропософа Рудольфа Штейнера.


https://www.youtube.com/watch?v=Doeg3g-ealY

5 серия:
«ДРУГОЙ МХАТ»
Рождение Второго МХАТа. М.Чехов стремится к театру больших художественных обобщений и мечтает о создании новой актерской техники.


https://www.youtube.com/watch?v=a15SW1zvgQA

6 серия:
«ПОЭЗИЯ СЛАБОСТИ»
Последний год жизни Чехова в советской России. Актер играет Муромского в "Деле" Сухово-Кобылина, сражается на два фронта - против бывших своих товарищей внутри театра, требующих повернуть МХАТ Второй в сторону "актера-общественника", и против режима. Весной 1928 года М.Чехов покидает созданный им театр и советскую Россию.


https://www.youtube.com/watch?v=eVaNz478YkY

7 серия:
«РУССКИЙ ГОЛОС»
М.Чехов надеялся, что в Европе он обретет художественную свободу, создаст тот идеальный театр, о котором мечтал в Москве. О приключениях Чехова в Германии, Франции, Литве и Латвии.


https://www.youtube.com/watch?v=UudRP8Hwdcg

8 серия:
«УТОПИЯ ДАРТИНГТОН-ХОЛЛА»
В Дартингтон-холле М.Чехову удается создать первую экспериментальную студию, очень много значившую для театра будущего. Но с началом Второй мировой войны студию эвакуируют в небольшой американский городок Ричфилд.


https://www.youtube.com/watch?v=Bo4P9_zAS88

9 серия:
«МОРАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ»
Заключительная программа посвящена 13 годам жизни М.Чехова в Голливуде.


https://www.youtube.com/watch?v=bWNIxY48Nlc
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 28 Авг 2017, 23:36 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
РАСТУЩИЙ СМЫСЛ ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КЛАССИКИ НА РУССКОЙ СЦЕНЕ (2006)
1 серия:
«ВВОДНАЯ»
Первая серия цикла - вводная программа, в которой проблема «растущего смысла» обсуждается мастерами современной сцены.


https://www.youtube.com/watch?v=5nSE9MdlIiI

2 серия:
«ГРИБОЕДОВ. ГОРЕ УМУ»


https://www.youtube.com/watch?v=8QSw2bV3uIg

3 серия:
«ПУШКИН. Я ПОНЯТЬ ТЕБЯ ХОЧУ»
О судьбе драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов» на сцене драмтеатра. Герои программы: Ю.Любимов, Д.Боровский, А.Демидова. Представлены сцены из спектаклей «Борис Годунов» в постановке Ю.Любимова, О.Ефремова, Деклана Донелана, а также рассказ о репетициях Мейерхольда.


https://www.youtube.com/watch?v=o-zjalXgjwU

4 серия:
«САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН»
О двух версиях постановки романа М.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» - спектакле МХАТ им. Горького (1984) режиссера Л.Додина, где роль Иудушки исполнил И.Смоктуновский, и спектакле 2005 года МХАТ им. Чехова в постановке К.Серебренникова с Е.Мироновым в главной роли. Проблемы театра Салтыкова-Щедрина обсуждают Л.Додин, Э.Кочергин, К.Серебренников.


https://www.youtube.com/watch?v=B7iliguqc9Y

5 серия:
«ГОГОЛЬ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ...»
В этой серии речь пойдет о сценической судьбе пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». В передачу включены сцены из спектаклей Вс.Мейерхольда, Г.Товстоногова, В.Мирзоева, В.Фокина. Свои мысли, связанные с этой пьесой, высказывают С.Юрский, В.Фокин, О.Табаков, А.Филиппенко, М.Суханов.


https://www.youtube.com/watch?v=-9DkkIJ2LIw

6 серия:
«ГОГОЛЬ... КУДА НЕСЕШЬСЯ ТЫ?»
О театральной судьбе гоголевской прозы, прежде всего, о постановках поэмы «Мертвые души». В передачу включены сцены из спектаклей «Мертвые души» в постановках В.Станицына, А.Эфроса, М.Захарова, П.Фоменко, С Арцибашева; «Ревизская сказка» в постановке Ю.Любимова, «Шинель» в постановке В.Фокина. О Н.В. Гоголе и проблемах сценической интерпретации его произведений говорят: В.Фокин, О.Табаков, С.Юрский, А.Калягин, Ю.Любимов, Э.Кочергин и др.


