ДОМ-МУЗЕЙ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО
|
|
Анастасия | Дата: Среда, 04 Май 2011, 21:35 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
| ДОМ-МУЗЕЙ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО Имя К.С. Станиславского, великого реформатора русского театра, выдающегося режиссера и артиста по праву стоит в ряду славных имен великих деятелей мировой культуры. Дом № 6 по Леонтьевскому пер. был передан Станиславскому по решению Советского правительства, высоко оценившего заслуги перед русским и советским искусством. В марте 1921 г. Константин Сергеевич переехал в этот дом со своей семьей: женой, актрисой МХАТ М.П. Лапиной и детьми. Здесь прошли последние 17 лет его жизни, здесь же 7 августа 1938 г. Станиславский скончался.
Старинный особняк, в котором находится музей, представляет собой интересный памятник архитектуры эпохи классицизма. Его цокольный этаж – белокаменные палаты XVII в. 2-й этаж возведен в середине XVIII в. После наполеоновского нашествия дом капитально ремонтировался и получил облик, который в основном сохранился до наших дней. Константин Сергеевич занимал в этом доме 2-й этаж: часть помещения (синяя и красная комнаты, Онегинский зал) были отданы для работы Оперной студии; в остальных разместилась жилая квартира Станиславского. Его цокольный этаж – белокаменные палаты XVII в. Второй этаж возведен в середине XVIII века. После наполеоновского нашествия дом капитально ремонтировался и получил облик, который в основном сохранился до наших дней. http://all-moscow.ru/
СИНЯЯ КОМНАТА В «Синей комнате» начинался рабочий день студии. Здесь же ожидали часа назначенной репетиции, сюда выходили на перерывах, а по вечерам, когда в соседнем «Онегинском зале» проходили спектакли и концерты, «синяя комната» превращалась в театральное фойе. В те дни, когда репетиции назначались в кабинете К.С. Станиславского, собирались также здесь.
Эту комнату описал в своем знаменитом «Театральном романе» М.Булгаков. Здесь ждали своей встречи с К.С .Станиславским театральные художники. «Когда все бывали в сборе, режиссер пьесы нажимал кнопку у запертой двери, - ведущей в коридор к кабинету. Не сразу появлялась седая голова «мажордома» квартиры Константина Сергеевича – Натальи Гавриловны; справившись за дубовой дверью в кабинете Константина Сергеевича, она приглашала войти». - вспоминал В.Г. Сахановский. Начиналась работа…
КРАСНАЯ КОМНАТА В Красной комнате проходили ежедневные занятия и репетиции Оперной и Оперно-драматической студий. В те дни, когда в Онегинском зале шли спектакли и концерты, Красная комната становилась для студийцев и актеров гримоуборной.
Мебель Красной комнаты сохранилась полностью. Настенный навесной шкаф и буфет были изготовлены в 1885 г. по эскизу В.Поленова. Высокий книжные готические шкафы со стеклами, имитирующими витражи, стояли в кабинете Константина Сергеевича в доме у Красных ворот. Интерьер прежнего «рыцарского» кабинета Станиславского, как вспоминает Н.А. Попов, был «не без претензии на оригинальность: висели полубутафорские доспехи, один угол был отгорожен резной под готику деревянной перегородкой; на окнах просвечивали поддельные «под старину» витражи – печатные на прозрачной бумаге изображения каких-то рыцарей. Мебель – кресла разных стилей, не то готика, не то эпоха Возрождения». Стулья и двухместное кресло-трон были изготовлены по заказу Константина Сергеевича для спектаклей Общества искусства и литературы. Позднее эта мебель использовалась студийцами для репетиций и показов. В шкафах хранились ноты и оперные либретто.
КАБИНЕТ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО Эта комната была рабочим кабинетом К.С. Станиславского с 1921 по 1938 г. Здесь создавались будущие сценические шедевры МХАТ, здесь Станиславский работал над рукописями книг; сюда к учителю приходили ученики, имена которых впоследствии вошли в историю советского театра. Рабочий кабинет Станиславского соседствовал с комнатой, где проходили занятия Оперной и Оперно-драм. студий, следовательно, покоя, в общепринятом смысле, у него не было. По воспоминаниям П.И. Румянцева, Станиславский «не только не тяготился этим, но наоборот, как бы нуждался в рабочей атмосфере, напоминающей ему и дома театр».
В кабинет ведет массивная дверь, украшенная декоративными металлическими петлями и розетками. Дверь эта также как и книжные готические шкафы в Красной комнате и резная дубовая панель, была сделана по заказу Станиславского для «рыцарского» кабинета в доме у Красных ворот. Все вещи и ныне занимают те же места, что и при жизни Константина Сергеевича. Среди них – кресло, инкрустированное слоновой костью, которое было куплено Станиславским в Италии для спектакля «Отелло» Шекспира (1896 г.) Общества искусства и литературы. Обращает на себя внимание нетрадиционный характер расстановки мебели, ряд книжных полок разделяет комнату на две части. В часы репетиций и занятий кабинет превращался в своеобразный театр. Актеры выходили из-за книжных полок, как из-за кулис, тяжелые кресла отодвигали в стороны и освобождалось пространство – «сцена». На стене кабинета и сегодня можно увидеть театральный софит, который использовался во время репетиций для подсветки. Как вспоминал В.Г. Сахановский, Константин Сергеевич в часы работы «сидел обычно около маленького переносного столика, на котором лежала рукопись его «системы». На диване, рядом со Станиславским устраивался режиссер пьесы, у окошка – суфлер, у двери – помощник». В настоящий момент в кабинете представлена фотография одной из последних репетиций К.С. Станиславского спектакля «Тартюф» Мольера.
В кабинете можно увидеть также эскизы декораций к спектаклям Художественного театра. Над роялем эскиз к спектаклю «Трактирщица» Гольдони.
|
|
| |
Анастасия | Дата: Среда, 04 Май 2011, 21:36 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
| СПАЛЬНЯ К.С.СТАНИСЛАВСКОГО До 1928 г. для работы и отдыха Константину Сергеевичу служила одна комната-кабинет. В 1928 г. в связи с ухудшением здоровья Станиславского и по советам рекомендовавших ему разумное сочетание часов работы и отдыха, комнату рядом с рабочим кабинетом приспособили под спальню.
Обстановка спальни сохранилась полностью. По воспоминаниям доктора А.А. Шелагурова, Константин Сергеевич «очень равнодушно относился к вещам и говорил, что лишние вещи усложняют жизнь и мешают работе, что необходимо иметь только самое главное для повседневного обихода и для работы». В последние 10 лет жизни болезнь не позволяла Станиславскому выступать на сцене; в эти годы он работал как режиссер и педагог, но большую часть времени уделял работе над книгой – исследованием творчества актера, как называемой «системой Станиславского». Он работал над рукописью в течение всего дня: в кабинете, в студии, в театре, в поезде, на прогулке, но чаще всего в этой спальной комнате. А.А. Шелагуров вспоминал, что, проснувшись, Константин Сергеевич тот час же брался за свои тетрадки, и каждое утро его можно было увидеть пишущим в постели. С этой целью он приспособил небольшой картон, на котором располагал лист бумаги и, придерживая его, писал до 2-х-3-х часов дня.
Ныне в спальне К.С.Станиславского воссоздана рабочая обстановка: на столике возле кровати страницы рукописей, тетради, рабочие папки, картон-подставка. На письменном столе – книги с пометками Станиславского, которые он читал в период работы над «системой». Незадолго до смерти он просматривал здесь гранки будущей книги «Работа актера над собой». В этой комнате 18 января 1938 г. Константин Сергеевич принимал тех, кто пришел поздравить его с днем 75-летия.
В этой комнате 7 августа 1938 года в 15 часов 45 минут он скончался.
СТОЛОВАЯ Восстановить в точности интерьер этой комнаты не представлялось возможным, поскольку ее назначение в этом доме менялось неоднократно.
По воспоминаниям родственников Станиславского известно, что в течение значительного времени комната служила столовой. Создатели экспозиции сочли возможным, используя его мемориальную мебель, воспроизвести здесь интерьер типовой столовой.
|
|
| |
Анастасия | Дата: Среда, 04 Май 2011, 21:38 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
| В этой комнате представлены портреты предков Станиславского. На живописных портретах прадед Станиславского, С.А. Алексеев и прабабка В.М. Алексеева (урожденная Вишнякова).
Верхний ряд – портрет деда К.С.Станиславского, В.С. Алексеева и портрет бабки по материнской линии, французской актрисы Мари Варлей. Нижний ряд – портрет отца Станиславского, С.В. Алексеева и его матери, Е.В. Алексеевой. Родители К.С. были людьми образованными, знали французский и немецкий языки, выписывали лучшие российские и зарубежные журналы, увлекались литературой, историей, географией, театром и музыкой.
КОМНАТА М.П. ЛИЛИНОЙ Эта комната рассказывает о творческом пути замечательной актрисы МХта, жены, друга и соратницы Станиславского, народной артистки РСФСР М.П. Лилиной, которую Константин Сергеевич называл лучшей своей ученицей, любимой артисткой и неизменно преданной помощницей во всех театральных исканиях.
Мария Петровна – одна из основательниц Московского художественного театра, блистательно сыгравшая на его сцене ряд ведущих ролей в пьесах русских и зарубежных классиков. Представлена обстановка ее гримерки, перевезенной из Художественного театра. На стене фотография А.П. Чехова с его автографом: «Милой Соне и милой Маше, милой Марии Петровне Алексеевой от автора игранных ею пьес, очаровательного Чехова», подаренная Марии Петровне в мае 1900 г. в Ялте. Платье принадлежало матери Лилиной. Мария Петровна играла в нем роль Вронской в спектакле «Анна Каренина».
Несколько фотографий представляют Марию Петровну – актрису в ролях из спектаклей Общества искусства и литературы и Художественного театра.
СПАЛЬНЯ М.П. ЛИЛИНОЙ Обстановка этой комнаты сохранилась полностью. Здесь Мария Петровна готовилась к спектаклям и репетициям, вела занятия с молодыми актерами и учениками Оперно-драматической студии. Сюда нередко приходили дети и внуки.
На столе перед зеркалом свадебная фотография. Снимок был сделан 5 июля 1889 г. в подмосковном имении Любимовка, где состоялось венчание К.С. Станиславского и М.П.Лалиной.
|
|
| |
Анастасия | Дата: Среда, 04 Май 2011, 21:39 | Сообщение # 4 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
| АЛЕКСЕЕВСКИЙ КРУЖОК Алексеевский кружок возник не на пустом месте, а имел своей предтечей несколько родительских спектаклей. По воспоминаниям одного из братьев, первый домашний спектакль, в котором играли отец и мать, был устроен около 1870 г.: в пьесе С.Турбина «Картинки с натуры» Алексеев-старший играл роль деньщика Мартына, а Елизавета Васильевна – жену офицера.
Любимым развлечением маленьких Алексеевых были игры-представления, повторения сцен из спектаклей, увиденных в театре. Сам К.С.вспоминал, что его первое театральное выступление состоялось в 1871 г., когда ему исполнилось 8 лет. С самых первых шагов на сцене юный исполнитель станет терзаться от противоречий, и искусство будет казаться ему «то легким, то трудным, то восхитительным, то нестерпимым, то радостным, то мучительным».
Алексеевский кружок просуществовал вплоть до 1888 г., когда в силу ряда объективных причин (семья Алексеевых распалась на новые семьи, каждая из которых пошла своей дорогой) он себя исчерпал. Период «артистического детства и отрочества» заканчивался. Константин Сергеевич, по его собственным словам, «очутился на распутье, метался, не находил себе применения». Наступила пора поисков пути к профессиональному театру. Он задумывался о создании совершенно нового Сообщества, где любители смогут «испытывать и научно развивать свои силы». Им стало «Общество искусства и литературы». Дата его рождения – 1888 г. К.С. был одним из создателей Общества. На его торжественном открытии присутствовала вся московская интеллигенция. Премьерный спектакль объединил пьесы Мольера и Пушкина – «Жорж Данден» и «Скупой рыцарь». Репертуарная политика Общества ориентирована не на водевили и оперетты, а на лучшие образцы русской и зарубежной классики.
Спектакли вызывали у публики и критики восхищение и полемику, удивляли жизненностью постановки и «новаторством. Станиславский писал: «В публике во время спектакля была гробовая тишина. И я ее чувствовал также, как и ее ток, который устанавливался между исполнителями и зрителями. Говоря языком театральным, публика жила вместе с нами». К.С. признан одним из лучших актеров и лучших режиссеров России, далеко опередившим режиссуру профессиональных театров. Он построил идеальный любительский театр, спектакли которого предвосхитили создание общедоступного театра, в котором Москва так нуждалась. Им стал МХТ.
|
|
| |