[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » ТЕАТР КУКОЛ СЕРГЕЯ ОБРАЗЦОВА
ТЕАТР КУКОЛ СЕРГЕЯ ОБРАЗЦОВА
Валентина_КочероваДата: Среда, 01 Апр 2020, 18:49 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6138
Статус: Offline
ТЕАТР КУКОЛ СЕРГЕЯ ОБРАЗЦОВА


«Во всем мире нет другого Образцова. Он сам изобрел свою профессию. Он никогда не учился на кукольника, а стал первым из лучших» - так написал о нем К.Чуковский. И это правда. Образцов умел создавать самые смешные номера из самых простых в мире кукол. В 1931 году он создал уникальный театр кукол и более шестидесяти лет был его бессменным руководителем.


Театр кукол им. Образцова, что на Садово-Самотечной улице в Москве, начинается со сказочных часов на фасаде. Ровно в 12 дня, когда они исполняют мелодию «Во саду ли, в огороде», перед театром замирают прохожие и водители, чтобы поглядеть на выплывающие из глубин механизма забавные фигурки. А уж про детей и говорить нечего: они задирают головы, смеются и просят родителей купить им билеты «на Образцова».


А начиналось все так. С.В. Образцов родился (22 июня) 5 июля 1901 года в Москве, в семье академика В.Образцова, занимавшегося вопросами эксплуатации железнодорожного транспорта. 
Однажды шестилетний москвич Сережа, прогуливаясь с мамой по Кузнецкому мосту - улице респектабельных магазинов, попросил купить ему модную тогда «перчаточную куклу», которая надевается на руку. Это был смешной человечек по имени Би-ба-бо. Детская игра с годами превратилась в любимую профессию. Но не сразу. Отец-инженер и мама-учительница очень хотели видеть сына в высшем учебном заведении, а он твердо решил идти в реальное училище и окончил его. Правда, по своей основной специальности никогда не работал, так как сразу же после окончания учебы поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. И уже в 1923 году состоялся первый сольный кукольный спектакль с участием молодого актера, работавшего со знаменитым режиссером В.И. Немировичем-Данченко.

Он стал кукольником, скорее, от безысходности. Послевоенная Москва была «раем», пожалуй, только для нэпманов, а юные студенты ВХУТЕМАСа очень часто ложились спать на голодный желудок. Сейчас уже трудно сказать, кому первому в голову пришла идея смастерить куклу на продажу – Образцову, Б.Ефимову (основателю Кукрыниксов) или А.Дейнеке, ставшему впоследствии известнейшим художником-плакатистом, достаточно вспомнить «Оборону Севастополя». Но юные художники «лепили» фигурки, как пельмешки. Этим-то и спаслись от голодной смерти. Друзья уже тогда замечали, что Сергей так рекламировал свой товар, что возле него всегда собиралась толпа народа. И не было случая, когда бы он возвращался в общежитие имея на руках нереализованную игрушку. Именно там, на улицах Москвы начала и середины 20-х годов была первая «студия» начинающего актера. Как говорится, хочешь жить – умей вертеться…В 1931 году Образцову было поручено создать кукольный театр. Премьера состоялась 17 апреля 1932 года, спектакль назывался «Джим и Доллар».

Любимый конек Сергея Владимировича – пародия, так что уже с первых спектаклей, взрослые, приводившие в театр детей, стали требовать, чтобы Образцов поставил что-нибудь и для взрослых. Студенческие годы даром не прошли – и спектакли для взрослых были такие же яркие, взрывные, привлекающие внимание.


Как великий художник Образцов старался подмечать каждую мелочь, чтобы потом использовать это в своих спектаклях. Он внимательно наблюдал за повадками животных, птиц и не просто сочинял для каждого своего персонажа «легенду», а старался, чтобы юные зрители воспринимали характер каждого персонажа так, как это происходит в обычной жизни. А родным и близким оставалось не только смириться с тем, что работа для Сергея Владимировича всегда была на первом месте, но и с его поступками, которые рассматривались, как «чудачества». Ну, как  можно отнестись к тому, что взрослый человек, отец семейства после возвращения из турне по США достает вдруг два целлофановых пакетика, в которых «резвятся» два самых настоящих маленьких крокодильчика? Пришлось запускать их в ванну, потом они «доросли» до уровня бассейна, и, наконец, переросли и его. А сколько было слез, когда с ними пришлось расстаться! Оказалось, что Образцов прихватил крокодильчиков только потому, что их подарил ему сын великого Шаляпина!


Другое увлечение великого маэстро – голуби. Сергей Владимирович лично забирался на голубятню и гонял своих турманов залихватским свистом. И про каждую свою птицу рассказывал удивительную историю. А на вопрос: «Почему вы решили стать кукольником», Сергей Владимирович чаще всего рассказывал такую историю. В первом своем спектакле у Немировича-Данченко он должен был играть старика. Желания было много, старания в избытке, но роль не шла. И тогда Образцов изготовил куклу старика для руки, надел ее и начал с нею разговаривать. Те интонации, которые должны были прозвучать на сцене, нашлись сами собой. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые и сегодня работают в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.

В спектаклях Образцова актёр-кукловод – не подсобная фигура, приводящая в движение куклу, а творец сценического образа, создание которого в театре кукол строится на тех же законах, что и в драматическом театре, но имеет и свои «кукольные» особенности. Образцов стремится к поиску новых решений в конструкции ширмы, декораций, «анатомии» кукол. Книги, написанные Сергеем Владимировичем о системе режиссерской и актёрской работы в кукольном театре, являются богатейшим наследием Мастера, которое он оставил своим последователям. Среди них «Актёр с куклой», «Моя профессия», «Эстафета искусств», «По ступенькам памяти», «Моя кунсткамера», «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон», «Театр китайского народа» и др.
За семь десятилетий театр посетили миллионы детей и взрослых, десятки глав государств и правительств разных стран, сотни выдающихся деятелей искусства, культуры, науки. Среди них: Ж.
Филип, И.Монтан, С.Лорен, И.Ганди, Э.Кеннеди. 

Будучи законодателем актерского, режиссерского, художнического, технического исполнения, Образцов и его мастера создали самый знаменитый шедевр - «Необыкновенный концерт». Эта постановка - остроумная сатирическая пародия на эстрадный концерт, которая впервые увидела свет весной 1946 года. Спектакль имел огромный успех у зрителей, но не был одобрен «чиновниками от искусства». Он был запрещен, но возродился после того, как Образцов изменил его первоначальное название, сохранив при этом неизменной всю программу. Спектакль был показан в разных странах мира в общей сложности девять тысяч раз и за свое долголетие занесен в Книгу рекордов Гиннеса. «Необыкновенный концерт» - это постановка на все времена. Она интересна для всех зрителей, ибо халтура и эстрадные штампы неискоренимы», - утверждал С.Образцов.

Творческий путь Образцова-режиссёра отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: "По щучьему велению" (1936), "Кот в сапогах" (1937), "Волшебная лампа Аладдина" (1940), "Король-Олень" (1943), "Весёлые медвежата" (1945), "Необыкновенный концерт" (1946), "Божественная комедия" (1961), "Дон Жуан" (1975) и многие другие. Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра.
http://shalomfilm.com/1000-te....va.html 

Нина_Корначёва:
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ОБРАЗЦОВ И ЕГО ТЕАТР


С.Образцов с любимой куклой Тяпой
 
Нам всегда казалось, что они вечные. Что никакие они не старики, да они так и не выглядели. Что никакие болезни им не опасны, что они всегда на гребне волны, на переднем крае, уверенные, красивые, талантливые. Они - это Евгений Вениаминович Сперанский, Семен Соломонович Самодур, Зиновий Ефимович Гердт, Ева Ефремовна Синельникова, И.Е. Мазина - всех и не перечислишь. Да и как можно пройти мимо таких колоритных фигур, как директор распорядитель Клементий Клементиевич Мирский, всегда готовый помочь в любых житейских делах. Главный бухгалтер театра Е.А. Мышкина, о которой Образцов говорил: "С Евгенией Александровной я могу спать спокойно...". И главный администратор Циля Михайловна, высказывания которой становились крылатыми. 

Идёт заседание худсовета, докладывают о проделанной работе зав.методической частью Пукшанская и педагог Дисман. В докладе фигурируют цифры: за этот период мы обслужили такое-то количество пионерских организаций, школ, подшефных коллективов. Помогли худ.самодеятельности заводов и фабрик, проводим постоянные консультации на местах и у нас в театре и так далее и тому подобное...Все уже устали. Вдруг в паузе Гердт: "Я прошу прощения, но абсолютно не понимаю, зачем нужно поголовное окукливание народов Советского Союза?!" Сумасшедший хохот, смеются все и докладчики тоже. Продолжать уже нечего. Переходим к следующему вопросу. Над всеми этими талантливыми людьми возвышалась фигура основателя театра - С.В. Образцова. Человек высочайшей культуры, безукоризненного вкуса, художник, актёр, режиссёр, писатель, педагог, пропагандист русской культуры, защитник униженных и оскорблённых, не боявшийся в застойные годы поднять свой голос в защиту евреев. 


Среднего роста, с крупными голубыми глазами, большеротый альбинос, он всегда выделялся среди остальных какой-то особой энергией, ему одному присущей целеустремлённостью, какому-то особому видению, казалось бы обыкновенных предметов. Вспомните его кинофильмы: "Кому нужен этот Васька?" и "Удивительное рядом". В первом поднимался вопрос о воспитании подрастающего поколения. Сергей Владимирович беседовал в тюрьме с осуждённым за убийство. А начиналось всё у убийцы с издевательства над животными. Никто из взрослых вовремя не остановил маленького негодяя. А дальше пошло - поехало, после кошек и собак можно поднять руку и на себе подобных. Во-втором, рассуждения большого художника об удивительности окружающего нас жизненного пространства. В частности, о строении человеческого глаза, с которым не могут сравниться никакие современные оптические приборы. О громадной силе маленькой травинки, в своем стремлении к жизни и солнцу пробивающей асфальтовое покрытие. 

В театре Сергея Владимировича звали "хозяин", и он действительно им был во всех сферах театрального бытия, от "вешалки" до театрального представления, успевая в промежутках руководить и музеем и научно - методической частью, художниками постановщиками, конструкторами, заниматься рыбками, птичками, ботаническими растениями, объясняя, как важно для воспитания ребенка общение с окружающей средой, а уж в подборе этого он был большой дока, и ботанико-зоологический сад был представлен разнообразиями из всех стран мира, и командовала этим хозяйством специалист с высшим образованием, как все в театре её называли "рыбкина мама". А ведь нужно было ещё, а это самое главное, ставить новые спектакли, играть ежедневно уже идущие, репетировать, ездить на гастроли по стране и за границу. Трудно назвать город в Союзе или страну в мире, где бы не был театр Образцова. 

Будучи человеком "того времени и того воспитания", Образцов старался прививать высокую культуру в своём коллективе и своим студентам, постоянно рассказывая о Станиславском и Немировиче-Данченко, Качалове, Москвине и других корифеях МХАТА, в котором он начинал свою актёрскую карьеру. О своих друзьях-художниках: Пименове, Гончарове, Дейнеке, с которыми он учился во ВХУТЕМАСЕ, о поэтах и писателях начала 20-го века, которых он слушал в Москве в Политехническом институте, а это были - Маяковский, Белый, Хлебников, Мандельштам, Блок. Таким образом, получалась как бы эстафета памяти. А рассказчиком он был изумительным, мог говорить часами, и перед вами возникали "живые" люди оттуда, да какие люди. И казалось, что это было вчера: извозчик вёз Качалова в Марьину Рощу, и тот ему давал пятиалтынный, и тогда же "хозяин" видел Тарханова и Москвина в Каретном Ряду. Это была живая эстафета искусств, и так позднее он назовёт одну из своих книг. Мы обожали, когда "хозяин" приходил на репетицию и рассказывал о прошлом. Его страстная любовь к "пленительному искусству театра кукол", им же самим поднятая на небывалую высоту, от шарманщиков-кукольников, ходивших по дворам с петрушками, до создания грандиозного театра кукол в центре Москвы, со знаменитыми часами, останавливающими движение на Садовом кольце, его трудом, его заботами выстроенный Дворец Радости для детей, да и для взрослых тоже. Создание специального репертуара - он всегда об этом говорил, "для кого играем", и просил внимательно читать на билетах, начиная с какого возраста можно идти на спектакль. 

В свои 80 лет Образцов "летал" по театру не признавая лифта, поднимаясь к себе в кабинет на третий этаж пешком, по дороге успевая зайти к директору-распорядителю, узнать как дела с гастролями, забежать в бухгалтерию, восторженно показывая свой загар: "Я нырял и плавал" - это после отпуска в Мисхоре, зайти к завтруппой, подняться к себе на третий, заглянув в мастерские. А мастерские - это чудо, собрание талантливых художников, скульпторов и конструкторов, долгими часами выдумывающих, как будут двигаться куклы, из какого материала их делать, что механизировать. Всё он должен был проверить сам. После этого проследовать наконец-то в свой кабинет, где Пиррая Абдуловна (секретарь) сообщала, что предстоит сделать сегодня. А это - ответить на десятки писем, позвонить по неотложным делам, не по своим, по актёрским. Кому-то мать в больницу положить, кому-то ребёнка в детский сад устроить, да и телефон необходимо подключить актёру Тютькину, так как без телефона тот жить не может, ввиду незаменимости его в театре. И поэтому Сергей Владимирович звонит начальнику телефонной сети города Москвы, товарищу Васильеву, который естественно "хозяину" отказать не может. И счастливый актёр "замачивает" с коллегами установку телефона в ресторане ВТО. Я уже не говорю о ЧП. Автор этих строк попал с тяжелым инфарктом в больницу, где не оказалось жидкого нитроглицерина, и Сергей Владимирович ночью достал его в 4-ом управлении Кремлёвки, на что заведующая реанимации сказала моей жене: "Благодаря вашему мужу мы ещё человек двадцать поднимем". 

Моё личное знакомство с Образцовым началось в 1961 году, когда его театр приехал в Киев на гастроли. Играли они в Доме офицеров на Печерске, а Сергей Владимирович имел творческую встречу с интеллигенцией в Киевском кукольном театре, где я работал актёром. Я был как громом поражён обращением Образцова напрямую со сцены к руководителям Украины и Киева: "Я не люблю приезжать в ваш антисемитский город. В моё время порядочные люди не пускали антисемита на порог". И дальше в таком же ключе. В зале стояла мёртвая тишина, которая потом разразилась шквалом аплодисментов. Кстати сказать, уже на склоне своих лет во времена гласности и перестройки, когда поднялась отвратительная волна анисемитизма, Сергей Владимирович написал статью в газету "Комсомольская правда", открыто осуждая всю эту черносотенную грязь. На следующий день я поехал на сольный концерт Сергея Владимировича, за кулисами поблагодарил его за выступление, не предполагая о том, что спустя 10 лет мне посчастливится стать актёром его труппы. 

- Вы нам понравились, - сказал Образцов, - единственное желание - это поменять фамилию, так как Гердт и Гехт очень близки по произношению. И зритель, взглянув на афишу, будет думать, что это - опечатка. А нам бы не хотелось недоразумений на этот счёт. 
- Лёня, возьмите Храпинович, это моя девичья
, - под общий смех сказал Гердт. Фамилию менять не хотелось, но пришлось. Месяца через два "хозяин" вызвал меня в кабинет и сказал: 
- Вот директор-распорядитель не может заказать афишу. Вы придумали себе фамилию? 
- Да, Сергей Владимирович, - Бунин... 
- Как Бунин, это же великий русский писатель. Вы, что, его внук? 
- Сын, Сергей Владимирович,
- волнуясь ответил я. 
Длительная пауза. Образцов смотрит на директора, директор - на него... Потом оба - на меня. 
- Сын моей мамы, - продолжаю я. - Она - Буня, а я - Бунин. Так нас всех во дворе звали. У Шурика мама Миля, значит, Шурик - Милин. Вот и у Райкина мама Рая, и он Аркадий Райкин. 
- Тогда другое дело,
- сказал Образцов. - Можно заказывать афишу. 

Создание спектаклей - всегда праздник, всегда что-то новое, никем ещё не придуманное. Будь то пьеса, написанная автором, или что-то, создаваемое постановочной группой. И не важно, что авторы не профессиональные писатели, а, например, архитекторы. Громадные куклы размером в два человеческих роста, управляемые несколькими актёрами или написанная актёрами Ливановым, Бардиным, Гердтом пародия на мюзикл "Дон Жуан", и маленькие точёные образы красавца Дон Жуана, Донны Анны, Чёрта Чуки и других, сделанных из тонкой замши, необычайных по характерам, расцветкам и лёгкости управления одним актёром - изумительная работа художника Алины Спешневой. Спектакли, ставшие классикой: "Необыкновенный концерт", "Волшебная лампа Алладина", "По щучьему велению" ("хозяин" ласково называл: Щука), "Кот в сапогах" и многие другие - бережно передавались из поколения в поколение. И когда Образцова пытались критиковать за невыполнение плана по невыпуску новых спектаклей, он говорил: "А зачем мы будем ставить заведомо плохой, только потому, что он новый. Нет уж лучше старый, да хороший"

На гастролях за рубежом театр производил фурор, публика неистовствовала. Например, в Западной Германии давали занавес 26 раз, благодарные зрители бросали на сцену цветы, коробки конфет, плюшевые игрушки, сувениры. Многие прорывались на сцену, чтобы пожать руку актёру. Иногда приходилось играть бесплатные спектакли дополнительно, ночью. Критика писала, что театр Образцова - это восьмое чудо света. И это правда, потому что этому театру не было, нет и, возможно, даже никогда не будет равных, так же, как и его основателю С.В. Образцову, 100-летие со дня рождения которого отмечалось в 2001 году. Его давно уже нет, но осталось его творчество, спектакли, книги, кукольные герои, его Театр. Он оставил нам - праздник своей жизни. Большое ему за это спасибо и низкий поклон. 
Леонид Бунин, Калифорния
http://www.vestnik.com/issues/2001/0717/koi/bunin.htm 

Из книги С.В. Образцова "Моя профессия": 
"И у моей матери и у моего отца был хороший музыкальный слух. Они передали его сыновьям, и очень часто по вечерам, при свете тогда ещё керосиновой лампы, мы всей семьёй пели разные песни. Знали их очень много. Пели негромко. Нам нравилось не наше исполнение, а сами песни. Их весёлые или трогательные слова, их мотивы. Нравилось, как переплетаются, обгоняют друг друга дуэтные мелодии "Не искушай меня без нужды". Нравилось, как в старинном романсе "Ночи безумные" нижний голос идёт по гамме вверх, а верхний, начинаясь октавой выше, движется к нему навстречу, как они соединяются и, побыв некоторое время вместе, возвращаются обратно. Мы не добавляли к нашим песням никакой особой выразительности, никогда не пели песен "с чувством", потому что не соединяли настроение песни с личными настроениями. Конечно, песня ощущалась грустной, если мы пели "Выхожу один я на дорогу", или весёлой, если это была украинская песня "Йихав мужик до млына" со смешным припевом: "Фурдалы позафурды вердалы при долы долынци до млына", но грустное или весёлое возникало внутри самой песни, её мелодии, её слов и ритма. В этом-то и было самое приятное. И, вероятно, потому, что пели мы почти всегда только вчетвером, без всяких слушателей, пение это превращалось в настоящие встречи с искусством." 

Рунеберг "Жалоба девы" пер. Н.Берга. Поет С.Образцов

https://youtu.be/gCdnHjp4ZtQ

"Необыкновенный концерт"
https://youtu.be/84Zc4ei0d0Q

"Божественная комедия"

https://youtu.be/0_4SMzfxqmU

"Волшебная лампа Аладдина"

https://youtu.be/n31kfQavbWc

"Ноев ковчег"

https://youtu.be/TYjHn4_CvS4
Прикрепления: 3036394.jpg(14.0 Kb) · 0784165.jpg(11.3 Kb) · 7312741.jpg(14.3 Kb) · 3312178.jpg(15.4 Kb) · 9250454.jpg(14.9 Kb) · 4287169.jpg(8.2 Kb) · 2641653.jpg(6.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 01 Апр 2020, 20:37 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6138
Статус: Offline
В ТЕАТРЕ КУКОЛ им. С.ОБРАЗЦОВА СМЕНИЛСЯ ДИРЕКТОР
30 апреля 2019 года, коллективу Театра кукол им. Образцова представили нового директора. Им неожиданно стал теннисист Владимир Бакулев, имеющий за плечами неудачный опыт руководства «Современником». 


В Театре кукол Бакулев сменил на директорском посту И.Корчевникову, у которой 29 апреля истек срок контракта с Минкультуры. По информации, полученной из театра, ранее вопрос о замене директора с коллективом не обсуждался. Бакулев появился в театре внезапно – днем 30 апреля его представили коллективу Врио директора Департамента гос. поддержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ Эдита Исаакян и советник министра культуры М.Кожемякин. Несмотря на то, что Театр кукол является театром федерального подчинения, на сайте Минкультуры РФ до сих пор нет никакой информации о новом директоре театра. Что касается кандидатуры самого Бакулева, то по информации, имеющейся у журнала ТЕАТР., Минкультуры проявляет большую заботу о его трудоустройстве. В частности, с подачи Минкульта, обсуждалось его назначение директором РАМТа (во время домашнего ареста Софьи Апфельбаум) и МХАТа им. М.Горького, но А.Бородину и Т. Дорониной (которая на тот момент была худруком МХАТа) удалось уберечь свои театры от спортсмена. 

В.Бакулев родился в 1965 году в Москве. Он выпускник Государственного центрального института физ.культуры (ныне Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма). Чемпион СССР, чемпион России, многократный победитель всесоюзных и международных турниров. В 1982-1989 гг. входил в сборную СССР по теннису под руководством Шамиля Тарпищева. По окончании спортивной карьеры Бакулев организовал и возглавил теннисный клуб VIP. Был советником председателя Госкомитета РФ по физ.культуре, спорту и туризму в 1996-1997 гг., советником зампремьера правительства Москвы в 1998-2000 г. В 2007-2009 гг. являлся президентом МФК «Норильский никель». С 1998 года - организатор международных теннисных турниров с участием звезд мирового спорта, политики и культуры. В 2012-2013 годах неожиданно стал директором Театра «Современник». По официальной версии, со своего первого в жизни театрального поста он был уволен «по соглашению сторон». Но не секрет, что труппа театра изначально отнеслась настороженно к его назначению. За полтора года работы он не проявил особой активности на новом посту, однако недовольство работой новой дирекции все больше росло. Одной из претензий было составление репертуара всего лишь на месяц. 

За шесть лет работы Корчевниковой на посту директора в главном кукольном театре страны произошли радикальные продуктивные изменения. Произведен полный ремонт сцены Большого зала с заменой планшета и внутренних конструкций, полностью восстановлен «Образцовский занавес», не работавший в течение последних 30 лет, изменился и внешний облик здания. Открылась полностью технически оснащенная Третья сцена. Усовершенствована рекламная политика театра. Налажена гастрольная деятельность коллектива в регионах и за рубежом. В театре стали регулярно проводиться конференции и фестивали. Создан музей современного формата, заменивший замшелое «кукловешание». Под руководством Ирины Леонидовны Корчевниковой Образцовский театр стал инициатором многих благотворительных акций, в том числе неоднократной отправки гуманитарным конвоем благотворительной помощи Донецкому и Луганскому театрам кукол. 
И.Корчевникова и ее сотрудники инициировали и организовали программу для школьников, которая, помимо показа спектаклей, включает специальные мероприятия: встречи с артистами, экскурсии по театру. В 2015 году по версии МК Корчевникова признана Лучшим директором года. 
Анастасия Павлова
04.05. 2019. журнал "Театр"

http://oteatre.info/vladimi....aztsova 

УВОЛИТЬ ЗА УСПЕШНУЮ РАБОТУ
Журнал «Театрал» взял интервью у И.Корчевниковой. Успехи театра под ее руководством были столь очевидны, что никому и в голову не могло прийти, что директора могут снять одним росчерком пера. Успешного директора успешного театра. И тем не менее - сняли. Ещё один подарок преподнесён театральной общественности в Год театра. Пока И.Корчевникова воздерживается от комментариев, повторяем ее недавнее интервью.


– Ирина Леонидовна, хотелось бы посвятить наш разговор тому, как сегодня живет и развивается Театр Образцова…
– Когда я сюда пришла, меня поразили многие вещи. Например, я даже не предполагала, что здесь настолько технологически оснащенная сцена. Я, как обыватель, считала, что театр кукол – это ширма, две палки, две тряпки, три куклы. А когда стала вникать, то оказалось, что это пространство, где есть штанкетные подъемы, софиты, подъемно-опускные площадки, мостики, потрясающее осветительное оборудование. То есть это полноценный театр, только в центре внимания здесь – кукла. Сегодня у нас ставится достаточно серьезная драматургия, но к сожалению, об этом не все знают.

– Наверное, о театре мало писали?
– Просто по инерции считалось, что в Театре им. Образцова давно устоявшаяся жизнь, воя «система координат», а потому он не нуждается в рекламе. Это ведь бренд – Театр им. Образцова. Даже до того, как он сюда переехал, а был еще на Маяковке, то были и ночные очереди за билетами, и запись. Потом театр переехал на Садовое, появились знаменитые часы и вроде не нужно было заниматься ни фасадом, ни какой-то другой пропагандой.
 
– В условиях высокой конкуренции, как сегодня привлекаете зрителей? 
– Наступило такое время, когда без рекламы очень сложно прожить. И Большой театр, и Театр им. Вахтангова (одни из лучших сегодня театров) все равно озабочены этим вопросами. Мы начали с элементарного. С театрально-концертной афиши, которую сейчас уже и не вывешивают, а когда я сюда пришла, она еще была, но в ней почему-то не было Театра им. Образцова. Я задала вопрос: «Почему нас в афише нет? Это ведь имидж». И начали с этого, а потом появились в СМИ. Сейчас на рекламу мы тратим деньги, довольно существенные, благодаря чему заявили, что живы и очень даже неплохо развиваемся. Ведь были случаи, когда меня спрашивали: «А что, разве Театр кукол Образцова еще существует?» Но при этом, подчеркиваю, наш театр никогда не пустовал. Может быть, аншлагов и не было, хотя «Необыкновенный концерт» никогда не нуждался в рекламе, даже сейчас на этом спектакле всегда полный зал. Та же история с «Божественной комедией». Но все новые спектакли требуют определенной информационной поддержки. И мы ее разработали и используем по возможности все, что сегодня существует в мире интернета и бумажных изданий. Ведь конкуренция – огромная! Мы и сейчас в каникулы играем по 4-5 спектакля в день, хотя во многих театрах появился достаточно сильный детский репертуар.

– Как удается играть так много?
–  Мы отличаемся от театров драмы тем, что спектакли у нас не такие длинные. «Необыкновенный концерт» и «Божественная комедия» идут 2 часа с антрактом. Остальные примерно 1,5 часа. Есть спектакли 50-минутные, есть для малышей – 30 минут. К тому же, у нас теперь три площадки. Мы открыли третью сцену на 45 мест, и она очень востребована, практически все спектакли распродаются очень быстро. Кроме того, мы поменяли режим работы кассы. Раньше она работала до семи часов вечера, а в каникулы – до последнего вечернего антракта. Когда я прихожу в Театр им. Вахтангова, вижу, что там и перед спектаклем, и в антракте в фойе продаются билеты. Это правильно. В Художественном театре – то же самое. Я считаю, что очень удобно, когда зритель может воспользоваться тем, что он пришел в театр и купил билеты на следующий раз. В РАМТе третья касса вынесена в фойе. Думаю, со временем, мы это тоже сделаем. Когда мама с ребенком вместе подходят и выбирают билет, в этом есть важный воспитательный момент…
 
– А если говорить о руководстве театра. Что изменилось за последние годы? 
– Здесь долго не было главного режиссера. В 1992 году ушел из жизни Сергей Владимирович, а преемника не оставил. И театр долгое время был директорским, что неправильно. Когда я выиграла конкурс на пост директора Театра им. Образцова, я пообещала, что первым делом найду главного режиссера. А так как Боря Константинов здесь уже поставил два спектакля, и его подход, его фантазия всем понравились, то все решили, что он и будет самым лучшим главным режиссером. Сейчас в театре идет несколько его спектаклей Константинова. «Аленький цветочек» – это не просто сказка, а народный сказ, естественно, в кукольном воплощении. И дети (спектакль рассчитан на возраст 9-11 лет) с большим интересом его смотрят.
 
– У вас есть спектакли и вовсе для взрослых – например, «Старый сеньор» по рассказам Маркеса…
– И С.В. Образцов тоже ставил много спектаклей для взрослых. Но у него это была скорее «ирония по поводу». И тогда в 1960-е годы на сцене были только куклы. Живой план, как правило, отсутствовал. За исключением, конечно, «Божественной комедии». А сейчас у нас изменился подход к постановкам для взрослых. Мы берем серьезную драматургию. «Фигаро» по жанру комедия, но это же серьезная драматургия. Она многословна. И, конечно, в таких постановках происходит синтез актера и куклы. И так как Борис Константинов владеет и искусством театра куклы, и драматическим, потому что у него двойное образование (он после «драмы» получил образование режиссера-кукольника), то он очень органично сочетает два этих направления.
А есть спектакли, где только уникальные куклы. Например, «Старый сеньор», о котором вы вспомнили. Это дебют замечательного художника В.Никоненко. Теперь он, как художник, уже трижды лауреат «Золотой маски». А за этот спектакль наши актеры получили четыре «Маски». Это классический для кукольного театра «черный кабинет» и огромные, куклы, больше человеческого роста, каждую куклу ведут четыре человека. Это очень красивый спектакль, в котором три новеллы Маркеса, перетекают одна в другую. Постановка длится час десять минут, и весь спектакль на сцене звучит живая музыка – играет талантливый саксофонист, ученик А.Козлова И.Дыма. Конечно, на серьезную драматургию труднее реализовать билеты. Но сейчас на «Фигаро» – аншлаги. И «Старый сеньор», который раз в месяц идет на Малой сцене, собирает полный зал. Скоро у нас появится еще одна серьезная постановка для взрослых, но детский репертуар, безусловно, превалирует. К Новому году у нас появился свой «Щелкунчик», поставленный А.Лучиным, который замечательную музыку Чайковского сделал одним из главных действующих лиц.
 
Внучка Сергея Владимировича – Е.Образцова продолжает творческую династию и работает у нас режиссером-постановщиком. Ее новая работа – премьера этого сезона – «Дон Кихот». А также в прошлом сезоне она поставила «Три поросенка» – очень востребованный спектакль.  У него возрастная категория «0+».
 
– Кстати, а кто устанавливает возрастную маркировку на спектакли?  
– В процессе работы мы советуемся с режиссером. Но с маркировкой всегда возникают трудности. Например, мы поняли, что «Синяя птица – это примерно для детей от 9 лет. Мы поставили «9+». Но если мы отдаем в рекламу, то, согласно общепринятым нормативам, они «9+» исправляют на «6+», потому что официально в детском театре заведено только четыре градации «0+», «6+», «12+» и «16+». Это же неправильно! Вот, например, сейчас «Щелкунчик» должен быть от 5 и выше. Нам поставили «0+», мы попросили, чтоб сделали тогда «6+». Мы для своей афиши ставим свои маркировки, а как только идет в официальную рекламу, они сами исправляют. Кстати, многие ответственные родители звонят нам в театр перед тем как купить билеты – уточняют, что лучше подойдет по возрасту.
 
– У вас работает много молодых актеров. Как пополняется труппа?
– К сожалению, Москва не имеет своей внятной кукольной школы в отличие от Санкт-Петербурга. Там факультет, которым руководит Николай Петрович Наумов, готовит актеров, режиссеров и художников-технологов для театров кукол.  В Воронеже и в Нижнем Новгороде выпускают актеров, режиссеров-кукольников, но технологов-кукольников выпускает только Санкт-Петербург. И возникла очень сложная ситуация: в основном, к нам приходят показываться актеры драматического направления. И здесь заново начинается их обучение, потому что водить куклу очень трудно, и не у всех это получится. Бывает, что кто-то отработает сезон и уходит, но кто-то находит здесь свое призвание. А сейчас мы ведем переговоры с руководством ГИТИСа, чтобы открыть профильный курс. Это было бы замечательно, потому что у них потрясающая общеобразовательная база, а все специальные предметы, включая танец, движение, кукловождение и даже технологию, – все это можно изучать у нас. У нас прекрасные мастерские в основном здании, а в соседнем здании на нашей территории, в основу которого еще в 1984 году Сергей Владимирович заложил первый камень, но оно так и не успело поработать по своему прямому предназначению, как учебная база театра, есть прекрасные аудитории, где мы проводим конференции, мастер-классы, репетиции. Открыли Третью сцену, где играем спектакли, с предназначением быть также и учебной сценой в будущем. Планы интересные, но и здесь есть вопрос финансирования учебного процесса. Пока что это сложно.
 
– Артисты кукольного театра часто остаются «за кадром» и к сожалению, не так известны, как их коллеги из театра драматического…
– Да, «заширмовых» артистов мало кто знает. Даже тех, кто 50 лет проработал с самим Образцовым. Но мы в рамках нашего коллектива решили восстановить справедливость, учредив свою актерскую награду. И 21 марта первые 16 человек, из тех, кто проработал в театре более 40 лет, получат именной серебряный знак с изображением руки с шариком на указательном пальце – символ Театра кукол. Конечно, мы не первооткрыватели. У мхатовцев, тоже принято вручать «Чайки» за многолетнюю работу. Этот знак был задуман Станиславским и Немировичем-Данченко. Но впервые золотая «Чайка» появилась как подарок Чехова О.Л. Книппер. А потом возникла идея награждать актеров – как символ того, что ты принят в ряды мхатовцев. А у нас теперь свой знак – Рука с шариком на пальце.
Валерий Яков, Марина Михайлова, 06.05. 2019.
http://www.teatral-online.ru/news/24207/  

Заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ Ольга ГЛАЗУНОВА:
- То, что произошло - уму непостижимо! Я просто диву даюсь! Мне всегда казалось, что у Ирины Леонидовны очень крепкие позиции, что она абсолютно на своем месте. Она же так много сделала для театра. Это и гастроли, и фестивали, и конференции, и обустройство. Ее задачей было на все это найти финансы, с чем она справлялась очень хорошо. Ирина Леонидовна человек требовательный, болеющий за театр. Она его полюбила, основательно вникала во все проблемы, неформально относилась ко всему, что делала. Конечно, увольнение и назначение директора - прерогатива министерства. Но они могли бы посоветоваться с театром. Чем они руководствовались - я понять не могу. Меня это все очень удивило. Надеюсь, что никто не будет разрушать традиции этого театра».
http://www.teatral-online.ru/news/24221/

«ЭТО НАЗНАЧЕНИЕ ГРОЗИТ ГИБЕЛЬЮ»
Куклы театра Образцова просят защиты


В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения замдиректора ГЦТК Юрия Шерлинга. В конце апреля истек срок контракта с директором театра И.Корчевниковой, занимавшей этот пост с 2013 года и реализовавшей очень много успешных проектов. 
«За то время, пока В.Бакулев входил в курс дела, у нас сложились нормальные рабочие отношения,  но 23 мая зам. директора был назначен Ю.Б. Шерлинг, человек в театральном мире нерукопожатный», – написали сотрудники театра кукол в открытом письме, которое накануне вечером поступило в редакцию «Театрала». В своем обращении они подчеркнули, что за несколько дней работы Шерлинга в театре сложилась «нездоровая обстановка»,обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности».

«Юрий Борисович неуважительно относится к бренду Театра Образцова: известной всему миру «руке с шариком», знаменитым часам на фасаде театра – одному из символов города Москвы. За время пребывания в ГАЦТК он не посмотрел ни одного спектакля театра, которым пытается руководить», – говорится в обращении. Итогом стала акция, начавшаяся в 14.30 под часами возле центрального входа. На ней собрались артисты, сотрудники цехов, администрации и художественное руководство. Как отметил, главный художник театра Сергей Алимов, Театр Образцова всегда отличался глубокими традициями, которые теперь оказались под угрозой.
– Я работаю в этом театре больше двадцати лет и могу сказать, что здесь никогда не было ни безвкусицы, ни пошлости. Но боюсь, с приходом нового заместителя Театр Образцова будет захвачен антихудожественностью. По крайней мере, насколько мне известно, в планы господина Шерлинга входят вещи, несовместимые с жизнью театра. Нам начинают навязывать не свойственные нам темы. Это назначение грозит гибелью нашей эстетической формы.

– Театр Образцова по праву считается Меккой кукольного искусства: кукольники со всего мира считают честью выступить на этой сцене
, – отметила режиссер Е.Образцова. –  Как человек, безмерно любящий всех работающих здесь людей, хочу сказать, что мы не заслужили унижения. Мне больно и обидно, когда унижают символы, связанные с именем моего деда Сергея Владимировича, оправдывая это тем, что поднимают наш театр «со дна». Между тем, скоро 90 лет, как мы воспитываем молодое поколение. Мне больно, когда нас унижает человек, не имеющий отношения к нашему искусству. Мне больно, когда к нашим сотрудникам обращаются на «ты» и разговаривают с ними пренебрежительным тоном.

Выразить солидарность с коллегами собрались представители целого ряда московских театров.
– Мы с Театром Образцова – большие друзья, и мы в ужасе от того, что здесь происходит, – рассказала директор театра «Сфера» И.Тарасова. – Нельзя разрушать достояние страны. Традиции должны жить.


Поддержать коллег пришла и бывший директор Театра Образцова И.Корчевникова:  
– Когда сюда в качестве директора был назначен Бакулев, первое, что я ему сказала: этот театр нужно не просто любить – его нужно обожать. Только тогда у вас все получится. А что касается Шерлинга, я считаю, человек, который входит в музей кукол и говорит, что нужно убрать образцовского дракона, все переделать и установить экраны, человек, который рассуждает, как бы «срубить бабла» – пренебрегает образцовским духом. И это не имеет никакого отношения к новаторству. Когда мы говорим «образцовцы», мы имеем в виду людей, которые опираются на заложенные Сергеем Владимировичем традиции. Здесь работают удивительные люди с чистыми помыслами, настоящие творцы, они обожают свой театр. Низкий им поклон. Раз сегодня у них возник порыв провести эту акцию, значит, они испытывают боль. А мне больно, что я больше не с ними.

Между тем, главный режиссер театра Б.Константинов отметил, что, несмотря на все сложности, театр продолжает работать. Он поблагодарил всех, кто вышел на улицу с куклами на руках:
– Несмотря на все происходящее, через несколько минут у нас начнется спектакль. Театр живет и ждет зрителя. Но, как главный режиссер, я очень огорчен тем, что мы вынуждены отвлекаться от своей работы: атмосфера сейчас нетворческая. Я знаю, что в театре есть немало проблем по хозяйственной части, но, уверен, все они могут быть решены. Самое ценное, это все-таки творческий дух, здоровый микроклимат, который оказался под ударом. Надеюсь, Министерство культуры нас услышит и сделает выводы. Надеемся на понимание и благополучный исход. Тогда театр сможет жить, сочинять спектакли и по-прежнему радовать зрителей.
Анна Тимина, 
12.06. 2019. Журнал "Театрал"

http://www.teatral-online.ru/news/24486/

НЕ СТАЛО ГЛАВНОГО ХУДОЖНИКА ТЕАТРА ОБРАЗЦОВА СЕРГЕЯ АЛИМОВА


17 декабря 2019 года, после продолжительной болезни скончался художник-мультипликатор Сергей Алимов, который подарил нам Топтыжку и льва Бонифация – героев мультфильмов, обожаемых несколькими поколениями детворы на всем постсоветском пространстве. Народный художник России, главный художник театра кукол им. С.Образцова умер на 82-м году жизни.


«Ушел из жизни наш дорогой, наш любимый, наш незаменимый Сергей Александрович. Человек чести, необычайного таланта, исключительного вкуса и любви к своему театру. Наш Главный Художник. Такого больше нет, и никогда уже не будет. Но остались его ученики, значит, осталась надежда», - говорится в сообщении, опубликованном на сайте Театра кукол им. Образцова.
18.12. 2019. КП
https://www.kp.ru/online/news/3708653/

ТЕАТР ОБРАЗЦОВА ПОДЕЛИЛСЯ ПЛАНАМИ НА НОВЫЙ СЕЗОН
19 сентября в Театре Образцова состоялся сбор коллектива, на котором присутствовали все сотрудники и друзья театра. Во время официальной части руководство театра рассказало о планах сезона. Главный план для любого театра - это премьеры. Сейчас ведётся работа над тремя постановками. Главный режиссёр театра Б.Константинов ставит на Малой сцене «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. На Третьей сцене готовится к выходу спектакль Е.Образцовой «Робинзон Крузо». Это будет клоунада для взрослых на двух артистов. Премьера запланирована на конец декабря. Также на Третьей сцене режиссёр С.Ягодкин работает над спектаклем «Солнечный луч» по пьесе А.Попеску.

Е.Образцова поделилась своими более далёкими планами. В долгосрочной перспективе она планирует выпустить спектакль «Чиполлино» и две совместные работы с главным художником театра С.Алимовым и композитором А.Зацепиным — «Мэри Поппинс» и «Гоголиада. Невский проспект».  Кроме того, А.Зацепин работает над гимном Театра Образцова. Об этом он лично рассказал на сборе труппы. Начальник музейного отдела М.Назарова рассказала о нововведениях в работе музея и открыла три выставки в фойе театра.

На выставке «Пушкин. Гоголь. Театр Образцова» представлены копии эскизов, фотографии, плакаты, а также куклы, костюмы, реквизит и элементы декораций из спектаклей, поставленных по произведениям двух великих писателей с 1930-х годов по наши дни. Фотовыставка «Неизвестный Образцов» рассказывает зрителям о малоизвестных моментах из жизни режиссёра. А в фойе Малого зала можно увидеть выставку «История Театра Образцова в эскизах».На весну 2020 года запланирована выставка к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. А самое главное -с ноября театральный музей откроется не только для зрителей театра, но и для всех желающих! Посмотреть крупнейшее в России собрание театральных кукол можно будет как с экскурсией, так и самостоятельно. Посетители смогут воспользоваться русскоязычным или англоязычным аудиогидом.


Коллектив театра Образцова. Фото предоставлено пресс-службой театра
20.09. 2019, газета "Свободная пресса"
https://svpressa.ru/culture/news/244249/

ВЫШЛА В СВЕТ НОВАЯ КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ СОТРУДНИКАМ ТЕАТРА ОБРАЗЦОВА
Вышла в свет новая книга «Образцовцы». Этот фундаментальный труд завершает трилогию, задуманную худ.руководителем Московского театра кукол Б.Голдовским.
Эта книга о людях, служивших в Центральном театре кукол Образцова со дня основания по 2018 год. Авторы книги – не профессиональные писатели, а сотрудники театра. Почти 600 страниц рассказывают биографии людей, которые в разные годы служили театру.

«Вы здесь можете найти биографию первого русского петрушечника И.Зайцева, которого Образцов принял в штат своего театра, потому что, когда он создавал первый спектакль, не было денег, чтобы оплатить актёрам зарплату, и Зайцев ходил по дворам со своим Петрушкой, честно зарабатывал деньги, на которые жил первое время Театр Образцова», – рассказал Б. Голдовский, автор идеи книги.


20.03. 2020. Новости культуры
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/358453/
Прикрепления: 4196952.jpg(5.8 Kb) · 0713140.jpg(6.1 Kb) · 1117453.jpg(15.1 Kb) · 2922308.jpg(11.5 Kb) · 9808520.jpg(32.9 Kb) · 1502616.jpg(9.0 Kb) · 6347396.jpg(10.0 Kb)
 

Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » ТЕАТР КУКОЛ СЕРГЕЯ ОБРАЗЦОВА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: