[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » ИСТОРИЯ ОДНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО АДРЕСА (ДО БДТ…) (2015. журнал "Театральный город" "№8)
ИСТОРИЯ ОДНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО АДРЕСА (ДО БДТ…)
Валентина_КочероваДата: Пятница, 11 Ноя 2016, 21:16 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6138
Статус: Offline
ИСТОРИЯ ОДНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО АДРЕСА (ДО БДТ…)


БДТ для петербуржцев в первую очередь связан с именем Г.А. Товстоногова. Многие горожане помнят: когда-то БДТ носил имя М.Горького. И уж совсем немногие знают, что еще раньше театр назывался Суворинским.


Дом графа А.С. Апраксина - Малый театр - БДТ им. Товстоногова.

Совсем редкие знатоки истории скажут, что это Апраксин театр и поведают о том, как он возник по частной инициативе еще до отмены государственной монополии на театры. У «запретного» здания оказалась огромная и бурная театральная жизнь. Современные реки и каналы Петербурга лишь время от времени пересекают прогулочные катера. Совсем не так было в XIX веке. Баржи, лодки, плоты образовывали пробки, как на современных автотрассах. Причина проста: город отапливался дровами. Особенно плотное движение было на Фонтанке, где на месте нынешнего театра располагался большой дровяной склад. Владельцем этой земли был А.С. Апраксин, потомок знаменитого рода, покровитель купечества, благотворитель, один из первых воздухоплавателей, человек, идущий в ногу со временем.


Пережив большой пожар принадлежавших ему Апраксина и Щукина дворов, он не только отстроил все заново и дал фору пострадавшим купцам, но и провел первое по тем временам электрическое освещение торговых рядов, возвел церковь в византийском стиле и выходящее на Фонтанку здание для благотворительных учреждений. Архитектор Людвиг Фонтана, работавший для Апраксина, так вошел во вкус, что на собственные средства, арендовав у Апраксина землю, в 1878 году поставил в ряд с предыдущими строениями театр, вернее, как сказали бы сейчас, «торгово-развлекательный центр». В нем размещались магазины, трактир и театральный зал. Вероятно, идея отмены императорской монополии на театры витала в воздухе, но все же Фонтана поторопился. Он безуспешно попытался представить новое зрелищное строение домашним театром «для собственного пользования». Ему никто не поверил, ведь по размеру и великолепию современники сравнивали новый театр с Михайловским. После длительной волокиты владельцы вынуждены были сдать помещение в аренду Дирекции императорских театров. Так новое здание стало еще одним императорским театром, получив название Малый театр. 7 ноября 1879 года состоялся первый сборный спектакль с участием всех императорских трупп.

Первоначально планировалось, что театр будет общедоступным, с пониженной стоимостью билетов и самостоятельной труппой, но заниматься таким трудоемким делом никто не стал. Малый театр в основном дублировал репертуар Александринского, но бывали здесь и премьеры - «Сердце - не камень» Островского, «Детский доктор» Анисе-Буржуа и Деннери и другие. Артистам приходилось, отыграв первое отделение в Александринском театре, быстро перемещаться в Малый, а после порой еще и в Мариинский. Зрительские антракты задерживались более, чем на полчаса. Ввиду такой суматохи было много скоропалительных и случайных вводов, артисты слишком полагались на суфлера, качество представлений снижалось и сборы падали. Поэтому, едва в 1882 году вышел указ об отмене монополии, Дирекция императорских театров поспешила отказаться от аренды. Вместе со сменяющими друг друга антрепренерами здесь воцарилась оперетта.


Историк театра Н.В. Дризен вспоминал: «В Малом театре она [оперетта] доживала свои красочные дни: после этого началось ее падение. Еще гимназистом, тайком от родителей, бегал я смотреть разные Маскотты, Фатиницы и Корневильские колокола, великолепно разыгрывавшиеся Бельской, Родоном, Градовым-Соколовым, Давыдовым-Далидиным и др. В этой труппе начали свою артистическую карьеру баритон Чернов и известный Клементьев, впоследствии перекочевавшие в Императорскую оперу. Там же я слышал первое представление „Цыганского барона“, имевшего исключительный успех. Пел Давыдов-Далидин, и своею цыганской манерой петь сводил с ума петербургских психопаток». Выступали на этой сцене и Элеонора Дузе, и Сара Бернар со своей труппой, и Комеди Франсез с Муне-Сюлли, и московский театр Корша. Поражал публику «Гамлетом» на армянском языке трагик Петрос Адамян, блистали в разное время и другие знаменитые Гамлеты -Эрнесто Росси и Андреа Маджи. С 1895 года начинается новый период в жизни Малого театра.


Театр Литературно-артистического кружка (образованный на паях издателем газеты «Новое время» А.С. Сувориным, актером и деятелем московского Малого театра А.П. Ленским и литератором, драматургом П.П. Гнедичем) открылся здесь 17 сентября премьерой драмы Островского «Гроза». В роли Тихона - Павел Орленев, в роли Катерины - З.Холмская, гражданская жена знаменитого петербургского критика А.Р. Кугеля. Этому предшествовали два события: постановка ранее запрещенной пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы» с П.А. Стрепетовой в главной роли, и нашумевшая премьера одноактной пьесы Гауптмана «Ганнеле», прошедшей за апрель-май десять раз. Весь город ездил смотреть молодую актрису Озерову в модном тогда образе девушки-ребенка.

Известный переводчик драматургии Т.Л. Щепкина-Куперник так вспоминала об этом: «Пресыщенную, веселящуюся публику Суворинского театра, всех этих сановных старичков, залитых брильянтами дам, золотую молодежь из гвардейских полков точно хлестнуло изображение нищеты, болезни и трогательной смерти забитой Ганнеле. Как у Толстого, „потянуло после мороженого на кислую капусту“ — и публика валом повалила в театр… После картин страдания и скорби особенно приятен бывал роскошный ужин у Кюба или в розовом гобеленовом кабинете в „Медведе“».


Таким и выбрал направление для своего театра Суворин, практически сразу же ставший единоличным его владельцем. Все самое модное, новое, полузапретное, полускандальное - стиль опытного журналиста и издателя. Среди наиболее известных постановок, осуществленных в Суворинском театре, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, инсценировка романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Веселые расплюевские дни» («Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина), «Дети Ванюшина» С.А. Найденова. Кроме упомянутых Орленева, Холмской, Стрепетовой в разное время в театре играли Л.Яворская, Е.Рощина-Инсарова, Е.Корчагина-Александровская, В.Топорков и многие другие известные артисты. При Суворинском даже существовала своя актерская школа, одним из выпускников которой был гений русского театра - артист М.Чехов.


Театр пользовался большой популярностью среди аристократической публики, репертуар его был далек от политики, но в 1900 году здесь разгорелся нешуточный скандал. Черносотенная антисемитская пьеса Литвина-Эфрона и Крылова «Контрабандисты» ранее была отвергнута Александринским театром. Часть артистов Суворина отказались играть в ней. Но авторы добились поддержки владельца театра и пьеса была назначена к показу. В скандал вмешались газеты, давшие недвусмысленную оценку произведению. Наэлектризованная всем этим публика (особенно - учащаяся молодежь), едва поднялся занавес, начала с разных сторон балкона и галереи свистеть. Раздались крики: «Долой! Вон! Занавес!» Известная в Петербурге портниха Эстер в негодовании запустила в сторону сцены биноклем. Представитель администрации сделал попытку утихомирить зрителей, но в ответ на сцену полетели галоши, картофель, лук. В дело вмешалась полиция. Всего были арестованы около ста человек. В дальнейшем аресты продолжились, количество взятых под стражу людей превысило тысячу. Режиссер спектакля А.П. Коломнин умер от сердечного приступа.

20 августа 1901 года произошел пожар, в результате чего сгорели многие декорации и костюмы. Театр вынужден был открыть сезон в помещении Панаевского театра, однако здание довольно быстро восстановили по проекту архитектора А.Гаммерштедта. С 1899 года Суворин выкупил театр в собственность, а после смерти владельца - с 1912 года до революции - театр принадлежал его дочери Анастасии. В годы Первой мировой войны помимо драматических спектаклей в Суворинском театре проходили симфонические концерты, которыми дирижировал знаменитый С.А. Кусевицкий. После революции между А.Сувориной и актерской труппой возник конфликт. Антреприза владелицы была прекращена, образовалось Товарищество артистов. Летом 1920 года здание на Фонтанке передали первому советскому театру «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Так здесь появился БДТ - Большой драматический театр. У истоков БДТ оказались два удивительно разных человека - А.Блок и М.Горький. И началась другая история.
Светлана Осипова
2015. журнал "Театральный город" №8

http://goteatr.com/archive....-do-bdt
Прикрепления: 5552455.jpg(13.2 Kb) · 0504926.jpg(16.7 Kb) · 4716056.jpg(8.7 Kb) · 7600475.jpg(8.3 Kb) · 5651674.jpg(18.5 Kb) · 1604715.jpg(11.4 Kb) · 0269301.jpg(9.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 15 Фев 2020, 23:17 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6138
Статус: Offline
В БДТ УСТАНОВИЛИ ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ БЛОКУ
15 февраля, к 101-й годовщине со дня основания театра, в БДТ им. Товстоногова открылся бронзовый памятник первому худруку театра поэту Александру Блоку.
“Александр Блок мечтал о сцене, которая не будет терпеть художественные компромиссы. Он мечтал о театре, который будет преобразовывать действительность. Он пришел сюда как поэт, как “воин красоты”. Мне кажется, что Блок дал ключи нам всем, ключи в будущее этого театра, в театр мечты” - сказал на открытии худрук БДТ Андрей Могучий. Авторами скульптуры выступили заслуженный художник России, скульптор Е.Ротанов и главный архитектор бюро «Студия 44» И.Кожин. Они воплотили образ поэта в бронзе в виде театральной маски. 


Открытие скульптуры А.Блока дополняет выставка изображений поэта в “Фанерном театре БДТ”, выполненных Евгением Ротановым в камне и бронзе. Всю свою творческую жизнь Ротанов работает над образом Блока, создав множество вариантов пластического воплощения поэта в скульптуре и графике.


Портретный жанр занимает особое место в творчестве Ротанова. Художник стремится выразить не только поэтическое вдохновение, мистический характер судьбы поэта, но и целую эпоху - социальные сдвиги, произошедшие в мире, жертвой которых стал и сам Блок. В полной мере это выражено в монументальном скульптурном портрете, открытие которого состоялось в БДТ.

«Скульптурный портрет Блока получился замечательный - современный конструктивистский подход для БДТ естественен, и в нем есть отражение времени, потому что с этим связаны еще и годы работы поэта у нас - 1919-1921. Образ поэта получился не страдальческий, как принято изображать. Мы видим портрет Блока, создавшего поэму «Двенадцать». В этом есть трагизм. Евгений Ротанов хороший скульптор, я был у него в мастерской и мне очень понравились его работы. Для нашего театра портрет он сделал ровно таким, каким надо. Для открытия скульптуры мы выбрали особенный синий цвет, который, благодаря Блоку, закрепился за нашим театром. В первые годы после революции на заседании руководителей театров города каждый театр получил свой цвет. Блок выбрал для БДТ синий, цвет Андрея Первозванного, покровителя императорской фамилии, но большевики об этом не знали». рассказал Эдуард Кочергин, главный художник БДТ

В этот же день в здании на Фонтанке проходит презентация книги Сергея Радлова “БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст”. Этот труд посвящен рождению и первым годам жизни театра и уже был представлен в Москве во время недавних гастролей БДТ в столице. Судьба БДТ в 1920-е была в руках А.Бенуа, Ю.Анненкова, Н.Акимова, других столь же разноплановых и выдающихся мастеров, самых значительных писателей того времени – А.Блока, Е.Замятина, М.Кузмина. На его сцену выходили выдающиеся актеры своего времени Н.Монахов и Ю.Юрьев, а также молодые талантливые актеры, такие как О.Казико. Страницы книги посвящены премьерам и битвам, проигранным советской цензуре, творческим открытиям тех лет и трагической гибели репрессированных сотрудников БДТ. Впервые в книге опубликованы документы, уникальные эскизы и фотографии, хранящиеся в музее БДТ и обнаруженные в российских архивах.
Арсений Иванов
15.02. 2020. журнал "Театр"

http://oteatre.info/bdt-pamyatnik-bloku/
Прикрепления: 6230875.jpg(10.0 Kb) · 6757869.jpg(13.6 Kb)
 

Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » ИСТОРИЯ ОДНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО АДРЕСА (ДО БДТ…) (2015. журнал "Театральный город" "№8)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: