[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » ТЕАТР "МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО" (03.01. 2021. журнал "Театрал")
ТЕАТР "МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО"
Валентина_КочероваДата: Четверг, 02 Сен 2021, 21:06 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6427
Статус: Offline
«НИЧЕГО ЛУЧШЕ УЖЕ НЕ ПРИДУМАТЬ»
Как Петр Фоменко создал один из самых необычных театров в Москве


«Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает главный администратор «Мастерской Петра Фоменко»  Вера Завгородняя. В этой шутке была доля правды: театр действительно стоит на берегу реки.
Официально «Мастерская Фоменко» появилась в Москве в июле 1993 г. Сегодня этот театр – настоящий город, хотя строился он, как и Москва, не сразу.
«Все знают, что театр начинается с вешалки, но никакой вешалки у нас поначалу не было – как не было и собственной площадки. Все, что мы имели, – 5 дипломных спектаклей, – продолжает Вера. В «Мастерской Фоменко» она работает почти с самого момента возникновения театра, так что вся его история складывалась на ее глазах. Дипломные работы впоследствии составили основу репертуара. В их числе был и знаменитый спектакль «Волки и овцы», пожалуй, столь же значимый для «фоменок», как «Чайка» – для Художественного театра.

  
«В те годы мы ютились на разных площадках. Играли в Учебном театре и аудиториях ГИТИСа, где и проходили первые творческие опыты. А поскольку зрительского гардероба в институте не было, зрители перед спектаклем складывали шубы огромной горой на стол. Но однажды наш директор (тогда еще замдиректора) А.М. Воробьев сказал: «Нет, так дальше не пойдет», раздобыл где-то доски, мешок гвоздей и сам соорудил в одной из аудиторий импровизированную вешалку. Номерки мы сделали из бумаги, на каждом поставили штамп театра – мол, документ, а не просто бумажка. Вот так выглядела первая вешалка, с которой начинался наш театр».  – рассказывает наш экскурсовод. Впрочем, поправляется Вера, начинался он все-таки раньше – в 1988-м, когда П.Фоменко набрал в ГИТИСе актерско-режиссерский курс, составивший спустя 5 лет костяк труппы. Актрисы Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Ксения и Полина Кутеповы; актеры Карэн Бадалов, Рустэм Юскаев, Андрей Казаков, Юрий Степанов, Тагир Рахимов и присоединившийся к ним выпускник «Щуки» Кирилл Пирогов – первый, кого Фоменко взял в театр «со стороны»; выпускники режиссерской группы – Иван Поповски, Олег Любимов, Сергей Якубенко, Андрей Приходько, Эверетт Диксон…

«Именно их работы так поразили театральную Москву, что все единодушно решили: этим ребятам расходиться нельзя. На 17-ти кв. м. в Доме актера на Арбате мы умудрились разместить и офис, и билетную кассу, и репетиционный зал. Арендовали площадки по всей Москве – играли в театрах (Вахтангова, Моссовета, Малом…) и в совсем не театральных зданиях, например, в демонстрационном зале ГУМа или коридоре ДК МИИТ. Работали над новыми спектаклями, ездили по городам Европы. И все эти годы искали место, которое могло бы стать нашим домом. И вот на свое пятилетие получили долгожданный подарок – здание бывшего кинотеатра «Киев» на Кутузовском проспекте. Конечно, помещение пришлось адаптировать под театральные нужды, но в декабре 99-го года мы открыли эту сцену спектаклем Е.Каменьковича “Варвары”».– говорит Вера.


Здесь же П.Фоменко поставил спектакли, которые завораживают зрителей не одно десятилетие. Чуть больше чем за год вышли 3 премьеры: «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие» и «Война и мир. Начало романа», каждая из которых стала вершиной в творчестве мастера. И все же небольшая сцена в цокольном этаже жилого дома решила «квартирный вопрос» молодого театра лишь отчасти. 

  
«Проект нового театрального здания придумал архитектор С.Гнедовский. Он разрабатывал его вместе с Петром Наумовичем, главным художником театра В.Максимовым, директором А.Воробьевым и завпоставочной частью К.Лебедевым. Они постоянно советовались по всем вопросам, а Сергей Викторович посмотрел все наши спектакли. Театр у нас камерный, и Петру Наумовичу хотелось сохранить близость к зрителям, поэтому большой зал проектировался с расчетом на 450 мест. При этом хотелось сохранить пространство, огромную кубатуру воздуха, создать ощущение, что театр большой, просторный, светлый. Для интерьера был выбран белый известняк. Таким образом, Сергей Викторович хотел создать ассоциацию с белокаменной Москвой, подчеркнуть преемственность, диалог времен, тем более что камень, из которого когда-то строили город, добывался неподалеку от нас, в районе Дорогомилова».– рассказывает Вера.

По замыслу архитектора, пространство фойе должно было соединить в себе черты театров разных стран и эпох. В итоге здесь встретились Англия, Франция, Италия – и греческий амфитеатр. В зрительском фойе, среди известняка и мрамора, должны были разместиться кадки с растениями. За этим местом даже закрепилось название – Зимний сад. Но у худрука на этот счет нашлась своя идея: «Петр Наумович умел реализовать возможности театрального пространства самым неожиданным образом. Дело в том, что с греческим амфитеатром свободно объединяется Малый зал – стена между ними раздвижная. И это дает совершенно фантастический эффект: типичный блэк-бокс внезапно обретает практически недостижимую глубину. Именно эту особенность Петр Наумович использовал в своем спектакле «Триптих». На премьере наш нынешний худрук, а тогда – режиссер театра, Е.Б. Каменькович в шутку сказал: «Петр Наумович, ну нельзя же так! Ничего лучше уже не придумать. Что после этого прикажете делать нам?».


Малый зал рассчитан на 150 мест. На первый взгляд это зал традиционного типа: сцена, партер, галереи. Но на самом деле он может приобретать любую конфигурацию. Зал примечателен еще тем, что в нем есть панорамное окно с видом на Москву-Сити. Сейчас оно, правда, закрыто черной бумагой – чтобы не нарушать необходимого театру затемнения, но, вообще говоря, у этой уникальной особенности большой сценографический потенциал.


Большая сцена – тоже трансформер. При необходимости здесь можно оборудовать оркестровую яму, что очень кстати, ведь у театра есть свой оркестр, а в спектаклях много живой музыки. Если присмотреться, планшет сцены состоит из квадратов метр на метр. Любой сегмент можно вытащить и заменить, как это делается, например, в спектакле И.Поповски «Алиса в Зазеркалье», где пол превращается в шахматную доску. Эта же возможность позволяет обыграть эпизод, где Алиса попадает в Зазеркалье: в этот момент участок пола «проваливается».

  

В театральное закулисье театра ныряем как в Страну Чудес. Пространство, которое только что было таким огромным, внезапно сжимается, как в сказке Кэрролла. Просторные светлые холлы сменяются узкими коридорами. В крошечной реквизиторской – всё по полочкам. На стеллажах компактно разложены предметы из спектаклей. «Бесприданница», «Дом, где разбиваются сердца», «Сон в летнюю ночь»… Рядом с птицей из спектакля «Чайка» и львом из «Сказок Арденнского леса» дремлют куклы из «Трех сестер» с лицами Полины и Ксении Кутеповых. На стене гримцеха – коллаж с фотографиями персонажей, своеобразная шпаргалка для мастеров-гримеров, чтобы быстро освежить в памяти особенности грима.
Прикрепления: 0766863.jpg(15.6 Kb) · 3613260.jpg(17.6 Kb) · 1429783.jpg(16.2 Kb) · 5601789.jpg(18.1 Kb) · 7711764.jpg(17.5 Kb) · 0784691.jpg(16.2 Kb) · 1211036.jpg(13.3 Kb) · 4553713.jpg(16.7 Kb) · 5048949.jpg(16.6 Kb) · 3303784.jpg(15.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 02 Сен 2021, 21:19 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6427
Статус: Offline
  
В костюмерный цех наряды прибывают непосредственно перед спектаклем, проверяются и разносятся по гримерным. На магнитной доске – сотни заметок-напоминаний: заштопать, подшить, отремонтировать, заменить. Головные уборы, брошки, чулки, перчатки, батарейки, заколки, кольца, катушки ниток, коробки с пуговицами и запонками – свидетели и участники ни на минуту не затихающей театральной жизни. Склад декораций – за сценой, в арьере. Сегодня в репертуаре театра, начинавшего свою жизнь с пяти дипломным спектаклей, 44 названия, поэтому здесь помещается только то, что понадобится в ближайшее время, все остальное хранится на складе в Подмосковье.


Актерская или, как ее называют в театре, Зеленая комната. С этим местом связана одна из самых известных «фоменковских» традиций. Здесь артисты готовятся к выходу на сцену и перед каждым спектаклем соединяют руки, чтобы хором произнести «кричалку».
«Обычно это реплика одного из персонажей. Например, фраза Глафиры в спектакле «Волки и овцы»: «Либо пан, либо пропал!». Но главное, что в этой комнате создается настрой, поэтому мы постарались сделать ее максимально уютной. Это маленькое пространство с диванами, книжными полками, фотографиями и портретами наших ушедших – П.Н. Фоменко, главного художника В.Максимова и артиста Ю.Степанова. Наверное, где-то там они уже создают свой театр…
» - рассказывает Вера.

На вопрос, в чем же секрет успеха Фоменко и его театра, Вера надолго задумывается и потом говорит: «В двух словах не объяснишь. Судить сложно, но я думаю, дело в том, что Петр Наумович ничего не воспринимал как мелочь. Работая над спектаклями, он выстраивал каждую мизансцену, для него имел значение каждый отодвинутый пальчик, каждая переставленная чашечка, и все это в сумме создавало фантастический эффект. Он всегда работал очень подробно, вдумчиво и глубоко. Он делал ироничные спектакли, но ко всему, что происходило в театре, относился очень серьезно. И оставил нам в наследство не только свои постановки, которые живы по сей день, но и атмосферу этого удивительного дома».
Анна Тимина
https://teatral-online.ru/news/25949/
Прикрепления: 7484199.jpg(17.8 Kb) · 8540930.jpg(21.0 Kb) · 8134963.jpg(22.2 Kb) · 1357587.jpg(19.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 03 Фев 2022, 14:52 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6427
Статус: Offline
МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО ВЫПУСКАЕТ ПРЕМЬЕРУ ПО ЛЕСКОВУ


4, 5 и 6, 10, 18 февраля в театре «Мастерская Петра Фоменко» пройдет премьера спектакля «Чающие движения воды» — старгородская хроника в 2-х частях по роману Н.Лескова «Соборяне». Режиссер - Евгений Каменькович.


«Лесков и в самом деле очень верил в очеловечивающую силу христианства: действенная любовь, жертвенное служение ближнему, чистота души, внутренняя цельность – для него всё это было не безвкусной жвачкой из очередной воскресной проповеди, а предметом веры. Он искал тех, кто обладает этими сокровищами. Людей до такой степени кротких, героических, добрых, смелых, кажется, не существовало на белом свете – тогда он их придумывал.» 
(Майя Кучерская. Из авторского предисловия к книге «Прозёванный гений»).

  

«Чающие движения воды» – спектакль-хроника, повествующий о 2-х священниках, одном дьяконе и суетах провинциального Старгорода; о людях добрых и праведных, но бессильных перед доносами, клеветой и чиновничьим идиотизмом; о несоответствии церковной действительности церковным идеалам; о злодеях, вопреки сказочным канонам побеждающих богатырей; и неотвратимом ходе времени, стирающем с карты русского быта патриархальный мир. 

Название спектакля отсылает к первой версии романа. Именно под таким заголовком была опубликована первая книга будущих «Соборян» в журнале «Отечественные записки». Оттуда же и жанровое определение – хроника – столь важное для автора.
https://fomenki.ru/
Прикрепления: 9765100.jpg(7.3 Kb) · 1130134.jpg(17.4 Kb) · 4096976.jpg(17.4 Kb) · 2882025.jpg(22.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 15 Фев 2022, 20:41 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 6427
Статус: Offline
ВЫСТАВКА О ЛЕНИНГРАДСКИХ СПЕКТАКЛЯХ ПЕТРА ФОМЕНКО ОТКРЫЛАСЬ В «МАСТЕРСКОЙ»
В пространстве Зимнего сада Новой сцены «Мастерской Фоменко» открылась выставка, посвящённая «ленинградскому периоду» биографии П.Фоменко. Экспозиция представит спектакли Театра Комедии 1970-х годов и станет первой в серии выставок, приуроченных к 90-летию со дня рождения Фоменко. Для многих москвичей и вообще сегодняшних зрителей имя П.Фоменко связано прежде всего с созданным им в 1993 г. театром «Мастерская Петра Фоменко». Более ранние работы режиссёра известны меньше - и, по сути, их можно назвать несправедливо забытыми. В частности, принципиальным для новейшей истории отечественного театра является «ленинградский период», которому посвящена выставка в «Мастерской».

С 1972 г. Фоменко был режиссёром Ленинградского театра Комедии, а в 1977-1981 - гл. режиссёром этого театра. Здесь он поставил больше 10 знаковых спектаклей, причём некоторые из них интересны и для поклонников «позднего» Фоменко: авторы и тексты, к которым он обращался тогда, нередко переосмыслялись им впоследствии, когда он ставил их уже с другими артистами, включая учеников, составивших костяк труппы «Мастерской». Однако материалов, которые позволили бы составить представление о ленинградских спектаклях Фоменко, почти не осталось. Они исчерпываются плакатами-афишами, которые создавал художник И.Иванов, и фотографиями, сделанными во время репетиций и спектаклей. Поэтому выставка, тем более проходящая в Москве, по праву может считаться уникальной возможностью познакомиться с этими постановками, пусть и трагически поверхностно. В «Мастерской» будет представлена максимально полная коллекция архивных материалов. Специально для выставки текст-комментарий о спектаклях Фоменко в Театре Комедии написал петербургский театральный критик, кандидат искусствоведения Е.Соколинский, видевший эти постановки своими глазами. С разрешения театра цитируем несколько фрагментов этой статьи.

«Пребывание Фоменко в Ленинграде в 70-е (мы не касаемся запрещённой „Мистерии-буфф“ в Театре имени Ленсовета в 1967 г.) можно обозначить двумя крайними вехами: „Этот милый старый дом“ (1972) и „Тёркин-Тёркин“ (1980). Речь идёт о лучших послеакимовских постановках Театра Комедии.


Фрагмент афиши спектакля "Этот милый старый дом"

В „Милом старом доме“ режиссёр и художник передали атмосферу сказочности, присущую последним опусам А.Арбузова. Фоменко почувствовал прелесть арбузовского лирического абсурда, чего не удавалось никому другому. Здесь не казалось странным, что в небе прорезано окошко, и в нём невидимые влюблённые протягивают друг к другу руки. На деревьях были развешаны скрипки, актёры порхали, словно птички, по разновысотным площадкам. В блестящем спектакле сказалось моцартианство режиссёра. Тогда сошлось творческое и человеческое. Фоменко с художником И.Ивановым были в ту пору оба влюблены.

Между Арбузовым и Твардовским („Тёркин-Тёркин“) стоит поместить 2 редакции мольеровского „Мизантропа“ (1975 и 1980). В „Мизантропе“ выразилось отчаянье, отчуждённость от всех и всего, неумение понять: „на всё есть манера“. Человек с плаката Иванова, обхвативший в тоске голову руками, это, конечно, не только Альцест. Контраст к чёрной тоске - роскошная „рама“ Елисеевского магазина (и академического театра), в которой вынужден был существовать Фоменко. Центр плакатной композиции - павлиньи перья с холодными глазами врагов: руководства города, оппозиции в театре. В 1980 г. (вторая редакция) число вражеских глаз увеличилось и привело к окончательному разрыву. Фоменко покинул театр, оскорблённый властями, труппой, частью критики, оскорбивший многих сам. Своенравный художник уехал со словами „Мне душно здесь“.


Афиша спектакля «Лес»

Вернувшись в 1978 г., Фоменко начал с программного спектакля „Лес“.Тема смерти становится определяющей почти во всех спектаклях Фоменко 1978–1981. Сарказмы Достоевского (памфлет „Крокодил“ - „Пассаж в Пассаже“), „водевили“ Чехова выявляли неестественность, выморочность окружающего мира. Не случайно на афише „Свадьбы. Юбилея“ 2 граммофонные трубы по-змеиному сплетены винтом.


Афиша спектакля «Сказка Арденского леса»

Под конец 1970-х работать в Комедии стало для Фоменко невыносимо, но неслучайно он, спустя 10 лет, в „Мастерской“, вернулся в 3-й раз к своему последнему ленинградскому созданию: „Сказка Арденнского леса“ (1968, 1981, 2009). Дополняя и переписывая шекспировскую комедию вместе с Ю.Кимом, он пытался разобраться в природе театра, в причине конфликтов. Два шута-философа, Жак и Билли, спорят друг с другом: что важнее для актёрского искусства - лицедейство, техника или душа. Фоменко, безусловно, актёр, лицедей. Его высокий профессионализм также не вызывает сомнения. Мешала лишь тонкая душа. Спектакль был очень прихотлив (как и колпак шута на афише Иванова), жанрово разнообразен и горек. Актёры в 2-х составах подобрались отличные.

Выставка открыта для зрителей, пришедших на спектакли обоих залов Новой сцены (кроме «Триптиха», «Махагонии» и «Руслана и Людмилы»). Посетить её можно будет до конца апреля.
Елена Алдашева
15.02. 2022. журнал "Театр"

http://oteatre.info/leningradskie-spektakli-fomy/
Прикрепления: 9687970.png(95.4 Kb) · 2613123.png(61.5 Kb) · 4924288.png(39.3 Kb)
 

Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » ТЕАТР "МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО" (03.01. 2021. журнал "Театрал")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: