[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ДОМ-МУЗЕЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
АнастасияДата: Понедельник, 29 Ноя 2010, 01:06 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
ДОМ-МУЗЕЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Продолжаю свои рассказы об интересных местах Москвы. Вчера я имела счастье быть в Доме-музее М.Ю. Лермонтова. Скажу сразу, что после Нового года, в неопределенное время музей закрывается на несколько лет на ремонт. Спешите успеть посетить до закрытия.

«Москва – моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился, там же много страдал и там же был слишком счастлив»
М.Ю. Лермонтов.

Дом-музей М.Ю. Лермонтова, расположенный по адресу: Малый Молчановский пер., дом 2, был открыт в 1981 г. Свернув со Старого Арбата в тихую улочку, пройдя к калитке деревянного одноэтажного особняка в стиле ампир с мезонином, проходя в удивительный сад, переносишься в XIX в., а зайдя в дом, попадаешь в мир юности великого поэта. Это единственный сохранившихся дом в Москве, в котором он жил .


Этот дом был арендован бабушкой Лермонтова – Е.А. Арсеньевой у купчихи Ф.И.Черновой в августе 1829 г. Елизавета Алексеевна с внуком прожили в доме до отъезда в Петербург летом 1832 г. Позже дом менял своих жильцов, неоднократно перестраивался. Сейчас ему возвращен первоначальный вид. Поэт родился в Москве в в доме генерал-майора Ф.Н.Голя напротив Красных Ворот. Все, что осталось от этого дома – мраморная мемориальная доска XIX в., висевшая на нём.


Детство Лермонтова прошло в имении. В Москву он вернулся лишь 14-летним юношей. Вначале он поступает в Московский университетский пансион, а затем становится студентом Университета. Чтение, музыка, рисование и учета делали жизнь Лермонтова духовно напряженной и творческой. К 18-ти годам им было создано 17 поэм, 4 драмы и написано более 250 лирических стихотворений. На 1-м этаже особняка расположены большая и малая гостиные, комната Е.А. Арсеньевой, на 2-м этаже, в мезонине - кабинет Михаила Юрьевича.

КОМНАТА БАБУШКИ ПОЭТА
Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773-1845 гг.) была «не особенно красива, высокого роста, сурова и до некоторой степени неуклюжа». Обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой. Происходила из знатного рода Столыпиных. Ее отец, Алексей Емельянович Столыпин, владел одним из лучших крепостных театров в России. Театр этот был продан в казну, а его крепостные артисты положили начало труппе Малого театра. А. Е. Столыпин несколько лет избирался предводителем дворянства Пензенской губернии. В его семье было 11 детей.

 
Елизавета Алексеевна была первым ребёнком. Один из её родных братьев служил адъютантом А.Суворова, двое вышли в генералы, один стал сенатором и дружил со Сперанским, двое избирались предводителями губернского дворянства в Саратове и Пензе. Одна из её сестёр была замужем за московским вице-губернатором, другая за генералом.

На стенах комнаты висят акварели в память о её семействе. Над кушеткой — виды села Неёловка Саратовской губернии, имения прадеда Лермонтова. Украшает комнату картина академика живописи Л. Фрике «Парк в Тарханах», напоминающая о детских годах Лермонтова, прошедших в пензенском имении бабушки.

 
Прикрепления: 4099340.jpg (20.5 Kb) · 1542835.jpg (20.1 Kb) · 3437062.jpg (37.1 Kb) · 8851537.jpg (201.4 Kb) · 8647085.jpg (17.2 Kb) · 3062104.jpg (30.9 Kb) · 4172636.jpg (31.2 Kb) · 5668146.jpg (17.8 Kb) · 0337278.jpg (13.7 Kb) · 8353857.jpg (16.5 Kb)
 

АнастасияДата: Понедельник, 29 Ноя 2010, 01:13 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
  
Е.А.Арсеньева гордилась прогрессивными взглядами своих братьев, Аркадия Алексеевича и Дмитрия Алексеевича Столыпина, близких к декабристским кругам. Жена А.А. Столыпига была дочерью Н.С.Мордвинова, которого декабристы выдвигали в члены Временного Правительства. Это ей, Вере Николаевне, К.Ф.Рылеев посвятил стихотворение, напечатанное в «Северное пчеле» за 1825 г. (подшивка на круглом столике) и написанное по случаю смерти ее мужа. В этой комнате многое напоминает о юном поэте. На столе – книги: «Курс математики» Безу с владельческой надписью Лермонтова, альманах «Цефей» - издание московского благородного пансиона за 1829 г., где было напечатано, правда без подписи, сочинение ее внука. 21 августа 1830 г. Лермонтов подал прошение в Правление Императорского Московского университета о продолжении учения. Этот документ лежит на письменном столе.

 
На стене комнаты висит портрет 7-летнего Лермонтова, который бабушка всегда возила с собой. По воспоминаниям художника М.Е. Мелихова: «В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой».
Бабушка Михаила Юрьевича, безумно любившая своего внука, писала о нем в письме к родственнице: «Он один свет очей моих, все моё блаженство в нём».

МАЛАЯ ГОСТИНАЯ
Современники сохранили самые теплые воспоминания о гостеприимном доме Е.А .Арсеньевой. Учитель Лермонтова А.З.Зиновьев писал: «В доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано для пользы и удовольствия ее внука». В малой гостиной, самой уютной и теплой комнате дома, часто собирались родственники, соседи, друзья по пансиону и университету: М.И. Сабуров, Д.Д. Дурнов, Н.С. Шеншин, Н.И. Поливанов, А.Д. Закревский.

   
На секретере – любимые книги. Молодежь с увлечением читала «Песнь о колоколе» Ф.Шиллера, «Братья разбойники» Пушкина. На книге английского поэта В.Додда «Размышления Додда и сетования его в темнице» Лермонтов оставляет дарственную надпись своему другу А.Закревскому: «Любезному другу Андрею. 1830 года». В этом же году в альманахе «Атений» он впервые решился опубликовать свое стихотворение, подписавшись одной латинской буквой «L». Это стихотворение «Весна» обращено к Е.А. Сушковой (приехавшей погостить в Москву из Петербурга), которой в то время был увлечен юный поэт. К ней обращены «Стансы»; на полях автографа он нарисовал ее профиль. На изысканной миниатюре неизвестный художник оставил изображение дальней родственницы и приятельницы Лермонтова А.М. Верещагиной, ей поэт посвятил восточную сказку «Ангел смерти». Она же сохранила значительную часть наследия поэта.

 
На овальном столике лежит «Книга судеб», которую Лермонтов сделал сам для участия в маскараде по случаю встречи Нового, 1832 г. В Благородное собрание он пришел в костюме астролога, приготовив для гостей новогодние послания.
Прикрепления: 2452180.jpg (19.4 Kb) · 3379650.jpg (34.6 Kb) · 2859828.jpg (17.4 Kb) · 8547848.jpg (24.0 Kb) · 3761004.jpg (26.3 Kb) · 2990379.jpg (18.2 Kb) · 4924892.jpg (21.4 Kb) · 8375621.jpg (12.7 Kb) · 1564057.jpg (16.9 Kb) · 9468411.jpg (21.5 Kb)
 

АнастасияДата: Понедельник, 29 Ноя 2010, 01:22 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
Малую гостиную украшают ранние акварели Лермонтова – «Пейзаж со всадниками», испанец с кинжалом и в образе монахини Эмили героини (первой юношеской драмы Лермонтова «Испанцы») портрет Вареньки Лопухиной (с которой Михаил познакомился в Москве), нежное чувство к которой поэт пронес через всю жизнь. Судьбе было угодно разлучить их, но многое, и лучшее написанное им, связано именно с ней. С ее именем связаны стихотворения: «Она не гордой красотою», «Оставь напрасные заботы», «Мы случайно сведены судьбою», «В полдневный жар в долине Дагестана», «Я к вам пишу случайно, право...».

  

БОЛЬШАЯ ГОСТИНАЯ
В большой гостиной собирались гости, здесь танцевали, пели.

   
Музыка часто звучала в доме: Вебер, К.Кавос, А.Верстовский. Ноты этих музыкальных произведений лежат на клавикордах. «Играете ли вы по-прежнему увертюру «Немой из Партичи», поете ли вы дуэт из Семирамиды», - спрашивала А.М. Верещагина в письме к Лермонтову, вспоминая их московские муз. вечера. На концерте в Пансионе он блестяще исполнил на скрипке аллегро из концерта Л. Маурера.

  
Прикрепления: 7113460.jpg (20.1 Kb) · 6489031.jpg (17.5 Kb) · 9660281.jpg (14.1 Kb) · 4507258.jpg (17.2 Kb) · 7790223.jpg (14.6 Kb) · 7627243.jpg (18.7 Kb) · 8111646.jpg (16.3 Kb) · 5550338.jpg (19.3 Kb) · 7539822.jpg (21.5 Kb) · 0304095.jpg (20.7 Kb)
 

АнастасияДата: Понедельник, 29 Ноя 2010, 01:25 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
Лермонтов играл на рояле, скрипке, брал уроки игры на гитаре, пробовал и сам сочинять музыку. Музыкой проникнуто все его поэтическое творчество.

   
Большая гостиная обставлена в соответствии со строгим стилем московского ампира, где нет ничего лишнего и нет ничего вычурного. Единственное украшение – в простенках между окнами – барельефы известного художника Ф.П. Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 г.  16-летний Лермонтов пишет стихотворение «Поле Бородина», ставшей основой более позднего и известного «Бородино».

   
На стенах висят семейные портреты, написанные неизвестным крепостным художником. Строгая статная дама – Е.А. Арсеньева. Рядом – портрет Марии Михайловны (1795-1817 гг.) - единственной дочери Елизаветы Алексеевны, которая умерла от чахотки, не дожив до 22-х лет. Лермонтову тогда не исполнилось и 3-х лет. Его детский портрет написан в то время. В одной из юношеских тетрадей Лермонтов вспоминал о рано ушедшей матери: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал ее, она произвела бы прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».


На ломберном столике одна из первых поэтических тетрадей Лермонтова. Годы, проведенные в этом доме, были особенно важны в становлении его поэтического таланта. «Когда я начал марать стихи в 1828 г., я как бы по инстинкту переписывал и перебирал их, они еще теперь у меня». Шахматный столик напоминает еще об одном увлечении Лермонтова. Его троюродный брат А.П. Шан-Грей впоследствии вспоминал: «В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием…»  Киот в стиле усадебного ампира и лампада рубинового стекла переданы в дар музею А.Л. Кусакиным в 2009 г.
Прикрепления: 3578752.jpg (22.8 Kb) · 1232356.jpg (19.8 Kb) · 6968651.jpg (17.7 Kb) · 1804197.jpg (16.4 Kb) · 2990334.jpg (12.0 Kb) · 5375599.jpg (18.6 Kb) · 4672559.jpg (21.0 Kb) · 4994900.jpg (20.4 Kb) · 4737400.jpg (15.8 Kb) · 6930123.jpg (22.4 Kb)
 

АнастасияДата: Понедельник, 29 Ноя 2010, 01:29 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
   

ВЫСТАВОЧНАЯ КОМНАТА
В костюме курда - А.А. Столыпин, получивший в дружеском кругу прозвище «Монго», родственник и друг поэта. Они подружились в детстве, позднее вместе учились в школе подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, вместе служили на Кавказе. Столыпин бывал в этом доме. Ему Лермонтов посвятил шуточную поэму «Монго».

  
Из рисунков поэта здесь также представлены: пейзаж с мельницей и скучающей тройкой, лист набросков скачущих лошадей из альбома П.А. Урусова, эпизод сражения при Валерике. 11 июля 1840 г. поручик Тынгинского пехотного полка М.Лермонтов участвовал в кровопролитном сражении у речки "Валерик" (в переводе с горского «речка смерти»), где проявил поразительное хладнокровие и отменное мужество. После битвы появились первые строки стихотворения «Валерик» и первые карандашные наброски.

  
Прикрепления: 8309928.jpg (22.5 Kb) · 4121428.jpg (16.6 Kb) · 2845500.jpg (24.9 Kb) · 3285289.jpg (16.4 Kb) · 9522117.jpg (16.8 Kb) · 9049569.jpg (13.2 Kb) · 3809533.jpg (14.6 Kb) · 2318935.jpg (12.8 Kb) · 8814074.jpg (9.7 Kb) · 8637615.jpg (15.1 Kb)
 

АнастасияДата: Понедельник, 29 Ноя 2010, 01:34 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
Самая драгоценная реликвия музея — автопортрет поэта. Лермонтов изобразил себя на фоне кавказских гор в форме Нижегородского Драгунского полка, где ему пришлось отбывать ссылку за стихотворение «Смерть поэта», написанное на гибель А.С. Пушкина. Лермонтов изобразил себя в бурке, накинутой на куртку с красным воротником, кавказскими газырями на груди, на кабардинском ремне с серебряным набором - черкесская шашка. Глаза его взволновано-печальны.

 

КОМНАТА М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
«Любил сначала жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весть в себя, боялся грусть не утая, будить людское сожаление…»
М.Ю.Лермонтов

  
На бюро – свечи, гусиное перо, рядом – самодельные тетради юного поэта. В своих произведениях он уносился мечтою далеко от родных мест: на Кавказ, в Испанию, на север в Шотландию. Заветные думы часто не находят ответа в окружающей жизни. И тогда этот мир он создает сам: «В уме своем я создал мир иной / и образов иных существование».

   
Среди простой студенческой обстановки привлекают внимание книжные шкафы. Здесь собрана та «собственная библиотека, снабженная всем современным», которой гордился поэт. Это статьи и книги его преподавателей: А.Ф. Мерзлякова, С.Е. Раича, Н.И. Надеждина, книги по истории, философии, журналы. Свободно владения французским, немецким и английским языками, Лермонтов читал в оригинале Байрона и Шиллера, В.Скотта и Шенье, Шатобриана и Гёте. В книжных лавках он подбирал лучшие издания той поры: Фонвизина и Державина, Карамзина и Жуковского, Пушкина и поэтом его окружения. На стенах дорогие ему портреты: Пушкина, работы знаменитого гравёра Уткина с оригинала О.Кипренского, и кумира юности поэта – Лорда Байрона.
Прикрепления: 5203966.jpg (13.8 Kb) · 5570346.jpg (13.2 Kb) · 6379491.jpg (24.0 Kb) · 4946739.jpg (22.5 Kb) · 9356087.jpg (21.8 Kb) · 8015019.jpg (17.0 Kb) · 6838914.jpg (21.1 Kb) · 2819839.jpg (15.5 Kb) · 1801854.jpg (11.4 Kb) · 4176920.jpg (9.3 Kb)
 

АнастасияДата: Понедельник, 29 Ноя 2010, 01:38 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
Гравюра с видом Кавказа – символ свободомыслия Лермонтова-романтика. Лик «Мадонны с младенцем» Рафаэля напоминал юноше о рано умершей матери.

  
Акварельный портрет кисти Лермонтова на мольберте – помять об отце, Юрии Петровиче (1787-1831 гг.). Семейная драма – распря между его отцом и бабушкой – омрачала его детство и юность. После смерти его отца (поэт стал круглой сиротой) 17-летний Лермонтов писал:
«Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть»


Юношеские годы, прошедшие в Москве, всегда будут в памяти Лермонтова.
«… покуда я живу,
клянусь, друзья, не разлюбить Москву.»


 
Отзвуками семейной трагедии проникнуты драмы «Странный человек», «Люди и страсти», написанные Лермонтовым в 1830 – 1831 гг.
Прикрепления: 5595756.jpg (17.3 Kb) · 7008957.jpg (15.0 Kb) · 3737643.jpg (22.8 Kb) · 5268861.jpg (11.1 Kb) · 6576824.jpg (12.0 Kb) · 1673389.jpg (12.0 Kb) · 4409312.jpg (18.2 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: