[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ТЕАТР "МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО"
Валентина_КочероваДата: Четверг, 02 Сен 2021, 21:06 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
«НИЧЕГО ЛУЧШЕ УЖЕ НЕ ПРИДУМАТЬ»
Как Петр Фоменко создал один из самых необычных театров в Москве


«Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает главный администратор «Мастерской Петра Фоменко»  Вера Завгородняя. В этой шутке была доля правды: театр действительно стоит на берегу реки.
Официально «Мастерская Фоменко» появилась в Москве в июле 1993 г. Сегодня этот театр – настоящий город, хотя строился он, как и Москва, не сразу.
«Все знают, что театр начинается с вешалки, но никакой вешалки у нас поначалу не было – как не было и собственной площадки. Все, что мы имели, – 5 дипломных спектаклей, – продолжает Вера. В «Мастерской Фоменко» она работает почти с самого момента возникновения театра, так что вся его история складывалась на ее глазах. Дипломные работы впоследствии составили основу репертуара. В их числе был и знаменитый спектакль «Волки и овцы», пожалуй, столь же значимый для «фоменок», как «Чайка» – для Художественного театра.

  
«В те годы мы ютились на разных площадках. Играли в Учебном театре и аудиториях ГИТИСа, где и проходили первые творческие опыты. А поскольку зрительского гардероба в институте не было, зрители перед спектаклем складывали шубы огромной горой на стол. Но однажды наш директор (тогда еще замдиректора) А.М. Воробьев сказал: «Нет, так дальше не пойдет», раздобыл где-то доски, мешок гвоздей и сам соорудил в одной из аудиторий импровизированную вешалку. Номерки мы сделали из бумаги, на каждом поставили штамп театра – мол, документ, а не просто бумажка. Вот так выглядела первая вешалка, с которой начинался наш театр».  – рассказывает наш экскурсовод. Впрочем, поправляется Вера, начинался он все-таки раньше – в 1988-м, когда П.Фоменко набрал в ГИТИСе актерско-режиссерский курс, составивший спустя 5 лет костяк труппы. Актрисы Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Ксения и Полина Кутеповы; актеры Карэн Бадалов, Рустэм Юскаев, Андрей Казаков, Юрий Степанов, Тагир Рахимов и присоединившийся к ним выпускник «Щуки» Кирилл Пирогов – первый, кого Фоменко взял в театр «со стороны»; выпускники режиссерской группы – Иван Поповски, Олег Любимов, Сергей Якубенко, Андрей Приходько, Эверетт Диксон…

«Именно их работы так поразили театральную Москву, что все единодушно решили: этим ребятам расходиться нельзя. На 17-ти кв. м. в Доме актера на Арбате мы умудрились разместить и офис, и билетную кассу, и репетиционный зал. Арендовали площадки по всей Москве – играли в театрах (Вахтангова, Моссовета, Малом…) и в совсем не театральных зданиях, например, в демонстрационном зале ГУМа или коридоре ДК МИИТ. Работали над новыми спектаклями, ездили по городам Европы. И все эти годы искали место, которое могло бы стать нашим домом. И вот на свое пятилетие получили долгожданный подарок – здание бывшего кинотеатра «Киев» на Кутузовском проспекте. Конечно, помещение пришлось адаптировать под театральные нужды, но в декабре 99-го года мы открыли эту сцену спектаклем Е.Каменьковича “Варвары”».– говорит Вера.


Здесь же П.Фоменко поставил спектакли, которые завораживают зрителей не одно десятилетие. Чуть больше чем за год вышли 3 премьеры: «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие» и «Война и мир. Начало романа», каждая из которых стала вершиной в творчестве мастера. И все же небольшая сцена в цокольном этаже жилого дома решила «квартирный вопрос» молодого театра лишь отчасти. 

  
«Проект нового театрального здания придумал архитектор С.Гнедовский. Он разрабатывал его вместе с Петром Наумовичем, главным художником театра В.Максимовым, директором А.Воробьевым и завпоставочной частью К.Лебедевым. Они постоянно советовались по всем вопросам, а Сергей Викторович посмотрел все наши спектакли. Театр у нас камерный, и Петру Наумовичу хотелось сохранить близость к зрителям, поэтому большой зал проектировался с расчетом на 450 мест. При этом хотелось сохранить пространство, огромную кубатуру воздуха, создать ощущение, что театр большой, просторный, светлый. Для интерьера был выбран белый известняк. Таким образом, Сергей Викторович хотел создать ассоциацию с белокаменной Москвой, подчеркнуть преемственность, диалог времен, тем более что камень, из которого когда-то строили город, добывался неподалеку от нас, в районе Дорогомилова».– рассказывает Вера.

По замыслу архитектора, пространство фойе должно было соединить в себе черты театров разных стран и эпох. В итоге здесь встретились Англия, Франция, Италия – и греческий амфитеатр. В зрительском фойе, среди известняка и мрамора, должны были разместиться кадки с растениями. За этим местом даже закрепилось название – Зимний сад. Но у худрука на этот счет нашлась своя идея: «Петр Наумович умел реализовать возможности театрального пространства самым неожиданным образом. Дело в том, что с греческим амфитеатром свободно объединяется Малый зал – стена между ними раздвижная. И это дает совершенно фантастический эффект: типичный блэк-бокс внезапно обретает практически недостижимую глубину. Именно эту особенность Петр Наумович использовал в своем спектакле «Триптих». На премьере наш нынешний худрук, а тогда – режиссер театра, Е.Б. Каменькович в шутку сказал: «Петр Наумович, ну нельзя же так! Ничего лучше уже не придумать. Что после этого прикажете делать нам?».


Малый зал рассчитан на 150 мест. На первый взгляд это зал традиционного типа: сцена, партер, галереи. Но на самом деле он может приобретать любую конфигурацию. Зал примечателен еще тем, что в нем есть панорамное окно с видом на Москву-Сити. Сейчас оно, правда, закрыто черной бумагой – чтобы не нарушать необходимого театру затемнения, но, вообще говоря, у этой уникальной особенности большой сценографический потенциал.


Большая сцена – тоже трансформер. При необходимости здесь можно оборудовать оркестровую яму, что очень кстати, ведь у театра есть свой оркестр, а в спектаклях много живой музыки. Если присмотреться, планшет сцены состоит из квадратов метр на метр. Любой сегмент можно вытащить и заменить, как это делается, например, в спектакле И.Поповски «Алиса в Зазеркалье», где пол превращается в шахматную доску. Эта же возможность позволяет обыграть эпизод, где Алиса попадает в Зазеркалье: в этот момент участок пола «проваливается».

  

В театральное закулисье театра ныряем как в Страну Чудес. Пространство, которое только что было таким огромным, внезапно сжимается, как в сказке Кэрролла. Просторные светлые холлы сменяются узкими коридорами. В крошечной реквизиторской – всё по полочкам. На стеллажах компактно разложены предметы из спектаклей. «Бесприданница», «Дом, где разбиваются сердца», «Сон в летнюю ночь»… Рядом с птицей из спектакля «Чайка» и львом из «Сказок Арденнского леса» дремлют куклы из «Трех сестер» с лицами Полины и Ксении Кутеповых. На стене гримцеха – коллаж с фотографиями персонажей, своеобразная шпаргалка для мастеров-гримеров, чтобы быстро освежить в памяти особенности грима.
Прикрепления: 0766863.jpg (15.6 Kb) · 3613260.jpg (17.6 Kb) · 1429783.jpg (16.2 Kb) · 5601789.jpg (18.1 Kb) · 7711764.jpg (17.5 Kb) · 0784691.jpg (16.2 Kb) · 1211036.jpg (13.3 Kb) · 4553713.jpg (16.7 Kb) · 5048949.jpg (16.6 Kb) · 3303784.jpg (15.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 02 Сен 2021, 21:19 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
  
В костюмерный цех наряды прибывают непосредственно перед спектаклем, проверяются и разносятся по гримерным. На магнитной доске – сотни заметок-напоминаний: заштопать, подшить, отремонтировать, заменить. Головные уборы, брошки, чулки, перчатки, батарейки, заколки, кольца, катушки ниток, коробки с пуговицами и запонками – свидетели и участники ни на минуту не затихающей театральной жизни. Склад декораций – за сценой, в арьере. Сегодня в репертуаре театра, начинавшего свою жизнь с пяти дипломным спектаклей, 44 названия, поэтому здесь помещается только то, что понадобится в ближайшее время, все остальное хранится на складе в Подмосковье.


Актерская или, как ее называют в театре, Зеленая комната. С этим местом связана одна из самых известных «фоменковских» традиций. Здесь артисты готовятся к выходу на сцену и перед каждым спектаклем соединяют руки, чтобы хором произнести «кричалку».
«Обычно это реплика одного из персонажей. Например, фраза Глафиры в спектакле «Волки и овцы»: «Либо пан, либо пропал!». Но главное, что в этой комнате создается настрой, поэтому мы постарались сделать ее максимально уютной. Это маленькое пространство с диванами, книжными полками, фотографиями и портретами наших ушедших – П.Н. Фоменко, главного художника В.Максимова и артиста Ю.Степанова. Наверное, где-то там они уже создают свой театр…
» - рассказывает Вера.

На вопрос, в чем же секрет успеха Фоменко и его театра, Вера надолго задумывается и потом говорит: «В двух словах не объяснишь. Судить сложно, но я думаю, дело в том, что Петр Наумович ничего не воспринимал как мелочь. Работая над спектаклями, он выстраивал каждую мизансцену, для него имел значение каждый отодвинутый пальчик, каждая переставленная чашечка, и все это в сумме создавало фантастический эффект. Он всегда работал очень подробно, вдумчиво и глубоко. Он делал ироничные спектакли, но ко всему, что происходило в театре, относился очень серьезно. И оставил нам в наследство не только свои постановки, которые живы по сей день, но и атмосферу этого удивительного дома».
Анна Тимина
https://teatral-online.ru/news/25949/
Прикрепления: 7484199.jpg (17.8 Kb) · 8540930.jpg (21.0 Kb) · 8134963.jpg (22.2 Kb) · 1357587.jpg (19.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 03 Фев 2022, 14:52 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО ВЫПУСКАЕТ ПРЕМЬЕРУ ПО ЛЕСКОВУ


4, 5 и 6, 10, 18 февраля в театре «Мастерская Петра Фоменко» пройдет премьера спектакля «Чающие движения воды» — старгородская хроника в 2-х частях по роману Н.Лескова «Соборяне». Режиссер - Евгений Каменькович.


«Лесков и в самом деле очень верил в очеловечивающую силу христианства: действенная любовь, жертвенное служение ближнему, чистота души, внутренняя цельность – для него всё это было не безвкусной жвачкой из очередной воскресной проповеди, а предметом веры. Он искал тех, кто обладает этими сокровищами. Людей до такой степени кротких, героических, добрых, смелых, кажется, не существовало на белом свете – тогда он их придумывал.» 
(Майя Кучерская. Из авторского предисловия к книге «Прозёванный гений»).

  

«Чающие движения воды» – спектакль-хроника, повествующий о 2-х священниках, одном дьяконе и суетах провинциального Старгорода; о людях добрых и праведных, но бессильных перед доносами, клеветой и чиновничьим идиотизмом; о несоответствии церковной действительности церковным идеалам; о злодеях, вопреки сказочным канонам побеждающих богатырей; и неотвратимом ходе времени, стирающем с карты русского быта патриархальный мир. 

Название спектакля отсылает к первой версии романа. Именно под таким заголовком была опубликована первая книга будущих «Соборян» в журнале «Отечественные записки». Оттуда же и жанровое определение – хроника – столь важное для автора.
https://fomenki.ru/
Прикрепления: 9765100.jpg (7.3 Kb) · 1130134.jpg (17.4 Kb) · 4096976.jpg (17.4 Kb) · 2882025.jpg (22.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 15 Фев 2022, 20:41 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
ВЫСТАВКА О ЛЕНИНГРАДСКИХ СПЕКТАКЛЯХ ПЕТРА ФОМЕНКО ОТКРЫЛАСЬ В «МАСТЕРСКОЙ»
В пространстве Зимнего сада Новой сцены «Мастерской Фоменко» открылась выставка, посвящённая «ленинградскому периоду» биографии П.Фоменко. Экспозиция представит спектакли Театра Комедии 1970-х годов и станет первой в серии выставок, приуроченных к 90-летию со дня рождения Фоменко. Для многих москвичей и вообще сегодняшних зрителей имя П.Фоменко связано прежде всего с созданным им в 1993 г. театром «Мастерская Петра Фоменко». Более ранние работы режиссёра известны меньше - и, по сути, их можно назвать несправедливо забытыми. В частности, принципиальным для новейшей истории отечественного театра является «ленинградский период», которому посвящена выставка в «Мастерской».

С 1972 г. Фоменко был режиссёром Ленинградского театра Комедии, а в 1977-1981 - гл. режиссёром этого театра. Здесь он поставил больше 10 знаковых спектаклей, причём некоторые из них интересны и для поклонников «позднего» Фоменко: авторы и тексты, к которым он обращался тогда, нередко переосмыслялись им впоследствии, когда он ставил их уже с другими артистами, включая учеников, составивших костяк труппы «Мастерской». Однако материалов, которые позволили бы составить представление о ленинградских спектаклях Фоменко, почти не осталось. Они исчерпываются плакатами-афишами, которые создавал художник И.Иванов, и фотографиями, сделанными во время репетиций и спектаклей. Поэтому выставка, тем более проходящая в Москве, по праву может считаться уникальной возможностью познакомиться с этими постановками, пусть и трагически поверхностно. В «Мастерской» будет представлена максимально полная коллекция архивных материалов. Специально для выставки текст-комментарий о спектаклях Фоменко в Театре Комедии написал петербургский театральный критик, кандидат искусствоведения Е.Соколинский, видевший эти постановки своими глазами. С разрешения театра цитируем несколько фрагментов этой статьи.

«Пребывание Фоменко в Ленинграде в 70-е (мы не касаемся запрещённой „Мистерии-буфф“ в Театре имени Ленсовета в 1967 г.) можно обозначить двумя крайними вехами: „Этот милый старый дом“ (1972) и „Тёркин-Тёркин“ (1980). Речь идёт о лучших послеакимовских постановках Театра Комедии.


Фрагмент афиши спектакля "Этот милый старый дом"

В „Милом старом доме“ режиссёр и художник передали атмосферу сказочности, присущую последним опусам А.Арбузова. Фоменко почувствовал прелесть арбузовского лирического абсурда, чего не удавалось никому другому. Здесь не казалось странным, что в небе прорезано окошко, и в нём невидимые влюблённые протягивают друг к другу руки. На деревьях были развешаны скрипки, актёры порхали, словно птички, по разновысотным площадкам. В блестящем спектакле сказалось моцартианство режиссёра. Тогда сошлось творческое и человеческое. Фоменко с художником И.Ивановым были в ту пору оба влюблены.

Между Арбузовым и Твардовским („Тёркин-Тёркин“) стоит поместить 2 редакции мольеровского „Мизантропа“ (1975 и 1980). В „Мизантропе“ выразилось отчаянье, отчуждённость от всех и всего, неумение понять: „на всё есть манера“. Человек с плаката Иванова, обхвативший в тоске голову руками, это, конечно, не только Альцест. Контраст к чёрной тоске - роскошная „рама“ Елисеевского магазина (и академического театра), в которой вынужден был существовать Фоменко. Центр плакатной композиции - павлиньи перья с холодными глазами врагов: руководства города, оппозиции в театре. В 1980 г. (вторая редакция) число вражеских глаз увеличилось и привело к окончательному разрыву. Фоменко покинул театр, оскорблённый властями, труппой, частью критики, оскорбивший многих сам. Своенравный художник уехал со словами „Мне душно здесь“.


Афиша спектакля «Лес»

Вернувшись в 1978 г., Фоменко начал с программного спектакля „Лес“.Тема смерти становится определяющей почти во всех спектаклях Фоменко 1978–1981. Сарказмы Достоевского (памфлет „Крокодил“ - „Пассаж в Пассаже“), „водевили“ Чехова выявляли неестественность, выморочность окружающего мира. Не случайно на афише „Свадьбы. Юбилея“ 2 граммофонные трубы по-змеиному сплетены винтом.


Афиша спектакля «Сказка Арденского леса»

Под конец 1970-х работать в Комедии стало для Фоменко невыносимо, но неслучайно он, спустя 10 лет, в „Мастерской“, вернулся в 3-й раз к своему последнему ленинградскому созданию: „Сказка Арденнского леса“ (1968, 1981, 2009). Дополняя и переписывая шекспировскую комедию вместе с Ю.Кимом, он пытался разобраться в природе театра, в причине конфликтов. Два шута-философа, Жак и Билли, спорят друг с другом: что важнее для актёрского искусства - лицедейство, техника или душа. Фоменко, безусловно, актёр, лицедей. Его высокий профессионализм также не вызывает сомнения. Мешала лишь тонкая душа. Спектакль был очень прихотлив (как и колпак шута на афише Иванова), жанрово разнообразен и горек. Актёры в 2-х составах подобрались отличные.

Выставка открыта для зрителей, пришедших на спектакли обоих залов Новой сцены (кроме «Триптиха», «Махагонии» и «Руслана и Людмилы»). Посетить её можно будет до конца апреля.
Елена Алдашева
15.02. 2022. журнал "Театр"

http://oteatre.info/leningradskie-spektakli-fomy/
Прикрепления: 9687970.png (95.4 Kb) · 2613123.png (61.5 Kb) · 4924288.png (39.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 07 Июл 2022, 13:25 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
«МАСТЕРСКАЯ ФОМЕНКО» ВЫПУСКАЕТ ВИДЕОВОСПОМИНАНИЯ К ЮБИЛЕЮ ОСНОВАТЕЛЯ
10 июля в московском Центре док. кино пройдёт премьера фильма «Однажды с Фоменко» - 1-й части «видео-мемуаров» актёров и сотрудников «Мастерской Петра Фоменко» о создателе театра.

13 июля 2022 г. П.Фоменко исполнилось бы 90 лет. К юбилею «Мастерская» запланировала целый ряд проектов. Одним из первых событий стало открытие выставки на Арбате.


Созданием выставки занималась «Мастерская Петра Фоменко», однако в подготовке материалов приняли участие и др. театры. Одной из принципиальных особенностей оригинальной уличной экспозиции является хронологический охват: 32 панно (16 двусторонних стендов) дают возможность проследить за всем творческим путём Петра Наумовича, узнать о его работах в самых разных театрах Москвы и за её пределами. При этом одна из 2-х сторон посвящена главному детищу режиссёра и педагога, созданному им театру «Мастерская Петра Фоменко» и спектаклям, которые он сам здесь поставил.

Вторая сторона выставки - хронологически, напротив, первая. Она начинается со стенда «Детство. Отрочество. Юность», посвящённого ранним годам жизни режиссёра, и продолжается рассказом о его работах вне (и до) «Мастерской» - причём не все они относятся к числу широко известных. Изучив эту «архивную» сторону выставки, можно узнать о работах Фоменко в Театре на Таганке, «Смерти Тарелкина» и «Плодах просвещения» в Театре им. Маяковского; о спектаклях в ЦДТ («Приключения жёлтого чемоданчика», «Король Матиуш Первый»); о ленинградском периоде творчества режиссёра - «Новой Мистерии-буфф» в Театре им. Ленсовета и постановках в Театре комедии им. Акимова; о «Любови Яровой» в Малом театре и о 2-х спектаклях, поставленных в Тбилисском русском театре им. Грибоедова. Несколько спектаклей, о которых рассказывают панно, многие помнят лично - «Калигула» в Театре им. Моссовета, «Великолепный рогоносец» в театре «Сатирикон» и 2 знаковых постановки в Театре им. Е.Вахтангова, неподалёку от которого и находится выставка, - «Без вины виноватые» и «Пиковая дама». Здесь можно узнать о работах Фоменко в кино и на телевидении (то и другое - важные страницы биографии режиссёра), а также о годах преподавания в ГИТИСе (1981-2001), благодаря которым и возникла «Мастерская».

Принципиально, что, помимо фотоматериалов и сопроводительных текстов в виде коротких эссе, на панно можно найти «прямую речь» самого мастера. Это существенно в том числе потому, что высказываний, цитат и «афоризмов» Фоменко в зафиксированном, а не апокрифическом виде, сохранилось не так много, как может показаться. Например, на ГИТИСовском панно можно найти такую фразу: «Смысл педагогики широк, но главное-то всё одно остаётся: выращивание в людях их же индивидуальностей в контексте времени и - всё-таки - культуры».
Посетить выставку можно в любое время. Она будет открыта до 17 июля.

Фильм «Однажды с Фоменко», снятый режиссёрами Д.Чистяковым и В.Бровкиным, театр анонсирует как «наши жили-были». Для создания этой док. картины, посвящённой прежде всего Фоменко-человеку, авторы провели целый ряд встреч с актёрами и сотрудниками «Мастерской». В итоге получилось 35 «образов» мастера - каждый герой рассказывал о «своём Фоменко» и вспоминал истории из жизни. Предполагается, что постепенно зрители смогут увидеть все видеорассказы, а на премьере в ЦДК будет представлена 1-я серия «пёстрого коллективного рассказа об Учителе».

10 июля можно будет увидеть 8 сюжетов, в которых свои «случаи, почти как у Хармса» рассказывают актёры нескольких поколений «Мастерской»: П.Кутепова, К.Пирогов, К.Бадалов, Е.Смирнова и С.Огарёва, Е.Ворончихина, а также Л.Максакова и М.Литовченко (Максакова играла не только в постановках Фоменко на родной для неё вахтанговской сцене, но и в «Мастерской» — ранее в спектакле «Как жаль…» и по сей день в «Театральном романе»). Кроме того, в первую часть фильма вошли воспоминания нынешнего худрука «Мастерской Фоменко» Е.Каменьковича и зав. костюмерным цехом В.Курочкиной. Перед показом в ЦДК со зрителями встретится творческая группа проекта.

Помимо «Однажды с Фоменко», ЦДК планирует ещё 2 события к юбилею мастера: 19 июля зрители смогут увидеть на большом экране видеоверсию культового спектакля «Волки и овцы», а 21 июля - постановки «Чичиков. Мёртвые души, том второй». Ранее запись «Чичикова» показывали лишь однажды — в ноябре 2021 г. в «Мастерской» — и в открытом доступе этого видео пока нет.Напомним, что совместный проект «Мастерской Фоменко» и ЦДК стартовал ещё в 2020 г. Тогда планировалось провести ретроспективу первых спектаклей театра - в программу вошли «Двенадцатая ночь» Е.Каменьковича, «Приключение» И.Поповски, «Владимир III степени» С.Женовача, а также 2 работы П.Фоменко, осуществлённые при участии молодых режиссёров: «Таня-Таня» (режиссёр А.Приходько) и «Волки и овцы» (режиссёр Ма Чжен Хун). Четыре из 5-ти показов уже прошли — таким образом, показ «Волков и овец» станет финальным событием проекта, а ранее не анонсированный «Чичиков…» — своеобразным дополнением к основной программе.
Елена Алдашева
06.07. 2022. журнал "Театр"

http://oteatre.info/na-arbate-vystavka-fomenko/
http://oteatre.info/odnazhdy-s-fomenko/
Прикрепления: 0733414.png (88.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 06 Авг 2022, 23:07 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
ЕВГЕНИЙ ЦЫГАНОВ ВОССТАНОВИЛ "БОРИСА ГОДУНОВА" ОТ ПЕТРА ФОМЕНКО


В "Мастерской Петра Фоменко" 30-31 июля состоялась необычная премьера - "Комедия о трагедии". Спектакль, созданный по читкам пушкинского "Бориса Годунова", но в свое время не доведенный до финала самим мастером, Петром Наумовичем. В год его 90-летия (буквально вслед за юбилеем) этот спектакль поставил, а скорее даже, скрупулезно реконструировал и доработал актер и режиссер Е.Цыганов.


Работу над "Борисом Годуновым" в театре начали 12 лет назад, зимой 2010 ., за год до ухода из жизни Фоменко. Известно: Пушкин для него был камертоном истины и главным собеседником на протяжении всего непростого творческого пути. Те самые репетиции 10-летней давности и легли в основу "Комедии о трагедии". Сохранились видео- и аудиозаписи читок - теперь они магически ведут спектакль в еще одно, другое измерение. Наивно можно было бы назвать это "заметками на полях". Голос Петра Наумовича временами приостанавливает действие, поясняя зрителю: что стоит за великими пушкинскими строками. Направляя актеров: почему и как они должны играть своих героев. "Не ставьте точку, пожалуйста! Точка - смерть для артиста!".

Точные слова, как афоризмы, высвечиваются на заднике сцены. Текст Фоменко - идущий фоном к тексту Пушкина - как декорация к происходящему. Первое, на что он обращает внимание артистов (а теперь и зрителей-читателей) - пушкинский подзаголовок: "Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве". И это однозначно - жанр спектакля. Без комедии не может быть трагедии. На этом Фоменко настаивал - вспоминает Е.Цыганов, участвовавший в тех читках. 

В спектакле все идет по слову мастера. И персонаж по имени Ремарка словно путеводитель, ориентирует нас в пространстве пушкинского текста.!А еще - об этот Петр Наумович мечтал - на сцене появляется настоящая звонница из 5 колоколов. Он был уверен, что в "Борисе Годунове" обязательно должны звучать колокола. Но сетует: наверное, от этой идеи все-таки придется отказаться - слишком дорого. Теперь - не отказались. Сделали, как он задумывал: колокольный звон здесь органичен.

Практически все артисты играют в спектакле по 2 роли - что неудивительно: на сцене появляется почти четыре 40 персонажей. Важные акценты - между строк, в полутонах, намеках. Звучание спектакля оказывается фантастически современным, хотя для этого не делается вроде бы ничего специального - все уже сделал Пушкин. Просто Фоменко, как никто, умеет вчитываться в Пушкина. 
Про что спектакль? Евгений Цыганов уверен: прежде всего - про любовь. "К театру вообще и к нашему театру в частности. Про любовь к Мастеру и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к ее истории и к своим ученикам". Точнее, видимо, не скажешь.
Инга Бугулова
01.08. 2022. РГ

https://rg.ru/2022/08/01/ne-nado-stavit-tochku.html
Прикрепления: 2417186.png (75.8 Kb) · 2359568.png (69.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 22 Сен 2022, 09:02 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
«МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО» ОТКРЫЛА 30-Й СЕЗОН
Юбилейный 30-й сезон в «Мастерской Петра Фоменко» открыли недавней премьерой Е.Цыганова «Комедия о трагедии», которая стала данью памяти Петру Наумовичу и попыткой реконструкции его театрального замысла. О ближайших планах на сборе труппы рассказал худрук Е.Каменькович.

В рамках празднования 90-летия П.Фоменко режиссер Ф.Малышев выпустит спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир» по «Маленьким трагедиям» Пушкина. Премьерный показ состоится 16 октября. В ноябре зрителей ждет новый муз. проект по песням и дневникам Ж.Бреля. Над постановкой работает актер и режиссер «Мастерской» Ю.Титов в компании с Н.Орловским и Ю.Буториным.
На начало февраля 2023 г. намечена премьера спектакля «Двадцать третий» по роману Ремарка «Черный обелиск». Постановкой текста о «потерянном поколении» и солдатах, которые вернулись с Первой мировой и не могут построить нормальную жизнь, займется Е. Каменькович. С поэмой Л.Петрушевской «Карамзин. Деревенский дневник», вероятно, будет работать Н.Кобелев. Спектакль по сценарию Тарковского «Гофманиана» планирует поставить Ф.Малышев, а по книге М.Шишкина «Письмовник» – О.Любимов. Но это пока планы на дальнюю перспективу. Кроме того, «Мастерская Петра Фоменко» на несколько месяцев станет съемочной площадкой: кинорежиссёр С.Осипьян планирует использовать пространство театра под съемки мини-сериала «Реплика», в котором будут заняты не только актёры, но и сотрудники «Мастерской».
Татьяна Власова
16.09. 2022. журнал "Театрал"

https://teatral-online.ru/news/32214/

ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ-КОНЦЕРТА «МОЙ БРЕЛЬ»


Это яркое действо, в котором участвуют три артиста: Ю.Буторин, Н.Орловский и Ю.Титов. Вместе с оркестром театра они исполняют популярные хиты Ж.Бреля и делятся своими необычными историями о том, как Брель появился в их жизни.

Юрий Титов: «Я давно интересовался Брелем. И, как оказалось, не я один: в нашем театре есть замечательный актёр Ю.Буторин, в жизнь которого Брель вошёл намного раньше, чем в мою; и есть прекрасный Н.Орловский, у которого своя необычная история знакомства с Брелем. И я подумал, что было бы забавно рассказать наши 3 истории-встречи с этим необыкновенным певцом. Рассказать не только о знакомстве с его творчеством, но и о том, как Брель продолжает нас сопровождать на жизненном пути. Какие мысли он в нас рождает, о чём заставляет нас переживать, грустить и смеяться…
А потом я подумал: “А почему бы нам не спеть его песни?” У него же они актёрские, за них редко берутся, они редко получаются – ну вот мы и рискнули. Так у нас и получился музыкальный спектакль-концерт наотмашь»
 .

Спектакль не стремится описать «как всё было на самом деле» в жизни бельгийского певца. Да и возможно ли это? Это, скорее, разговор о нелепостях и нескладностях жизни. А ещё о взрослении и о детском энтузиазме, который заставляет идти вперёд несмотря ни на что. И в конце концов – о мечте, к которой стремишься даже тогда, когда кажется, что сил и веры уже нет. И над всем этим – оригинальные песни «этого наглого бельгийца Жака».

Ближайшие спектакли:
4 ноября, 23:00
6 ноября, 22:00
18 ноября, 23:00
26 ноября, 22:00
4 декабря, 22:00
16 декабря, 23:00
https://fomenki.ru/performance/brel/#163866
Прикрепления: 8068043.png (93.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 19 Мар 2023, 13:22 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline


В Зимнем саду «Мастерской Фоменко» пройдёт выставка выдающегося российского художника-авангардиста, одного из основателей Общества художников-станковистов (ОСТ) – А.Лабаса. В историю искусства он вошёл как романтик, воспевавший чудеса техники молодого советского государства. Однако на выставке зрители смогут увидеть неизвестного Лабаса – она составлена из живописных и графических работ, выполненных исключительно в жанре портрета.
Это известные, а порой и легендарные личности, с большинством из которых художник был хорошо знаком – Св. Рихтер, М.Сарьян, И.Машков, Д.Бурлюк, С.Михоэлс, И.Эренбург, а также А.Эйнштейн, которого он лично не знал, но очень почитал.


Есть портреты и зарисовки неизвестных, случайно встреченных людей – почтальона, девушки в самолёте. Отдельный раздел экспозиции посвящен семейному портрету: в течение жизни Лабас часто изображал себя самого и своих близких. Всего на выставке будет представлено более 80 портретов, многие из которых ранее никогда не экспонировались.


«Мне хочется рассказать о моей любви к людям искусства, о глубоком к ним уважении, о художниках, иногда скромных, иногда незаметных, но подлинных, с настоящими человеческими качествами. Я рад случаю с ними встречаться днём и ночью, именно днём и ночью» ( А.Лабас).

Выставка будет доступна для всех зрителей Новой сцены (кроме спектаклей «Триптих», «Руслан и Людмила» и «Рыцарь. Моцарт. Пир») Свободное посещение экспозиции будет возможно для всех желающих в следующие даты:
- в марте – 19, 20, 21, 23, 26, 30, 31
- в апреле – 4, 6, 9, 10, 12, 13, 16, 23, 29, 30 
с 18:00 и до выключения света в фойе после 2-о звонка к началу спектакля
https://vk.com/fomenko.theatre?w=wall-61028561_10936

«ВОТ ДАРОНОСИЦА, КАК СОЛНЦЕ ЗОЛОТОЕ…»



4 апреля в 19:00 часов в Сером зале Старой сцены Мастерской пройдёт творческая встреча с протоиереем Алексеем Уминским  На встрече речь пойдет о христианстве Мандельштама, личном прочтении и толковании самого зашифрованного, загадочного и пронзительного поэта, чья русская речь, проросшая сквозь «хаос иудейский», дала лучшие образцы поэтической словесности ХХ в.

«Поэзия Мандельштама начинает в какой-то момент быть проникнута не просто христианским содержанием, но глубоко-церковным христианским содержанием, что, казалось бы, не похоже на человека Серебряного века и тем более на выходца из такой сугубо еврейской среды. И каким-то образом это продолжается во всей его жизни, и это не случайно, что его семья и его супруга Надежда Яковлевна в итоге остаются в нашем понимании настоящими христианами. Они живут этой верой, они живут этим сознанием и сопротивлением внутренним.  Для меня это было всегда очень интересно – разгадывать Мандельштама, как такого христианина, через его поэзию. Вот даже его стихотворение “Жил Александр Герцович, еврейский музыкант” – это же “Молитва” Лермонтова, просто такая переиначенная, по большому счету…

И всласть, с утра до вечера,
Заученную вхруст,
Одну сонату вечную
Играл он наизусть, –

и в этом смысле очень интересно сопоставить, что же это за соната, и что же это всё-таки за молитва лермонтовская, которая вдруг может быть понята, как “Богородице Дево, радуйся” и у того, и у другого, например…»

Купить билетыhttps://fomenki.ru/boxoffice/#26383974
Прикрепления: 5297202.png (106.8 Kb) · 0904236.png (46.4 Kb) · 8883418.png (59.1 Kb) · 1555450.png (22.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 23 Июн 2023, 21:52 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
ИЗДАНА КНИГА ОБ ИСТОРИИ «МАСТЕРСКОЙ ФОМЕНКО»


Мастерская Петра Фоменко» выпустила книгу театроведа С.Овчинниковой «Продлись, продлись очарованье, или Четверть века Мастерской Фоменко».
Это - первый «книжный» опыт исследования истории театра «Мастерская Петра Фоменко» с момента его основания до наших дней. Хотя в театре последовательно занимаются систематизацией и публикацией архивных материалов, книги, изданные до сих пор, касались исключительно наследия самого Мастера. Единственным исключением был двухтомник «Fomenki.ru. Собрание сочинений», вышедший почти 10 лет назад. В нём также были в хронологическом порядке представлены все спектакли театра, однако эта книга состояла исключительно из фрагментов ранее опубликованных критических статей о постановках. «Продлись, продлись очарованье…» - авторская книга, где рассказ ведётся от первого лица (впрочем, выдержки из рецензий и откликов здесь тоже представлены).

Примечательно в этом почти 600-страничном издании не только пристрастно-заинтересованное отношение автора, но и то, как оно соединяется с «предоставлением слова» главным героям. Помимо рассказа о спектаклях и процессе их создания, здесь много фрагментов прямой речи: реплик, диалогов, разговоров, звучавших во время репетиций. Иногда - опубликованных ранее, иногда - записанных самим автором, включая рассказы артистов, специально собранные для этой книги. И хотя Овчинникова принципиально игнорирует хронологическую последовательность, переходя от спектакля к спектаклю в соответствии с логикой повествования, а не со временем их возникновения, всё, что было поставлено в театре за 25 лет, попадает в поле зрения автора и становится предметом детального разговора.


Один из разворотов книги 

Другая важнейшая особенность книги, которая делает её на сегодняшний день уникальной, - помимо спектаклей, в ней рассказано обо всех артистах «Мастерской» и о нескольких важных для театра людях (режиссёрах, бессменном директоре А.Воробьёве). Каждому из них посвящены страницы отдельного «явления»: текст состоит не из глав или разделов, а из «актов» и «явлений». Кроме того, «Продлись, продлись очарованье…» - своеобразный памятный альбом со множеством фотографий. Театр анонсировал выход книги так: «„Продлись, продлись очарованье…“ - это не жизнеописание театра в классическом его понимании. Это не История, а скорее признание в Любви театру, за жизнью которого С.Овчинникова наблюдала с тех самых времён, когда ещё и театра-то не было. Тем не менее, автор находит возможность рассказать и обо всех спектаклях Мастерской; и уделить внимание каждому актёру. И, конечно же, дать слово самому П.Н. Фоменко - его высказывания, замечания, размышления, собранные из разных интервью, вплетаются в ткань рассказа. Это многоголосье, по-театральному разделённое на Акты и Явления, визуально чётко структурировано - цитаты Фоменко, вырезки из прессы, a propos, посвященные актёрам, - каждый из этих фрагментов отмечен своим уникальным дизайном, благодаря чему, книгу можно читать как от корки до корки, так и выбирая отдельные моменты».
Приобрести книгу можно в фойе театра перед началом спектаклей или в антракте.
Елена Алдашева
23.06. 2023. журнал "Театр"
Прикрепления: 0017657.png (80.5 Kb) · 8124296.png (38.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 03 Авг 2023, 12:36 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
ОДИН АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВЫЙ ТЕАТР
В математике N обозначает величину переменную. Для хронологии «Мастерской Петра Фоменко» вещь незаменимая. Решение Минкульта о создании театра датировано июлем 1993 г. Официально N=30. Сами «фоменки» ведут отсчёт своей истории с сентября 1988, когда Пётр Наумович набрал в ГИТИСе курс, которому суждено было стать фундаментом будущей труппы. Значит, «исторически» N=35. Юный театр долго скитался по чужим углам, свой приют в подвале элитного дома на Кутузовском обрёл под старый Новый год 1998 г. Этот день театр и считает своим настоящим днём рождения. Получаем N=25.


Единственно правильного решения уравнение не имеет. Иначе это была бы не «Мастерская Петра Фоменко», а какой-то другой театр. Почему? Да потому, что Пётр Наумович «всегда всё делал неправильно».
«Он и нас этому научил, потому что правильно – это, скорее всего, неинтересно, а вот неправильно может получиться удивительно»
. – считает Кирилл Пирогов.

Трудно не согласиться. Ведь если бы Фоменко всё делал правильно, его бы не отчислили с 3-го курса актёрского факультета Школы-студии МХАТ, у него не закрывали бы спектакли ещё до премьеры и свой театр создать не получилось бы. Как Фоменко это удалось – до сих пор загадка. Вспомним, что 90-е поставили жирный крест на советской аксиоме «поэт в России больше, чем поэт». Часть творцов озаботились властью не над умами и душами, а над кошельками, остальные впали в летаргию. И вдруг посреди этого сумрачного хаоса в некой бесконечно флуктуирующей точке пространства (состояние покоя она обрела далеко не сразу) стали рождаться спектакли, пронизанные немыслимой лёгкостью. Нет – не бытия, от него и режиссёр, и актёры старались максимально дистанцироваться, но театральной Игры. Той высокой стихии, способной сделать счастливыми и тех, кто играет, и тех, кто затаив дыхание следит за игрой, не осознавая своего участия в ней. А чего только не отдашь за 3 часа беспримесного счастья!

Начать строить свой театр, когда большая часть жизни уже за спиной – много ли найдётся режиссёров такого мужества?
«В начальном периоде всех больших эпох существует попытка с корабля современности сбросить всё, что было свято, было вечно. И причастны к этому всегда талантливейшие люди. Мне кажется, что наш театр в борьбе не только с контекстом жизни, но и с самим собой пришёл к выводу, что мы имеем право называть себя future in the past – наше будущее в прошлом» – сделать такое признание мог только истинный философ, в котором никакие утраты и горести не смогли убить жажды жить на всю катушку. Всю жизнь Мастер испытывал на прочность самого себя, а потом и учеников, шедших за ним след в след. Мог на репетиции с филигранной точностью выстроить сцену, убедить всех, что только в таком виде она и может существовать, а наутро всё перевернуть с ног на голову и убедить снова. «Вчерашние заслуги в театре ничего не значат. Каждый день нужно всё начинать сначала», – любил повторять Пётр Наумович. Не потому ли спектакли он любил меньше, чем репетиции?


Полина Агуреева и Евгений Цыганов в знаменитой постановке «Одна абсолютно счастливая деревня»

Даже с сегодняшней относительно небольшой дистанции – Фоменко не стало в августе 2012 г. – трудно представить, что у его питомцев бывали неудачные спектакли. В театре существует неписаная традиция: режиссёр выходит на поклоны только на премьерных показах. Между тем Пётр Наумович неизменно появлялся на сцене, если считал, что сегодня спектакль не заладился. Он делил со своими артистами горечь неудачи, относясь к ней абсолютно философски: «Провал – это необходимая вещь. Без него невозможно». При этом все актёры наперебой уверяют: то, что он считал провалом, на самом деле было недостаточно высокой мерой совершенства.

Ещё один парадокс: во времена Фоменко критики определяли его «Мастерскую…» как «женский театр», а актрисы уверяли, что на самом деле он как раз «мужской».
«Пётр Наумович так воспитывал наших мужчин, быть на полшага позади, чуть-чуть в тени, чтобы женщина получила то, чего она заслуживает. Хотя бы на сцене. И каждая актриса считала себя особенной, определяющей его творческую жизнь. Это можно простить каждой из нас. Потому, что все были в него влюблены, и каждая хотела, чтобы он любил только её одну. Я не представляю своей жизни без него. Правда, он бы с этим не согласился. Но я бы ему этого и не сказала...» – признаётся Г.Тюнина

Подвал под бывшим кинотеатром «Киев» они любовно называют «наша щель». С 2008-го, когда у «фоменок» появилась Новая сцена, она получила авторитетный статус Старой. Новоселью Пётр Наумович был и рад, и не рад. Понимал, что и артисты, и зрители заслужили и простор, и комфорт, но опасался, как бы это не убило его детище, рождённое в тесноте и необиде «щели». В новый кабинет он так и не переселился под благовидным предлогом – там репетировать неудобно. На самом же деле хотел, чтобы преемник, который – скорее рано, чем поздно, – унаследует его королевство, мог наполнить его своей энергией, своей созидающей волей.

Последней работой ПФоменко стал булгаковский «Театральный роман».
«Когда мы репетировали сцену самоубийства Максудова, посреди зала поставили старый-престарый качающийся репетиционный стол, а на него такую же хлипкую табуретку. «Забирайся туда. Вот верёвка, за балку её забрось и намотай на шею», – говорит мне Пётр Наумович. А всё качается, как при шторме. Я лезу. Ему все кричат, что дело жареным пахнет. Кто-то бросается подержать стол с табуреткой. А он мне туда наверх кричит: «Кирилл, не дорожи жизнью!» Ничего более светлого я в своей жизни не слышал». – вспоминал К.Пирогов,

Без своего Мастера «Мастерская...» живёт 11-й год, сохраняя свет, когда-то им зажжённый. В фойе Новой сцены денно и нощно мерцает зыбкий образ: Пётр Наумович на своём месте – за режиссёрским столом с ручкой в руке, погружён в работу с головой и не хочет, чтобы его отвлекали. Но исподволь наблюдает за теми, кого приручил, – и за родными артистами, и за дорогими его сердцу зрителями. Театр продолжает жить. Ярко и звонко. Он повзрослел, стал серьёзнее и строже. Может быть, чуть-чуть печальнее. Но жизнелюбия он не утратил. И это – главное.

У театра появился собственный летописец. Театровед С.Овчинникова написала замечательную книгу – «Продлись, продлись, очарованье…», или Четверть века «Мастерской Фоменко». 591 страница про любовь – артистов к своему мастеру и мастера к ним, их всех – к своему зрителю, своему театру и Театру как таковому и, разумеется, зрителей к ним ко всем. Автор с самого начала предупреждает, что не забыла о главной, усвоенной на студенческой скамье заповеди театроведа – беспристрастности. Но заповеди можно отложить в сторону, а любовь – нет. Перед благодарным читателем предстанут 46 актов по 4 явления в каждом. Начинать по большому счёту можно с любого. И двигаться в любом направлении. Любовь – пространство многомерное.

Первую четверть века по собственному календарю «фоменки» уже отметили, собравшись 13 января в родной «щели» на традиционный капустник. Это был праздник семейный. Офиц. июльскую дату театр также традиционно пропускает, отбыв сначала на гастроли, потом в отпуск, – беря пример со своего отца-основателя: на свой день рождения, приходившийся на 13 июля, Пётр Наумович всегда исчезал из города. А друзей и поклонников «Мастерская…» ждёт в гости в новом сезоне, когда можно будет устроить праздник для всех…
Виктория Пешкова
02.08. 2023. Литературная газета

https://lgz.ru/article....y-teatr
Прикрепления: 7533789.png (85.8 Kb) · 9799008.png (53.0 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: