Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 30 Июл 2013, 21:37 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
|
По заветным тропам Невограда Мы сегодня пройдемся с тобой. Здесь, за кружевом старой ограды Открывается город другой:
Вдруг Нева изменяет теченье, И туманится солнечный лик, Каждый шаг здесь имеет значенье, Каждый вздох, каждый взгляд, каждый миг.
Мир нежданный, необыкновенный Отражается в невских волнах, Видишь - свет параллельной Вселенной На высоких горит куполах.
Белой ночью туман и прохлада Овевают Казанский собор, А под кронами Летнего сада Слышен статуй немой разговор,
Ах, сколь многим сегодня не спится - Ходят тени меж темных аллей; Вот ведут на Фонтанку напиться Укрощенных чугунных коней,
Грустный Блок и восторженный Пушкин Невограду слагают стихи, Не гремят Петропавловки пушки, И шаги их легки и тихи.
Над Васильевским слышится пенье В мерном плеске раскатистых вод, А блаженная матушка Ксенья Вновь идет в обережный поход,
Пусть на все будет воля Господня!' Павел Замок покинуть свой рад - Он на Марсовом поле сегодня Принимает военный парад.
И, воистину, он - королевский - Гренадеры, гусары, стрелки... Петр Великий, Кутузов и Невский Возглавляют святые полки!
Ангел светлый над Градом летает В ослепительных звездных огнях, Императоры вдруг оживают И, гарцуя на гордых конях,
По ночам объезжают дозором Спящий Город в глухой тишине И от их проницательных взоров Не укрыться метущейся тьме.
Притаись, мой попутчик случайный, И внимай их неслышным шагам: Петербургские дивные тайны В эту ночь открываются нам.
Ты услышишь, о чем шепчет ветер, Только сердце свое отвори. Но растают видения эти С первым отблеском ясной зари... М.Волкова (отрывок из поэмы "Невоград")
А.Беземан. Большой дворец в Ораниенбауме. К.Беггров. Вид на арку Главного штаба со стороны Дворцовой пл.
К.Шульц. Вид памятника Николаю I на Исаакиевской пл. А.Брюллов. Сенная пл.
Дж. Кваренги. Вид Михайловского замка. П.Беггров. Вид Дворцовой набережной
Вид Знаменской пл. К.Беггров. Вид набережной Невы у здания Старого Эрмитажа
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 07 Фев 2024, 18:59 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
| ЗАМОК "БЕДНОГО ПАВЛА"
Ни одна из императорских резиденций Петербурга не окружена таким количеством легенд, таким ореолом мистики, как Михайловский замок. В нем все необычно: само название, не связанное с именем владельца, история замысла и строительства, архитектура и символизм интерьеров. А еще Михайловский замок - аллегория неотвратимости рока. Павел I возвел эту неприступную крепость на фундаменте собственных страхов, боязни измены и покушений, и, по злой иронии судьбы, именно здесь он и был убит заговорщиками.
О собственном дворце, не перестроенном из других, не похожем ни на какие другие, вел. князь Павел Петрович впервые задумался в начале 1780-х годов. Вдохновением тому послужило продолжительное заграничное путешествие, которое он предпринял вместе со своей супругой Марией Федоровной. Павел был прекрасно образован, неплохо знаком с культурным и историческим европейским наследием и бредил идеалами средневекового рыцарства. Так что будущий император, конечно, всматривался, вдумывался, вникал во все им виденное в Европе. Архитектура Ренессанса, воплощенная в облике дворца принцев Конде в Шантийи, классические мотивы парижской Триумфальной арки Сен-Дени, маньеризм виллы Фарнезе в окрестностях Рима, строгая геометрия раннехристианских баптистериев - что только не соединилось в смелых фантазиях Павла. Впрочем, будущий монарх не ограничивался, разумеется, одними только фантазиями. И во время своего гранд-тура, и после, уже в России, он консультировался с талантливейшими архитекторами своего времени, изучал архитектурные альбомы и чертежи. Работа над проектом замка длилась 12 лет.
На парадной лестнице дворца располагается скульптура "Умирающая Клеопатра" — аллегория минувшего царствования матери Павла I, Екатерины II
За эти годы замысел постоянно менялся, было разработано 13 проектов, причем большинство - лично Павлом. Пока замок жил на бумаге, он с легкостью переносился даже с одной земли на другую. Известно, что изначально Павел Петрович собирался воздвигнуть новый дворец в любимой Гатчине, но в ноябре 1796 г. обстоятельства жизни сына Екатерины II круто изменились: он наконец взошел на российский престол. И так как в новом замке он планировал жить постоянно, то удобнее было построить его в центре Петербурга.
Макет Михайловского замка образца 1801 г.
А еще в дело вмешалась мистика. Существует легенда, что место нового дворца было выбрано благодаря караульному, охранявшему Елизаветинский летний дворец на Фонтанке. Во время службы караульному будто бы привиделся светлоликий юноша, повелевший разобрать деревянное строение "веселой императрицы" и заложить на его месте церковь в честь архистратига Михаила. Церковь была построена в замке, который был назван Михайловским - в честь небесного покровителя дома Романовых. Есть мнение, что легенда была придумана самим Павлом или его приближенными, чтобы оправдать дорогостоящую затею. Что ж, это вполне в духе не лишенного романтики императора. К тому же так им соблюдалась очень важная для него личная преемственность: в доме царственной бабки он появился на свет.
Георгиевский зал, один из самых больших парадных залов Михайловского замка, во времена Павла I служил кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена
Зимой 1797 г. был заложен первый камень дворца. И дальше стройка протекала довольно бурно. Потратив более 12 лет на проектирование, Павел I хотел как можно скорее увидеть результат. Он распорядился, чтобы работы не прекращались даже ночью. Более того, чтобы дело спорилось, в городе были остановлены многие другие стройки - и люди, и строй. материалы с других объектов срочно перевозились на Фонтанку. Из возводимого Исаакиевского собора сюда везли мрамор, из Таврического дворца - наборный паркет, а из Царского Села доставляли декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры. На стройку нового замка подрядили более 6 тыс. человек. Реализацией проекта руководила целая группа архитекторов: сначала В.Баженов, потом Винченцо Бренна, Ф.Свиньин и К.Росси, еще позже Чарльз Камерон, Джакомо Кваренги и Франсуа Виолье и с ними Е.Соколов, Иоганн Гирш и Г.Пильников. Но даже такими силами строительство продлилось 4 года.
Спешка не позволила Павлу следовать изначальному принципу - использовать в строительстве замка и оформлении его интерьеров материалы и худ. произведения, созданные в России. Да и сама Россия была к этому не готова. В итоге хотя часть произведений искусства и создавалась для замка русскими мастерами, многое (бронзовые часы, бра, вазы, скульптуры) было привезено из Европы. Да, стены парадных лестниц облицовывались сибирским мрамором, но бархат для обивки гостиных заказывался на ткацких мануфактурах Парижа. Однако в будущем амбициозный император ситуацию намеревался все же переломить - вывести на новый уровень российскую науку и искусства, развить промышленность. В этих своих устремлениях он, конечно, наследовал Петру I. Неслучайно именно славному прадеду Павел I установил памятник возле замка.
Бронзовый Петр I долго искал свое место и наконец обрел его у стен дворца правнука
История памятника берет свое начало вовсе не со времен воцарения Павла. Замысел бронзовой скульптуры родился еще при жизни Петра I. Воплотить его в реальность должен был К.Растрелли. Но работа затянулась и оборвалась со смертью императора. А в эпоху дворцовых переворотов никто и не думал заканчивать начатое. Позже к идее увековечивания памяти первого императора вернулась его дочь Елизавета. Она поручила сыну Растрелли, Бартоломео Франческо, довести памятник до ума. Однако императрица скончалась в 1761 г., а скульптор - в 1771-м, так что работа снова не была доведена до конца. Екатерина II, вступившая на престол после недолгого правления Петра III, отвергла скульптуру и распорядилась создать новую, позже вошедшую в историю города под всем известным названием "Медный всадник". Но вот наконец престол занял Павел I. Он-то и вспомнил о первом многострадальном памятнике Петру, запечатленному в образе римского кесаря. Он-то и вернул его к жизни, объявляя двору и обществу о своей преемственности заветам прадеда-реформатора. Петр I в лавровом венке занял свое место у фасада Михайловского замка в марте 1800 г.
А в феврале 1801-го, в День архангела Михаила, во дворец торжественно въехал сам Павел. Процессию сопровождала музыка и пальба из пушек, а в замке царскую фамилию встречали почетные гости: высшие военачальники, иностранные послы и министры. А еще новоселов ждал запах не высохшей краски, известки, строительная пыль и копоть от работающих печей - кочегары старались как можно быстрее протопить холодный замок. В такой обстановке гости не могли толком оценить великолепие интерьеров дворца: ни прелести Галереи арабесок, созданной в подражание Лоджиям Рафаэля в Ватикане, ни богатого убранства Воскресенского зала, являющего исторические полотна, ни изящества плафонов Джузеппе Валериани, украшающих Большой Тронный зал. Картины на потолках, созданные еще в елизаветинское время, были по капризу хозяина замка "усовершенствованы" - в сюжеты вплелись символика Мальтийского ордена и вензеля Павла I.
В проходном Малиновом зале располагалась Тронная императрицы
Все было прекрасно в новом доме нового императора, все должно было радовать его глаз, однако мнительный монарх не мог избавиться от дурных предчувствий, - эта напасть сопровождала его давно. Если верить мемуарам баронессы Генриетты Луизы фон Оберкирх - подруги Марии Федоровны, путешествовавшей с великокняжеской четой по Европе, - в 1782 г. в Брюсселе во время одного из ужинов Павел рассказал удивительную историю. Как-то, когда он ночью прогуливался по Петербургу, ему явился призрак Петра I и предсказал будущее: "Павел! Бедный Павел! Бедный князь! Я тот, кто принимает участие в твоей судьбе и кто хочет, чтобы ты особенно не привязывался к этому миру, потому что ты долго не останешься в нем".
Другая легенда повествует о том, будто блаж. Ксения Петербургская предрекла императору столько лет жизни, сколько букв в библейском изречении над главным фасадом его нового замка. Каменная лента гласила: "Дому твоему подобает святыня Господня во долготу дней". В орфографии того времени насчитывалось 47 символов. Императору было 46. Впрочем, большинство исследователей склоняются к мысли, что легенда появилась уже после смерти царя. Однако Павлу все равно казалось, что в обществе что-то зреет, он ловил слухи и толки, тревожился, злился, - заговоров против Павла I было несколько, первый созрел уже через пару лет после коронации императора - речь о так называемом "Канальском цехе". Чтобы избавиться от наваждения и прогнать страхи, император часто устраивал в своем новом доме маскарады, концерты, приемы, хотя это и мало сочеталось с желанием отгородиться от мира рвами, мостами, мощными стенами.
В Большом зале, декорированном яркими узорами, сегодня трудно опознать спальню Марии Федоровны — мебель не сохранилась.
Но ни рвы, ни мосты, ни стены императора защитить не могли, и Павел это понимал. Больше других император подозревал родных: супругу и старших сыновей, Александра и Константина, он приказал держать под дом. арестом. Боялся Павел и придворных: он запирал спальню, подаваемые ему блюда предварительно дегустировались, император путал следы, пользуясь потайными лестницами замка.
В организации заговора с целью свержения государя участвовали основатель Одессы адмирал Осип де Рибас, вице-канцлер Н.Панин, бывший командир Изюмского легкоконного полка, подданный британской короны Леонтий Беннигсен, последний фаворит Екатерины II, князь П.Зубов, его брат, зять генералиссимуса Суворова граф Н.Зубов, плац-майор Михайловского замка А.Аргамаков, а также ряд высокопоставленных офицеров. Заговорщиков поддерживал английский посол Чарльз Уитворт. Всего в переворот было вовлечено от 150 до 300 чел. Император был обречен. Жизнь его оборвалась в собственной спальне в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. В своем удивительном замке он успел прожить лишь 40 дней.
Трон Павла I в Михайловском дворце является копией трона, установленного в Гатчинском дворце
Поначалу императрица Мария Федоровна отказывалась признать своего сына Александра новым правителем. Она почти с боем прорвалась в спальню супруга, пыталась обратиться с речью к войскам, но заговорщики, обращавшиеся с ней довольно грубо, не позволили ей сделать это. В итоге семья императора покинула замок, супруга и дети Павла I вернулись в Зимний дворец. Забрали они и все худ. ценности, приспособив опустевший дом под разные ведомственные учреждения и жилые квартиры.
В начале 1820-х годов дворец был передан в ведение Главного инженерного училища. Через 3 года он стал именоваться Инженерным замком, а еще через 30 с лишним лет Николаевской инженерной академией и училищем. Заведение это прославил ряд именитых студентов: писатели Ф.Достоевский и Дм. Григорович, ученые И.Сеченов и П.Яблочков, композитор Цезарь Кюи, герой Севастополя Э.Тотлебен.
Достоевский, правда, Инженерное училище не любил. Выбор в пользу этого заведения сделал за него отец. Федор Михайлович же считал этот выбор ошибкой. Учеба казалась ему скучной, требование военной дисциплины вызывало отвращение, а необходимость зубрить неинтересные предметы отвлекала от литературы, которой он уже вовсю увлекался. Единственной отдушиной для него стали организованный им же самим лит. кружок и выпуск литографированной газеты. А еще Достоевский заразил литературой Дм. Григоровича — два будущих литератора подружились, вместе было легче выдерживать жизнь в училище. О том, что она была нелегкой, писал Григорович. Он вспоминал, как издевались над новичками старшие кадеты: обливали спящих холодной водой, заставляли слизывать разлитые чернила, хлестали кручеными жгутами. О том, что не все прекрасно в считавшемся одним из лучших тех. учебном заведении страны, сообщал в письмах к родным и сам Достоевский.
Инженерное училище связано с именем еще одного литератора, хотя этот писатель никогда здесь не учился, но был до странности к заведению неравнодушен. Речь о Н.Лескове. Училище фигурирует в нескольких его произведениях. В повести "Инженеры-бессеребреники" Николай Семенович повествует о том, как воспитанники училища основали в стенах Михайловского замка "кружок святости и чести". В рассказе "Привидение в инженерном замке" он старается передать атмосферу таинственности бывшего дворца Павла Петровича, и в этом смысле этот текст, конечно, заслуживает особого разговора.
Многие полотна, изображающие батальные сцены, парады и официальные торжества, были написаны после смерти Павла I, но, кажется, они вполне в духе его эпохи
Никакой мистики в рассказе нет. В начале писатель лишь напоминает, что замок после всего в нем случившегося был окружен дурной славой и множеством легенд о призраках. Затем рассказывает о кадетах, устраивавших в училище мистические розыгрыши и кощунственные похоронные обряды. Но вот умирает начальник училища - заносчивый и вредный старик, не пользовавшийся популярностью у кадет. Особенно у одного, самого озорного. И так совпадает, что именно этот кадет вместе с тремя другими отправляется в караул - охранять гроб с телом на время панихиды. Мятежный юноша и тут дерзнул посмеяться над бывшим начальником - схватил усопшего за нос. Тут-то и является "привидение", "серый призрак" - воплощение растревоженной совести. Все страшно перепугались и впредь поклялись не шалить, но "привидением" оказалась вдова покойника.
Чувствуется, что есть в этом рассказе двойное дно. Кажется, "серый призрак", немой укор из потустороннего - это вовсе не вдова вымышленного героя, а настоящий хозяин замка, он тоже взывает к совести преступников - только не озорных юнцов, а совсем других. Такая интерпретация куда больше согласуется с атмосферой замка. И все же рассказ Лескова с его подчеркнуто реалистической развязкой, казалось бы, должен был демистифицировать историю замка. Но этого не случилось. Легенды о призраке Павла, то просто не желающем покинуть свой дом, то запертого в собственной крепости и вынужденного охранять несуществующий сундук с сокровищами мальтийских рыцарей, только множились.
Мальтийская символика — неотъемлемая часть в концепции оформления интерьеров замка
Офиц. история замка не сравнится с яркостью и изощренностью преданий. Наряду с Николаевской инженерной академией во дворце вплоть до революции размещалось Главное инженерное управление Военного министерства. Да и после 1917 г. особо перепрофилировать тут ничего не стали - знамена только поменяли. В 1920–1930-е годы в замке функционировали Военно-инженерная школа и Военно-инженерный исторический музей РККА. Затем, до 1941 г., работало Ленинградское военно-инженерное училище, эвакуированное во время войны в Кострому. С 1941 г. в замке размещались госпитали. Учреждение подвергалось бомбардировкам и артобстрелам, в результате чего сильно пострадало, была разрушена часть северо-восточного корпуса замка.
По окончании послевоенных восстановительных работ в замке вновь размещались военные училища и отдельные факультеты разных военных вузов, научно-технические библиотеки, военные музеи, НИИ и проектные институты. Частая смена разных ведомств не шла на пользу дворцу: парадные залы перегораживались и захламлялись, плафоны и росписи грубо закрашивались. Здание ветшало и разрушалось. Наконец в 1994 г. дворец был полностью передан Русскому музею. Началась масштабная реконструкция с восстановления павловских фортификационных укреплений и интерьеров. Снаружи были реконструированы фрагменты Трехпролетного моста и окружающего замок Воскресенского канала, внутри воссоздано убранство парадных залов.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 07 Фев 2024, 19:30 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
| В 1820-е годы необычные резные шкафы использовались под нужды архива Инженерного училища
Сегодня открывает анфиладу парадных помещений Воскресенский зал, он же Белый, Большой или Кавалергардский. Изначально это огромное пространство предназначалось для устроения балов и офиц. приемов. Истории торжеств, понятно, не суждено было стать внушительной. Последнее пышное мероприятие Воскресенского зала - прощание с почившим императором Павлом I. Этот отделанный искусственным желтым мрамором зал самый павловский по духу. Главное здесь - картины, написанные на сюжеты масштабных исторических событий, строгость декора, символика Мальтийского ордена. Первое раскрывало интерес императора к прошлому, второе - подчеркивало справедливость власти императора в настоящем, третье - указывало на рыцарские идеалы, воплощение которых монарх видел в будущем. Концепция всех элементов и их взаимосвязей лично продумывалась хозяином замка. И в этом смысле больше всего о личности императора способны рассказать худ. полотна, сюжеты которых он сам и определял.
В зале было размещено 6 картин: "Крещение вел. князя Владимира", "Победа Дмитрия Донского над татарами" Дж. Аткинсона, "Взятие Казани Иваном Грозным" и "Призвание М.Ф. Романова на царство" Г.Угрюмова, "Полтавская баталия" В.Шебуева и "Соединение российского и турецкого флота и проход его через Босфор" В.Причетникова. Вот события, которые император отобрал как самые знаковые для истории своей страны.
Часы в Большом Тронном зале. Изготовлены на петербургской фабрике И. Дипнера. В основе композиции скульптурная группа И.П. Мартоса "Минин и Пожарский"
К Воскресенскому примыкает Большой Тронный зал Павла I. За недолгие 40 дней жизни во дворце император не успел здесь провести ни одной офиц. церемонии или аудиенции. 200 лет назад стены здесь были затянуты зеленым бархатом с золотым шитьем, а трон императора был увенчан пунцовым балдахином. Потолок украшали богатая лепнина и плафон из 2-х частей, представляющий "Аллегорию Мира" и "Аллегорию Победы". Во фризе, под потолком по периметру зала, помещались вставки с изображениями гербов российских городов и губерний. В нишах над дверями были установлены беломраморные античные бюсты римских императоров и их жен. А вдоль одной из стен располагались книжные шкафы с необычным декором - изображением Медузы Горгоны на створках. Античные бюсты, бархатное с золотом убранство, пышные люстры были вывезены из замка почти сразу, неотчуждаемая отделка пострадала во время войны. Зал долго восстанавливали по эскизам, и до сих пор еще идет работа над отдельными деталями.
Отдельного внимания заслуживают покои камер-фрейлины А.Протасовой. Она была еще фрейлиной Екатерины II и приходилась родственницей братьям Орловым. Но родственницей бедной и несчастной. Императрица пожалела ее и приблизила к себе. Пожалел ее и Павел, сохранив ее положение и право проживать при царской семье. В новом замке 50-летней фрейлине выделили часть бельэтажа восточного фасада. Интерьеры не отличались особой пышностью, гостиная, спальня, диванная и столовая были оформлены строго и лаконично. Но любопытна дальнейшая судьба апартаментов.
Потолок Тронного зала украшают плафоны Валериани "Аллегория Мира" и "Аллегория Победы"
После выезда из замка императорской семьи покои Протасовой вместе с частью других помещений были переданы генералу П.Сухтелену. В комнатах фрейлины чиновник разместил свою обширную коллекцию западноевропейской живописи. Концепцию картинной галереи решили восстановить при последней реставрации интерьеров. И сейчас тут проходит выставка "Портретная галерея дома Романовых", создание которой инициировал еще Николай I.
Раньше коллекция размещалась в Эрмитаже и не пользовалась особой популярностью у посетителей на фоне многообразия мировых шедевров. А вот в замке Павла I портреты по-настоящему раскрываются. На полотнах видишь не просто скучные офиц. изображения царственных особ, перед тобой предстают прежде всего люди - со своими характерами и особенностями.
А вот в Галерее арабесок нашли приют мраморные скульптуры Летнего сада. Под открытым небом сейчас экспонируются копии, в замке же - подлинники петровского времени. Прежде галерея взывала не к уму человека, а к его чувствам - она была самым светлым, самым нарядным и блистательным помещением дворца. Потолки и стены зала во времена Павла I были украшены позолотой и барельефами, а также расписаны художниками-итальянцами Антонио Виги и Пьетро Скотти. В нишах галереи размещались скульптуры, созданные по образцам античных оригиналов.
Облицованная мрамором и украшенная бронзовым орлом печь Тронного зала поражает своей монументальностью.
Зал антиков императрицы Марии Федоровны тоже к настоящему времени изменил свое содержание. Если в начале XIX в. помещение играло роль императорского музея античной скульптуры, где главным достоянием была статуя Вакха, то сегодня здесь размещается экспозиция "Античные сюжеты в русском искусстве", на которой представлены картины Ф.Матвеева, К.Брюллова, М.Пучинова. Не менее интересна и выставка "Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников" в галерее Рафаэля. Вообще, многие помещения дворца отводятся под отдельные тематические экспозиции. И это очень органично духу замка. Павел I тоже видел свое творение сложным произведением искусства, сочетающим разные концепции. Таким, в котором даже самые незначительные детали могли бы рассказать искушенному гостю целую историю. Кажется, не все концепции дружат друг с другом, точно так же, как нелегко сочетались друг с другом и свойства сложной натуры императора. Но наблюдать эту сложность, разгадывать затейливые ребусы, пытаясь постичь через это что-то совсем не шуточное, невероятно интересно. Марина Ярдаева 05.01. 2024. журнал "Русский мир" https://rusmir.media/2024/01/05/mikhaylovskiyzamok
|
|
| |