СПЕКТАКЛЬ О МЕЙЕРХОЛЬДЕ СЫГРАЛИ НА МЕСТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 18 Фев 2019, 15:58 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
| СПЕКТАКЛЬ О МЕЙЕРХОЛЬДЕ СЫГРАЛИ НА МЕСТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Второе февраля - трагическая дата: в этот день в 1940 году был расстрелян выдающийся театральный режиссер, реформатор, оказавший влияние на будущий театральный процесс, Всеволод Мейерхольд. В этот день в его мемориальном Музее-квартире в Брюсовом переулке сыграли премьерный спектакль РАМТа - «Любовь и смерть Зинаиды Райх». Жену режиссера убили именно в этой квартире, и можно сказать, что спектакль играют на месте преступления 80-летней давности.
З.Райх (М.Турова), Мейерхольд (А.Мясников) и М.Бабанова (Д.Семенова)
Пьеса Валерия Семеновского посвящена именно этой женщине. Кто она и что о ней известно? Жена двух великих творцов - поэта Есенина, от которого у нее было двое детей, и режиссера Мейерхольда. При этом - актриса, но какая - мало или почти неизвестно. Как говорят в пьесе, «достаточно было быть женой Мейерхольда, чтобы получать главные роли». Но не только об этом спектакль режиссера Александра Пономарева: говоря о прошлом, как никто умеет говорить о настоящем. Мятежные 20-е годы прошлого века, которые так снесли все на своем пути, что до сих пор нам аукаются, наблюдают максимум 30 человек. Да-да, гостиная Музея-квартиры в Брюсовом больше не вмещает. Отсутствие какой-либо дистанции между актерами РАМТа и зрителями (артисты - практически у ног публики) создает особую атмосферу.
Свой спектакль Пономарев начинает со зловещих длинноносых масок комедии дель арте, которые тут же на наших глазах превращаются в персонажей советской истории и, практически без перехода, - в современных артистов, играющих своих персонажей и их разбирающих: характеры, мотивы поведения, причинно-следственные связи… Тройная перемена масок происходит на глазах у зрителей: взрослая дочь Есенина и Райх, Татьяна (О.Гришина), вспоминает первую встречу своих родителей, которые тут же эту встречу представляют, а их партнеры ставят под сомнение достоверность сего факта: так уж ли с первого взгляда вспыхнула любовь в сердце поэта? И как вспыхнула? Представьте нам, будьте любезны. Но вот влюбленные уже мчатся в Вологду, где венчаются, обмениваясь обручальными кольцами, потом рождается дочь Таня, позже - сын Костя. Впоследствии будут переезд в Москву и пьяные загулы Есенина, распевающего частушки о том, как он будет благодарен товарищу Мейерхольду, если тот заберет у него уже нелюбимую жену Зиночку. Он забрал и любил Зиночку страстно. И погубил, хотя совсем этого не желал.
Всеволод Мейерхольд с Зинаидой Райх
События развиваются стремительно, персонажи множатся, хотя воплощают их в мейерхольдовских апартаментах всего шесть артистов. У каждого по нескольку ролей, ловко жонглируют масками.К внешнему сходству с историческими лицами не стремились. Зинаида Райх (Мария Турова) вопреки описанию современников - красивая яркая блондинка с тонкой талией и узкими бедрами. Мейерхольд (Алексей Мясников) не имеет столь длинного и остро торчащего вперед носа, за которым как будто бежит его владелец. Дарья Семенова остро и пикантно воплощающая гражданскую жену Есенина, прижившую от него сына Юрочку, а также молодую актрису Марию Бабанову, несколько секретарш — наркомпросовского чинуши, самого Всеволода Эмильевича и кого-то еще.
То же самое - Андрей Сипин, он же Анатолий Мариенгоф, художник Анненков и неизвестный есенинский собутыльник. Пожалуй, только Алексей Бобров, играющего Есенина, имеет с ним весьма заметное сходство. Но не в сходстве дело.Живописуя жизнь прошлую, построенную в основном на мемуарных материалах, в том числе Татьяны Есениной и известного критика Константина Рудницкого, ансамбль рамтовцев разбирает не столько матримониальные связи великих, сколько шаг за шагом выстраивает судьбы художников в их взаимоотношениях с властью. В данном историческом отрезке - с большевистской, но эта тема проецируется и на наше время. Разве современность не дает нам достаточно примеров активной тяги новых художников к отечественному олигархату, правительственному кабинету и даже к самому… Так было, так есть и, похоже, так будет?..
Пономарев и его команда скорее не утверждают - ставят вопрос. А перед нами - Мейерхольд дома. Характер отношений супругов. Мейерхольд распределяет роли и репетирует («достаточно быть женой, чтобы получать главные роли»). Полемизирует со своими оппонентами, не принимающими его революционного искусства — один «Театральный Октябрь» и его деятельность на посту руководителя Театрального Отдела (ТЕО) Наркомпроса чего стоят. Актерские собрания, танец Райх и Бабановой в стиле свободных отношений…Некоторые мизансцены, по сути, - реплики к спектаклям Мастера: маленький штрих, но уже узнается «Маскарад» или «Дама с камелиями» и другие, знакомые театралам по фотографиям. История, мифы и их театральное осмысление.Постоянная смена эмоций от комического к драматическому и наоборот. Так, легким шагом артисты приведут зрителя к трагическому моменту - дерзкому письму Зинаиды Райх Сталину, где есть строчки о том, что вождь не разбирается в искусстве. Оно написано в тот момент, когда над ее выдающимся супругом окончательно сгустились тучи. И письмо этот момент только усугубило.
Собственно момента ареста, случившегося в Ленинграде, и загадочного, так и не раскрытого убийства Зинаиды Райх в их московской квартире в Брюсовом не будет. Не будет, как красивую 45-летнюю женщину, мать двоих детей жестоко убивали в центре Москвы. Об этом в постскриптуме скажут артисты. Повиснет тяжелая пауза.- Нет, это не финал, слишком мрачно, - заявляет Мейерхольд, который в данном случае уже является артистом Мясниковым, замечательно его сыгравшим. Надо сказать, что режиссеру удалось сделать ансамблевый спектакль, поражающий удивительной слаженностью. Так выглядит командная игра победителей. Но - на скорбном месте и в скорбную дату.
О Зинаиде Райх, о трагических событиях июльской ночи 1939-го мы беседуем с заведующей Музеем-квартирой Вс.Мейерхольда Натальей Макеровой:
- Зинаида Николаевна Райх, вторая жена Всеволода Эмильевича, актриса его театра, была убита жестоко в ночь с 14 на 15 июля 1939 года. Мейерхольд в это время уже был арестован и из Ленинграда, где в это время находился, этапирован в Москву. Знал ли он о гибели жены или нет - до сих пор нам неизвестно. Сколько ножевых ранений ей было нанесено? Точную цифру никто назвать не может…
- Убийцы вошли в квартиру или попали через окно? - Кто знает наш дом, тот представляет, что балкон находится над проездной аркой. Ею никто никогда не пользовался, там находилась то ли скобяная лавка, то ли еще что-то, но главное — туда легко было взобраться. Когда арестовали Мейерхольда, в квартире шли обыски, и балконную дверь в кабинет, через которую проникли убийцы, при последнем обыске не закрыли.В два часа ночи Зинаида Николаевна в квартире находилась с домработницей Лидией Анисимовной. 45-летнюю женщину убивали жестоко, она потеряла много крови. Один убийца ушел через балкон, другой через дверь, по пути ударив по голове выскочившую на крики домработницу. И все слышали, как хлопнула дверца машины, и он уехал.
- Как вы думаете, за что все-таки ее убили? За мужа? - Я больше доверяю ответу ее отца Николая Андреевича Райха, который жил в Брюсовом вместе с ними. Он сказал: «Как за что? За квартиру». Ведь детям тело с гробом матери разрешили занести в квартиру лишь на полчаса, а весь Брюсов переулок был перекрыт людьми в штатском. И потом эту квартиру тут же забрал себе НКВД, тут же разделили на две части: в меньшую въехал шофер Берии, а в другую — секретарша Берии, и она прожила здесь вплоть до 91-го года. Мейерхольд еще был жив, а в его квартире уже жили чужие люди. Детей выбросили на улицу. Таня и Костя вместе с Николаем Андреевичем переехали на дачу в Балашиху, и никаких меморий, то есть обстановки, быта, не осталось.
- И все-таки странно, что убийцы не убрали свидетеля… - Здесь много можно рассуждать, но дело в том, что даже не было заведено уголовного дела по факту убийства. Может быть, оно где-то в тайных архивах и содержится, но даже внучке Мейерхольда Марии Алексеевне Валентей, которая занималась реабилитацией деда, создавала наш музей, не выдали заключения. Даже дочери Зинаиды Николаевны Тане Есениной, усыновленной Мейерхольдом, не показали уголовного дела. Было оно или не было? Убийство до сих пор не раскрыто.
Мейерхольда арестовали в Ленинграде 20 июня 39-го, а через 25 дней убили Зинаиду Николаевну. Но когда точно был убит Мейерхольд - удалось узнать не сразу. Несмотря на то что Мария Валентей добилась его политической реабилитации 26 ноября 1955 года, на ее запрос, где он похоронен и когда убит, ей дали три ложные справки. В одной из них в графе «причина смерти» стоит просто прочерк. Через несколько лет в такой же графе написано «сердечная недостаточность», и только в 1987 году ей выдали подлинную справку о том, что он расстрелян по постановлению «тройки» 2 февраля 1940 года. В архивах Главной военной прокуратуры Марии Алексеевне удалось найти расстрельные списки - в них он значился как Мейерхольд-Райх (так он подписывался в последние годы). В этот день вместе с режиссером расстреляли 300 человек - их свезли на территорию Донского монастыря, кремировали, прах этих людей высыпали в яму пятиметровой глубины. Там установлена стела, на которой написано: «Общая могила невостребованных прахов с 30-го по 42-й год». В этой братской могиле - пять тысяч человек; там и Бабель, и Тухачевский, ну и многие другие, менее известные личности. Кстати, рядом другая могила, где, например, Ежов и другие… Палачи и их жертвы - все вместе.
Есть еще одна история, связанная с установлением могилы Мейерхольда. Когда стало возможно, Мария Алексеевна на Ваганьковском кладбище на могиле Зинаиды Райх (примерно в 1957 году) поставила памятник, на котором выгравирован анненковский портрет Мейерхольда, и она на этом памятнике написала: «Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду и Зинаиде Николаевне Райх». За что ее сразу же вызвали в КГБ и сказали: «Какое вы имели право писать имя Мейерхольда - он там не похоронен». На что Мария Алексеевна тут же парировала: «А вы мне скажите, где он похоронен, - я ему там памятник поставлю».
После спектакля мы поговорили с Александром Пономаревым о Всеволоде Мейерхольде и об опасных и зыбких отношениях художника с властью.
- Спектакль все-таки о малоизвестной Зинаиде Райх или просто о женщине между двух великих мужчин? - Я ставил прежде всего о нас, думал, как вся это к нам может вернуться. У меня особое отношение и к фигуре Мейерхольда, и к загадочной Зинаиде Райх. Была она талантлива или нет? Что она была за человек?
- Что ты имеешь в виду под особым отношением? - Сергей Эйзенштейн написал о Мейерхольде: «Счастье тому, кто был с ним связан творчески, и горе тому, кто зависел от него как от человека». У меня у самого один дед с прадедом расстреляны одновременно, другой 25 лет по лагерям мыкался. Поэтому, ставя о Мейерхольде, я ставил и про свою историю, и про свои сложности с предыдущей и с этой властью, с которой мне до сих пор тяжело.Надо сказать, что придворным художником он был и до 17-го года: успешно работал в императорских театрах - Александринке и Мариинке. У меня такой тяги никогда не было и нет, я этого не признаю. Мне сложно влезть в шкуру и понять менталитет людей, которые еще вчера либералы, а сегодня - ура-патриоты. Всеволод Эмильевич, конечно, более сложная фигура - его вера в революцию сродни поначалу блоковской вере. Блок потом «грыз ножки стола» и умер от отчаяния.В спектакле есть две встречи Мейерхольда за границей: в Берлине - с Михаилом Чеховым, а потом с художником Анненковым в Париже. Чехов предлагал Мейерхольду остаться. На его предложение режиссер ответил, что понимает, чем может кончить, но возвращается «из честности». Другое дело, что Мейерхольда очень заносило с самого начала в крайности: этот его вечный маскарад - то он Пьеро, то в буденовке или фуражке со звездой и с маузером. Еще не ушел из Александринки, а предлагал актерам начать репетировать «Мистерию-Буфф» Маяковского. Актеры, естественно, отказались, и тогда он сказал, что ему не нужны профессионалы, и он будет работать с самодеятельностью…
- И тем не менее хочу вернуться к предыдущему вопросу - художник все-таки зависит от власти: финансирование, свой театр. Мейерхольд был поставлен в такие условия: у него много идей, и их надо реализовывать, поэтому художнику нужно быть рядом с властью. - Театр Мейерхольда был финансово хорошо поддержан большевиками. Для него строили фантастическое здание театра на площади Маяковского. В 34-м году он поставил «Даму с камелиями», которая не была воспринята. И тогда он взялся за «Как закалялась сталь», но тоже власть не приняла, потому что спектакль был талантливый, но жесткий. Сталин на спектакле не был - только Молотов, но он с возмущением вылетел из зала, и Мейерхольд бежал за ним, упал на улице - в общем, унизительная была сцена. Потом - неудачная постановка по пьесе Сейфулиной, несостоявшийся «Борис Годунов»…И руку помощи кто ему подал? Константин Сергеевич - как небожитель, он привел его в оперную студию. Сохранились воспоминания одной современницы о том приходе: она пишет, что вошел Станиславский (а ему оставалось жить два месяца) - седой, подтянутый, красивый, и Мейерхольд, который сидел в кресле, вытянув ноги, весь опущенный, раздавленный государственной машиной.
- Для художника, сближающегося с властью, это неизбежный конец - такова чудовищная расплата? Арест, убийство любимой жены, заплатившей страшную цену за мужа… - Кого тут можно еще вспомнить? Положим, Сергея Эйзенштейна: он перестал нравиться Сталину на второй серии «Ивана Грозного», хотя первая прошла на ура. Умер от сердечного приступа. Но вот поэт Гумилев достойно ответил, когда по протекции Горького его пришли освобождать из тюрьмы. В общей камере спросили: «Где здесь поэт Гумилев?» - «Здесь нет поэта Гумилева - здесь поручик Гумилев». Это моя позиция.
- Может быть, такая принципиальность оставляет чистой совесть, но не дает возможности в полной мере раскрыть свой талант. Что тебя больше всего поражает в Мейерхольде? - Его фантастическая работоспособность. Такого количества спектаклей, которые поставил Всеволод Эмильевич, нет ни у кого, хотя шедевров было мало. Ставил много в провинции, причем иногда за несколько дней, и когда однажды к нему на спектакль пришел Немирович-Данченко, тот потом сказал: «Вот бы нам, в нашем Художественном театре, в таких условиях и так работать». В общем, похвалил. Поражает количество грандиозных художников, с которыми он работал: Головин, Сапунов, Судейкин, Попова, Малевич. У него был прекрасный вкус, к «Даме с камелиями» он сам подбирал реквизит.Но шокирует меня в нем ослепление революцией и большевистской властью, которое к концу жизни его покинуло. Трагическая фигура, талантливая, безусловно, и грандиозная.В скорбный день 2 февраля в Музее-квартире в Брюсовом переулке, в день памяти великого режиссера, сыграли спектакль «Жизнь и смерть Зинаиды Райх». А в день его рождения — который он сам праздновал 10 февраля, хотя родился 9-го, — в квартире состоялись концерт Марина Райкина 31.01. 2019. МК https://www.mk.ru/culture....te.html
Из цикла «Играем у Мастера» Пятница, 3 марта, 19:00 В музее-квартире Вс.Э. Мейерхольда состоится показ спектакля «Любовь и смерть Зинаиды Райх», поставленного Российским академическим Молодёжным театром и посвящённого жизни выдающейся театральной актрисы, жены Всеволода Мейерхольда Зинаиды Райх. В основе спектакля лежат воспоминания, дневники и письма современников Зинаиды Райх. Документальности действию добавят декорации - интерьеры Музея-квартиры Вс.Э. Мейерхольда.
«Работая над пьесой, её автор Валерий Семеновский отталкивался от мемуаров дочери Зинаиды Райх - Татьяны Есениной, - рассказывает режиссёр спектакля Александр Пономарёв. - За свои воспоминания она взялась в 1960-е, чтобы прекратить те нелепые слухи, которые преследовали память о её матери. Биографическая постановка требует особой интонации. Мы выбрали игровой ход, легкий и воздушный, полный театральности и юмора, которыми пронизана и пьеса. Только так, без нарочитой трагедийности, можно, как мне кажется, говорить о тех непростых временах, которые мы не изжили до сих пор, о временах, когда народ был разделен на палачей и жертв, причём первые могли в любой момент оказаться на месте вторых. В нашем спектакле действуют персонажи весьма неоднозначные, спорные и сложные. Мы не даём готовых ответов - хороши были эти люди или плохи, но приглашаем зрителя прикоснуться к их судьбе, попытаться понять их логику и мотивы и, возможно, по-новому взглянуть и на историю нашей страны, и на свое собственное к ней отношение». В постановке приняли участие артисты РАМТа http://www.gctm.ru/event/spektakl-lyubov-i-smert-zinaidyi-rayh-12/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 11 Фев 2020, 11:36 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
| В ДЕНЬ СМЕРТИ В.Э. МЕЙЕРХОЛЬДА НА ДОНСКОМ КЛАДБИЩЕ УСТАНОВИЛИ ПАМЯТНЫЙ ЗНАК Памятный знак к 80-летию со дня гибели знаменитого театрального режиссера и актера В.Мейерхольда установили на Новом Донском кладбище. Мемориальная табличка с датами жизни и смерти Всеволода Эмильевича появилась на Общей могиле жертв политических репрессий.
«Несмотря на то, что на этом месте погребения праха репрессированных давно существуют символические обозначения имён других известных личностей, пострадавших в годы большого террора, никакого указания на захоронение Мейерхольда здесь никогда не было, - говорит депутат Донского района Владимир Залищак. - Вероятно, считали, что достаточно кенотафа (камень на месте, не содержащем останков человека) на могиле супруги, актрисы Зинаиды Райх, на Ваганьковском кладбище, хотя по историческим документам правильнее вести речь о последнем месте, связанном с мастером, а именно Донском кладбище».
Вопрос об общем памятнике погребенным в могиле невостребованных прахов встаёт не впервые, но дело осложняется поиском нужного эскиза и длительными процедурами согласования. Всеволод Эмильевич Мейерхольд, выдающийся авангардист начала XX века, педагог и создатель актерской системы, получившей название «биомеханика», был репрессирован и расстрелян 2 февраля 1940 года в Бутырской тюрьме. Точное место захоронения праха Мейерхольда на территории Донского некрополя, как и многих других сожженных в бывшем московском крематории, до сих пор неизвестно. Елизавета Потемкина, 03.02. 2020. МК https://www.mk.ru/moscow....du.html
СГОРЕЛА БЫВШАЯ ДАЧА МЕЙЕРХОЛЬДА И РАЙХ
В подмосковной Балашихе практически полностью сгорел дачный дом Вс. Мейерхольда и З.Райх. Пожар, уничтоживший объект культурного наследия, случился 28 июля, и предположительно был вызван ударом молнии. Пожарные несколько часов боролись с огнем, на площади 150 кв. м., но спасти деревянный двухэтажный дом не удалось – в итоге уцелел только остов постройки, металлическая винтовая лестница и старинная изразцовая печь. Дом на ул. Есенина, 3 долгие годы пустовал. Дача была куплена актрисой З.Райх через год после смерти первого мужа, С.Есенина, на деньги, вырученные от прижизненного 4-томного издания сочинений поэта. Супруги время от времени жили здесь на протяжении 13 лет, вплоть до 1939 г. После ареста и расстрела режиссера здесь были спрятаны его архивы, а также копии писем, в которых Райх просила Сталина освободить мужа. Татьяна Власова 29.07.2022. журнал "Театрал" https://teatral-online.ru/news/31960/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 16 Май 2023, 22:52 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
| ПАМЯТНИК МЕЙЕРХОЛЬДУ ОТКРЫЛИ В ПЕТЕРБУРГЕ
12 мая. /ТАСС/. Бронзовый памятник театральному режиссеру Вс. Мейерхольду открыли в Петербурге. Скульптура установлена внутри двора комплекса Александринского театра в переходе от новой к исторической сцене. "Мейерхольд вернулся в свой любимый город. Это дань гениальному режиссеру , который был воспитан и очень много взял от этого города, который здесь сделал несколько шедевров. И город этот, и творчество, которое здесь было им заложено, прошло потом через всю его жизнь. Весь московский период, особенно последние годы, его творчество окрашено именно Петербургом, Александринским театром", - сказал на открытии памятника худрук Александринского театра В.Фокин.
Он поблагодарил за работу скульптора А.Архипова, положившего в основу идеи памятника портрет Мейерхольда, сделанный художником Б.Григорьевым. (Русский музей)
Работа одного из самых дорогих русских художников ХХ в., картины которого продолжают пребывать среди самых популярных лотов аукционных домов с мировым именем. Современники считали это произведение двойным портретом Мейерхольда: фигура в сценическом костюме охотника – воплощение творческого замысла режиссера и актера. Театральный режиссер-новатор, чья эксцентричная система создания образа строилась на гротеске, выразительности жеста, силуэта, антуража, был в этом близок художнику; даже само позирование для портрета Мейерхольд превратил в творческий процесс. На двойном портрете зафиксированы 2 репетиции режиссера в его питерской студии на Бородинской ул.. Б.Григорьев был одним из учредителей этой студии и присутствовал почти на всех репетициях.
Б.Григорьев. Автопортрет
Мейерхольд обучал студийцев прежде всего правильно, выразительно двигаться. На заднем плане картины Мейерхольд в алом плаще лучника натягивает тетиву – мол, вот так надо на сцене убивать. А на переднем плане Мейерхольд в черно-белом костюме денди обучает тому, как надо на сцене умирать. У его артистки Каролины Павловой, занятой в пьесе Шницлера «Шарф Коломбины», не получалось сыграть смерть. В конце концов Мейерхольд взбежал на сцену сам и показал, как это делается. Отсюда – косящий вбок глаз Мейерхольда на портрете: дескать, понимаете, как это надо изобразить? Следите за мной? Художник запечатлевает Мейерхольда в образе главного героя отснятой незадолго до сеансов портретирования киноленты «Дориан Грей». Но перед зрителем скорее не холеный денди, а трагическая пародия на человека, судьбу. Суть гения Григорьева заключается в его провидческом решении полотна - режиссер-мистик станет жертвой революционной стихии, олицетворенной в облике сильного, земного Янычара.
Фокин подчеркнул, что для него было очень важно место установки памятника: "Поставленный именно здесь, он соединяет экспериментальную сцену, которой сегодня 10 лет, с историческим зданием, как бы соединяя традицию и новаторство" Творческая биография Мейерхольда с 1907-го по 1917 гг. была тесно связана с Императорской Александринской сценой. Здесь он поставил около 20 спектаклей, в том числе такие шедевры, как "Дон Жуан" и "Маскарад", вошедшие в историю мирового театрального искусства. Этой церемонией в Александринском театре открылся фестиваль "Новая Х", посвященный 10-летию Новой сцены, носящей ныне имя Мейерхольда. Программа праздника отражает ключевые направления деятельности Новой - театр, танец, музыку, медиаискусство, и соберет ярких представителей каждого из этих направлений. https://tass.ru/obschestvo/17736123 https://vk.com/wall-179896552_45196
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 10 Окт 2023, 17:10 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
| ВАЛЕРИЙ ФОКИН ПОСТАВИТ СПЕКТАКЛЬ О МЕЙЕРХОЛЬДЕ
В.Фокин поставит в Александринском театре спектакль «Мейерхольд. Чужой театр» к 150-летию со дня рождения режиссера: «Мы начинаем репетировать спектакль «Мейерхольд. Чужой театр» и планируем сыграть премьеру 9, 10 и 11 февраля, приурочив ее ко дню рождения режиссера. Спектакль будет сделан по подлинным текстам стенограмм собрания, которое проходило в 1937 г. после публикации в газете «Правда» статьи под названием «Чужой театр» с резкой критикой ГосТИМа, после чего этот театр Мейерхольда был расформирован». Все действие будет построено на док. основе, не предполагающей худ. вымысла. Первоначально режиссер планировал поставить этот спектакль в Московском театре на Малой Бронной, однако решил делать его в Александринке, где Мейерхольд поставил 19 спектаклей. В постановке будут использованы записи репетиций спектаклей Мейерхольда и др. документы эпохи. Этот спектакль будет частью большой юбилейной программы. Весь нынешний сезон на Новой сцене назван «Мейерхольдоведение». Он включает 3 фестиваля, первый из которых – Jazz M – пройдет 11 и 12 ноября. В программе фестиваля 6 концертов. Среди событий сезона – встреча «Валерий Фокин о Мейерхольде и Гротовском», вечер памяти «Отклики Мейерхольда», премьера док. фильма об александринском периоде творчества режиссера, научно-практическая конференция «Мейерхольд и русский театр». Мария Михайлова 09.10. 2023. журнал "Театрал" https://teatral-online.ru/news/34237/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 11 Фев 2024, 13:16 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
| К 150-летию со дня рождения РЫЦАРЬ И МУЧЕНИК ТЕАТРА: ВСЕВОЛОД МЕЙЕРХОЛЬД (09.02. 1874 - 02.02. 1940)
Вс.Мейерхольд родился в Пензе в лютеранской семье винозаводчика Эмиля Фёдоровича Мейергольда, выходца из старинного рода немецкого рода, и его жены, балтийской немки Альвины Даниловны. При рождении он получил имя Карл Казимир Теодор Мейергольд. Его отец и мать владели небольшим винно-водочным заводом. Эмилий Федорович был человеком крайне деспотичным и постоянно третировал членов своей семьи (жене изменял почти в открытую). В результате из дома ушел старший сын, средний стал спиваться, а младший – Карл – однажды заявил: «Такого отца я должен ненавидеть!»
Вместе с 5-ю братьями и двумя сестрами Карл получил образование дома. На карманные расходы отец давал сыновьям гроши и придирчиво контролировал их траты. В отличие от мужа Альвина Даниловна была натурой возвышенной, невзирая на скупость мужа, устраивала муз. вечера. Именно она приобщила детей к театру. Карл и его брат играли в любительских спектаклях.14 февраля 1892 г. любители драм. искусства давали комедию «Горе от ума». Уже тогда Карл, игравший Репетилова, выделял свою сверстницу красавицу Олю Мунт, исполнявшую роль Софьи... Но наукам в доме Мейергольдов уделялось мало внимания, поэтому в Пензенской гимназии Карла трижды оставляли на 2-й год. Поэтому вместо 8 лет он проучился 11 и получил аттестат зрелости 8 июня 1895 г..
Здание 2-й мужской гимназии, где учился Мейерхольд.
Тем же летом он поступил на юр.фак. Московского университета, после чего совершил ряд поступков, поразивших его родственников. 13 июня по достижении совершеннолетия (21 год) принимает православие и берет себе новое имя Всеволод в честь Вс. Гаршина, своего любимого писателя. Он решил изменить и немецкую фамилию на более звучную и по-русски грамматически правильную «Мейерхольд», как рекомендовала русская грамматика Грота. 25 июня он отказался от прусского подданства и получил русский паспорт.
В те же дни Карл объявляет близким о своей помолвке с О.Мунт, но семья относится к этому отрицательно: следует подождать до окончания университета, ведь студенческие браки так недолговечны. Но Карл ничего не хочет слушать. Упрямство и взрывной темперамент достались ему в наследство от отца... В следующем году в его жизни происходят еще два важных события. 17 апреля 1896 г. он женился на Ольге, и спустя год у них родилась дочь Мария. А 29 января он побывал на спектакле «Отелло» Общества искусства и литературы. Постановка К.Станиславского была воспринята Мейерхольдом как озарение. Он настолько проникся талантом режиссера, что бросил университет и в сентябре поступил в Театрально–музыкальное училище Московского филармонического общества (ныне – ГИТИС) в класс В.И. Немировича-Данченко. На экзаменах он читал монологи с таким темпераментом, что экзаменаторы были приятно поражены и зачислили его сразу на 20й курс. В училище, в отличие от пензенской гимназии, Карл вскоре станет лучшим учеником. Его наставником стал В.И. Немирович-Данченко. Несмотря на то, что внешне Всеволод не сильно подходил для сцены, Владимир Иванович не мог не принять во внимание его настойчивость и прекрасное образование. Поэтому Мейерхольд был одним из первых, кому мастер рассказал о создании нового театра – на сцене которого планировал видеть своих учеников.
После окончания учёбы в 1889 г. Всеволод вместе с некоторыми другими сокурсниками, в том числе О.Книппер и И.Москвиным, был принят в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра (с 1902 г. – МХТ). Он сходится с революционером А.Ремизовым, который приобщает его к идеям К Маркса. Пензенская жандармерия вносит Мейерхольда в список неблагонадежных особ.
В первых спектаклях великого новаторского театра он играл значительные роли: в спектакле «Царь Федор Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 г. открылся театр, он играл В.Шуйского, в постановке трагедии А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» он сыграл самого царя Иоанна. В Художественном театре Мейерхольд изо всех сил стремился выбиться в ведущие актеры, однако это его желание не всегда находило понимание со стороны других участников коллектива. Например, в постановке «Царь Федор Иоаннович» ему сперва отводилась главная роль, он к ней готовился, но затем роль была отдана И.Москвину. Зато вскоре в легендарной постановке чеховской «Чайки» ему достается роль Треплева (сам Мейерхольд считал ее своей лучшей ролью), Характеры Мейерхольда на сцене разнились от буффонадных до глубоко драматических.
Всеволода Эмильевича можно назвать универсальным актером. Он не считал оскорблением после Гамлета играть второстепенную роль в водевиле. К нему приходит настоящая слава, фотокарточки с его изображением продаются во всех писчебумажных магазинах города. С ним сближается А.П. Чехов. И все же полного удовлетворения от пребывания в Художественном театре Мейерхольд не испытывает. Там он прошел школу психологического театра, но не принял ее. Его ждала другая дорога. У него не ладятся отношения с В.И. Немировичем-Данченко, и, хотя Всеволод занят в 4-х спектаклях из 5-ти, мысли об уходе все чаще приходят ему в голову. Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 г.. В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра. Он, чуть не единственный из труппы, стоявшей у истоков театра, не получил ссуды от Саввы Морозова, не попал в число пайщиков строящегося здания Художественного театра в Камергерском пер. Его гневу нет предела, и он тут же заявляет о своем уходе. Проработав в труппе МХТ 4 сезона, Мейерхольд покидает театр, исчерпав в нем все вдохновение для себя. Уже тогда многие почувствовали его резкий, неуживчивый нрав, хотя сам он публично отрицал, что причина ухода в материальных проблемах. Дальше соперничество учителя и ученика будет постоянным, хотя, возможно, не всегда очевидным.
С этого времени началась его самостоятельная режиссерская работа. Мейерхольд собрал труппу из актеров-единомышленников (большей частью – бывших студийцев МХТ) и уехал с ними в Херсон. С А.Кошеверовым, который вместе с Мейерхольдом покинул МХТ, они решили создать собственный театр в провинции. Сезон театра «Труппа русских драм. артистов под управлением А.С. Кошеверова и Вс.Э. Мейерхольда» открылся в Херсоне 22 сентября 1902 г. спектаклем «Три сестры». Но в начале своей режиссерской работы их совместные с Кошеверовым постановки скорее напоминали тиражирование постановок Художественного театра. Но уже здесь проявился творческий почерк Мейерхольда, который, в отличие от Станиславского, больше внимания уделял визуальной, а не психологической стороне действия. Он заставлял актёров работать над телодвижениями, а не изучать характер героев. По его мнению, актерам было необходимо шутовство и клоунада, чтобы охватить самые азы. Его постановки чем-то напоминали театр марионеток. Первое их представление в Херсоне было принято холодно, но дальнейшие гастроли завоевали «Товариществу новой драмы» определенную репутацию.
Для российской публики это было нечто совершенно новое. Немировича-Данченко об их новой программе высказал следующее: «Какой-то сумбур, дикая смесь Ницше, Метерлинка и узкого либерализма, переходящего в сумрачный радикализм. Черт знает что! Яичница с луком. Это сумятица человека, который каждый день открывает по несколько истин, одна другую толкающих». В преддверии весны Мейерхольд отправил жену в Пензу, где 31 мая 1903 г. родилась их вторая дочь, Татьяна. Сам же он вместе с труппой выехал на гастроли – сначала в Николаев, потом в Севастополь.
С 1903 г. Мейерхольд начал поиски новой театральной стилистики через разработку системы символистского театра. Огромную роль здесь сыграл А.Ремизов, приглашенный режиссером в театр на должность зав. репертуаром, но его функции были гораздо шире, нежели подбор пьес, сам он определял свою должность как «театральный пастух» или «театральный настройщик с вывертом и наперекор». Ремизов стал, по сути, интеллектуальным центром театра. Во 2-м сезоне долю традиционного репертуара (пьесы Островского, Чехова, Немировича-Данченко) планировалось сократить за счет новой драматургии. К постановке были намечены пьесы Ибсена, Метерлинка, Гауптмана, Шницлера, Пшибышевского. Не все эти пьесы были переведены на русский язык, и Ремизов, с помощью своей жены переводил тексты. В следующих сезонах Мейерхольд руководил труппой уже самостоятельно, поскольку Кошеверов уехал в Киев. Труппа стала называться «Товариществом новой драмы». Менялись города, репертуар, актеры, лишь название труппы оставалось прежним. Работа театра осложнялась еще и тем, что публика Херсона не слишком приветствовала символистские эксперименты. По этой причине театр много гастролирует.
Работа шла в жестком режиме, характерном для любого провинциального театра того времени, спектакли выпускались один за другим. Времени для скрупулезного репетиционного процесса не было. Мейерхольд управлял театром, был режиссером, сыграл за сезон 44 роли. Работал много, спал по 5-6 час. в сутки. В 1902–1905 гг. он поставил около 200 спектаклей, театр скоро стал одним из самых ярких в России. За его работой следила театральная общественность Москвы и Петербурга. В это время вырабатывалось худ. мировоззрение Мейерхольда, которое можно назвать символистским. Когда он возвращается в Москву, его худ. метод уже вполне сложился. В мае 1905 г. Станиславский предложил ему подготовить спектакли для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской ул.
Создавая Студию, он выносил свои эксперименты из стен Художественного театра. В своей переписке Мейерхольд писал: «Моя idee fixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!!». Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. В октябре 1905 г. после ген. репетиции «Смерти Тентажиля» М. Метерлинка, Станиславский отказался продолжать эксперимент и не счёл возможным выпускать их на публику. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу».
В октябре 1905 г. Студию закрыли. В качестве причин назывались и мат. трудности, и революционная ситуация в Москве, и несоответствие мхатовских актеров режиссерскому замыслу. Но главной причиной была несовместимость творческих принципов Мейерхольда и Станиславского. Этот опыт Всеволод Эмильевич позже описал в эссе «Театр», где среди прочего подчеркнул противоречие, которое изначально заложено в природе сцены. По его мнению, в МХТ мало времени уделялось сути театра, глубинному смыслу, вложенному авторами в их пьесы, а лишь передавалась внешняя окаймовка произведений. В 1908 г. Станиславский напишет: «Опять поблуждаем, и опять обогатим реализм. Не сомневаюсь, что всякое отвлечение, стилизация, импрессионизм на сцене достижимы утончённым и углублённым реализмом. Все другие пути ложны и мертвы. Это доказал Мейерхольд».
Мейерхольд вернулся в Херсон, в Товарищество новой драмы, сезоны 1905–1906 гг. он проводит в Тифлисе. Однако рамки провинциального театра ему становятся тесны, и в 1906 г. он принимает приглашение В.Комиссаржевской, увлеченной в ту пору идеями условного театра, возглавить ее Драмтеатр в Петербурге. Открытие театра состоялось 10 ноября 1906 г. в новом помещении на Офицерской ул. пьесой Ибсена «Гедда Габлер». Однако требование Мейерхольда не разрабатывать характер, а условно (в данном случае живописно-пантомимически) передавать смысл пьесы, для Комиссаржевской было неприемлемым. 22 ноября состоялась премьера спектакля по пьесе Метерлинка «Сестра Беатриса». Это был триумф и режиссера и Комиссаржевской как актрисы. Идеи и образы пьесы оказались очень близки российским настроениям той поры: монахиня Беатриса, нарушившая обет, обрела святость, потому что прошла путь страданий. Свершалось чудо: в финале грешная сестра представала Мадонной.
За сезон в Театре Комиссаржевской Мейерхольд выпустил 13 спектаклей. С Верой Федоровной он ставит еще два символистских спектакля: «Жизнь Человека» Л.Андреева и драму А.Блока «Балаганчик». Премьера блоковской драмы состоялась в декабре 1906 г. Спектакль напомнил зрителям об итальянской комедии масок, с ее персонажами Пьеро, Арлекином и Коломбиной. Оформление решалось в условной манере. Окно на заднике сцены было заклеено бумагой. Бутафоры освещали площадку палочками бенгальского огня. Арлекин выскакивал в окно, разрывая бумагу. Декорации взмывали вверх, оставляя сцену пустой, а в финале Пьеро – Мейерхольд обращался в зал со словами: «Мне очень грустно. А вам смешно?..»
Сезон в театре на Офицерской, завершившийся 4 марта 1907 г., знаменовал собой возникновение символистского театра в России. Впервые сложилась стройная структура символистского спектакля. Новое осмысление получили и пространство в целом (узкая, плоская сцена, затянутая тюлем), и декорации (живописные задники), и пластика артистов (статуарная), и музыка (тревожная, полная отчаяния), и манера произнесения текста (легкая, холодная, слова должны были падать с уст, словно капли воды на дно глубокого колодца). Но разрыв Мейерхольда с Комиссаржевской был неизбежен: такие спектакли не нуждались в больших талантах. Актеры были марионетками в руках режиссера, живописными пятнами на ярком фоне условных декораций. Теоретический итог был подведен А.Белым в статьях под названием «Символический театр»: "Остается убрать актеров со сцены в «Балаганчике», заменить их марионетками. Вот истинный путь театра Комиссаржевской. Но ей самой в этом театре нечего делать; было бы жаль губить ее талант".
Сотрудничество с Комиссаржевской оказалось кратким. При Мейерхольде в театр перестали ходить, труппа оказалась на грани разорения. Вера Фёдоровна уволила режиссера. Оскорбившись, он дважды подавал в суд, однако его претензии сочли необоснованными. С февраля по апрель 1908 г. Мейерхольд организовал поездки бывших актеров Товарищества новой драмы по западным и южным губерниям. Авангард понемногу вступал в силу, и уже в 1908 г. режиссера пригласили в самый консервативный театр – знаменитую Александринку. Первый спектакль – «У царских врат» К.Гамсуна был показан 30 сентября 1908 г.
Мейерхольд выступил здесь не только как режиссер, но и как исполнитель главной роли Ивана Карено. Наибольший интерес вызвал спектакль «Дон Жуан» Мольера (1910 г.), который шел с неизменными аншлагами. При постановке классики Мейерхольд умел показать не только данную пьесу, но всего автора, всю его эпоху, – не только «Дон Жуана», но и весь театр Мольера, весь век короля-солнце. Вместе с художником А.Головиным режиссер воспроизводил в этом удивительно красивом спектакле «воздух мольеровской эпохи»... В Петербургских Императорских театрах (Александрийском, Мариинском и Михайловском) Мейерхольд проработал до 1918 г., поставив там 21 драм. спектакль и 10 музыкальных.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 11 Фев 2024, 14:46 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
| Именно здесь у него проявилась любовь к театральным машинам и зрелищам на сцене, позаимствованная из старинного театра. Грандиозные по своей масштабности постановки Мейерхольда вскоре начали появляться во всех известных театрах Петербурга. Вскоре появилась Студия на Бородинской, где регулярно проходили вечера импровизации. Там же, под вдохновением Гоцци, стали выпускать журнал «Любовь к трем апельсинам». Режиссер приходил домой только ночевать. Он жил тогда рядом с Мариинкой, в его семье уже было три дочери. Младшую назвали Машей. Параллельно с работой в Императорских театрах Мейерхольд поставил пьесу д'Аннунцио «Пизанелла, или Благоуханная смерть» в парижской антрепризе Иды Рубинштейн. Премьера спектакля состоялась в Театре Шатле 20 июня 1913 г.
И неистовая хореография Фокина, и фантастические костюмы Бакста подчинялись замыслу режиссера в создании некоего изысканно-трагического, пышного зрелища. В 1912 г. в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII в. Кальдрона «Поклонение кресту» (двумя годами ранее он ставил эту пьесу на «Башне» у Вяч. Иванова. Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. В имении писательницы М.Крестовской в Молодежном нашли прекрасный сад: от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница – сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения. Технически идея провалилась, спектакль сыграли в помещении при свете факелов. Но суть в том, что Мейерхольд всегда хотел экспериментировать в творчестве и список его попыток можно продолжать и продолжать.
Серен де Первиль. Портрет Вс. Мейерхольда. 1914.
В это же время состоялся первый контакт режиссера с немым кинематографом. Поначалу он относился к кино с принципиальным пренебрежением. Это, однако, не помешало ему обогатить театр сугубо кинематографическими приемами и стать учителем главного реформатора кино 1920-х гг. С.Эйзенштейна. В 1915 г. «Товарищество Тиман, Рейнгардт, Осипов и K°», которое выпускало фильмы «Русской Золотой серии», обратилось к Мейерхольду с просьбой попробовать свои силы в кино. К тому времени «серия» переживала полосу неудач, и участие в ней знаменитого театрального режиссера должно было, по мнению ее создателей, вновь привлечь в кинотеатры народ. Выдающийся кинопредприниматель Пауль Тиман предлагал попробовать свои силы в кино всем заметным театральным режиссерам с той же энергией и по тем же причинам, с какими оперные театры вербуют драм. режиссеров, в опере прежде не работавших. Станиславский и Немирович-Данченко от предложений Тимана отказались, а вот Таиров свой первый фильм «Мертвец» снял в 1915 г., что Мейерхольд – «Портрет Дориана Грея».
31 октября Всеволод Эмильевич дебютировал как кинорежиссер фильмом «Портрет Дориана Грея» по роману О.Уайльда. Картина, сделанная за лето, прошла с успехом, критики утверждали, что «пока это высшее достижение русской кинематографии». Но ни одной копии фильма не сохранилось. Две следующие работы Мейерхольда в немом кино – законченный в 1916 г. «Сильный человек» по роману Пшибышевского и начатые в 1917 г. «Навьи чары» по Сологубу – и по выбранным сюжетам, и по способам их разрешения на экране продолжали те линии творчества, возможности осуществления которых в Императорских театрах были для него ограничены. В том числе режиссер мог выступать и как актер, от чего фактически отказался в Александринке. Однако ни один из этих фильмов успехом у зрителей не пользовался.
На календаре был 1917 год. В страну нагрянула революция, а на улицах царила нищета, неразбериха, и Мейерхольд это видел. Он первым заговорил о том, что спектакль не может существовать отдельно от времени и пространства, в котором он играется, отдельно от зрителей, которые этот спектакль смотрят. Тогда в Александринском театре он поставил «Маскарад» Лермонтова, который готовил долго и тщательно.
Лучший художник его времени, А.Головин, нарисовал невероятной яркости костюмы, броские, пестрые, помпезные. Музыку писал А. Глазунов. По его указанию Мейерхольд использовал знаменитый Вальс-фантазию Глинки. Мир, воссозданный на сцене был удивительно, почти нереально красив. Но это был мир несбывшийся, обреченный, на глазах уходивший в небытие. И, выходя из зала, зритель с бала Энгельгардтов попадал на бал смерти. Премьера спектакля была показана накануне Февральской революции.
Исполнитель роль Арбенина Ю.Юрьев вспоминал: "Мейерхольд во время работы над «Маскарадом» - это была сама энергия, порыв и творческое увлечение работой, которое заражало всех нас, участников спектакля. Мы впервые отошли от общепринятого в то время обычая играть Арбенина как душегуба-злодея, а старались воссоздать на сцене страдающего человека с сильными страстями, который в Нине видел единственную цель и оправдание всего своего существования". Постановка неистового авангардиста, которую он готовил 6 лет, стала последним спектаклем императорской России - "реквиемом по уходящей эпохе", как позже его пышно назвали.
Используя приемы и формы театра прошлых эпох, Мейерхольд создавал подчеркнуто современный спектакль, эмоциональным мотивом которого стало предчувствие катастрофы. Начинался конец не только для самой Империи, но для императорского театра. Поражающие в то время похороны и отпевания Нины были сродни тому, как хоронят и отпевают государство, это было целое представление: «В последней картине пели панихиду по умершей, отравленной Арбениным Нине. Режиссер сделал из этой панихиды целое представление. Явились какие-то старушки в шубках и салопах, пел хор Архангельского. Где-то в отдалении стреляли и просили хлеба. И в этой панихиде, которой закончилось существование Императорского театра, было нечто символическое». – пишет А.Кугель. Несомненно, это было прощание.
«Маскараду» было суждено долголетие. Восстановленный в репертуаре театра в 1923 г., он затем возобновлялся в 1932-м (2-я редакция) и в 1938 г. (3-я редакция). Он шел и тогда, когда его постановщика уже не было в живых, без упоминания имени Мейерхольда в программах и на афишах. В 1941 г. к столетию со дня смерти Лермонтова, театр им. Вахтангова ставит «Маскарад». Именно к вахтанговскому спектаклю А.Хачатурян написал свой ставший легендарным вальс и посвятил его исполнительнице роли Нины А.Казанской. Было ли у постановщика спектакля режиссера А.Тутышкина предчувствие катастрофы? Наверное, да. Премьера спектакля состоялась 21 июня 1941 г..- это и определило его участь: очень быстро он сошел со сцены. А блокадной осенью бомба, попавшая в здание театрального склада, уничтожила почти все декорации Головина.
P.S. В 2014 г масштабный проект, задуманный худруком Александринского театра В.Фокиным, спектакль-реконструкция «Маскарад. Воспоминания будущего» открыл программу Восьмого международного театрального фестиваля в год 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Визуальные образы и мизансценические мотивы постановочной партитуры «Маскарада» Мейерхольда максимально точно воссоздают сценографически, музыкально и ритмически спектакль великого режиссёра. Костюмы и бутафория воссозданы по эскизам Головина. Текст «Маскарада» зазвучал из уст героев спектакля 1917 г. и был подхвачен современными артистами. И сейчас, через 100 лет, эти слова звучат для нас более чем актуально. Как сказал В.Фокин после премьеры: "Мы сейчас, как и век назад, перед началом какой-то новой истории, живем в апокалипсическое время, и эти исторические повторы идеологически очень важны. Общая обстановка в мире - кризисная. То же самое было и 100 лет назад. Мы опять на рубеже..." https://ok.ru/artlabiri/topics
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 12 Окт 2024, 19:36 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
| Бахрушинский музей впервые покажет театральные эскизы к конструктивистским спектаклям В.Мейерхольда на выставке в Центре «Зотов». Музей предоставил для экспозиции предметы из своей уникальной коллекции театра им. В.Мейерхольда (ГосТИМ) . Бахрушинский музей как крупнейший хранитель уникального архива ГосТИМа предоставляет 30 оригинальных предметов, некоторые из них экспонируются впервые. Это наброски В.Федорова к спектаклю «Лес» и эскиз С.Вахтангова к спектаклю «Даешь Европу». Впервые за 10 лет зрители увидят куклы Л.Поповой к спектаклю «Великодушный рогоносец». Из фонда Бахрушинского музея будут представлены эскизы таких выдающихся театральных художников, как В.Степанова и И.Шлепянов, оригиналы фотографий спектаклей В.Мейерхольда.
Выставка затрагивает период творчества режиссера, во время которого он создал постановки, которые принято считать конструктивистскими - «Великодушный рогоносец», «Лес», «Смерть Тарелкина», «Земля дыбом» и «Даешь Европу». Оказавшись в начале 20-х годов без зала, без театра, Мейерхольд искал сценическое решение, которое позволило бы ему играть не только на любой сцене, но и вне ее. Конструктивизм стал для мастера и его учеников тараном для разрушения принципов старого натуралистического театра. Девизом, согласно дневниковой записи режиссера, было «создавать, разрушая». Е.Вахтангов говорил о Мейерхольде, что каждая его постановка - это новый театр, рождающий целое направление. Он постоянно двигался в поисках новых форм, нового языка, новых техник игры актеров - так появилась биомеханика. Однако Мейерхольду всегда было тесно в определенных рамках, и в какой-то момент ему стало тесно уже и в конструктивизме.
В 1927 г. в журнале «Афиша «ТИМ», где редактором выступал сам Всеволод Эмильевич, вышла статья без авторской подписи. В ней говорилось, что конструктивизм в театре задумывался вовсе не как новый стиль оформления или как средство разрушения старого натуралистического театра. Его главная задача была сломать стереотип зрительского восприятия, и он ее выполнил. Другие театры быстро поняли, что театральный конструктивизм дает не только множество вариантов постановок, но и приносит коммерческий успех с паспортом революционности. Отчасти из-за этой массовости ГосТИМ отказался от конструктивистского оформления последующих спектаклей.
Бахрушинский музей хранит десятки тысяч экспонатов ГосТИМа: около 2 тыс. декорационных материалов, более 5 тыс. негативов, более 7 тыс. фотографий, свыше 3 тыс. рукописей, нот и печатных вырезок, более 1 тыс. книг и журналов из библиотеки ГосТИМа, не менее 2 тыс. афиш и программ, архитектурные чертежи, гравюры и литографии, макеты и куклы, предметы мемориально-вещевого фонда. Выставка продлится в Центре «Зотов» (Ходынская ул., 2 стр. 1) до 19 января 2025 г. https://www.bakhrushinmuseum.ru/2024....e-zotov
ПОЧЕМУ МЕЙЕРХОЛЬД ОСТАЕТСЯ НАШИМ СОВРЕМЕННИКОМ
Место действия закономерно: биография Мейерхольда с 1907 по 1917 г. была связана с Императорской Александринской сценой. Здесь он выпустил 19 спектаклей, в их числе такой шедевр, как "Маскарад", который стал последней постановкой императорской сцены и одним из самых гармоничных спектаклей в истории мирового театра. Здесь, во дворе Новой сцены в трех шагах от Фонтанки сейчас стоит памятник режиссеру. И здесь с 2022 г. имя Всеволода Мейерхольда носит Новая сцена Александринки.
Худрук Национального драм. театра России (Александринского театра) В.Фокин представит премьеру своего 99-го по счету спектакля и первого - о Мейерхольде. В основе постановки "Мейерхольд. Чужой театр" - стенограмма общего собрания в ГосТИМе после выхода в 1937 г. в газете "Правда" статьи Платона Керженцева "Чужой театр". Именно эта статья дала знак к началу уничтожения Театра им. Мейерхольда, а затем и самого мастера. В спектакле показана начальная точка этого пути - коллективное обсуждение, фактически осуждение режиссера его труппой.
- Мне повезло - я общался с людьми, которые работали с Мейерхольдом, были у него на репетициях, были у него дома. Как он смотрел: подбородок чуть вперед и - взгляд сверху, а это всегда человека характеризует. Ощущение, что он все время бежит, летит вперед, потому что у него перспектива вот сюда - в наши годы и дальше. Ему было скучно просто ставить спокойные спектакли, ему нужно было взорвать все. Представить себе, что Мейерхольд, предположим, сидит в комнате с завешенными шторами при зажженной свечке и медитирует - вряд ли... Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества. Мейерхольд был одержим желанием делать спектакль не просто в классической коробке и на классической сцене. Он был новатор, изобретатель и по рождению, и по своей генетике, кроме того, он был невероятно театрально эрудирован и образован. Он знал старинные театры и приемы многих театров - от восточного, старинного испанского, итальянского театра дель арте, китайского театра, японского театра и так далее. Он был одержим страстью как лучше взаимодействовать со зрителем в пространстве. Цель была одна - выстроить напряжение так, чтобы зритель не чувствовал себя беспечно. Это вообще самая главная проблема для любого режиссера, если он серьезный режиссер и не ставит перед собой задачу только развлечь: как выстроить напряжение, чтобы зритель не чувствовал себя спокойно, откинувшись в кресле, и не выпадал из зоны эмоционального восприятия. Чтобы он все время был в напряжении, необязательно со сдвинутыми бровями, но был постоянно подключенным к тому, что происходит. Это задача очень важная, причем она другая, если пространство на тысячу человек или на 50 чел. или на 20 - тут совершенно разные подходы. Считают, что он условный режиссер, что он не знал артистов - все это ерунда. Как не знал артистов? Он сам был очень хорошим артистом. Учился-то у Станиславского. Начинал-то играть во МХАТе, поэтому знал и внутреннюю технику очень хорошо и умел работать с артистами: а как же у него играли прекрасные артисты - и Бабанова, и Ильинский, и Гарин...
В.Мейерхольд в фильме "Белый орел"
Мейерхольд начинал именно как артист, а как режиссер - это была Студия на Поварской, в Москве, 1905 г. Студия была организована по инициативе и под покровительством Станиславского. Называлась она тогда лабораторией. Сегодня это крайне распространенное слово, ставшее штампом, чуть что, все говорят: у меня лаборатория. Три человека и я - не трогайте нас, мы работаем лабораторно... Энергия заблуждения - тоже великая энергия. А там Станиславский совершенно определенно ставил задачу: для него было важно создание этой лаборатории в 1905 г., чтобы помимо реалистической, психологической линии Художественного театра искать, нащупывать и другие формы театра, и в том числе новые формы взаимодействия со зрителем.
Тогда из этой студии ничего не вышло, она быстро закрылась, потому что молодые люди во главе с Мейерхольдом решительно лабораторничали вплоть до анекдотических вещей. На каком-то спектакле они пробовали, как долго можно артисту говорить в полной темноте. Сегодня этим никого не удивишь - ну, подумаешь. А 100 с лишним лет назад такие первые новаторские опыты вызывали шок. Станиславский, когда пришел, сказал: "Зажгите свет. Свет дайте!" Он не понял, в чем дело, почему он должен напрягаться. И вот тут они не состыковались. Там были еще и другие опыты, которые Станиславскому не понравились, и Мейерхольд был обижен. Главное, что в студии состоялись первые пробы нового взаимодействия со сценическим пространством, с другой атмосферой.
Дальше в камерных студиях (не очень знают, что Мейерхольд работал в Петербурге в студиях в камерных пространствах) он совершенно изменял форму декорационной живописи, но его все время мучила мысль: как сломать рампу, что делать, какие найти формы. Если бы в те годы ему показать, как на нашей Новой сцене ездят плунжера, он был бы в восторге... Потом - как он взаимодействует с Александринским театром. Он понимает, что это шикарный зал, но он не может позволить зрителю просто сидеть и смотреть замечательные декорации Головина. Он начинает искать пути взаимодействия - зажигает свет. Сегодня, опять же, ну что особенного - 20 раз зажгут, 20 раз погасят, а по тем временам, в 1910 г., это смелый шаг, хотя тоже не новость - он просто использовал прием старинного итальянского театра, когда горели свечи, канделябры, и весь спектакль был полумрак. А когда возникло электричество, Мейерхольд сразу это использовал - в "Дон Жуане". Опять же, для того чтобы зрителя встряхнуть. Он зажигает и гасит свет, он позволяет Варламову общаться со зрительным залом - это тоже прием, который позволяет вывести зрителя из состояния монотона, к которому он привык. По ходу спектакля он поручил Варламову, потому что это был любимец и его все знали, увидев знакомого в зале, с ним здороваться, спрашивать, как семья... Это все его взаимодействие с формой, с пространством, которое я называю атмосферой спектакля. А дальше революция - и тут уже у него были возможности более активно взаимодействовать. Он выходил на площади, даже физкультурный парад для него был спектаклем. Он действовал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, он очень любил особые обстоятельства.
Сцена из спектакля "Баня" по пьесе Маяковского
Но если брать традиционный зал - попробуй, побори его сразу. Он мог только мечтать об уничтожении рампы, но сделать это не так просто. Например, в здании Театра Ермоловой, а в этом зале он работал последние несколько лет (с 1931 по 1938-й там размещался ГосТИМ), что он делал. У него на сцене в желтых, зеленых париках играют, экспериментируют, и он не может выдержать, что в зале люди просто сидят в креслах и все. Он делает помост через весь зал, запускает туда артистов, а в какой-то момент вдруг по этой дороге выезжает мотоцикл с коляской, останавливается посреди зала, и он встает, а он был невероятно популярен, да еще в своем театре, и говорит: товарищи, подписывайтесь на облигации такого-то займа! И уезжает. Я не очень понимаю, как это корреспондируется с дальнейшим действием, потому что такой наглый ход, с моей точки зрения, сильно может разрушать все, что до этого играется и потом. Но это ход очень решительный. Может, эти заемщики его спонсировали? Это уже догадки, но факт остается фактом.
Он идет на такие приемы, чтобы сбить безучастие, доходит даже до того, что абсолютно нагло сажает подставных лиц в зал. В "Оптимистической трагедии" был монолог матроса, который погибает, и он писал мелом на доске: нас осталось столько-то... Его играл артист Боголюбов, и умирал, сползал, и дальше ремарка автора Вишневского - в зале плачут, и ведущий говорит: кто там хныкает, нас не надо оплакивать. Но Мейерхольд понимал прекрасно, что плакать никто не будет. И надо спровоцировать эту сцену - как на панихиде: кто-то всхлипнул, уже другое состояние вокруг... Он сажает подставных лиц, и когда матрос говорит "нас осталось там...", вдруг в одном конце зала начинают всхлипывать, в другом, и за ними зрители повторяют, а ведущий говорит: "Перестаньте хныкать! Кто там плачет?!"
Потрясающе. Прием цирковой, абсолютная наглая подстава, но - красиво. Но главное, это же связано с сущностью сцены - не просто придумано вообще, а решена ремарка автора. Хотя ее выбросить было бы самое простое. Он все время провоцирует на взаимодействие. Устраивает в зрительском фойе инсталляции, как мы это сегодня называем. Ставит спектакль на тему колхозной деревни - в фойе зрителей ждет выставка достижений нар. хозяйства: снопы, какие-то тыквы лежат, фрукты. Для нас сегодня это обычное дело. Но тогда это были абсолютные новости.
События, которые происходят в нашем спектакле, - это собрание творческого состава и всего коллектива театра, которое шло 3 дня с утра до вечера в декабре 1937 г., когда обсуждалась статья в газете "Правда" Тогда, да и позже "Правда" была как главный рупор и появление материала того или иного толка означало важный сигнал либо к закрытию, либо к открытию. Большая статья, большой разворот. Мы достали подлинник той газеты и хотим поставить ее в витрине в фойе, чтобы люди посмотрели - это тоже интересный факт.
Меня мучил вопрос: как это все произошло? Идет блестящая биография, она сталкивается с методом соц. реализма, который возникает. Метод - это коридор, в который ты должен войти, обязательно в нем жить и существовать, иначе ты не здесь, ты чужой. Чужой театр, и ты чужой... Мы опирались на стенограмму собрания, но там не только док. стенограмма, есть еще записи мейерхольдовских репетиций. Выступают актеры, выступают его ученики - те, кто с ним работал с самого начала. То есть это театральная фантазия, конечно, мы не документальную драму делаем, и прежде всего, когда это собрание перемежается воспоминаниями или театральной репетицией, как он репетирует "Ревизора", "Даму с камелиями", как идет его революционный блок 20-х годов. И когда те же люди, которые выступают, его обвиняют, они как актеры в этом участвуют и абсолютно отдаются этому процессу, потому что это спектакль еще и про то, что есть театр.
И в театре актеры его обожают, ему подчиняются, там они все вместе, а потом выходят обратно на собрание - и жизнь заставляет их по-другому себя вести. В 1937 году. Вот такая история, которая рассказывает и о театре, и о личности мастера. Известно, что после этого собрания буквально через месяц театр закрывается. Дальше Мейерхольда приглашает Станиславский гл. режиссером к себе в свой муз. театр. Там он работает, не успевает поставить спектакль, который готовит при Станиславском, приезжает в Ленинград, в город, который он обожает, договаривается с Вивьеном, тогдашним гл. режиссером Александринского театра о постановке 2-х спектаклей, но после этого разговора возвращается на Карповку к себе домой, его арестовывают - Станиславский уже умер к этому времени, не мог заступиться. И в 40-м году Мейерхольда расстреливают. То есть по сути дела его последнее посещение - это Ленинград. Его не арестовывают в Москве, он возвращается как бы к себе в любимый город. Тут его ночью арестовывают, сразу этапируют утром, и все на этом заканчивается...
Впервые со стенограммой я познакомился благодаря внучке Мейерхольда М.А. Валентей. В конце 80-х годов, когда я был назначен председателем комиссии по наследию Мейерхольда, она меня привела, добилась, чтобы мы вместе с ней в ЦГАЛе смотрели архивы Мейерхольда, и я тогда прочитал эту стенограмму - огромный том. Она меня потрясла тогда - это был взрыв бомбы. Во-первых, открылись новые фамилии, которые были известны и которые себя соответственным образом вели на собрании. Я ни в коем случае их не осуждаю. Мы все люди, и еще неизвестно, как мы бы себя вели в этих обстоятельствах. Поэтому осуждать это невозможно, и даже про это говорить. Но были повороты совершенно неожиданные. Это же была кампания - не только одна статья в "Правде", а высказывания, отзывы, отклики на эту статью. Одна статья осудительная была интересно подписана - полковник В.Чкалов. Не знаменитый летчик, а почему-то полковник Чкалов. Ну и начиная с Народных артистов СССР, известных, которые говорили - вы враг, куда вы завели театр. Мы опубликовали часть стенограммы еще в 90-х годах в первом сборнике о Мейерхольде... Ирина Корнеева 09.02. 2024. РГ https://rg.ru/2024....om.html
|
|
| |