Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ НАТАЛЬИ КРЫМОВОЙ
АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ НАТАЛЬИ КРЫМОВОЙ
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 07 Дек 2015, 11:48 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 6271
Статус: Offline


Я люблю театр за то, что он дал мне возможность увидеть вблизи, что такое творчество и что такое талант.


Наталья Анатольевна Крымова родилась в Москве 12 января 1930 года. Ее детство прошло в Леонтьевском переулке, неподалёку от дома Константина Сергеевича Станиславского – однажды он даже угостил маленькую Наташу конфетой.

“...Моя мама была Комиссаром Железного полка, коммунистом с «дооктябрьским стажем». Про отца я всегда в анкетах писала «партийный работник» - он работал в ЧК при Дзержинском, а потом заведовал всякими «секретными отделами». Отец ушел из нашего дома как раз в тот год, когда у нас появился Толя...”

Окончив Московскую женскую школу № 131, Наталья Крымова поступила в 1948 году на театроведческий факультет Государственного Института Театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС) (курс П. А. Маркова). В 1953 году с отличием окончила институт, поступила в аспирантуру ГИТИСа и опубликовала в газете "Правда" (в соавторстве с В. Маляровой) свою первую статью под названием «Три года спустя» - рецензию на спектакль по пьесе Н.Вирты в Московском театре Транспорта. В том же году вышла замуж за режиссера Анатолия Эфроса.



“...Встреча с Мальволио все в моей жизни решила – я в Толю влюбилась. Как он играл Мальволио? Меня это исполнение совершенно изумило и ошарашило. В одно и то же время смеешься и плачешь (Толя был потрясающе смешным актером – лишь с годами у него эти краски переплавились совсем в иные – трагические. Трагические роли он своим актерам показывал кратко, точно, страшно – после него было трудно играть)...”

В 1954 году у них родился сын – Дмитрий Крымов.

Первая публикация Натальи Крымовой в журнале "Театр" об исполнении роли Джалиля артистом Казанского Академического театра им. В.И. Качалова «Проваторов - Муса Джалиль» появилась в 1956 году, после неё Крымова начала регулярно публиковаться в журнале "Театр" и других периодических изданиях, и в 1958 году Н.Ф. Погодин, главный редактор журнала "Театр", пригласил её в журнал, где Крымова проработала вплоть до 1972 года и прошла путь от литсотрудника до заведующей отделом критики и члена редколлегии. В начале 1970-х гг. Наталья Крымова начала работать на телевидении и радио как автор и ведущая передач о театре, литературе, проблемах русской культуры. Первая телепрограмма её авторского цикла «Мастера экрана» рассказывала о Р.Я.Плятте.

“...То, чем мы живем в период работы, гораздо шире и больше любой темы, любого сценарного названия. Мы живем Пушкиным, Чеховым, Маяковским, Высоцким – всеми теми, кого по собственной воле выбрали для телевизионного рассказа, чью жизнь должны вместить в рамки отпущенного нам времени, чьим творчеством должны, во что бы то ни стало увлечь не видимую нам телевизионную аудиторию. Впрочем, последнее – не совсем точно. Потому что многомиллионная аудитория телезрителей – это сложнейшее, очень пёстрое человеческой общество, в котором люди и соединены, но и разъединены, и нет такой художественной силы, которая способна всех этих людей одинаково увлечь. Надо спокойно относиться к тому, что кто-то выключит телевизор именно на том кадре, который нам кажется самым хорошим, а кто-то еще и отругает нас при этом и ничего не поймет в наших намерениях...”

На телевидении Наталья Крымова сделала более двадцати телевизионных программ, среди которых:«Василий Иванович Качалов. (К 100-летию со дня рождения)», 1975 г., Цикл телепередач «Драматургия и театр» 1977 – 1979 гг: «Любите ли вы театр?», «Театр Пушкина», «Искусство режиссера», «Искусство актера. Судьба и роли», «Театр Чехова», «Искусство Актера. Три диалога об Актере», Цикл телепередач «Драматургия и театр» 1979 – 1985 гг: «Театр одного актера. Вл.Яхонтов», «Театр одного актера. С. Юрский», «Театр одного актера. В.Золотухин», «М. Горький “На дне”», «Молодой человек на современной сцене», «Наставникам, хранившим юность нашу», «Великие имена России. Станиславский», «Театр Маяковского», «Давайте поговорим…» с участием А.Райкина, 1987 г., «Владимир Высоцкий», 1987 г.

В 1971 году Крымова защитила кандидатскую диссертацию на тему «О режиссерских принципах К.С. Станиславского на основе спектаклей 1925 - 30 гг.», получила степень кандидата искусствоведения и была принята в члены Союза писателей СССР. В начале 1970-х гг вышли в свет ее первые книги : «Станиславский – режиссер» и «Имена: Рассказы о людях театра». Москва, издательство "Искусство".

“...Мы однажды завели такой порядок отдыха, который длился 12 лет. В конце концов, Анатолий Васильевич его полюбил. Мы уплывали на байдарках по озерам в Литве на целый месяц. И все это время никого не видели. Это было очень по складу его души. Но как-то он мне признался, что первые два года вот такого житья на хуторе моих близких друзей ему казались каким-то кошмаром. «Что-то жарить на костре — это же ужас какой-то. Потом вы вброд перешли речку! Я стоял на берегу и думал, как мне сделать вид, что я тоже могу перейти, и вообще ступить в эту воду». Мы ничего этого не замечали, нам все это казалось вполне естественным. А потом он привык, очень полюбил рыбалку, но чаще всего уезжал на байдарке на озеро подальше, где извлекал спрятанную где-то бумагу и ручку и писал...”

С юности Наталья Крымова была увлечена творчеством артиста Владимира Яхонтова и особого жанра, которого до него не было. “...Этот жанр явился синтезом искусства актера, художественного слова и исследования литературы...” В 1978 году в серии "Жизнь в искусстве" вышла ее книга – «Владимир Яхонтов». Москва, издательство "Искусство". В начале 1980-х годов Крымова начала заниматься исследованием русского и американского архива Михаила Чехова – в 1986 году был издан двухтомник «Михаил Чехов - литературное наследие» под ее редакцией. (В 1995 году - второе исправленное и дополненное издание). В эти же годы Крымова редактировала и готовила к изданию книги воспоминаний М.О. Кнебель и А.Д. Попова.

13 января 1987г. не стало Анатолия Васильевича Эфроса.

“...Вот что еще кажется мне очень важным. Вы можете подумать, что это потому, что я жена Анатолия Васильевича. Ну, наверное, отчасти поэтому. Мы прожили вместе почти сорок лет. А поженились детьми. Это может показаться невероятным, но это так. Мне было 18 лет, и Толя был очень молод, на пять лет старше меня. В общем, мы все время были вместе. И, наверное, поэтому я верю в такую вещь, в которую мало кто верит. Я верю, что человеческие свойства и талант очень взаимосвязаны, что гений и злодейство — две вещи несовместные. Верю, свято верю. Более того, я думаю, что чем лучше человек талантливый, тем в нем талант прелестнее, так бы я сказала. Так было у Анатолия Васильевича...”

В 1987 году вышла книга «Любите ли вы театр?» Москва, "Детская литература".
В 1988 году Крымова подготовила к изданию первые книги поэзии Владимира Высоцкого ( «Избранное»,
Москва, "Советский писатель"; «Я, конечно, вернусь», Москва, "Книга"). В 1989 году Наталья Анатольевна Крымова начала преподавать на театроведческом факультете ГИТИСа им. А.В Луначарского (с 1991 г - Российская Академия Театрального искусства), (профессор, заведующая кафедрой национальных театров), с 1990 по 1998 году была членом редколлегии театрального журнала «Московский наблюдатель». В 1993 году Наталья Крымова подготовила к изданию собрание сочинений А.В Эфроса: «Репетиция - любовь моя», «Профессия режиссер» , «Продолжение театрального романа», «Книга четвертая». Фонд "Русский театр". Москва, издательство "Панас". В 1994 году руководила научно-исследовательской работой в «Русской школе Михаила Чехова».

В статьях, книгах, телевизионных передачах Натальи Крымовой в центре внимания неизменно была творческая личность. Не стала исключением и её работа на радио, куда она пришла в 1969 году. Одними из первых героев ее радиопередач стали великий актер Малого театра Александр Остужев и драматург Виктор Розов.

С 1983 года Крымова стала постоянным автором и ведущей циклов радиопрограмм, посвящённых артистам, режиссёрам театра и кино, драматургам, ученым, общественным деятелям — всем тем, о ком она считала необходимым рассказать людям. «Чтобы знали».



В цикле радиопередач «Артисты на все времена» 1983-1986 гг. (14 выпусков) она рассказывала о Марии Бабановой, Дмитрий Журавлёве, Борисе Щукине, Алисе Коонен и других, используя старые документальные записи, возвращая голоса. С 1993 по 1994 годы Крымова была автором радиоцикла «Я помню» (15 выпусков), в котором беседовала с артистами и писателями, восстанавливая утраченные страницы истории отечественного театра — Софьей Пилявской и Андреем Гончаровым, Михаилом Туманишвили и Георгием Ждановым…

В цикле радиопередач «Театральная среда» и «Театральное воскресенье» с 1992 по 1996 годы Наталья Крымова рассказывала о театре и кино, делилась встречами и впечатлениями, охватывая самую широкую аудиторию, говорила обо всём, чем жила сама и чем жила страна. Она была не только цени телем того лучшего, что было в отечественной культуре, но и просветителем. И равных ей в этой — просветительской — деятельности, пожалуй, не было.

В 1997 году Крымова получила звание "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации"

2 января 2003 года Наталья Анатольевна Крымова ушла из жизни.



«...Искусство не разрушает, а гармонизирует мир. Всякой дисгармонии и всякому разрушению оно противостоит, хотя их неизбежно и отражает...»

http://www.krymova.org/chronicle/
Прикрепления: 5701121.jpg(21.9 Kb) · 7611643.gif(2.2 Kb) · 4320282.jpg(12.1 Kb) · 5820834.jpg(17.8 Kb) · 0448676.png(60.5 Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Пятница, 11 Дек 2015, 21:49 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 6271
Статус: Offline
Фаина Раневская. Последнее и единственное интервью

Незадолго до смерти Раневской режиссер-документалист Марианна Таврог решила снять великую актрису в своей серии «Старые мастера» (в серию вошли кинопортреты Марка Прудкина, Верико Анджапаридзе и еще нескольких титанов из «уходящей натуры»). Фаина Георгиевна наотрез отказалась рассказывать перед камерой о том, как работала над ролями, и вообще сниматься. Марианна Таврог ходила к ней день за днем целый месяц и наконец решила схитрить. Сказала, что снимет только фотографии на стенах (а у Раневской в доме их было много, и она общалась с ними — это был ее мир). Фаина Георгиевна согласилась рассказать про тех, кто там запечатлен, и тогда в доме появились кинооператор с камерой, осветитель и критик Наталья Крымова. Крымова в кадре задавала свои вопросы, а Раневская отвечала, забыв про съемку…

То была последняя встреча зрителя с ней.

 
Валентина_КочероваДата: Четверг, 28 Янв 2016, 18:46 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 6271
Статус: Offline
И.Чайковская, 30.07. 2015.

Сергей Юрский и Валерий Золотухин в передаче Натальи Крымовой

В июле канал КУЛЬТУРА дал в повторе несколько программ театроведа Натальи Крымовой, посвященных «Театру одного актера». Передачи были записаны аж в 1981 году. Страшно сказать, - 34 года назад.



В тех двух, которые я посмотрела, оба «героя» - Сергей Юрский и Валерий Золотухин – непривычно молоды, смотреть на обоих чрезвычайно интересно, чему способствует сам жанр: нам показывают их работу и из зала, и из-за кулис, и изнутри, во время беседы.

Камера приближает к нам лица актеров, мы следим за их мимикой...

В ходе этих двух вечеров у меня возникли некоторые мысли, которыми я хочу поделиться с читателями.

Вначале – о самой Крымовой.

Поразительный тип специалиста-профессионала, не ставшего «гуру», вещающим нечто непререкаемое, эстетское, «научное». Простая манера, человеческая речь, облик скромного школьного учителя, да и задача сходная - просветительская...

Перед нами Просветитель высокого полета, многознающий – что включает и знание актеров, и театра со всем его закулисьем, и главное – наделенный поразительной интуицией и безошибочным вкусом. Этой незаурядной женщине выпал жребий быть женой режиссера Анатолия Эфроса. Вначале - любимой, потом... Она осталась верна этой любви, этому Мастеру, этому человеку.

Когда-то «просветители» были не только на канале КУЛЬТУРА, созданном в ноябре 1997 года. На ообщедоступном ТВ существовали учебные программы – высочайшего уровня, с участием того же Юрского, Адоскина, с привлечением лучших литературных и театральных сил. В рамках обычной сетки передач телезрители могли увидеть Смоктуновского или Юрского, читающих Евгения Онегина, посмотреть телевизионный спектакль, сделанный Анатолием Эфросом, Михаилом Козаковым...

Сейчас для тех, кому даром не нужна попса, и кто хочет стеной отгородиться от Первого канала, существует отдельный канал – «Культура». Слежу за его передачами, очень благодарна его организаторам, но иногда задаюсь вопросом: неужто зрителям Первого канала нормальная, не «попсовая» культура начисто не нужна? Но вопрос, сами понимаете, риторический.



Наталья Крымова в цикле своих передач говорит о феномене редком – Театре одного актера.

Это когда в одном актере живут такие силы и талант, что он может один на один выйти к зрителю – и повести его за собой. Один. Без коллег-актеров. Без декораций. Без театрального грима и антуража.

Таких актеров немного. Среди наиболее известных – Сергей Юрский, к 1981 году уже признанный мастер этого жанра. В фильме Крымовой Сергей Юрьевич неотразим – высок, красив, подвижен. В фильм вошло чтение им нескольких новелл – мопассановского «Награжденного», бунинского «Легкого дыхания» (конец), чеховского «Хамелеона». Чтение двух первых рассказов было заснято во время исполнения, последнего – во время репетиции.



Не потому ли Наталья Крымова спросила артиста, на что он опирается, если нет поддержки зала, если из зала не идет ток? И не потому ли по окончании чтения сказала, что Юрский ушел неудовлетворенный? «Репетиционный» «Хамелеон» был прочитан хорошо, но чего-то в нем не хватало. Наверное, того самого задора, который дает артисту зал, - смеющийся, откликающийся на интонацию, на подначку актера.

Помню, как-то я смотрела «Ревизора» Гоголя - и поражалась, какую же топорную, бездарную пьесу разыгрывают актеры. В этом исполнении Гоголь становился неинтересным. Так и «Хамелеон» показался мне в этот раз рассказом плоским и скучноватым. Просто актер не зажегся, посему не было и «заражения», о котором писал Лев Толстой в своем трактате об искусстве.

Любопытно, что поначалу мне показалось, что и рассказ Мопассана «Награжденный» до примитивности схематичен: г-н Сакреман мечтает об ордене, видит его во сне и наяву, и в итоге – неурочно зайдя в свою супружескую спальню, обнаруживает там сюртук с орденской нашивкой. Жена, долго не впускавшая г-на Сакремана на территорию спальни, утверждает, что орден вовсе не депутата N, о чем свидетельствует выпавшая из кармана карточка, – а его, Сакремана.

И действительно, через какое-то время он-таки получает орден, по представлению депутата. Не правда ли, нет в этом сюжете никакого флера, все сказано почти в лоб? И, однако, как же Сергей Юрский купается в материале, как заставляет зал смеяться над олухом–мужем... Из пустячка вырастает острая сатирическая новелла - обличение ничтожного и пустого чиновника времен Третьей империи, похожего на своих собратьев во всем мире...

Фильм о театре Золотухина стал для меня открытием.



Конечно, же я слышала, как артист поет – в спектаклях Таганки, помнила, что кончал он факультет музкомедии... Но вот Крымова, представляя артиста, сказала, что ждет на его концертах минуты, когда он... запоет.

Я очень расположена к этому жанру, и меня влекут меня его умельцы...

Валерий читает рассказ из своего алтайского детства, где как раз – о пении. Пел у него отец, а деду, потерявшему в войну обе ноги, Лемешев, случайно услышанный по радио, исполняющий «Степь да степь кругом», спас жизнь. Дед, ставший на войне инвалидом, решил не идти домой к семье, покончить с собой, – и вот услышал песню, и она ему помогла – он вернулся. Начал разводить пчел. Там, на дедовой пасеке, отрок, в будущем артист Валерий Золотухин, поет для всей семьи. Да при каком редкостном настрое поет! это целый ритуал: останавливают настенные часы, чтобы не тикали. А кузнечики – те затихают сами...

Вот полученное им от деда наставление (артист объясняет, что на самом деле это наставление дал ему Владимир Высоцкий): «Пой всем, кто тебя попросит, - тогда тебя хватит!» Очень «высоцкие» слова. Владимир Высоцкий выкладывался в своих песнях до самого нутра, порою казалось, что такого напряжения человек просто не может выдержать. И еще я вспомнила строчки из любимого мною «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели в переводе Заболоцкого: «Что припрячешь – то погубишь, что отдашь – вернется снова».

А вот наставления отца юному певцу: «Поначалу не понужай... вроде как не умеешь...»

И опять подумалось: как это верно, сколько в этом народной мудрости. Ведь и богатыри в русских былинах перед боем не бахвалятся, вроде бы слабы они перед мощным хвастливым противником.

И в тургеневском рассказе «Певцы», что «на закуску» читает в концерте (и в фильме Натальи Крымовой) Валерий Золотухин, будущий победитель в состязании, Яков Турок, вначале хватается за горло, говорит, что не в голосе, что петь не может... Зато потом...

Золотухин исполнил в концерте две народных песни, исполнил так, что у меня перехватило дыхание. Первую песню никогда не слыхала – «Любезная хозяюшка, пусти нас ночевать!»

Поет он в паре с сильным красивым женским голосом. К сожалению, песня обрывается в самом начале, на первой поразившей меня фразе.

Прочла потом, что сюжет песни таков: двое просятся в дом на ночевку. Женщина не пускает, она одна: муж и сын ушли на войну. И лишь ближе к концу выясняется, что вот они оба, долгожданные, – на пороге.

Вторая песня известная. Ее поет тургеневский герой Яшка Турок, соревнуяссь в пении с Рядчиком, - «Не одна во поле дороженька пролегала».

Как же точно, с каким внутренним наполнением исполняет ее Золотухин! А ведь исполнить нужно так, чтобы ни у кого из слушателей не заронилось сомнение в истинности победы, чтобы поверили сегодняшние зрители, сидящие в зале, что сам Рядчик согласился со своим поражением...

Давно не слышала настоящего народного пения, чтобы не матрешки с накладными косами пели, чтобы забирало за душу по-настоящему. Золотухин в фильме Крымовой дает образец народного исполнения, которое, как мне казалось, уже утрачено. Ан нет, живо...

Вот так думаешь иногда, что все безнадежно, что впереди нет и не будет ничего – и вдруг, откуда ни возьмись, краешек неба... Что ни говори, а хорошо спетая песня пробуждает в нас веру и оптимизм, запасы которых, увы, не безграничны.

https://www.chayka.org/node/6636

Сергей Юрский. Авторская программа Натальи Крымовой



Валерий Золотухин

Прикрепления: 4972263.jpg(12.3 Kb) · 0878804.jpg(11.4 Kb) · 5333967.jpg(13.4 Kb) · 9290882.jpg(13.8 Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 13 Мар 2016, 20:13 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 6271
Статус: Offline
Авторская программа Натальи Крымовой «Театр одного актёра». Владимир Яхонтов (1980.)

В передаче, посвященной великому чтецу, принимают участие: И.Андроников, Дм.Лихачев, И. Козловский.

https://vk.com/irakliy....432_980



От автора:

Искусство Яхонтова уникально. Он создал новый жанр — театр одного актера, — которого до него не было. Этот жанр явился синтезом искусства актера, художественного слова и исследования литературы.

Условием существования такого театра является крупная художественная личность. Владимир Яхонтов такой личностью был. Театр одного актера не терпит среднего уровня — Яхонтов был виртуоз.

На первый взгляд от его искусства сохранилось немногое — считанное количество грамзаписей и фотографий. На самом деле осталось гораздо больше: память людей, знавших его, видевших его на сцене. Мне казалось необходимым по возможности бережно и подробно восстановить то, что почти невосстановимо — живую ткань искусства. Сегодня еще можно было по рассказам современников сделать это.

Ю. Завадский, Л. Варпаховский, И. Андроников, В. Каверин, П. Марков, Л. Брик, А. Асмус, Л. Арбат, А. Межиров, С. Стебаков, Н. Вишневская, Н. Мервольф, Е. Лойтер, Д. Данин, С. Дрейден, П. Громов, Н. Шанько-Шварц, Л. Кайранская, А. Смородина — всем им и еще многим я благодарна.

Моя особая признательность работникам ЦГАЛИ и Бахрушинского музея.

Читать онлайн: http://mreadz.com/new/index.php?id=345459
Прикрепления: 6480519.jpg(16.1 Kb)
 
Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ НАТАЛЬИ КРЫМОВОЙ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2018
Сайт управляется системой uCoz