[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
УСАДЬБА АРХАНГЕЛЬСКОЕ
АнастасияДата: Среда, 20 Июл 2011, 09:10 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 237
Статус: Offline
УСАДЬБА АРХАНГЕЛЬСКОЕ


Расположенная на высоком берегу Москвы-реки в 20 км. северо-западнее столицы, она еще в начале XIX в. заняла исключительное место среди имений русской знати и до наших дней сохранила свой неповторимый облик.
Имение Уползы, как изначально называлось Архангельское, впервые упоминается в документах времен И.Грозного. Село было небольшим, имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный в 1-й половине XVI в. В 1660-х годах по распоряжению князей Одоевских, владевших в ту пору имением, на месте деревянной церкви возвели каменную. Тогда же, согласно названию храма, село стало именоваться Архангельским.


С 1703 г. имение принадлежало князю Д.М. Голицыну. Потом имение перешло Н.А. Голицыну (1751-1809), который решил превратить родовую вотчину в образцовую усадьбу, отвечающую духовным устремлениям века Просвещения. В 1780 г. в Париже князь приобрел для строительства своего загородного дома проект архитектора Шарля Герна, положив начало знаменитому архитектурно-парковому ансамблю в Архангельском. В последующие 25 лет дворец (Большой дом) был выстроен и вокруг него разбили парк. Изменения коснулись и старинного с. Архангельское. Для окончания работ предстояло завершить отделку Большого дома, его флигелей и колоннад, но в 1798 г. Н.А.Голицын вышел в отставку, дела его пришли в упадок, и денежные затруднения приостановили строительство в Архангельском. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, приняла решение о продаже усадьбы.


В 1810 г. Архангельское покупает гос. деятель, богатейший вельможа, знаток и коллекционер произведений искусства князь Н.Б. Юсупов (1751-1831). Высокое происхождение, незаурядные личные качества и европейское образование позволяли князю в течение всей жизни оставаться одним из самых видных деятелей эпохи. Человек блистательного века Екатерины II, князь остро ощущал наступление новой эпохи и, желая сохранить для себя частицу дорогого сердцу времени, задумал создать под Москвой свой «Мусейон» с произведениями живописи, скульптуры, библиотеки и парком… После приобретения Архангельского эта мечта осуществится: усадьба станет любимым детищем князя и достопримечательностью Москвы. В письме владельца управляющему имением появятся слова: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться… то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

  
Люди искусства, знатные вельможи и даже члены императорской фамилии будут стремится попасть сюда, чтобы насладиться совершенной красотой дворца, парка, великолепием худ. коллекций. При Н.Б. Юсупове ансамбль усадьбы, в основном сложившийся еще при Н.А. Голицыне, не претерпел существенных изменений, все его основные черты не только сохранились, но и обрели окончательную форму. К середине 1810-х годов было окончено строительство придворцовых колоннад. В 1817 г. по проекту архитектора С.П. Мельникова и п/р В.Я. Стрижакова была построена въездная арка и пространство между большим домом и флигелями превратилось в замкнутый парадный двор. Внутренние углы флигелей закрыли полукруглыми кулисными стенами с проходными арками в середине. Над дворцом возвели бельведер, украшенный коринфскими колоннами; в период пребывания владельцев в имении на его флагштоке развевался белый флаг с гербом Юсуповых.

  
Летом 1818 г. во время визита в Архангельское императора Александра I был торжественно открыт Театр, ставший одним из самых известных усадебных театров России. В 1819 г. перестроили малый дворец «Каприз» и возвели храм-памятник Екатерине II. На протяжении 3-х десятилетий почетной обязанностью князя Юсупова являлась организация коронационных торжеств при вступлении на престол российских монархов. Посещение Архангельского императорами отмечалось особым образом: на проспекте у подпорной стены Нижней террасы парка появились увенчанные чугунными орлами колонны в честь императоров Александра I и Николая I.

   
Облик Архангельского окончательно сложился к середине 1820-х годов. Казалось, нельзя было отыскать под Москвой имения более совершенного: архитектурный ансамбль и парк в нем органично сочетались с великолепными коллекциями; громадной библиотеке Юсупова могли позавидовать в столицах; театр украшали декорации Пьетро Гонзага, а расписанный в имении фарфор носил марку с названием усадьбы В 1827 г. в Архангельское впервые приехал А.С. Пушкин. Красота и богатство усадьбы покорили его. Юсупов показывал гостям свое худ. собрание и превосходную библиотеку. Вероятно, увидел он и дорожный «Альбом друзей», с которым князь путешествовал по Европе в конце XVIII в. В нем, наряду с другими, содержалось и стихотворное обращение к Юсупову П.Бомарше.
Спустя 2 года Пушкин в поэтическом Послании воздал дань удивительной жизни человека, соединившего в себе лучшие черты славной эпохи - от Екатерины Великой до Николая I.

...Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни, Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют, мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.

Я слушаю тебя, твой разговор свободной
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой, и прелесть Гончаровой.
Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них
И видишь оборот во всем кругообразный...


В августе 1830 г. Пушкин еще раз побывал в Архангельском вместе с поэтом П.Вяземским. Их приезд запечатлел работавший в усадьбе французский художник Никола де Куртейль в рис. «Осенний праздник в Архангельском». Год спустя, узнав о кончине старого князя, Александр Сергеевич в письме к Плетневу с грустью напишет: «Мой Юсупов умер».
Когда старого князя не стало, его сыну - князю Борису Николаевичу досталось огромное наследство - 250 тыс. десятин земли, более 40 тыс. крестьян в разных губерниях России, а вместе с тем и колоссальный долг. Постоянно живший в Петербурге, Юсупов не часто бывал в Архангельском, оно не стало для него тем, чем было для его отца. Но князю предстояло сохранить имение и знаменитые коллекции.

Несмотря на видимое запустение, Архангельское привлекало современников. А.Герцен, посетивший усадьбу в те годы, писал: «Я до сих пор люблю Архангельское. Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москвы-реки до дороги... гордый аристократ собрал тут растения со всех частей света и заставил их утешать себя на севере; собрал изящнейшие произведения живописи и ваяния и поставил их рядом с природой, как вопрос: кто из них лучше?..».
Новый этап в жизни Архангельского начался с переходом имения к внуку Н.Б. Юсупова князю Николаю Борисовичу-младшему.
Прикрепления: 9460993.png (122.6 Kb) · 6586368.png (76.6 Kb) · 8351737.png (52.0 Kb) · 8748317.png (93.8 Kb) · 1096879.png (138.5 Kb) · 2281351.png (140.0 Kb) · 6783172.png (144.6 Kb) · 2725819.png (95.5 Kb) · 1229091.png (144.8 Kb) · 2385372.png (117.3 Kb)
 

АнастасияДата: Среда, 20 Июл 2011, 09:11 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 237
Статус: Offline

Самозабвенно любивший искусство и покровительствовавший художникам и музыкантам, он сам был скрипачом и автором муз. произведений. В собранной им коллекции скрипок находились инструменты, изготовленные Амати и Страдивари. Состояние здоровья требовало частого пребывания Юсупова-младшего на лечении за границей, на родине он бывал редко, но Архангельское любил и, приезжая в усадьбу, пользовался библиотекой деда. О том, как выглядело в те годы Архангельское, рассказывают строки письма, отправленного из усадьбы летом 1859 г.: «Год тому назад мне даже не снилось, что я буду сидеть именно здесь. На той же реке, как и Москва, милях в 3-х выше по течению, стоит в большом парке дворец Итальянского стиля. От его фасада тянется к реке уступами широкий луг, окаймленный, как в Шенбруне, живою изгородью, а налево от него у самой реки стоит павильон, в 6 комнатах которого я одиноко брожу...».
Автор этих строк, будущий канцлер и объединитель Германии Отто фон Бисмарк, гостил в имении по приглашению хозяйки, княгини Т.А. Юсуповой. Последними владельцами Архангельского стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна и ее супруг - граф Ф.Ф. Сумароков-Эльстон. На рубеже XIX - XX вв. имение вновь обрело былую славу и превратилось в значительный худ. центр. Многие деятели русской культуры часто посещают усадьбу, нередко работают по заказу Юсуповых. В 1903 г. в парке близ дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея.

СЕЛО АРХАНГЕЛЬСКОЕ

      
Еще в 1-й трети XIX в, путь из столицы в Архангельское пролегал через брод на Москве-реке, что в деревне Захарково, на главную улицу старинного села. При Н.Ф. Юсупове село разрослось, и вдоль большого Житного двора пришлось проложить еще одну улицу с хлебным магазином и Домом для приезжающих. От парадной части усадьбы село было отделено Липовой аллеей. Самое древнее сооружение села Архангельское – каменный храм Архангела Михаила, который мной упоминался ранее. Дорога к церкви Архангела Михаила начинается Святыми воротами, возведенными в 1824 г. Е.Д.Тюриным. В конце 1820-х годов основу села составляли Конторский флигель, Хлебный магазин, Кладовая над оврагом. Дом для приезжающих, жилища мастеровых и мастерские, богадельня и больница для крестьян. Некоторые из этих строений появились в Архангельском еще в конце XVIII в. и неоднократно изменяли свой внешний облик. В 1810-е годы Конторский флигель перестроили в стиле классицизма, и легкий портик, сооруженный на фасаде со стороны старинного въезда в усадьбу, придал постройке сходство с архитектурой парадной части Архангельского. В те же годы архитектор О.И. Бове попытался объединить разностильные сооружения в своеобразный ансамбль, соорудив над глинобитной оградой церкви Архангела Михаила, Кладовой над оврагом, Конторским флигелем, новым зданием больницы деревянные башенки, простоявшие, однако, лишь несколько десятилетий. Благодаря этим декоративным элементам Архангельское уже при подъезде виделось подобием диковинного европейского городка и отличалось от привычного облика.
Конторский флигель являлся центром хоз. жизни Архангельского. Здесь располагалось ведомство управляющего имением: контора получала распоряжения из московской канцелярии и давала указания по всем работам в имении; писари оформляли приходо-расходные книги, документы по строительству и уходу за парком, работе фабрики по пряже козьего пуха и мастерских по росписи фарфора и огранке хрустальной посуды...Каменная кладовая, выстроенная еще в XVIII в. на склоне у Москвы-реки, служила хоз. складом, а своими фундаментами сдерживала разрастание проходящего под ней оврага.

ХРАМ-УСЫПАЛЬНИЦА («КОЛОННАДА»)
Замысел величественного мемориального сооружения в Архангельском возник в связи с трагическим событием в семье владельцев усадьбы - гибелью на дуэли старшего сына Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича - Н.Ф. Юсупова. Для возведения храма-усыпальницы в честь святителя Николая был приглашен видный русский архитектор Р.И. Клейн.

  
Неоклассицизм Клейна, который отличали строгость композиции, лаконизм «очищенной» архитектурной формы, элегантность декора, Юсуповы сочли наиболее подходящим для воплощения замысла храма-усыпальницы в Архангельском. Здание храма-усыпальницы, наиболее позднее по времени создания, умело включено в ансамбль, складывавшийся более двухсот лет. Оно является композиционной доминантой восточной части усадьбы. Благодаря высокому цоколю храм приподнят над поверхностью земли и устремлен ввысь: лестничные всходы ведут к портику, мощные вертикали колонн поднимаются к фронтону, купол на массивном барабане победоносно венчает здание. Закруглённые сквозные колоннады образуют площадку, напоминающую парадный зал в окружении деревьев. Въезд в усадьбу открывается Императорской аллеей, ведущей с московской дороги ко дворцу. Эта перспектива становится стержнем всего ансамбля. Обсаженная соснами, березами и елями, она подводит к массивной въездной арке Парадного двора, в проеме которой виден портик Большого дома. Замкнутое пространство двора опоясано мощными колоннадами и производит торжественное впечатление.

Дворцовый комплекс: Большой дом, 2 флигеля, колоннады и въездная арка - служат ядром всего ансамбля. Белокаменный портик с фронтоном, гладкие охристо-желтые стены с высокими окнами 1-го этажа, широкая полоса венчающего здание антаблемента, стройный бельведер делают главный фасад величественным. Въездная арка, соединяющая флигели, как замковый камень, поддерживает архитектурное единство Парадного двора.

  
Боковые фасады дворца богаче и живописнее: три стоящие близко друг к другу портика и фигуры мраморных львов на сходах в парк подчеркивают пластичность композиции. Парковый фасад рассчитан на восприятие с дальних точек, и зеленые «стены» из старых лиственниц обрамляют эту картину. Центр фасада, акцентированный полуротондой Овального зала, бельведером и флагштоком над ним, становится доминантой ансамбля. Дворец стоит на низком белокаменном цоколе, и лишь несколько широких ступеней отделяют его от зеленой глади газонов. Каскад террас спускается вниз к Москве-реке. Близость парка ощущается повсюду.
Парк Архангельского рождался одновременно со строительством Большого дома, а после приобретения усадьбы Н.Б. Юсуповым постоянно совершенствовался. По своей композиции и гармонической красоте он почти безупречен и отражает вкусы разных эпох, влияние различных традиций. При этом перед нами - одно из лучших произведений садово-паркового искусства России кон. XVIII - нач. XIX столетий.
Прикрепления: 6874400.png (53.7 Kb) · 3687893.png (128.8 Kb) · 2750005.png (79.8 Kb) · 6510839.png (146.2 Kb) · 1793618.png (156.0 Kb) · 6090792.png (138.5 Kb) · 7019290.png (69.8 Kb) · 3780239.png (133.3 Kb) · 7511173.png (121.3 Kb) · 3209281.png (104.1 Kb)
 

АнастасияДата: Среда, 20 Июл 2011, 09:11 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 237
Статус: Offline
Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII в. был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в серию террас, подобных тем, что устраивали в итальянских садах XVI в. Основная же часть парка - это сеть аллей и проспектов со стрижеными деревьями на боскетах и в шпалерах, многочисленные мраморные изваяния, оттеняющие своей белизной зелень живой архитектуры. Все это характерные черты сада в регулярном, или французском, стиле.

    
Мраморные гермы, изображающие античных богов, четкими силуэтами выделяются на фоне темных стволов деревьев. В центре террасы - скульптурная группа «Геркулес и Антей», произведение мастера XVIII в., замыслом восходящее к Микеланджело. Ее динамичные формы контрастируют с холодной статикой герм. На балюстраде Верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и Нижнюю террасу парка, охватывающую Верхнюю с 3-х сторон. Лестница, спускающаяся к Нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак. Она приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д.Джиромелло.

Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в кон. XVIII - нач. XIX вв., насчитывает около 200 произведений и является уникальным собранием, равное которому трудно найти в нашей стране. Одна из наиболее значительных частей парка - Большой партер. По сторонам от Большого партера раскинулась сеть боскетов - небольших рощиц из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. Подстриженные в форме овала или прямоугольника, эти липы то мерно чередуются, то срастаются кронами, увлекая гуляющих по саду посетителей разнообразием композиций.
Наша сегодняшняя прогулка подходит к концу. Материал и портреты взяты с сайта Архангельское уникальное место для отдыха.
Прикрепления: 0052887.png (128.0 Kb) · 8352836.png (132.2 Kb) · 3841405.png (85.7 Kb) · 8658389.png (76.8 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: