[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » СТРАНА БЕЗ ПАМЯТИ... (03.06. 2013. журнал "Театрал")
СТРАНА БЕЗ ПАМЯТИ...
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 30 Ноя 2015, 13:27 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6949
Статус: Offline
СТРАНА БЕЗ ПАМЯТИ
Почему о театральном наследии заботятся только энтузиасты

Уже не один год группы немногочисленных энтузиастов воюют с московскими властями за сохранение культурного наследия столицы – старинных особняков, которые один за другим сносят под различными предлогами ради точечной застройки. У энтузиастов от спасения ветхого домика никакой личной выгоды. Одно моральное удовлетворение, если удастся сохранить хоть осколочек великой истории. У чиновников всех мастей от этих осколков никакого удовлетворения, зато от любой застройки, да еще в самом центре, не то что удовлетворение, а сладостный откат. Стоит ли гадать, у кого больше шансов выиграть?

Память в России ничего не стоит. С нею играют как хотят и в угоду любой конъюнктуре. Будь то история, которую без конца переписывают. Будь то памятники, которые все чаще и чаще сносят. Будь то храмы, которые то модно сносить, то модно строить, хотя и в том и в другом случае к вере это не имеет никакого отношения. Всего лишь политика и бизнес или бизнес и политика. Но не вера и не память. У нас каждый новоиспеченный вождь, просидевший на троне чуть больше разумного, начинает считать себя великим, полагает, что народ без него сирота, а страна его именем увековечит все, что только можно. Но стоит даже самому народному вождю слететь из кресла в никуда, и память о нем выветривается тут же, а об его имя вытирают ноги даже те, кто еще недавно припадал к его голенищу. И можно не заглядывать для примера в прошлый век, вспоминая Ленина, Сталина или Брежнева. Оглянемся на Лужкова, которого еще вчера вроде бы обожала едва ли не вся Москва вместе с ближним Подмосковьем. Вышибли стул из-под Михалыча, и память о нем в неблагодарных сердцах москвичей развеялась быстрее, чем он вывез из мэрии свои знаменитые кепки. В стране всеобщего беспамятства это нормально. В обществе цивилизованном подобное дико. Но у нас цивилизованность измеряют в баррелях, а уровень культуры – по спискам «Форбса».

Поэтому всякий раз, когда в редакцию приходит очередное письмо с просьбой поддержать театральный музей, спасти мемориальную квартиру великой актрисы или уникальную библиотеку всемирно известного режиссера – мы не удивляемся. Мы не восклицаем: как же так?! И не питаем иллюзий, даже если нам удается достучаться до очередного чиновника. Мы просто никогда не забываем, что живем в стране без памяти, где и живых классиков не принято ценить и беречь. И мы с горечью понимаем, что наша память – она в наших руках и наших сердцах. Если не сохраним сами, не сбережем и не защитим – надеяться не на кого... Вот и получается, что выход один – не взывать и не надеяться, а помнить и беречь. Самим. Без надежд и иллюзий.

Василий Бочкарев, актер Малого театра:


– Театральное искусство всегда держалось на энтузиастах. Например, дом-музей Ермоловой сегодня очень посещаемое место, потому что Щепкинское училище поддерживает с ним прочную связь. Я по своей инициативе для своего первого курса устроил посвящение в студенты именно там. Я знаю, что и студенты курсов Ю.Соломина или А.Бородина тоже бывают там. Это не просто дом. Музейные работники берегут его, регулярно меняют экспозиции. Так что народ идет. Не забыты ни музей, ни сама великая Ермолова.

Андрей Ерофеев, искусствовед:


– Дело в том, что выдающиеся деятели сцены, чьи мемориальные музеи есть в нашем культурном пространстве, жили очень давно. Люди просто не знают имен Ермоловой или Сумбатова-Южина, потому что этих имен нет в школьных учебниках. Этих людей нет, как живых персонажей нашей культуры... О печальной судьбе таганрогского дома Ф.Раневской «Театрал» писал не раз. Причем обвинить чиновников в тотальной глухоте, казалось бы, нельзя – на все публикации журнала они откликнулись письмами: мол, для музея давно все готово, надо только подождать. Но прошел еще один год, а музея великой актрисы как не было, так и нет. В подобном положении по всей стране находятся еще сотни «объектов культуры», которые могли бы стать крупными национальными музеями.

Забытая Фея


Например, звезда ленинградского балета Фея Балабина покорила весь мир. Масштаб ее дарования зарубежная пресса ставила в один ряд с А.Вагановой и Г.Улановой, питерцы и сегодня помнят ее феерическое исполнение Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Однако в родном для Балабиной городе Ростове-на-Дону вспоминать ее не хотят. Еще семь лет назад старинный дом, где прошло детство балерины, превратился в руины, а на фасаде (там, где висела мемориальная доска!) появился плакат: «Продажа». Аналогичным образом исчез в Саратове дом, в котором прошла юность О.Янковского (остался только двор). Причем от подобных «архитектурных чисток» страдают не только регионы, но и Москва. В начале 2000-х в историческом центре города был уничтожен целый ряд зданий, связанный с именами великих артистов. Например, во флигеле усадьбы Мещерских (Леонтьевский переулок, 2а) жил не только драматург Сумбатов-Южин, но и актриса Художественного театра Мария Лилина – будущая жена Станиславского. Кстати, именно здесь Константин Сергеевич сделал ей предложение. А в доме поэта Плещеева (Малая Дмитровка, 22) квартировала Гликерия Федотова (в XIX веке ее имя писалось на знамени Малого театра рядом с великой Ермоловой). Теперь на месте этих памятников возведены «элитные дома».

Экс-мэр Москвы Ю.Лужков прославился своей любовью к искусству (благодаря ему в столице появились новые театральные здания), однако к артистам минувших эпох он был настроен безжалостно. В 1997 году защитники памятников архитектуры не раз просили его спасти от сноса уникальный дом Кокошкина, расположенный на Никитском бульваре, 6. Дело в том, что в XIX веке здесь располагался музыкальный салон актрисы Малого театра Львовой-Синецкой, который посещали и Пушкин, и Грибоедов, и Крылов, и Гнедич, и Вяземский, и Аксаков. Но кроме того, здесь проходили репетиции с участием Щепкина и Мочалова. Фактически дом Кокошкина был последним жилым домом старой Москвы, связанным с именами этих великих актеров. Но все же его снесли, чтобы на этом месте… устроить стоянку.

Разумеется, открыть музей в каждом доме невозможно. Однако гибель перечисленных памятников (они, между прочим, входили в экскурсионные маршруты) говорит о циничном отношении к театральному наследию. Культурный фон, как известно, не восстанавливается. Его нужно сохранять и беречь. Этой мыслью российская власть любит щегольнуть в своих красивых речах. Однако сплошь и рядом встречаешь примеры, говорящие ровно о противоположном. На своем сайте «Театрал» проводил опрос: какой из театральных музеев вы посещали хотя бы один раз в жизни? И оказалось, что никто из респондентов не был ни в квартирах Немировича-Данченко, Улановой, Плучека, ни в домах Ермоловой, Щепкина, Шаляпина… Причем это далеко не полный перечень мемориальных объектов. Но обвинять публику в духовной глухоте и невежестве было бы странно. Никто не заинтересуется этими экспозициями до тех пор, пока они не станут живыми и интерактивными, превратившись в полноценные центры современной культуры. И сделать их такими – задача государства. Интерес к личности актера (каким бы великим он ни был) не рождается сам собой. Давно ли вы видели на нашем телевидении программы о Шаляпине или фильмы о Ермоловой? Рассказывают ли на уроках в школе о Станиславском, Немировиче-Данченко, Мейерхольде и Вахтангове?

Время вносит свои коррективы, отдаляя имена, которые еще вчера были у всех на слуху. Например, в 1950-е годы голос оперной дивы Большого театра В.Барсовой звучал из каждого приемника.


А когда певица приобрела в Сочи двухэтажный дом, чтобы летом давать в нем уроки, сюда потянулись люди со всей страны. И помимо рядовых учеников и поклонников творчества у нее гостили Уланова и Козловский, Утесов и Кабалевский, Биешу и Долуханова, Рубен Симонов и Целиковская… Сегодня дом Барсовой на том же месте (в нем расположен музей, собранный на редкость заботливыми руками). Однако корреспондент «Театрала» битый час пытался выяснить у местных жителей адрес музея. Не смогла подсказать, как пройти к музею, и администратор гостиницы: – Обратитесь к экскурсоводам. Они наверняка знают.
Впрочем, и в экскурсионном бюро, среди зазывной рекламы дельфинария и абхазских пещер, ничем помочь не смогли. Дом актрисы явно не входит в туристические маршруты.

Павел Руднев ( театральный критик, помощник по спецпроектам худрука МХТ им. Чехова): –Зная о квартирном вопросе, который испортил россиян, так или иначе, сам того не желая, впадаешь в риторику блоковской старухи, которая, смотря на кумачовые лозунги, думала исключительно о том, сколько рубашек можно нашить из этой материи. Тут масса проблем сразу возникает. Разумеется, квартира или особняк должны сохраняться, если это не просто бытовое пространство, а место, вошедшее в тело культуры: как например, булгаковский домик в Киеве или квартира Мейерхольда в Брюсовом переулке. С другой стороны, все, что культуре удалось «отжать» от государства в свою пользу, нужно сохранять – так как этот процесс «отжатия» собственности и средств утомителен и тяжел, и государство так просто культуре не жалует ценностей.

Другое дело – как эти помещения использовать, эффективно или нет. Надо отчетливо понимать тот контекст, который Фрейд называл «утомлением от культуры». Культурной памяти становится все больше, и с каждым веком наследие расширяется вдвое. Забывание культурных ценностей – тоже процесс неизбежный. Но в России особенно есть очень серьезная культурологическая проблема, благодаря которой процесс сохранения и реставрации культурного наследия оказывается в сотни раз важнее, чем поддержка современных художников, современного искусства. В этом смысле надо отчетливо понимать, что память о великих актерах не сохранится благодаря существованию их слабо посещаемых квартир, даже если там и сохранился дух прошлого. Если этот дух не актуализован, если под тенями великих не резвится театральная молодежь, то и память быстро превращается в ничто. Память о великих актерах может существовать только если она будет существовать внутри живой жизни современного искусства. А это как раз тот водораздел, который разделяет концепцию советского музея («не трогать», «не прикасаться») и идею современного западного музея, где все интерактивно до последнего экспоната.

Вот несколько примеров. Квартира Генрика Ибсена в Осло оборудована бесчисленным количеством видеоэкранов, проекций, информационных табличек, где Ибсен оказывается не просто писателем, но человеком, через которого можно рассказать об эпохе, о процессе либерализации общественной мысли, о Христиании перелома веков, там же магазин, там же культурный центр. Деревня Ежи Гротовского Бжезинка под Вроцлавом не превращена в музей Ежи Гротовского, там до сих пор могут работать молодые артисты – по законам великого польского гения. Примеры можно длить и дальше, но суть одна: память о прошлом можно актуализовать только заботой о настоящем и будущем. Квартиры нужно наводнить живой жизнью.
В.Борзенко
http://www.teatral-online.ru/news/9546/

"Спутник славы-одиночество..." (Ф.Раневская)


Знаменитая уроженка Таганрога Ф.Раневская с возрастом все чаще повторяла: «Бог мой, как я стара – я еще помню порядочных людей». Она имела в виду не только Качалова, Ахматову, Станиславского, но и жителей Таганрога, которые окружали ее в детстве. В конце жизни она, например, писала в дневнике: «В нашем городе очень любила старика, доброго, веселого, толстого грузина-полицмейстера. Дни и ночи мечтала, чтобы полицмейстер, плавая в море, стал тонуть и чтобы я его вытащила, не дала ему утонуть и за это мне дали медаль, как у нашего таганрогского дворника».

«Новые Известия» продолжают следить за судьбой дома в Таганроге, где прошли детство и юность Фаины Георгиевны. В следующем году здесь появится музей: после материала, опубликованного в «НИ» в августе минувшего года, администрация Таганрога решила вопрос с расселением жильцов, подготовила проект реконструкции помещения. Дело остается, казалось бы, за малым – нужно всего лишь создать экспозицию в мемориальных комнатах. Тем более что все экспонаты для этого есть (после смерти актрисы в Таганрог передали множество личных вещей и целый мебельный гарнитур из ее московской квартиры на Котельнической набережной). Но, увы, экспозиция здесь появится в лучшем случае не раньше 2012 года.

О таганрогском наследии Ф.Раневской разговоры идут без малого двадцать лет. Местные власти любят подчеркивать, что гордятся своими земляками. Однако вопрос о полноценном, официальном музее Раневской решается уже давно. Сперва в доме, где великая актриса прожила 22 года, появилось что-то вроде частного музея: профессор местного вуза Н.Заграй занимал несколько комнат на втором этаже (как раз в той части, где прошло детство Раневской) и любезно пускал в свою квартиру всех желающих. Так, по деревянным ступеням этого дома на второй этаж поднимались Смоктуновский, Юрский, Козаков, Евстигнеев, Невинный, Ефремов, Саввина и мн. др. артисты, приезжавшие с гастролями на родину Чехова. Стыдно было правду говорить, что музея никакого нет. Разве что старался профессор всячески сохранить дореволюционные черты своего интерьера: отреставрировал мраморный камин, побелил лепнину на потолках, принес с чердака старинные кресла… Сохранил он даже медные шпингалеты на окнах и не стал менять их на алюминиевый ширпотреб, а по многочисленным просьбам положил при входе в свой дом книгу отзывов. За долгие годы она заполнилась откликами известных людей, но через все страницы рефреном звучит одна и та же просьба: «Сохраните память о великой Раневской». Заграй хранил, как мог. Защищал этот дом от коммерсантов. Его не смущали ни звание, ни статус человека. Достаточно резко отказал он и певцу С.Пенкину, когда тот однажды появился на пороге и тоже предложил продать ему квартиру.

Долгие годы Н.Заграй боролся за мемориальный статус своей квартиры, но пару лет назад все же продал ее таганрогскому предпринимателю Армену Егеозаряну, поскольку тот намеревался подарить квартиру городу. Как это ни странно, но предприниматель и в самом деле сделал столь дорогой подарок для Таганрога, сославшись на то, что живет в этом городе и заботится о его культурном облике. Правда, разместил в квартире Раневской свой временный офис.
«После вашей публикации ситуация изменилась, – говорит корреспонденту «НИ» начальник отдела культуры администрации Таганрога Е.Шелухина. – Предприниматель закрыл свой офис и окончательно передал квартиру в дар городу. Теперь это муниципальная собственность. Мы провели опись имущества, на дверях повесили замки. Но главное, у нас готовы две проектно-сметные документации. Первая – на ремонт квартиры, фасада и лестницы, а вторая – на создание музейной экспозиции. Иначе говоря, мы сделали два больших шага. Теперь остается ждать». На вопрос «НИ», почему дело снова затягивается, г-жа Шелухина ответила: «Мы ведем речь о создании музея, а в Таганроге все музеи областные. Значит, и музею Раневской, по логике вещей, желательно быть объектом областного подчинения. Мы написали письма в министерство культуры Ростовской области, встречались с руководителями областной администрации, и они с нами согласились: действительно, такая жемчужина должна быть на балансе у области. То есть мы хотим присоединить квартиру к нашему музею-заповеднику. Но для этого нужны деньги. Думаю, в течение года этот вопрос окончательно решится».
Пока чиновники решают проблемы, «НИ» выяснили, что в создании музея готовы принять участие многие друзья и коллеги великой актрисы. Их воспоминания о встречах с Фаиной Георгиевной могли бы стать основой для таких экскурсий, равных которым нет в мире, поскольку актрису отличал не только мощный талант, но и невероятное чувство юмора.
Виктор Борзенко,
"Новые известия"

http://fainaranevskaya.ru/stati%20-7_dom.html

СКОРО ЛИ В ТАГАНРОГЕ ОТКРОЮТ МУЗЕЙ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ?
В России есть музеи-квартиры Пушкина, Блока, Бродского, Ахматовой, Булгакова... А в Таганроге уже лет 20 собираются открыть музей знаменитой русской актрисы Ф.Раневской. Но воз и ныне там. Чиновникам не стыдно? История с открытием музея Раневской стала уже дурным анекдотом. В особнячке на улице Фрунзе, 10, в приморском Таганроге дочь Гирша Фельдмана (в будущем она взяла псевдоним Раневская) провела 19 лет своей жизни. Позже, уже зрелой, известной актрисой, она вновь приезжала в Таганрог и жила в родном доме. Сохранилось в доме со времён, когда по комнатам ходила Раневская, немногое. Но и это ценно. Остались железные шпингалеты на окнах, которые маленькая Фая использовала как... орехоколы. Уцелели камин и каменная печь, некоторые предметы интерьера. С идеей открыть в доме (или хотя бы в отдельно взятой квартире) музей знаменитой актрисы выступил не менее легендарный актёр И.Смоктуновский. Было это в... 1987 году.

Весть о том, что в Таганроге может появиться музей Раневской, долетела даже до Америки. В Таганрог, профессору Н.Заграю (он тогда жил в одной из квартир в доме Раневской), позвонила из США гувернантка актрисы, она готова была передать кое-какие личные вещи. И Заграю было стыдно сказать, что музея нет. В 2008 году одну из квартир специально, чтобы открыть наконец музей, выкупил и отдал в дар городу местный предприниматель Армен Егеозарян. Но...
«Однако создать музей мы по-прежнему не можем, так как федеральное законодательство требует, чтобы на такую меру были согласны жители соседних квартир, - сообщила Е.Шелухина, начальник Управления культуры Таганрога. - Нам надо выкупить две квартиры, но владельцы требуют в общей сложности 10-11 млн. руб. Таких денег нет и людей, которые помогли бы с покупкой, тоже. Либо жильцы могли бы просто согласиться на то, что хотя бы изредка музей будет открыт для посещений. Однако они против.

«Наверняка, если б было огромное желание, власти нашли бы выход,
- не согласен А.Кожин, председатель Совета регионального отделения Общества охраны памятников истории и культуры. - Начнём с того, что в Донском регионе 9 миллиардеров. Миллионеров сотни. Сложно поверить, что ни один не согласился бы помочь. Да и с соседями наверняка можно поторговаться о цене. Наконец, можно было бы продумать какие-то другие варианты - открывать музей в удобное для соседей время и пр. Вместо этого звучат отговорки».

Очевидно, что чиновникам музей не нужен. А потому зачем биться, искать какие-то варианты? Ведь проще годами приводить всё новые доводы о том, почему музей невозможен.
26.07. 2015
http://www.rostov.aif.ru/dontkno....anevsko


Дом Г.Х.Фельдман в Таганроге, где прошли детские годы Ф.Раневской

Отзывы о посещении:
- Двухэтажный кирпичный дом 19 века, только скульптура Раневской и мемориальная доска напоминают о том, что здесь жила великая актриса, зайти внутрь нельзя - частное владение, так что музея нет. Посетили в мае 2015.

- Как можно оценивать дом Раневской? Достаточно обшарпан и не является музеем. Рядом памятник Раневской в роли, которую она не очень любила из-за вечных воплей ей вслед "Муля, не нервируй меня" На первом этаже дома продается квартира (дорого). Посетили в Июне 2015.
***
- Ситуация с этим зданием мне напомнила историю с домиком М.Цветаевой в Елабуге, где также долгие годы жила довольно сурового характера дама, с нескрываемым раздражением относившаяся к интересу, который вызывало у многочисленных экскурсантов и литературных паломников её скромное жилище. Эпопея завершилась лишь после выкупа государством этого дома и открытия в нём официального музея. Здесь, насколько понимаю, тот же коленкор: здание является историческим памятником и в одновременно частной собственностью, владельцы которой не очень рады толпам людей, ежедневно, особенно в разгар туристического сезона, приходящих сюда в поисках "Муля, не нервируй меня". С виду - обычный двухэтажный особняк красного кирпича, рядом с которым на площадке установлен памятник Раневской в роли той самой дамы с солнечным зонтиком в панаме из "Подкидыша". Войти в дом нет никакой возможности. Во всяком случае, ворота с улицы были накрепко закрыты, а в окнах первого этажа были видны объявления о продаже комнат. Как бы то ни было, побывать около дома стоит хотя бы ради того, чтоб поднять настроение воспоминанием о творчестве выдающейся советской актрисы. Посетили в мае 2015.
***
- Стыдно, что в Таганроге нет дома музея Ф.Раневской, известной и замечательной актрисы. Дом в частных руках. В этот раз даже висело объявление - продаю часть квартиры в доме Раневской - дорого. Поставили только памятник ей около дома и тот не похож на нее. Посетили в мае 2015.
***
- Обычный дом, жилой, не музей, напротив бронзовая скульптура Раневской. Наверно нужно быть большим поклонником ее творчества чтобы целенаправленно посетить данный объект. Посетили в октябре 2015.
http://www.tripadvisor.ru/Attract....REVIEWS

Изображения перенесены в архив. 04.01.19. Анастасия
Прикрепления: 5164799.jpg (9.2 Kb) · 7874272.jpg (20.5 Kb)
 

Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » СТРАНА БЕЗ ПАМЯТИ... (03.06. 2013. журнал "Театрал")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: