Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 13 Окт 2017, 11:35 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Online
| К 50-ЛЕТИЮ БКЗ "ОКТЯБРЬСКИЙ"
В 1967 г. к 50-летию Октябрьской революции на Лиговском проспекте построен БКЗ "Октябрьский" Идея отметить юбилей революции сооружением нового КЗ по легенде принадлежит 1-му секретарю Ленинградского обкома КПСС Г.В.Романову. Но когда проект был готов, выяснилось что место для постройки ещё не определено. Однажды беседа о постройке КЗ началась в машине 1-го секретаря по пути от Московского вокзала в Смольный. Романов махнул рукой: "Вот здесь и стройте". Машина в это время ехала мимо церкви во имя св. Дм.Солунского при греческом посольстве. БКЗ построен по проекту архитекторов В.А. Каменского, Ж.М. Вержбицкого, А.В. Жука и инженера Н.В. Максимова. Его возведением занимался трест №16 Главленинградстроя. Здание облицовано сааремским известняком и карельским гранитом. Главный фасад украшен барельефом на тему Октябрьского вооружённого восстания, созданным М.К. Аникушиным. КЗ вмещает 4 тыс. чел.: 3 тыс. в амфитеатре и ещё 1 тыс. на балконе. Он стал самым вместительным в Ленинграде. Сцену оборудовали более 100 механизмами, управляемыми с дистанционного пульта, а также одним из самых больших в СССР киноэкранов. Всего в БКЗ "Октябрьский" более 100 помещений, площадь фойе - более 3 000 кв.м.
Перед входом установлена скульптурная группа "Октябрь", символизирующая Октябрьскую революцию, созданная А.Т. Матвеевым в 1927 г. До установки на Лиговском пр. она находилась в Русском музее, хотя автором предназначалась для открытого пространства. Торжественное открытие БКЗ «Октябрьский» состоялось 25 октября. В этот день прошел первый концерт для строителей БКЗ "Октябрьский" https://walkspb.ru/zd/oktyabrskiy_bkz.html
ХРАМ НА ГРЕЧЕСКОМ Как Ленинград променял церковь на БКЗ
Одно из самых красивых сооружений Северной столицы устояло против фашистской бомбы, но не уцелело под взором советских чиновников. Единственная греческая церковь в Петербурге, возведенная в середине XIX в., закрыла свои двери 77 лет назад – 11 января 1939 г. Один из самых красивых храмов Северной столицы сумел устоять в годы ВОВ, но был разрушен при советской власти и остался запечатлен лишь на редких черно-белых снимках.
Прекрасный храм, ставший украшением столицы Российской Империи, появился в городе на Неве во 2-й половине XIX в. Он предназначался, в первую очередь, для греков. Они жили в Петербурге с самого его основания. Основную же часть греческой общины составляли мастеровые Адмиралтейской верфи. Первоначально их слобода находилась на северном берегу реки Мойки в районе Миллионной ул. В дальнейшем для неё определили участок в Песках, рядом с Лиговским каналом. К 1763 г. община разрослась, тогда впервые и поступило предложение возвести каменную церковь св. Екатерины для греческих богослужений. Однако греки тогда были малочисленным народов в столице, поэтому предложение не прошло. Лишь в начале XIX в. им выделили придел Казанского собора – туда впоследствии пригласили из Константинополя служить архимандрита Григория (Виглериса).
Греческая община в городе выросла после Крымской войны. Греки в конце 1850-х годов попросили предоставить им место у Лиговского канала – здесь они хотели возвести трехпрестольный храм. Император Александр II тогда предоставил им для этих целей бывшую Летнюю Конную пл. Петербургские греки стали активно собирать средства на постройку церкви, но их в итоге хватало лишь на часовню. Тогда расходы на себя взял предприниматель греческого происхождения Дм. Бенардаки.
Д.Г. Бенардаки (1799–1870) - первый русский миллионер, крупный благотворитель и меценат
Он к тому моменту владел чугуноплавильными и железоделательными заводами, судами, создал Сормовский завод и являлся крупнейшим промышленником. Деньги, собранные греками Петербурга, передали на возрождение русской посольской церкви в Афинах. Храм во имя св. Димитрия Солунского заложили 6 июня 1861 г. Проект церкви создал архитектор Р.Кузьмин.
Его авторству также принадлежат здание православной церкви на ул. Дарю в Париже, несколько домов в Петербурге и не сохранившаяся часовня А.Невского у Летнего сада. В основу архитектурного решения был заложен образ главного храма православного мира - собора св. Софии Константинопольской.
Церковь, предназначавшуюся для греков, решили соорудить, используя конструктивные приемы и декоративные мотивы архитектуры VI-XIV вв. Отделка велась по греческим правилам: одноярусный иконостас был вырезан из ореха, образа с золотым фоном написаны в самой Греции. Живописные изображения были расположены ярусами, все надписи выполнены на греческом языке. Росписи южной апсиды и купола были посвящены Христу, северной - Богоматери. Алтарную апсиду украшала «Тайная вечеря». Посреди храма висел на цепях серебряный хорос на 200 свечей. Пол посредине выложили из белого мрамора. В подвале с приделом для панихид размещалась усыпальница семьи Бенардаки.
Вид на храм со стороны Лиговского пр. 1900-е годы.
Митрополит Исидор освятил храм 11 ноября 1865 г. в присутствии высших чиновников Греции и Российской Империи. Церковь же принадлежала греческому посольству. Торжественными памятными днями в храме считались: престольный праздник, царские дни греческого королевского дома и Благовещение Пресвятой Богородицы. В конце XIX в. храм отреставрировали и обновили росписи. Греки продолжали молитвы в храме на Лиговке вплоть до 1939 г. Церковь не пережила смену режима и была закрыта в январе, после чего здание переоборудовали под военно-учебный пункт. Имущество же ушло в музейный фонд. Греческому населению в те годы пришлось нелегко. Большую часть диаспоры составляли преподаватели, врачи и адвокаты. Греков расстреливали и ссылали в лагеря. Храм чудом уцелел в годы войны. В ходе очередного авиаудара фашистских захватчиков купол церкви пробила бомба. Она, не разорвавшись, так и осталась лежать на мраморном полу. Храм огородили и оставили стоять на несколько лет. Окончательно церковь уничтожили в Ленинграде в 1962 г., а в 1966 нобелевский лауреат И.Бродский описал снос здания в стихотворении «Остановка в пустыне».
Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь, дабы построить на свободном месте концертный зал. В такой архитектуре есть что-то безнадежное. А впрочем, концертный зал на тыщу с лишним мест не так уж безнадежен: это - храм, и храм искусства. Кто же виноват, что мастерство вокальное дает сбор больший, чем знамена веры? Жаль только, что теперь издалека мы будем видеть не нормальный купол, а безобразно плоскую черту. Но что до безобразия пропорций, то человек зависит не от них, а чаще от пропорций безобразья.
Прекрасно помню, как ее ломали. Была весна, и я как раз тогда ходил в одно татарское семейство, неподалеку жившее. Смотрел в окно и видел Греческую церковь. Все началось с татарских разговоров; а после в разговор вмешались звуки, сливавшиеся с речью поначалу, но вскоре - заглушившие ее. В церковный садик въехал экскаватор с подвешенной к стреле чугунной гирей. И стены стали тихо поддаваться. Смешно не поддаваться, если ты стена, а пред тобою - разрушитель.
К тому же экскаватор мог считать ее предметом неодушевленным и, до известной степени, подобным себе. А в неодушевленном мире не принято давать друг другу сдачи. Потом - туда согнали самосвалы, бульдозеры... И как-то в поздний час сидел я на развалинах абсиды. В провалах алтаря зияла ночь. И я - сквозь эти дыры в алтаре - смотрел на убегавшие трамваи, на вереницу тусклых фонарей. И то, чего вообще не встретишь в церкви, теперь я видел через призму церкви.
Когда-нибудь, когда не станет нас, точнее - после нас, на нашем месте возникнет тоже что-нибудь такое, чему любой, кто знал нас, ужаснется. Но знавших нас не будет слишком много. Вот так, по старой памяти, собаки на прежнем месте задирают лапу. Ограда снесена давным-давно, но им, должно быть, грезится ограда. Их грезы перечеркивают явь. А может быть, земля хранит тот запах: асфальту не осилить запах псины. И что им этот безобразный дом! Для них тут садик, говорят вам - садик. А то, что очевидно для людей, собакам совершенно безразлично. Вот это и зовут: "собачья верность". И если довелось мне говорить всерьез об эстафете поколений, то верю только в эту эстафету. Вернее, в тех, кто ощущает запах.
Так мало нынче в Ленинграде греков, да и вообще - вне Греции - их мало. По крайней мере, мало для того, чтоб сохранить сооруженья веры. А верить в то, что мы сооружаем, от них никто не требует. Одно, должно быть, дело нацию крестить, а крест нести - уже совсем другое. У них одна обязанность была. Они ее исполнить не сумели. Непаханое поле заросло. "Ты, сеятель, храни свою соху, а мы решим, когда нам колоситься". Они свою соху не сохранили.
Сегодня ночью я смотрю в окно и думаю о том, куда зашли мы? И от чего мы больше далеки: от православья или эллинизма? К чему близки мы? Что там, впереди? Не ждет ли нас теперь другая эра? И если так, то в чем наш общий долг? И что должны мы принести ей в жертву?
Греческий храм был признан советским руководством как «малохудожественный». Его уничтожили чтобы соорудить невзрачную коробку КЗ «Октябрьский», которая и по сей день стоит на месте церкви, канувшей в Лету. Снос красивейшего храма потревожил останки Дм. Бенардаки. Греческого промышленника, в своё время помогавшего деньгами даже Н.В. Гоголю, похоронили в церкви в 1870 г. Останки лишь в 2011 г. перезахоронили в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Денис Данилов 11.02. 2016. АИФ http://www.spb.aif.ru/culture...._na_bkz
МУЗЫКА ОТ «А» ДО «Я» СНОВА ЗВУЧИТ В БКЗ В БКЗ «Октябрьский» дан старт новому циклу благотворительных концертов, которые могут посетить малоимущие семьи с детьми, тяжелобольные ребята, а также люди с ограниченными возможностями. Новый цикл концертов будет включать в себя и новые знания: создатели музыки от «А» до «Я» – худрук БКЗ «Октябрьский» Э.Лавринович и гл. режиссер Г.Шагаев, придумали новую концепцию концертов, сделав упор на большую интерактивность.
О традиции, перед началом концерта, прошедшего в БКЗ, в фойе детей развлекали аниматоры в костюмах Трансформеров, кота Матроскина, Винни Пуха и мн. др. Ребятишки также могли сделать аквагрим, получить сладкое угощение и собачку из воздушного шарика. Гостями вечера стали солисты Мариинского и Михайловского театров, пианист А.Шагаев, юные студенты творческих вузов Петербурга. Свои видеоприветы слушателям передали Лев Лещенко и ОЛЕГ ПОГУДИН. Следующий концерт цикла музыки от «А» до «Я» состоится уже весной. 13.02..2018 "Фонтанка.ру http://www.fontanka.ru/2018/02/13/070/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 06 Ноя 2022, 12:30 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Online
| К 55 ЛЕТИЮ БКЗ "ОКТЯБРЬСКИЙ" САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 30 октября. /ТАСС/. БКЗ "Октябрьский", - одна из самых крупных площадок города, отпразднует свое 55-летие гала-концертом "Звезды - с любовью!". В нем примут участие артисты Петербурга и Москвы, многие годы дружески связанные с БКЗ.
"Наш зал проектировался как кино-концертная площадка. Но в какой-то момент партийное руководство города по аналогии с Кремлевским дворцом в Москве решило сделать "Октябрьский" правительственным залом для проведения официальных гос. праздников. И все же, несмотря на все строгости, мы понемножечку сумели доказать, что должны, кроме официальных мероприятий, вести концертную деятельность. К счастью, нам это удалось. Наша задача состоит в том, чтобы дарить людям позитив. И когда я вижу счастливые глаза зрителей, выходящих с концерта, то понимаю - мы не зря работаем - рассказала ген. директор - худрук БКЗ Эмма Лавринович. Сама она уже полвека работает здесь, пройдя путь от администратора до руководителя зала. Причем на должность директора 34 года назад ее выбрал сам коллектив.
В "Октябрьском" состоялось много памятных событий. В 1971 г. здесь дал концерт Дюк Эллингтон. На эту сцену выходила Джина Лоллобриджида, здесь выступал балет парижского "Гранд-опера". А из собственных постановок концертного зала горожанам особенно запомнился вечер с демонстрацией музыки А.Скрябина с цветовой партитурой, над которой трудилась целая научная лаборатория. Благодаря Э.Пьехе здесь зародился цикл "Концерт в день рождения". https://tass.ru/kultura/16195157
Как шла подготовка грандиозного праздника
|
|
| |