ГАТЧИНА ГОТОВИТ ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 16 Май 2018, 11:00 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
| ЗАГАДКА ГАТЧИНСКОГО КЛАДБИЩА Никто из Пушкиных и Ганнибалов на Гатчинском кладбище не покоится. А вот могилы русских лётчиков есть. Гатчина – родина российской военной авиации, и эти могилы – печальная неизбежность развития лётного дела. Но это XX в. Меня же заинтересовала загадка одного из старых захоронений XIX в., при разгадывании которой и обнаружилась связь таких совершенно разных категорий: пушкинианы, истории воздухоплавания и спецслужб. Конечно, связать можно всё. Помните у Пушкина: «Там в облаках перед народом через леса, через моря Колдун несёт богатыря». Пушкин, значит, мечтал о воздушных перелётах? Или вот про Пушкина и шпионов: Александр Сергеевич в письме П.Вяземскому сообщает, что «Алексей Полторацкий сболтнул в Твери, что я шпион, получаю за то 2500 в месяц»... Возвращаемся на кладбище. Мысленно, разумеется. потому, как самой могилы, о которой пойдёт речь, не сохранилось. Несколько лет назад, при просмотре изданного в 1912 г. вел. князем Николаем Михайловичем «Петербургского некрополя», на глаза попались записи: Массино, Анна Петровна, рожд. Вульф † 10 февраля 1882. Съ В.В. Массино (Гатчинское кладбище). Массино, Варвара Васильевна † 20 сентября 1899. Съ А.П. Массино (Гатчинское кладбище).
Фамилия Массино мне тогда была незнакома, но вот Вульф! Я пребывал в уверенности, что познакомился со всеми российскими Вульфами XVIII-XIX вв., когда собирал материалы о гатчинском музыканте Ю.А. Лаксе, родная бабка которого, Екатерина Васильевна - урождённая фон Вульф. Анна Петровна оказалась загадкой. Из каких Вульфов? Почему похоронена в Гатчине? Считается, что в России было 8 родов Вульфов. Им приписывается происхождение от немецких, шведских рыцарей.
Герб всех родов Вульфов
Недаром на фамильном гербе изображен волк с мечом. В России обосновались с XVII в. Большинство Вульфов служили в русской армии. В царствование Екатерины II прославился артиллерийский генерал К.И. Вульф, в 1739 г. начавший службу простым каптенармусом в кирасирском полку. Упоминаются и штатские, например, камердинер Петра I Вульф, ставший впоследствии тайным советником. Еще у Петра некий Вульф музыкантом был, а другой в шутах ходил. А Екатерине II пришлось самой заниматься делом авантюриста барона Фридриха Иоганна фон Вульфа, замешанного в сбыте фальшивых ассигнаций. Арестованный Вульф заявил: «Я Иосиф Второй, император и царской крови! Я великий человек!». Императрица повелела барона выслать навсегда из России, предварительно подержав 6 недель в смирительном доме. Еще одного Вульфа, поручика Московского драгунского полка, Павел I приказал бессрочно посадить в крепость за дерзость: Вульф в 1797 г. нагрубил сразу нескольким командирам, отославшим находившуюся при нем «без письменного вида девицу». Аудиториат решил: «Лишив чина, исключить из службы». Павел I усиливает наказание: «Сняв чины, посадить в крепость без срока». Впрочем, к остальным Вульфам Павел Петрович «оставался пребывать благосклонным». Александр I Вульфа помиловал. Вернули тому девицу или нет, история умалчивает. Больше всего мы знаем о Вульфах тверских и псковских потому, что с представителями мужской половины Пушкин приятельствовал, а в прекрасных обитательниц вульфовых поместий поэт влюблялся. Он неделями гостил здесь. Пушкинисты считают, что прообразом Татьяны в Евгении Онегине стала Евпраксия Николаевна, дочь Н.И. Вульфа. Друзья звали её Зизи.
Зизи, кристалл души моей, Предмет стихов моих невинных. Любви приманчивый фиал, Тот, от кого я пьян бывал!
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.
1837 г. Завтра дуэль. Вечером 26 января Александр Сергеевич посетил Зизи, с которой дружил все годы, и поведал ей некую тайну, которую попросил не разглашать. Евпраксия Николаевна унесла тайну с собой в могилу. «За Netty сердцем я летаю в Твери, в Москве - и R и О позабываю Для N и W» Двоюродную сестру Евпраксии А.И. Вульф родные и друзья звали Netty (Нетти). Пушкин уверяет нас, что ради нее позабыл Россет и Оленину.
Мы знаем, каким шалуном бывал Пушкин, у которого соседствовали пылкая влюблённость и острый язычок насмешника. Шутник пишет: «Недавно узнали мы, что Netty, отходя ко сну, имеет привычку крестить все предметы, окружающие ее постелю. Постараюсь достать (как памятник непорочной моей любви) сосуд ею освященный...». Встретив через несколько лет её в Берново, поэт признался: «Вот уже третий день как я в нее влюблен».
Воспетое Пушкиным Берново… Здесь написано «У Лукоморья…». Его владелец, П.И. Вульф (р.1.07.1804 † 09.02.1842), сын пушкинского приятеля И.Вульфа и его жены Надежды Гавриловны, урождённой Борзовой, родной брат нашей Анны Ивановны – бравый драгунский офицер, кавалер, воевавший в турецкую, бравший Варшаву, за что награждён орденом св. Анны 3-й ст. с бантом и 4-й ст. "За храбрость" и св. Владимира 4-й ст. с бантом. Полковником вышел в отставку и жил в родовом Берново. Там и похоронен. Господа пушкинисты! А.П. Массино, которая покоится на Гатчинском кладбище, – дочь берновского помещика П.И. Вульфа и племянница А.И. Вульф, заставившей летать сердце поэта! Отыскался в Российском гос. историческом архиве (РГИА) и подтверждающий документ, согласно которому в метрической книге Новгородского уезда Спасского Погоста за 1841 г. написано: «Октября 8-го числа родилась Анна, крещена 16-го того же месяца. Родители её: новгородский помещик, уволенный в отставку Лейб-гвардии полковник Петр Иванов Вульф и законная жена его Елизавета Матвеева, оба православного вероисповедания. Таинство совершал священник Иоанн Пятницкий с причтом».
Отец Анны Петровны еще в бытность свою поручиком снимал в Петербурге квартиру в д. 64 на Гороховой. Одновременно там же находились апартаменты двоюродного дяди Пушкина – отставного поручика Д.И. Ганнибала. Думаю, что не одна бутылочка бордо выпивалась Ганнибалом, Пушкиным и Вульфом, когда заезжал сюда поэт. Зам. директора нью-йоркского управления ФБР Паскуале дэ Амуро называл Массино самым могущественным гангстером в стране. «Облико морале» – это не про него. Когда король преступного мира Джо Массино почувствовал за собой слежку, он скрылся из города и под видом отдыхающего туриста по фамилии Руссо поселился в тихом пансионате. Выбрал ли Джо псевдоним Руссо, памятуя о своих русских корнях? Известно лишь, что он родился в Бруклине в 1943 г. Бруклинский Брайтон-бич – район русских эмигрантов. Из России некоторые Массино, воевавшие на стороне белых, бежали в Америку. Об оставшихся в России после 1917 г. чуть позже. Сначала поведать надо о первых Массино. В разных справочниках и документах мне встречались разные написания фамилии одного и того же человека – Масина, Масино, Массино.
Филипп I-й. Отнюдь не королевских кровей, судя по тому, что в служебном формуляре его сына Алексея, родившегося в 1807 г., записано, что он из обер-офицерских детей (дети офицеров, рожденные до получения их отцами чинов, дающих потомственное дворянство). Не известно, где служил Массино. В архивной записи Алексея Филипповича уже указано: дворянин, православный; более 35 лет служил в интендантском управлении Виленского военного округа. В 1836 г. родился сын Алексея Василий, внук первого Филиппа. В графе послужного списка читаем: «из дворян Полтавской губернии». Биография военная. Имел звание ротмистра армейской кавалерии, капитан корпуса жандармов. Василий женился на А.П. Вульф. У них 22 сентября 1869 г. родилась дочь Варя, а 19 сентября 1870 г. – сын Алексей. Пока о Варваре сказать больше нечего, кроме того, что она похоронена рядом с мамой на кладбище в Гатчине, а вот о ее брате сведений удалось собрать больше. Согласно метрической записи, он родился в Туле. Адрес-календарь Тульской губернии 1871 г. указывает, что отец Алексея в то время служил помощником начальника губернского жандармского управления. Из Александровского военного училища Алексей выпущен в 1892 г. подпоручиком в пехотный Оренбургский полк, но скоро вышел в отставку. В 1903 г. чиновник Северо-Западных железных дорог А.В. Массино купил в Гатчине 2 дома на улицах Средней и Крайней. Сегодня их названия – ул. Рысева и ул. Кустова.
Дом Массино. Ул. Рысева, 7. Теперь здесь почта
Нашелся и ответ на вопрос, когда и почему семья Массино появилась в Гатчине: капитан корпуса жандармов Василий в 1870 г. переведен на службу в Петербургское управление. Надеюсь установить, где квартировали в Гатчине Массино до покупки в 1903 г. собственного участка и 2-х домов в Мариенбурге. Праправнук Филиппа I-го Г.А. Массино внесен в Алфавитный список Кавалеров Ордена св. Георгия и Георгиевского оружия, награждённых за отличия в период Первой мировой войны. Убит 18 июня 1917 г. во время Брусиловского наступления. Род Массино не прерывается. В Петербурге живут потомки Филиппа I.Гатчинские Массино – родственники самому знаменитому шпиону начала XX в., Сиднею Рейли, прообразу агента 007, об исполнителе роли которого в фильмах Ш. Коннери пел Высоцкий:
«... Ну а в кино потел. Различные разведки дурачил, как хотел. То ходит в чьей-то шкуре, то в пепельнице спит, А то на абажуре кого-то соблазнит».
Рейли – одна из множества фамилий, под которыми жил авантюрист, родившийся в Одессе. Отец его Марк Розенблюм был маклером, затем судовым агентом. Мать – урожденная Массино Одно время представлялся турецкоподданным негоциантом Массино. Про этого шпиона нельзя сказать: «Морально устойчив. Прекрасный семьянин». Биография усеяна женами и любовницами. С их помощью легко было налаживать нужные связи. Соблазнил дальнюю родственницу Н.Массино (по мужу – Залесскую), жену помощника морского министра. Надежда развелась с мужем и вышла замуж за Рейли. Его биографы пишут, что отец Надежды – отставной подполковник из Полтавы. Уточняю: ее отец, Петр Лукич, отставной полковник. Бывший начальник одного из уездов в царстве Польском. Он – внук Филиппа I-го Массино.
Итак, обосновавшийся в Гатчине с женой Анной Петровной В.Массино (помните, – из дворян Полтавской губернии?) приходится двоюродным дядей жене агента 007. История не даёт ответа на вопрос, приезжали ли Рейли и Надежда к родственникам в гости в Гатчину. Зато История напрямую связала наш город, Сиднея Рейли и авиацию! Интересно бы было услышать, о чем разговаривали в петербургском ресторане «Кюба» на Морской ул. в начале 1910 г. начальник Офицерской воздухоплавательной школы и Гатчинского ее отдела А.М. Кованько и С.Рейли, он же Массино. Об этой встрече упоминается в книге писателя Ю.Гальперина. Может быть, именно тогда согласовывался будущий первый перелёт Петербург – Гатчина, организованный Рейли в октябре того же года? Ладно, первый перелет. Но ведь и первый аэродром!
Известно, что осенью 1910 г. к западу от Коломяжского ипподрома на средства товарищества «Крылья» и Императорского Всероссийского авиаклуба был построен аэродром - первый в России. Он разместился на Комендантском поле, за что и был назван Комендантским. Рассказ начнем снова с ресторана «Кюба». В один из весенних дней 1910 г. за ресторанным столиком расположились С.Рейли, Б.Суворин – известный издатель, журналист и предприниматель и А.Грамматиков – богатый адвокат, имеющий обширные связи. Рейли, прозорливо видевший за авиацией великое будущее, представил собеседникам свои планы устроить первые в истории воздушные гонки из Санкт-Петербурга в Москву.
На Комендантском аэродроме. С.Рейли, А.фон-Крум, И.Уточкин, М.Ефимов, Б.Суворин
Для осуществления этого предприятия Рейли, Суворин и Грамматиков организовали Русское товарищество воздухоплавания «Крылья», больше известное как «Крылышки». Рейли исхитрился разыскать забытый всеми закон, принятый во время Петра Великого, по которому комендант Санкт-Петербурга имел право использовать по своему усмотрению так называемое Комендантское поле. Эту землю арендовала и сдавала огородникам вдова великобританского подданного А.Е. Клосс. Рейли покорил вдову своим безукоризненным английским, манерами джентльмена и получил право на использование территории. Бесспорно – благодаря ему появился в 1910 г. первый аэродром и аэропорт. Из этого аэропорта, на который, случалось, забредали по старой памяти коровы и козы, вылетели 22 октября 1910 г. пилот Е.Руднев и механик С.Плотников на «Фармане-3» и совершили беспосадочный перелет из Петербурга в Гатчину, преодолев 60 верст за 56 мин.
Малоизвестный факт о Рейли-Массино: он организовал побег А.Керенского из большевистской России. Помним из истории, что Александру Федоровичу очень шло платье сестры милосердия. Ему удались побеги из Зимнего дворца и из Гатчинского дворца. А в июне 1918 г. Рейли провёз Керенского, переодетого на этот раз сербским офицером, через всю страну с белого Дона в Мурманск и посадил на английский эсминец. В.Катаев, старший брат Е.Петрова и близкий друг И.Ильфа, был знаком с Рейли. Авторы «Золотого телёнка» при создании образа О.Бендера, сына турецкого подданного, использовали рассказы Катаева о турецкоподданном негоцианте Массино, перевоплотившемся позднее в Рейли. По свидетельству Катаева, именно Рейли, в юности путешествовавший по Бразилии, познакомившись в 1918 г. с юной бюрократией советских учреждений, произнёс: «Это вам не Рио-де-Жанейро!». Он что, иного ожидал? Возвратимся в Гатчину. Надеюсь, что с помощью Пушкина у меня получилось из небытия вернуть фамилии гатчинских Вульфов и Массино. Здесь жили, здесь похоронены. Последнее слово за Александром Сергеевичем:
Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу; Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Александр Митенёв 21.05. 2012. Гатчинский хронограф http://www.gatchina.org/history/108/
ЛИФТ ИМПЕРАТРИЦЫ И ДРУГИЕ ДВОРЦОВЫЕ ТАЙНЫ
В прошлом году музей-заповедник «Гатчина» был признан музеем года на профессиональном конкурсе «Музейный олимп». Как сказал директор ГМЗ В.Панкратов, в нынешнем году посетителям будет на что посмотреть. Запланированы «Ночь музыки», «Ночь света», «Джазовые выходные», фестиваль уличных театров. А самое, может быть, важное – то, что реставрационные работы во дворце не прекращаются. И уже нынешним летом здесь появится новый экскурсионный маршрут – «Собственные комнаты императора Николая I». Он станет абсолютной новинкой: эта жилая часть Гатчинского дворца всегда была закрыта. Гатчина для императора Николая всегда была резиденцией отца – императора Павла I. Это имение Николай Павлович получил в собственность в 1828 г. по духовному завещанию своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Следуя ее пожеланиям, император постарался сохранить в неприкосновенности внешний облик и интерьеры Центрального корпуса дворца. И в то же время нельзя было игнорировать банальную тесноту: к 40-м годам ХIХ в. катастрофически не хватало места для размещения членов разросшейся императорской семьи, свиты, слуг, гостей. В 1844 году Николай I подписал указ о перестройке дворца. Реконструкции подверглись боковые каре: Кухонное и Арсенальное. Они были надстроены выше на один этаж.
Руководил перестройкой русский архитектор Р.Кузьмин. Кухонное каре, как явствует из названия, в основном было предназначено для хоз. нужд. А вот Арсенальное стало этаким «дворцом во дворце». Здесь насчитывалось более двухсот помещений разного назначения и оформления. Собственных комнат у императора было 4: Большой и Малый кабинеты, Камердинерская, Приемная. Впоследствии – всю 2-ю половину ХIХ в. – здесь на 250 кв. м. проживали семьи императоров Николая I, Александра II и Александра III. К счастью, мы знаем, как выглядели эти покои. Их запечатлела замечательная серия акварелей художника Эдуарда Гау, выполненная во 2-й половине XIX в. http://history-gatchina.ru/museum/hau/
Сейчас тут пусто, гулко и просторно. Стоят стремянки, двери обложены картоном. Но стены и потолки уже выровняли, воссоздали сложную лепнину потолков, мраморные камины и кирпичные печи; подобраны образцы обоев для оклейки стен: в Приемной – васильковые, в Малом кабинете – золотистые. Установили новые окна с мраморными подоконниками. Восстановлена в первоначальном виде и винтовая чугунная лестница – ее демонтировали и реставрировали в спец. мастерских. Большая часть работ завершена. На очереди последний этап: декоративная отделка стен и потолка, лакировка и шлифовка паркета. Во время работ во дворце была найдена настоящая тайная комната. Молодые реставраторы, занимаясь восстановлением покоев императора, обратили внимание на нетипичный настил пола в проходе между комнатами и подозрительную акустику. Все указывало на дополнительную полость под зданием. Но чтобы разобраться, что на самом деле спрятано в подвале, потребовалось обратиться к чертежам XIX в. Пробив толстый слой кирпича и штукатурки, обнаружили ни много ни мало замурованный лифтовой механизм николаевских времен, а над ним – шахту.
– Судя по размерам лифта, он был предназначен для одного человека. Для императрицы, которой трудно было подниматься наверх пешком. Здоровье любимой супруги Николая I Александры Федоровны в то время пошатнулось. Очевидно, император приказал архитектору Кузьмину сделать подъемную машину рядом с личными комнатами, недалеко от супружеской спальни. Свидетельств о ней, как ни странно, не осталось. Работала машина на ручной тяге. В кресле красного дерева, обитом тканью, Александра Федоровна могла подниматься и спускаться на любой из трех этажей дворца. – рассказала зав. сектором док. фондов ГМЗ «Гатчина» И.Рыженко Музей уже в этом году собирается сделать действующий макет лифта императрицы. А нам остается ждать открытия императорских покоев в начале лета – и следить, какие еще романтические тайны преподнесет Гатчинский дворец. Федор Дубшан https://vecherka-spb.ru/2018....e-tajny
19 мая с 18.00 до 06.00 — акция «Ночь музеев-2018». «Метаморфозы». Музей-заповедник «Гатчина» приглашает на ночную прогулку по Гатчинскому дворцу-музею! Готовы к встрече с обитателями дворца из разных эпох? Они могут явиться вам в парадных комнатах, на потайных лестницах, в переходах и галереях. И в Белом зале - среди музыки и шума императорского бала! Экскурсия завершится на недавно отреставрированной Мраморной лестнице - в торжественном интерьере Арсенального каре. Пройдя в эту ночь по залам Приоратского дворца в сопровождении «мальтийского рыцаря» или «кавалерственной дамы», вы узнаете подробности «превращений» Приората в военный госпиталь, базу отдыха, дом пионеров, и, наконец, в музей. А во дворике всю ночь будут демонстрироваться видеоролики забавных, пугающих, философских и просто красивых метаморфоз. http://gatchinapalace.ru/events/programs/3151/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 19 Ноя 2023, 15:09 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
| РЫЦАРСКАЯ ГАТЧИНА Гатчина, наверное, самый романтический пригород Петербурга. В литературоведческом смысле. она почему-то больше всего ассоциируется с героем-одиночкой, бросающим вызов всему миру. Он может быть нелеп и даже немного безумен, как Дон Кихот, и все же ему не откажешь в рыцарстве и благородстве. С Гатчиной определенно должна быть связана какая-то невероятная история, почти легендарная, мифологическая. Иначе о чем эти замки, подземные ходы, извилистые речки, древние дубы и ели? Что до рыцарства, то в Гатчине о нем можно говорить не только фигурально и не только в контексте экстравагантных увлечений Павла I, облюбовавшего это место в конце XVIII столетия. Исторически эти земли действительно хранят следы пребывания здесь представителей европейского военно-землевладельческого сословия, воспетого в средневековых романах, балладах и поэмах.
Почти весь XVII в. бывшее новгородское село Хотчино принадлежало шведскому дворянскому роду Оксеншерна - потомкам известных скандинавских рыцарей. Поскольку время было неспокойное, а ижорские земли, к которым относилось Хотчино, все время являлись предметом территориальных споров между Швецией и Россией, шведский владелец села, Риксрод Габриэль Густавссон Оксеншерна, развивал инфраструктуру на пожалованных ему королем Густавом Адольфом землях в соответствии с оборонительными нуждами.
Архитектурное наследие шведского периода повлияло и на благоустройство города при русских хозяевах: возведенная впоследствии графом Г.Орловым Круглая рига есть не что иное, как перестройка старых шведских военных укреплений.
А здание суконной мануфактуры появилось в Гатчине благодаря пристройке отдельной галереи к перестроенным башням разрушенной некогда крепости.
В 1703 г. в ходе Северной войны ижорские земли перешли к России. До 1765 г. Гатчинская мыза сменила многих владельцев, среди которых отметились и сестра Петра Великого Наталья Алексеевна, и лейб-медик первого императора И.Блюментрост, и дипломат, действительный тайный советник А.Куракин. В 1765 г. имение выкупила Екатерина II и сразу же подарила его своему фавориту, генерал-адъютанту Г.Орлову. Это была награда за помощь в организации известного дворцового переворота, благодаря которому немецкая принцесса, урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, заняла российский престол.
Личность нового хозяина и гений места совпали. Орлову Гатчина с ее рыцарским флёром пришлась, конечно же, по душе. Да и чем сам Орлов не рыцарь? Всеми качествами для своей благородной роли он обладал: и отвагой, и склонностью к авантюрам, и определенной, если не сказать ребяческой, непосредственностью, характерной более для сознания средневекового человека, нежели для гражданина, живущего в век Просвещения. Новый хозяин взялся благоустраивать Гатчину с той же страстью, с которой бросался исполнять поручения дамы сердца. Тем более что она активно контролировала процесс. В течение года шли подготовительные работы: организация пространства, подготовка проекта дворца, разработка добычи камня.
Архитектором стал Антонио Ринальди, и, конечно, образ архитектурно-паркового ансамбля виделся ему в итальянском стиле, однако с французскими и английскими нотами. Практическая же составляющая, предполагающая строительство из местных материалов, придала дворцу английской строгости и элегантности. Главным материалом здесь стал пудостский камень, он же известковый туф, на первый взгляд серый и неприметный, но имеющий удивительное свойство менять цвет при разном освещении. На солнце дворец, облицованный такой породой, начинает буквально светиться желто-розовым, в пасмурную погоду играет фактура камня, его пористость создает эффект благородной древности. В сочетании с башнями и сдержанным декором, со рвом, окружающим дворец, вся сложная концепция должна была указывать на то, кем является хозяин места. Важно было подчеркнуть, что владелец - человек, достигший высокого положения, смелый, решительный, деятельный, но и умеющий отдыхать, предаваться охоте, пирам и прочим мужским увеселениям. Все это было свойственно царившему в архитектуре XVIII в. "говорящему принципу".
"Превосходное для одного не всегда является превосходным для другого. Дом князя не должен быть построен как дом частного лица, и так же дом частного лица - как дом человека, облеченного должностями" - так определял этот принцип один из законодателей архитектурной моды, Жермен Боффран. И каждая деталь резиденции графа Орлова должна была стать знаком в его биографии, выражением его личности. Активное строительство шло в Гатчине до конца 1770-х: почти 10 лет возводился сам дворец, еще дольше обустраивался парк и окрестности. Все это время сюда часто наведывалась императрица, но не только затем, чтобы следить за работами и отдавать распоряжения по внутренней отделке дворца. Здесь она и отдыхала душой: купалась в озерах, охотилась, гуляла по тенистым аллеям, вероятно, мечтая о встрече с Жан-Жаком Руссо, которого пыталась заманить сюда с самого начала обустройства имения.
Любовь царицы к Гатчине пережила любовь к ее владельцу, но и она оказалась не вечной, а эпилог ее был и вовсе противоречивым. После смерти Орлова в память о былом и прекрасном царица выкупила имение у наследников, но не для себя, а для сына Павла, которого она не очень-то жаловала. В некогда любимую Гатчину царица отправила наследника как в ссылку - с глаз долой. Наследник престола нашел такую немилость если не подарком судьбы, то вполне удачным развитием событий. В Гатчине, в отдалении от Петербурга, где всем правила мать, он мог наконец развернуться, подчинить себе пространство и людей. Главное, тут у него появилась своя собственная армия, такой же потешный полк, какой был и у его отца, Петра III. Со своим войском Павел проводил почти все свободное время, он лично на плацу перед дворцом руководил муштрой солдат, командовал озерной флотилией, драгунским, гусарским, жандармским и артиллерийским полками. Такая деятельность, безусловно, придавала будущему монарху уверенности в своих силах, позволяя избывать травмы детства и юности, изживать последствия вечного пренебрежения им при дворе матери. Деятельность эта была не только терапевтической для израненной души цесаревича, но и полезной для места.
Поскольку армия Павла была довольно внушительной (127 офицеров и почти 2500 нижних чинов), для того чтобы обеспечивать ее всем необходимым, нужна была соответствующая инфраструктура. И она развивалась бурными темпами. Вокруг дворца стремительно вырастали казармы, конюшни, арсеналы, за ними - пекарни, суконная фабрика, мастерские, мануфактуры фарфоровой и стеклянной посуды. Потешный полк превратил Гатчину из феодальной вотчины в многолюдный и оживленный город. Или даже в государство в государстве. Порядки ведь тут тоже были свои собственные. В 1790-х гг. Павел взялся за переустройство дворца и парка и активно вел работы и после своего восшествия на престол.
Образцом он себе поставил замок Шантийи под Парижем, в котором цесаревич побывал в 1782 г. во время заграничного путешествия со своей второй женой, Марией Федоровной (урожденной Софией Доротеей Вюртембергской). При Павле архитектор Винченцо Бренна расширил многие служебные помещения, одноэтажные каре дворца увеличил до 3-х этажей, перестроил колоннаду и открытые аркады, разбил рядом с дворцом Собственный сад.
Полагают, что и знаменитый подземный ход появился во дворце при Павле I - слишком это созвучно его мнительной натуре. Но нет, подземный ход, соединенный с гротом "Эхо", что находится у Серебряного озера, был построен еще при Орлове. И он вовсе не связан ни с какими конспирологическими теориями, это просто дань романтической традиции. Парадные интерьеры дворца не подверглись сильным изменениям, что удивительно, ведь внутренним убранством занималась тут его мать, и в пику ей он мог бы изменить все до неузнаваемости. Однако Павел I был не настолько своенравным и несправедливым, как воображают многие. Все сделанное по-настоящему хорошо он ценил. А усовершенствовать что-то в главных залах дворца было почти невозможно. Об этом свидетельствовала и опись дворца 1796 г. в которой Мария Федоровна оставила свои пометки.
Отдельное место в этом документе заняли знаменитые античные горельефы, украшающие Белый зал - самое большое и торжественное помещение дворца. Особую ценность представляют "Церера и Флора", "Жертвоприношение императора Тита" и "Путник" - подлинные памятники античности, датированные примерно I веком н.э.
Фреска "Жертвоприношение императора Тита"
Произведения эти и сегодня представлены во дворце, но в сильно разрушенном виде: они пострадали во время пожара, случившегося здесь во время войны. При реконструкции, затеянной Павлом, Белый зал пополнился новыми работами. Помещение украсили мраморные рельефы на тему жизни А.Македонского итальянца Солари, "Драка амуров" фламандца Дюкенуа и "Кидиппа на колеснице" русского скульптора С.Теглева.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 19 Ноя 2023, 16:02 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
| Рельеф «Кидиппа (Арисия) на колеснице»
Куда более внушительным изменениям подверглись небольшие помещения. Кабинет Орлова и его же Китайская комната были переделаны в скромные тронные залы: первый - самого Павла, второй - Марии Федоровны. Тронная императрицы стала известна еще как Картинная комната.
Сегодня в ней экспонируется 59 картин, часть из них из коллекции Орлова, часть была привезена новыми хозяевами. Также при Павле были выявлены ошибки в расчетах Ринальди, из-за чего стали разрушаться открытые колоннады дворца. Винченцо Бренна предложил заложить лоджии камнем, а все образовавшееся пространство вместе с частью примыкавших к нему комнат превратить в Чесменскую галерею, посвященную победе русского флота в сражении с турками при Чесме в 1770 году.
Однако остановив разрушения, грозящие произойти по недосмотру своего предшественника, архитектор никак не мог предусмотреть разрушений, связанных с войной. Галерея была уничтожена в пожаре 1944 г. Интерьер решили не воссоздавать, теперь на месте Чесменской галереи "Зал памяти Великой Отечественной войны 1941–1945 годов". Так или иначе, почти все переделки в Гатчинском дворце во время павловской реконструкции были связаны больше с тех. моментами, нежели с амбициями Павла непременно оставить свой след, непременно сделать по-своему. Все объясняется просто. В Гатчине он нашел возможность проявить свои таланты преобразователя иначе. Главным архитектурным памятником Павлу I здесь является Приоратский замок.
Он не сразу привлекает к себе внимание путешественников: не стоит на возвышенности, его шпиль не возносится в небеса - напротив, укрывшийся в низине, на берегу Черного озера, он открывается публике лишь с небольшого расстояния. Этот крохотный дворец, этот тихий монастырь так прост и строг, что не вызывает никаких бурных чувств, ничего в душе не переворачивает. И все же стоит его только увидеть, интерес к нему уже не отпускает, его стены явно заключают какую-то весьма необычную историю. И это действительно так. Необычна сама история появления Приоратского замка.
Этот скромный на первый взгляд дворец, казалось бы, всего лишь архитектурная игрушка - результат сложных исторических перипетий, военно-политических интриг и амбиций. Замок не был бы возведен в отдаленной от шумного Петербурга Гатчине, не случись Французской революции, не появись на мировой арене Наполеон. Ведь именно когда Бонапарт захватил Мальту, рыцари Мальтийского ордена обратились к Павлу I за поддержкой и с просьбой принять на себя сан Великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского. Конечно, русский император, воспитанный на легендах о славных рыцарях и мечтавший, что когда-нибудь ему и самому представится возможность проявить отвагу, доблесть и решительность, с радостью согласился. В январе 1797 г. Павел I подписал Конвенцию, по которой в России создавалось "Великое приорство" мальтийского ордена. Сначала для размещения администрации приорства ордену был передан бывший Воронцовский дворец в Петербурге, позже император решил построить резиденцию для приора мальтийского ордена, принца Конде, в своей любимой Гатчине. Любопытны архитектура и сам способ строительства дворца. Если резиденции для русских монархов проектировали иностранцы, чаще всего итальянцы и французы, то дворец для иноземных рыцарей было поручено создать русскому архитектору Н.Львову.
И этот талантливый мастер подошел к делу с выдумкой. Главной особенностью композиции замка стала ее абсолютная несимметричность, со всех 4-х сторон дворец выглядит так, будто смотришь на разные здания. Другая важная отличительная черта связана с технологией. Львов распорядился построить дворец из землебитных блоков. Ранее эту методику он использовал при строительстве "хижины" для фаворитки императора, Е.Нелидовой. Такой способ позволил возвести стены дворца всего за 3 мес. и потратить на них в 10 раз меньше, чем при строительстве из обычного камня. Рыцарство, конечно, Павел уважал, но и деньгами, судя по всему, разбрасываться не хотел. К тому же экономия в этом случае не приводила к потере качества - стены испытывали на прочность придворные офицеры, пытавшиеся разрушить их палашами.
Форма для производства земляных кирпичей
Землебитные механизмы, показавшие такую эффективность, сегодня являются частью экспозиции замка. Приорат как музей, куда больше интересен своими интерьерами, предметами быта, передающими дальнейшую историю дворца. Да и не только дворца. А мировой политики. Например, сегодня в музее под стеклом можно увидеть замысловатую политическую британскую карикатуру "Русский Забияка получает по заслугам вместе со своими помощниками". Когда революционные бури во Франции стихли, русские и французские правители пошли на осторожное сближение, однако тут же у России случился разлад с Британией, и англичане как назло полезли на Мальту, чем не на шутку разозлили вспыльчивого русского царя. Не стерпев оскорбления, Павел I сначала издал указ о наложении секвестра на все англ. суда во всех российских портах и о запрете продажи англ. товаров в империи, а после и вовсе замыслил поход в Индию, чтобы потревожить там британские колонии. Он даже успел отправить войско в Среднюю Азию, где у англичан тоже были свои интересы. Быть может, могла бы разразиться большая война, но авантюра закончилась, не успев начаться. В 1801 г. император пал жертвой очередного дворцового заговора. Приорат был передан в гос. казну. Новое применение ему нашла вдовствующая императрица Мария Федоровна. Она приспособила замок под лютеранский храм, а позже уже ее правнук, Александр III, разместил в Приоратском дворце певчих придворной Капеллы.
Под новое начинание в Приорате провели реконструкцию, заменили перекрытия, устроили потолок дощато-кессонной конструкции, что обеспечило не только крепость за счет равномерного распределения нагрузки, но и отличную акустику. А еще эти потолки очень красивы. Может быть, они не так сложны, как умопомрачительный рисунок на паркете в Белом зале Гатчинского дворца, но они так очаровательны, что не отвести глаз. В нескольких залах Приоратского замка сегодня собрана коллекция мебели, посуды, картин, которой также пользовались члены семьи Александра III. Вообще, тут много примет его эпохи, ведь Гатчина стала для предпоследнего русского царя настоящей отдушиной. А еще - полигоном для инноваций и модернизации. Эта новая страница истории Гатчины заслуживает особого внимания.
Александр III запомнился многим как монарх, открывший моду на русский стиль, в основе которого обращение к национальным истокам и допетровским традициям. Эпоха Александра III - это Спас на Крови, русское узорочье, расцвет славянофильства, бороды в конце концов. И вместе с тем это время научно-технического прогресса, роста промышленности, внедрения новых технологий. Русский царь ценил комфорт и горячо приветствовал развитие технологий, облегчающих быт. Бытовой комфорт он привнес и в Гатчину, в которую переехал после того, как близкие окончательно убедили его, насколько небезопасно ему оставаться в столице после всех покушений.
В конце XIX в. Гатчинский дворец вновь подвергся существенным переделкам. В него провели электричество, телефонную связь, водопровод и канализацию, печное отопление заменили калориферным. Да что дворец, сам город преобразился. Александр III стремился к тому, чтобы благами цивилизации могли пользоваться все без исключения. Эл. фонари стали освещать улицы, водопровод и канализация были подведены ко многим зданиям. В Гатчине также появились оборудованные по последнему слову техники мед. учреждения, открылись новые школы. А из совсем уж диковинок появился вагончик, бегающий по подвесным рельсам между дворцом и вокзалом. Кроме того, в Гатчине, в Серебряном озере, испытали подводную лодку Степана Джевецкого, здесь прошли сравнительные стрельбы из винтовок системы С.Мосина и бельгийца Нагана. При этом сам по себе быт русского императора оставался скромным.
Он восхищался прогрессом, но не имел тяги к роскоши, шумным и дорогим увеселениям. Во дворце он занимал верхний этаж Арсенального каре, много работал, читал и писал. Отдыхать предпочитал в тишине и уединении, гуляя и дыша целебным, по мнению лейб-медика императора С.Боткина, воздухом гатчинских парков, удил рыбу. Последнее увлечение сделало императора автором крылатого выражения. Однажды во время рыбалки Александра III обеспокоил министр иностранных дел с просьбой о незамедлительной встрече с европейскими послами. Император спокойно ответил: "Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать".
В Гатчине, впрочем, чувство такое, что подождать может вообще все, что угодно. До того здесь хорошо. Кажется, что всего много и это все глубоко, сложно, но вместе с тем и просто, потому что гармонично. И оттого на душе легко и спокойно. Вот гуляешь по Собственному саду, спускаешься к тихим озерам, любуешься дивными островами и павильонами, удивляешься странно-конструктивистскому березовому домику - и понимаешь, что такими же тропами ходили когда-то и неутомимая, страстная Екатерина, и ее несчастный сын, грустный романтик Павел, а затем невозмутимо-афористичный Александр, к которому здесь проникаешься неподдельным сочувствием. Бродишь по дворцовым интерьерам и во многом явственно видишь влияние домовитой, благодетельной, набожной императрицы Марии Федоровны. Гуляешь по городу и вспоминаешь опять Марию Федоровну - тоже вдовствующую императрицу, но уже другую, не оставившую Гатчину после смерти мужа, Александра III, осветившую город благотворительностью в годы Первой мировой войны. Все переплелось здесь, но как красиво. Как тропинки, петляющие в парках, но неизменно выводящие к сверкающим на солнце прудам. Как затейливая застройка, чью разномастность, словно в старых русских городах, примиряют маковки церквей и шпили соборов. Как воспоминание о чем-то очень светлом и радостном. Как предвосхищение чего-то нового и необычайного. Марина Ярдаева 05.06. 2023, журнал "Русский мир" https://rusmir.media/2023/06/05/gatchina
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 25 Дек 2023, 13:10 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
| ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ По воскресеньям у Приоратского дворца раздается залп из орудия - копии XVIII в. Традицию полуденных выстрелов, существовавшую при императоре Павле, возродил ГМЗ «Гатчина». Церемония привлекает людей, это сказывается в том числе на количестве посетителей Приората.
Уходящий год при всех его сложностях для «Гатчины» был неплохим, туда приезжают все больше людей. В этом году по сравнению с прошлым посещаемость выросла примерно вполовину. Не исключено, через пару лет «Гатчина» будет принимать до миллиона посетителей. Продолжаются масштабные реставрационные работы во дворце и в парке. Близки к завершению залы Китайской галереи. Их реставрация длится 4-й год. Это огромное пространство, почти половина 3-го этажа Арсенального каре. Предстоит его музеефикация. Процесс будет долгим. Для наполнения залов нужны предметы, их надо собирать.
Сейчас внимание реставраторов сосредоточено на «залах за галереями», а также на комнатах Павла I, которые никогда не восстанавливались. В помещения императора публика получит доступ в следующем году. Завершена продолжавшаяся несколько лет реставрация фасадов дворца. Сняты строительные леса во внутреннем дворе Кухонного каре. Впервые можно оценить его красоту.
Заметно продвинулся музей в реставрации парковых павильонов, до которых раньше руки не доходили. Уже в этом году перед посетителями парка в первозданном виде предстанет павильон Орла. Продолжается восстановление Горбатого моста - визитной карточки Гатчины. Он был разрушен в войну, несколько раз реставрировался, страдал от вандалов. Мост откроется в следующем сезоне. Облагорожена территория вокруг Приоратского дворца. Там появились скамейки, цветники, терраса на воде. Теперь это красивое, романтичное пространство.
В Гатчине не приветствуется большое число выставок: лучше сделать один блокбастер, чем много маленьких, интересных только специалистам экспозиций. Одна из самых запоминающихся выставок уходящего года была посвящена датской принцессе Дагмар, супруге императора Александра III. Интерес посетителей музея вызвала выставка «Октябрь 1917‑го. Место силы - Гатчина». Она рассказывала о событиях 2-го этапа революции 1917 г. - попытке организовать вооруженное сопротивление новой власти в южных пригородах Петрограда. Уже работает в Гатчинском дворце для межмузейная выставка «Империя смотрит на Восток», посвященная дип. миссии последнего российского императора Николая II в страны Востока - Египет, Индию, Китай, Японию.
22.декабря открылась выставка «ЛЕГЕНДА, РАСКРЫВШАЯ СЕКРЕТ. ЛАКОВАЯ ШКАТУЛКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГАТЧИНСКОГО ДВОРЦА» На выставке одного экспоната посетители увидят китайскую шкатулку эпохи династии Цин. Самые прекрасные истории любви не обязательно пересказывать словами: легенда может поместиться на крышке шкатулки – правда, если это уникальная шкатулка тончайшей работы. Черный, цветной и золотой лак, дерево и шелк: китайские мастера эпохи династии Цин использовали эти материалы, создавая лаковую шкатулку для драгоценных тканей. На ней изображены Пастух и Ткачиха – герои древней легенды. Гатчинский музей-заповедник предлагает оценить работу китайских творцов ушедшей эпохи. Выставка продолжит работу до 3 марта 2024 г. Летом музей провел несколько фестивалей и праздников, в их числе «Русский рок в Гатчине», «Джазовые выходные» и «Ночь света». В следующем году они также в планах музея. Не исключено, что вернется и популярная «Ночь музыки». Поставить сцену на плоты посреди Белого озера - задача сложная. В предыдущие годы с ней справлялись военные. Сейчас Гатчинский и Приоратский дворцы готовятся к традиционному фестивалю «Новогодняя кутерьма». Со 2 по 8 января там будет происходить то, чего обычно в музеях не бывает: песни, пляски, игры, развлечения, гадания. Перед дворцом будет развернута ярмарка. Вход на ярмарку свободный. Единый билет во дворец будет включать в себя не только посещение музея, но и концерты в театральном зале дворца. https://gatchinapalace.ru/events/exhibitions/4422/ https://spbvedomosti.ru/news....e-pavle
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 17 Фев 2024, 16:42 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
| ОДИН
В судьбе императора Павла I много загадок. Русские императоры носили имена: Петр - трое, Александр - трое, Николай - двое. И еще - Павел. Единственный, кому досталось это имя. Потому - Первый. И последний .Формально к Павлу Петровичу можно причислить еще троих представителей династии. Был в истории Иван Антонович. В досоветское время его титуловали Иваном III, ведя счет от первого русского царя, И.Грозного. Позже и нынче - Иваном VI, считая от вел. князя И.Калиты. Но если говорить только об имперском периоде, то Иван Антонович - Первый. Де-факто этот император никогда государством не правил. Зато оно поиздевалось над мучеником всласть. В итоге, проведя почти всю жизнь в заключении, он в неполные 24 года был убит охранниками в Шлиссельбургской крепости. И еще одна деталь. И.А. Брауншвейгский не был коронован. То есть трон, скипетр и державу не принимал. Преисполненной глубоких смыслов церемонии помазания на царство также не было.
Еще меньше поводов считаться императором имеется у вел. князя Константина - второго сына Павла I. После смерти его венценосного брата в 1825 г. чиновники Петербурга и столичный гарнизон исправно присягали как раз ему - следующему по старшинству брату Константину, пребывавшему в Варшаве и вовсе не собиравшемуся жить в Зимнем дворце. Неофициальный наместник царства Польского ждал известия о том, что вскрыт наконец-то конверт, в который еще в 1823 г. Александр I вложил подписанный им манифест. Бумага ясно излагала, что престол после ухода Благословенного переходит вел. князю Николаю Павловичу, третьему брату. Так и случилось. Документ обнародовали, и все прояснилось. Николай I - на престоле, князь Константин - в Варшаве, затеявшие на Сенатской пл. декабрьскую смуту господа офицеры - в равелинах Петропавловской крепости.
16 дней псевдоцарствования Константина называют не иначе как "междуцарствием".С таким же успехом можно считать последним русским императором вел. князя Михаила Александровича, мл. брата Николая II. Опять-таки формально государь передал престол брату, в обход прямого наследника - сына Алексея. В нарушение закона о престолонаследии! Довольно сказать, что русский царь — это не только олицетворение гос. власти, но и священный сан. В России коронация, помазание на царство - акты, проводимые под сенью РПЦ. Обратный процесс без ее участия также невозможен. Желание государя отказаться от престола должно быть освящено высшими иерархами. В противном случае это не более чем желание. Несколько судорожная попытка государя запутать заговорщиков, выиграть время и все-таки вернуть ситуацию под контроль привела к тому, что несколько часов жизни Михаил Александрович "числился" императором.
С Павлом Петровичем никакой ошибки нет. Он без всякой натяжки единственный из правивших Россией императоров, "традицию имени" не продливший. Пусть это покажется чем-то случайным, несерьезным, даже нелепостью. Но судьба "бедного Павла" настолько полна всякой мистики, настолько испещрена тайными знаками и символами, настолько метафизична, что казус с именем тоже определенным образом мог влиять на эту судьбу, внести лепту в большую копилку необычности Павла. Несмотря на то, что сразу после гибели государя на всю публичную информацию, связанную с его царствованием и им лично, было наложено высочайшее табу, которое действовало целый век.
Единственный, кому удалось публично напомнить о деятельности Павла Петровича, - это генерал Дм. Милютин, на тот момент профессор Императорской военной академии, а впоследствии военный министр Российской империи. В 1857 г. он издал исследование "История войны 1799 г. между Россией и Францией в царствование императора Павла I", посвященное итальянскому походу фельдмаршала А.Суворова. Едва запрет сняли, появилось и некоторое количество новых глубоких исследований. Видать, даже под спудом тема не давала покоя специалистам.
В 1901 г., видимо к 100-летию смерти, вышел серьезный, хотя и подвергнутый стерилизации, труд Н.Шильдера "Император Павел Первый". Следом появился ряд работ Е.Шумигорского и М.Клочкова, в которых павловский период препарировался предметно, на основании документов и анализа. Интересную работу задумал в 1913 г. поэт и мемуарист Вл. Ходасевич, но время для реализации проекта оказалось неудачным - война. Нам остались только первые главы и подробные планы. В советский период Павел вновь оказался в опале. Он был крайне удобной фигурой для пропагандистов всех мастей, использовавших вместо доказанных фактов многочисленные анекдоты, донесенные через годы различными мемуаристами конца XVIII - начала XIX в. по большей части из числа обиженных государем. Из контекста вырывались сюжеты, характеризующие императора как исключительно глупого, болезненно амбициозного, грубого человека и бестолкового правителя.
Так, из "Записок" генерала Н.Саблукова выдернули действительно нелепые истории, связанные, например, с эпидемией переодевания чиновного и армейского люда, затеянного Павлом. Однако даже не собирались цитировать какие-то основополагающие заявления офицера-конногвардейца на счет царя, которого в связи с особенностями службы Саблуков знал лично и часто с ним встречался: "Во все это время я состоял при дворе этого государя и имел полную возможность узнать все, что там происходит, не говоря уже о том, что я лично был знаком с самим императором и со всеми членами императорского дома, равно как и со всеми влиятельными личностями того времени. Все это, вместе взятое, и побудило меня записать все то, что я помню о событиях этой знаменательной эпохи, в надежде, что, таким образом, быть может, прольется новый свет на характер Павла I, человека, во всяком случае, незаурядного".
Далее узкий ручей изобличающих исследований превращался в мощный поток, принимающий в себя разные виды искусства и поп-культуры. Карикатурность образа Павла особенно явно видна в к/ф "Суворов", снятом Вс. Пудовкиным в 1940 г. Были исключения, но крайне редко. Научные труды генерал-фельдмаршала сегодня читают немногие, а вот кино смотрят и поп-литературой с поп-историей увлекаются. Поэтому нынешний образ Павла I - по-прежнему однобокий и какой-то шутовской. А уж о его идеях и затеях на предмет гос. переустройства в начале XXI в. почти не ведают, обращая внимание более всего на обстоятельства его жуткой смерти. В связи с этим и хочется сконцентрироваться на нескольких принципиальных моментах судьбы Павла Петровича, чтобы представления о ней были ближе к истине, а образ царя - реалистичнее. Чтобы слова Саблукова о его незаурядности и фраза знаменитого генерала А.Ермолова "у покойного императора были великие черты, и исторический его характер еще не определен у нас" обрели дополнительное содержание.
Сын своего отца? Это - один из ключевых вопросов, которым много лет заняты исследователи. Если бы имелся однозначный ответ, многое в судьбе вели. князя Павла Петровича мгновенно прояснилось бы. Такого ответа, вероятно, никогда не будет. Так что стоит прислушаться к доводам сторонников 2-х гипотез. Первые уверены в том, что Павел - сын императора Петра III, рожденного сестрой императрицы Елизаветы Петровны, а стало быть, являвшегося внуком Петра Великого. Таким образом, Павел - законный наследник трона, каковым "дщерь Петрова" с первого дня и пыталась его воспитать. Для чего удалила мать - вел. княгиню Екатерину, да так, что сына она впервые увидела через 3 мес. после родов. И далее многие годы, фактически до смерти Елизаветы Петровны, мать видела дитя редко и только по спец. разрешению царицы. Отцу, вел. князю Петру Федоровичу, что жена Екатерина, что сын Павел были глубоко безразличны.
Будущий "царь на час" Петр III жил игрой в живых солдатиков в дарованном загородном дворце Ораниенбаум. К слову, "игрушек" - голштинских солдат - было более полутора тысяч. Далеко не все они были родом из родного Петру герцогства Гольштейн на севере Германии. Встречались курляндцы, малороссы, даже великороссы. Ну да это не важно. Важно, что всех до одного готовили по модной прусской военной методе короля Фридриха Великого. Помимо экзерсисов Петр играл на скрипке, пил вино и как мог веселился. В свое время доктора поставили ему крайне редкий диагноз. По некоторым причинам будущий император не мог иметь детей. А от Екатерины и вовсе не хотел. Тут - первая интрига. Сторонники версии, что Петр и Павел не имели родственных отношений, приводят всяческие рассказы о том, что после нескольких лет ожиданий рождения наследника престола Елизавета Петровна приставила к вел. княгине гофмейстериной свою любимицу статс-даму Марию Чоглокову вместе с мужем. Как эталонная семья, имевшая 8 детей, Чоглоковы должны были являться живым напоминанием святости семейных уз и радостей семейной жизни. Когда терпение императрицы оказалось на исходе, Чоглокова якобы получила инструкцию склонить Екатерину к адюльтеру. Мораль моралью, но государству нужен наследник, правнук Петра Великого, твердила начинающая стареть царица. Выбор пал на С.Салтыкова, камергера великокняжеского двора. В пользу этой версии говорит то, что сразу после рождения ребенка Салтыкова отослали сначала в Стокгольм, затем в Гамбург. Он навсегда затерялся в Европе. Даже место и дата его смерти точно не известны. Еще один аргумент: внешнее сходство.
Да, Павел похож на Петра III. Как говорила сама Екатерина Великая, "одно лицо", сравнивая их миниатюры. Но не менее, если не более, Павел похож и на Салтыкова, чей портрет сохранился. О том, что "царь настоящий", говорила сама Екатерина. Апологеты гипотезы утверждают также, что Петру Федоровичу была сделана соответствующая операция. И вскоре родился Павел. Тут уместно напомнить, что Павел - это третья беременность Екатерины. Первые две были неудачными. Волей-неволей возникает вопрос: кто имеет отношение к этим двум первым случаям? С февраля 1753-го по сентябрь 1754-го, в котором родился Павел, Салтыков находился при дворе. Сторонники законнорожденности Павла больше склонны к аргументам психологического свойства. Сильно схожи психотипы 2-х императоров, у них общие интересы и увлечения. После воцарения Павел попытался решать те же гос. проблемы, что беспокоили и Петра III. Наконец, сильные и постоянные переживания Павла, связанные с непонятной смертью отца, по офиц. версии, арестованного и внезапно скончавшегося в имении Ропша. От смертельной колики. Чья шпага устроила эту колику, не Алексея ли Орлова, размышлял сначала 8-летний мальчик, потом взрослый вел. князь при царице-матушке, потом - император.
Но ежели Петр - не отец, ежели никакие духовные и генные узы не связывают, то что так мучиться и ненавидеть? И не только А. Орлова? Наоборот, все хорошо устроилось. Не всегда адекватный "папенька" исчез, биологический - тоже без претензий, на троне маменька, с которой пока вполне вменяемые, хотя и прохладные, без поцелуйчиков, отношения. И трон, рано или поздно, достанется тебе, объявленному наследником еще в 1762 г. Следующий ключевой вопрос, связанный с формированием павловского характера и воззрений, - отношения с Екатериной II. Склонные к упрощениям объясняют все возраставшие нелюбовь и недоверие между матерью и сыном тем, что изъявшая Павла бабушка в зародыше убила природные инстинкты обоих. Думается, все гораздо сложнее и запутаннее. В юности Павла его отношения с Екатериной были не такие уж плохие. Есть тому свидетельства в записях вел. князя. Павла стали подключать к работе с документами, к утренним докладам министров. Был случай, когда государыня увела его в кабинет, где они обсудили две важные темы. Что за темы - неизвестно, но эксперимент на этом оборвался. Наверное, не сошлись во взглядах. У Павла было хорошее по тем временам образование.
Его учителя по уровню отличались друг от друга, но главный педагог, Н.И. Панин, компенсировал все нюансы собственными знаниями и авторитетом. Почти все, кто знал этого эрудита, дипломата и царедворца, отзывались о нем в превосходной степени. Камергер двора Екатерины Ф.Голицын, Д.Фонвизин в мемуарах "Житие графа Панина", тот же Н.Саблуков, оставивший дневники, преподаватель точных наук Павла С.Порошин, церемониймейстер павловского двора Ф.Головкин... Однако сама Екатерина со временем доверие к Панину переменила на осторожность и в конце концов под предлогом женитьбы Павла от воспитанника Никиту Ивановича удалила. Сложные отношения императрицы с главным лицом ее МИДа не мешали ей постоянно рассчитывать на Панина, поддержавшего царицу еще во время переворота 1762 г. Панин имел огромное влияние на Екатерину в международных делах, был советником в вопросах полит. устройства страны. В то же время государыня помнила его твердую позицию по вопросу, кому после Петра III всходить на престол. Убежденный сторонник европейского порядка, главенства закона над желанием, преимущества парламентской монархии перед абсолютистской властью, Панин считал, что императором должен был стать Павел. При регентше Екатерине. Еще до переворота Екатерина обронила: "Лучше быть матерью императора, чем его женой". Но когда дошло до дела, выяснилось, что лучше быть императрицей.
Екатерина чаяния Панина не разделила. И взяла точку зрения Орловых, чье благополучие находилось в руках недавней вел. княгини. Орловы знали, что Павел ничего, связанного с Петром III, не забыл. Желая того или нет, Никита Иванович, ежедневно общаясь с наследником до его 19-летия, много рассказывал ему об устройстве России и двора. И о том, что надобно сделать, чтобы стало лучше. Не все сказанное совпадало с точкой зрения его матери. Окончательный разлад наступил после рождения первенца - вел. князя Александра Павловича. Это случилось через год после вступления Павла во второй брак после смерти жены Натальи Алексеевны. Мария Федоровна по части здоровья оказалась ей не чета. 10 детей за 21 год появились на свет в их семье и только один - в императорском статусе.
Царица не стала повторять ошибки Елизаветы Петровны. Александра няньками и мамками не окружили. В темных комнатах со спертым воздухом не держали. От родителей не прятали. Правда, отселить из малого двора в большой - отселили. Жил Александр при бабушке. Учили его европейские учителя вперемежку с русскими. Самым влиятельным был швейцарец Лагарп, вполне себе законченный либерал. Не думать о том, что Екатерина готовит себе нового наследника, не получалось. Слишком очевидной была эта подготовка. И Павел всерьез задумался о том, что зря он ждет трона, так и помрет вел. князем. Хорошо, если своей смертью. И зависело все - от матушки. Как и в день совершеннолетия, когда наследник так и не дождался обещанного скипетра.
В таком состоянии с рождения впечатлительный Павел прожил почти 20 лет. Поневоле станешь мнительным, подозрительным, вспыльчивым, раздражительным, гневливым. Что ему там еще приписывали? Ах да, жестоким, деспотичным. Самодуром. Нетрудно представить, какие чувства бродили в душе взошедшего на престол 42-летнего Павла Петровича в отношении тех господ, что поддерживали в матушке сомнения и подозрения в его адрес. Самым трудным в общении с новым императором было то, что из состояния веселости в состояние гнева и обратно он приходил за считанные минуты, а то и секунды. Мало кто успевал спрогнозировать ситуацию. В то же время врожденное чувство юмора, которое отмечали многие современники, смешанное чудным образом с донкихотскими представлениями о благородстве и рыцарстве, помноженные на сформировавшуюся с годами мстительность, дали ошеломляющий результат. Как в плохом, так и в хорошем смысле.
Например, похороны матери государь превратил в шоу смыслов, заставив вместе с гробом Екатерины хоронить и гроб с останками Петра III, а в траурной процессии первым за дрогами идти предполагаемого убийцу, А.Орлова. После этого в лучших домах Петербурга несколько ночей не спали. Ждали колокольчиков. Но не случилось. Хорошее в адской смеси характера и мотивов Павла то, что, приняв казавшееся ему правильным решение, он и тени сомнения не испытывал, приступая к его реализации. И если решение на самом деле было правильным, то успех не заставлял ждать. Хуже было, если решение несло в себе и положительное, и отрицательное зерно. Как это случилось с реформой армии. К концу XVIII в. "екатерининские орлы" постарели и растеряли часть оперения. Последние войны государыня выиграла: у турок и персов, разделила Польшу. Со шведами в 1790 г. вышла ничья. Казалось бы, что беспокоиться? Армия требует реформ не только тогда, когда она плохая. Но и тогда, когда она устаревает. По сути, армия Павла разделилась на несколько частей. Корпуса, в которых люди суворовского типа продолжали поддерживать порядок и на свой страх и риск учить солдат воевать и думать по-новому. Армейские полки, брошенные в дальних гарнизонах на съедение полуграмотных полковых командиров. И гвардия, стоявшая в Петербурге и вполне собой довольная. Она пухла от записанных в нее мальчиками для продвижения в чинах недорослей-аристократов. Она играла, танцевала, выпивала, не уставая при случае напомнить, кто возвел на престол трех императриц в XVIII в.:двух Екатерин и Елизавету.
Что в деталях правильно задумал Павел? Озаботиться военным образованием. Создать инженерные войска. Очистить элитные полки от офицерского балласта. Запретить давать офицерский патент недворянам для поддержания престижа военной службы. Запретить записывать в полки детей на вырост. Не хватало только общей конструкции, куда бы все это было вписано. Доктрина, сформулированная великим Суворовым, вполне могла послужить основой для создания армии нового типа, нового военного мышления. Но Павел выбрал милого его сердцу Фридриха Великого, уже 10 лет, как умершего. Прусская модель устарела не меньше, чем русская. Это доказали войны Пруссии с наполеоновской Францией. Если уж менять старое, так на новое. А не на чужое старое.
Конфликт Павла и Суворова, в результате чего полководец на 2 года оказался отстранен от службы, а после итальянско-швейцарского триумфа вновь наказан, не имел изначально личных причин. Кроме одной: Павел подсознательно плохо относился к людям, которым благоволила его мать. Но при необходимости он умел быть обходительным. Положись государь на нескольких проверенных войнами генералов, доверься им, согласись с их предложениями - глядишь, и армия бы обновилась, и офицерский корпус не ушел бы в глухую оппозицию. Ну а уж если драка началась, побеждает тот, кто сильней. Сначала сильнее оказался Павел. И более 2,5 тыс. офицеров и генералов оказались не у дел. Потом, в марте 1801 г., сильнее оказались гвардейские офицеры. А солдаты на помощь любимому ими императору не пришли.
Как ни странно прозвучит, но в конфликте армии и царя виноват в том числе и Суворов. Проще всего объяснить истерику Павла в связи со скоморошничеством фельдмаршала, его дурным характером. Но ведь даже попытки объяснить ошибки, поменять точку зрения никто из высшего генералитета не предпринял. А Павел не с ума сходил, он попросту не имел никакого боевого опыта. В отличие от Петра Великого. Или хотя бы своего старшего сына. Тот, будучи еще без опыта, тоже занимался глупостями на поле Аустерлица. Пишут порой: Павел обиделся на Суворова за критику его военной реформы. Они на эту тему толком-то и не говорили. А распаляли Павла знавшие его слабости придворные, замешанные в большой международной игре. Кто играл на сплетнях о грядущих суворовских бунтах, кто на неуважении полководца к царским наградам в отличие от австрийских и пьемонтских.
Оценки того, что сделал за неполные 4 года Павел во внутренней политике, тоже полярно разнятся. Одни радикалы, склонные считать этого императора сумасшедшим, утверждают, что он был подчинен одной идее - разрушить хозяйство, созданное матерью. А так как Екатерина строила его под дворянское сословие, создав из петровских дворян-работяг привилегированный класс хорошо живущих и ничем особенным не обязанных взамен людей, следовало эту социальную группу отрезвить. И Павел отрезвлял, насколько фантазии хватало.
Император Павел I со свитой у внутреннего караула в Гатчинском дворце
Ввел трехдневную барщину вместо неограниченной, чем нанес урон дворянским поместьям. Тут же хочется спросить: а что, всю неделю возиться на барских полях, забыв про собственную землю, в перспективе государству выгодно? Крестьяне повымрут или уйдут в бега - и где тогда искать помещичью выгоду? Этот документ, означенный даже не как закон, а как манифест, опубликованный в день коронации Павла, - программная штука, определяющая отношение государя к крестьянскому вопросу. А он разрешится только спустя 60 лет после его гибели. И то - не до конца. Вообще, в отношении крестьян Павел попытался сделать много: отменил хлебную подать, запретил продавать крепостных без земли и хозяйства, разрешил подавать апелляции в суды и жалобы на помещиков. Порой складывается впечатление, что Павел чувствовал скорый конец. И потому торопился. А повсеместно отстававшие от его бешеного темпа только раздражали. Или другое - он слишком долго ждал своего часа, а когда час пробил, начал судорожно осуществлять все то, что обдумывал и придумывал в годы вынужденного простоя. Но в России быстро ломать нельзя. Обязательно прольется кровь. Либо того, кто отдал приказ крушить. Либо - всех скопом.
Рассуждения о том, что Павла к реформам толкали какие-то имеющие над ним власть силы, скорее всего, лишь рассуждения. Даже ссылки на его масонский вектор неуместны. Никто не спорит, главным воспитателем царя был один из первых русских масонов, Н. Панин, притащивший эту красоту из Швеции, но отдадим должное "каменщикам": они проникали к нам и из Англии, и с территорий германских герцогств. К 80-м годам XVII в. в стране было трудно найти семью, где не было бы хоть одного родственника-масона. Павел не избежал этой участи. Он стал членом ложи в 1784 г., сразу после возвращения из долгого путешествия по Европам под именем графа Северного. Видать, лихо обрабатывали. Да и на родине было кому это делать. Примчался личный друг, архитектор В.Баженов, и уговорил-таки. Дружба сына с масонами не порадовала Екатерину, заподозрившую, что Павла втянут в какой-нибудь заговор против нее. Во многом с этим связаны гонения на видных масонов, грянувшие в 1785-м.
Числиться и быть - не одно и то же. Масонский номер Павел отбывал до зимы 1791/92 г., когда после крови, пролитой франц. революционерами, в одну минуту разочаровался в идеалах "свободы, равенства и братства", о которых ему толковали многие в Петербурге. Посему приехавший на Родину Баженов на сей раз был остановлен в грубой форме. На эту тему Павел больше ни с кем разговаривать не собирался. А самый влиятельный друг повлиять уже не мог - Панин скончался еще в 1783-м. Из друзей вел. князя масоны вскоре превратились в заклятых врагов императора. Да, Павел верил в свою Богом данную власть и не боялся драки. Но сил для того, чтобы удержать эту власть, он накопить не успел. Слишком мало было всего: друзей, единомышленников, преданных исполнителей, слишком мал он был как хозяин земли Русской, не успел вырасти. Не дали.
Кто там говорит про исключительно рациональное устройство нашего мира без всякой мистики, алогичных совпадений и непознанных символов? Всего действующих российских императоров (без императриц) было за неполных 200 лет 8. Каким-то образом ученые-антропологи устанавливают рост людей, давно почивших в бозе и скрытых от любопытствующего взора саркофагами и плитами. Известен рост каждого из 8-ми. От великана Николая Павловича, имевшего рост 205 см. до скромного по этой части Николая Александровича - 168. Самым маленьким был Павел - 1 метр 66 см. С латинского это имя так и переводится: paulus - малый, небольшой. Михаил Быков журнал "Русский мир" https://rusmir.media/2016/03/01/pavel
|
|
| |