https://www.youtube.com/watch?v=1KcAX4lUVB0

7 серия:
«ОСТРОВСКИЙ. МУДРЕЦЫ ИЗ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ»...
О сценическом воплощении пьес великого русского драматурга. Включены фрагменты спектаклей «Свои люди сочтемся» в постановке Л.Додина, «Банкрот» А.Гончарова, «Доходное место» и «Мудрец» в постановке М.Захарова.


https://www.youtube.com/watch?v=cTgAFeWf9i4

8 серия:
«ОСТРОВСКИЙ. ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ»
О важнейших спектаклях, поставленных по пьесам А.Н. Островского в последние десятилетия, - «Без вины виноватые» и «Лес» в постановке П.Фоменко, «Правда - хорошо, а счастье лучше» С.Женовача, «Лес» К.Серебренникова. Об Островском говорят: М.Захаров, С.Женовач, П.Фоменко, В.Гвоздицкий, Л.Додин, А.Демидова, Э.Кочергин.


https://www.youtube.com/watch?v=r08Mfk6ik6o

9 серия:
«ДОСТОЕВСКИЙ. БОЖЕДОМКА»
В этой серии представлены спектакли: «Кроткая» Л.Додина с О.Борисовым в главной роли, "Идиот" в постановке Г.Товстоногова, «Преступление и наказание» Ю.Любимова, «Записки из подполья» К.Гинкаса.


https://www.youtube.com/watch?v=PYN5IuEY5Ss

10 серия:
«ДОСТОЕВСКИЙ. БЕСЫ...»
О работах по произведениям Ф.М. Достоевского: «Бесы» в постановке Л.Додина, «Играем Преступление» и «Нелепая поэмка» Камы Гинкаса, «Мальчики» С.Женовача. О проблемах постановки произведений Достоевского на сцене говорят: К.Гинкас, Л.Додин, С.Женовач, Э.Кочергин, А.Демидова, Д.Боровский.


https://www.youtube.com/watch?v=eDr7BcBOCEI

11 серия:
«ЧЕХОВ. ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА»
Речь пойдет о чеховской прозе, о сценической трилогии К.Гинкаса «Дама с собачкой», «Черный монах» и «Скрипка Ротшильда»


https://www.youtube.com/watch?v=CqoVFZAhFmQ

12 серия:
«ЧЕХОВ. КТО СТОИТ ПЕРЕД ЭЙФЕЛЕВОЙ БАШНЕЙ?»
Мастера современной сцены размышляют о постановках чеховских пьес: «Иванов», «Три сестры», «Дядя Ваня» и «Вишневый сад». Участвуют: М.Захаров, Л.Додин, Д.Боровский, П.Фоменко.


https://www.youtube.com/watch?v=WxgxEzrCS9A
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 21 Ноя 2017, 12:35 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
ПОСЛЕ "МОЕЙ ЖИЗНИ В ИСКУССТВЕ" (2013)
К 150-летию со дня рождения К.С. Станиславского.

1 серия:
«ЧУЖОЙ ДОМ»

https://www.youtube.com/watch?v=5zjC_LOpCCc

2 серия:
«В АМЕРИКЕ»

https://www.youtube.com/watch?v=aIobF3zFWYk

3 серия:
«ВОЗВРАЩЕНИЕ»

https://www.youtube.com/watch?v=TJHcljorbj0

4 серия:
«СИСТЕМА»

https://www.youtube.com/watch?v=dCUuYKKdPxU

5 серия:
«ИЗОЛЯЦИЯ»

https://www.youtube.com/watch?v=64mHhhzKQlA

ЖИВЕШЬ В ТАКОМ КЛИМАТЕ (2010)
Программа посвящена пьесам и театру А.Чехова. Автор "Чайки" разрушал старые условия сцены и пытался предложить современному театру новые условия. Об этих условиях сцены, о том повороте русской и мировой драмы, который был совершен Чеховым. А.Смелянский сказал, представляя цикл: "Я занимаюсь теми писателями, режиссерами или актерами, которые оказали мощное влияние на русскую культуру. Думаю, раз в 150 лет мы можем поговорить о том, что составляет тайну творчества Чехова: не о его любовных романах, отношениях с Книппер-Чеховой, а о лаборатории его письма, его поэтике. Помните, у Булгакова в "Театральном романе" есть замечательный образ - волшебная коробочка. Моя задача - рассказать о волшебной коробочке Чехова, его особом мире. Есть его ключевая фраза в момент написания "Чайки", которую мы все знаем, но не понимаем до конца: "Пишу комедию, страшно вру против всех условий сцены. В моей пьесе никакого действия, мало о литературе, пять пудов любви". Против чего "врал" Чехов-драматург, какие каноны разрушил, что создал взамен? Перефразируя Антона Павловича, в своей программе я вру против всех условий телевидения: никакого сюжета, никакой желтизны нет - только волшебная коробочка Чехова: каков чеховский человек, как он говорит и молчит, каковы его соотношения со временем, как играли и играют Чехова в мире.

Почему такое название? Это фраза Маши из "Трех сестер": "Живешь в таком климате, того гляди, снег пойдет, а тут еще эти разговоры...". Или реплика из "Дяди Вани": "Важный дождик". Или про Ялту: "Мерзкая погода, одни свиные рыла, ни одного прекрасного женского лица на набережной. И этот климат изнашивает человека". Изнашивает человека! Это - Чехов. В драме до него этого не было никогда. Бесконечная многоплановость жизни, с мельчайшими подробностями климата, погоды, запахов, звуков, которые переносятся в текст пьесы, в эту самую волшебную коробочку, и там оживают. Это магия. О том, за счет чего же она достигается, лучше всего сказал Пастернак: "Речи и реплики взяты и схвачены из пространства, в котором они были произнесены, они подобны пятнам и штрихам, которые другой использует при изображении леса или луга". В "Дяде Ване", к примеру, все главные события происходят во время грозы, и в эту грозу раскрывается душа человека. Чувство России, пространство, температура, климат - все важно. Это и есть чудо Чехова, когда обычные слова создают вместе волшебный узор. Поймать это очень трудно - многие вещи я сам начинаю понимать и точно формулировать только по ходу работы".

https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/32011

1 серия:
"ПАРТИТУРА СКУКИ"
Две точки театральной судьбы Чехова: провал "Чайки" в Александринском императорском театре в 1896 году и торжество пьесы в 1898 году на сцене Московского Художественно-общедоступного театра. Что произошло за два года, почему пьеса провалилась в лучшем театре России, и что с ней сделали во МХАТе. Письма Антона Павловича читает С.Маковецкий.


https://www.youtube.com/watch?v=uYPEV8CcP4M

2 серия:
"ВАЖНЫЙ ДОЖДИК"
Б.Пастернак написал однажды о том, что оригинальность чеховской драмы заключена в способе, каким Чехов помещает своих героев в пейзаже. Об этой новой театральной живописи, о чеховской трактовке того, что в драме считается событием, идет речь.


https://www.youtube.com/watch?v=57wb39UD5xg

3 серия:
"С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКАТА"
Вся жизнь Чехова - преодоление замкнутого пространства, миграция. Пространство свободное и несвободное, степь, Россия, Азия, Европа, образ дома, трактовка времени и пространства у Чехова крупнейшими режиссерами и сценографами ХХ века - вот сюжеты программы.


https://www.youtube.com/watch?v=aS0jn6Kw06w

4 серия:
"ЧЕХОВСКИЙ ЧЕЛОВЕК"
Есть такое понятие - "чеховский человек". В параллель ему в театральной среде давно уже существует понятие чеховского актера, то есть актера, особо одаренного для постижения природы этого самого чеховского человека. Программа о чеховском понимании актерства, о высших актерских моментах чеховского театра второй половины ХХ века. Л.Дуров, И.Смоктуновский, А.Попов, В. Высоцкий, Е.Васильева, Е.Миронов, К.Раппопорт, С.Маковецкий - герои программы.


https://www.youtube.com/watch?v=tMdMgxMqcag
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 08 Июн 2018, 22:45 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
СИЛУЭТЫ (2013)
МИХАИЛ УЛЬЯНОВ
Волею судьбы и "говорящей" фамилии ему была уготована редкая участь - быть "отобранным" на роль "государственного артиста". Он сыграл эту роль с поразительным достоинством. Был МХАТ СССР, и был Ульянов СССР. В отличие от первого второй не разделился, не изменился. Маска, которую он сотворил, не перекрыла и не исказила его лица.


https://www.youtube.com/watch?v=b2miZZB6FCI

МИХАИЛ КОЗАКОВ
Михаил Козаков - "шестидесятник" из мхатовской когорты. Государственным артистом он не стал, дома своего театрального не обрел. Был одним из первых российских Гамлетов послесталинской сцены, пробовал себя как трагик, комик и резонер, сделал несколько культовых фильмов, сыграл и короля Лира, и купца Шейлока... Работал с Ефремовым и с Эфросом, создал антрепризу, исполнял великолепные чтецкие программы, покидал Россию и снова возвращался на родину. Жизнь тратил безоглядно и страстно...


https://www.youtube.com/watch?v=_A3a2rAbiB8

ДАВИД БОРОВСКИЙ
Театральный художник Д.Боровский тоже принадлежал к поколению "шестидесятников", но в противоположность М.Козакову относился к классическому типу творца. Предельно уравновешенный и гармоничный, упрямый новатор, Боровский создал новое театральное пространство, которое, по словам А.Смелянского, "преображало предметы и вещи, которые попадали в силовое поле спектакля: подчиняясь общему закону, они вырастали в своем смысловом значении". Художник шел не от концепций, а от талантливых рук и глаз, которые творили поразительные сценические метафоры нашей жизни. Он одарил ими несколько театров, но, прежде всего, театр на Таганке. В этом театре сложилось на четверть века содружество Ю.Любимова и Д.Боровского. Они сотворили на сцене высшие моменты отечественной театральной истории последнего полувека. Но Таганка раскололась и великое содружество распалось. Д.Боровский в последние годы жизни перестал сочинять свой театр, так же, как и Ю.Любимов...


https://www.youtube.com/watch?v=FYI8PJbC_mM

ПЕТР ФОМЕНКО
Он заявил о себе в конце 1960-х годов, поставив почти не играемую в советском театре "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, одну из самых мрачных пьес русской классики. Спектакль, обещавший нашему театру какие-то заманчивые эстетические дали, ужаснул тех, кто руководил тогда искусством. Фоменко не уничтожили, он продолжал работать, но развернуться не давали... "Мастерская П. Фоменко" - уникальное содружество. Он создал не только самую заметную и влиятельную в постсоветском театре школу, он восстановил доверие страны к русскому театру.


https://www.youtube.com/watch?v=iH5mPJbvXMc
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 30 Ноя 2018, 11:12 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
ТАЙНЫ ПОРТРЕТНОГО ФОЙЕ (1998- 2001)
К 110-летию МХАТ. Программа рассказывает о самых значительных страницах в его истории. Снималась она в фойе театра, где уже несколько десятилетий существует легендарная портретная галерея, иронически описанная М.Булгаковым в «Театральном романе». В сущности, это рассказ об известном и неизвестном Художественном театре, его великих именах, о судьбах людей, составивших его славу, и о тех событиях, которыми была насыщена жизнь этого уникального театра на протяжении многих десятилетий. В передачах использованы хроникальные кадры, которые переносят зрителя в эпоху возникновения МХАТа.
«Есть в портретной галерее место, к которому тяготеет все это пространство, вокруг которого оно строится. Это то самое место, где вывешены портреты двух основателей Художественного театра – К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Оба в расцвете лет, в тот самый год, когда они основали МХТ. Станиславскому – 35 лет, Владимиру Ивановичу – 40. Между ними бронзовое изваяние, вызывающее иногда удивление у зрителей сегодня. Что бы это значило? Фигура этих сиамских близнецов? Может быть, это единственно верное определение «коллективный художник». Одна из главных загадок в истории Художественного театра и истории театра в XX веке. 40 лет творческого содружества, 40 лет глубочайшего уважения, преданности, любви. И 40 лет ревности, ненависти, иногда доходившей до дрожи. Загадка! Путешествие в страну под названием «Художественный театр» стоит начать с этой загадки и посвятить рассказ центральным фигурам МХТ – Станиславскому и Немировичу-Данченко…» – рассказывает автор и ведущий цикла А.Смелянский.

"КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ СТАНИСЛАВСКИЙ"
1 часть:


2 часть:


3 часть:


"ИВАН МОСКВИН"


"НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО"
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 03 Ноя 2019, 11:10 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
"ИЗОБРЕТЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА"
Новая авторская программа доктора искусствоведения А.Смелянского будет посвящена трем крупнейшим театральным художникам России – Д.Боровскому, Э.Кочергину и С.Бархину.
«Изобретение пространства» - это часть долгой работы, растянувшейся на 13 лет. Делал авторскую программу об интерпретациях классики (это 2006 год), решил поговорить с самыми важными (для меня, конечно) людьми российской сцены. Все трое, Давид Боровский, Эдуард Кочергин и Сергей Бархин были не только моими давними друзьями, но и первыми художниками страны. Первыми по сути. Именно их усилиями произошли многие тектонические изменения в языке сценического искусства. Разговор с Боровским был на чердаке Школы-студии, там где работали студенты О.Шейнциса. Через две недели после того разговора Давид отправился в Боготу с персональной выставкой и там, в Колумбии, скончался. Слава богу двое других моих собеседников живы и продолжают трудиться. С Кочергиным разговаривали в тогдашней его мастерской на Васильевском острове, а с С.Бархиным в его квартирке недалеко от Курского вокзала. Так или иначе программа держится на столкновении и сопоставлении времен, лиц, характеров, искрит разными представлениями о том, что такое жизнь в искусстве. Ностальгическая нота господствует и это, думаю, объяснять не надо»
http://oteatre.info/smelyanskij-novoe-kino/

ЭДУАРД КОЧЕРГИН. ЗИМНЯЯ СТРАНА
Первая программа триптиха "Изобретение пространства" открывается портретом Э.Кочергина, основанным на беседе с театральным художником. Жизнь "крещеного крестами" Кочергина и его искусство были переплетены как веревки одного каната. Пространство России он открывал спинным мозгом, всеми чувствами человеческого детеныша, брошенного "за пазуху к Берии" (это кочергинский образ). Его Россия – "зимняя страна". Он рассуждает на эту тему по праву человека, которого черт догадал родиться в 1937 году с душой и талантом. Вспоминает историка Ключевского, написавшего о том, как география России определяет умонастроения проживающих в ней людей. Физиология пространства – это у Кочергина про все: про климат, про метели, про наши тридевять земель.



СЕРГЕЙ БАРХИН. ТЕАТР ДЛЯ СЕБЯ
Вторая программа триптиха посвящена С.Бархину. Закончив Архитектурный, Бархин очень скоро сломал предначертанную линию и на всю оставшуюся жизнь ушел в театр. Пространство, сотворенное им для спектакля "Собачье сердце" в Московском ТЮЗе в 1987 году, стало знаком исторического перелома. Черный снег – пепел, покрывший подмостки, и вырастающие из пепла египетские клинописные колонны оперной "Аиды", встали в ряд изобретений, где С.Бархина поджидали движущийся занавес Д.Боровского в "Гамлете" и распятая на кольях конюшня Э.Кочергина в "Истории лошади". Три главных "мема" советской и постсоветской театральной истории.



ДАВИД БОРОВСКИЙ. ЧЕСТНАЯ СЦЕНА
Художник Д.Боровский очень редко давал интервью, был совершенно чужд любой саморекламе. В своем ученичестве в Киевском русском драмтеатре он долго красил задники и клеил чужие макеты. Боровский варился во всех театральных щёлоках прежде чем объявиться в Москве у Любимова на Таганке в 1967 советском году. Превращение ученика декоратора в реформатора современной сцены один из знаковых сюжетов послесталинской оттепели. Сюжет почти пушкинский: вышиб дно и вышел вон. Он не любил именовать себя художником. Чаще всего человеком, который придумывает и строит декорации. Был убежден, что в пустоте сценической коробки скрыты все высшие готовности. Наверху – колосники, небо театра, под планшетом сцены – подземелье, ад. В книге "Убегающее пространство", вышедшей посмертно, можно прочесть совсем редкое определение того, каким Боровский видел свой театр: "Сцена открытая, белая, честная"

 

Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ АНАТОЛИЯ СМЕЛЯНСКОГО
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: