[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МОНАСТЫРЬ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ
АнастасияДата: Воскресенье, 09 Окт 2011, 09:57 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
МОНАСТЫРЬ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ
Монастырь Вознесенская Давидова пустынь основан прп. Давидом Серпуховским в 1515 г. Давид Серпуховский (до пострижения – Данил) происходил из знатного рода князей Вяземских. Он был учеником Пафнутия Боровского, у которого в монастыре пробыл около 40 лет. В бытность свою в пафнутьевой обители он близко сдружился с Иосифом Волоцким. Последний побывал в Давидовой пустыни вскоре после ее основания и благословил святую обитель, хотя по состоянию здоровья ему уже не следовало пускаться в дальние путешествия. Основатель Иосифо-Волоцкого монастыря умер через 3 недели после визита в Давидову обитель.

   
Д.Серпуховский управлял своим монастырем 14 лет, до самой смерти. За эти годы в обители были выстроены 3 деревянных храма: Вознесенский, Успенский и Никольский, а также ряд жилых построек. Каменное строительство в монастыре началось при И.Грозном, который благоволил к Давидовой пустыни и не жалел денег на ее нужды. По указу грозного самодержца в обители начали строить каменный вознесенский собор, правда его строительство так и не было завершено. А в конце 1660-х годов, при царе Алексее Михайловиче, недостроенный храм разобрали и на его месте возвели новый собор, в перестроенном виде дошедший до наших дней.

Давидова пустынь имеет сложную историю. Несколько раз за ее почти пятисотлетнее существование она приходила в упадок, но затем снова возрождалась, становясь еще краше прежнего. В 1619 г, при царе Михаиле Федоровиче, ее разорили поляке совместно с «черкассами» (так именовались в те дни украинцы). Однако уже к концу царствования михаила Романова обитель была полностью восстановлена. Позже, однако, цари и патриархи не слишком часто вспоминали о скромной обители на реке Лопасни. Мало-помалу Давидова пустынь захирела, и в середине XVII в. патриарх Никон лишил ее самостоятельности, приписав к основанному им Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. Когда миновали бурные времена петровских реформ, монастырь прп. Давида сумел вновь стать на ноги за счет расточительного хозяйствования и вернул себе самостоятельность. В обители опять началось строительство, в частности в 1732 – 1740 гг. в ней была возведена колокольня со Знаменским храмом.

      
Но финансовое благополучие монастыря длилось недолго. Уже в 1764 г. екатерининский указ, лишавший монастыри их земель, снова поставил обитель на грань выживания. Лишь в самом конце XVIII и начале XIX в. Давидово-Вознесенская пустынь достигла некоторого благополучия благодаря помощи московского митрополита Платона. В этот период, в частности, был построен каменный Никольский храм, примкнувший к Воскресенскому собору. Но вернемся в XIX в. Разразившаяся война с Наполеоном вновь привела к оскудению обители. Непосредственно территории монастыря военные действия не коснулись, но большинству богатых окрестных помещиков среди которых были графы Орловы, князья Щербатовы и Шаховские) после пожара в Москве стало не до пожертвований в пользу святых обителей – нужно было восстанавливать свои сгоревшие московские дома. Памятью об Отечественной войне 1812 г. осталась в обители могила прославленного военачальника генерала Дохтурова. Воевавший со шведами еще при Екатерине II, славный воин сражался затем под Аустерлицем, оборонял Смоленск, геройски бился на Бородинском поле. Именно его дивизия после 36-часового кровопролитного сражения под Малоярославцем заставила армию Наполеона изменить планы и вместо богатых южных имений возвращаться домой по разоренной Смоленской дороге. После смерти в 1816 г. генерал был предан земле в стенах Давидовой пустыни.

   
Лишь к середине XIX в. в жизни монастыря наметился новый подъем. Особенно яркий след оставило в пустыне 12-летниее управление игумена Паисия в 1843-1854 гг. Умело ведя монастырское хозяйство, которое стало приносить доход, он также добился расширения территории обители, при нем были выстроены новая ограда, кельи и служебные постройки. Собор и колокольня при Паисии были перестроены, и весь ансамбль в целом приобрел черты ложнорусского стиля. Позже, в 1865 г. в обители был возведен еще один, Знаменский, храм, также примкнувший к Вознесенскому собору. Последней по времени постройкой в Давидовой пустыни стали Спасская церковь и Всехсятский храм при трапезной, возведенные в самом начале ХХ в. Интересным эпизодом в истории монастыря является появление на ее страницах фамилии А.П. Чехова. Знаменитый писатель, поселившийся в усадьбе Мелихово, неподалеку от Давидовой пустыни, стал земским врачом и нередко приходил в монастырь по разного рода мед. нуждам, поскольку обитель входила в его врачебный участок. По инициативе Чехова в бывшем корпусе монастырской гостиницы, что рядом с воротами обители, была открыта больница. После Октябрьской революции монастырь закрыли не сразу. Лишь в 1930-х годах монахам приказали очистить территорию. Тех, кто ослушался, ночью забрали и увезли в грузовиках в неизвестном направлении. Больше о них никто никогда не услышал. В настоятельном корпусе обители разместили сельхозтехникум, в кельях – общежитие, а храмы отдали под гаражи, склады и клуб. Заодно уничтожили монастырское кладбище.
Прикрепления: 0057706.png (171.1 Kb) · 1618055.png (122.3 Kb) · 3125650.png (116.7 Kb) · 6649848.png (104.3 Kb) · 9310322.png (96.6 Kb) · 1171580.png (124.7 Kb) · 7766167.png (140.3 Kb) · 7889097.png (119.5 Kb) · 3407542.png (107.7 Kb) · 4792566.png (188.3 Kb)
 

АнастасияДата: Воскресенье, 09 Окт 2011, 09:59 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Статус: Offline
Монастырь был возрожден лишь в 1995 г. С тех пор удалось восстановить практически весь его архитектурный ансамбль. И хотя монастыри вообще, и подмосковные в частности, всегда выглядят чистыми, ухоженными и опрятными, радуя глаз не только каменной музыкой храмов и иных построек, но и зеленью газонов и яркой пестротой цветочных куртин, но обитель прп. Д.Серпуховского выделяется даже на их фоне. Редко где с такой безграничной любовью обихаживают свой двор, храмы, ограду и башни, нечасто еще на подходе к монастырю чувствуешь, что он живет и благоденствует в атмосфере неустанной заботы.


И хотя из древних построек сейчас сохранились лишь соборный комплекс и Колокольня с Надвратным храмом, все равно посещение Давидовой пустыни оставляет в памяти ощущение истинного праздника.
Прикрепления: 5528697.png (113.7 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: