[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "АБРАМЦЕВО"
АнастасияДата: Понедельник, 04 Июл 2011, 09:47 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "АБРАМЦЕВО"
Музей-заповедник расположен в 60 км. к северо-востоку от Москвы, недалеко от Сергиева Посада, на берегу речки Вори. В середине XVIII в. здесь была устроена усадьба, которая получила известность в следующем столетии благодаря своим владельцам.
Скромный одноэтажный, обшитый тесом дом с мезонином, был построен еще в 1770-е гг. С 1843 по 1859 г. в усадьбе жил русский писатель С.Т. Аксаков, создавший здесь свои лучшие произведения. При Аксакове усадьбу посещали писатели Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев, историк М.П. Погодин, актер М.С. Щепкин, др. знаменитые современники. В 1870 г. дочь Аксакова продаёт имение крупному предпринимателю и меценату С.И. Мамонтову. Взявшись обустраивать старую усадьбу, новые владельцы постарались сохранить «Аксаковский дух». Приводя в порядок обветшавшие постройки и возводя новые, вырубая засохшие деревья и насаждая новые, они бережно восполняли утраченное.

Художественно одарённый Савва Иванович не только страстно любил искусство, но и сам занимался им. Он имел хороший голос и специально обучался пению в Италии, а также увлекался скульптурой. У Мамонтовых было много друзей в мире искусства, причём они особенно покровительствовали даровитой молодёжи и сумели собрать вокруг себя «замечательнейших русских художников и творческих людей. В усадьбе у Мамонтова бывали: Репин, Васнецов, Поленов, Серов, Врубель, Суриков, Коровин, Остроухов, Нестеров и др.

Кухня построена в 1870 г. на месте старой аксаковской кухни. Первоначально служила жилым помещением, пока не был отремонтирован и перестроен усадебный дом. Позднее использовалась по назначению и делилась на собственно кухню и жилую комнату для прислуги. В центре постройки находилась печь. В 1-й половине 1880-х гг. кухня была соединена с усадебным домом крытым переходом, который просуществовал до 1930-х гг.


В наши дни в кухне хранится коллекция произведений русского народного искусства, собранная участниками Мамонтовского художественного кружка и дополненная в XX столетии. Здесь представлены мебель, предметы крестьянского быта, домовая резьба и другие произведения.

Мастерская построена в 1873 г. по проекту архитектора В.А. Гартмана на месте разобранного аксаковского флигеля. Одноэтажное деревянное здание состоит из жилой пристройки с низкой, почти плоской крышей, и скульптурной мастерской, перекрытой двускатной кровлей. С западной стороны расположено крыльцо, ведущее в сени, откуда направо – вход в две небольшие комнаты, и прямо – в мастерскую. В мастерской хорошо продуманное естественное освещение. Потолка в мастерской нет, поэтому дополнительное освещение дают слуховое окно и окна-люкарны в кровле. Крыльцо, кровля, наличники окон и карнизы постройки щедро украшены пропильной резьбой. Мастерская – единственное сохранившееся до нашего времени произведение Гартмана – яркий образец русского или, вернее, псевдорусского стиля, одного из направлений архитектурной эклектики, характерной для 2-й половины XIX столетия.

Гартман украсил здание мастерской резным орнаментом, заимствованным из народных вышивок. С.И. Мамонтов в «Летописи сельца Абрамцева» отзывался о мастерской сдержанно: «Постройка вышла не совсем удачна, потому что Гартман, не сделав никаких чертежей, ни разу не смог приехать на стройку, а все дело поручил своему десятнику Громову, который ездил из Москвы и строил домик по словесным указаниям Гартмана…». В.Васнецов в письме к В.Стасову высказывался более прямолинейно: «Скажу, впрочем, откровенно: архитектура Гартмана и Ропета меня не удовлетворяла».
При Мамонтовых в мастерской работали М.Антокольский, В.Васнецов, И.Репин, С.Мамонтов, увлекавшийся скульптурой, а в жилых комнатах в летнее время останавливались В.Серов и И.Остроухов. В 1920-х гг. здесь жила семья художника П.Кончаловского. В настоящее время в мастерской хранятся изделия абрамцевской керамической мастерской. Здесь представлена обширная коллекция произведений М.Врубеля: камины, привезенные из московского дома Мамонтовых, серии декоративных скульптур на темы персонажей опер Н.Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка», блюда, вазы и др. работы художника.


Вниз между кухней и мастерской ведет дорожка, вокруг которой посажены алые пионы, там расположена скамейка, созданная Врубелем. Строгая форма скамьи отделана изразцами ручной работы. Сейчас на скамейке сидеть нельзя – она защищена со всех сторон прочным стеклом.

УСАДЕБНЫЙ ДОМ
Одноэтажный усадебный дом, построенный при Головиных в конце XVIII в., – один из немногих сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного классицизма. Это самое старое здание усадьбы. Мамонтовы, купившие усадьбу в 1870 г., застали дом в запущенном состоянии. В «Летописи сельца Абрамцева» – своеобразном дневнике абрамцевской жизни – С. И. Мамонтов писал: «Дом потребовал больших переделок и, вернее, многое надо было сделать заново. Фундамента не было. Крыша была совершенно гнилая – пришлось крыть железом. Полы все перекосились и сели, накаты сгнили, все надо было заменить. Печи все были в развалинах, ни одна не годилась. Нижние венцы во всем доме пришлось подвести новые – словом, как копнули дом со всех сторон, работы оказалось масса».
Если многочисленная семья Аксаковых считала дом «поместительным», то Мамонтовым, представителям другого поколения, он показался тесноватым. Новые владельцы не только отремонтировали дом, но и достроили нижний этаж с юга, мезонин с севера, а со стороны паркового фасада пристроили эркер-фонарик.

 
Предметы нынешней экспозиции усадебного дома, посвященной семье Аксаковых и ее окружению, – фотографии, картины, мебель, книги – большей частью были кропотливо собраны С.И. и Е.Г. Мамонтовыми в московских антикварных магазинах и лавках старьевщиков. Здесь же, в усадебном доме, находится экспозиция, посвященная Абрамцевскому худ. кружку – портреты членов семьи Мамонтовых и участников кружка, пейзажи Абрамцева, обстановка, сохранившаяся с тех времен, и мн. др.

ПОЛЕНОВСКАЯ ДАЧА
Поленовский дом построен в 1882 г. местной артелью плотников.

   
Дом предназначался для супружеской четы художника В.Поленова и Н.Якунчиковой, в 1882 г. Обвенчавшихся в только что построенной абрамцевской церкви. Первоначально служил мастерской Поленову и местом проведения домашних спектаклей. С начала ХХ в. Здание сдавалось, в частности, в летние месяцы 1910-х гг. его снимал писатель Л.Леонов. Во время Первой мировой войны, в 1915-1916 гг., здесь размещался лазарет для слепых. В дальнейшем часть помещений использовалась под жилье, а в остальной располагалась столовая дома отдыха. В настоящее время в Поленовском доме проходят тематические выставки.

Баня – вторая, наряду с мастерской, абрамцевская постройка в русском стиле – сооружена в 1877–1878 гг. по проекту архитектора И.П. Ропета. Здание с мезонином расположено на месте обветшавшей аксаковской бани. Крыльцо с южной стороны ведет в сени, которые соединяются с двумя небольшими комнатами. Интерьер северо-восточной комнаты оформлен по эскизам Ропета в русском стиле. В центре бани – печь, к которой примыкают все внутренние стены постройки. Здание венчает четырехскатная кровля, первоначально покрытая суриком, а в начале XX в. раскрашенная «в шашку». Пропильная резьба украшает здание на фронтонах, под свесами кровли и на крыше крыльца. Небольшие, подслеповаты» окошки под несоразмерно высокой кровлей и маленькая низкая дверь под внушительной «бочкой» крыльца придают бане причудливый облик, за который она и получила свое второе название – «теремок». При Мамонтовых баня первоначально использовалось по прямому назначению, а позднее – как жилой флигель для гостей. После превращения усадьбы в музей здание служило хранилищем фондов. В настоящее время в бане-теремке размещаются изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской. Здесь представлены мебель и предметы быта, изготовленные по эскизам Е.Д.Поленовой и др. художников.


Беседка, получившая за свой сказочный вид название «Избушка на курьих ножках», построена в 1883 г. по проекту В.Васнецова. В основе избушки – сруб, сложенный из толстых бревен, опирающийся на пни и перекрытый двускатной тесовой крышей, увенчанной коньком с резной головой коня над северным фронтоном. С севера к срубу примыкают сени на столбах, крытые соломой, с юга – балкончик под односкатной тесовой кровлей. Стилизованные изображения совы и летучей мыши, украшающие фронтоны избушки, позднее стали популярными декоративными мотивами в русском модерне.
Прикрепления: 5093129.png (147.3 Kb) · 6292827.png (118.4 Kb) · 9684443.png (147.1 Kb) · 2493481.png (127.7 Kb) · 7276970.png (147.7 Kb) · 7994097.png (150.9 Kb) · 2445923.png (140.7 Kb) · 3827421.png (122.5 Kb) · 6946594.png (87.1 Kb) · 1976375.png (153.4 Kb)
 

АнастасияДата: Понедельник, 04 Июл 2011, 09:51 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline

«Из православного храма отправились мы в «капище» или нечто подобное избушки на курьих ножках… Тут русский дух, тут Русью пахнет. Все мрачно, седые ели наклонили свои ветви, как бы с почтением вслушиваясь в отрывистый жалобный визг сов, которые сидят и летают тут десятками. Это чудное создание, не имеющее себе равных по эпической фантазии»
– писал М.Нестеров о своем первом посещении Абрамцева.

ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО
«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло. В 1881 г. была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов»– вспоминала Н.В. Поленова

     
Первоначальный проект церкви создал В.Поленов. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырехскатную кровлю. Вход-портал в главном, западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны располагались 3 Апсиды. В северном фасаде художник предусмотрел 2 окна. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы. Особую сложность представляло решение южного фасада, так как он просматривался от усадебного дома сквозь аллею парка и имел не меньшее значение, чем западный. Поленов оставил проект этого фасада незавершенным. Работу над проектом церкви продолжил В.Васнецов. Он изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. Северный фасад, разработанный Поленовым, он перенес на место южного. Тем самым художник добился большего освещения интерьера храма и придал южному фасаду парадный вид. Васнецов внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными. Храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению – небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.

В конце мая 1881 г. начались строительные работы. Васнецов вспоминал: «Все мы принялись за работу дружно, воодушевленно. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню... Подъем энергии и худ. творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…»

К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и др. города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами. Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану. Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами. В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В.Поленову. Оформление документов на храм заняло все лето 1881 г. Осенью, когда церковь уже была построена, состоялась ее официальная закладка, а летом следующего года – обряд освящения во имя Спаса Нерукотворного. В отличие от построек эклектичного русского стиля, абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна, получившего развитие в беседке «Избушка на курьих ножках» и оформлении спектакля «Снегурочка», выполненных Васнецовым.

  
В 1891 г., после смерти сына Мамонтовых – Андрея, ризницу церкви, где он был похоронен, перестроили в часовню по проекту Васнецова. По сравнению с церковью, часовня, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит более изысканное и нарядное впечатление. Позднее у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера, Елизавета Григорьевна , внук Мамонтовых, сын Веры Сергей и С.И. Мамонтов. В настоящее время в церкви проходят богослужения по памятным для Абрамцева датам.

ЭКСПОЗИЦИЯ «РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ XX ВЕКА В АБРАМЦЕВЕ»
Собрание изобразительного искусства XX в. было открыто для посетителей в 1971 г. в бывшем лечебном корпусе санатория – здании в псевдоклассическом стиле, построенном в 1938 г. напротив усадебного дома. Ее основу составляют произведения художников объединения «Бубновый валет»: П.Кончаловского, А.Лентулова, И.Машкова, А.Осмеркина, В.Рождественского, Р.Фалька. Здесь также представлены живописные работы Н.Андронова, А.Васнецова, И.Грабаря, Е.Малеиной, Д.Шмаринова, Н.Удальцовой и др. художников. В коллекции скульптуры – произведения В.И.Мухиной и Б.Д.Королева.

  
Многие из этих мастеров жили и работали в Поселке художников, основанном в 1930-х гг. поблизости от усадьбы, на противоположном берегу реки Вори.
Здание построено на месте старой аксаковской людской. В настоящее время здесь располагаются экскурсионный отдел и сувенирный киоск. На территории Усадьбы располагаются пруды.
Прикрепления: 9130204.png (151.4 Kb) · 6432546.png (221.8 Kb) · 8612806.png (120.8 Kb) · 7473122.png (131.0 Kb) · 6405803.png (155.3 Kb) · 1160262.png (140.7 Kb) · 0667221.png (127.9 Kb) · 4195697.png (117.8 Kb) · 0172096.png (148.1 Kb) · 7127660.png (80.0 Kb)
 

АнастасияДата: Понедельник, 04 Июл 2011, 09:53 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
Каменные бабы (IX-XI вв.), привезенные С.И. Мамонтовым из Харьковской губернии во 2-й половине 1870-х гг., в период строительства Донецкой железной дороги.

   
Ну и кое-что еще…

    
Прикрепления: 3774782.png (151.8 Kb) · 4385079.png (149.0 Kb) · 1497183.png (155.7 Kb) · 9147263.png (154.0 Kb) · 2203246.png (85.5 Kb) · 6005659.png (71.8 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: