Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » ИСТОРИЯ ОДНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО АДРЕСА (ДО БДТ…) (2015. журнал "Театральный город" "№8)
ИСТОРИЯ ОДНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО АДРЕСА (ДО БДТ…)
Валентина_КочероваДата: Пятница, 11 Ноя 2016, 21:16 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4841
Статус: Offline
ИСТОРИЯ ОДНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО АДРЕСА (ДО БДТ…)



Большой драматический театр для петербуржцев в первую очередь связан с именем Георгия Александровича Товстоногова. Многие горожане помнят: когда-то БДТ носил имя Максима Горького. И уж совсем немногие знают, что еще раньше театр назывался Суворинским.


Дом графа А.С. Апраксина - Малый театр - БДТ им. Товстоногова.

Совсем редкие знатоки истории скажут, что это Апраксин театр и поведают о том, как он возник по частной инициативе еще до отмены государственной монополии на театры. У «запретного» здания оказалась огромная и бурная театральная жизнь.

Современные реки и каналы Петербурга лишь время от времени пересекают прогулочные катера. Совсем не так было в XIX веке. Баржи, лодки, плоты образовывали пробки, как на современных автотрассах. Причина проста: город отапливался дровами. Особенно плотное движение было на Фонтанке, где на месте нынешнего театра располагался большой дровяной склад. Владельцем этой земли был Антон Степанович Апраксин, потомок знаменитого рода, покровитель купечества, благотворитель, один из первых воздухоплавателей, человек, идущий в ногу со временем.



Пережив большой пожар принадлежавших ему Апраксина и Щукина дворов, он не только отстроил все заново и дал фору пострадавшим купцам, но и провел первое по тем временам электрическое освещение торговых рядов, возвел церковь в византийском стиле и выходящее на Фонтанку здание для благотворительных учреждений. Архитектор Людвиг Фонтана, работавший для Апраксина, так вошел во вкус, что на собственные средства, арендовав у Апраксина землю, в 1878 году поставил в ряд с предыдущими строениями театр, вернее, как сказали бы сейчас, «торгово-развлекательный центр». В нем размещались магазины, трактир и театральный зал. Вероятно, идея отмены императорской монополии на театры витала в воздухе, но все же Фонтана поторопился. Он безуспешно попытался представить новое зрелищное строение домашним театром «для собственного пользования». Ему никто не поверил, ведь по размеру и великолепию современники сравнивали новый театр с Михайловским. После длительной волокиты владельцы вынуждены были сдать помещение в аренду Дирекции императорских театров.

Так новое здание стало еще одним императорским театром, получив название Малый театр. 7 ноября 1879 года состоялся первый сборный спектакль с участием всех императорских трупп.

Первоначально планировалось, что театр будет общедоступным, с пониженной стоимостью билетов и самостоятельной труппой, но заниматься таким трудоемким делом никто не стал. Малый театр в основном дублировал репертуар Александринского, но бывали здесь и премьеры — «Сердце — не камень» Островского, «Детский доктор» Анисе-Буржуа и Деннери и другие. Артистам приходилось, отыграв первое отделение в Александринском театре, быстро перемещаться в Малый, а после порой еще и в Мариинский. Зрительские антракты задерживались более, чем на полчаса. Ввиду такой суматохи было много скоропалительных и случайных вводов, артисты слишком полагались на суфлера, качество представлений снижалось и сборы падали. Поэтому, едва в 1882 году вышел указ об отмене монополии, Дирекция императорских театров поспешила отказаться от аренды. Вместе со сменяющими друг друга антрепренерами здесь воцарилась оперетта.



Историк театра Н.В. Дризен вспоминал: «В Малом театре она [оперетта] доживала свои красочные дни: после этого началось ее падение. Еще гимназистом, тайком от родителей, бегал я смотреть разные Маскотты, Фатиницы и Корневильские колокола, великолепно разыгрывавшиеся Бельской, Родоном, Градовым-Соколовым, Давыдовым-Далидиным и др. В этой труппе начали свою артистическую карьеру баритон Чернов и известный Клементьев, впоследствии перекочевавшие в Императорскую оперу. Там же я слышал первое представление „Цыганского барона“, имевшего исключительный успех. Пел Давыдов-Далидин, и своею цыганской манерой петь сводил с ума петербургских психопаток». Выступали на этой сцене и Элеонора Дузе, и Сара Бернар со своей труппой, и Комеди Франсез с Муне-Сюлли, и московский театр Корша. Поражал публику «Гамлетом» на армянском языке трагик Петрос Адамян, блистали в разное время и другие знаменитые Гамлеты — Эрнесто Росси и Андреа Маджи.

С 1895 года начинается новый период в жизни Малого театра.



Театр Литературно-артистического кружка (образованный на паях издателем газеты «Новое время» А.С. Сувориным, актером и деятелем московского Малого театра А.П. Ленским и литератором, драматургом П.П. Гнедичем) открылся здесь 17 сентября премьерой драмы Островского «Гроза». В роли Тихона — Павел Орленев, в роли Катерины — Зинаида Холмская, гражданская жена знаменитого петербургского критика А.Р. Кугеля.

Этому предшествовали два события: постановка ранее запрещенной пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы» с П.А. Стрепетовой в главной роли, и нашумевшая премьера одноактной пьесы Гауптмана «Ганнеле», прошедшей за апрель-май десять раз. Весь город ездил смотреть молодую актрису Озерову в модном тогда образе девушки-ребенка.

Известный переводчик драматургии Т.Л. Щепкина-Куперник так вспоминала об этом: «Пресыщенную, веселящуюся публику Суворинского театра, всех этих сановных старичков, залитых брильянтами дам, золотую молодежь из гвардейских полков точно хлестнуло изображение нищеты, болезни и трогательной смерти забитой Ганнеле. Как у Толстого, „потянуло после мороженого на кислую капусту“ — и публика валом повалила в театр… После картин страдания и скорби особенно приятен бывал роскошный ужин у Кюба или в розовом гобеленовом кабинете в „Медведе“».



Таким и выбрал направление для своего театра Суворин, практически сразу же ставший единоличным его владельцем. Все самое модное, новое, полузапретное, полускандальное — стиль опытного журналиста и издателя.

Среди наиболее известных постановок, осуществленных в Суворинском театре, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, инсценировка романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Веселые расплюевские дни» («Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина), «Дети Ванюшина» С.А. Найденова. Кроме упомянутых Орленева, Холмской, Стрепетовой в разное время в театре играли Лидия Яворская, Екатерина Рощина-Инсарова, Екатерина Корчагина-Александровская, Василий Топорков и многие другие известные артисты. При Суворинском даже существовала своя актерская школа, одним из выпускников которой был гений русского театра — артист Михаил Чехов.



Театр пользовался большой популярностью среди аристократической публики, репертуар его был далек от политики, но в 1900 году здесь разгорелся нешуточный скандал. Черносотенная антисемитская пьеса Литвина-Эфрона и Крылова «Контрабандисты» ранее была отвергнута Александринским театром. Часть артистов Суворина отказались играть в ней. Но авторы добились поддержки владельца театра и пьеса была назначена к показу. В скандал вмешались газеты, давшие недвусмысленную оценку произведению. Наэлектризованная всем этим публика (особенно — учащаяся молодежь), едва поднялся занавес, начала с разных сторон балкона и галереи свистеть. Раздались крики: «Долой! Вон! Занавес!» Известная в Петербурге портниха Эстер в негодовании запустила в сторону сцены биноклем. Представитель администрации сделал попытку утихомирить зрителей, но в ответ на сцену полетели галоши, картофель, лук. В дело вмешалась полиция. Всего были арестованы около ста человек. В дальнейшем аресты продолжились, количество взятых под стражу людей превысило тысячу. Режиссер спектакля А.П. Коломнин умер от сердечного приступа.

20 августа 1901 года произошел пожар, в результате чего сгорели многие декорации и костюмы. Театр вынужден был открыть сезон в помещении Панаевского театра, однако здание довольно быстро восстановили по проекту архитектора Александра Гаммерштедта.

С 1899 года Суворин выкупил театр в собственность, а после смерти владельца — с 1912 года до революции — театр принадлежал его дочери Анастасии. В годы Первой мировой войны помимо драматических спектаклей в Суворинском театре проходили симфонические концерты, которыми дирижировал знаменитый С.А. Кусевицкий.

После революции между Анастасией Сувориной и актерской труппой возник конфликт. Антреприза владелицы была прекращена, образовалось Товарищество артистов.

Летом 1920 года здание на Фонтанке передали первому советскому театру «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Так здесь появился БДТ — Большой драматический театр. У истоков БДТ оказались два удивительно разных человека — Александр Блок и Максим Горький. И началась другая история.

Светлана Осипова

http://goteatr.com/archive....-do-bdt
Прикрепления: 3919778.jpg(30Kb) · 1417417.jpg(35Kb) · 1819196.jpg(15Kb) · 2937478.jpg(16Kb) · 9549395.jpg(50Kb) · 1316296.jpg(29Kb) · 9358515.jpg(28Kb)
 
Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » ИСТОРИЯ ОДНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО АДРЕСА (ДО БДТ…) (2015. журнал "Театральный город" "№8)
Страница 1 из 11
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2017
Сайт управляется системой uCoz