[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МАГНИТ ДЛЯ ПУБЛИКИ
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 11 Дек 2023, 11:38 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6988
Статус: Online
МАГНИТ ДЛЯ ПУБЛИКИ


"Медный всадник" появляется на темном экране в перекрестных лучах прожекторов. Ниже - крупными буквами надпись "Ленфильм". Зрителю сразу понятно, что, как в киносказке о Золушке, сейчас непременно произойдет что-нибудь удивительное. Любимую уже не одним поколением "Золушку" снимали тоже здесь - на старейшей отечественной киностудии. За более чем вековую историю на "Ленфильме" создано свыше полутора тысяч кинокартин. В золотую коллекцию российского фильмофонда вошли "Чапаев", "Петр Первый", "Небесный тихоход", "Два капитана", "Золушка", "Синяя птица", "Гамлет", "Король Лир", "Дама с собачкой", "Начало", "Царская охота", "Бедный, бедный Павел", "Человек-амфибия", "Собачье сердце", "Полосатый рейс", "Господин оформитель", "Звезда пленительного счастья" и, конечно, "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". За каждым успешным фильмом стоит работа большого коллектива: режиссера, сценариста, оператора, актеров, но именно художники-постановщики и художники по костюмам придумывают и воплощают на экране исторически достоверную или иллюзорную кинореальность, в которую зритель должен поверить.

Ленфильм" занимает несколько строений на Каменноостровском проспекте Санкт-Петербурга. Волею судьбы она расположилась в том самом месте, где 4 мая 1896 г. состоялся первый в России киносеанс. "Великий Кинемо", как назвал ранний синематограф писатель Л.Андреев, дебютировал в здании популярного у столичной публики театра "Аквариум". Произошло это спустя всего 4 мес. после премьеры в Париже первых фильмов изобретателей синематографа, братьев Люмьер. Корреспондент "Петербургского листка" так описывал происходившее в "Аквариуме": "В зале сделалось темно, и перед публикой появился целый ряд движущихся картин. Зрелище это действительно невиданное и, безусловно, очень интересное. Особенно эффектны картины: прибытие поезда, борьба, игра в карты и купанье. Можно с уверенностью сказать, что синематография будет "магнитом" для публики".
Здание легендарного театра сохранилось: нынешний Четвертый съемочный павильон "Ленфильма" и есть колыбель отечественной кинематографии.


О дореволюционном "Аквариуме", который посещали даже члены императорской семьи, напоминают выставленные в экспозиции киностудии деревянная перегородка с ажурной резьбой, возможно, разделявшая театральные ложи, немецкое пианино, инкрустированное пятью породами дерева в технике маркетри, на котором тапер мог наигрывать музыку во время демонстрации "движущихся картин", арфа и несколько предметов мебели. Считается, что все это приобрел основатель "увеселительного сада "Аквариум" - предприимчивый купец и меценат Г.Александров. Долгое время здесь, как и везде в России, демонстрировались киноленты иностранного производства, преимущественно французского.


Но в 1907 г. на Невском проспекте открылось "Первое синематографическое ателье А.О. Дранкова", снявшее не просто "первую русскую картину", как гласили афиши, но и первый отечественный костюмный фильм. Пионер российского кинематографа сделал ставку на национальные сюжеты и выбрал тему историко-патриотическую - пушкинского "Бориса Годунова". Правда, с полным метром у А.Дранкова не задалось. Однако отснятые эпизоды с актерами в старинных русских одеждах демонстрировались как "Сцены из боярской жизни". Увы, они не сохранились. Поэтому лавры первой отечественной художественной киноленты перешли к 6-минутной костюмной мелодраме о Стеньке Разине "Понизовая вольница", которую Дранков снял с режиссером В.Ромашковым в 1908 г.. С нее и началась бурная эпоха "Великого Кинемо" в России. В начале ХХ в. в одном только Санкт-Петербурге работали уже 9 частных киностудий, множество прокатных контор, более сотни кинотеатров.

В марте 1914 г. был создан военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета, снимавший хронику военной службы и быта Русской армии, а также спец. драмы и комедии на военные темы. С этого момента и ведет свою историю старейшая гос. киностудия страны. Когда после Октябрьской революции создавался Петроградский кинокомитет он начал свою деятельность на базе национализированного Скобелевского комитета. В 1934 г. киностудия получила имя "Ленфильм". Первой кинокартиной, которая вышла на экраны под маркой "Ленфильма" стал легендарный "Чапаев". Фильм, снятый режиссерами Георгием и Сергеем Васильевыми о прославленном начальнике дивизии Красной армии в Гражданскую войну сразу завоевал всенародную любовь. Зрители смотрели его по многу раз, очень быстро он разошелся на цитаты, а его герои ушли в народный фольклор. В каждом дворе мальчишки играли в "Чапая". Мировое признание также не заставило себя долго ждать: премия "Лучший фильм на иностранном языке" по версии Национального совета критиков США (1935), Гран-при на Всемирной выставке в Париже (1937), бронзовая медаль на фестивале в Венеции (1946). Как итог - включение в число 100 лучших фильмов мирового кино (1978).

Убедительный кинообраз начдива с закрученными усами, скачущего в бурке и папахе на лихом коне, блистательно воплощенный на экране Б.Бабочкиным, на долгие годы стал каноническим, порой затмевая в памяти потомков облик реального Чапаева. Случалось, что для создания картины или памятника за основу брали экранного двойника народного героя. Достоверность кинообраза - результат долгой и тщательной проработки исторических документов и бесед режиссеров фильма и художника И.Махлиса с тогда еще живыми участниками Гражданской войны, в том числе первым зам. Чапаева - И.Кутяковым. Художник сделал к съемкам 820 покадровых зарисовок и создал целую галерею подробных портретов главных героев киноленты. При нынешних темпах кинопроизводства представить подобное затруднительно. В наши дни три бурки экранного Чапая, сшитые из овчины на заказ в скорняжных мастерских, по очереди несут почетную вахту в экспозиции киностудии "Ленфильм". Они - почти точная копия оригинальной кавказской бурки настоящего Чапаева. Сегодня она хранится в Центральном музее Вооруженных сил РФ вместе с серебряной шашкой начдива.

А в оружейной комнате "Ленфильма" находятся настоящий охолощенный пулемет максим, из которого на экране стреляла Анка, и подлинные шашки времен Гражданской войны, использовавшиеся в съемках.Одним из главных шедевров "Ленфильма", снятых в первое десятилетие появления звукового кино, стала киноэпопея "Петр Первый" (1937–1938). Режиссер В.Петров по сценарию А.Толстого, специально написанному для картины и ставшему как бы продолжением одноименного романа автора, взялся воплотить в образах черты национального характера. В стране победившего социализма режиссеру и писателю пришлось отстаивать свой замысел и объяснять, что мы далеки от мысли возродить тривиальный хрестоматийный образ "венценосного плотника", но мы не хотим в нашей картине умалять значение личности человека, возвысившегося над своей эпохой....

На роль Петра Великого, после многочисленных проб, утвердили Н.Симонова. Внешне он не слишком походил на сохранившиеся 25 портретов государя. Но Толстой, веря в талант актера, настаивал: "Это и будет 26-й портрет, потому что, вспоминая Симонова, будут представлять себе Петра". Так и случилось.


"Образ Петра, созданный Н.Симоновым, был отнесен к явлениям мирового актерского мастерства..." - вспоминал позже М.Жаров, сыгравший в этой картине А.Меншикова. Чтобы добиться сходства Симонова с государем, над образом поработали гримеры и костюмеры. Актеру приклеили усы, немного подбрили волосы, чтобы увеличить высоту лба, сделали парик, повторяющий прическу Петра. По росту Симонов недотягивал до двухметрового императора, поэтому ему сделали сапоги на высоких каблуках с пробковыми стельками внутри. К съемочному процессу на "Ленфильме" готовились скрупулезно. Н.Черкасов (роль Алексея - сына Петра I) вспоминал, что "историей веяло уже в кабинете режиссера: здесь были всевозможные гравюры петровского времени, подлинные вещи Петра: астрономический глобус, карты, кресла, сундук, с которым он путешествовал, подсвечники и т.д. Все это заставляло дышать ароматом минувшего, будоражило фантазию".

Вторит ему и М.Жаров: "Такой картины по масштабу работы и по размаху организации на студии еще не было. Комнаты были заполнены всевозможными книгами, рисунками, эскизами художников, подлинными вещами Петровской эпохи и орденами, взятыми из музея. Оружие валялось на столах, у стены стояли мушкеты. Со всего снимали образцы для передачи в пошивочные, гримерные и бутафорские цеха. Все требовалось для картины в сотнях и тысячах штук".

Художниками-постановщиками картины, на чьи плечи легла задача воссоздания быта и костюмов, были Н.Суворов и В.Калягин. Впоследствии было подсчитано, что на ленинградских предприятиях было заказано 1400 треуголок, 200 гренадерских шапок, 1300 туфель, 1000 штыков, 60 тыс. пуговиц. До сих пор на киностудии хранятся многие предметы реквизита, костюмы и мебель, использованные в фильме. Периодически их можно увидеть в экспозиции вместе с предметами из более поздних исторических картин - "Царская охота" (1990), "Бедный, бедный Павел" (2003), "Петр Первый. Завещание" (2011).

Наша Золушка. После этих слов теплеет на душе и сразу возникает образ миниатюрной Янины Жеймо, которой впору пришлась хрустальная туфелька. Для фильма ее пришлось сделать из оргстекла, но зрители этого не заметили. Сегодня туфелька - любимый экспонат посетителей "Ленфильма". Туфелька, костюм придворного, табурет из дворца и огромный чайник - вот все, что сохранилось из часто использовавшегося в других фильмах реквизита. О том, как и из чего создавались костюмы к одной из первых картин Победы, утвержденной к производству на "Ленфильме" в июне 1945 г., написано немало. И про воздушные платья Золушки, сшитые из отрезов шифона, принесенных Ф.Раневской, феерично сыгравшей Мачеху, и про волшебно сверкающий головной убор Феи-крестной из кристаллов, ради которого было разобрано чешское бра все той же Фаины Георгиевны, и про костюмы из штор, и про трофейные наряды из берлинского театра... Однако, как говорят ленфильмовцы, во многом это легенды.

Часть костюмов шилась в мастерских киностудии, другие предоставили ленинградские театры, вернувшиеся из эвакуации. Красочные декорации и пышные наряды по французской моде эпохи Ренессанса придумал для киносказки легендарный театральный художник и режиссер Н.Акимов. По воспоминаниям тех, кто с ним работал, при создании образов он обсуждал с реквизиторами детали костюмов, вплоть до бижутерии, которую наденет актриса, утверждая, что не артисты играют с вещами, а вещи играют артиста. Из-за производственных сложностей фильм был снят на черно-белую пленку. Волшебство творилось в тяжелых послевоенных условиях, но желание создателей фильма подарить пережившим страшную войну людям мудрую, добрую и светлую сказку победило все сложности. В мае 1947 г. фильм вышел на экраны. За первый год проката "Золушку" посмотрели 18 млн. чел. Фильм до сих пор любим разными поколениями зрителей, а красочные эскизы Акимова в итоге все же пригодились, когда в 2009 г. фильм-сказку
колоризировали...


На "Ленфильме" еще можно отыскать следы Синей птицы. В экспозиции киностудии, как алмаз в короне, сверкает роскошное платье, в котором в 1976 г. снималась звезда Голливуда Элизабет Тейлор в первом советско-американском фильме-сказке, "Синяя птица".  Съемки проходили в Советском Союзе. Изначально костюмы для актрисы, сыгравшей в сказке сразу 4 роли - Матери, Колдуньи, Света и Материнской любви, были разработаны оскароносным художником по костюмам Эдит Хед. Однако уже отшитые по ее эскизам наряды актриса отвергла. Поэтому ленфильмовскому художнику М.Азизян пришлось совершить настоящее чудо, придумывая новые образы. "Две недели я беспрерывно, даже ночами, рисовала эскизы к фильму. Шить новые костюмы пришлось тоже мне. Материалов хороших в ту пору не было. Я купила трикотаж, из которого шили рубашки, и сказала Лиз, что он очень дорогой. Победили мы эту ситуацию замечательным трудом. В течение двух месяцев шесть мастериц вручную расшивали основной костюм стразами, бисером и пайетками. Платье Лизочке очень понравилось". - вспоминала художник.
Сегодня этот наряд - настоящее украшение костюмной коллекции "Ленфильма". В начале 2000-х годов киностудии поступило предложение расстаться с ним за $ 50 тыс. На что начальник цеха подготовки съемок Е.А. Пахомова ответила: "Здесь вам не магазин. Знаете, жить без Бога можно, а умирать без Бога страшно".

В "колыбели" кинематографа работает традиционно сильная школа специалистов костюмного цеха. Здесь, по аналогии с театром, служили и служат "Великому Кинемо" прославленные художники. Один из первых в этой блестящей плеяде - легендарный художник кино Я.Н. Ривош.


Он оставил потомкам незаконченный, но бесценный труд "Время и вещи", состоящий из фотографий и подробных описаний одежды сословий в России начала ХХ в. Сегодня эта книга - серьезное подспорье при создании образов эпохи модерна, Первой мировой войны и революции. Работы замечательного профессионала Т.Острогорской, которая не уставала повторять "я не костюмерша, я - художник", зрители помнят по фильмам "Собака на сене", "Благочестивая Марта", "Дон Сезар де Базан", "Тартюф". Сыгравшая почти во всех этих фильмах М.Терехова вспоминала, как художник по костюмам "творила чудеса. Мы в то время все жили как-то по-нищенски, а тут... Эти платья, воротники необыкновенные из самых простых кружев! Татьяна пропитывала их каким-то особым составом, чтоб они так красиво стояли, умела найти редчайшие ткани.  "Ленфильм" - это же великое место, где из ничего могут сделать все. Эти роскошные костюмы вообще-то не стоили таких гигантских денег, на которые выглядят".
Многие из тех костюмов сохранились на "Ленфильме".

Художники по костюмам во многом помогают сделать кинокартину настоящим магнитом для публики, ведь кино - искусство в первую очередь изобразительное. Поэтому, как и в жизни, зритель встречает его по одежке. А художник по костюмам создает очевидность слова. В советское время бюджет, выделяемый для съемок фильма, зачастую бывал ограничен. Остро ощущался в СССР и дефицит тканей и фурнитуры. Поэтому художники по костюмам добивались исторической достоверности подчас весьма изобретательными способами. Т.Слезина еще в 1974 г. придумала имитировать золотное шитье на придворных нарядах с помощью обыкновенного герметика. На ткань наносится рисунок простым карандашом. Затем делаются "фунтики из калечки", которые наполняются герметиком, дальше делается роспись. Когда не было золотой или серебряной пудры, мелко-мелко нарезали блестящую ткань и посыпали ею влажный герметик. Лишнее стряхивали и  вуаля!. Таким очень бюджетным, но эффектным способом декорировано представленное в экспозиции платье для императрицы Екатерины II, которую сыграла С.Крючкова в фильме "Царская охота".


Этот же прием использован и при создании костюмов к картине А.Сокурова "Русский ковчег", снятой в Зимнем дворце одним дублем, без использования монтажа. Качественное кино - это всегда командная работа, где каждый участник переживает за результат. Так было и на съемках фильма "Человек-амфибия" (1961). Художниками-постановщиками картины были Всеволод Улитко и Тамара Васильковская. И если наряды Гуттиэре в стиле диоровского "нью-лука" не сохранились, то блестящие во всех смыслах костюмы Ихтиандра притягивают восхищенные взгляды посетителей. Первый комбинезон из эластичного трикотажа с нашитыми чешуйками из резины не давал нужного сияния в кадре и тогда великий оператор Э.Розовский придумал использовать смытую операторскую пленку. Из нее вырубили 10 тыс. кружочков, сделали дырочки и нашили вручную. Почему он это придумал? Потому что он жил этой картиной. Ему нужно было добиться, чтобы в кадре костюм блестел. Ведь любой фильм зритель видит глазами оператора. Кто знает, может быть, именно костюмы Ихтиандра в 1966 г. вдохновили испанского дизайнера Пако Рабана на первую коллекцию платьев из пластиковых и металлических кружков, напоминающих сияющую рыбью чешую?


Одна из комнат киностудии напоминает ларец с сокровищами Агры. Даже если посетитель сразу не понял, куда попал, подсказками станут подлинные викторианские кресла у камина, старинные цветные гравюры, секретер из красного дерева, разумеется, с секретом, большой письменный стол с колбами для химических опытов и энциклопедиями, а также шкатулка с "драгоценностями". И, конечно, костюмы, будто сшитые из английского твида у дорогого лондонского портного. Не хватает лишь скрипки, курительной трубки и охотничьей кепки с двумя козырьками, чтобы окончательно увериться, что вы в комнате, посвященной знаменитому телефильму "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". На протяжении 1979–1986 гг. и 11 серий за худ. решение костюмов, в которые одеты герои культовой киноленты отвечала талантливый художник Нелли Лев. Она с научной доскональностью исследовала английские исторические костюмы эпохи королевы Виктории и максимально достоверно воссоздала их в картине, включая туго накрахмаленные воротнички с отогнутыми уголками и галстучные булавки у Холмса и Ватсона. Одно из платьев миссис Хадсон было сделано из настоящего старинного, перешитого на фигуру актрисы. Когда были сняты первые две серии фильма, никто не думал о продолжении, поэтому главным героям с легкостью за символические деньги продали костюмы. Потом их пришлось шить по новой. В разных сериях можно увидеть на актерах брючки от одного костюма, верх - от другого. Эта игра вещами - заслуга художника. Получалось, что герои одеты очень разнообразно.

Военным кинолентам, снятым на "Ленфильме", посвящен отдельный зал киностудии. Вместе со специально созданным кинореквизитом здесь хранится немало подлинных вещей. Форма красноармейца товарища Сухова из "Белого солнца пустыни" и настоящая форма матроса Балтийского флота времен Гражданской войны. Костюм командира из киноэпопеи "Блокада" и подлинная форма солдата времен ВОВ. Каски со следами от пуль, печка, которая стояла в окопе, оловянная ложка солдата, на которой выгравирован номер части и фамилия. Эти вещи отыскали и принесли на "Ленфильм" поисковики, для которых война не закончится, пока не будет найден и похоронен последний погибший солдат. Имена 359 ленфильмовцев, павших на фронте, не выживших в блокадном Ленинграде, пропавших без вести, увековечены на одной из стен Военного зала. Здесь же воссоздана комната ленинградской семьи с обстановкой 1940-х годов, где на столе в блюдце лежат 125 гр. того самого блокадного хлеба. А рядом стоит чемодан с самым ценным, на случай бомбежки...


Вещи, созданные для кинофильма, надо сохранять, как скульптуры или гравюры, В них заключена разгадка прошлого и будущего. Разгадка, предложенная художником, затратившим свой труд и талант на ее решение. Поблагодарим тех ленфильмовцев, кто много лет назад это понял и сохранил костюмные раритеты. И пожелаем киностудии просторного и современного помещения для музея, в котором эти хрупкие шедевры займут достойное место.
Елена Нагорских
01.12. 2023. журнал "Русский мир"

https://rusmir.media/2023/11/01/lenfilm
Прикрепления: 7012205.jpg (13.1 Kb) · 7705943.jpg (16.7 Kb) · 7350478.jpg (22.4 Kb) · 8199834.jpg (18.3 Kb) · 0148916.jpg (6.4 Kb) · 5872053.jpg (9.6 Kb) · 4449165.jpg (23.7 Kb) · 2559019.jpg (25.5 Kb) · 8177971.jpg (24.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 17 Дек 2023, 11:42 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6988
Статус: Online
СПАСТИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ АРХИВЫ "ЛЕНФИЛЬМА"
Не так давно стало известно о вопиющем случае на территории «Ленфильма»: там выбросили гору архивных бумаг, среди которых якобы обнаружились партитуры с музыкой к известным фильмам. Среди пострадавших называлось имя Вл. Дашкевича.


Партитуры его сочинений к сериалу «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» оказались на свалке.  Несмотря на заверения студии, что с партитурами все в порядке, а выбросили лишь копии, известный композитор считает, что бесценный муз. архив находится под угрозой.

На «Ленфильме» заверили, что с подлинниками партитур все в порядке - они переданы в ЦГАЛИ. А с теми, кто занят ремонтными работами в Большом тон-ателье, из-за чего и пришлось освобождать помещение, проведен инструктаж на случай подобных находок:
«Мы начали проверку, передали все папки с нотами экспертам и выяснили, что это за документы. Спешим успокоить всех неравнодушных: обнаруженные партитуры - не ценнейшие рукописи композиторов, а копии, которые получали музыканты оркестров при записи музыки к кинофильмам. В помещении, где это происходило в 70–80-х годах, обнаружено несколько коробок с нотными папками. На них стоит пометка «хранить 10 лет». Но ноты чудом долежали до сегодняшнего дня».

Но даже если папки на поверку оказались безделицей - «звоночек», конечно, тревожный, поскольку ценность папок и коробок установили, когда уже все произошло. Так что тревогу Вл. Дашкевича (и оставшуюся за скобками этой публикации тревогу других деятелей муз. искусства страны) понять можно.
«Я пытаюсь понять, как обстоят дела на самом деле. В публикации в СМИ говорилось об оригиналах партитур», - говорит композитор. 

- «Ленфильм» настаивает, что речь о копиях, причем с ограниченным сроком хранения.
- Никаких дубликатов партитур никто никогда не делал. На студии существовали оригиналы. Их каждый композитор перед тем, как получил гонорар, сдавал в бухгалтерию, «Ленфильм» обязан был хранить их в нотном архиве. Это важный финансовый документ. А музыканты получали опять-таки не копии партитур, а оркестровые голоса. В технологическом процессе копии вообще не были предусмотрены.

- Можно ли сделать по обнародованным фотографиям выводы, что же все-таки вынесли строители, занимающиеся ремонтом?
- То, что я вижу на снимках, - это разброс разных нот, какие только могут быть. Они все в ужасающем состоянии. Жительница, забившая тревогу, забрала себе одну из коробок - там на нотах написано: «Приключения Шерлока Холмса. Композитор Дашкевич». А коробок было 20 или 30! Что происходит с нотным архивом на «Ленфильме»? Что значит «10 лет хранения»? Никогда такой цифры не было! Ноты хранятся вечно, как рукописи и книги в библиотеке. Разве можно написать на книге, например, Л.Толстого: «Уничтожить через 10 лет»? В нотном архиве «Ленфильма» хранится лучшая музыка отечественных композиторов. Моих там около 30-ти партитур - кроме «Холмса» еще «Собака Баскервилей», у которой свое название на партитуре, «Зимняя вишня», «Собачье сердце» и много шипов (режиссерских фономатериалов) И.Масленникова и В.Бортко.

Наш источник на «Ленфильме» сообщил, что оригиналы давным-давно сданы в ЦГАЛИ.
- В Центральный архив литературы и искусства без согласия композитора никакие ноты не возьмут. Также требуется объяснение, что они принимают на хранение. Я никогда не давал на это согласия. Впервые об этом слышу и почти убежден, что это не так. Они путаются в том, что говорят. До этого они написали, что собираются хранить все у себя. Это лукавство. Огромный архив с лучшими образцами советской и русской музыки надо спасать!
Иван Волосюк
21.11. 2023. МК

https://www.mk.ru/culture....ma.html
Прикрепления: 6436558.jpg (9.8 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: