ДОМ-МУЗЕЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
|
|
Анастасия | Дата: Понедельник, 29 Ноя 2010, 01:06 | Сообщение # 1 |
![Анастасия](/avatar/00/00/00174514.jpg) Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
| ДОМ-МУЗЕЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА Продолжаю свои рассказы об интересных местах Москвы. Вчера я имела счастье быть в Доме-музее М.Ю. Лермонтова. Скажу сразу, что после Нового года, в неопределенное время музей закрывается на несколько лет на ремонт. Спешите успеть посетить до закрытия.
«Москва – моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился, там же много страдал и там же был слишком счастлив» М.Ю. Лермонтов.
Дом-музей М.Ю. Лермонтова, расположенный по адресу: Малый Молчановский пер., дом 2, был открыт в 1981 г. Свернув со Старого Арбата в тихую улочку, пройдя к калитке деревянного одноэтажного особняка в стиле ампир с мезонином, проходя в удивительный сад, переносишься в XIX в., а зайдя в дом, попадаешь в мир юности великого поэта. Это единственный сохранившихся дом в Москве, в котором он жил .
![](/_fr/1/3437062.jpg) Этот дом был арендован бабушкой Лермонтова – Е.А. Арсеньевой у купчихи Ф.И.Черновой в августе 1829 г. Елизавета Алексеевна с внуком прожили в доме до отъезда в Петербург летом 1832 г. Позже дом менял своих жильцов, неоднократно перестраивался. Сейчас ему возвращен первоначальный вид. Поэт родился в Москве в в доме генерал-майора Ф.Н.Голя напротив Красных Ворот. Все, что осталось от этого дома – мраморная мемориальная доска XIX в., висевшая на нём.
![](/_fr/1/8851537.jpg) Детство Лермонтова прошло в имении. В Москву он вернулся лишь 14-летним юношей. Вначале он поступает в Московский университетский пансион, а затем становится студентом Университета. Чтение, музыка, рисование и учета делали жизнь Лермонтова духовно напряженной и творческой. К 18-ти годам им было создано 17 поэм, 4 драмы и написано более 250 лирических стихотворений. На 1-м этаже особняка расположены большая и малая гостиные, комната Е.А. Арсеньевой, на 2-м этаже, в мезонине - кабинет Михаила Юрьевича.
КОМНАТА БАБУШКИ ПОЭТА Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773-1845 гг.) была «не особенно красива, высокого роста, сурова и до некоторой степени неуклюжа». Обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой. Происходила из знатного рода Столыпиных. Ее отец, Алексей Емельянович Столыпин, владел одним из лучших крепостных театров в России. Театр этот был продан в казну, а его крепостные артисты положили начало труппе Малого театра. А. Е. Столыпин несколько лет избирался предводителем дворянства Пензенской губернии. В его семье было 11 детей.
![](/_fr/1/3062104.jpg) Елизавета Алексеевна была первым ребёнком. Один из её родных братьев служил адъютантом А.Суворова, двое вышли в генералы, один стал сенатором и дружил со Сперанским, двое избирались предводителями губернского дворянства в Саратове и Пензе. Одна из её сестёр была замужем за московским вице-губернатором, другая за генералом.
На стенах комнаты висят акварели в память о её семействе. Над кушеткой — виды села Неёловка Саратовской губернии, имения прадеда Лермонтова. Украшает комнату картина академика живописи Л. Фрике «Парк в Тарханах», напоминающая о детских годах Лермонтова, прошедших в пензенском имении бабушки.
|
|
| |
Анастасия | Дата: Понедельник, 29 Ноя 2010, 01:13 | Сообщение # 2 |
![Анастасия](/avatar/00/00/00174514.jpg) Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
| ![](/_fr/1/2859828.jpg) Е.А.Арсеньева гордилась прогрессивными взглядами своих братьев, Аркадия Алексеевича и Дмитрия Алексеевича Столыпина, близких к декабристским кругам. Жена А.А. Столыпига была дочерью Н.С.Мордвинова, которого декабристы выдвигали в члены Временного Правительства. Это ей, Вере Николаевне, К.Ф.Рылеев посвятил стихотворение, напечатанное в «Северное пчеле» за 1825 г. (подшивка на круглом столике) и написанное по случаю смерти ее мужа. В этой комнате многое напоминает о юном поэте. На столе – книги: «Курс математики» Безу с владельческой надписью Лермонтова, альманах «Цефей» - издание московского благородного пансиона за 1829 г., где было напечатано, правда без подписи, сочинение ее внука. 21 августа 1830 г. Лермонтов подал прошение в Правление Императорского Московского университета о продолжении учения. Этот документ лежит на письменном столе.
![](/_fr/1/3761004.jpg) На стене комнаты висит портрет 7-летнего Лермонтова, который бабушка всегда возила с собой. По воспоминаниям художника М.Е. Мелихова: «В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой». Бабушка Михаила Юрьевича, безумно любившая своего внука, писала о нем в письме к родственнице: «Он один свет очей моих, все моё блаженство в нём».
МАЛАЯ ГОСТИНАЯ Современники сохранили самые теплые воспоминания о гостеприимном доме Е.А .Арсеньевой. Учитель Лермонтова А.З.Зиновьев писал: «В доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано для пользы и удовольствия ее внука». В малой гостиной, самой уютной и теплой комнате дома, часто собирались родственники, соседи, друзья по пансиону и университету: М.И. Сабуров, Д.Д. Дурнов, Н.С. Шеншин, Н.И. Поливанов, А.Д. Закревский.
![](/_fr/1/8375621.jpg) На секретере – любимые книги. Молодежь с увлечением читала «Песнь о колоколе» Ф.Шиллера, «Братья разбойники» Пушкина. На книге английского поэта В.Додда «Размышления Додда и сетования его в темнице» Лермонтов оставляет дарственную надпись своему другу А.Закревскому: «Любезному другу Андрею. 1830 года». В этом же году в альманахе «Атений» он впервые решился опубликовать свое стихотворение, подписавшись одной латинской буквой «L». Это стихотворение «Весна» обращено к Е.А. Сушковой (приехавшей погостить в Москву из Петербурга), которой в то время был увлечен юный поэт. К ней обращены «Стансы»; на полях автографа он нарисовал ее профиль. На изысканной миниатюре неизвестный художник оставил изображение дальней родственницы и приятельницы Лермонтова А.М. Верещагиной, ей поэт посвятил восточную сказку «Ангел смерти». Она же сохранила значительную часть наследия поэта.
![](/_fr/1/9468411.jpg) На овальном столике лежит «Книга судеб», которую Лермонтов сделал сам для участия в маскараде по случаю встречи Нового, 1832 г. В Благородное собрание он пришел в костюме астролога, приготовив для гостей новогодние послания.
|
|
| |
Анастасия | Дата: Понедельник, 29 Ноя 2010, 01:22 | Сообщение # 3 |
![Анастасия](/avatar/00/00/00174514.jpg) Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
| Малую гостиную украшают ранние акварели Лермонтова – «Пейзаж со всадниками», испанец с кинжалом и в образе монахини Эмили героини (первой юношеской драмы Лермонтова «Испанцы») портрет Вареньки Лопухиной (с которой Михаил познакомился в Москве), нежное чувство к которой поэт пронес через всю жизнь. Судьбе было угодно разлучить их, но многое, и лучшее написанное им, связано именно с ней. С ее именем связаны стихотворения: «Она не гордой красотою», «Оставь напрасные заботы», «Мы случайно сведены судьбою», «В полдневный жар в долине Дагестана», «Я к вам пишу случайно, право...».
![](/_fr/1/9660281.jpg)
БОЛЬШАЯ ГОСТИНАЯ В большой гостиной собирались гости, здесь танцевали, пели.
![](/_fr/1/8111646.jpg) Музыка часто звучала в доме: Вебер, К.Кавос, А.Верстовский. Ноты этих музыкальных произведений лежат на клавикордах. «Играете ли вы по-прежнему увертюру «Немой из Партичи», поете ли вы дуэт из Семирамиды», - спрашивала А.М. Верещагина в письме к Лермонтову, вспоминая их московские муз. вечера. На концерте в Пансионе он блестяще исполнил на скрипке аллегро из концерта Л. Маурера.
|
|
| |
Анастасия | Дата: Понедельник, 29 Ноя 2010, 01:25 | Сообщение # 4 |
![Анастасия](/avatar/00/00/00174514.jpg) Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
| Лермонтов играл на рояле, скрипке, брал уроки игры на гитаре, пробовал и сам сочинять музыку. Музыкой проникнуто все его поэтическое творчество.
![](/_fr/1/6968651.jpg) Большая гостиная обставлена в соответствии со строгим стилем московского ампира, где нет ничего лишнего и нет ничего вычурного. Единственное украшение – в простенках между окнами – барельефы известного художника Ф.П. Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 г. 16-летний Лермонтов пишет стихотворение «Поле Бородина», ставшей основой более позднего и известного «Бородино».
![](/_fr/1/4994900.jpg) На стенах висят семейные портреты, написанные неизвестным крепостным художником. Строгая статная дама – Е.А. Арсеньева. Рядом – портрет Марии Михайловны (1795-1817 гг.) - единственной дочери Елизаветы Алексеевны, которая умерла от чахотки, не дожив до 22-х лет. Лермонтову тогда не исполнилось и 3-х лет. Его детский портрет написан в то время. В одной из юношеских тетрадей Лермонтов вспоминал о рано ушедшей матери: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал ее, она произвела бы прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».
![](/_fr/1/6930123.jpg) На ломберном столике одна из первых поэтических тетрадей Лермонтова. Годы, проведенные в этом доме, были особенно важны в становлении его поэтического таланта. «Когда я начал марать стихи в 1828 г., я как бы по инстинкту переписывал и перебирал их, они еще теперь у меня». Шахматный столик напоминает еще об одном увлечении Лермонтова. Его троюродный брат А.П. Шан-Грей впоследствии вспоминал: «В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием…» Киот в стиле усадебного ампира и лампада рубинового стекла переданы в дар музею А.Л. Кусакиным в 2009 г.
|
|
| |
|
Анастасия | Дата: Понедельник, 29 Ноя 2010, 01:34 | Сообщение # 6 |
![Анастасия](/avatar/00/00/00174514.jpg) Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
| Самая драгоценная реликвия музея — автопортрет поэта. Лермонтов изобразил себя на фоне кавказских гор в форме Нижегородского Драгунского полка, где ему пришлось отбывать ссылку за стихотворение «Смерть поэта», написанное на гибель А.С. Пушкина. Лермонтов изобразил себя в бурке, накинутой на куртку с красным воротником, кавказскими газырями на груди, на кабардинском ремне с серебряным набором - черкесская шашка. Глаза его взволновано-печальны.
![](/_fr/1/5570346.jpg)
КОМНАТА М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «Любил сначала жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весть в себя, боялся грусть не утая, будить людское сожаление…» М.Ю.Лермонтов
![](/_fr/1/2819839.jpg) На бюро – свечи, гусиное перо, рядом – самодельные тетради юного поэта. В своих произведениях он уносился мечтою далеко от родных мест: на Кавказ, в Испанию, на север в Шотландию. Заветные думы часто не находят ответа в окружающей жизни. И тогда этот мир он создает сам: «В уме своем я создал мир иной / и образов иных существование».
![](/_fr/1/4176920.jpg) Среди простой студенческой обстановки привлекают внимание книжные шкафы. Здесь собрана та «собственная библиотека, снабженная всем современным», которой гордился поэт. Это статьи и книги его преподавателей: А.Ф. Мерзлякова, С.Е. Раича, Н.И. Надеждина, книги по истории, философии, журналы. Свободно владения французским, немецким и английским языками, Лермонтов читал в оригинале Байрона и Шиллера, В.Скотта и Шенье, Шатобриана и Гёте. В книжных лавках он подбирал лучшие издания той поры: Фонвизина и Державина, Карамзина и Жуковского, Пушкина и поэтом его окружения. На стенах дорогие ему портреты: Пушкина, работы знаменитого гравёра Уткина с оригинала О.Кипренского, и кумира юности поэта – Лорда Байрона.
|
|
| |
Анастасия | Дата: Понедельник, 29 Ноя 2010, 01:38 | Сообщение # 7 |
![Анастасия](/avatar/00/00/00174514.jpg) Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
| Гравюра с видом Кавказа – символ свободомыслия Лермонтова-романтика. Лик «Мадонны с младенцем» Рафаэля напоминал юноше о рано умершей матери.
![](/_fr/1/4409312.jpg) Акварельный портрет кисти Лермонтова на мольберте – помять об отце, Юрии Петровиче (1787-1831 гг.). Семейная драма – распря между его отцом и бабушкой – омрачала его детство и юность. После смерти его отца (поэт стал круглой сиротой) 17-летний Лермонтов писал: «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть»
Юношеские годы, прошедшие в Москве, всегда будут в памяти Лермонтова. «… покуда я живу, клянусь, друзья, не разлюбить Москву.»
![](/_fr/1/1673389.jpg) Отзвуками семейной трагедии проникнуты драмы «Странный человек», «Люди и страсти», написанные Лермонтовым в 1830 – 1831 гг.
|
|
| |