Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 16 Фев 2013, 21:51 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7031
Статус: Offline
| ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Экологически чистые игрушки из белой глины. Каждая игрушка уникальна - это ручная работа лепка и роспись Дымковская игрушка вошла в нашу жизнь под маркой «традиционное русское народное», но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять «изюминку» манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение создававших ее людей, которое отразилось в дымковской игрушке. Что же такое дымковская игрушка? Сувенир или детская забава? А может древний магический символ?
![](/_fr/10/1734512.png) Дымковский промысел - уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI вв. в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле г. Хлынова-Вятки.
![](/_fr/10/5577260.png) Слобода Дымково
Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины. Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX в. жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.
«Свистунья» В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в 4-ю субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение 3-х дней, где вятские Вот как описывает видевший этот праздник в 1811 г. генерал Хитрово: «Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день. Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня - прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска».
Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в 3 или 5 коп., изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».
Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство: «Все горожане шли на Свистунью с детьми - 3 дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки - сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные - привозили их из Архангельска - больше из черного теста с белым сахаром, фигурные». К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI вв. Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV–XVI вв. В конце XIX – начале XX в. она представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы — представления людей о мире. В средние века в России зародилось несколько необычных стилей худ. керамики. Абашевская, каргопольская, филимоновская игрушки не забыты и поныне, однако знаменитая дымковская игрушка из Дымковской слободы, расположенной в Кирове (бывшей Вятке), затмила их своей популярностью в качестве русского сувенира. Сюжетами для игрушки первоначально являлись мифологические персонажи (птица Сирин, двуглавый конь, «бабы» - женские символы плодородия), тотемные животные. Со временем они трансформировались в сказочных (медведь-музыкант) и персонажей бытового жанра - модниц и франтов XIX в. Из городского быта прошлого столетия в игрушке также фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Хранители промысла: Анна Мезрина и Алексей Деньшин Именно тогда, 100 лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление дымковской игрушки шло постепенно на убыль, «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать, уходили в поисках другого ремесла. В самой слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки.
![](/_fr/10/1375965.png) Это была А.А. Мезрина (1853–1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц. Она обучила этому искусству и 2-х своих дочерей.
![](/_fr/10/6809761.png) За 400 с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с просеянным речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают водно-эмульсионными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). По белому фону выполняют роспись темперными красками. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей используя палочки и перья. Традиционно используют тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото). В свистульках прокалывают отверстия палочкой. Каждая фигурка - это ручная работа, существующая в единственном экземпляре, поэтому промысел до сих пор не имеет серийного поточного производства.
Дымковская игрушка - удивительное явление русского народного искусства. Питающая ее многовековая традиция донесла до наших дней неповторимое мастерство малой декоративной скульптуры в веселых и красочных фигурках барынь, водоносок, кормилиц, жанровых сценках, в изображениях зверей и птиц. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь. В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую, Ковровскую, Филимоновскую. И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».
Не только традиционные глиняные изделия, но и сами дымковские мастерицы составляют достояние Земли Вятской. В 1930-х годах стараниями А.Деньшина кировские художники берут дымковский промысел под опеку, мастерицы получают возможность сдавать игрушку в товарищество «Кировский художник». В 1939 г. бригада дымковских мастериц приняла участие в оформлении зала Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Это декораторское новшество существенно расширило творческие возможности традиционного промысла, показало его способность успешно выходить за рамки круглой скульптуры в плоскостное решение. Так родился дымковский рельеф, который стал одним из излюбленных видов изделий дымковских мастериц 2-й половины ХХ в. С началом ВОВ дымковский промысел опять оказался заброшенным. Кировское товарищество художников, к которому относились дымковские мастерицы, было распущено, дымковчанки остались без работы. Однако вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом. В местных магазинах ее с радостью покупали эвакуированные. В 1942 г. производство дымковской игрушки было возобновлено.
![](/_fr/10/8220597.png) В 1943 г., переломном в ходе войны, произошли события, важные и для дымковского промысла, – во Всесоюзном конкурсе детской игрушки дымковские мастерицы под руководством А.Деньшина получили 1-ю премию, а 9 июля того же года мастерицы Кошкина, Пенкина и Коновалова стали членами СХ СССР. Кроме того, было принято решение возобновить в промысле ученичество. Уже в следующем 1944 г. Всесоюзное кооперативное товарищество «Художник» определило статус дымковской игрушки как экспортный, что обязывало усилить контроль над качеством игрушки и стимулировать художественно-творческую инициативу мастеров.
Теперь, в начале XXI в., дымковская игрушка – явление поистине сложное и многогранное. Для произведений современных мастериц характерны тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость, тщательная проработка деталей и орнаментов. Очевидны и традиционные элементы, связывающие эту игрушку с изделиями мастериц прошлого. В наше время сохранением древнего вятского промысла занимается целое поколение современных дымковских мастериц (около 20 чел.), работающих в Кировском гор. отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России – «Народный худ. промысел «Дымковская игрушка». С октября 2000 г. данной организации принадлежит Свидетельство Роспатента на Товарный знак (знак обслуживания) и наименование товара – дымковская игрушка.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 16 Фев 2013, 22:21 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7031
Статус: Offline
| ![](/_fr/10/8049252.png) Дымковская игрушка — едва ли не единственный вид народного искусства, который дает уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и непрерывное в смене многих поколений и династий мастеров. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской.
![](/_fr/10/1868636.png) На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до 10. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
|
|
| |