Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 25 Ноя 2019, 09:29 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7247
Статус: Online
| ТЕАТР "ЛЕНКОМ" ПОЛУЧИЛ ИМЯ МАРКА ЗАХАРОВА Московскому театру "Ленком" приказом от 21 ноября 2019 г. присвоено имя М/Захарова. Осенью 2019 г. коллектив театра обратился к московским властям с просьбой увековечить память худрука, который посвятил театру 46 лет. Теперь полное название театра звучит так - Московский гос. театр "Ленком Марка Захарова".
Народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября 2019 г в возрасте 85 лет. На прощании с худруком, которое состоялось в стенах родного театра, глава комиссии Московской Гордумы по культуре и массовым коммуникациям, актер Е.Герасимов подчеркнул: "Марк Анатольевич не нуждается в том, чтобы время подтвердило его гениальность". Велись также разговоры о том, чтобы открыть памятную табличку и памятник любимому советскому режиссеру, а также назвать улицу в его честь. М.Захаров вложил свою душу в "Ленком". На его сцене режиссер поставил множество спектаклей, которые с успехом шли на сцене театра. А рок-опера "Юнона и Авось" считается его визитной карточкой. Марк Анатольевич готовился представить новую постановку "Капкан" по мотивам сочинений В.Сорокина. После смерти мастера постановку завершит его дочь Александра. Мария Воронова 22.11. 2019. РГ https://rg.ru/2019....va.html
ИМЯ МАРКА ЗАХАРОВА БУДЕТ НОСИТЬ НАСТАСЬИНСКИЙ ПЕРЕУЛОК
 С 22 ноября, во всех офиц. источниках и на любой продукции знаменитого московского театра будет написано «Ленком имени Марка Захарова». Вслед за прекрасной новостью о присуждении «Ленкому» нового имени, его нынешний худрук Марк Варшавер сообщил о положительном решении правительства переименовать одну из московских улиц, а так же установить памятную доску памяти великого режиссера.
– Мы очень рады этой новости. Это была именно моя инициатива присвоить «Ленкому» имя Марка Анатольевича. После его смерти мы поговорили со всеми артистами и составили письмо на имя мэра города С.Собянина. Он с удовольствием поддержал нашу просьбу.
– Без всяких препятствий? – Это произошло очень быстро. Мы вообще договорились, что как 40 дней пройдет, так сразу и будет принято это решение.
– Насколько я знаю, театр еще обратился с просьбой переименовать одну из улиц именем Марка Захарова. – Более того, уже есть решение! Настасьинский пер. будет переименован в переулок М.Захарова. Но это еще не все. Могу сообщить о третьем событии. На фасаде дома на Брестской ул., где он жил, повесят мемориальную доску.
– Это тоже произойдет в ближайшее время и есть подписанный приказ? – Нет, пока приказа нет, но мы отправили запрос в Мосгордуму и нам помогает Е.Герасимов в этом.
– В дополнение ко всему нет идеи установить бюст в театре? – Идея эта, конечно, была, и предложил ее А.Збруев. Но мы потом с ним пообщались и решили, что это надо делать в парках или где-то на улице, но не в помещении. К тому же, у нас есть «стена плача», где есть все портреты Марка Анатольевича. После 40 дней на стене в фойе мы установили большую фотографию Захарова, где мы продолжаем видеть его каждый день.
– А известна точная дата офиц. открытия переулка Марка Захарова? – Точной даты мы пока не знаем, но предполагаю, что это произойдет очень скоро. Имя Захарова настолько велико, что здесь тоже нет никаких препятствий. Ранее портрет худрука «Ленкома» появился на стене дома в Настасьинском пер. 1 октября, в ночь накануне похорон Захарова. Его авторы, актер театра А.Кокорин и артист хора Е.Стосков, изобразили профиль Марка Анатольевича. Иветта Невинная 22.11. 2019. МК https://www.mk.ru/culture....ok.html
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 19 Янв 2025, 18:43 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7247
Статус: Online
| АЛЕКСАНДРА ЗАХАРОВА ОБЪЯВИЛА ОБ УХОДЕ ИЗ ТЕАТРА «ЛЕНКОМ» Что-то неладное происходит в легендарном «Ленкоме Марка Захарова». Его покинули сразу два известных актёра. 14 января о завершении сотрудничества с театром объявил Дм. Певцов, прослуживший в нём 33 года. 15-го об уходе сообщила А.Захарова, проработавшая там 42 года.
 Дочь легендарного режиссера, имя которого теперь носит «Ленком», объявила о прекращении сотрудничества с театром: «Мне вчера сообщили, что Захарова на сцене театра „Ленком Марка Захарова“ больше не должна быть. Я прослужила в театре 42 года. Это какая-то удивительная ситуация, которая говорит, на мой взгляд, о тяжёлом кризисе. Я спросила: „Я уволена?“. Мне сказали: „Нет, но „Вишнёвый сад“ больше играть не будешь“. Я играла раз в полгода, а теперь мне сообщили вчера, что всё. Ну, действительно, зачем Александра Захарова на сцене „Ленкома Марка Захарова“?»
У актрисы был давний конфликт с нынешним руководителем «Ленкома» Марком Варшавером. Она даже судилась из-за авторских прав на творческое наследие своего отца и так же, критиковала администрацию театра, считая, то та погрузила его в глубокий кризис. А саму тенденцию увольнения известных актёров теперь называет «крайне удивительной». Узнав о заявлении Захаровой, директор театра сообщил, что актрисе не предлагали покинуть театр и что она продолжает в нём работать.
А.Захарова в 1983 г. окончила актерский факультет Театрального училища им. Щукина. В том же году ее приняли в труппу "Ленкома". За годы службы в театре принимала участие в таких постановках, как «Гамлет», «Поминальная молитва» и «Шут Балакирев», «Чайка» и «Игрок». В последнее время участвовала только в одном спектакле – «Вишневый сад»
Дм. Певцов сообщил, что его фотографию сняли с почётной стены в фойе театра. По его словам, театр больше не нуждается в его услугах: «Наконец после почти двухмесячной неизвестности наступила ясность, что театр в моих услугах более не нуждается». В «Ленкоме» на это ответили, что на стенах находятся лишь фото действующих артистов, а Певцов забрал трудовую книжку ещё в 2021 г., поскольку стал депутатом Госдумы. Поэтому его фотография на стене - «вероятно, ошибка», которую пришлось исправить. На самом деле Певцов продолжал выступать в театре. В последний раз он участвовал в культовом спектакле «Юнона и Авось». Но театральная общественность прекрасно знала, что у актёра непростые отношения с нынешним руководством «Ленкома»: «Я не хотел никакого скандала. Но информацию о происходящем я опубликовал только с одной целью – чтобы вас не обманывали те, кто сейчас руководит театром "Ленком". Я знаю этих людей давно и подозреваю, что они легко могли бы пользоваться моим именем многие годы, скрывая от зрителей, что меня давно в театре нет». Артист отметил, что после ухода Захарова в течение года были сняты его три последние премьеры, что, по его мнению стало нарушением устава театра.
«Одновременно с этим стали производиться массовые вводы новых исполнителей в идущие спектакли. Есть такая традиция, что новых актеров вводят старые исполнители. Расскажу на примере... Молодых исполнителей, причем скопом, на все главные роли вводил режиссер, который не присутствовал на выпуске спектакля, не знал его, не был в курсе захаровских замечаний и установок. Репетиции по вводу происходили по видеоизображению. Ни одного из старых исполнителей не позвали на репетиции по вводу. Это в репертуарном русском театре нонсенс», – сказал Певцов.
Также актер выразил недовольство в связи с тем, что ранее двух артистов «Ленкома» уволили без объяснения причин – Г. Трофимова, обладающего уникальным голосом, записавшего пластинку «Юнона и Авось» в 1979 г., и актрису Н.Щукину. При этом Певцов не исключил, что однажды может вернуться в «Ленком» и что не собирается завершать актерскую деятельность после конфликта с «Ленкомом». Директор театра посчитал, что обвинения Певцова в адрес «Ленкома» не имеют под собой оснований - тот был занят в трех спектаклях, ему предлагали другие роли, но он отказывался. «Не нравится тебе этот театр? Уйди сам, если не хочешь здесь быть», предложил Варшавер Певцову. 15.01. 2025. https://www.mskagency.ru/materials/3446965 https://aif.ru/culture....evcovym
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АЛЕКСАНДРА ЗБРУЕВА: ПОЧЕМУ Я НЕ СОГЛАСЕН С ДМИТРИЕМ ПЕВЦОВЫМ
 Я проработал в театре "Ленком" 63 года и многое повидал, много внутритеатральных событий прошло через меня, мое сердце и душу. Я выходил на сцену со многими, о ком сегодня говорят - "великие" и в прошедшем времени: Чурикова, Леонов, Пельтцер, Янковский, Броневой, Абдулов, Ларионов, Караченцов. Рассуждаю изнутри этого театра, который очень люблю.
Здесь были разные времена. Видел, как выдавливали А.В. Эфроса, гениального режиссера, с которым я имел счастье работать. Это был какой-то плач с кровью. Я 46 лет работал с М.А. Захаровым. Я категорически против, чтобы люди выступали против того театра, в котором служат. Это значит - против своих партнеров и руководства театра.Меня, конечно, возмутило то, что я услышал, увидел, в частности, в интервью Дмитрия Певцова Белорусскому т/в, и то, что раньше читал в других интервью. Дима Певцов, с которым мы сидим в одной гримерной, человек, который до сих пор играл в нашем театре центральные роли, тем не менее, сейчас цепляется за этот "плохой" театр! Зачем?
Эта посадка "на двух стульях", конечно, человека совершенно не украшает. Да, более 5-ти лет назад ушел из жизни Марк Анатольевич. Но сегодня театр прекрасно работает, прежде всего, благодаря М.Б. Варшаверу, который руководит театром, благодаря которому восстановлен великий спектакль "Поминальная молитва". А.Лазарев успешно проявил себя как режиссер, поставив спектакль "Бег". Выпущены такие спектакли, как "Гамлет" с А.Шагиным в главной роли. Это - событие. Наш "Маяковский" получил главную зрительскую премию. Молодые артисты, годами сидевшие на скамейке запасных, получили центральные роли и стали любимы публикой. Как поднялся А.Леонов за эти годы, как проявили себя С.Пиотровский, И.Коняхин. Сейчас интересно репетирует новый спектакль как режиссер И.Миркурбанов.
Дмитрий Певцов приводит в пример, как чтут спектакли Туминаса в Вахтанговском театре. Как можно? Помилуйте! В нашем театре идут 8 спектаклей Марка Анатольевича. Люди их любят. В театре аншлаги! Экскурсии, мемориальный кабинет, выставки, всегда свежие цветы у портрета. Театр носит имя Захарова - куда уж больше?! Вообще, я бы поставил памятник троим ленкомовцам - И. Берсеневу, А.Эфросу и М.Захарову. А работая в театре с разными директорами, еще раз могу уверенно сказать, что Варшавер, более 40 лет проработавший с Захаровым, - лучший директор.
Считаю, человек должен дать себе отчет, что театр для него - это прежде всего коллектив, это те люди, с которыми ты работаешь. И если ты вдруг говоришь о том, что здесь плохие спектакли, что ""Ленком" умер", то ты просто нечестен. И мне кажется, если тебе театр не нравится, ты его не ценишь - не надо в нем работать. Надо работать там, где нравится. Тем более, что выбор свой Дмитрий Анатольевич сделал в 2021 г. У него полит. карьера. Я же считаю, что театр для Артиста - прежде всего. Я понимаю, что мир так устроен, что главное - деньги, надо зарабатывать, но все-таки не надо быть перевертышем. Ведь мы все помним, как Певцов называл Варшавера "директором от Бога". И вдруг он решил сказать "правду". Но где его правда? Когда он вдруг говорит в одном случае, что Варшавер прекрасен, Богом поцелованный директор. И теперь он дает интервью в Беларуси, где говорит, что это уже не театр, это уже все другое.
Да, другое. Товстоногов, когда его спросили: "а вы преемника своего какого-то воспитываете?", ответил: "А это зачем? Этого не должно быть. Будет новый театр, в новый театр придет новый талантливый режиссер". А театр сегодня благодаря Марку Борисовичу находится на плаву и я уверен, что мы будем двигаться и дальше вперед. Варшавер очень много делает для любого человека, работающего в театре "Ленком": будь то народный артист, просто актер или уборщица - если вдруг кто-то обращается за помощью к Марку Борисовичу, он открывает все двери для того, чтобы просто помочь этому человеку. Вспомните нашу молодую, красивую, талантливую актрису Алену Митрошину, которую сбил самокат. Не знали, как она сможет дальше играть, а Марк Борисович тут же пришел на помощь. Сегодня она прекрасно работает, играет ведущие роли. И таких примеров очень много в театре.
Знаю, что и Дмитрий Певцов за многое был благодарен нашему директору, поэтому такие выступления против своего театра меня возмущают. Певцову не надо становиться в один ряд с теми, кто считает театр своей собственностью или собственным наследством. Тем более, мужчине и человеку, который сделал свой выбор быть политиком. Театр - это наш общий Дом, и, если ты в нем живешь и сидишь со всеми за одним столом, выходишь на одну сцену, недостойно поливать его грязью. 16.01. 2035. РГ https://rg.ru/2025/01/16/lenkom-zhiv.html
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 24 Янв 2025, 11:43 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7247
Статус: Online
| В «ЛЕНКОМЕ» ПОЛНОСТЬЮ МЕНЯЕТСЯ РУКОВОДСТВО В театре произошли должностные изменения на фоне скандала экс-директора М.Варшавера с Дм. Певцовым
Депутат Госдумы, Дм. Певцов 14 января сообщил об исчезновении его портрета из фойе «Ленкома» и заявил, что театр больше не нуждается в его услугах. Артист напомнил, что служил в культурном учреждении с 1991 г. Позднее он опубликовал письмо из «Ленкома», в котором говорилось, что его фото оставалось висеть в холле до 2025 г., несмотря на то, что он забрал трудовую книжку в 2021 г. в связи с избранием его депутатом Госдумы, и, «вероятно, это была ошибка, и театр решил ее исправить».
 Занимавший на тот момент должность директора театра М.Варшавер, комментируя ситуацию, сообщил, что, несмотря на критикующие деятельность «Ленкома» заявления Певцова, он предлагал ему новые роли и спектакли: «Сейчас то, что Певцов наговорил журналистам, я даю в Сети, чтобы зрители тоже послушали, как человек обвиняет театр, в котором он сегодня играет три спектакля. Ну не нравится тебе этот театр? Уйди сам, если ты не хочешь здесь быть».
16 января Певцов заявил, что руководство «Ленкома» приняло решение исключить его из спектакля «Tout Paye, или Все оплачено» и что он связывает свое увольнение из театра с «определенными взглядами» руководства: «Первый год, когда я увидел компетенцию худ. руководства на фоне дилетанта, я понял, что театр надо спасать, и у меня были мысли о том, что надо как-то возглавить театр. Я даже ходил в мэрию с этим предложением. Сейчас у меня таких желаний нет. В «Ленкоме» увольнения происходят внезапно, без предварительных разговоров с руководством учреждения».
Артист выразил уверенность, что сейчас театр «несется в пропасть». По его мнению, худ. руководство культурного учреждения при Варшавере не удалось. Певцов упрекнул его в игнорировании «творческого завещания» бывшего худрука театра М.Захарова, которое было составлено в августе 2019 г.: «Творческое завещание» представляет собой офиц. письмо, адресованное режиссерскому управлению и директору театра, в котором описывается порядок формирования месячного репертуара спектаклей, а также перечисляются те постановки, которые он предлагал исключить. Это почерк Марка Анатольевича. Это его творческое завещание. Документ так и не был напечатан, а после смерти автора был проигнорирован директором театра», - заявил Певцов, опубликовав письмо. Варшавер утверждает, что Певцов предоставил не завещание Захарова, а его ежегодную служебную записку: «То, что громко названо „завещанием Марка Захарова“, - ежегодная служебная записка, которую он писал и в которой излагал свои пожелания по формированию репертуара. Кстати сказать, те спектакли Марка Анатольевича, которые сегодня идут в театре, а их 8, примерно таким же образом и формируются».
В результате этого скандала М.Варшавер уходит с поста директора «Ленкома». Он станет президентом театра и продолжит курировать его развитие. Такая практика ранее уже использовалась в кураторстве столичных театров: в Театре сатиры долгое время был президент, которым являлся А.Ширвиндт. Новым директором будет руководитель Театра на Юго-Западе Дм. Берестов.
 Худрука «Ленкома» назначат худрука московского «Центра драматургии и режиссуры» В.Панкова. Панков родился в 1975 г., после школы окончил ГИТИС, был актером московского театра эстрады, снимался в кино. У него более 10-ти ролей в кино, среди них - небольшие эпизоды в сериалах «Каменская» и «дети Арбата», играл в группе «Пан-квартет», которая затем стала основой для «Студии SounDrama» - объединения артистов для сочинения музыки и работы над спектаклями. Панков работал на ТВ, а в 2012 г. поставил фильм «Доктор», который пока остается его единственной режиссерской работой в кино. В 2016-м стал худруком театра «Центр драматургии и режиссуры». Варшавер несколько раз предлагал Панкову поставить в «Ленкоме» свой спектакль, но получал отказ. В 2023 году Владимир Николаевич получил почетное звание заслуженного деятеля искусств России.
После смерти М.Захарова в 2019 г. в «Ленкоме» посты директора и худрука фактически совмещал М.Варшавер. В 2022 г. в театре ввели должность гл. режиссера, ее занял А.Франдетти. Однако он покинул «Ленком» летом 2024 г. по собственному желанию, не дождавшись завершения контракта. Варшавер работает в «Ленкоме» 45 лет. Он пришел в театр в 1979 г. на административную работу, в 1986 г., окончив ГИТИС по специальности «Экономист-театровед», был назначен директором-распорядителем. С тех пор бессменно руководил «Ленкомом». В 2018 г. возглавил «Директорскую ложу московских театров». Мария Баранова 23.01. 2025. NEWS.ru https://news.ru/culture....zvestno https://www.teatral-online.ru/news/36975/ https://dzen.ru/a/Z5Hf_o6bG07je4nL
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 07 Фев 2025, 13:09 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7247
Статус: Online
| ПАНКОВ ЗАШЕЛ В «ЛЕНКОМ» С КУЛЬБИТА И УЛЫБКИ 22 января поздно вечером пришла неожиданная новость о том, что Департамент культуры сделал назначения и перестановки в «Ленкоме Марка Захарова». Почти неделю спустя труппе представили новое руководство театра - и художественное, и «хозяйственное».
Ровно полдень - все уже в зале, дисциплина на высоте. Среди лиц «Ленкома» не видно только А.Збруева. Нет и Певцова - по понятным причинам, к которым, впрочем, мы еще вернемся. Однако свое место в зрительном зале занимает А.Захарова. У микрофона новоиспеченный президент театра М.Варшавер. Хор «Славься!» Глинки не звучал, все же «инаугурация» не настоящая, но приветствовали его новое назначение аплодисментами. Он, правда, начал не с себя, а вступил в диалог со Станиславским: мол, тот считал, что театр начинается с вешалки, но, по мнению президента «Ленкома», - с худрука. Эту должность теперь занимает В.Панков, которого уже давно приглашали сюда на работу. Варшавер также поприветствовал «молодую смену» - нового директора театра Дм. Берестова: «Человек, желающий по-настоящему владеть профессией, что он уже доказал в своем Театре на Юго-Западе», - так отозвался о своем преемнике Варшавер.
Слово взял А.Фурсин, руководитель Департамента культуры Москвы, который отозвался о новых людях «Ленкома». Панков - «сбылась мечта Марка Борисовича, начнет новый этап в жизни «Ленкома»; по поводу Берестова отметил, что тот «взял «Театр на Юго-Западе» в непростом состоянии и вывел его в топ-10». Также Фурсин попросил новое руководство не производить никаких резких движений: «Коллектив должен быть стабильным и продолжать работать». Снова вышел Варшавер, который хотел уже было завершить торжественную часть, не дав высказаться «новобранцам», как вдруг Панков сам взял слово и вышел к микрофону. Но как вышел!!!
 «Есть у меня одна традиция… - начал Панков, после чего поцеловал сцену, мгновенно взобрался на нее, - если заходить, то так!» - толчок, еще толчок, прыжок, вращение в воздухе - новый худрук, оказывается, способен на кульбиты на сцене под всеобщее охание и бурные аплодисменты с овациями!
 В общем, показал всем, что такое войти красиво! После всего как ни в чем не бывало он спустился к микрофону и обратился к труппе, назвав их «милыми» и «друзьями», потому что театр для него, с его же слов, - это «компашка и друзья в первую очередь». Но затем градус речи резко сменился: «За последнее время забыли про то, что театр - это храм. Храм не может смердеть, только благоухать. Я пришел сюда не обслуживать, а служить. Не пришел сюда махать шашкой», - о том, что никаких увольнений не намечается, Владимир Николаевич скажет еще не раз. Также новый худрук «Ленкома» поделился тем, что для него важно, - чтобы все хотели выйти вместе на сцену, а не чтобы было важно количество текста в роли: «Поверьте, нет больших и маленьких ролей. Как Слава Полунин говорил, что хочется работать с теми, кого хочется обнять».
После трогательной речи режиссер объявил то, что от него ждали больше всего, - о своих планах на театр. Два наименования: «Репетиция оркестра» Феллини - этот спектакль будет посвящен М.Захарову - и «Золотой теленок». Завершил свою речь Владимир Николаевич легендарной мюнхгаузеновской цитатой: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь», дабы снизить градус серьезности происходящего.
 Панкова сменил новый директор Дм. Берестов, который пообещал приложить максимум усилий, чтобы оправдать надежды труппы, по возможности внести свой вклад в развитие театра. Департамент культуры охарактеризовал его как эффективного директора маленького театра, однако свою деятельность Берестов начал со своего кабинета. Дело было так: за М.Варшавером остался его кабинет, его зама переместили в другое помещение и его кабинет как раз и отдали Берестову, где он уже проводит ремонт. Что немало удивило всех. В театре только и говорят, что кабинетом ему было бы лучше заниматься летом. Какой он будет в деле - увидим, но пока что начал с себя любимого.
После офиц. части в разговоре с журналистами В.Панков еще раз уверил всех, что никаких увольнений и перестановок в театре не планируется. Не назвал даже дат начала репетиций новых постановок, сославшись на то, что ознакомится с текущим расписанием и выстроит репетиции исходя из него, пояснив: «Останутся культовые спектакли Захарова. Особенно «Юнона» и «Авось», «Поминальная молитва» и др. Когда мы будем делать новый репертуар, то потихоньку одно будет вытеснять другое. Но спектакли Захарова останутся», - Панков звучал твердо и убедительно, а потом обобщил свою репертуарную политику: «Это будет формула любви».
А вот М.Варшавер обозначил, что в его новой должности задачи следующие: «Всяческая помощь худруку и директору театра от меня и от моего небольшого 46-летнего опыта в этом театре». А затем ответил на вопросы о Певцове и Захаровой, сказав, что их возвращение в театр зависит от решения нового руководства театра, добавив, что Певцова никто не освобождал от должности, так как артист сам принял решение стать депутатом еще в 2021 г. и тогда же ушел: «Было одно непонимание: почему народный артист, который играет главные роли, вдруг очень негативно отозвался о театре. Моя логика (может, я не прав): если не нравится этот театр, если претит, что надо сделать? Уйти. Поэтому дальше уже новое худ. руководство и директор театра решат, надо ли просить о возвращении человека, который так отозвался о своем театре». С Захаровой ситуация такая: она по-прежнему работает, но известно, что Александра Марковна уже несколько месяцев почему-то не выходила в единственной оставленной ей роли Раневской в «Вишневом саде»… Марина Чечушкова 28.01. 2025. МК https://www.mk.ru/culture....ki.html
НОВЫЙ ХУДРУК «ЛЕНКОМА»: «НУЖНО ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ ВРАЖДЕ» В «Ленкоме» наконец появился худрук. Им стал известный режиссер, саундрамовец В.Панков, возглавляющий еще и Центр драматургии и режиссуры. Он подписал договор с Департаментом культуры в день рождения Чехова, которого ставит, чтит и считает своей путеводной звездой.
- С «Ленкомом» у меня долгая история: когда еще был жив М.Захаров, он звал меня на постановку, но мы не сошлись по названиям. Потом у себя в ЦДР я сделал из этих названий половину спектаклей. Позже он приходил в ЦДР на юбилей, который мы делали для В.Шадрина (основатель Международного театрального Чеховского фестиваля, его президент), и тогда, поздравляя меня, сказал: «Владимир Николаевич, вы оказались правы, я недооценил что-то». И потом, когда уже не было ни Марка Анатольевича, ни Валерия Ивановича, М.Б. Варшавер позвал на постановку. И, помню, чтобы обсудить с ним название, я мог приехать в театр только очень поздно. Захожу, вижу большой портрет Захарова на служебном входе, а на эл. часах - 00:00. Я даже сфотографировал тогда эти часы и портрет Марка Анатольевича.
- И когда ты появился в полночь - тоже не срослось в «Ленкоме»? - Тогда с «Ленкомом» ничего не получилось, поскольку уже был ЦДР, и там надо было полностью менять репертуар, все перестраивать, и на постановку я не согласился. Потом последовало предложение от Департамента культуры стать главным режиссером «Ленкома» - я отказался. По-моему, если приходить, то только худруком. Если строить дом, то надо понимать, что с полномочиями: гл. режиссер только ставит спектакли, а худрук… В общем, тогда гл. режиссером в «Ленкоме» стал Леша Франдетти.
- И вот руководство Департамента культуры второй раз предложило тебе «Ленком». Я удивлена, ведь ты им отказал… - Сейчас предложение департамента было неожиданным, и я согласился: это большая сцена, большой театр, а мы в ЦДР владеем большой формой, поэтому подходим друг другу. И с Марком Анатольевичем в жанре пересекаемся: он взаимодействовал с музыкой, и я взаимодействую, он первым сделал рывок с «Юноной» и «Авось», и если уж говорить о том, кто был первым саундрамовцем, так это Марк Анатольевич.
- Как ты планируешь совмещать работу в «Ленкоме» и в Центре драматургии и режиссуры? - Здесь очень важный момент: я перехожу в «Ленком», а ЦДР сохраняется, за что спасибо департаменту. Было бы большим счастьем, если бы эти два театра подружились, ведь оба они музыкальные по своей сути. И своих не бросают - для меня это важный момент. Если бы мне сказали: «Выбирай - либо «Ленком», либо ЦДР», я бы не согласился пойти в «Ленком», потому что мы с командой студии SounDrama, которая в 2016 г. обрела дом в ЦДР, за 20 с лишним лет прошли многое. До сих пор перед глазами, как мы поехали на гастроли со спектаклем «Гоголь. Вечера». А у нас частью декораций были кресты. И вот на границе всех попросили выйти из автобуса и взять свои вещи. И все 20 с лишним человек взяли по клетчатой сумке с костюмами и по кресту. Никто и слова не сказал, типа «я - артист». Шел караван через границу, чтобы сыграть спектакль в Абхазии, - каждый со своей сумкой и со своим крестом. Для меня вот это театр: театр друзей, коллег, единомышленников. Я это сказал на представлении в «Ленкоме».
- Когда неделю назад тебя представляли труппе, и всем службам, а зал был забит до отказа, ты сказал, что для тебя театр - это храм. Что имел в виду и к чему это обязывает людей? - Да, храм, но без религиозного фанатизма. Храм по всему: по гигиене взаимоотношений, которая в первую очередь должна быть у художников. Такие же художники стоят на сцене, и по другую сторону рамы - я, такой же художник. И критик, и театровед, оценивающие нашу работу, - тоже художники. Это разговор ху-дож-ни-ков! И в этих разговорах мы должны прийти к золотой середине, даже если каждый останется при своем мнении. Но сближаться мы должны: Бог находится посредине. А что такое середина? Это баланс, и я об этом постоянно твержу и студентам, и в театре. Канатоходец идет по канату: если он возьмет сильно в один край - упадет, в другой - тоже. И одно дело - идти на уровне двух метров от земли, а другое - если канат натянут между двумя небоскребами. Ставка риска повышается, и тут баланс важен во всем. Мы все канатоходцы…
- Ты пришел в театр с 90-летней историей, у него свои традиции. Например, в традициях М.Захарова - определенный каст, то есть выбор артистов: в мужском составе здесь все статные, видные. У тебя, судя по труппе ЦДР, другие критерии. - Это не традиция, а предпочтение художника. И что такое традиция? Вот я всю жизнь езжу по экспедициям, по деревням. Я что, не должен уважать их традиции? Конечно, должен, но чтобы традиция не превратилась в музей. Я лучше скажу словами бабы Даши, моего фольклорного учителя, - Ходосовой Дарьи Семеоновны из села Плехово Суджанского района Курской обл., где сейчас идут бои. Я как-то приехал к ней: «Баба Даша, послушай музыку: ты пела, а мы сделали аранжировку, добавили индийские инструменты, еще какие-то». Протягиваю ей плейер, а сам думаю: «Сейчас убьет за то, что я сделал с ее песней», зажмурился, готовясь получать трендюлей. Она послушала, сняла наушники: «Вовка, музыка должна идти в ногу со временем, но не выскакивать и не отставать; то, что вы сделали, - это хорошо. Не сломали песню, а ее приумножили». А у нее 3 класса образования. Поэтому в «Ленкоме» нет такого: пришел новый хозяин, и все будет по-другому, - ни в коем случае!
- М.Захаров, переживший разные времена, делал полит. театр, в его спектаклях всегда было высказывание, обращенное к власти. - Я бы не сказал так однобоко: у Марка Анатольевича не только политическая, но безумно ироническая история, и трепет, и сарказм. Но собирательный образ - это Горин. Не буду называть других авторов, которые в планах, но Горин обязательно вернется в «Ленком». И у Марка Анатольевича были разные периоды и разные высказывания. Но полит. театр с лозунгами мне не очень интересен. Я делаю театр про человека. И еще важное: театр Марка Анатольевича - это всегда ансамбль. Какие бы здесь ни были индивидуальности, культовые звезды, но в первую очередь он держал ансамбль.
- С какой музыкой у тебя ассоциируется «Ленком»? - С Нино Рота, с Феллини. А потом это подхватили Гладков, Рыбников. У Марка Анатольевича всегда было тяготение к Феллини. Как-то Пазолини спросили, как он относится к Феллини. Ты знаешь, что он ответил? «Феллини? А он танцует» - то есть он делает все «танцуя».
- Поэтому твое первое предложение ленкомовцам - «Репетиция оркестра» Феллини? - Конечно.
- Не могу не затронуть вопрос, из-за которого во многом произошли кадровые изменения в театре: А.Захарова, Д.Певцов - они будут работать? - Я буду встречаться со всеми, здесь очень важен личный контакт.
- С каждым? И ты готов потратить много времени на встречу с каждым артистом? - Не только. Я потрачу много времени, чтобы встретиться с каждым артистом и еще со службами. Я должен с каждым встретиться и увидеть глаза человека. Понимаю, что один будет говорить мне одно, другой - другое, но нужно положить конец этой вражде. Инфоповодами должны стать хорошие спектакли, а не вражда: один сказал - театр ответил - театру ответили, и так до бесконечности, по кругу. Я не хочу принимать ничью сторону - я хочу видеть азартных людей от мала до велика, которые любят свой театр, свою работу и тратят время только на работу, а не на ссоры. Я люблю одно место в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», когда кто-то говорит сказочнику: «Да вы знаете, что бы он вам ответил» и А Янковский отвечает: «Но это он сказал сгоряча».
- Я поняла: в «Ленком» пришел миротворец. - Ну а как? Ребенок должен появляться в любви на свет. Это же ужас, когда в насилии. Надо находить баланс и компромисс, а театр - это тоже компромисс, хотя компромисс компромиссу рознь. Вот у меня в спектакле «Скоморох Памфалон» по Лескову - 67 чел.: музыканты, артисты разных поколений. И я знаю, что если 67 с лишним человек могут работать как одно целое, то не обманывайте меня: это возможно. Если ты не хочешь работать - это другое, тогда я не насильничаю: пожалуйста, идите отдыхайте, что угодно делайте, но меня здесь не обманешь. Если бы ты видела, что происходит за кулисами на «Памфалоне»! Помню, как на одном спектакле не хватило одной из двух барабанных палочек, которыми нужно с двух сторон ударить для стереоэффекта. И когда эта палочка куда-то запропастилась, 67 чел. передавали одну по рукам, чтобы она могла ударить. Хотя никто из зрителей и не заметил бы, если бы она не ударила. Но для них это важно, этот трепет…
- Ты допускаешь мысль о том, что артисты ЦДР будут играть на сцене «Ленкома», а ленкомовцы - в ЦДР? - Я думаю, что в процессе работы именно так и произойдет. У меня нет такого: любимчики и не любимчики. Но первое, что я должен сделать, - уделить «Ленкому» внимание, и сразу каких-то перемешиваний в труппах не будет. Здесь очень важна субординация и я буду уделять внимание и «Ленкому», и ЦДР.
- Сил хватит? - Дорогу осилит идущий. Бог же дает все по силам - я в это искренне верю. Я прихожу открыто, и пока жив, буду этому принципу следовать. И так же открыто я, может быть, когда-то уйду в другой мир. Здесь ничего не надо просчитывать: будь как будет, на все воля Божья. Я не хочу общаться с человеком и его просчитывать. Скажем, когда я прихожу в церковь - я что-то просчитываю? Это невозможно, потому что ты приходишь разговаривать, получать ответы и задавать вопросы. Это путь, а путь невозможно просчитать. Театр - это не только машина по выпуску спектаклей, это институция. Поэтому мы должны вырастить новое поколение синтетических артистов, и более того - должны их вырастить в уважении к театру в первую очередь. Чтобы не театр им служил, а они театру. В последнее время случился момент, когда артисты как будто поняли, что не они, а театр их обслуживает. Театр должен, у артиста съемки… Я это как мантру повторяю всем молодым артистам у себя: не театр вам служит, а вы театру, - и в «Ленкоме» буду повторять.
- Когда тебя назначали в «Ленком», почему ты не поставил вопрос, что придешь с директором, которого знаешь? Ведь сегодня эта фигура очень важна, от нее в театре многое зависит, в том числе и самочувствие худ. лидера. - Я не ставил этот вопрос. Здесь департамент решает. Всему свое время, посмотрим. Я всегда хотел, чтобы людям давали шанс. Нужно давать возможность и уметь прощать какие-то вещи. Здесь и директору Дм. Берестову нужна поддержка, и М.Б. Варшаверу. И артистам, которые согласны и не согласны в своем расколе. Здесь много факторов, которые нам нужно объединить и важно проявить великодушие, а не малодушие. Марина Райкина 04.02. 2025. МК https://www.mk.ru/culture....de.html
|
|
| |