[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » ТЕАТР КУКОЛ СЕРГЕЯ ОБРАЗЦОВА
ТЕАТР КУКОЛ СЕРГЕЯ ОБРАЗЦОВА
Валентина_КочероваДата: Среда, 01 Апр 2020, 18:49 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6940
Статус: Offline
ТЕАТР КУКОЛ СЕРГЕЯ ОБРАЗЦОВА 


«Во всем мире нет другого Образцова. Он сам изобрел свою профессию. Он никогда не учился на кукольника, а стал первым из лучших» - так написал о нем К.Чуковский. И это правда. Образцов умел создавать самые смешные номера из самых простых в мире кукол. В 1931 г. он создал уникальный театр кукол и более 60-ти лет был его бессменным руководителем.


Театр кукол им. Образцова, что на Садово-Самотечной улице в Москве, начинается со сказочных часов на фасаде. Ровно в 12 дня, когда они исполняют мелодию «Во саду ли, в огороде», перед театром замирают прохожие и водители, чтобы поглядеть на выплывающие из глубин механизма забавные фигурки. А уж про детей и говорить нечего: они задирают головы, смеются и просят родителей купить им билеты «на Образцова».


А начиналось все так. С.В. Образцов родился (22 июня) 5 июля 1901 г. в Москве, в семье академика В.Образцова, занимавшегося вопросами эксплуатации железнодорожного транспорта. Однажды 6-летний москвич Сережа, прогуливаясь с мамой по Кузнецкому мосту - улице респектабельных магазинов, попросил купить ему модную тогда «перчаточную куклу», которая надевается на руку. Это был смешной человечек по имени Би-ба-бо. Детская игра с годами превратилась в любимую профессию. Но не сразу. Отец-инженер и мама-учительница очень хотели видеть сына в вузе, а он твердо решил идти в реальное училище и окончил его. Правда, по своей основной специальности никогда не работал, так как сразу же после окончания учебы поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. И уже в 1923 г. состоялся 1-й сольный кукольный спектакль с участием молодого актера, работавшего со знаменитым режиссером В.И. Немировичем-Данченко.

Он стал кукольником, скорее, от безысходности. Послевоенная Москва была «раем», пожалуй, только для нэпманов, а юные студенты ВХУТЕМАСа очень часто ложились спать на голодный желудок. Сейчас уже трудно сказать, кому первому в голову пришла идея смастерить куклу на продажу – Образцову, Б.Ефимову (основателю Кукрыниксов) или А.Дейнеке, ставшему впоследствии известнейшим художником-плакатистом, достаточно вспомнить «Оборону Севастополя». Но юные художники «лепили» фигурки, как пельмешки. Этим-то и спаслись от голодной смерти. Друзья уже тогда замечали, что Сергей так рекламировал свой товар, что возле него всегда собиралась толпа народа. И не было случая, когда бы он возвращался в общежитие имея на руках нереализованную игрушку. Именно там, на улицах Москвы начала и середины 20-х годов была первая «студия» начинающего актера. Как говорится, хочешь жить – умей вертеться. В 1931 г. Образцову было поручено создать кукольный театр. Премьера состоялась 17 апреля 1932 г., спектакль назывался «Джим и Доллар». Любимый конек Сергея Владимировича – пародия, так что уже с 1-х спектаклей, взрослые, приводившие в театр детей, стали требовать, чтобы Образцов поставил что-нибудь и для взрослых. Студенческие годы даром не прошли – и спектакли для взрослых были такие же яркие, взрывные, привлекающие внимание.


Как великий художник Образцов старался подмечать каждую мелочь, чтобы потом использовать это в своих спектаклях. Он внимательно наблюдал за повадками животных, птиц и не просто сочинял для каждого своего персонажа «легенду», а старался, чтобы юные зрители воспринимали характер каждого персонажа так, как это происходит в обычной жизни. А родным и близким оставалось не только смириться с тем, что работа для Сергея Владимировича всегда была на 1-м месте, но и с его поступками, которые рассматривались, как «чудачества». Ну, как  можно отнестись к тому, что взрослый человек, отец семейства после возвращения из турне по США достает вдруг 2 целлофановых пакетика, в которых «резвятся» 2 самых настоящих маленьких крокодильчика? Пришлось запускать их в ванну, потом они «доросли» до уровня бассейна, и, наконец, переросли и его. А сколько было слез, когда с ними пришлось расстаться! Оказалось, что Образцов прихватил крокодильчиков только потому, что их подарил ему сын великого Шаляпина!


Другое увлечение великого маэстро – голуби. Сергей Владимирович лично забирался на голубятню и гонял своих турманов залихватским свистом. И про каждую свою птицу рассказывал удивительную историю. А на вопрос: «Почему вы решили стать кукольником», Сергей Владимирович чаще всего рассказывал такую историю. В 1-м своем спектакле у Немировича-Данченко он должен был играть старика. Желания было много, старания в избытке, но роль не шла. И тогда Образцов изготовил куклу старика для руки, надел ее и начал с нею разговаривать. Те интонации, которые должны были прозвучать на сцене, нашлись сами собой. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые и сегодня работают в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.

В спектаклях Образцова актёр-кукловод – не подсобная фигура, приводящая в движение куклу, а творец сценического образа, создание которого в театре кукол строится на тех же законах, что и в драм. театре, но имеет и свои «кукольные» особенности. Образцов стремится к поиску новых решений в конструкции ширмы, декораций, «анатомии» кукол. Книги, написанные Сергеем Владимировичем о системе режиссерской и актёрской работы в кукольном театре, являются богатейшим наследием Мастера, которое он оставил своим последователям. Среди них «Актёр с куклой», «Моя профессия», «Эстафета искусств», «По ступенькам памяти», «Моя кунсткамера», «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон», «Театр китайского народа» и др.
За 70 лет театр посетили миллионы детей и взрослых, десятки глав государств и правительств разных стран, сотни выдающихся деятелей искусства, культуры, науки. Среди них: Ж.Филип, И.Монтан, С.Лорен, И.Ганди, Э.Кеннеди.

Будучи законодателем актерского, режиссерского, художнического, технического исполнения, Образцов и его мастера создали самый знаменитый шедевр - «Необыкновенный концерт». Эта постановка - остроумная сатирическая пародия на эстрадный концерт, которая впервые увидела свет весной 1946 г. Спектакль имел огромный успех у зрителей, но не был одобрен «чиновниками от искусства». Он был запрещен, но возродился после того, как Образцов изменил его первоначальное название, сохранив при этом неизменной всю программу. Спектакль был показан в разных странах мира в общей сложности 9 тыс.раз и за свое долголетие занесен в Книгу рекордов Гиннеса. «Необыкновенный концерт» - это постановка на все времена. Она интересна для всех зрителей, ибо халтура и эстрадные штампы неискоренимы», - утверждал С.Образцов.

Творческий путь Образцова-режиссёра отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: "По щучьему велению" (1936), "Кот в сапогах" (1937), "Волшебная лампа Аладдина" (1940), "Король-Олень" (1943), "Весёлые медвежата" (1945), "Необыкновенный концерт" (1946), "Божественная комедия" (1961), "Дон Жуан" (1975) и многие другие. Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра.
http://shalomfilm.com/1000-te....va.html

Нина_Корначёва:
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ОБРАЗЦОВ И ЕГО ТЕАТР


С.Образцов с любимой куклой Тяпой

Нам всегда казалось, что они вечные. Что никакие они не старики, да они так и не выглядели. Что никакие болезни им не опасны, что они всегда на гребне волны, на переднем крае, уверенные, красивые, талантливые. Они - это Е.В. Сперанский, С.С. Самодур, З.Е. Гердт, Е.Е. Синельникова, И.Е. Мазина - всех и не перечислишь. Да и как можно пройти мимо таких колоритных фигур, как директор распорядитель К.К. Мирский, всегда готовый помочь в любых житейских делах. Главный бухгалтер театра Е.А. Мышкина, о которой Образцов говорил: "С Евгенией Александровной я могу спать спокойно...". И главный администратор Циля Михайловна, высказывания которой становились крылатыми.

Идёт заседание худсовета, докладывают о проделанной работе зав.методической частью Пукшанская и педагог Дисман. В докладе фигурируют цифры: за этот период мы обслужили такое-то количество пионерских организаций, школ, подшефных коллективов. Помогли худ.самодеятельности заводов и фабрик, проводим постоянные консультации на местах и у нас в театре и т.д и т.п. Все уже устали. Вдруг в паузе Гердт: "Я прошу прощения, но абсолютно не понимаю, зачем нужно поголовное окукливание народов Советского Союза?!" Сумасшедший хохот, смеются все и докладчики тоже. Продолжать уже нечего. Переходим к следующему вопросу. Над всеми этими талантливыми людьми возвышалась фигура основателя театра - С.В. Образцова. Человек высочайшей культуры, безукоризненного вкуса, художник, актёр, режиссёр, писатель, педагог, пропагандист русской культуры, защитник униженных и оскорблённых, не боявшийся в застойные годы поднять свой голос в защиту евреев.


Среднего роста, с крупными голубыми глазами, большеротый альбинос, он всегда выделялся среди остальных какой-то особой энергией, ему одному присущей целеустремлённостью, какому-то особому видению, казалось бы обыкновенных предметов. Вспомните его кинофильмы: "Кому нужен этот Васька?" и "Удивительное рядом". В первом поднимался вопрос о воспитании подрастающего поколения. Сергей Владимирович беседовал в тюрьме с осуждённым за убийство. А начиналось всё у убийцы с издевательства над животными. Никто из взрослых вовремя не остановил маленького негодяя. А дальше пошло - поехало, после кошек и собак можно поднять руку и на себе подобных. Во-втором, рассуждения большого художника об удивительности окружающего нас жизненного пространства. В частности, о строении человеческого глаза, с которым не могут сравниться никакие современные оптические приборы. О громадной силе маленькой травинки, в своем стремлении к жизни и солнцу пробивающей асфальтовое покрытие.

В театре Сергея Владимировича звали "хозяин", и он действительно им был во всех сферах театрального бытия, от "вешалки" до театрального представления, успевая в промежутках руководить и музеем и научно - методической частью, художниками постановщиками, конструкторами, заниматься рыбками, птичками, ботаническими растениями, объясняя, как важно для воспитания ребенка общение с окружающей средой, а уж в подборе этого он был большой дока, и ботанико-зоологический сад был представлен разнообразиями из всех стран мира, и командовала этим хозяйством специалист с высшим образованием, как все в театре её называли "рыбкина мама". А ведь нужно было ещё, а это самое главное, ставить новые спектакли, играть ежедневно уже идущие, репетировать, ездить на гастроли по стране и за границу. Трудно назвать город в Союзе или страну в мире, где бы не был театр Образцова.

Будучи человеком "того времени и того воспитания", Образцов старался прививать высокую культуру в своём коллективе и своим студентам, постоянно рассказывая о Станиславском и Немировиче-Данченко, Качалове, Москвине и других корифеях МХАТА, в котором он начинал свою актёрскую карьеру. О своих друзьях-художниках: Пименове, Гончарове, Дейнеке, с которыми он учился во ВХУТЕМАСЕ, о поэтах и писателях начала XX в., которых он слушал в Москве в Политехническом институте, а это были - Маяковский, Белый, Хлебников, Мандельштам, Блок. Таким образом, получалась как бы эстафета памяти. А рассказчиком он был изумительным, мог говорить часами, и перед вами возникали "живые" люди оттуда, да какие люди. И казалось, что это было вчера: извозчик вёз Качалова в Марьину Рощу, и тот ему давал пятиалтынный, и тогда же "хозяин" видел Тарханова и Москвина в Каретном Ряду. Это была живая эстафета искусств, и так позднее он назовёт одну из своих книг. Мы обожали, когда "хозяин" приходил на репетицию и рассказывал о прошлом. Его страстная любовь к "пленительному искусству театра кукол", им же самим поднятая на небывалую высоту, от шарманщиков-кукольников, ходивших по дворам с петрушками, до создания грандиозного театра кукол в центре Москвы, со знаменитыми часами, останавливающими движение на Садовом кольце, его трудом, его заботами выстроенный Дворец Радости для детей, да и для взрослых тоже. Создание специального репертуара - он всегда об этом говорил, "для кого играем", и просил внимательно читать на билетах, начиная с какого возраста можно идти на спектакль.

В свои 80 лет Образцов "летал" по театру не признавая лифта, поднимаясь к себе в кабинет на 3-й этаж пешком, по дороге успевая зайти к директору-распорядителю, узнать как дела с гастролями, забежать в бухгалтерию, восторженно показывая свой загар: "Я нырял и плавал" - это после отпуска в Мисхоре, зайти к завтруппой, подняться к себе на третий, заглянув в мастерские. А мастерские - это чудо, собрание талантливых художников, скульпторов и конструкторов, долгими часами выдумывающих, как будут двигаться куклы, из какого материала их делать, что механизировать. Всё он должен был проверить сам. После этого проследовать наконец-то в свой кабинет, где Пиррая Абдуловна (секретарь) сообщала, что предстоит сделать сегодня. А это - ответить на десятки писем, позвонить по неотложным делам, не по своим, по актёрским. Кому-то мать в больницу положить, кому-то ребёнка в детский сад устроить, да и телефон необходимо подключить актёру Тютькину, так как без телефона тот жить не может, ввиду незаменимости его в театре. И поэтому Сергей Владимирович звонит начальнику телефонной сети города Москвы, товарищу Васильеву, который естественно "хозяину" отказать не может. И счастливый актёр "замачивает" с коллегами установку телефона в ресторане ВТО. Я уже не говорю о ЧП. Автор этих строк попал с тяжелым инфарктом в больницу, где не оказалось жидкого нитроглицерина, и Сергей Владимирович ночью достал его в 4-ом управлении Кремлёвки, на что заведующая реанимации сказала моей жене: "Благодаря вашему мужу мы ещё человек двадцать поднимем".

Моё личное знакомство с Образцовым началось в 1961 г., когда его театр приехал в Киев на гастроли. Играли они в Доме офицеров на Печерске, а Сергей Владимирович имел творческую встречу с интеллигенцией в Киевском кукольном театре, где я работал актёром. Я был как громом поражён обращением Образцова напрямую со сцены к руководителям Украины и Киева: "Я не люблю приезжать в ваш антисемитский город. В моё время порядочные люди не пускали антисемита на порог". И дальше в таком же ключе. В зале стояла мёртвая тишина, которая потом разразилась шквалом аплодисментов. Кстати сказать, уже на склоне своих лет во времена гласности и перестройки, когда поднялась отвратительная волна анисемитизма, Сергей Владимирович написал статью в газету "Комсомольская правда", открыто осуждая всю эту черносотенную грязь. На следующий день я поехал на сольный концерт Сергея Владимировича, за кулисами поблагодарил его за выступление, не предполагая о том, что спустя 10 лет мне посчастливится стать актёром его труппы.

- Вы нам понравились, - сказал Образцов, - единственное желание - это поменять фамилию, так как Гердт и Гехт очень близки по произношению. И зритель, взглянув на афишу, будет думать, что это - опечатка. А нам бы не хотелось недоразумений на этот счёт.
- Лёня, возьмите Храпинович, это моя девичья
, - под общий смех сказал Гердт. Фамилию менять не хотелось, но пришлось. Месяца через 2 "хозяин" вызвал меня в кабинет и сказал:
- Вот директор-распорядитель не может заказать афишу. Вы придумали себе фамилию?
- Да, Сергей Владимирович, - Бунин...
- Как Бунин, это же великий русский писатель. Вы, что, его внук?
- Сын, Сергей Владимирович,
- волнуясь ответил я.
Длительная пауза. Образцов смотрит на директора, директор - на него... Потом оба - на меня.
- Сын моей мамы, - продолжаю я. - Она - Буня, а я - Бунин. Так нас всех во дворе звали. У Шурика мама Миля, значит, Шурик - Милин. Вот и у Райкина мама Рая, и он Аркадий Райкин.
- Тогда другое дело,
- сказал Образцов. - Можно заказывать афишу.

Создание спектаклей - всегда праздник, всегда что-то новое, никем ещё не придуманное. Будь то пьеса, написанная автором, или что-то, создаваемое постановочной группой. И не важно, что авторы не профессиональные писатели, а, например, архитекторы. Громадные куклы размером в 2 человеческих роста, управляемые несколькими актёрами или написанная актёрами Ливановым, Бардиным, Гердтом пародия на мюзикл "Дон Жуан", и маленькие точёные образы красавца Дон Жуана, Донны Анны, Чёрта Чуки и других, сделанных из тонкой замши, необычайных по характерам, расцветкам и лёгкости управления одним актёром - изумительная работа художника А.Спешневой. Спектакли, ставшие классикой: "Необыкновенный концерт", "Волшебная лампа Алладина", "По щучьему велению" ("хозяин" ласково называл: Щука), "Кот в сапогах" и многие другие - бережно передавались из поколения в поколение. И когда Образцова пытались критиковать за невыполнение плана по невыпуску новых спектаклей, он говорил: "А зачем мы будем ставить заведомо плохой, только потому, что он новый. Нет уж лучше старый, да хороший".

На гастролях за рубежом театр производил фурор, публика неистовствовала. Например, в Западной Германии давали занавес 26 раз, благодарные зрители бросали на сцену цветы, коробки конфет, плюшевые игрушки, сувениры. Многие прорывались на сцену, чтобы пожать руку актёру. Иногда приходилось играть бесплатные спектакли дополнительно, ночью. Критика писала, что театр Образцова - это 8-е чудо света. И это правда, потому что этому театру не было, нет и, возможно, даже никогда не будет равных, так же, как и его основателю С.В. Образцову, 100-летие со дня рождения которого отмечалось в 2001 г. Его давно уже нет, но осталось его творчество, спектакли, книги, кукольные герои, его Театр. Он оставил нам - праздник своей жизни. Большое ему за это спасибо и низкий поклон.
Леонид Бунин, Калифорния
http://www.vestnik.com/issues/2001/0717/koi/bunin.htm

Из книги С.В. Образцова "Моя профессия":
"И у моей матери и у моего отца был хороший музыкальный слух. Они передали его сыновьям, и очень часто по вечерам, при свете тогда ещё керосиновой лампы, мы всей семьёй пели разные песни. Знали их очень много. Пели негромко. Нам нравилось не наше исполнение, а сами песни. Их весёлые или трогательные слова, их мотивы. Нравилось, как переплетаются, обгоняют друг друга дуэтные мелодии "Не искушай меня без нужды". Нравилось, как в старинном романсе "Ночи безумные" нижний голос идёт по гамме вверх, а верхний, начинаясь октавой выше, движется к нему навстречу, как они соединяются и, побыв некоторое время вместе, возвращаются обратно. Мы не добавляли к нашим песням никакой особой выразительности, никогда не пели песен "с чувством", потому что не соединяли настроение песни с личными настроениями. Конечно, песня ощущалась грустной, если мы пели "Выхожу один я на дорогу", или весёлой, если это была украинская песня "Йихав мужик до млына" со смешным припевом: "Фурдалы позафурды вердалы при долы долынци до млына", но грустное или весёлое возникало внутри самой песни, её мелодии, её слов и ритма. В этом-то и было самое приятное. И, вероятно, потому, что пели мы почти всегда только вчетвером, без всяких слушателей, пение это превращалось в настоящие встречи с искусством."

Рунеберг "Жалоба девы" пер. Н.Берга. Поет С.Образцов


"Необыкновенный концерт"


"Божественная комедия"


"Волшебная лампа Аладдина"


"Ноев ковчег"
Прикрепления: 3036394.jpg (14.0 Kb) · 0784165.jpg (11.3 Kb) · 7312741.jpg (14.3 Kb) · 3312178.jpg (15.4 Kb) · 9250454.jpg (14.9 Kb) · 4287169.jpg (8.2 Kb) · 2641653.jpg (6.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 01 Апр 2020, 20:37 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6940
Статус: Offline
В ТЕАТРЕ КУКОЛ им. С.ОБРАЗЦОВА СМЕНИЛСЯ ДИРЕКТОР
30 апреля 2019 г., коллективу Театра кукол им. Образцова представили нового директора. Им неожиданно стал теннисист В.Бакулев, имеющий за плечами неудачный опыт руководства «Современником».


В Театре кукол Бакулев сменил на директорском посту И.Корчевникову, у которой 29 апреля истек срок контракта с Минкультуры. По информации, полученной из театра, ранее вопрос о замене директора с коллективом не обсуждался. Бакулев появился в театре внезапно – днем 30 апреля его представили коллективу врио директора Департамента гос. поддержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ Э.Исаакян и советник министра культуры М.Кожемякин. Несмотря на то, что Театр кукол является театром федерального подчинения, на сайте Минкультуры РФ до сих пор нет никакой информации о новом директоре театра. Что касается кандидатуры самого Бакулева, то Минкультуры проявляет большую заботу о его трудоустройстве. В частности, с подачи Минкульта, обсуждалось его назначение директором РАМТа (во время домашнего ареста С.Апфельбаум) и МХАТа им. Горького, но А.Бородину и Т. Дорониной (которая на тот момент была худруком МХАТа) удалось уберечь свои театры от спортсмена.

В.Бакулев родился в 1965 г. в Москве. Он выпускник Государственного центрального института физ.культуры (ныне Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма). Чемпион СССР, чемпион России, многократный победитель всесоюзных и международных турниров. В 1982-1989 гг. входил в сборную СССР по теннису п/р Ш.Тарпищева. По окончании спортивной карьеры Бакулев организовал и возглавил теннисный клуб VIP. Был советником председателя Госкомитета РФ по физ.культуре, спорту и туризму в 1996-1997 гг., советником зампремьера правительства Москвы в 1998-2000 г. В 2007-2009 гг. являлся президентом МФК «Норильский никель». С 1998 года - организатор международных теннисных турниров с участием звезд мирового спорта, политики и культуры. В 2012-2013 гг. неожиданно стал директором театра «Современник». По официальной версии, со своего 1-го в жизни театрального поста он был уволен «по соглашению сторон». Но не секрет, что труппа театра изначально отнеслась настороженно к его назначению. За 1,5 года работы он не проявил особой активности на новом посту, однако недовольство работой новой дирекции все больше росло. Одной из претензий было составление репертуара всего лишь на месяц.

За 6 лет работы Корчевниковой на посту директора в главном кукольном театре страны произошли радикальные продуктивные изменения. Произведен полный ремонт сцены Большого зала с заменой планшета и внутренних конструкций, полностью восстановлен «Образцовский занавес», не работавший в течение последних 30 лет, изменился и внешний облик здания. Открылась полностью технически оснащенная Третья сцена. Усовершенствована рекламная политика театра. Налажена гастрольная деятельность коллектива в регионах и за рубежом. В театре стали регулярно проводиться конференции и фестивали. Создан музей современного формата, заменивший замшелое «кукловешание». Под руководством И.Л. Корчевниковой Образцовский театр стал инициатором многих благотворительных акций, в том числе неоднократной отправки гуманитарным конвоем благотворительной помощи Донецкому и Луганскому театрам кукол. И.Корчевникова и ее сотрудники инициировали и организовали программу для школьников, которая, помимо показа спектаклей, включает спец. мероприятия: встречи с артистами, экскурсии по театру. В 2015 г. по версии МК Корчевникова признана Лучшим директором года.
Анастасия Павлова
04.05. 2019. журнал "Театр"

http://oteatre.info/vladimi....aztsova

УВОЛИТЬ ЗА УСПЕШНУЮ РАБОТУ
Журнал «Театрал» взял интервью у И.Корчевниковой. Успехи театра под ее руководством были столь очевидны, что никому и в голову не могло прийти, что директора могут снять одним росчерком пера. Успешного директора успешного театра. И тем не менее - сняли. Ещё один подарок преподнесён театральной общественности в Год театра. Пока И.Корчевникова воздерживается от комментариев, повторяем ее недавнее интервью.


– Ирина Леонидовна, хотелось бы посвятить наш разговор тому, как сегодня живет и развивается Театр Образцова…
– Когда я сюда пришла, меня поразили многие вещи. Например, я даже не предполагала, что здесь настолько технологически оснащенная сцена. Я, как обыватель, считала, что театр кукол – это ширма, 2 палки, 2 тряпки, 3 куклы. А когда стала вникать, то оказалось, что это пространство, где есть штанкетные подъемы, софиты, подъемно-опускные площадки, мостики, потрясающее осветительное оборудование. То есть это полноценный театр, только в центре внимания здесь – кукла. Сегодня у нас ставится достаточно серьезная драматургия, но к сожалению, об этом не все знают.

– Наверное, о театре мало писали?
– Просто по инерции считалось, что в Театре им. Образцова давно устоявшаяся жизнь, воя «система координат», а потому он не нуждается в рекламе. Это ведь бренд – Театр им. Образцова. Даже до того, как он сюда переехал, а был еще на Маяковке, то были и ночные очереди за билетами, и запись. Потом театр переехал на Садовое, появились знаменитые часы и вроде не нужно было заниматься ни фасадом, ни какой-то другой пропагандой.

– В условиях высокой конкуренции, как сегодня привлекаете зрителей?
– Наступило такое время, когда без рекламы очень сложно прожить. И Большой театр, и Театр им. Вахтангова (одни из лучших сегодня театров) все равно озабочены этим вопросами. Мы начали с элементарного. С театрально-концертной афиши, которую сейчас уже и не вывешивают, а когда я сюда пришла, она еще была, но в ней почему-то не было Театра им. Образцова. Я задала вопрос: «Почему нас в афише нет? Это ведь имидж». И начали с этого, а потом появились в СМИ. Сейчас на рекламу мы тратим деньги, довольно существенные, благодаря чему заявили, что живы и очень даже неплохо развиваемся. Ведь были случаи, когда меня спрашивали: «А что, разве Театр кукол Образцова еще существует?» Но при этом, подчеркиваю, наш театр никогда не пустовал. Может быть, аншлагов и не было, хотя «Необыкновенный концерт» никогда не нуждался в рекламе, даже сейчас на этом спектакле всегда полный зал. Та же история с «Божественной комедией». Но все новые спектакли требуют определенной информационной поддержки. И мы ее разработали и используем по возможности все, что сегодня существует в мире интернета и бумажных изданий. Ведь конкуренция – огромная! Мы и сейчас в каникулы играем по 4-5 спектакля в день, хотя во многих театрах появился достаточно сильный детский репертуар.

– Как удается играть так много?
–  Мы отличаемся от театров драмы тем, что спектакли у нас не такие длинные. «Необыкновенный концерт» и «Божественная комедия» идут 2 час. с антрактом. Остальные примерно 1,5 часа. Есть спектакли 50-минутные, есть для малышей – 30 минут. К тому же, у нас теперь три площадки. Мы открыли 3-ю сцену на 45 мест, и она очень востребована, практически все спектакли распродаются очень быстро. Кроме того, мы поменяли режим работы кассы. Раньше она работала до 7 часов вечера, а в каникулы – до последнего вечернего антракта. Когда я прихожу в Театр им. Вахтангова, вижу, что там и перед спектаклем, и в антракте в фойе продаются билеты. Это правильно. В Художественном театре – то же самое. Я считаю, что очень удобно, когда зритель может воспользоваться тем, что он пришел в театр и купил билеты на следующий раз. В РАМТе 3-я касса вынесена в фойе. Думаю, со временем, мы это тоже сделаем. Когда мама с ребенком вместе подходят и выбирают билет, в этом есть важный воспитательный момент…

– А если говорить о руководстве театра. Что изменилось за последние годы?
– Здесь долго не было главного режиссера. В 1992 г. ушел из жизни Сергей Владимирович, а преемника не оставил. И театр долгое время был директорским, что неправильно. Когда я выиграла конкурс на пост директора Театра им. Образцова, я пообещала, что первым делом найду главного режиссера. А так как Б.Константинов здесь уже поставил 2 спектакля, и его подход, его фантазия всем понравились, то все решили, что он и будет самым лучшим главным режиссером. Сейчас в театре идет несколько его спектаклей Константинова. «Аленький цветочек» – это не просто сказка, а народный сказ, естественно, в кукольном воплощении. И дети (спектакль рассчитан на возраст 9-11 лет) с большим интересом его смотрят.

– У вас есть спектакли и вовсе для взрослых – например, «Старый сеньор» по рассказам Маркеса…
– И С.В. Образцов тоже ставил много спектаклей для взрослых. Но у него это была скорее «ирония по поводу». И тогда в 1960-е годы на сцене были только куклы. Живой план, как правило, отсутствовал. За исключением, конечно, «Божественной комедии». А сейчас у нас изменился подход к постановкам для взрослых. Мы берем серьезную драматургию. «Фигаро» по жанру комедия, но это же серьезная драматургия. Она многословна. И, конечно, в таких постановках происходит синтез актера и куклы. И так как Б. Константинов владеет и искусством театра куклы, и драматическим, потому что у него двойное образование (он после «драмы» получил образование режиссера-кукольника), то он очень органично сочетает два этих направления.
А есть спектакли, где только уникальные куклы. Например, «Старый сеньор», о котором вы вспомнили. Это дебют замечательного художника В.Никоненко. Теперь он, как художник, уже трижды лауреат «Золотой маски». А за этот спектакль наши актеры получили четыре «Маски». Это классический для кукольного театра «черный кабинет» и огромные, куклы, больше человеческого роста, каждую куклу ведут 4 человека. Это очень красивый спектакль, в котором 3 новеллы Маркеса, перетекают одна в другую. Постановка длится ! 1 час 10 мин., и весь спектакль на сцене звучит живая музыка – играет талантливый саксофонист, ученик А.Козлова И.Дыма. Конечно, на серьезную драматургию труднее реализовать билеты. Но сейчас на «Фигаро» – аншлаги. И «Старый сеньор», который раз в месяц идет на Малой сцене, собирает полный зал. Скоро у нас появится еще одна серьезная постановка для взрослых, но детский репертуар, безусловно, превалирует. К Новому году у нас появился свой «Щелкунчик», поставленный А.Лучиным, который замечательную музыку Чайковского сделал одним из главных действующих лиц.
Внучка Сергея Владимировича – Е.Образцова продолжает творческую династию и работает у нас режиссером-постановщиком. Ее новая работа – премьера этого сезона – «Дон Кихот». А также в прошлом сезоне она поставила «Три поросенка» – очень востребованный спектакль.  У него возрастная категория «0+».

– Кстати, а кто устанавливает возрастную маркировку на спектакли?
– В процессе работы мы советуемся с режиссером. Но с маркировкой всегда возникают трудности. Например, мы поняли, что «Синяя птица – это примерно для детей от 9 лет. Мы поставили «9+». Но если мы отдаем в рекламу, то, согласно общепринятым нормативам, они «9+» исправляют на «6+», потому что официально в детском театре заведено только 4 градации «0+», «6+», «12+» и «16+». Это же неправильно! Вот, например, сейчас «Щелкунчик» должен быть от 5 и выше. Нам поставили «0+», мы попросили, чтоб сделали тогда «6+». Мы для своей афиши ставим свои маркировки, а как только идет в официальную рекламу, они сами исправляют. Кстати, многие ответственные родители звонят нам в театр перед тем как купить билеты – уточняют, что лучше подойдет по возрасту.

– У вас работает много молодых актеров. Как пополняется труппа?
– К сожалению, Москва не имеет своей внятной кукольной школы в отличие от Санкт-Петербурга. Там факультет, которым руководит Н.П. Наумов, готовит актеров, режиссеров и художников-технологов для театров кукол.  В Воронеже и в Нижнем Новгороде выпускают актеров, режиссеров-кукольников, но технологов-кукольников выпускает только Санкт-Петербург. И возникла очень сложная ситуация: в основном, к нам приходят показываться актеры драм. направления. И здесь заново начинается их обучение, потому что водить куклу очень трудно, и не у всех это получится. Бывает, что кто-то отработает сезон и уходит, но кто-то находит здесь свое призвание. А сейчас мы ведем переговоры с руководством ГИТИСа, чтобы открыть профильный курс. Это было бы замечательно, потому что у них потрясающая общеобразовательная база, а все специальные предметы, включая танец, движение, кукловождение и даже технологию, – все это можно изучать у нас. У нас прекрасные мастерские в основном здании, а в соседнем здании на нашей территории, в основу которого еще в 1984 г. Сергей Владимирович заложил 1-й камень, но оно так и не успело поработать по своему прямому предназначению, как учебная база театра, есть прекрасные аудитории, где мы проводим конференции, мастер-классы, репетиции. Открыли Третью сцену, где играем спектакли, с предназначением быть также и учебной сценой в будущем. Планы интересные, но и здесь есть вопрос финансирования учебного процесса. Пока что это сложно.

– Артисты кукольного театра часто остаются «за кадром» и к сожалению, не так известны, как их коллеги из театра драматического…
– Да, «заширмовых» артистов мало кто знает. Даже тех, кто 50 лет проработал с самим Образцовым. Но мы в рамках нашего коллектива решили восстановить справедливость, учредив свою актерскую награду. И 21 марта первые 16 человек, из тех, кто проработал в театре более 40 лет, получат именной серебряный знак с изображением руки с шариком на указательном пальце – символ Театра кукол. Конечно, мы не первооткрыватели. У мхатовцев, тоже принято вручать «Чайки» за многолетнюю работу. Этот знак был задуман Станиславским и Немировичем-Данченко. Но впервые золотая «Чайка» появилась как подарок Чехова О.Л. Книппер. А потом возникла идея награждать актеров – как символ того, что ты принят в ряды мхатовцев. А у нас теперь свой знак – Рука с шариком на пальце.
Валерий Яков, Марина Михайлова, 06.05. 2019.
http://www.teatral-online.ru/news/24207/

Заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ Ольга ГЛАЗУНОВА:
- То, что произошло - уму непостижимо! Я просто диву даюсь! Мне всегда казалось, что у Ирины Леонидовны очень крепкие позиции, что она абсолютно на своем месте. Она же так много сделала для театра. Это и гастроли, и фестивали, и конференции, и обустройство. Ее задачей было на все это найти финансы, с чем она справлялась очень хорошо. Ирина Леонидовна человек требовательный, болеющий за театр. Она его полюбила, основательно вникала во все проблемы, неформально относилась ко всему, что делала. Конечно, увольнение и назначение директора - прерогатива министерства. Но они могли бы посоветоваться с театром. Чем они руководствовались - я понять не могу. Меня это все очень удивило. Надеюсь, что никто не будет разрушать традиции этого театра».
http://www.teatral-online.ru/news/24221/

«ЭТО НАЗНАЧЕНИЕ ГРОЗИТ ГИБЕЛЬЮ»
Куклы театра Образцова просят защиты


В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения замдиректора ГЦТК Ю.Шерлинга. В конце апреля истек срок контракта с директором театра И.Корчевниковой, занимавшей этот пост с 2013 г. и реализовавшей очень много успешных проектов.
«За то время, пока В.Бакулев входил в курс дела, у нас сложились нормальные рабочие отношения,  но 23 мая зам. директора был назначен Ю.Б. Шерлинг, человек в театральном мире нерукопожатный», – написали сотрудники театра кукол в открытом письме, которое накануне вечером поступило в редакцию «Театрала». В своем обращении они подчеркнули, что за несколько дней работы Шерлинга в театре сложилась «нездоровая обстановка»,обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности».

«Юрий Борисович неуважительно относится к бренду Театра Образцова: известной всему миру «руке с шариком», знаменитым часам на фасаде театра – одному из символов города Москвы. За время пребывания в ГАЦТК он не посмотрел ни одного спектакля театра, которым пытается руководить», – говорится в обращении. Итогом стала акция, начавшаяся в 14.30 под часами возле центрального входа. На ней собрались артисты, сотрудники цехов, администрации и художественное руководство. Как отметил, главный художник театра С.Алимов, Театр Образцова всегда отличался глубокими традициями, которые теперь оказались под угрозой.
– Я работаю в этом театре больше 20 лет и могу сказать, что здесь никогда не было ни безвкусицы, ни пошлости. Но боюсь, с приходом нового зам. Театр Образцова будет захвачен антихудожественностью. По крайней мере, насколько мне известно, в планы г.Шерлинга входят вещи, несовместимые с жизнью театра. Нам начинают навязывать не свойственные нам темы. Это назначение грозит гибелью нашей эстетической формы.

– Театр Образцова по праву считается Меккой кукольного искусства: кукольники со всего мира считают честью выступить на этой сцене
, – отметила режиссер Е.Образцова. –  Как человек, безмерно любящий всех работающих здесь людей, хочу сказать, что мы не заслужили унижения. Мне больно и обидно, когда унижают символы, связанные с именем моего деда Сергея Владимировича, оправдывая это тем, что поднимают наш театр «со дна». Между тем, скоро 90 лет, как мы воспитываем молодое поколение. Мне больно, когда нас унижает человек, не имеющий отношения к нашему искусству. Мне больно, когда к нашим сотрудникам обращаются на «ты» и разговаривают с ними пренебрежительным тоном.

Выразить солидарность с коллегами собрались представители целого ряда московских театров.
– Мы с Театром Образцова – большие друзья, и мы в ужасе от того, что здесь происходит, – рассказала директор театра «Сфера» И.Тарасова. – Нельзя разрушать достояние страны. Традиции должны жить.


Поддержать коллег пришла и бывший директор Театра Образцова И.Корчевникова:
– Когда сюда в качестве директора был назначен Бакулев, первое, что я ему сказала: этот театр нужно не просто любить – его нужно обожать. Только тогда у вас все получится. А что касается Шерлинга, я считаю, человек, который входит в музей кукол и говорит, что нужно убрать образцовского дракона, все переделать и установить экраны, человек, который рассуждает, как бы «срубить бабла» – пренебрегает образцовским духом. И это не имеет никакого отношения к новаторству. Когда мы говорим «образцовцы», мы имеем в виду людей, которые опираются на заложенные Сергеем Владимировичем традиции. Здесь работают удивительные люди с чистыми помыслами, настоящие творцы, они обожают свой театр. Низкий им поклон. Раз сегодня у них возник порыв провести эту акцию, значит, они испытывают боль. А мне больно, что я больше не с ними.

Между тем, главный режиссер театра Б.Константинов отметил, что, несмотря на все сложности, театр продолжает работать. Он поблагодарил всех, кто вышел на улицу с куклами на руках:
– Несмотря на все происходящее, через несколько минут у нас начнется спектакль. Театр живет и ждет зрителя. Но, как главный режиссер, я очень огорчен тем, что мы вынуждены отвлекаться от своей работы: атмосфера сейчас нетворческая. Я знаю, что в театре есть немало проблем по хозяйственной части, но, уверен, все они могут быть решены. Самое ценное, это все-таки творческий дух, здоровый микроклимат, который оказался под ударом. Надеюсь, Минкультуры нас услышит и сделает выводы. Надеемся на понимание и благополучный исход. Тогда театр сможет жить, сочинять спектакли и по-прежнему радовать зрителей.
Анна Тимина,
12.06. 2019. Журнал "Театрал"

http://www.teatral-online.ru/news/24486/

НЕ СТАЛО ГЛАВНОГО ХУДОЖНИКА ТЕАТРА ОБРАЗЦОВА СЕРГЕЯ АЛИМОВА


17 декабря 2019 г., после продолжительной болезни скончался художник-мультипликатор С.Алимов, который подарил нам Топтыжку и льва Бонифация – героев мультфильмов, обожаемых несколькими поколениями детворы на всем постсоветском пространстве. Народный художник России, главный художник театра кукол им. С.Образцова умер на 82-м году жизни.


«Ушел из жизни наш дорогой, наш любимый, наш незаменимый Сергей Александрович. Человек чести, необычайного таланта, исключительного вкуса и любви к своему театру. Наш Главный Художник. Такого больше нет, и никогда уже не будет. Но остались его ученики, значит, осталась надежда», - говорится в сообщении, опубликованном на сайте Театра кукол им. Образцова.
18.12. 2019. КП
https://www.kp.ru/online/news/3708653/

ТЕАТР ОБРАЗЦОВА ПОДЕЛИЛСЯ ПЛАНАМИ НА НОВЫЙ СЕЗОН
19 сентября в Театре Образцова состоялся сбор коллектива, на котором присутствовали все сотрудники и друзья театра. Во время официальной части руководство театра рассказало о планах сезона. Главный план для любого театра - это премьеры. Сейчас ведётся работа над тремя постановками. Главный режиссёр театра Б.Константинов ставит на Малой сцене «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. На Третьей сцене готовится к выходу спектакль Е.Образцовой «Робинзон Крузо». Это будет клоунада для взрослых на 2-х артистов. Премьера запланирована на конец декабря. Также на Третьей сцене режиссёр С.Ягодкин работает над спектаклем «Солнечный луч» по пьесе А.Попеску.

Е.Образцова поделилась своими более далёкими планами. В долгосрочной перспективе она планирует выпустить спектакль «Чиполлино» и 2 совместные работы с главным художником театра С.Алимовым и композитором А.Зацепиным - «Мэри Поппинс» и «Гоголиада. Невский проспект».  Кроме того, А.Зацепин работает над гимном Театра Образцова. Об этом он лично рассказал на сборе труппы. Начальник музейного отдела М.Назарова рассказала о нововведениях в работе музея и открыла три выставки в фойе театра.

На выставке «Пушкин. Гоголь. Театр Образцова» представлены копии эскизов, фотографии, плакаты, а также куклы, костюмы, реквизит и элементы декораций из спектаклей, поставленных по произведениям двух великих писателей с 1930-х годов по наши дни. Фотовыставка «Неизвестный Образцов» рассказывает зрителям о малоизвестных моментах из жизни режиссёра. А в фойе Малого зала можно увидеть выставку «История Театра Образцова в эскизах».На весну 2020 г. запланирована выставка к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. А самое главное -с ноября театральный музей откроется не только для зрителей театра, но и для всех желающих! Посмотреть крупнейшее в России собрание театральных кукол можно будет как с экскурсией, так и самостоятельно. Посетители смогут воспользоваться русскоязычным или англоязычным аудиогидом.


Коллектив театра Образцова. Фото предоставлено пресс-службой театра
20.09. 2019, газета "Свободная пресса"
https://svpressa.ru/culture/news/244249/

ВЫШЛА В СВЕТ НОВАЯ КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ СОТРУДНИКАМ ТЕАТРА ОБРАЗЦОВА
Вышла в свет новая книга «Образцовцы». Этот фундаментальный труд завершает трилогию, задуманную худруком Московского театра кукол Б.Голдовским. Эта книга о людях, служивших в театре кукол Образцова со дня основания по 2018 г. Авторы книги – не профессиональные писатели, а сотрудники театра. Почти 600 страниц рассказывают биографии людей, которые в разные годы служили театру.

«Вы здесь можете найти биографию 1-го русского петрушечника И.Зайцева, которого Образцов принял в штат своего театра, потому что, когда он создавал первый спектакль, не было денег, чтобы оплатить актёрам зарплату, и Зайцев ходил по дворам со своим Петрушкой, честно зарабатывал деньги, на которые жил первое время Театр Образцова», – рассказал Б. Голдовский, автор идеи книги.


20.03. 2020. Новости культуры
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/358453/
Прикрепления: 4196952.jpg (5.8 Kb) · 0713140.jpg (6.1 Kb) · 1117453.jpg (15.1 Kb) · 2922308.jpg (11.5 Kb) · 9808520.jpg (32.9 Kb) · 1502616.jpg (9.0 Kb) · 6347396.jpg (10.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 08 Май 2021, 15:25 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6940
Статус: Offline
В ТЕАТРЕ КУКОЛ ИМ. ОБРАЗЦОВА СМЕНИЛОСЬ РУКОВОДСТВО
Театр кукол им. С.Образцова покинул директор В.Бакулев, к которому было неоднозначное отношение в коллективе. Кто придет ему на смену, пока не сообщается. В кулуарах  ходят слухи по поводу возможного назначения кого-то из экс-директоров Александринки и Театра на Малой Бронной. В последние годы в легендарный кукольный театр приходили руководить люди, которые не стеснялись говорить о том, что ничего не понимают в этой сфере. А она специфическая, и требует особого отношения и стратегии. Бакулев  стал директором театра в 2019 г. До этого он работал  директором театра «Современник» с 2012 по 2013 г.

Как сообщают в Минкультуры, Бакулев оставил пост по соглашению сторон. В театр должен прийти новый руководитель, способный обеспечить движение вперед, формировать  вместе с творческим коллективом особый взгляд на развитие  кукольного театра, как это было свойственно С.Образцову. Ситуация в коллективе напряженная. Началось все с того, что летом 2019 г. возникли разногласия с 1-м зам. директора  Ю.Шерлингом, проработавшем на этом посту всего 23 дня.  Говорили, что он не чувствует кукольной специфики, неправильно относится к людям, груб с ними.  В результате Шерлинг был уволен, и приказ об увольнении был подписан В.Бакулевым.
Светлана Ковалева
01.05. 2021. МК

https://www.mk.ru/culture....vo.html

ТЕАТР ОБРАЗЦОВА ОСТАЛСЯ БЕЗ КУКОЛЬНОГО ДИРЕКТОРА
А главный режиссер по-прежнему хранит молчание.

Накануне майских праздников в ведущем театре кукол страны - Образцовском - произошли серьезные события. А именно: Минкультуры РФ не продлило договор с его директором В.Бакулевым. И хотя формулировка расставания звучит вполне миролюбиво - «по согласованию сторон», но все понимают, что, по сути, Минкульт без сожаления расстался с кукольным кадром, оказавшимся не таким уж ценным. Интересно, что контракт с Бакулевым не продлен с 29 апреля, и именно 29 апреля, но 2 года назад, был не продлен контракт с его предшественником - И.Корчевниковой, человеком авторитетным, но освобожденным от должности только по причине того, что в директорское кресло необходимо было посадить Бакулева. Впрочем, совпадение здесь только в цифрах, суть же принципиально разная.

О В.Бакулеве, в отличие от Корчевниковой, за годы его правления мало кто может сказать добрые слова. В кулуарах театра шепчутся: «Слава богу, погнали! Но замы-то остались, а это беда». Надо сказать, что по итогу 2-х летней деятельности на посту директора такая характеристика вполне заслуженна: в первый день своего представления новый назначенец по бумажке читал название театра, а до кучи назвал академический кукольный театр «дном» и уповал на скандал, который мог привлечь к театру внимание публики. Со своих первых шагов он разобрал все инсталляции в фойе Малого зала, убрал портреты создателей театра кукол в России. Уволил много работников и немало принял из Самары, Тольятти, причем на разные должности, естественно, неактерские. Так что хвастать г. Бакулеву, покинувшему колыбель кукольного театра, особо нечем. В общем, кукольным директор оказался.

Мы попытались получить комментарий у главного режиссера Б.Константинова – молчание телефона. Он не комментировал уход прежнего директора, отмалчивается и теперь. Константинов отказался подписать письмо, которое артисты хотели направить министру культуры Любимовой с просьбой об открытых выборах. Все-таки странная позиция, которую иначе как «все равно, с кем работать» трактовать нельзя. Зато у министра, похоже, позиция более чем конкретная. Своими действиями О.Любимова все чаще доказывает, что она самостоятельная фигура, готовая принимать радикальные решения.  Кто же может возглавить театр С.Образцова? В связи с праздничными днями относительно кадрового вопроса - пауза, но тем не менее по театральной Москве ходят разные слухи. Пока называют имена 2-х претендентов, но, насколько это соответствует действительности, сказать сложно. Это 2 бывших директора - К.Чернышев, отставленный с Малой Бронной, и Г.Попов, отставленный из Александринки.
Марина Райкина
04.05. 2021. МК

https://www.mk.ru/culture....ra.html
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 24 Июл 2021, 21:22 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 6940
Статус: Offline
«ТЕАТР ДОЛЖЕН ОТОРВАТЬ РЕБЕНКА ОТ ТЕЛЕФОНА»
В этом году Театр кукол им/ С.Образцова отмечает 90-летие. 5 июля, исполнилось 120 лет со дня рождения его основателя. О принципах воспитания детей через театр, о знаменитом дедушке и поступке, за который до сих пор стыдно, рассказала режиссер, актриса, мультипликатор, Заслуженная артистка России Е.М. Образцова.


– Екатерина Михайловна, какие самые ранние детские воспоминания связаны с дедушкой?
– Дедушка был постоянно занят: либо на гастролях, либо концерт, либо в театре. Но у нас был такой обычай – объезд родственников. Это было раз в месяц или в два. Дедушка объезжал всех родственников, а потом мы собирались у кого-то одного и уже там был праздничный ужин. Каждый раз в разной семье. Был мой дядя – сын Сергея Владимировича с женой и сыном, первая жена дяди с новым мужем и сыном, мы с мамой, папой и брат Сергея Владимировича Боря со своей женой. Вот это основная команда, которая участвовала в этой встрече.


– Был ли какой-то эпизод, разговор, фраза, определившие вашу жизнь?
– Я помню один-единственный случай, за который мне стыдно по сей день. Мы жили с мамой на м. «Профсоюзная», я качалась на качелях, и какие-то мальчишки меня дразнили, пытались стащить с качелей и дрались. А я им сказала: «Вы знаете, кто я? – Кто? – Внучка Образцова!». После этого я стала красная, как рак, стыдно мне по сей день. Дальше я всегда от всех скрывала это. Но мне кажется, эти мальчики и не знали, кто такой Образцов

.– Какие первые ваши воспоминания, связанные с театром?
– Это связано с моей мамой. Она заслуженная артистка СССР Наталья Сергеевна, дочка Сергея Владимировича. Если помните в «Необыкновенном концерте» фразу «Я готова!» – это ее коронная фраза. Недавно в театре был вечер, мы вспоминали ее, к сожалению, мамы уже тоже нет в живых. Конечно, я с мамой, как все дети, которых не с кем оставить дома, шла на работу, ехала на гастроли. Я помню, что я за кулисами работала. Шел спектакль про Буратино, меня научили квакать, и я квакала за кулисами на болоте у Тортилы.


– Это была ваша первая роль?
– Первая роль была в 4 года в кино. Я снималась в фильме Т.Лиозновой «Евдокия».

– Театр по Образцову. Как это сейчас и как это было при его основателе? Какие принципы воспитания детей вы продолжаете развивать?
– Сергей Владимирович специально выстроил театр по такой концепции, чтобы постепенно погружать ребенка в этот мир. Вот он входит в театр: первое, куда попадает, – это музей кукол. Потом ребенок входит в зимний сад и буфет, там у нас раньше были рыбки в прудике, туда кидали монетки, чтоб прийти еще раз в театр, были клетки с птицами.Образцов считал, что, проходя через музей, зимний сад, ребенок раскрепощается, так раскрывается его воображение. Он считал это очень важным. Дедушка полагал, что детей нужно воспитывать на хорошей живописи, литературе, музыке, и не то что воспитывать, а приучать их к этому. Он был категорически против конкурсов детей, когда кто-то выигрывал, а кто-то проигрывал. Против психологических травм, привития звездности маленькому ребенку.

– Как подбирался и сейчас формируется репертуар? Что больше откликается в детских сердцах?
– Откликается, как и всегда, как и несколько веков назад, то, что сделано талантливо и интересно, что не позволяет ребенку заглянуть в свой телефон, оторвать глаза от сцены. Объяснить это иначе как талантом людей, которые это делают, на мой взгляд, невозможно. История должна быть придумана, рассказана, сказка должна быть сказкой, волк должен быть злым, поросята должны быть поросятами, а не ходить с мобильными телефонами.

– А каким у Сергея Владимировича было отношение к православию? И как в вашей семье относятся к вере?
–Дедушка, конечно, был крещеным, иначе и быть не могло. Он уважал веру. Его первая жена Софья Семеновна Смыслова, большая его любовь на всю жизнь, была из очень воцерковленной и церковной семьи. Кто-то в этой семье был церковным служкой, кто-то более высокого сана. К концу жизни Сергей Владимирович стал к вере приходить. Когда-то я попросила одного священника поехать с нами на Новодевичье кладбище, на могилу деда. Я спросила: как быть, я не знаю, как Сергей Владимирович относился к вере. Он сказал: Бог есть Любовь. Сергей Владимирович так любил жизнь и детей и столько добра принес в мир, что его можно считать православным.
Беседовала Алина Темнова
05.07. 2021. Сретенский монастырь

https://monastery.ru/bog-i-c....elefona
Прикрепления: 2848911.jpg (8.6 Kb) · 0309618.jpg (10.3 Kb) · 0969481.jpg (8.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 19 Сен 2021, 19:56 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 6940
Статус: Offline
ПЕРВЫЙ КУКОЛЬНИК: 90 ЛЕТ НАЗАД СЕРГЕЙ ОБРАЗЦОВ СОЗДАЛ СВОЙ ТЕАТР


«Всю жизнь я играю в куклы», - говорил народный артист СССР С.Образцов, написавший книгу с таким же названием. 90 лет назад он создал свой знаменитый театр, куда с большой охотой приходят и дети, и взрослые. «Во всем мире нет такого Образцова. Он сам изобрел свою профессию. Он никогда не учился на кукольника и стал первым из лучших». - сказал однажды К.Чуковский.
В общем, Сергей Владимирович - бесспорный образец в своей уникальной профессии.


В Москве есть улица Образцова. Но названа она не в честь того, кто «всю жизнь играл в куклы». Это - дань уважения его отцу, ученому, инженеру-транспортнику, лауреату 2-х Сталинских премий. Сын опроверг известную поговорку о яблоке, которое от яблони недалеко падает. Сей плод отлетел, укатился от дерева на приличное расстояние. Хотя, с другой стороны, в 1936-м Образцов-ст. являлся председателем Совета содействия строительству детских железных дорог, чрезвычайно популярных в те годы. И уже тогда Сергей Владимирович со своим детским театром обрел известность. Выходит, что их специальности, в сущности, соприкасались.
Когда Сережа был маленьким, Владимир Николаевич хотел, чтобы сын тоже стал инженером, но вышло по-иному, и отец с грустью сетовал: «Нате вам - в куклы стал играть! Неудачник!» Любимой куклой мальчика была крохотная, смешная Би-ба-бо, купленная мамой Анной Ивановной, основательницей и директором женской гимназии в Сокольниках, в магазине японских товаров на Кузнецком мосту. Куколка надевалась на руку, превращаясь в забавного человечка.

Возможно, много лет спустя, видя успехи сына, отец изменил свое мнение о его профориентации. Владимир Николаевич и сам немало способствовал развитию фантазии ребенка, вольно или невольно указал ему путь в особый сказочный мир. В книге «Моя профессия» Сергей Владимирович рассказывал: «Помню, как брат и я, оба совсем маленькие, сидели на коленях у отца и ехали куда-то на извозчике, трясясь по булыжной мостовой. На папиной тужурке блестели серебряные пуговицы с якорями и топориками, и папа рассказывал нам сказку про малюсеньких человечков, которые воевали этими топориками со злыми страшилищами. Сказка была интересная и смешная. Папа ее сам выдумал, чтобы отвлечь нас от долгого и не очень удобного пути. Конечно, он вовсе не считал, что создает произведение искусства, и не преследовал никаких «воспитательных» целей, но в то же время в нашей детской фантазии возникали образы, нас увлекал сюжет, нам было то страшно, то удивительно, то грустно, то смешно и радостно, одним словом, с нами происходило все, что происходит при восприятии искусства. Мы любили маленьких добрых человечков и очень не любили злых страшилищ. Значит, сказка нас воспитывала. Именно так воспитывала, как делает это хорошее произведение искусства».

Сергей хотел стать художником, рисовал много и упорно - и карандашами, и акварелью, и масляными красками. Занимался с преподавателем, поступил во ВХУТЕМАС, о чем впоследствии вспоминал: «Учился я сперва на живописном факультете, в мастерской Архипова, а потом перешел на графический и занимался гравюрой под руководством Фаворского. Только поступление в театр помешало мне защитить дипломную работу и получить аттестат».
На экзамене в Музыкальной студии МХАТа его спросили: «Какой у вас голос?» Он ответил: «Не знаю. Кажется, тенор». Человек с синеватым от сбритой щетины лицом удивился: «Что значит «кажется»? Ну ладно, пойте!» Молодой человек исполнил «Азру» Рубинштейна, затем - романс. «Странно, что мне дали допеть. Баритону, певшему передо мной, сказали «спасибо» посредине ариозо Фигаро».- удивлялся спустя годы Образцов

В студию его все-таки приняли (в 1922 г.), хотя он по-прежнему полагал, что живопись останется для него основным занятием, делом всей жизни. Продолжил посещать графический факультет, рисовал, резал гравюры, сдавал экзамены, перешел на 5-й, последний, курс. И тут студийцы отправились на большие гастроли в Германию, Чехословакию, США. Взяли в турне и Сергея. Работы на сцене становилось все больше, а времени на учебу - все меньше. Он сдал еще несколько экзаменов, написал реферат (о цвете в деревянных гравюрах Дюрера), который читал в Академии художеств. «Но это были уже последние вспышки. Все чаще и чаще приходилось пропускать занятия, и, по правде сказать, я даже не знаю, когда меня, наконец, вычеркнули из списка студентов», - вспоминал позже Сергей Владимирович.

В театре для него многое было непонятно, словно он попал в чужую страну, где все говорили на каком-то странном наречии. Однако постепенно этот дом становился для него своим. Образцов начал примерять образы, будто новую, более или менее подходящую по размеру одежду. Первая его (бессловесная) роль была в «Периколе» Ж.Оффенбаха. Перед выходом на сцену знаменитый Яков Гремиславский загримировал новичка, приладил ему парик. Дебютант страшно волновался, пребывал, по его собственным словам, в состоянии лунатика. Впрочем, последующие постановки с его участием были для молодого артиста не такими стрессовыми. Еще во ВХУТЕМАСе Образцов вспомнил о своей Би-ба-бо и даже предложил сокурсницам М.Артюховой и Т.Мартыновой делать таких куколок на продажу. Девушки какое-то количество смастерили, но продать не сумели ни одной. Затем он лично изготовил тряпичного Негритенка и стал придумывать про него разные истории. Забавлял ими друзей и знакомых, выступал на творческих вечерах, концертах, в театре-кабаре на Большой Молчановке. Вскоре к Негритенку добавились другие рукотворные персонажи.

«В том пространстве, которое называется искусством театра кукол, я двигался как слепой — без поводыря и без палочки: то кружась на одном месте, то ударяясь лбом о стену, — рассказывал Сергей Владимирович. — Но в этой слепоте были и свои преимущества, так как сослепу я нападал иногда на нехоженые и очень интересные дорожки. Может быть, при полной зрячести я бы прошел мимо, вовсе не заметив их».

В середине 1920-х писатель П.Сухотин посвятил ему довольно хвалебную статью в журнале «Красная нива». Сам Образцов объяснял это тем, что его «куклы не повторяли старых форм, никому не подражали, не выглядели стилизацией, а делали какое-то свое, правда, несовершенное, но все-таки новое дело».
Он понемногу совершенствовался и как артист мхатовской студии (Второго МХАТа), и как режиссер собственного кукольного шоу. Но пришла пора делать окончательный выбор. Под занавес своей относительно недолгой карьеры театрального актера С.Образцов сыграл профессора Досса в пьесе Ж.Деваля «Мольба о жизни» и с тех пор на подмостки не выходил. В 1931 г. его назначили худруком Государственного центрального театра кукол (в то время он назывался Центральным домом художественного воспитания детей), где работало чуть больше десятка человек. «Чтобы не терять скорость, эстафету всегда принимают с разгона. Я не думал ни о какой эстафете, но так уж само получилось, что моя теперешняя профессия приняла эстафету от профессии драматического актера в тот момент, когда сама была на полном ходу. Поэтому и передача прошла для меня незаметно». - писал Образцов. При этом он еще 5 лет числился мхатовцем, покуда (в феврале 1936-го) не вышло постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) о закрытии Второго МХАТа.

Репетиции нового театра проходили в маленьком помещении, спектакли шли в школах, клубах, пионерских лагерях. Детей необычайно радовала приезжавшая к ним телега, запряженная мерином Катером. Затем старика сменила машина с надписью «ГЦТК». В 1937 г. Образцов получил помещение на пл. Маяковского, которое он, можно сказать, выбил своим выступлением в «Известиях». В статье были такие строки: «Положение, в котором находится Государственный центральный театр кукол, - тяжелое положение. Нас хвалят, говорят, что театр кукол - это работа полезная, важная, нужная; говорят о том, что особенно она нужна детям. Хвалят наши постановки, удивляются богатству возможностей кукольного театра, радуются, когда видят, как смотрят кукол ребята, но на деле - много доброжелательных лиц, слов, улыбок и мало, почти нет помогающих рук».
Статью прочитали «наверху», может, и сам Сталин обратил на нее внимание, особенно - на слова о «помогающих руках», точнее, об их отсутствии. Такого в СССР быть не могло. Через несколько дней после публикации Образцову позвонили из Моссовета и предложили переселиться на Маяковку - вместе с другим кукольным театром. Предложение было заманчивым, но худрук решил, что двум коллективам в одном доме ужиться будет трудно, и отказался. Через две недели из Моссовета позвонили снова: «Получайте здание целиком».

У Центрального театра кукол были миллионы зрителей, рядовых и особых, на родине и за рубежом. Главный кукольник видел глаза М.Горького, с которых писатель смахивал слезы смеха. Сергея Владимировича хвалил Станиславский. Много позже итальянская актриса Дж. Мазина на вопрос: «Что вам понравилось в Советском Союзе?» - ответила: «Образцов». К.Чуковский о нем говорил: «Он сам изобрел свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов». А С.Маршак написал вот какие строки:

Театров много есть в Москве
Для взрослых и юнцов.
Но лучший тот, где во главе
Товарищ Образцов.

Неприхотлив актерский штат.
Сундук - его приют.
Актеры эти не едят,
А главное - не пьют
.

Его постоянно приглашали на приемы в Кремль. Иногда в театр приезжал Сталин, который до слез хохотал, глядя на танец Кармен и Хозе в «Хабанере», кричал: «Молодец! Люблю!» Благодаря вниманию вождя руководитель ГЦТК, надо думать, избежал многих бед и неприятностей. В послевоенном репертуаре Театра кукол появился спектакль «Обыкновенный концерт» с пародиями на бесталанные и пошлые выступления артистов. По тем временам скетчи были очень смелыми, и у сотрудников Комитета по делам искусств возникли к Образцову претензии. Главная звучала так: «Почему в вашем спектакле нет ни одного положительного героя?» Худруку пришлось убрать из постановки самого яркого персонажа, Конферансье, и самому быть ведущим. В конце 1960-х годов спектакль вышел в новой редакции, под названием «Необыкновенный концерт». Роль конферансье Эдуарда Апломбова, причем на разных языках мира, озвучивал З.Гердт. Эта исполненная тончайшего остроумия постановка стала самым известным в мире русским кукольным представлением ХХ в., была сыграна в 90 странах Европы, Азии, Америки и Австралии, внесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Большинство спектаклей театра, естественно, адресовались детям: «По щучьему велению», «Веселые куклы», «Волшебная лампа Аладдина», «Маугли», «Конек-Горбунок»... С годами репертуар пополнился пьесами для взрослых: «Божественная комедия», «Дон Жуан – 76», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». В квартире С.Образцова, которую хозяин назвал «Моя кунсткамера», жили собаки, кошки, рыбки и даже крокодилы.

Он называл себя «беспартийным дворянином», боролся с людской черствостью, безразличием, детской жестокостью. Выражение «Красота спасет мир» считал неточным и поправлял: «Гармония спасет мир». В конце 1970 г. Театр кукол переехал в здание на Садовой-Самотечной. На торжественную церемонию прибыли первые лица государства. Сергей Владимирович обратился к ним со словами благодарности, однако несколько необычными: «Сегодня у нас большой праздник: мы открываем настоящий дворец. Это здание начали строить еще в 30-е годы для студии Станиславского. Но Константин Сергеевич умер, стройка приостановилась, а тут началась война. 10 лет назад эту коробку передали нам и торжественно объявили, что 7 ноября 1967 г. мы покажем здесь первый спектакль».
Завершил свое выступление столь же неординарно: «Сегодня - 15 декабря 1970 г. Но вчера я узнал из «Вечерки», что строители закончили все работы на 2 недели раньше намеченного срока. Вот я, беспартийный дворянин, хотел бы воспользоваться вашим присутствием, чтобы выяснить, почему мы систематически ничего не успеваем сделать вовремя, но потом каким-то образом оказывается, что все планы выполняются досрочно?!»

«Он был обласкан жизнью - зрителями, читателями, Советской властью, в том числе лично Человеком с усами. Любовью зрителей он очень дорожил. Дорожил ли он любовью власти? И да, и нет. Он был странным в этом отношении человеком. Искренне признавался в любви Октябрьской революции и тут же мог отмочить по поводу этой революции такое, что люди вокруг начинали испуганно оглядываться», - эти слова о замечательном худруке театровед и критик Б.Поюровский произнес уже после его смерти.
Украшенный огромным циферблатом театр знает вся Москва. Каждый час там кричит петух, а из домика на фасаде под мелодию «Во саду ли, в огороде» выезжает фигурка сказочного персонажа. В полдень через свои дверки выходят одновременно 12 кукол. Они приглашают всех в сказку.
Валерий Бурт
17.09. 2021. газета "Культура"

https://portal-kultura.ru/article....y-teatr
Прикрепления: 4093903.jpg (14.8 Kb) · 7893271.jpg (7.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 27 Май 2023, 20:29 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 6940
Статус: Offline
ЗНАМЕНИТЫЕ ЧАСЫ НА ФАСАДЕ ТЕАТРА ОБРАЗЦОВА ВПЕРВЫЕ ОТПРАВИЛИСЬ НА РЕСТАВРАЦИЮ


22 мая часы, без которых уже невозможно представить театр на Садовой-Самотёчной, снимают с фасада театра им. С.В. Образцова для заключительного этапа проектно-исследовательских работ, реализуемых Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими Минкультуры РФ.

"Часы снимают, но время Образцова не останавливается. С началом сезона в сентябре стартует кампания "Новое время театра Образцова". В течение года театр будет рассказывать о легендах, историях, связанных с часами. Куклы из часов, хранители каждого часа, останутся с нами. Вы встретите их в театре, на сайте, в соцсетях. Каждый месяц новый часовой будет принимать эстафету и рассказывать истории - о себе, о часах, о театре, о С.Образцове. Это планы на будущий сезон, а сегодня мы надеемся, что часы будут возвращены на фасад в конце 2024 г.». - пояснила директор театра Е.Булукова

Гл. режиссер театра Б.Константинов отметил: "Да, мы будем реставрировать часы, но, самое главное, как мне кажется, их стук, их ход, их бой не остановлен. Часы будут биться в наших сердцах: в сердцах режиссёров, актёров, монтировщиков, - всех, кто делает наш театр сегодня. И однажды - мы все в это верим - часы вновь появятся на фасаде, из домиков выйдут наши любимые герои, придуманные еще Сергеем Владимировичем, и встретят нашего дорогого зрителя".

Легендарные часы, ставшие символом театра и культурным артефактом города, придумал С.Образцов, а воплотили его идею скульпторы Дм. Шаховский и П.Шимес, конструктор-самоучка В.Кальмансон. Часы сразу же стали достопримечательностью столицы, и вот уже более полувека существует традиция – в полдень возле театра на Садовой-Самотечной собираются зрители, чтобы дождаться появления всех сказочных героев, живущих в часах.

Идея создания на фасаде театра кукольных часов с двигающимися фигурками родилась у Образцова после первых зарубежных чешско-польских гастролей 1948 - 1949 гг., когда коллектив театра с восторгом рассматривал знаменитые старинные Пражские куранты на Староместской ратуше. "Вот нам бы что-то подобное," - говорили тогда друг другу восхищенные образцовцы. Замысел удалось воплотить лишь спустя 20 лет. Облик часов был найден не сразу. Были промежуточные проекты, где часы, например, располагались на спец. башенке, надстроенной над театром.


Автором механизма часов был В.Кальмансон, талантливый самоучка, которого Образцов называл Кулибиным. Детали механизма были изготовлены в специальном КБ, а сам механизм автор начал собирать за год до офиц. открытия нового здания театра на Самотеке.

  
Внешний облик часов - кукольные фигуры, домики, петушок, - это работа скульпторов Павла Шимеса и Дмитрия Шаховского. Домики и фигуры зверей, выполненные в стилистике резной богородской игрушки, делали на стороне, зато петух на часах поет свой. Это был любимый петух Образцова, который жил у него на даче в компании курочек. Сотрудники цеха звукооформления специально съездили на дачу к Сергею Владимировичу и записали кукареканье этого петуха. Прошло уже более полувека, громоздкий механизм часов был заменен на компактный электронный, а крик петуха до сих пор оглашает окрестности Садового кольца, напоминая о том, что время сказок и чудес в театре кукол никогда не кончается.
Гордий Салтыков, гл. хранитель музея.
https://puppet.ru/about....vraciyu
Прикрепления: 1441029.png (132.5 Kb) · 1053033.png (25.1 Kb) · 3181321.png (36.4 Kb) · 6060293.png (77.9 Kb)
 

Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » ТЕАТР КУКОЛ СЕРГЕЯ ОБРАЗЦОВА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: