Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 27 Мар 2020, 08:30 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь» (К.С. Станиславский)
Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла - все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет. А.С. Пушкин "Евгений Онегин"
Ежегодно 27 марта все работники театров и поклонники театрального искусства в России, как и во многих других странах, отмечают Всемирный день театра, установленный в 1961 году IX конгрессом Международного института театра. Русская театральная школа богата и разнообразна. Многие специалисты сходятся во мнении, что она уникальна и служит образцом для подражания и изучения для многих зарубежных школ. Актерские действа известны с давних времен, но изначально они были связаны в основном с религиозными праздниками или языческими обрядами, и лишь позднее перешли в разряд «развлечений», а потом и искусства. Так, скоморохи, а это музыканты, танцоры, певцы, иллюзионисты, дрессировщики и шуты, известны на Руси с 11 столетия, они ходили по стране и перебивались грошами за свои выступления. Потом появились балаганные представления.
27 октября 1672 года состоялся первый спектакль в Комедиальной хоромине – первом в России здании, выстроенном специально для театральных представлений по указу царя Алексея Михайловича в его летней резиденции в Преображенском под Москвой.
Историю театра в России принято отсчитывать от возникновения придворного театра при царе Алексее Михайловиче. На мысль завести свой театр царя натолкнул боярин Артамон Сергеевич Матвеев, славящийся своим пристрастием к «европейским штучкам».
Он же подбирал и кадры для будущей труппы. Драматургом и режиссером-постановщиком был назначен Иоганн Готфрид Грегори, пастор в немецкой слободе.
К тому времени при приходской школе в немецкой слободе, где он учительствовал, Грегори создал подобие учебного театра, где разыгрывались пьесы на библейские сюжеты. Шли они на немецком, поскольку русского языка пастор не знал. Для августейшего зрителя Грегори написал пьесу «Артаксерксово действо», в которой рассказывалась известная библейская история об иудейской царице Эсфири, сорвавшей планы грозного Амана по уничтожению еврейского народа. Пьеса опять была написана на немецком, а затем силами Посольского приказа кое-как переведена на русский. В результате повествование получилось весьма разнокалиберным, где-то было написано правильным силлабическим стихом, где-то сбивалось на прозу. Впрочем, царь этого не заметил.
17 октября (27 по н.ст.) 1672 года состоялось первое представление «Артаксексова действа». Комедию, как тогда называли спектакль, разыгрывала труппа из 64 актеров (все иностранцы) в течение 10 часов. Этот спектакль вошел в историю русского театра не только как первый, но и как самый длинный. Представление давалось в специально для него построенной Комедиальной хоромине в селе Преображенском, летней царской резиденции. Зрителями были сам царь и его приближенные бояре. Царица тоже смогла посмотреть спектакль – для нее была выстроена закрытая ложа. Новое зрелище всем решительно понравилось, однако сразу после него государь со свитой отправился в баню – для того, чтобы смыть с себя греховные радости, каковым представлялся театр. Пастор Грегори и труппа получили щедрое по тем временам вознаграждение: актеры были представлены царю, а драматургу были пожалованы «40 соболей во 100 рублев, да пару в восемь рублев». После первого представления последовало второе, затем пастор Грегори написал еще одну пьесу - «Олоферново действо», которая также пользовалась большим успехом. После его смерти в 1675г. театральное поприще продолжил его помощник Юрий Гивнер, однако постепенно интерес к театру ослабевал. Со смертью Алексея Михайловича театр и вовсе прекратил свое существование. Комедиальная хоромина была снесена как место для богопротивных деяний … Тем не менее, начало было положено... http://polarstarspb.ru/27-okty....ii.html
ДОМАШНИЕ ТЕАТРЫ В РОССИИ: КОМУ - ЗАБАВА, КОМУ - ИСКУССТВО Домашние театры - феномен русской культуры XVIII века. Конечно, возникновение любительских сцен в домах знатных особ явилось следствием общей театромании, захватившей российское общество в период царствования Елизаветы и Екатерины. Обе императрицы живо интересовались театральными новинками, посещали представления иностранных трупп, радели за появление и развитие отечественных «кадров». Во многом возникновение профессионального русского театра -дело рук Екатерины II. Ну а к концу 70-х годов XVIII столетия набирает обороты увлечение богатых аристократов домашним театром. Кто-то (как, например, отец и сын Шереметевы) относился к театру с трепетом и глубоким интересом, видел в нем не развлечение, но искусство, ресурс просвещения. Кто-то считал театр непременным компонентом моды, старался в устройстве представлений перещеголять других владельцев домашних трупп. Как бы то ни было, домашние театры много способствовали укоренению театральной культуры в России. В них расцвели таланты крепостных актеров, музыкантов, художников, архитекторов - многие из них обучались за границей и превосходили в своем искусстве зарубежных мастеров. Некоторые крепостные артисты и специалисты получили вольные.
6 ноября 1801 года блестящий аристократ Н.П. Шереметев сочетался официальным браком со своей бывшей крепостной, актрисой его домашнего театра Прасковьей Ивановной, известной публике под псевдонимом Жемчугова. Сегодня это вроде бы незначительное событие видится важной вехой в общественной жизни просвещенной России. Вспомним, в каких из сохранившихся усадеб действовали когда-то домашние театры.
КУСКОВО
Театр в подмосковном имении Кусково завел граф П.Б. Шереметев. Просвещенный дворянин, он воспитывал детей в соответствии с европейским каноном образования. По наследству им досталась и любовь к театру. После смерти супруги Варвары Алексеевны Шереметев с детьми перебрался из Петербурга в Москву, а потом и в свое Кусково, чьим обустройством занялся со страстью. Дети, особенно сын Николай, азартно взялись за создание домашнего театра. Николай несколько лет учился в Европе, там пристрастился к театру, изучал его детально — чтобы главные достижения перенять и привить на домашней почве. С ним в Европе находился крепостной Василий Вороблевский, библиотекарь графа Петра Борисовича. Когда молодой граф взялся за устройство кусковского театра, Вороблевский стал его помощником в деле формирования труппы, оркестра, группы оформителей. Для крепостных артистов выписывались лучшие учителя.
«Слава о шереметевской сцене шла очень громкая, - из книги историка русского театра Л. Стариковой «Театральная жизнь старинной Москвы». - Многие знатные театралы предпочитали кусковские спектакли всем другим, в том числе и постановкам Петровского театра, где тогда играли превосходные актеры. Медокс жаловался городскому начальству, что сборы его падают, так как граф отвлекает публику».
ОСТАНКИНО
В 1792-м году страстный театрал и владелец лучшей труппы крепостных артистов Н.П. Шереметев начинает строительство нового театра-дворца в своем подмосковном имении Останкино. Кусковский театр, достигший своего расцвета, уже не удовлетворял потребностям требовательного владельца. Какие-то постановки переносятся в Останкино из Кускова - например, опера на музыку Гретри «Браки самнитян», в которой блистала звезда шереметевской сцены и возлюбленная графа Прасковья Жемчугова. Но появляются и новые, еще более тщательно и пышно оформленные спектакли. Летом 1795 года здесь поставили музыкальный спектакль «Взятие Измаила» - автором либретто стал участник штурма Измаила Павел Потемкин. К сожалению, театр в Останкине просуществовал недолго. Последнее представление здесь дали в августе 1801 года, когда дом Шереметева почтил своим визитом новоиспеченный император Павел I. Царь разрешил графу жениться на крепостной актрисе, но недолго продлилось счастье Николая Петровича - Прасковья Ивановна, родив сына, умерла. А прекрасный бело-розовый дворец-театр в Останкине жив до сих пор, хоть и бывает подолгу закрыт из-за реставрационных работ (это едва ли не старейшее деревянное здание в России). Несколько десятилетий назад в нем снова стали давать спектакли и концерты, в память о звезде русской крепостной сцены П.Жемчуговой и ее любящем муже Н.Шереметеве.
АРХАНГЕЛЬСКОЕ
У этой земли было множество именитых владельцев. В 1810 году Архангельское купил князь Н.Б. Юсупов. Он занимал должность директора Императорских театров. Был у Юсупова и свой домашний театр. Купив Архангельское, он начал строить для него специальное здание.
Проект театра был выполнен итальянским архитектором Пьетро Гонзаго, также он делал декорации для спектаклей юсуповского театра. В Архангельском Гонзаго добился больших успехов в создании перспективных декораций - публика ахала, когда открывался занавес! С помощью живописных приемов художник углублял и раздвигал сцену домашнего театра до небывалых по тем временам размеров. А зрительный зал этого театра современники называли «прелестной игрушкой» - он был роскошен и изящен. Открытие театра в Архангельском состоялось 8 июня 1818 года, среди зрителей были весьма почетные гости: император Александр I и прусский король. Как и другие усадебные театры, театр в Архангельском не давал регулярных представлений. Спектакли играли по случаю, труппа в основном содержалась в Москве, а в подмосковное имение артистов привозили, когда была в них нужда. Звездами юсуповского театра были крепостные артистки - певица А.Борунова и танцовщица А.Рабутовская.
ЛЮБЛИНО
Владелец этого имения Н.А. Дурасов имел три домашних театра, и один из них - в подмосковном Люблине.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 27 Мар 2020, 09:43 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| Это была одна из самых известных частных сцен в России. Люблинский театр славился хором певчих. Но и труппа была очень сильная, доказательством чему служит то, что многие артисты дурасовской труппы потом были приняты в Императорские театры Москвы и Петербурга. В Люблине коллектив театра насчитывал почти сотню человек. Николай Алексеевич был богат и слыл чудаком, он не жалел денег на затратные удовольствия. Крепостные артисты и музыканты люблинского театра обучались в им созданной школе специально для них. Московская знать и приезжие гости поражались размаху театрального дела Дурасова. Комплекс театральных зданий в Люблине частично сохранился. Более того, в поддержании памяти о прошлом усадьбы важную роль играет именно театральная составляющая. На территории музея-усадьбы сохранился каменный флигель, в котором действовала театральная школа. В концепции развития исторической усадьбы правительство Москвы обозначило направление на создание фестивально-паркового комплекса «Театроград».
МАРФИНО
Театр здесь появился при И.П. Салтыкове.
Имение перешло к нему по наследству от отца, фельдмаршала Петра Семеновича. Иван Петрович был московским генерал-губернатором, а свое подмосковное имение Марфино превратил в место паломничества знатных москвичей. Основной приманкой был марфинский театр. Частым гостем в Марфине был Н.М. Карамзин, а на сцене здешнего театра давались представления по его сочинениям. Перу Карамзина принадлежит либретто водевиля «Только для Марфина». По воспоминаниям современников, Карамзин даже сыграл в этом водевиле роль П.С. Салтыкова. Отдельного театрального здания в Марфине не было. Спектакли играли зимой в большом зале усадебного дома, а в теплое время года - в специально отведенном месте на опушке рощи. https://www.culture.ru/materials/149709/komu-zabava-komu-iskusstvo
Нина_Корначёва: Театр начинается с вешалки - это внутреннее убеждение театральных людей. Но стоит выглянуть из пыльных кулис и понимаешь, что начинается театр со здания. Мы же не каждый вечер идем на спектакль, а проходим мимо театральных фасадов ежедневно. Москва абсолютно театральный город. У нас в городе больше 300 театров и театральных площадок. Все не осмотреть... Мы обойдем сегодня несколько наиболее примечательных.
Хорошо, конечно, когда у театра есть свой дом. Однако В.И. Немирович-Данченко считал, что без этого можно и обойтись: "Можно построить великолепное, прекрасное здание, прекрасно его осветить и отопить, собрать оркестр, художников, назначить великолепного администратора, директора, - и всё-таки театра не будет... А вот на площадь придут три актёра, положат на землю коврик и начнут играть - и театр уже есть. Это и есть сама сущность театрального представления". С чего же начинается театр для актёра? Каков он - путь на сцену? До того, как важнейшим из искусств стало кино, его место в государстве российском занимал театр. О театрах заботились на самом высоком уровне. Так, например, чтобы сцена Малого театра непрерывно пополнялась талантами, император Александр I лично распорядился создать Московское театральное училище - будущее Высшее театральное училище им. М.Щепкина, основателя школы русского сценического реализма. Каково это учиться в легендарной "Щепке" сегодня, спустя более 200 лет после её создания? Жив ли еще изначальный щепкинский дух в этих стенах? Об этом - в "Познавательном фильме".
https://youtu.be/r-wLpGOBcEM
ЧАЩЕ ВОДИТЕ ДЕТЕЙ В ТЕАТР О благотворном влиянии классического искусства на воспитание маленьких граждан нашей страны в своем письме размышляет постоянная читательница «Вестей» из поселка Щеглово Всеволожского района Татьяна Хоботкова. Душа у Татьяны Дмитриевны болит за то, что многие молодые люди не знают таких имен как Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Иван Козловский, Сергей Лемешев – все это артисты, когда-то блиставшие на оперной сцене. Мало кто из молодых может сказать, кем был француз Мариус Петипа, а ведь он создавал балет в царские времена. Незнакомыми для многих остаются имена композиторов Михаила Глинки, Петра Чайковского, Александра Бородина, Антона Рубинштейна, Сергея Рахманинова.
«Это классика, на ней мы после войны воспитывались, – пишет читательница. – У нас были очень образованные учителя, окончившие гимназии и Бестужевские курсы. Каждый из них знал как минимум три языка: французский, немецкий и английский. Школа организовывала выезды учеников, начиная с пятого класса, в Мариинский театр на балеты, оперы, в театр музкомедии на оперетты и в драмтеатр на классические спектакли».
По субъективному мнению Татьяны Хоботковой, сейчас в России три человека «держат» классику: пианист Денис Мацуев, артист балета Николай Цискаридзе и исполнитель романсов ОЛЕГ ПОГУДИН.
«Вот на чем надо воспитывать молодежь, – уверена автор письма. – Россия в этом отношении всегда была впереди, а сейчас мы скатились в какую-то яму. У многих школьников в разговоре только мат и хулиганское поведение, как будто так и надо». Некоторые читатели воспримут это письмо как очередное брюзжание и вечное недовольство пожилых молодыми. Но ведь согласитесь, есть над чем задуматься. Михаил Козлов 3.02. 2019. газета "Вести" http://vesty.spb.ru/vodite-chashchu-deti-v-teatr
МОСКВА, 26 мар - РИА Ежегодная всероссийская акция "День театра - 2020", в рамках которой будут показаны лучшие российские спектакли, пройдет в онлайн-формате 27 марта, сообщила пресс-служба Минкультуры РФ. "В текущих условиях, когда все культурные учреждения закрыты и используют новые формы взаимодействия с аудиторией, мы приняли решение не отменять и не переносить акцию, а провести ее в режим онлайн. Мы уверены, что она получится содержательной и востребованной, а также позволит сохранить контакт со зрителем", – приводит пресс-служба слова министра культуры Ольги Любимовой.
На портале и в социальных сетях портала "Культура.РФ" в день акции пройдет более 40 онлайн-трансляций. Будут показаны постановки лучших российских театров, среди которых "Современник", "Ленком", Театр им. Е.Вахтангова, Малый театр, театр им. В.Маяковского, Центр им. Мейерхольда. Все эфиры, транслируемые в рамках марафона, ранее получили поддержку национального проекта "Культура". Помимо этого, пользователи смогут познакомиться с новым проектом МХАТ им. Горького – телеканалом "МХАТ говорит". В программу войдут анонсы и обзоры предстоящих премьер и постановок текущего репертуара, репетиции и программы о технологии производства спектаклей, рассказы о творческих планах и встречи с деятелями театра.
С полным расписанием онлайн-трансляций можно ознакомиться на сайте акции, также там будут размещены более чем 2,5 тысячи записей спектаклей, театральных постановок и концертов. Соцсеть "Одноклассники" также поддержит акцию и предложит зрителям широкую подборку трансляций, подготовленную специально редакцией портала "Культура.РФ". Все трансляции, проходящие в рамках акции, можно будет посмотреть по хэштегу #мывтеатр. Также для пользователей официального сайта акции будет предложен сервис рекомендаций "Спектакли на каждый вечер". Всего в каталоге портала размещено более 1 тысячи спектаклей. https://ria.ru/20200326/1569194446.html
|
|
| |