[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » О других интересных или важных событиях » ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА (История народных промыслов)
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Валентина_КочероваДата: Суббота, 16 Фев 2013, 21:51 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6916
Статус: Offline
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Экологически чистые игрушки из белой глины. Каждая игрушка уникальна - это ручная работа лепка и роспись
Дымковская игрушка вошла в нашу жизнь под маркой «традиционное русское народное», но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять «изюминку» манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение создававших ее людей, которое отразилось в дымковской игрушке. Что же такое дымковская игрушка? Сувенир или детская забава? А может древний магический символ?

 
Дымковский промысел - уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI вв. в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле г. Хлынова-Вятки.

Слобода Дымково

Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины. Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX в. жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

«Свистунья»
В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в 4-ю субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение 3-х дней, где вятские Вот как описывает видевший этот праздник в 1811 г. генерал Хитрово: «Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день. Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня - прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска».

Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в 3 или 5 коп., изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».

Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство: «Все горожане шли на Свистунью с детьми - 3 дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки - сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные - привозили их из Архангельска - больше из черного теста с белым сахаром, фигурные». К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI вв.
Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV–XVI вв. В конце XIX – начале XX в. она представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы — представления людей о мире. В средние века в России зародилось несколько необычных стилей худ. керамики. Абашевская, каргопольская, филимоновская игрушки не забыты и поныне, однако знаменитая дымковская игрушка из Дымковской слободы, расположенной в Кирове (бывшей Вятке), затмила их своей популярностью в качестве русского сувенира. Сюжетами для игрушки первоначально являлись мифологические персонажи (птица Сирин, двуглавый конь, «бабы» - женские символы плодородия), тотемные животные. Со временем они трансформировались в сказочных (медведь-музыкант) и персонажей бытового жанра - модниц и франтов XIX в. Из городского быта прошлого столетия в игрушке также фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.

Хранители промысла: Анна Мезрина и Алексей Деньшин
Именно тогда, 100 лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление дымковской игрушки шло постепенно на убыль, «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать, уходили в поисках другого ремесла. В самой слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки.


Это была А.А. Мезрина (1853–1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц. Она обучила этому искусству и 2-х своих дочерей.

    
За 400 с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с просеянным речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают водно-эмульсионными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). По белому фону выполняют роспись темперными красками. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей используя палочки и перья. Традиционно используют тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото). В свистульках прокалывают отверстия палочкой. Каждая фигурка - это ручная работа, существующая в единственном экземпляре, поэтому промысел до сих пор не имеет серийного поточного производства.

Дымковская игрушка - удивительное явление русского народного искусства. Питающая ее многовековая традиция донесла до наших дней неповторимое мастерство малой декоративной скульптуры в веселых и красочных фигурках барынь, водоносок, кормилиц, жанровых сценках, в изображениях зверей и птиц. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь. В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую, Ковровскую, Филимоновскую. И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

Не только традиционные глиняные изделия, но и сами дымковские мастерицы составляют достояние Земли Вятской. В 1930-х годах стараниями А.Деньшина кировские художники берут дымковский промысел под опеку, мастерицы получают возможность сдавать игрушку в товарищество «Кировский художник». В 1939 г. бригада дымковских мастериц приняла участие в оформлении зала Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Это декораторское новшество существенно расширило творческие возможности традиционного промысла, показало его способность успешно выходить за рамки круглой скульптуры в плоскостное решение. Так родился дымковский рельеф, который стал одним из излюбленных видов изделий дымковских мастериц 2-й половины ХХ в. С началом ВОВ дымковский промысел опять оказался заброшенным. Кировское товарищество художников, к которому относились дымковские мастерицы, было распущено, дымковчанки остались без работы. Однако вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом. В местных магазинах ее с радостью покупали эвакуированные. В 1942 г. производство дымковской игрушки было возобновлено.


В 1943 г., переломном в ходе войны, произошли события, важные и для дымковского промысла, – во Всесоюзном конкурсе детской игрушки дымковские мастерицы под руководством А.Деньшина получили 1-ю премию, а 9 июля того же года мастерицы Кошкина, Пенкина и Коновалова стали членами СХ СССР. Кроме того, было принято решение возобновить в промысле ученичество. Уже в следующем 1944 г. Всесоюзное кооперативное товарищество «Художник» определило статус дымковской игрушки как экспортный, что обязывало усилить контроль над качеством игрушки и стимулировать художественно-творческую инициативу мастеров.

Теперь, в начале XXI в., дымковская игрушка – явление поистине сложное и многогранное. Для произведений современных мастериц характерны тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость, тщательная проработка деталей и орнаментов. Очевидны и традиционные элементы, связывающие эту игрушку с изделиями мастериц прошлого. В наше время сохранением древнего вятского промысла занимается целое поколение современных дымковских мастериц (около 20 чел.), работающих в Кировском гор. отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России – «Народный худ. промысел «Дымковская игрушка». С октября 2000 г. данной организации принадлежит Свидетельство Роспатента на Товарный знак (знак обслуживания) и наименование товара – дымковская игрушка.
Прикрепления: 8739063.png (40.3 Kb) · 1734512.png (35.9 Kb) · 5577260.png (80.7 Kb) · 1375965.png (48.9 Kb) · 8840877.png (105.5 Kb) · 6084042.png (121.3 Kb) · 8103529.png (67.2 Kb) · 6809761.png (71.6 Kb) · 8220597.png (90.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 16 Фев 2013, 22:21 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6916
Статус: Offline
  
Дымковская игрушка — едва ли не единственный вид народного искусства, который дает уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и непрерывное в смене многих поколений и династий мастеров. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской.

      
На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до 10. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Прикрепления: 3663320.png (121.8 Kb) · 8259547.png (134.6 Kb) · 1208136.png (85.3 Kb) · 8049252.png (54.9 Kb) · 6074512.png (99.9 Kb) · 0045179.png (76.8 Kb) · 1868636.png (62.0 Kb) · 9560599.png (38.1 Kb)
 

Форум » Размышления » О других интересных или важных событиях » ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА (История народных промыслов)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: