[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » О других интересных или важных событиях » В ГОСТЯХ У НЯНИ ПУШКИНА
В ГОСТЯХ У НЯНИ ПУШКИНА
Валентина_КочероваДата: Пятница, 22 Апр 2016, 17:33 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6942
Статус: Online
В ГОСТЯХ У НЯНИ ПУШКИНА
Всего какой-нибудь час езды от Санкт-Петербурга – и вы попадаете в дивные места. Здесь, в Гатчине, почти каждое название связано с историей государства Российского. Эти земли упоминаются еще в Новгородской писцовой книге 1499 г. Позже они принадлежали сыну Петра I царевичу Алексею и др. членам императорской фамилии. Впрочем, высочайшими указами земли жаловались и приближенным двора. Среди хозяев здешних мест были промышленники и меценаты Демидовы и Строгановы, дворяне Рылеевы, Набоковы и Рерихи. Сама природа предопределила историю этих земель, ведь сочетание природы и культуры никогда не бывает случайным. Люди всегда понимали, где селиться, как поставить дом, церковь... Может быть, не случайно и то, что именно здесь, в окружении неярких среднерусских пейзажей, великий Пушкин создал свои самые значительные произведения. Родом из этих мест была и столь любимая им няня Арина Родионовна.
3 июля 2016 г. исполнится 42 года со дня открытия Дома-музея няни Пушкина.


Расположенный в Кобрино Гатчинского района, в 4-х км. от бывшей родовой усадьбы Ганнибалов в Суйде, он является единственным в России музеем крепостной русской женщины. Настоящий дом Арины Родионовны не сохранился, экспозиция музея няни Пушкина размещается в жилище, которое принадлежало ее потомкам. Здесь скрупулезно воссоздано убранство русской избы конца XVIII - начала XX в. С виду домик кажется совсем крошечным и малопривлекательным. Но прочтешь скромную надпись на фасаде, и дрогнет сердце...

 
Эта удивительная женщина оставила глубокий след в жизни и творчестве поэта. Неслучайно любимой няне он посвятил несколько стихотворений. В одном из них он писал:

"Да еще ее помянем:
Сказки сказывать мы станем -
Мастерица ведь была
И откуда что брала..."


Именно на основе сказок, рассказанных няней, Пушкин написал свои. К Арине Родионовне, с которой провел всю свою михайловскую ссылку, поэт относился с теплотой, посвящал ей стихи.


Арина Родионовна Яковлева родилась не в Кобрино, а в соседнем селе Воскресенское. В 1781 г., после венчания в Воскресенской церкви Арины Яковлевой и кобринского крестьянина Ф.Матвеева молодые поселились в деревне Кобрино, в 4-х км. от барской усадьбы Ганнибалов в Гатчине. Этой самой, пожалуй, знаменитой в отечественной литературе избушке уже более 200 лет. Но лишь 42 года назад здесь был открыт музей.

Арина Родионовна жила здесь до переезда семьи Пушкиных в Москву в 1798 г., за несколько месяцев до рождения Александра Сергеевича. В пушкинское время здесь проживал с семьей ее старший сын  - Егор Федоров, и она неоднократно приезжала в родные места погостить и навестить родственников. Своим рождением музей обязан не чиновникам и политикам, а самым обычным людям, настоящим подвижникам своего дела. Еще в довоенное время историческую ценность старинного дома установил гатчинский краевед А.Н. Лбовский, который и закрепил за ним название «Домик няни Пушкина». Огромный вклад в дело сохранения будущего здания музея внесла учительница Кобринской средней школы Н.М. Ныркова. Она поселилась здесь в 1951 г., купив дом у родственников Арины Родионовны – Трошковых. Как могла, оберегала сильно обветшавшую постройку, проводила экскурсии для всех желающих. А открылась постоянная экспозиция крестьянского быта в «Домике няни» благодаря стараниям ст. научного сотрудника Всероссийского музея Пушкина Н.И. Грановской.

К моменту открытия музея в 1974 г. изба находилась практически в аварийном состоянии, но ее спасли и возродили к жизни не заслуженные архитекторы и реставраторы, вооруженные знаниями и опытом. Дом буквально по бревнышку восстанавливали рабочие местного колхоза. Впрочем, экспонаты собирали тоже всем миром: почти все они – дары кобринских жителей. Здесь удалось воссоздать убранство крестьянской избы конца XVIII в.


Есть и одна реликвия, которая, по преданию, принадлежала самой пушкинской няне. Это сумка-торба, изготовленная ею из домотканого полотна. Судьба этого поистине народного музея, как в зеркале, отражает многое, что происходило и до сих пор происходит в истории нашей страны. Жителям окрестных деревень он дорог как память о Пушкине, чье творчество до сих пор служит единению россиян. Однако, по мнению чиновников от культуры, этот скромный домик не стоит гос. внимания. А между тем он заслуживает бережного к себе отношения, ведь это единственный подобный музей в России, посвященный Памяти простой крепостной женщины. И пока помнят и любят великого поэта, к неприметной избушке Арины Родионовны тоже «не зарастет народная тропа».

   
В селе Воскресенское сатирик М.Задорнов установил памятник – Арина Родионовна с маленьким Сашей Пушкиным.

Адрес музея: Гатчинский район, деревня Кобрино, дом 27
Время работы: со ср. по вск. 10:00 - 16:00
http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=762778
http://petersburglike.ru/2014-07-09/domik-nyani-pushkina/
http://gtn-pravda.ru/pushkin-s-nami-pushkin-vechen/
Прикрепления: 1551009.jpg (39.2 Kb) · 1056876.jpg (12.2 Kb) · 6071573.jpg (24.1 Kb) · 1136058.jpg (26.8 Kb) · 3976226.png (69.1 Kb) · 6119788.png (159.1 Kb) · 8812610.jpg (24.0 Kb) · 0684940.jpg (32.2 Kb) · 0168525.jpg (35.5 Kb) · 9572384.jpg (28.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 21 Апр 2023, 10:56 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6942
Статус: Online
К 265-летию со дня рождения
ПОДРУГА ДНЕЙ ЕГО СУРОВЫХ
265 лет назад, 21 апреля 1758 г., в одном из сел Санкт-Петербургской губернии родилась Арина Родионовна. Вряд ли ее родители, обыкновенные крепостные, думали, что их дочери предстоит стать не последним человеком в истории русской литературы.



"Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна - вы у меня беспрестанно в сердце и на уме…", - надиктовывала неграмотная Арина Родионовна текст письма. Было это 6 марта 1827 г. в Тригорском. Через полгода, в сентябре, Пушкин увидит свою няню в последний раз.

Со времен первых школьных уроков литературы многие раз и навсегда усваивают, что Арина Родионовна для Пушкина - все. Сразу представляется благообразная бабушка в чепчике. Она поэта и растила с малых лет, и сказки ему рассказывала, и чуть ли не все старушки в творчестве писателя своим появлением ей обязаны. Все почти что так. Стоит отметить, что мы не имеем ни малейшего представления о том, как выглядела Арина Родионовна. Достоверно сохранившихся изображений няни  не сохранилось. В петербургском музее Пушкина хранится портрет неизвестной пожилой женщины в простом платье, однако, по мнению искусствоведов, он лишь "со значительной степенью вероятности выдается" за портрет Арины Родионовны.


Арина Родионовна жила в доме Пушкиных во времена детства поэта, однако была не единственной нянькой в семье. Сохранились сведения о крепостной Ульяне, которая, по мнению исследователей, была первой няней Саши Пушкина. Особенно внимательно он слушал сказки, вопреки расхожему мнению, не в детстве, а во времена ссылки в Михайловское, тогда поэту было уже за 20. В январе 1825 г. Пушкин пишет П.Вяземскому: "Жду к себе на днях брата и Дельвига - покамест я один-одинешенек; живу недорослем, валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки да песни".

Говорить о том, что Арина Родионовна была единственным источником вдохновения поэта, автором знаменитых сказок, нельзя. Современные исследователи видят источники пушкинских сказок в европейский сказаниях, легендах и авторских сказках, с которыми Пушкин, человек начитанный, был знаком. Зато с большей уверенностью можно утверждать, что старая няня стала прототипом многих пушкинских героев. Сам поэт называет ее "оригиналом няни Татьяны", также черты "голубки дряхлой" можно обнаружить у мамки Ксении в "Борисе Годунове", мамки в "Русалке".

"Я слава богу здорова, цалую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родивоновна", - так заканчивается последнее письмо старой няни, адресованное Пушкину. Арина Родионовна прожила долгую для своего времени и сословия жизнь - 70 лет. Она умерла легко, после непродолжительной болезни. Долгое время не было известно, где похоронена "добрая подружка бедной юности" Пушкина. Однако в середине XX в. после долгой и кропотливой работы в архивах было установлено - на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.  Пушкин на похороны няни не успел, но волшебное прикосновение пушкинского пера оставило в веках память о простой крепостной Арине, спасшей поэта от тоски и скуки в тяжелые для него времена. И память эта живет уже 265 лет.
Вячеслав Немиров
21.04. 2023. РГ

https://rg.ru/2023....na.html

НЯНЯ ВСЕЯ РУСИ


Жизнь этой крепостной крестьянки была тесно связана со знаменитой семьей. Кажется, что в жизни этой женщины и не было никого, кроме великого русского поэта. Небольшого роста, такого же, как Пушкин. Бойкая, острая на язык, полная лицом - вот что известно о том, как выглядела Арина (или, по некоторым источникам, Ирина) Родионовна. Современники поэта, описывая ее, отмечали главное: она преданно любила своего Сашу. Сохранился один портрет Арины Родионовны работы неизвестного мастера.


Девочкой, примерно в 10-летнем возрасте, она потеряла отца. С малых лет жила в нужде и труде, умела прясть, ткать, вышивать, плести кружева. Довольно молодой вышла замуж и родила 4-х детей - сыновей Егора и Стефана, дочерей Надежду и Марию. Исследователи пишут, что она могла обратить внимание господ на себя своим острым разговором и бойкостью, но и муж ее, Федор Матвеев, был уважаем односельчанами. Редкие крестины и браки проходили без приглашения и его участия в качестве поручителя. Пушкины, судя по всему, к заботливой няне относились по-особенному. Она нянчила целое поколение этой семьи. Ей предлагали вольную, но она отказалась. Арина Родионовна видела, что Надежда Осиповна собирается стать матерью, и считала должным остаться в этой семье. К тому же приписанные ко двору крестьяне, в отличие от тех, кто трудился на земле, занимали особое положение в господских семьях: это и одежда, и питание, и уважение. Няне выделили отдельный дом в Кобрино, но позже, перебравшись вслед за семьей в Москву, она договорилась, что и ее дети смогут последовать за ней. Уехали 2 дочери и младший сын, старший остался в Кобрино. На протяжении многих лет, вплоть до середины ХХ в., там жили потомки Арины Родионовны.

Эта бойкая старушка знала множество сказок, частушек, поговорок, присказок. Она была неграмотная, читать не умела, но ее отличали народная мудрость, меткие выражения, острые словечки. Пушкин записал со слов Арины Родионовны 7 сюжетов сказок. Три дошли до нас в поэтической обработке: это "Сказка о царе Салтане", "Сказка о попе и его работнике Балде" и "Сказка о мертвой царевне". Во время ссылки в Михайловском Арина Родионовна также была неразлучна со своим уже взрослым воспитанником. Она жила с поэтом в одном доме. Ее комната находилась напротив его покоев, где, по воспоминаниям друзей, всегда царил беспорядок. Сам поэт писал, что по вечерам слушает сказки Арины Родионовны: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма".
Исключительное внимание к Арине Родионовне отражалось и на отношениях Пушкиных, и особенно поэта, к ее семье. Известно, что Пушкин возил ее дочери Марье подарки. Незадолго до женитьбы Александр Сергеевич посетил семью няни в подмосковном Захарово, и дочь Арины Родионовны Марья Федоровна готовила поэту яичницу, пока тот гулял.


Домик Арины Радионовны в Михайловском

Пушкин очень любил свою няню, посвятил ей много стихов "Няне", "Зимний вечер", "Городок", - и как ни парадоксально, ни одного стихотворения не посвятил ни матери, ни отцу. Арина Родионовна умела выслушать и посоветовать. Всю свою любовь, сердечность и доброту отдала Пушкину.
Анна Кочарова
21.04. 2018. РИА новости

https://ria.ru/20180421/1519106630.html

ИТАК, ОНА ЗВАЛАСЬ АРИНОЙ
Адресат стихотворений «Подруга дней моих суровых», «Зимний вечер», «Наперсница волшебной старины», а по образному выражению В.Ходасевича, «воплощение русской музы». Веселая, работящая и приметливая «служилая женщина» Иринья стала олицетворением настолько мощного и яркого феномена, что Достоевский в 1860-е риторически вопрошал: «...Грустно и смешно в самом деле подумать, что не было б Арины Родионовны, так, может быть, и не было б у нас Пушкина. Ведь это вздор?.. А что, если и в самом деле не вздор? Вот теперь много русских детей везут воспитываться во Францию; ну, что, если туда увезли какого-нибудь другого Пушкина и там у него не было бы ни Арины Родионовны, ни русской речи с колыбели?»

Вопросы, которыми задавался Федор Михайлович, витали в воздухе. Что первично: таланты, превратившие красивую, витиеватую, но во многом подражательную русскую словесность в большую литературу, или их наставники из народа, сохранившие колоритное просторечие, меткий юмор, фееричный сказочный сюжет? По большому счету спорить было не о чем. Крепостные няньки-мамки оказывались настолько близкими к своим воспитанникам, что «феномен Арины Родионовны» очень скоро перестал быть чем-то из ряда вон выходящим. И вот уже Л.Толстой в повести «Детство» с теплотой рассказывает о «редком, чудесном создании» Наталье Савишне, Тургенев раскрывает в «Дворянском гнезде» образ Агафьи Власьевны...

«Слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; она - единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно...» - писал Александр Сергеевич брату Льву. О том, что поэт любил свою «дряхлую голубку» особой «своеродственной» любовью, говорили все его биографы. «И в годы возмужалости, и в годы славы мог беседовать с нею целыми часами», - замечал П.Анненков.

В год рождения поэта Арине было чуть за 40. К тому моменту нянюшка занимала особое положение среди дворни: заслуженная «старушка», «столбовая» крестьянка. Ценили настолько, что в подмосковной усадьбе Большие Вяземы, где семья проводила лето, ей отводили постоянное пристанище в одном из благоустроенных флигелей, рядом с детьми. От этого соседства выигрывали  обе стороны...- Пушкин был далеко не первым воспитанником Арины Родионовны.

В 1792 г. М.А. Ганнибал понадобилась кормилица для племянника, сына ее родного брата М.А. Пушкина. Жили они на мызе Руново, принадлежавшей когда-то А.П. Ганнибалу и перешедшей по наследству к Надежде Осиповне. Вскоре «прекрасная креолка» вышла замуж за С.Л. Пушкина, у них родилась дочь Ольга. И снова не обойтись без Арины...


Бревенчатая изба с русской печью, в которой сейчас располагается музей, подарок М.А. Ганнибал - в знак благодарности за верную службу. Собственное жилье для крестьян - роскошь по тем временам необыкновенная. Ютились по 2-3 семьи под одним кровом. Так же было и с Ариной. Обвенчавшись с Ф.Матвеевым, она переехала из Суйды в Кобрино. Молодожены подселились к Онисию Галактионову и Ефросинье Андреевой, имевшим 4-х детей...

Колоритный народный мир в «Домике няни» не то чтобы встречает гостей - прямо с порога затягивает в свое пространство. Березовые веники и засушенные травы свисают с потолка в сенях. На стенах лубочные картинки XVIII в.: Бова-королевич и князь Гвидон, богатырь Еруслан Лазаревич, царь Салтан, Баба-Яга. Наличествуют «разбитое» корыто и скатерть-самобранка, вышитая русскими пословицами. Но самое потрясающее в экспозиции, созданной в 1950-е сотрудниками Пушкинского дома, предметы старинного быта, в назначении которых без экскурсовода не разберешься.


Например, «зыбка» - приделанная на пеньковых веревках к потолку скамейка с круглой дыркой посредине. Вариант младенческого манежа. А вот привычные нам люльки считались шиком. Когда в доме несколько малышей, а места мало, люлек всюду не навешаешь, поэтому новорожденные чаще всего спали в обычных деревянных корытах. Или напоминающий вилку трехзубый светец: в отверстия вставляли лучину, а рядом водружали чан с водой, чтобы отлетевшая искра не стала причиной пожара. Запоминается и первый отечественный миксер, мутовка, - палка с 5-ю кривыми рогатулинами на конце, упоминавшаяся премудрым пескарем: «Жизнь прожить не то, что мутовку облизать». Штуковиной взбивали масло, а чтобы проверить исправность приспособления, не знающие цифр крестьяне читали считалку: «мутовка-плутовка-мутовка». Если заканчивалось на «плутовку», утварь выбрасывали.

Впечатляют и детские игрушки: пеленашки, крупенички, столбушки, перевертыши. Последние предназначались отроковицам в назидание: тряпичная куколка изображала красну девицу с тремя косами, символизировавшими холостой и замужний статус (девушки, как известно, ходили с одной косой, женщины - с двумя). Особая гордость музея - льняная сума из домотканого полотна. По преданию, вещь самой Арины Родионовны... Треть избы занимает печь. На ней спали, в ней готовили и даже парились - баню могли себе позволить люди исключительно зажиточные. Арина Родионовна была великолепной кухаркой: на Рождество готовила гуся с яблоками, на Масленицу пекла традиционные розовые блины (в тесто добавляла сок свеклы, сахар был дорогим удовольствием). По заказу Александра Сергеевича делала яблочный пирог. Варенье у нее всегда на столе стояло. Воспитанник любил крыжовенное, «царское». Впрочем, кухарничать в своей печи нянюшке доводилось нечасто. Да и в собственном доме она прожила всего-то 3 года. Отправилась с Пушкиными в Москву. Жить в провинции было не престижно, да и Надежде Осиповне хотелось бывать в свете.

Ее образ и биографию собирают по крупицам, основываясь на письмах, стихотворных портретах, рассказах, иногда и домыслах. Русская муза родилась в деревне Суйда: 3-й ребенок в семье Лукерьи Кирилловой и Родиона Яковлева. Крещена Ириньей. Ариной сделалась позже - так ее стали называть дамы Пушкины-Ганнибал. Они, как и бригадирша Ларина, имели обыкновение величать Полиною Прасковью и Селиною Акульку. Молодой кормилице это понравилось: «Арина» красивее. Фамилии у крепостной крестьянки, конечно же, не было: Яковлевой (по отцу) или Матвеевой (по мужу) ее сделали пушкинисты XX столетия. А в документах, церковных книгах, исповедальных записях и ревизских списках значилась все больше под номерами: среди дворовых людей господина генерал-аншефа А.П. Ганнибала Иринья, 6-ти лет, № 62.

Ее отец, Родион, умер, когда девочке не исполнилось 10-ти. На руках у матери осталось 7 детей, так что отрочество и юность «наперсницы волшебной старины» прошли в трудах и нужде, однако тяжелая работа не сделала ее унылой. Современники вспоминали, что пушкинская нянька была девкой бойкой: первая певунья на деревне, заводила на всех посиделках. Замуж вышла по тогдашним представлениям поздно, в 23 года. «Отроку» Матвею и вовсе было 25 .Так что, описывая женскую долю Филипьевны седой, няни Татьяны Лариной, («Так, видно, бог велел. Мой Ваня / Моложе был меня, мой свет,/ А было мне тринадцать лет»), Пушкин исходил из стереотипа о крестьянских браках.

Арина в этих вопросах не была склонна к откровенности. Все отшучивалась. «Кто-то спрашивал у старухи: по страсти ли, бабушка, вышла ты замуж. - По страсти, родимый, - отвечала она. - Приказчик и староста обещались меня до полусмерти прибить. В старину свадьбы, как суды, обыкновенно были пристрастны», - обозначено в черновике с примечанием к XVIII строфе 3-ей главы «Евгения Онегина». Гадают и о ее характере, и сказительском таланте. Известный советский фольклорист и этнограф Марк Азадовский, пытавшийся в 30-е годы воссоздать образ Арины Родионовны и установить в какой-то мере объем и характер ее репертуара, пришел к выводу: «Она была не просто няней-рассказчицей, но выдающимся мастером-художником, одной из замечательнейших представительниц русского сказочного искусства».
Примерно то же самое сформулировал и ее воспитанник, только в стихотворной форме:

Мастерица ведь была
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..


Замечателен и другой портрет, шутливый и жизненный, написанный вскоре после выпуска из Царскосельского лицея во время отдыха в Михайловском:

Газеты собирает
Со всех она сторон,
Все сведает, узнает:
Кто умер, кто влюблен,
Кого жена по моде
Рогами убрала,
В котором огороде
Капуста цвет дала,
Фома свою хозяйку
Не за что наказал,
Антошка балалайку,
Играя, разломал, —
Старушка все расскажет;
Меж тем как юбку вяжет.


Н.Языков, навещавший поэта в михайловской ссылке и познакомившийся там с няней, оставил такую зарисовку: «Она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница».
Арине Родионовне мы обязаны сказкой о царе Салтане и, конечно же, историей Попа и работника его Балды. Текст, созданный в Болдино осенью 1830-го, максимально приближен к манере нянюшкиной речи:

«Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить».

Беса старого взяла тут унылость.

«Скажи, за что такая немилость?»
«Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока...»


Первым слушателем стал Н.В. Гоголь. «Сказки русские народные, совершенно русские, одна даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая», - делился он впечатлениями с одним из своих корреспондентов.
«Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о «Умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом». - позже напишет Пушкин Вяземскому.

Арина Родионовна умерла «на службе» - в Петербурге, в квартире Ольги Сергеевны. Та против воли родителей вышла замуж за историка Н.Павлищева. Вызвала к себе из Михайловского уже очень пожилую няню - для моральной поддержки и устройства бытовых дел. В дорогу старушка отправилась в начале марта 1828 г., еще по зимнему пути. Заболела. Пушкин на ее похороны не успел. Но тосковал по ней долгие годы. «В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу», - напишет он 7 лет спустя жене.
Дарья Ефремова
19.04. 2018. газета "Культура"

https://portal-kultura.ru/articles/data/193301-itak-ona-zvalas-arinoy/
Прикрепления: 6673877.png (43.8 Kb) · 2814687.png (70.6 Kb) · 7130905.png (78.7 Kb) · 7907193.png (42.4 Kb) · 7512122.png (118.9 Kb) · 8463367.png (105.1 Kb) · 2534630.png (99.1 Kb)
 

Форум » Размышления » О других интересных или важных событиях » В ГОСТЯХ У НЯНИ ПУШКИНА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: