[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
БОЛЬШОЙ ТЕАТР РОССИИ
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 04 Дек 2023, 11:41 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
ПАДЕНИЕ НРАВОВ И СКАНДАЛ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ НА СТЫКЕ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ


После Февральской революции в гос. (бывших императорских) театрах был принят ряд мер по устранению "наследия старого режима". Так, из здания Дирекции театров вынесли громадный портрет Николая II (при этом золотая рама, в которой он висел, временно осталась на месте, удивляя своим видом посетителей). В Мариинском театре сменили занавес работы А.Я. Головина с изображением двуглавого орла на новый, из оперы "Орфей", политически нейтральный (также написанный Головиным); на театральных афишах вместо того же орла появилась лира, а золоченые гербы и вензеля в зрительных залах предполагалось задрапировать красным сукном. Вскоре некоторые из этих элементов интерьера демонтировали - отсутствие корон и вензелей на царских ложах в Михайловском театре один из рецензентов обнаружил уже 13 марта.

Подобные известия встревожили членов Особого совещания по делам искусства при комиссаре Временного правительства над бывшим Министерством двора. 19 марта совещание обратилось к комиссару Ф.А. Головину, сообщая ему о слухах, согласно которым "внутри зданий Гос. театров предположено уничтожить все эмблемы Гос. герба с тем, чтобы заменить их другими украшениями во вкусе возрождения". Деятели искусства находили, что таковая замена может нанести значительный ущерб худ. цельности этих сооружений и ходатайствовали о предоставлении им обсуждения и решения этого вопроса. Пом. комиссара П.М. Макаров наложил на обращение резолюцию, в которой попросил его авторов представить свои соображения по этому поводу, а в служебном письме директору театров В.А. Теляковскому от 21 марта велел "без доклада мне не предпринимать никаких замен эмблем Гос. герба".

И все же остановить перемены в театрах было невозможно. Распоряжением комиссара над Дирекцией театров Н.Н. Львова театральным чиновникам предписывалось появляться в зрительном зале не в вицмундирах, а в обычных костюмах, капельдинерам же было предложено сменить прежние ливреи на пиджаки  В итоге руководство оставило капельдинерам их раззолоченные ливреи, после чего, как шутили рецензенты, у них осталось одно отличие от дореволюционных времен: "Почти все капельдинеры обросли усами и бородой. При старом режиме капельдинеры обязаны были бриться".

В Москве не отставали от Петрограда в стремлении изменить облик бывших императорских театров в более соответственном революционному времени духе. Администрация Большого театра размышляла о смене занавеса, изображавшего въезд К.Минина и князя Д.Пожарского в освобожденную от поляков Москву, что предшествовало избранию на царство М.Романова. В черновом варианте письма уполномоченного по Большому театру Л.В. Собинова Ф.А. Головину артист писал: "Если занавес с изображением "въезда кн. Пожарского" в настоящее время будет признан неудобным, то я прошу заменить занавесом в память 1812 г.".
Изготовление занавеса для Большого театра по эскизу К.Коровина на тему Отечественной войны было одобрено 19 июня в Петрограде на заседании Театральной комиссии при Совете по делам искусств под председательством главноуполномоченного по гос. театрам Ф.Д. Батюшкова; информация о полит. подтексте смены занавеса попала и в прессу. Один из самых ярких скандалов в гос. театрах в 1917 г., связанных с ликвидацией "наследия старого режима", также случился в московском Большом театре.

В начале мая 1917 г. Собинов, в чьих руках сосредоточилось управление Большим театром после Февральской революции, обратился в Московскую контору гос. театров по не совсем обычному поводу: "Комендант Большого театра донес мне, что в умывальной комнате министерской ложи Большого театра обнаружена балетными артистами на высоте человеческого роста отдушина, ведущая в артистическую уборную, служащую для переодевания артисток оперы и балета. Приблизительно 6 кв. вершков закрытая со стороны ложи медной дверцей с висячим замком, со стороны артистической дамской уборной оканчивается решеткой, до сих пор считавшейся за вентиляционное отверстие".

Собинов требовал от чиновников конторы сообщить ему незамедлительно, имеются ли в Конторе сведения, когда устроена эта отдушина и в чьих руках находится ключ от висячего замка, так как комендант московских гос. театров Н.П. Штер заявил ему, что у него ключа нет и не было, и что он сам не знал о существовании подобной вентиляции.16 мая последовал ответ Московской конторы за подписью управляющего конторой С.Т. Обухова. В документе содержалась ссылка на заявления архитектора конторы В.А. Величкина и архитектора Московского дворцового управления С.А. Ползикова о том, что "за время их службы в конторе театров, т. е. за последние 16 лет, никаких работ по устройству отдушины в умывальной комнате министерской ложи Большого театра, ведущей в артистическую уборную артистов балета и хора, не производилось. Назначение устройства отдушины более-менее определенно может быть выяснено только во время производства работ по заделке ее".


Вопрос о ключе от висячего замка также не прояснился, так как, "при приемке комендантом театров гвардии подполковником Штер казенного имущества, оставшегося после полицеймейстера театров покойного генерал-майора Переяславцева, такового не оказалось". Информация о находке потайной дверцы с "отдушиной" в умывальной комнате министерской ложи, предназначавшаяся для министров императорского двора, вскоре попала в прессу. Сообщалось, что "возбуждение в балетной труппе по поводу сделанного открытия царит большое"; артистки никогда не подозревали, что их уборная сообщается с министерской ложей, посредством окошка, проделанного когда-то в стене и служившего для каких-то тайных целей, а само окошко имело вид самой безобидной отдушины. Интересно знать: для кого был сделан этот наблюдательный пункт? - задавались риторическим вопросом в "Петроградской газете", хотя ответ лежал на поверхности, так как ложа была закреплена за конкретным лицом .

Впрочем, никаких документов, свидетельствующих о желании руководства Большого театра опросить последнего владельца ложи - графа В.Б. Фредерикса, обнаружить не удалось, в связи с чем сообщения журналистов о продолжении розысков лица, хранившего ключ от потайной двери выглядели не вполне убедительно. История с находкой "отдушины" в министерской ложе Большого театра демонстрировала цинизм, похотливость и неуважение к женской половине труппы со стороны высокопоставленных лиц, заглядывавших в "потайную дверцу". Вероятно, лишь обнаружение последней в начале мая, когда, по окончании сезона в бывших императорских театрах, наступал длительный период летних каникул, во время которых театральная жизнь замирала, помешало этому открытию стать причиной более крупного скандала. В течение лета и начала осени в стране произошли столь значительные события, что к началу следующего сезона об "отдушине"  основательно забыли. Тайна министерской ложи так и осталась нераскрытой...

"В ЦАРСКУЮ ЛОЖУ ПОСЫПАЛИСЬ ГАЛОШИ"
Антибольшевистские демарши публики в Большом театре сезона 1918 г.


"Лебединое озеро" в постанове Большого театра. 1910

После прихода большевиков к власти театральная публика, состоявшая преимущественно из интеллигенции, не раз проявляла свое негативное отношение к правительству Ленина и к его ставленникам, а также демонстрировала тоску по прежней жизни.
13 ноября 1917 г. в зрительном зале петроградского Александринского театра бурными аплодисментами встретили появление на сцене статиста в роли городового, образ которого напомнил о прежнем порядке и защищенности. Вскоре после расстрела властями 5 января 1918 г. демонстрации в защиту Учредительного собрания в петроградском же Народном доме после выступления легендарного Ф.И. Шаляпина публика потребовала почтить память погибших, после чего весь зрительный зал запел "Вечную память". 7 января и в Мариинском театре публика пропела "Вечную память" погибшим, одновременно высказывая поддержку прозвучавшим со сцены заявлениям хора и ряда солистов об отставке в знак протеста против вынужденного ухода из театра управляющего труппой А.И. Зилоти, неугодного новым властям. В наэлектризованной атмосфере Петрограда рубежа 1917-1918 гг. подобные демарши не были редкостью, однако участниками наиболее яркого и скандального инцидента стали московские театралы.


Известная деятельница советского театра Е.К. Малиновская, большевичка с солидным дореволюционным стажем, в течение многих лет после 1917 г. возглавлявшая Большой театр, в своих неопубликованных воспоминаниях зафиксировала эпизод, произошедший в первые месяцы советской власти: "Волна демократической публики раздражала обычную публику Большого театра и особенно возбуждающе действовала на нее бывшая царская ложа, наполненная членами Моссовета и работниками Художественно-Просветительного Отдела. Наконец однажды раздражение это выявлено было особенно резко. Во время оперного спектакля с участием Собинова в антракте в центральную ложу посыпались галоши и др. неподходящие предметы. Из партера и из лож нижних ярусов раздавались негодующие возгласы: "долой, палачи, как вы смеете". Немедленно было дано знать о происшедшем в ЧК, все выходы были быстро заняты и каждый выходящий, кроме работников театра и своих, подвергся обыску. После этого всякие выпады прекратились".

Даже спустя годы этот инцидент врезался в память Малиновской. В других своих записках она обратилась к нему еще раз, изложив с несколько иными подробностями: во время выступления Л.В. Собинова "публика партера и лож нижних ярусов проявила свое отношение к советской власти. В первый раз по адресу сидевших в ложе товарищей раздались разрозненные крики "воры, грабители, как вы смеете". Второй раз публика выступила организованно: не ограничиваясь криками, она бросала в ложу заготовленные предметы. Немедленно позвонили в Моссовет и оттуда явились товарищи, вызвавшие из Военного округа отряд. Спектакль продолжался. По окончании все выходы, кроме артистического и галереи, оказались запертыми. Публика была опрошена по очереди, документы просмотрены. На "поле брани" осталось брошенное в толпе оружие - револьверы, финки и проч.".

Два описания разнятся несколькими незначительными деталями (криками "палачи" в одном случае либо "воры" в другом, звонком в ЧК или в Моссовет) и одной существенной (упоминанием об оружии, оставленном в зрительном зале противниками большевиков). Дирижер Ю.Ф. Файер в своих воспоминаниях также не прошел мимо скандального случая, который в его изложении произошел не в антракте, а перед началом спектакля.: "В бывшей царской ложе появилась группа людей в штатском, в военных гимнастерках и в кожанках; по их адресу в публике раздался возглас: "Долой из царской ложи!" и свист. Возникло замешательство, но уже через несколько минут на сцену вышел крест-накрест перетянутый ремнями человек и жестким голосом произнес: "Все выходы из театра перекрыты. После спектакля оставаться на местах. Будет проведена проверка документов". Подобная увертюра к опере быстро настроила публику на более сдержанный лад, и спектакль прошел как обычно".

Таким образом, успокоение было достигнуто прямыми угрозами в адрес зрителей. Обилие ярких, но не всегда совпадающих подробностей в воспоминаниях Малиновской и Файера, а также отсутствие конкретной даты и исторического контекста диктует необходимость обращения к другим источникам, современным инциденту в Большом театре.

На рубеже 1917-1918 гг. большевики, преодолев сопротивление значительной части служащих, в целом сумели поставить под свой контроль гос. аппарат на значительной части территории страны. Победа неизбежно получала символическое выражение, новая власть желала публичной репрезентации .21 января 1918 г. президиум Московского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановил предоставить царскую ложу "в полное распоряжение органа власти" (то есть самого себя) и пускать туда "лишь с членскими билетами президиума", великокняжескую ложу - "в распоряжение Исполкома и комиссаров", а министерскую - "Райсоветам  и Совету профсоюзов". Распределение мест в последних 2-х ложах было возложено на Е.К. Малиновскую. Правда, из текста не вполне ясно, о какой "царской" ложе идет речь - одной из 2-х боковых, располагавшихся в бенуаре и бельэтаже или центральной. 


Судя по воспоминаниям Малиновской и большому количеству мест (24 января все тот же президиум распределил места в "царской" ложе: 7 - для общего президиума, по 2 - для президиумов рабочей и солдатской секций "и областных Советов", остальные места предназначались сотрудникам Художественно-просветительного отдела, во главе которого стояла Малиновская, и секретарям президиума), речь шла именно о центральной ложе. Это подтверждается и данными прессы.


Пока новые власти распределяли лучшие места, готовясь наслаждаться спектаклем, в труппе кипели нешуточные страсти. Хор, оркестр и балет образовали "блок", весьма непрочный, но претендовавший на руководство Большим театром, - с чем не соглашались солисты, в том числе Л.Собинов, в начале 1918 г. подавший в отставку с поста "уполномоченного" по Большому театру.


Эта внутренняя борьба не была секретом для публики, и без того достаточно наэлектризованной тяжелыми условиями жизни, ощущением надвигающейся катастрофы и гибели великой страны. Появление ненавистных комиссаров на местах, предназначавшихся для членов Дома Романовых в этих условиях становилось фитилем, способным разжечь пожар недовольства. И он разгорелся - причем не единожды, как запомнилось мемуаристам, а не менее 4-х раз.

Первый из серии инцидентов произошел 18 февраля 1918 г. В Большом театре в этот день был абонементный спектакль (опера "Самсон и Далила"). Театр был переполнен. Первое действие прошло спокойно, а перед вторым, по описанию газетного корреспондента: в притихшем зале, когда уже погас свет, раздались крики: "Вон! Долой!" Публика всполошилась. Дали свет. Все вскочили с мест. В бывшей царской ложе сидели какие-то лица. У барьера стоял господин в защитной форме. По их адресу и раздавались протесты. Из зала продолжали свистеть и кричать: "Не смеете сидеть в этой ложе! Вон!" Положение становилось угрожающим. В результате у представителей большевистской власти не выдержали нервы: Сидевшие в ложе удалились. Гром аплодисментов понесся им вслед. Снова воцарился полумрак, заиграл оркестр. После того как попытка ушедших вернуться в ложу закончилась неудачей (новые попытки ... вызвали новые протесты), опера продолжилась, и в итоге спектакль закончился благополучно".

Конечно, благополучным такой финал могли назвать лишь противники ленинского правительства; деятели Моссовета вряд ли были довольны устроенной им неласковой встречей. На следующий день, 19 февраля, они решили проявить большую настойчивость. В театре должна была идти опера "Искатели жемчуга" с участием Л.В. Собинова, исполнявшего партию Надира; спектакль был внеабонементным, что позволяло надеяться на более "демократический" состав публики. Впрочем, если такие надежды и были, они не оправдались: произошедшая 19 февраля "демонстрация" в театре приняла, по замечанию газетчика, "еще более бурные формы". Именно события этого дня запомнились и Малиновской, и Файеру. Появление в царской ложе членов президиума совета депутатов во главе с комиссаром театра Малиновской вызвало у публики новый взрыв протеста. Зрители требовали их удаления, свистели, шумели и кричали: "Вон! Как вы смели, большевики, забраться в царскую ложу!"

На этот раз члены президиума решили игнорировать крики из зала, что заставило негодующих театралов перейти от слов к действиям: "в ложу полетели бинокли, калоши". Корреспондент "Новостей сезона", в целом осуждая скандальный случай ("Мы считаем, что театр - не арена для полит. счетов, и обе стороны: и публика, и представители советской власти неправы, что сводили счеты в театре, где надо забывать политику, и помнить только искусство") отмечал, что в зале не нашлось человека, способного убедить публику прекратить выступления: "будь во главе совета театра, как раньше, Л.В. Собинов или другой солист, имеющий авторитет в глазах публики, инцидент был бы предотвращен. Если бы такой артист вышел на сцену и просил публику не вносить в театр политики, она прослушала бы оперу. Не мог этого сделать Собинов, выступавший в качестве гастролера и не состоявший больше в администрации театра. Не мог он сам просить публику, чтобы его дослушали".

Вместо Собинова на сцену с целью увещевания зрителей вышел комендант театра М.М. Попело-Давыдов, "человек очень милый, но неизвестный широкой публике", на которую его речь не произвела впечатления. Спектакль в результате пришлось отменить. Власть на этот раз прибегла к репрессивным мерам, хотя и не очень решительно: согласно газетному отчету, окружившая театр, по вызову комиссара, красная гвардия не выпускала из театра публику. Но вскоре оцепление было снято. Временный совет Большого театра, состоявший из представителей "блока" хористов, оркестрантов и артистов балета, объявил о намерении составить воззвание к публике с призывом не избирать театр ареной политических демонстраций. Но антибольшевистски настроенные театралы отнюдь не считали сражение законченным.

Третье столкновение зрительного зала с членами президиума Моссовета произошло 6 марта, когда в театре шла "Спящая красавица".. Балетная публика доказала, что она не менее оперной вовлечена в полит. жизнь. Противостояние разворачивалось по уже знакомому сценарию, спусковым крючком которого являлось занятие властями центральной ложи. Однако на этот раз спектакль удалось довести до конца, а по окончании публика выпускалась из театра только после обыска. Коммунисты начали действовать решительнее, запугивая своих оппонентов в театре. Эта тактика оказалась эффективной - протесты, ставшие небезопасными, начали утихать. Последний подобный случай из зафиксированных газетчиками произошел 27 марта. Тогда, вновь на балетном спектакле, из зала раздались уже не многочисленные, а отдельные единичные протесты по адресу сидевших в царской ложе представителей советской власти. Для успокоения на этот раз хватило выступления музыканта Я.К. Королева, вышедшего к рампе и от имени труппы попросившего не превращать театра в арену полит. борьбы, после чего спектакль был продолжен и благополучно закончился..

Выступления публики Большого театра против большевистских деятелей, занимавших царскую ложу, продолжались, таким образом, почти 2 мес. и были заметным полит. событием, нашедшим отражение в прессе и на много лет врезавшимся в память участников театрального противостояния. Зрители, бросавшие галоши и бинокли в роскошную ложу, совсем не обязательно действовали под влиянием монархических чувств; в конце концов, весь 1917 г. в бывших ложах Романовых появлялись члены Временного правительства, не вызывавшие никаких протестов, а в первое время после Февраля даже встречаемые аплодисментами. Но большевики казались интеллигенции узурпаторами власти, которые не могут, не имеют права сидеть в ложе, созданной для законных правителей государства. Однако театралы, способные сорвать спектакль, оказывались бессильными против вооруженных красногвардейцев и чекистов. "Триумфальное шествие советской власти" весны 1918 г. неминуемо докатилось и до Большого театра, заставив публику смириться с комиссарами, занявшими императорские места.
Петр Гордеев, доктор ист. наук
журнал "Родина"

https://rg.ru/2016/08/05/rodina-teatr.html
https://rg.ru/2023/10/23/v-carskuiu-lozhu-posypalis-galoshi.html
Прикрепления: 8215959.jpg (2.7 Kb) · 7060058.jpg (8.8 Kb) · 3891220.jpg (8.3 Kb) · 9192880.jpg (5.4 Kb) · 5359957.jpg (10.2 Kb) · 0173144.jpg (17.5 Kb) · 3936489.jpg (7.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 04 Дек 2023, 11:48 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
«БОЛЬШОЙ ТЕАТР НАХОДИТСЯ В СОВЕРШЕННО ЖУТКОМ СОСТОЯНИИ»
На фоне новостей о разительных переменах, ждущих Большой театр, МК обратился к человеку, знающему ситуацию, что называется, изнутри. Наш собеседник попросил не раскрывать своего имени, но заявил о кризисном состоянии ведущего театра России, подробно рассказав о том, как и почему БТ лишился оригинального репертуара и превратился в «пустую коробку».
Приветствуя новое предполагаемое руководство в лице худрука Мариинского театра, спикер, тем не менее, выразил уверенность, что В.Гергиев непосредственно управлять Большим театром не будет, а назначит в Москве своего представителя.

- Что ждет Большой театр в связи с возможным «слиянием» с Мариинкой? Какой вы можете дать прогноз?
Прогнозировать не хочу, я не Ванга. Но об этом шла речь несколько лет. Большой театр находится в совершенно жутком состоянии, там практически осталась одна коробка, театра как такового нет. Как человек, знакомый с БТ десятки лет, могу сказать с полной уверенностью, что уничтожено абсолютно все. Главный оперный театр страны несколько лет существует без муз. руководителя, гл. дирижера – такого в истории никогда не было. В этой связи принять меры должны были давно и, слава богу, так случилось – правда, будем ждать, когда это формально произойдет (когда решение о «слиянии» будет офиц. обнародовано)

.- По вашему мнению, В.Гергиев справится с задачами «антикризисного менеджера»?
- Гергиев – очень мощная личность, сегодня равных ему в России невозможно найти. Вопрос в другом – я не очень уверен, что ему хватит сил руководить таким количеством театров. У него Мариинка с тремя сценами, филиалы во Владивостоке и Владикавказе, теперь еще и такая махина, как Большой театр. Физически это не под силу даже молодому человеку, а ему 70 лет. Думаю, руководителем он будет числиться номинально, чтобы некое крупное имя возглавляло театр. Но, наверное, по согласованию с властями или сам назначит «наместника» .

- Менеджера - разве более удачное определение?
- В общем, человека, выполняющего функцию на месте. И я надеюсь, что с помощью Валерия Абисаловича найдут худрука-музыканта сюда. Потому что в мире дирижеров Гергиев имеет вес и у него много своих учеников. (В отличие от Большого театра, в Мариинском команда дирижеров и оперных, и балетных). Во-вторых, я думаю, что будет преодолен репертуарный кризис. Люди, которые управляли Большим театром, ликвидировали весь репертуар – там три наименования всего идет. Если в балете еще что-то есть, то оперы нет практически – им нечего ставить.

- Что стало причиной репертуарного дефицита?
- Дошло даже до того, что на Новой сцене дали чтецкий концерт. Крючкова актриса замечательная, но она читала переписку Чайковского с фон Мекк, а И.Головатенко пел романсы. Такой концерт возможен, но не на ключевой сцене страны. А всему причиной нехватка постановок. Где-то закончились лицензии на декорации, как было со «Спящей красавицей», и никто этим не занимался. Проблема еще в том, что В.Урин – человек не музыкальный, он, конечно, руководил Театром Станиславского, но это планеты совершенно разного масштаба, Большой театр – это практически город внутри города. Оперой, кстати, руководит привезенная из Франции Л.Таликова, я убежден, что она некомпетентна – над ней смеются вокалисты, и оркестр. Плюс ни одна оперная постановка не обходится без приглашенных солистов - своих совершенно нет, даже шутка родилась: «Скоро уже на Няню из «Евгения Онегина» будут приглашать кого-то со стороны».
К сожалению, из удачных премьер ни одна не была работой Большого театра. Все это были так называемые кооперации – с нью-йоркской Метрополитен-опера, еще с кем-то. То есть то, что прошло там, забиралось сюда, покупалось на какой-то срок и выпускалось в России. Но собственного производства не было!

- Вы считаете, что Большой театр пребывает в кризисе. Если так – сколько лет продолжается кризис?-
Кризис начался – это мое личное мнение - когда еще при Ельцине убрали Левенталя, Григоровича и Лазарева, а вместо этого театр возглавил В.Васильев (он был худруком, а директором при нем был покойный В.Коконин). Уже тогда начался медленный закат Большого театра. А дальше Васильева заменили на человека из Петербурга, А.Иксанова, он прекрасно руководил в свое время БДТ, но разницы между операми «Тоска» и «Богема» не понимал. Затем Иксанова сняли – а дальше все покатилось к пропасти. Одним из первых людей, на кого Гергиев будет опираться при управлении Большим театром, может стать Н.Цискаридзе, но эта информация пока не подтверждена.
Иван Волосюк
15.11. 2023. МК

https://www.mk.ru/culture....ii.html

О ПРОДАЖЕ БИЛЕТОВ НА БАЛЕТ "ЩЕЛКУНЧИК"
Ситуация с продажей билетов на «гвоздевую» постановку Большого театра относительно стабилизировалась - люди отстояли в очередях за билетами на «Щелкунчик», перерастающих в «ночевки». А появились ли билеты в «неофициальных источниках»?.
Открываем сайт-клон с буквами theater в доменном имени, где предлагается «заказать билеты на лучшие места», да еще и с бесплатной доставкой. На декабрь у спекулянтов имеются не один и не два, а десятки (!) билетов – партер, амфитеатр, бельэтаж. Но одна «загвоздочка». Самый дешевый из билетов – 90 тыс., это если согласиться на «задворки». А вот в первых рядах продают за нереальные 270 тыс. (совсем у сцены, где тоже не очень удобно смотреть), а в «золотой середине» партера – 320 тыс., то есть цены задраны в 16 раз. И здесь стоит предупреждение – билеты именные, бумажные, вход по паспорту. Вот только настоящий Большой театр предупреждает, что «при несоответствии указанных в билете сведений о зрителе, данным, содержащимся в предъявленном документе, зритель не будет допущен на спектакль без возмещения затрат на покупку билета».

Ладно, что заплаченные сверху 300 тыс. не вернут, даже номинальную стоимость не отдадут, когда в паспорте фамилия окажется другой. Но окажется ли? Дозвониться по номеру, указанному на сайте дельцов не удалось. Заказав обратный звонок, перезвона наш коллега также не дождался. Но ситуация с «левым» билетом в любом случае патовая. Если фамилия будет другой (а это 100% точно, потому что билеты по идее закупались спекулянтами заранее) – то в театр не пустят вовсе. Еще раз: в кассе БТ четко сказали, что все билеты на декабрь именные. Отсюда два вывода.
Торговцы обманут на 100% - и заниматься этим должны правоохранительные органы, а не журналисты. Если они в перекупной билет фамилию впишут соответствующую данным покупателя – то это все равно незаконно, и может означать участие в махинации лиц, имеющих служебный доступ к билетам. Но так ли это – должны выяснять опять-таки компетентные органы.
Иван Волосюк
16.11. 2023

https://www.mk.ru/culture....az.html

БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ ДЛЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
В.Гергиев может возглавить объединенную дирекцию Мариинского и Большого театров. Этот слух разлетелся накануне старта Международного культурного форума в Петербурге. Ожидается, что там вот-вот подтвердят или опровергнут информацию. Кого-то новость ошарашила, но только не тех, кто погружен в музыкально-театральную среду. О возможности возрождения имперского формата, по которому с десяток театров веками управлялись единой дирекций, а курировал ее лично глава государства, заикались еще 10 лет назад. Как раз накануне ухода А.Иксанова с поста директора ГАБТ, которого сменил В.Урин. А в марте 2022 г. В.Путин в прямом эфире обсуждал эту идею с В.Гергиевым, а тот поддерживал.

Пока офиц. подтверждения слухов о слиянии дирекций Мариинского и Большого театров нет. Телефон Гергиева молчит. Большой театр отказывается от комментариев. Мариинский тоже выжидает. Но тут, возможно, тот случай, про которые принято говорить: нет дыма без огня. Довольно вспомнить, как долго идея витает в воздухе.
«Вы наверняка знаете, что в свое время (с 1766-го по 1917-й.) у нас была дирекция императорских театров, которая позволяла, во-первых, заботиться о самых лучших коллективах соответствующим образом, но и развивать их - если не в одном ключе, то оказывая им поддержку таким образом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли», - говорил президент 25 марта на встрече с деятелями культуры. И после такой подводки обратился напрямую к Гергиеву: «Валерий Абисалович, мы с вами уже об этом говорили и раньше: как вы относитесь к такой идее - воссоздать общую дирекцию?».

В ответ дирижер, худрук и гендиректор Мариинского театра разразился длинной речью, где припомнил Шаляпина, который в понедельник пел в Санкт-Петербурге, а в среду - в Москве. В общем и целом с предложением взять на себя руководящую роль согласился. Впрочем, тогда президент подчеркнул, что это еще не решение, а «сама по себе идея». Между прочим, ее В.Путину подкинул сам Гергиев. Было это в 2013-м. Тогда он написал ему письмо с предложением создать «Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте РФ», объединив Мариинский театр, Академию Русского балета, Санкт-Петербургскую консерваторию и Российский институт истории искусств. Тогда предложение показалась непроработанным и несвоевременным, но вот прошло время, и, возможно, концепция, что называется, «доварилась».

Идею и 10 лет назад, и в прошлом году бурно обсуждали, задаваясь вопросами, которые возникают и сейчас. Как может работать Объединенная дирекция в сегодняшних реалиях, все-таки темпы жизни уже не те, что до революции? Предполагается некая управленческая надстройка над двумя самостоятельными театрами? Или репертуар будет разрабатываться общей дирекцией? Как Гергиев будет управлять такой махиной (Мариинский театр - это не только основное здание на Театральной пл., но и КЗ, Мариинка-2 на Крюковом канале, филиалы во Владивостоке и во Владикавказе, а Большой театр включает 4 московские сцены и еще одну, пока не введенную в эксплуатацию, в Калининграде), когда у него по нескольку тысяч концертов в год? А главное - ограничатся ли слиянием дирекции 2-х театров или пойдут дальше, возродив имперский формат, когда единому началу подчинялись с десяток театров, включая Александринский и Михайловский?

Вероятность отставки В.Урина обсуждается тоже не первый день. Недавняя история - скандал с билетами на «Щелкунчика», из-за которых случилась давка у кассы Большого театра, - вызывает серьезные вопросы к руководству ГАБТ. Тем более что недовольные граждане, стоявшие часами в очередях, написали жалобы во все инстанции - от СК, прокуратуры и Роспотребнадзора до Минкультуры и Администрации Президента. И вопросы эти отнюдь не творческого толка. Между прочим, билеты на «Щелкунчика» так и нельзя купить онлайн на сайте ГАБТ, зато на подозрительных ресурсах они есть, но стоят от 90 тыс. до 320 тыс. руб. Словом, есть повод для кадровых решений до истечения контракта Урина.

Допустим, Гергиев действительно возглавит два театра: что он сделает в первую очередь? Вероятно, будет вести ту же политику, что в Мариинке. Кстати, насчет билетов: Мариинский театр в отличие от Большого открывает продажу билетов с первого дня месяца, на который намечены спектакли. Поэтому там ситуации, когда на декабрь и январь все раскуплено еще в ноябре, не бывает. А что в остальном, глобальном? Большой - театр оперы и балета, но весь мир знает его в первую очередь как «Большой Балет». У В.Гергиева руки до балетной труппы Мариинского театра не доходили ввиду занятости, поэтому он доверял ее управление специалистам. Немаловажно, что на протяжении почти 13 лет (с 1995-го по 2008 год) балетом Мариинки руководил Махар Вазиев, пока не перешел на работу руководителем балета миланского театра Ла Скала (2009–2016). Тогда между руководителями, возможно, и были размолвки, но сейчас они давно урегулированы. Ходили даже смутные слухи, что В.Гергиев хотел бы возвращения «блудного сына» в свою альма-матер, тем более Вазиев «свой» много лет - еще в конце 1970-х - он работал в Мариинском (тогда Кировском) театре солистом балета, но с 2016 г. руководит балетной труппой Большого театра. Так что вряд ли в случае назначения Гергиева Вазиев покинет стены ГАБТ.
Кстати, к примеру, В.Борисов - гл. хормейстер Большого с 2003-го - тоже начинал в Мариинском, занимал там ту же должность с 1988-го по 2000-й. Про остальных говорить пока рано. Пока идея об объединенной дирекции остается идеей. Контракт В.Урина закончится лишь в 2027 г.
Мария Москвичева
16.11. 2023

https://www.mk.ru/culture....ym.html

ВЛАДИМИР УРИН НАПИСАЛ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УВОЛЬНЕНИИ


Ген. директор Большого театра В.Урин написал заявление об увольнении по собственному желанию, и председатель правительства В.Мишустин удовлетворил эту просьбу. Место Урина вероятно, займет В.Гергиев, а Большой и Мариинский театры будут управляться одной дирекцией.
Объявление о назначении В.Гергиева, дирижера, худрука и ген. директора Мариинского театра, должно состояться на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, однако анонимные Telegram-каналы, ссылаясь на источники во властных структурах, пишут, что гендиректором Большого может быть назначен оперный певец С.Москальков.


«Я достаточно занят. И не искал возможности работать еще больше. Работать в своей стране, я уже говорил, мы считаем необходимым и нужным», – сказал Гергиев,отвечая на вопрос о своем возможном назначении.
Татьяна Власова
17.11. 2023. журнал "театрал"

https://teatral-online.ru/news/34435/

ДИРЕКТОР БОЛЬШОГО ЗАЯВИЛ О ПРОДОЛЖЕНИИ РАБОТЫ В ДОЛЖНОСТИ
Глава Большого театра В.Урин заявил, что продолжает работать на своей должности. Несколько дней назад он написал заявление об увольнении по собственному желанию. Его просьба была удовлетворена.
«Я работаю. Никаких сообщений официальных, кроме того, как это очень живо обсуждают соц. сети, СМИ не было. Поэтому я работаю и сегодня вместе с Большим театром нахожусь на гастролях в Минске».
Ранее представитель Кремля Дм.Песков заявил, что неоднократно обсуждались разные варианты управления системой больших театров. Однако директора Большого театра не назначает президент России, и никакие решения по этому вопросу еще не принимались.
22.11. 2023. АИФ
https://aif.ru/culture....zhnosti
Прикрепления: 5394727.jpg (7.4 Kb) · 8857762.jpg (5.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 04 Дек 2023, 13:34 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
МИШУСТИН НАЗНАЧИЛ ВАЛЕРИЯ ГЕОРГИЕВА ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
Премьер-министр М.Мишустин назначил В.Гергиева ген. директором Большого театра. Срок его полномочий - 5 лет. Его предшественник В.Урин освобожден от этой должности по собственному желанию.
Валерий Гергиев - всемирно известный дирижер, с 1996 г. руководит Гос. академическим Мариинским театром.
01.12. 2023.
https://rg.ru/2023....ra.html

БОЛЬШОЙ И ПЕРЕМЕНА
К чему приведет назначение В.Гергиева. Два главных муз. театра страны сохранят самостоятельность, но будут подчиняться одному человеку.

При этом удалось обойтись без объединения администраций: коллективы сохранят независимость. И хотя ни о каких других кадровых последствиях громкого назначения пока не сообщается, эксперты уже предвещают кардинальные изменения на культурном ландшафте обеих столиц. Впервые информация о том, что В.Урин покинет пост директора Большого, а новым руководителем станет В.Гергиев появилась 15 ноября, накануне Санкт-Петербургского форума объединенных культур. Неудивительно, что она стала самой обсуждаемой темой международного съезда, потеснив остальные инфоповоды. Однако офиц. лица и сам Валерий Абисалович категорически отказывались отвечать на прямые вопросы о будущем 2-х театров. Маэстро после вручения ему Первой эрмитажной премии высказался о своих кадровых перспективах так: «Ничего не скажу. Пока». Сохранял молчание и действующий тогда директор Большого. Источники в театрально-музыкальной среде объясняли возникшую паузу простой проблемой: у Гергиева не было в Москве достаточного количества людей, чтобы так быстро совершить перестановку. Но, похоже, за 2 недели кадровый дефицит удалось снизить, и процессу объединения дирекций был дан офиц. старт.


1 декабря зампред правительства Т.Голикова в присутствии министра культуры О.Любимовой и экс-главы ГАБТа В.Урина представила В.Гергиева руководству труппы и административных служб Большого театра в качестве гендиректора. Контракт с ним подписан на 5 лет. Юридически ГАБТ сохраняет независимость, а гл. дирижера и худрука оперной труппы у него по-прежнему нет. Никаких структурных изменений не произошло и в Мариинке.
«В.Гергиев будет осуществлять руководство Большим театром одновременно со своей текущей работой в качестве худрука и ген. директора Мариинского театра, который он возглавляет с 1988 г.», - подчеркнула О.Любимова.
Эксперты с осторожным оптимизмом оценивают перспективы нашумевшего кадрового решения. Каждый из этих театров - целая империя, включающая несколько сцен и филиалы. Теперь же Гергиеву придется руководить всем этим одновременно.

- Это кардинальное изменение на культурном ландшафте страны. В.Гергиев - экстраординарный музыкант и менеджер, но сегодня он взвалил на себя титаническую нагрузку. Даже для фигуры такого масштаба, как он, управлять двумя главными театрами России, а может, и континента - это гигантская ответственность. Я имел честь с ним работать и знаю, в каком режиме он живет. Дай бог, чтобы ему хватило сил, - сказал глава Ассоциации муз. театров народный артист РФ Г.Исаакян.

Но, с другой стороны, назначение открывает дорогу более активной коллаборации 2-х театров. На это указывают артисты из Мариинки.
- Я думаю, что постановки будут ездить: петербургские - в Москву, московские - в Петербург. Будем «взаимопроникать». Я уверен, что «Кольцо нибелунга» точно в Москву поедет. Так что там есть место для маневра, - поделился Е.Никитин, звездный бас Мариинки.

А Кристиан Кнапп, дирижирующий многими постановками Мариинского театра, отметил, что негласная конкуренция коллективов сменится коллаборацией.
- Открываются новые интересные возможности. Например, трансфер людей между двумя театрами. Но эта ситуация очень новая для всех, включая и коллективы театра. Поэтому тут пока еще сложно сказать что-то наверняка. Из-за возросшей нагрузки Гергиев, скорее всего, в ближайшее время будет дирижировать в Петербурге реже, и нагрузка у меня возрастет.

Вероятно, увеличится количество задач и у административных сотрудников из Петербурга. И пока непонятно, как эта проблема будет решена. Кроме того, сейчас стоит задача оптимизировать расходы объединенной дирекции в условиях почти полного отсутствия иностранных гастролей. До революции главные театры 2-х столиц были единой структурой и управлялись дирекцией императорских театров. Уже в советское время они были разделены. Но в 1990-е возникла идея снова объединить Большой и Мариинку - и тогда уже в качестве руководителя называлось имя В.Гергиева, который проявил себя как очень эффективный худрук, был уважаем в мире и открыл целый ряд звездных имен, прежде всего А.Нетребко. Однако решиться на столь серьезный шаг руководство страны не было готово, а к иной конфигурации маэстро был не готов. Ему не раз предлагали возглавить ГАБТ и перебраться из Петербурга в Москву, но он отказывался, не желая оставлять свой оркестр.


Новый импульс этим обсуждениям дал в 2022 г. В.Путин. Глава государства выступил с инициативой объединения театров в рамках видеоконференции, приуроченной ко Дню работника культуры: «Конечно, главный конкурент Мариинского театра внутри страны - это Большой театр. В свое время у нас была дирекция императорских театров, которая позволяла заботиться о самых лучших коллективах соответствующим образом и развивать если не в одном ключе, то оказывая им поддержку таким способом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли. Валерий Абисалович, мы с вами уже об этом говорили и раньше. Как вы относитесь к идее воссоздать общую дирекцию? Я не говорю, что это какое-то решение, чтобы не было лишних разговоров»,

После этого началась проработка возможной реформы. Информацию о том, что эта тема обсуждается, подтвердили М.Швыдкой и источники в Мариинском театре во время форума объединенных культур. Но на прояснение всех деталей понадобилось более полутора лет. Теперь главная интрига разрешилась, но по-прежнему остается вопрос о будущем В.Урина. Так, есть предположения, что бывший директор может возглавить СТД вместо уходящего с поста А.Калягина. Внеочередное собрание СТД назначено на 4 декабря.
Андрей Туманов, Валерия Чуб, Зоя Игумнова, Катерина Алабина, Олег Клещев.
"Известия"

https://iz.ru/1614116....ergieva

КРИЗИСЫ И УПРАВЛЯЮЩИЙ
Итоги десятилетия В.Урина в Большом театре

Назначение В.Урина в Большой театр было гораздо более внезапным, чем теперешняя утрата должности.


В июле 2013 г. ген. директор Большого А.Иксанов был уволен без каких-либо офиц. объяснений накануне больших балетных гастролей в Лондоне. В.Урина, возглавлявшего в то время успешный Муз. театр Станиславского, власти страны сочли единственным человеком, способным справиться с таким административным монстром, как главный гос. театр.

Во многом курс В.Урина оказался продолжением периода преобразований, в который Большой театр вступил при директорстве А.Иксанова (2000–2013). Правда, с поправкой на менявшиеся обстоятельства. Урину уже не пришлось иметь дело ни с постсоветским разбродом и неопределенностью, которые царили в Большом к 2000 г., ни с многолетней эпопеей по реконструкции исторического здания О.Бове и А.Кавоса. Начиная с 2005 г., когда здание закрылось на реконструкцию, и до парадного открытия Исторической сцены осенью 2011-го в распоряжении Иксанова была только одна сцена - Новая (открылась в 2003). Именно на ней выходили главные, самые событийные спектакли иксановского времени: «Летучий голландец» в постановке П.Конвичного (2004), «Евгений Онегин» (2006) и «Воццек» (2009) в постановке Д.Чернякова, балет «Светлый ручей» в постановке А.Ратманского (2003).При Урине у Большого театра (с присоединением бывшего Камерного муз. театра им. Б.Покровского в 2018 г.) появилась Камерная сцена и появились с гос. подачи заботы о создании филиала в Калининграде. Впрочем, директор уверенно заявлял, что у Камерной сцены должен появиться отдельный худрук, ну и филиал в Калининграде тоже должен, встав на ноги, зажить своей собственной жизнью, которую Большой театр не будет напрямую контролировать.

Событий хватало и на московские сцены. В 2010-е Большой театр наконец-то превратился в полновесного участника мирового оперного процесса. Театр продолжил работать в режиме совместных постановок с Английской нац. оперой и с фестивалем в Экс-ан-Провансе, к которым добавил ряд других международных институций: одна из самых блистательных оперных работ Большого за последнее пятилетие, «Путешествие в Реймс» Россини в постановке Дамиано Микьелетто, появилась в Москве в порядке сотрудничества с Нидерландской нац. оперой (Амстердам), Королевской Датской оперой (Копенгаген) и Оперой Австралии (Сидней).

В глазах массовой публики Большой обрел яркую звездочку на фюзеляже, заполучив в свой спектакль А.Нетребко («Манон Леско» в постановке Адольфа Шапиро, декабрь 2016.). Публике более разборчивой театр демонстрировал, во-первых, редкие для наших сцен оперы ХХ в. - тут, без сомнения, главным достижением выглядит «Билли Бадд» Бриттена в постановке Дэвида Олдена (2016). Во-вторых и в-главных - исключительный набор старинных опер. Прежде всего генделевских - «Роделинда» (в версии Ричарда Джонса, 2015), «Альцина» (в сенсационной постановке Кэти Митчелл, 2017), «Ариодант» (старая режиссура опять-таки Дэвида Олдена). Но были также «Дидона и Эней» Пёрселла (постановка Венсана Уге, 2019). По режиссерскому уровню все эти спектакли были очень разными, но чего у них нельзя отнять, то это универсальности и гибкости оркестровой работы.


При Тугане Сохиеве, который был гл. дирижером Большого в 2014–2022 гг., оркестр довольно эффективно осваивал не только базовый репертуар XIX - начала ХХ вв., но и те же барочные партитуры (благо, и дирижеры-постановщики тоже приглашались отличного мирового калибра - включая Андреа Маркона в случае «Альцины» и Джанлуку Капуано в случае «Ариоданта»).
Вершиной международного оперного сотрудничества стал невиданный в истории план 3-х совместных постановок Большого с нью-йоркским театром «Метрополитен-опера» («Аида», «Саломея» и «Лоэнгрин»), из которого фактически были реализованы только 2 - «Саломея» Р.Штрауса в версии великого оперного режиссера Клауса Гута вышла в Большом в ковидном 2021-м, а «Лоэнгрин» Вагнера в постановке Франсуа Жирара получил московскую премьеру 24 февраля 2022 г..

Балетная труппа досталась В.Урину вполне благополучной - по репертуару и кадровому составу, за существенным исключением: в январе 2013 г. худрук С.Филин подвергся нападению преступника, был практически ослеплен серной кислотой и уже полгода лечился без особо обнадеживающих прогнозов. Гендиректор, милосердно сохранив место худрука за Филиным, передал бразды балетного правления опытной зав. балетной труппой Г.Степаненко, а сам возобновил переговоры с Махаром Вазиевым (поменять балет «Ла Скала» на балет Большого его уговаривал еще Иксанов). В 2016 г. они увенчались успехом: худруком балета Большого стал петербуржец Махар Вазиев.


Но с 2013 по 2016-й балет Большого отнюдь не простаивал, показав 4 полнометражных балета; среди них мировые премьеры «Укрощения строптивой» и «Героя нашего времени», ставшие репертуарными хитами. Как выяснилось впоследствии, в современном балете В.Урин разбирался едва ли не лучше своего академичного худрука Вазиева, недаром с 1997 по 2021-й год вместе с женой И.Черномуровой возглавлял международный танцевальный фестиваль Dance Inversion.

В отличие от своего предшественника Иксанова, доверявшего балетные дела специалистам, Урин придерживался принципа, что ген. директор отвечает в числе прочего и за репертуар театра, так что балетная афиша Большого формировалась при его деятельном и непосредственном участии. Всего за 10 лет уринского руководства балет Большого представил 38 постановок. Из них - 8 мировых премьер полнометражных балетов (среди них такие кассовые хиты, как «Укрощение строптивой», «Герой нашего времени», «Нуреев», «Чайка», «Орландо», «Мастер и Маргарита») и 8 одноактных эксклюзивов (3 из них - высокого уровня). Остальные спектакли - переносы мирового наследия, западных балетных новинок, реконструкции и возобновления принципиальных для театра балетов - также неизменно делали кассу.

Во вторую пятилетку директорства Урина баланс между классикой и авангардом явно кренился в сторону классического танца. Собственно, настоящего авангарда в театре и не было, ведь Уильям Форсайт, Иржи Килиан, Пол Лайтфут и Соль Леон давно причислены к классикам ХХ в. Но все же современная классика А.Ратманского и Ю.Посохова позволяла Большому сохранять в мире репутацию передового театра, а эксклюзивные драм. балеты Эдварда Клюга - поддерживать отечественную публику в убеждении, что им показывают и современную хореографию. С пандемией, опустошившей залы театра, гендиректору удалось справиться, даже показать мировую премьеру из 4-х современных западных постановок в самый ее разгар. Даже СВО, выкосившая репертуар театра (в балетной части пришлось убрать из афиши все постановки А.Ратманского и оба отличных балета К.Серебренникова, не заставила Урина сдаться: некоторые лицензии ему удалось продлить, а на текущий сезон ангажировать лучших отечественных хореографов. Оба ставят эксклюзивные полнометражные балеты: русский американец Ю.Посохов через две недели покажет «Пиковую даму», В. Самодуров летом представит шекспировскую «Бурю». Хотелось бы, конечно, чтобы при новом гендиректоре балет Большого не утратил завоеванных позиций, но не верится: у гергиевского Мариинского театра иные приоритеты и иная концепция существования.
Татьяна кузнецова и Сергей Ходнев
02.12. 2023. газета "Коммерсантъ"

https://www.kommersant.ru/doc/6378974

ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ: КАК МАРИИНКА И БОЛЬШОЙ СУЩЕСТВОВАЛИ ВМЕСТЕ
Мариинка и Большой уже были вместе. Ими руководила Дирекция императорских театров, которая появилась по высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны еще в XVIII в. Тогда в России крупных театров не было и сам институт театра был не развит. В этом страна сильно отставала от Европы: во Франции был театр Мольера, в Англии - Шекспира, в Испании - Лопе де Веги, а у нас к тому моменту только состоялся первый спектакль «Артаксерксово действо» (первая пьеса русского театра, написанная по указу царя Алексея Михайловича лютеранским пастором Иоганном Грегори в 1672 г.).

Революционное решение приняла Елизавета Петровна. В 1756 г. императрица издала указ о создании русского «для представления трагедий и комедий» театра. Так в Петербурге появились Александринка, Михайловский и Мариинка. В Москве - Малый и Большой. Занималась делами театра особая Придворная контора, позже «Комитет над зрелищами и музыкой», а затем Дирекция императорских театров. Она состояла из 2-х контор - Петербургской и Московской - и находилась в ведении министерства Двора. Если провести аналогию с днем сегодняшним, то это - администрация президента. 

Театр при Елизавете Петровне создавался как гос. институт. Место, куда приходили не за развлечением. Он был нужен для влияния, воспитания, развития публики, для статуса государства. Дирекция была создана, чтобы контролировать театр. Она следила за репертуарной политикой, распоряжалась финансированием театров. Но есть и другой момент: так как раньше столица была в Петербурге, то в Москве всегда со взглядами на ставящийся репертуар было посвободнее. Здесь пробовали новое, поскольку не было жесткого контроля. Артистам назначили жалованье. За ними смотрел спец. человек от Двора, ведь представления посещал император. У российских правителей был живой интерес к театрам, они регулярно посещали представления. В Александринке даже был отдельный вход для императора. А еще довольно сложная система его визитов. Например, когда император приходил один и без предупреждения, он сидел в одной ложе. Когда с семьей - в другой. А если прибывал с предупреждением, то перед спектаклем еще и гимн исполняли. Императорские театры были прообразом русского репертуарного театра. Так как у них была единая дирекция, в Москве и в Петербурге ставили одни и те же пьесы. Это было сделано целенаправленно: чтобы составы могли быть взаимозаменяемы. Например, был интерес к Островскому - ставили его пьесы. Когда интерес зрителей спадал, дирекция меняла московских звезд на питерских и наоборот.

Сейчас бы сказали, что это был очень разумный, по-директорски оправданный шаг. И у народа была возможность сравнивать, как играл актер Александринки В.Каратыгин и как П.Мочалов - из Малого. А еще изначально было разделение на оперный и драм. театры. Если в Большом не хватало певцов на какой-то многолюдный спектакль, занимали статистов из Мариинки или Михайловского. Из-за такого контроля театр в России не очень развивался, поэтому в конце XIX в. монополия была снята. Стали создаваться частные театры. Самым ярким примером стало появление в 1898 Московского общедоступного художественного театра: К.Станиславский и В. Немирович-Данченко были свободными художниками. С этого момента начался расцвет русского театра. Их ученики - В.Мейерхольд и Е.Вахтангов создали свои труппы и студии. Сам Константин Сергеевич к концу жизни пришел к созданию оперной студии как к синтезу искусств и вместе с Немировичем-Данченко на ее базе они создали театр оперы и балета, сейчас он называется МАМТ. Воссоздать некое подобие бывшей Дирекции Императорских театров при желании и наличии средств можно, считают эксперты. Но расходятся в том, насколько она будет эффективна в современных условиях. Исторический опыт показал ее крайнюю неэффективность. Наличие большого хозяйства в системе управления императорскими театрами, расположение в 2-х столицах в итоге сказалось на качестве спектаклей, на труппе, на зрителях.


Замечательным директором императорских театров был В.А. Теляковский, последний директор этих театров до революции. Он сумел справиться с таким количеством проблем, раздирающих эту структуру, что впору ему бы поставить памятник за талант управленца. Он привлек в императорские театры новые силы, в частности, художников К.Коровина, А.Головина, певцов Ф.Шаляпина, Л.Собинова, поддержал балетмейстеров А.Горского, М.Фокина, пригласил Мейерхольда. При этом надо помнить, что стараниями того же Теляковского из императорских театров вынужден был уйти великий Мариус Петипа. Директор считал, что хореограф архаичен, его постановки устарели. Петипа отправили на пенсию, а вскоре он умер. Его балеты по сей день входят в сокровищницу русского и мирового балетного театра и идут на лучших сценах мира. Был еще ряд крупных артистов, которые при Теляковском покинули театры.

- Как можно соединять сейчас, например, Малый театр и Александринку? - задается вопросом театровед А.Шевелева. - Это разные коллективы. Малый под управлением Ю.Соломина сохраняет традиции русского репертуарного театра, бережно относится к классике. Это некий Театр-музей, в хорошем смысле слова. А Александринка с В.Фокиным во главе как раз идет передовым, экспериментальным курсом и тем завоевывает своих зрителей. Театр должен быть разным. Другое дело, что никто не собирается воссоздавать всю систему императорских театров сегодня. И даже об объединении Большого и Мариинки по-настоящему речи не идет, по крайней мере, так заявила вице-премьер России Т.Голикова.
Зоя Игумнова
01.12. 2023. Известия"

https://iz.ru/1614251....-vmeste
Прикрепления: 2433552.jpg (15.0 Kb) · 3430622.jpg (22.3 Kb) · 7904882.jpg (10.1 Kb) · 5696608.jpg (25.6 Kb) · 5511732.jpg (5.5 Kb) · 5136135.jpg (4.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 06 Дек 2023, 10:35 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
"НИ В ОДНОЙ СТРАНЕ МИРА НЕТ ТАКИХ ДВУХ РАВНОВЕЛИКИХ КОЛЛЕКТИВОВ, КАК В БОЛЬШОМ И МАРИИНСКИХ ТЕАТРОВ"


За десять с половиной лет директорства в Большом театре В.Урин добился впечатляющих результатов. Он подтвердил свою репутацию высокого профессионала, для которого театр и есть жизнь. Так было всегда. Еще со времен его работы в Кировском ТЮЗе, где мы познакомились полвека назад. В Большом театре его талант раскрылся сполна. Творческая прочность всех трупп коллектива, равно, как и оркестра, вызывает большое уважение, особенно, если учесть, что на это время выпали годы пандемии COVID-19 и начало СВО на Украине, когда "отмена российской культуры" прервала почти все международные договоры и договоренности. 

В аналогичных обстоятельствах работает последние два года и В.Гергиев, неукротимая энергия которого к тому же не находила должного выхода в период "ковидных" ограничений. За минувшие 30 лет единоличного руководства Мариинским театром (с 1988 г. по 1993-й он был гл. дирижером оркестра, муз. руководителем) Гергиев стал своего рода счастливым символом этого коллектива, который прирастал новыми зданиями в Санкт-Петербурге и филиалами в регионах России. При этом он успевал возглавлять СО Европы, бывать частым гостем в др. оперных домах мира. В какую зарубежную столицу не приезжал, слышал примерно одно и тоже, - отсюда только что уехал В.Гергиев, или собирается вскоре приезжать. Его марафоны по России во время Пасхального фестиваля удивляли географией и стремительностью. Ему не нужны двойники, он сам способен дирижировать двумя спектаклями сразу, перемещаясь с одной сцены своего театра на другую. И публика готова его ждать.

В 2006 г. Большой и Мариинский оказались в одно и то же время на гастролях в Лондоне. В.Гергиев выстроил программу в честь 100- летия Д.Шостаковича, - достаточно рискованный шаг, на который мог пойти только маэстро, рассчитывающий на свою мировую репутацию. Большой театр начинал свои гастроли возобновленным "Борисом Годуновым", - после открытия занавеса зрители были ошеломлены богатством худ. образа спектакля. Газеты писали о соревновании 2-х прославленных коллективов из России. Доходили до того, что предлагали делать ставки. А.Иксанов, в ту пору директор Большого, подчеркивал, что только такая великая страна как Россия может позволить себе роскошь одновременно содержать два муз. театра, которые задают тон в мировой худ. культуре. Ни в одной стране мира нет таких 2-х равновеликих коллективов, в каждом из которых балетная и оперные труппы, оркестр представляют - при всей самостоятельности - единое организационно-творческое целое. При том, что у каждого из театров своя история, своя судьба, свои правила и обычаи.

Глубинные различия между московской и петербургской худ. традицией во многом определили творческие характеры Большого и Мариинского театров, - принципы управления, стиль хореографии, выбор оперного репертуара, даже оркестровые штрихи. При понимании всего этого можно говорить о координации гастрольных обменов и приглашении тех или иных дирижеров или солистов. И даже о создании общего агентства для молодых артистов, которые необходимы обоим театрам для смены поколений. Все это мы обсуждали без малого 20 лет в Лондоне, где от гастролей Большого и Мариинского в выигрыше были престиж нашей страны и британская публика. Два таких великих театра уж точно лучше, чем один, разделенный по разным городам. И тут важно, - общей дирекции Большого и Мариинского театров не будет, это будут разные юрид. лица. Театр - искусство подробностей. Им нельзя управлять как корпорацией. Здесь важна любовь, которая оплодотворяет творчество. Взаимозависимость, которая невозможна без знания каждого участника процесса. Вспоминая раздел МХАТ в 1987 г., понимаю, что О.Ефремов пошел на это во многом потому, что не узнавал всех артистов, с которыми сталкивался в театре, - их было слишком много. 

Понятно, все люди разные. Но театр невозможен без товарищества. Даже, когда есть старшие и младшие. Не случайно в пору своего создания на рубеже 1876-77 гг. СТД назывался Обществом взаимного вспоможения русских артистов. Вспоможения их искусству и жизни. Профессиональной защиты. Об этом всегда помнили - и М.И. Царев, и М А. Ульянов, и А.А. Калягин, 27 лет возглавлявший Союз и сохранивший его для будущих поколений. Замечу, наипервейшие актеры России. У каждого из них было немало заслуг, - и все они радели за сохранение товарищества между столичными и провинциальными артистами, помощь которым почиталась священной обязанностью. Надеюсь, что так будет и впредь. Хотя бы потому, что В.Машков - человек искренний. Он, как и избранный сопредседателем СТД В.Гергиев, безусловно, сильны для диалога с властью. Теперь многое зависит от содержания этого диалога.
05.12. 2023. РГ
https://rg.ru/2023/12/05/otkrytaia-kniga.html

ВЛАДИМИР УРИН ПОПРОЩАЛСЯ С КОЛЛЕКТИВОМ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
МОСКВА, 1 декабря. /ТАСС/. Гендиректор Большого театра В.Урин обратился к коллективу с прощальным словом и рассказал, что 30 ноября был его последний рабочий день. Соответствующее видео разместил в своем Telegram-канале муз. критик С.Буланов.


https://tass.ru/obschestvo/19427533
Прикрепления: 3060234.jpg (3.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 22 Фев 2024, 11:37 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ РЕЗКО ВЗЛЕТЕЛИ ЦЕНЫ
В Москве поднялась волна возмущения - подскочили цены на спектакли в Большой театр. Уже в марте ценник на такие балетные хиты, как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Дочь фараона», достиг 25 тыс. Что будет со «Щелкунчиком», и подумать страшно. Чем руководствовалась новая дирекция и как от этого пострадают публика и артисты? 

Почему только сейчас возбудились по поводу нового ценообразования, не совсем понятно - уже в январе-феврале билеты в Большом на «Дочь фараона» офиц. по максимуму стоили 25 тыс. На март - такой же ценник, и практически все билеты с подросшей ценой во всех категориях на «Лебединое», «Дон Кихота», «Жизель» и другие улетели. Назначенная на апрель премьера балета «Ромео и Джульетта» на дневной спектакль - 20 тыс., а на вечерний - 25.. Минимальные цены тоже подтянулись к большим, но о них и говорить нечего, так как дешевые и более-менее доступные по цене разлетаются сразу. На оперные спектакли цены теперь тоже кусаются, но не так, как на балетные, поскольку оперное искусство в России по популярности традиционно уступало балетному. Здесь дорогие и по 10, и по 15 тыс. 

Конечно, такая политика не принесет очков новому первому лицу главного муз. театра страны - В.Гергиеву.
«Он что, думает, в Москве одни богатые и жирные живут? В Питере небось у него другие цены». - возмущаются столичные мело- и балетоманы, узнав о новой продажной политике Большого. Да, покупательная способность питерцев не допускает игры с огнем.
«У нас за 25 тыс. и покупать не станут, поэтому цена на балет максимально доходит до 15 тыс.», — сообщили из Мариинского театра. И подчеркивают, что онлайн-показы балетных и оперных спектаклей помогают удерживать цены. Высокие цены (и не только на посещение театра) никого не радуют. Но справедливости ради стоит сказать, что Большой не первым начал. Прежняя администрация все-таки держала в голове понятие доступности к очагам культуры населения, причем его самых разных категорий. Так, при В.Урине билеты в Большой можно было купить от 800 до 8000. Исключение составлял «Щелкунчик», который последние годы доходил до 15 тыс. и только в прошлом декабре поднялся до 20, а в ночь на 31 декабря - до 30 тыс.

Это офиц. цена, про спекулятивную (на сайтах и с рук у колонн театра) мы не говорим. Так что, можно сказать, Большой просто в хвосте плелся: в драме театры давно баловались высокими ценами, когда на популярные спектакли влёгкую ставили и 20, и 25 тыс. При этом каждый раз оговариваясь, что таких мест у них «ну совсем немного». Но «немного» - это по факту все равно несколько десятков, и они оказывают заметное влияние на минимальную цену. И именно на них ориентируется система динамической продажи билетов: если покупают самые дорогие, то и дешевые не грех подкачать. Можно предположить, что, посмотрев в сторону драмы, новое руководство Большого решило: «А чем мы хуже?» Тем более что и затраты на производство балетных и оперных спектаклей несравнимо выше, чем на драматические, и это серьезный аргумент. Вот и выкатили цены.

Но, во-первых, далеко не все москвичи богатые и жирные, а во-вторых, и это главное, что театры-то, как ни крути, государственные, не какие-нибудь частники. Театры, и особенно музыкальные, получают приличный годовой бюджет из госкармана. Поэтому странным выглядит ценовая политика на билеты дирекций театров, и не только Большого. Она нанесет вред прежде всего самому искусству, которое все больше становится недоступным для многих категорий граждан. В этом билетном вопросе есть еще один аспект, касающийся непосредственно тех, кто служит Мельпомене. В музыкальных, как и в драматических театрах всегда существовала система служебных пропусков «для своих». Так, в Мариинке действует система льготных билетов, по ней артисты, оркестранты могут со значительной скидкой приобрести для родственников, друзей или врачей билеты. Например, билет стоимостью 9 тыс. можно было получить за 2,5. А в Большом до сих пор четко работала система бесплатных пропусков, хотя не для всех. На них рассчитывать могли только ведущие солисты, примы, дирижеры. Кордебалет нервно курил в стороне. Тем не менее, по нашим сведениям, на вечер, посвященный 85-летию Е.Максимовой, который прошел в начале февраля, уже никто не получил пропусков, и сотрудники расценили это как сигнал - халявы не будет. А будут ли введены льготные цены для своих, пока неизвестно, потому что в Большом театре Гергиев пока еще не посадил человека, который бы от его лица проводил новую худ. и экономическую политику. Обстановку в Большом сейчас характеризуют так: «Что и как будет, никто не знает. Все трясутся за свои места, потому что понимают - когда Валерий Абисалович возьмется за Большой, неизбежны перестановки. Но, зная его непредсказуемость, даже не понимают, на что рассчитывать».
Марина Райкина
21.02. 2024. МК

https://www.mk.ru/culture....ny.html
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: